Пояснительная записка
Данная модифицированная программа составлена на основе программы элективного курса «Современный литературный отечественный процесс» Т.Г. Кучиной и предназначена для учащихся 11 класса . Срок реализации программы – 2018 – 2019 учебный год.
Цель курса – сформировать представление об основных явлениях и тенденциях развития русской литературы последних десятилетий в контексте современной культуры и закрепить/развить навыки самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с художественным текстом. В конечном итоге важно научить школьника ориентироваться в постоянно меняющемся и противоречивом мире современной культуры и литературы, самостоятельно оценивать разнохарактерные литературные явления и уметь эту оценку адекватно обосновывать.
Программа элективного курса предполагает решение следующих задач:
расширение и углубление знаний по истории русской литературы 20 века, осмысление специфики современной русской литературы в контексте европейской и мировой;
углубление знаний по теории литературы, формирование умения пользоваться литературоведческими и культурологическими категориями, в которых осмысляется современная художественная литература и культура;
формирование начальных навыков литературно-критической работы (написание рецензий на изучаемые в рамках курса и самостоятельно прочитанные произведения, написание эссе на материале произведений современной литературы).
Основные формы организации учебных занятий – семинары и практические занятия. Чтение конкретного литературного текста (в основном рассказа небольшого объёма или лирического стихотворения), эвристическая беседа, ответы на проблемные вопросы закрепляют и совершенствуют навыки анализа и аргументированной интерпретации литературного произведения. Ряд вопросов ориентирован на установление внутрилитературных связей изучаемых произведений (например, связей современной литературы с русской классикой 19 века, выявление сходных или контрастных композиционных приёмов, рассмотрение автоаллюзий и т. п.). Задания к уроку-семинару в большей степени ориентированы на самостоятельную работу учащихся. По итогам изучения темы школьникам даются вопросы для повторения, которые носят обобщающий характер, или вопросы и задания для самостоятельной работы. Вопросы и задания дифференцированы по уровню сложности. Одни направлены на повторение и частичное дополнение изученного материала, другие требуют самостоятельной исследовательской работы.
При распределении учебных часов по темам предусмотрен резерв времени (3 часа), который отведён для изучения произведений, выбранных самими учениками и вызывающими их интерес.
Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные к уроку сообщения, доклады и письменные работы (рецензии на самостоятельно прочитанные произведения изучаемого автора, литературоведческие эссе по проблематике изученного произведения, сочинения по предложенной теме).Оценка за рецензию или эссе выставляется с учётом точности понимания проблематики произведения, выбора адекватного пути его аналитического прочтения и понимания, оптимального соотношения научной объективности и личностной оценки, стилевой оригинальности и правильности речевого оформления.
Содержание программы
Литературная ситуация конца 1980-1990-х гг.
Место литературы в художественной культуре последних десятилетий. Литература и видеокультура, литература и музыкальная культура (рок-поэзия). Современные информационные технологии и художественная литература. Феномен гипертекста и гиперкультуры. Постмодернизм, постреализм, реализм, постпостмодернизм, неонатурализм, неосентиментализм. Литература и литературные журналы второй половины 1980-х – начала 1990-х гг., литературные премии как фактор литературной жизни.
Вен. Ерофеев. «Москва - Петушки»
Личность и творческая судьба Вен. Ерофеева. История создания и публикации поэмы. Автор и герой: Веничка как повествовательная маска и как alter ego автора. Речевой портрет героя: пародийно-ироническая цитатность лирического монолога, деканонизация культурных стереотипов – как официальной культуры, так и «классического наследия». Понятие интертекстуальности, основные источники реминисценций и аллюзий в поэме (публицистика конца 1960-х гг., партийные и государственные документы, школьные учебники по истории и литературе, классическая и современная литература – прежде всего произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Блока, библейские тексты). Амбивалентность трактовки евангельских мотивов (от пародийности - к лирической пронзительности). Жанровые аллюзии: поэма в прозе, травестийное житие, пародийная исповедь, «страсти Христовы», путевые заметки. Сюжет поэмы: ассоциативно-лирический способ связи фрагментов, значимость лейтмотивной организации повествования. Мотивы удушения, опьянения и протрезвления, трансфомация мотива младенца; библейские мотивы «талифа куми» и «лама савахфани» как центральные в структурно-семантической организации текста. Многообразие интерпретаций поэмы.
Саша Соколов. «Школа для дураков»
Романы С. Соколова в контексте прозы русского зарубежья. Приоритет стиля над сюжетом в прозе С. Соколова. Структура повествующего «я» в романе «Школа для дураков»: полифония голосов «ученика такого-то» и его двойника, автора, учителя Норвегова. Расщеплённость сознания героя, двойственность отражённой в его сознании реальности. Простанственно-временная организация романа. Лирическая стихия повествования: ассоциативность сцеплений, значимость акустического ряда (паронимическая аттракция как связующее звено между эпизодами), лейтмотивная структура текста. Интертекстуальные аспекты романа: метаморфозы школьной классики в сознании героя.
