СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс по биологии в 10 классе. С теоритическими и практическими темами.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ушаковская средняя общеобразовательная школа

Курского района Курской области



Рассмотрено на заседании МО

Протокол № _____ от _____

Руководитель МО Шерстнева И. П.

____________________________



Принято педагогическим советом

Протокол № ___ от _______

Председатель педагогического совета

Сергеева Е.В. ____________________




Утверждена

Директор школы Матшин В.Н.

___________________________

Приказ № _____ от __________





ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА


по биологии

«Удивительный микромир»


для 10 класса



на 2018 – 2019 учебный год




Учитель ________________________ Беляева О. В.


1.Пояснительная записка

1.1 Нормативно – правовая база

Рабочая программа по интегрированному элективному курсу «Удивительный микромир» разработана на основе следующих нормативных документов:

● Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

● Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2010 года №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».

  • Программа элективного курса: «Путешествие в микромир» В.Н. Семенцова

  • Программа элективного курса: «Химия для любознательных» Р.Г. Иванова, М.В. Зуева, В.Н. Лаврова, Е.П. Рощина

  • 1.2. Цели курса

Изучение элективного курса на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- создание условий для формирования интереса у учащихся к изучению микроорганизмов, навыков работы с микроскопом, навыков исследования

- расширение кругозора школьников

- оказание помощи в выборе профиля дальнейшего образования

1.3. Общая характеристика курса

Программа курса построена в соответствии с последовательностью изучения групп организмов в школьном курсе биологии: бактерии, водоросли, грибы, простейшие и вирусы. Кроме того, в данный курс внесены темы по химии, а именно: «Вещества и материалы в нашем доме», «Геохимические циклы в природе: вечное движение химических элементов на Земле», «Химия – наука экспериментальная».

Интеграция курса возможна за счет общей направленности обоих курсов – работой с микроскопом и творческой активности учащихся. Кроме того, авторские программы обоих элективных курсов рассчитаны на 30 часов, что позволяет их объединить для реализации учебного времени.

1.4. Место курса в учебном плане

Школьный учебный план отводит 34 учебных часов в год из расчета 1 час в неделю при 34 учебных неделях.

Данное время использовано на исследовательские и проектные работы.

2. Содержание учебного предмета

2.1. Основные содержательные линии

История открытия микроскопа – 1 час

«Экспедиции» как форма научной деятельности, подготовка к ним.

«Экспедиция» первая – «Бактерии» 3часа

Бактериология. Многообразие бактерий, выраженное в разнообразии форм, способах питания, отношения к кислороду, местах обитания. Значение бактерий; болезнетворные бактерии.

Рассматривание сенной палочки, кисломолочных бактерий. Выращивание бактерий; рассматривание колоний через крышку чашки Петри; определение штаммов бактерий, развившихся на питательной среде.

Сине-зеленые водоросли. Кто они?

«Экспедиция» вторая» - «Многообразие, значение водорослей» 2 часа

Альгология. Места обитания водорослей, их разнообразие, значение; космический эксперимент. Рассматривание водорослей, взятых со стенки аквариума, живущих на коре деревьев.

«Экспедиция» третья – «Микология – наука о грибах» 8 часов

Микроскопическое строение грибов. История открытия и значение пенициллина. Рассматривание грибов – микроскопирование. Изучение влияния различных условий на размножение дрожжей.

«Экспедиция» четвертая – «Простейшие» 3 часа

Протозоология. Многообразие форм; способы передвижения; таксисы; значение. Рассматривание простейших, наблюдение за передвижением. Выращивание простейших на разных средах.

«Экспедиция» пятая – «Вирусы» 2 часа

Открытие вирусов. Многообразие, значение. Вирусные заболевания. Грипп. ВИЧ-инфекция. Вирусный гепатит.

Тема 1. Вещества и материалы в нашем доме 6 часов

История развития бытовой химии. Удивительные свойства воды. Вода в природе, быту, производстве. Соли в быту, их многообразие, свойства, применение. Строительные материалы и их использование при ремонте жилых помещений. История создания спичек, виды спичек, вещества в их составе.

