Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ушаковская средняя общеобразовательная школа
Курского района Курской области
Рассмотрено на заседании МО Протокол № _____ от _____ Руководитель МО Шерстнева И. П. ____________________________ | Принято педагогическим советом Протокол № ___ от _______ Председатель педагогического совета Сергеева Е.В. ____________________ | Утверждена Директор школы Матшин В.Н. ___________________________ Приказ № _____ от __________ |
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
по биологии
«Удивительный микромир»
для 10 класса
на 2018 – 2019 учебный год
Учитель ________________________ Беляева О. В.
1.Пояснительная записка
1.1 Нормативно – правовая база
Рабочая программа по интегрированному элективному курсу «Удивительный микромир» разработана на основе следующих нормативных документов:
● Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
● Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2010 года №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
Программа элективного курса: «Путешествие в микромир» В.Н. Семенцова
Программа элективного курса: «Химия для любознательных» Р.Г. Иванова, М.В. Зуева, В.Н. Лаврова, Е.П. Рощина
1.2. Цели курса
Изучение элективного курса на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- создание условий для формирования интереса у учащихся к изучению микроорганизмов, навыков работы с микроскопом, навыков исследования
- расширение кругозора школьников
- оказание помощи в выборе профиля дальнейшего образования
1.3. Общая характеристика курса
Программа курса построена в соответствии с последовательностью изучения групп организмов в школьном курсе биологии: бактерии, водоросли, грибы, простейшие и вирусы. Кроме того, в данный курс внесены темы по химии, а именно: «Вещества и материалы в нашем доме», «Геохимические циклы в природе: вечное движение химических элементов на Земле», «Химия – наука экспериментальная».
Интеграция курса возможна за счет общей направленности обоих курсов – работой с микроскопом и творческой активности учащихся. Кроме того, авторские программы обоих элективных курсов рассчитаны на 30 часов, что позволяет их объединить для реализации учебного времени.
1.4. Место курса в учебном плане
Школьный учебный план отводит 34 учебных часов в год из расчета 1 час в неделю при 34 учебных неделях.
Данное время использовано на исследовательские и проектные работы.
2. Содержание учебного предмета
2.1. Основные содержательные линии
История открытия микроскопа – 1 час
«Экспедиции» как форма научной деятельности, подготовка к ним.
«Экспедиция» первая – «Бактерии» 3часа
Бактериология. Многообразие бактерий, выраженное в разнообразии форм, способах питания, отношения к кислороду, местах обитания. Значение бактерий; болезнетворные бактерии.
Рассматривание сенной палочки, кисломолочных бактерий. Выращивание бактерий; рассматривание колоний через крышку чашки Петри; определение штаммов бактерий, развившихся на питательной среде.
Сине-зеленые водоросли. Кто они?
«Экспедиция» вторая» - «Многообразие, значение водорослей» 2 часа
Альгология. Места обитания водорослей, их разнообразие, значение; космический эксперимент. Рассматривание водорослей, взятых со стенки аквариума, живущих на коре деревьев.
«Экспедиция» третья – «Микология – наука о грибах» 8 часов
Микроскопическое строение грибов. История открытия и значение пенициллина. Рассматривание грибов – микроскопирование. Изучение влияния различных условий на размножение дрожжей.
«Экспедиция» четвертая – «Простейшие» 3 часа
Протозоология. Многообразие форм; способы передвижения; таксисы; значение. Рассматривание простейших, наблюдение за передвижением. Выращивание простейших на разных средах.
«Экспедиция» пятая – «Вирусы» 2 часа
Открытие вирусов. Многообразие, значение. Вирусные заболевания. Грипп. ВИЧ-инфекция. Вирусный гепатит.
Тема 1. Вещества и материалы в нашем доме 6 часов
История развития бытовой химии. Удивительные свойства воды. Вода в природе, быту, производстве. Соли в быту, их многообразие, свойства, применение. Строительные материалы и их использование при ремонте жилых помещений. История создания спичек, виды спичек, вещества в их составе.
Канцелярские принадлежности глазами химика. История создания материалов для письма: папирус, пергамент, бумага. Графитовые карандаши, чернила, краски.