А. Битов. «Пушкинский дом»
История создания и публикации романа «Пушкинский дом». Полярность оценок романа: «памятник психологическому роману» (В. Ерофеев) – «расшатывание структуры романа, дереализация воссозданной в нём реальности» (Ю. Карабчиевский). Роман-музей (роман-попурри). «Пушкинский дом» как автометарефлексивный текст. Концептуализация открытости романной структуры. Вариативность повествования: введение «версий и вариантов», комментариев и литературоведческих статей. Неопределённость границ романа и отказ от итоговой, завершающей авторской позиции. Обнажение цитатной природы культуры: биография героя как вариация на тему классических сюжетов («Медный всадник», «Отцы и дети», «Герой нашего времени»). Лёва Одоевцев в системе персонажей романа: Лёва – Модест Платонович, Лёва – дядя Диккенс, Лёва – Митишатьев, Лёва – Фаина и Альбина. Герои-интеллигенты и герои интеллектуалы в романе. Прблемы внутренней свободы для героев романа. «Подлинность» и «симулятивность» реальности в «Пушкинском доме».
Русский концептуализм
Культурно-философские основания концептуализма как художественного явления. Деконструкция идеологизированного образа реальности и «застывших», авторитетных структур сознания, закреплённых в языке. Понятие о симулякре. Обнажение симулятивности навязанной массовому сознанию реальности. Деконструкция лирического «я», замена его пародийной маской. «Action» как форма существования концептуального текста. Ориентированность концептуального произведения на встречную активность читателя/зрителя.
Д.А. Пригов. Авторская маска «Дмитрий Александрович Пригов» как способ демонстрации (с целью разоблачения и «снятия») нормативных представлений о мире и литературе. «Маленький человек» и «великий русский поэт» как две ипостаси субъекта лирического высказывания. Травестийная версия гражданской лирики эпохи социалистического реализма (цикл стихов «Апофеоз милицанера»). Приговская строка как композиционная и стилевая составляющая текста.
Л. Рубинштейн. Это – я: стихи на карточках – «материализация процесса чтения как игры, зрелища и труда». Каталог как метонимическое зеркало реальности. Ритмико-синтаксическая организация «поэтического каталога», мотивно-тематические параллели. Деконструкция/реконструкция лирического «я» как неповторимой комбинации «чужих» черт.
Творчество Т. Кибирова
Поэтика палимсеста в поэзии Т. Кибирова. Цитатность как стилеобразующий фактор поэтики. «Сентиментальность» и ирония. Пародирование и перекодировка стилевых и речевых стереотипов (идеологических и литературных). Лирическое «я» поэта в «цитатном» мире литературы. Камерная интимность, поэтизация «частного человека», культ «маленького поэта». Устремлённость к позитивным ценностям в поздней лирике Т. Кибирова. Анализ стихотворения «Постмодернистское».
Т. Толстая. «Факир»
Художественный мир рассказов Т. Толстой: амбивалентность хронотопа, цикличность времени, метафорическая насыщенность предметного мира. «Взрослый» мир и мир детства в рассказах Т. Толстой.
Рассказ «Факир»: художественное пространство произведения, антитеза мира внутри Садового кольца и мира за окружной дорогой. Контраст как основной композиционный приём: контраст культурных миров Гали и Филина, контраст предметного фона, стилистическая контрастность описаний. Попытка героев «сменить» пространство как главная сюжетная и смысловая ось рассказа. Структурно-семантические функции вставных эпизодов – «волшебных» историй Филина и «документальных» рассказов Гали, Юры, Алисы. Эмпирический мир и мир фантазии, творческого воображения в рассказе. «Разоблачение» Филина и крушение мечты. Интертекстуальные аспекты рассказа.
Л. Петрушевская. «Дама с собаками»
Краткий обзор творческого пути Л. Петрушевской. «Жестокий реализм» и парадоксы гуманизма в прозе Л. Петрушевской («Свой круг», «Время ночь»). Психологический мир героев и значимость «бытового» фона для его изображения. Экзистенциальная проблематика рассказа. Точка зрения текста и принципы формирования повествовательной перспективы. Диалог с классикой («Дама с собачкой» А. П. Чехова, «Дама с камелиями» А. Дюма). Трагедия как фарс в художественном мире Л. Петрушевской.
В. Маканин. «Кавказский пленный»
Краткий обзор творчества. Пафос частного существования в противовес традиционной приоритетности «роевой жизни». «Самотечность жизни» как метафора отчуждённости человеческого существования в хаосе повседневности.