Канцелярские принадлежности глазами химика. История создания материалов для письма: папирус, пергамент, бумага. Графитовые карандаши, чернила, краски.

Мыла и синтетические моющие средства (СМС). Чистящие препараты и пятновыводители.

Клеи, их состав и действие на разные материалы.

Средства бытовой химии в доме и техника безопасности при работе с ними.

Расчетные задачи. Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе.

2.2 Планируемые результаты по предмету

После изучения элективного курса «Удивительный микромир» учащиеся должны:

знать

  • методику работы с биологическими объектами и микроскопом;

  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

  • основные источники информации;

  • правила оформления списка использованной литературы;

  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;

  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • работать в группе;

  • пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями;

  • вести наблюдения окружающего мира;

  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

  • работать в группе.























3. Календарно – тематическое планирование

Дата план

Дата факт

Тема занятия




История открытия микроскопа – 1час

1



Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. История открытия микроскопа. Практическая работа №1 «Микроорганизмы в капле воды»




«Экспедиция» первая – «Бактерии» 3 часа

2



Бактериология. Многообразие бактерий, выраженное в разнообразии форм, способах питания, отношения к кислороду, местах обитания.

3



Круглый стол по теме: «Многообразие бактерий»

4



Сине-зеленые водоросли. Кто они? Болезнетворные бактерии, их распространение




«Экспедиция» вторая» - «Многообразие, значение водорослей» 2 часа

5



Альгология. Водоросли, их разнообразие, значение

6



Практическая работа № 2 «Рассматривание водорослей, взятых со стенки аквариума, живущих на коре деревьев»




«Экспедиция» третья – «Микология – наука о грибах» 5 часов

7



Многообразие грибов, их значение в природе и жизни человека. Микроскопическое строение грибов.

8



Практическая работа № 3 «Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом» 

9



Практическая работа № 4 «Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом»

10



Практическая работа № 5 «Приготовление сенного настоя, выращивание культуры Сенной палочки»

11



Практическая работа № 6 «Выращивание чайного гриба»




«Экспедиция» четвертая – «Простейшие» 3 часа

12



Многообразие простейших, значение. Колонии микроорганизмов. Методы выращивания и изучения колоний микроорганизмов.

13



Практическая работа № 7 «Выращивание колоний и изучение их под микроскопом»

14



Круглый стол по теме «Простейшие»




«Экспедиция» пятая – «Вирусы» 2 часа

15



Открытие вирусов. Особенности вирусов, их многообразие, значение

16



Круглый стол по теме «1 декабря - День борьбы со СПИДом»




Тема 1. Вещества и материалы в нашем доме 6 часов

17



История развития бытовой химии. Удивительные свойства воды. Вода в природе, быту, производстве. Л/о № 1

18



Соли в быту, их многообразие, свойства, применение. Л/о № 2, 3

19



Строительные материалы и их использование при ремонте жилых помещений. Л/о № 4

20



Канцелярские принадлежности глазами химика. Мыла и синтетические моющие средства (СМС). Л/о № 5. П/р №1

21



Чистящие препараты и пятновыводители. Л/о № 6. П/р № 2

22



Клеи, их состав и действие на разные материалы. Л/о № 7. П/р № 3




Тема 2. Геохимические циклы в природе: вечное движение химических элементов на Земле 5 часов.

23



Предмет геохимии




Оболочки Земли. Химический состав земных сфер

24



Процессы рассеяния вещества в жидкостях, газах, в твердых телах

25



Вода – необходимое условие всех природных химических процессов. Л/о № 1

26



Геохимические процессы в океане. Круговороты углекислого газа, азота, кислорода.




Тема 3. Практикум. 7 часов

27



П/р № 1

28



П/р № 2,3

29



П/р № 4,5

30



П/р № 6, 7

31



Исследовательская работа

32



Исследовательская работа

33



Итоговое занятие

34



Круглый стол: Подведение итогов



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!