Мыла и синтетические моющие средства (СМС). Чистящие препараты и пятновыводители.
Клеи, их состав и действие на разные материалы.
Средства бытовой химии в доме и техника безопасности при работе с ними.
Расчетные задачи. Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе.
2.2 Планируемые результаты по предмету
После изучения элективного курса «Удивительный микромир» учащиеся должны:
знать
методику работы с биологическими объектами и микроскопом;
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся должны уметь:
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
работать в группе;
пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
вести наблюдения окружающего мира;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
работать в группе.
3. Календарно – тематическое планирование
№ | Дата план | Дата факт | Тема занятия |
| | | История открытия микроскопа – 1час |
1 | | | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. История открытия микроскопа. Практическая работа №1 «Микроорганизмы в капле воды» |
| | | «Экспедиция» первая – «Бактерии» 3 часа |
2 | | | Бактериология. Многообразие бактерий, выраженное в разнообразии форм, способах питания, отношения к кислороду, местах обитания. |
3 | | | Круглый стол по теме: «Многообразие бактерий» |
4 | | | Сине-зеленые водоросли. Кто они? Болезнетворные бактерии, их распространение |
| | | «Экспедиция» вторая» - «Многообразие, значение водорослей» 2 часа |
5 | | | Альгология. Водоросли, их разнообразие, значение |
6 | | | Практическая работа № 2 «Рассматривание водорослей, взятых со стенки аквариума, живущих на коре деревьев» |
| | | «Экспедиция» третья – «Микология – наука о грибах» 5 часов |
7 | | | Многообразие грибов, их значение в природе и жизни человека. Микроскопическое строение грибов. |
8 | | | Практическая работа № 3 «Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом» |
9 | | | Практическая работа № 4 «Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом» |
10 | | | Практическая работа № 5 «Приготовление сенного настоя, выращивание культуры Сенной палочки» |
11 | | | Практическая работа № 6 «Выращивание чайного гриба» |
| | | «Экспедиция» четвертая – «Простейшие» 3 часа |
12 | | | Многообразие простейших, значение. Колонии микроорганизмов. Методы выращивания и изучения колоний микроорганизмов. |
13 | | | Практическая работа № 7 «Выращивание колоний и изучение их под микроскопом» |
14 | | | Круглый стол по теме «Простейшие» |
| | | «Экспедиция» пятая – «Вирусы» 2 часа |
15 | | | Открытие вирусов. Особенности вирусов, их многообразие, значение |
16 | | | Круглый стол по теме «1 декабря - День борьбы со СПИДом» |
| | | Тема 1. Вещества и материалы в нашем доме 6 часов |
17 | | | История развития бытовой химии. Удивительные свойства воды. Вода в природе, быту, производстве. Л/о № 1 |
18 | | | Соли в быту, их многообразие, свойства, применение. Л/о № 2, 3 |
19 | | | Строительные материалы и их использование при ремонте жилых помещений. Л/о № 4 |
20 | | | Канцелярские принадлежности глазами химика. Мыла и синтетические моющие средства (СМС). Л/о № 5. П/р №1 |
21 | | | Чистящие препараты и пятновыводители. Л/о № 6. П/р № 2 |
22 | | | Клеи, их состав и действие на разные материалы. Л/о № 7. П/р № 3 |
| | | Тема 2. Геохимические циклы в природе: вечное движение химических элементов на Земле 5 часов. |
23 | | | Предмет геохимии |
| | | Оболочки Земли. Химический состав земных сфер |
24 | | | Процессы рассеяния вещества в жидкостях, газах, в твердых телах |
25 | | | Вода – необходимое условие всех природных химических процессов. Л/о № 1 |
26 | | | Геохимические процессы в океане. Круговороты углекислого газа, азота, кислорода. |
| | | Тема 3. Практикум. 7 часов |
27 | | | П/р № 1 |
28 | | | П/р № 2,3 |
29 | | | П/р № 4,5 |
30 | | | П/р № 6, 7 |
31 | | | Исследовательская работа |
32 | | | Исследовательская работа |
33 | | | Итоговое занятие |
34 | | | Круглый стол: Подведение итогов |