Рассказ «Кавказский пленный»: русская классика на страницах рассказа (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский), полемика с традиционными вариантами решений «кавказской» темы; семантический ореол «красоты», значимость «отрицательных» коннотаций понятия в контексте рассказа. Красота/смерть как ключевая смысловая оппозиция произведения.
С. Довлатов. «Номенклатурные полуботинки», «Представление» (цикл «Зона»)
Биография как литературный факт. Версии и вариации на автобиографические темы (обыгрывание одного и того же сюжета в разных контекстах). Взаимообратимость литературы и реальности в творчестве С. Довлатова. Искусство рассказчика: оксюморонное сочетание эпической дистанцированности и причастности к происходящему, абсурдности окружающего мира и нормальности героя; повторяемость исключительного. Экзистенциальные аспекты проблематики рассказов. Комическое и серьёзное в поэтике С. Довлатова.
Реализм в эпоху постмодернизма: Г. Владимов
Трансформация реалистической поэтики в конце 20 века. Соотношение «человека» и «социальных обстоятельств» на рубеже 20-21 вв.: обусловленность социальных обстоятельств личностными интересами, волевыми импульсами, «снятие» иерархической зависимости индивидуальности от способа существования общества. Вытеснение буквально понятого принципа «обусловленности характера обстоятельствами» в сферу массовой культуры.
Г. Владимов. Генерал и его армия: традиции классического эпического повествования (Л. Толстой. «Война и мир»), мотивы войны и русского национального характера, особенности решения патриотической темы в произведении. Психологизм романного повествования (развёрнутые внутренние монологи, значимые жесты, авторские характеристики). Интертекстуальные аспекты романного повествования. Функции ретроспекций в композиции романа.
Л. Улицкая. «Перловый суп»
Объективное (историческое) и субъективное («персональное», «личное») время в рассказе. Предметный фон повествования и его значимость в раскрытии психологического облика персонажей. Особенности повествовательной организации (двойственность повествовательной перспективы) и художественность языка рассказа.
Современная русская поэзия
И. Бродский. Пространство и время в художественном мире Бродского: аксиологические характеристики пространства и времени. Агрессивная аморфность пространства, искажение классической картины мира; время как порождение смерти («Будущее – жизнь без нас»). Бытие человека как путь утрат, «реальность отсутствия» и одиночество как значимые экзистенциальные мотивы лирики. Концепция поэта как «инструмента языка»: жизнь человека и жизнь слова в поэзии И. Бродского («Посвящение», цикл стихов «Часть речи»). Специфика ритмико-интонационного строя стихотворений И. Бродского.
Л. Лосев. Структура лирического «я» в стихотворениях Лосева. Поэтика стилизации и стилевая индивидуальность. Поэтическая традиция 19 века и её преломление в творчестве Лосева. Особенности фонетического и семантического строя стиха: паронимическая аттракция, аллитерации, внутренние рифмы как способ семантического связывания разнородных фрагментов бытия, «прорастание» стихотворного текста мифологическими аллюзиями, мотивами памяти и смерти (на примере стихотворения «На кладбище, где мы с тобой валялись…»).
Современная массовая литература
Жанровая система массовой литературы (детектив, «женский роман», фэнтези). Поэтика стереотипа: репродуцирование заданных сюжетных схем, типов героев, чёткая этическая поляризация персонажей, жёсткая распределённость функций (амплуа) между героями, событийная динамика взамен рефлексии.
Б. Акунин. «Коронация»: исторический фон и литературная реальность в романе; персонажная схема – сыщик и его помощник (Фандорин и Зюкин) – и её пародийная трансформация. Введение в роман «ненадёжного рассказчика» и трансформация сюжетной схемы детектива. Разворачивание действия в условно-литературном пространстве. Значимость интертекстуальных отсылок (Достоевский, Гоголь, Гончаров, Тургенев и т.д.). Билингвистический шифр, кодирующий авторское присутствие (Акунин – Freyby). Авторское всезнание (предсказание будущего империи) под пародийно-иронической маской неведения (не говорящий по-русски мистер Фрейби). Двойной смысл подзаголовка романа («Последний из Романов»).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Форма занятия | Форма контроля | Дата |
1 | Литературная ситуация конца 1980 – 1990-х гг. | Лекция | Конспект лекции | |
2 | Вен. Ерофеев. «Москва – Петушки» | Лекция | Ответы на вопросы | |
3 | Основные источники реминисценций и аллюзий в поэме «Москва - Петушки» | Практикум. Работа по группам | Практическое задание | |
4 | Саша Соколов. «Школа для дураков» | Комбинированное занятие | Письменный ответ на вопрос | |
5 | А. Битов. «Пушкинский дом» | Комбинированное занятие | Сообщение | |
6 | Биография героя «Пушкинского дома» как вариация на тему классических сюжетов | Практикум. Работа по группам | Практическое задание | |
7 | Герои-интеллигенты и герои-интеллектуалы в романе «Пушкинский дом» | Практикум | Ответы на вопросы. Д/з: сочинение | |
8 | Русский концептуализм | Лекция | Конспект лекции | |
9 | Д.А. Пригов. Авторская маска как способ демонстрации нормативных представлений о мире и литературе | Комбинированное занятие | Сообщение | |
10 | Д.А. Пригов. Цикл стихов «Апофеоз милицанера» | Практикум | Практическое задание | |
11 | Творчество Т. Кибирова | Комбинированное занятие | Сообщение | |
12 | Анализ стихотворения «Постмодернистское» | Практикум | Практическое задание. Д/з: сочинение | |
13 | Т. Толстая. «Факир» | Комбинированное занятие | Сообщение | |
14 | Приём контраста как основной композиционный приём в рассказе «Факир» | Практикум | Ответы на вопросы | |
15 | Роль вставных эпизодов в романе «Факир» | Практикум. Работа по группам | Практическое задание | |
16 | Проза Л. Петрушевской | Комбинированное занятие | Сообщение | |
17 | Л. Петрушевская. «Дама с собаками» | Практикум | Ответы на вопросы. Д/з: сочинение | |
18 | В. Маканин. «Кавказский пленный» | Комбинированное занятие | Сообщение | |
19 | Русская классика на страницах рассказа «Кавказский пленный» | Практикум. Работа по группам | Практическое задание. Д/з: сочинение | |
20 | Автобиографическая тема в творчестве С. Довлатова | Комбинированное занятие | Сообщение | |
21 | Проблематика рассказов С. Довлатова | Комбинированное занятие | Ответы на вопросы | |
22 | Особенности реалистической прозы начала 21 века | Лекция | Конспект лекции | |
23 | Мотивы войны в творчестве Г. Владимова | Комбинированное занятие | Ответы на вопросы | |
24 | Творчество Л. Улицкой | Комбинированное занятие | Сообщение | |
25 | Л. Улицкая. «Перловый суп» | Практикум | Практическое задание. Д/з: сочинение | |
26 | Современная русская поэзия | Лекция | Конспект лекции | |
27 | Художественный мир И. Бродского | Комбинированное занятие | Сообщение. Практическое задание | |
28 | Поэзия Л. Лосева | Комбинированное занятие | Сообщение. Практическое задание. Д/з: сочинение | |
29 | Современная массовая литература | Лекция | Конспект лекции | |
30 | Б. Акунин. «Коронация»: исторический фон и литературная реальность в романе | Практикум | Ответы на вопросы | |
31-32-33 | Резервные уроки | | | |
34 | Урок-зачёт по изученным произведениям | | Устный ответ на вопрос; письменные ответы на вопросы; сочинение | |
Литература
Для учителя:
1. Генис А. Иван Петрович умер: Статьи и расследования. – М. – 1999.
2. Курицын В. Русский литературный постмодернизм. – М. – 2000.
3. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 2 т. – М. – 2003.
4. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. – Екатеринбург. – 1997.
5. Русская проза конца 20 века/сост. С.И. Тимина. – М. – 2002.
6. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: учеб. пособие. – М. – 2000.
7. Эпштейн М. Постмодерн в России: Литература и теория. – М. – 2000.
Для учащихся:
1. Беляева Н. Взгляд на современную русскую поэзию. – М. – Чистые пруды. – 2009.
2. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: учеб. пособие. – М. – 2000.
3. Русская проза конца 20 века/сост. С.И. Тимина. – М. – 2002.
Рецензия
на программу элективного курса «Современный отечественный литературный процесс» для учащихся 10-11 классов (профильный уровень) учителя МБОУ Брагинская СОШ № 11 Росоловой Л.М.
Курс «Современный отечественный литературный процесс» направлен на изучение особенностей современной русской литературы и поддерживает базовый школьный курс. В результате изучения курса учащиеся получат представление об основных явлениях и тенденциях развития русской литературы и культуры последних двух десятилетий, расширят и углубят знания по теории литературы, разовьют навыки самостоятельного анализа и интерпретации художественного текста. Данная программа учит школьника ориентироваться в постоянно меняющемся и противоречивом потоке современной литературы и культуры, самостоятельно оценивать разнохарактерные литературные явления и уметь эту оценку адекватно обосновывать. Курс направлен на формирование ключевых компетенций учащихся: коммуникативной, информационной, культурологической. Программа содержит календарно-тематическое планирование и список литературы для учителя и учащихся.
Руководитель РМО учителей русского языка и литературы
Т. М. Усанова
9