СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективные курсы по обществознанию 10-11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка   программы   по   элективным   курсам   по   обществознанию   в   10-11  классах

Просмотр содержимого документа
«Элективные курсы по обществознанию 10-11 класс»


















Рабочая программа

элективного курса по обществознанию для учащихся 10-11 классов

«Обществознание: теория и практика».




















Элективный курс по обществознанию

для 10-11 классов «Обществознание: теория и практика.»

Пояснительная записка

В условиях реформирования российской системы образования, актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации - ЕГЭ. ЕГЭ по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Данная программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов и рассчитана на 68 часов. Реализация данной программы в рамках элективного курса возможна как в течение двух лет обучения 10 класс -1 час в неделю и 11 класс -1 час в неделю.

Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др.*

Необходимость разработки данной программы обусловлена как запросами учителя обществознания восполнить дефициты в уровне подготовки учащихся по предмету, так и запросами учеников в осмыслении стратегии действий при подготовке к единому государственному экзамену.

Программа курса предусматривает возможность систематизации, углубления и обобщения знаний по модульным блокам: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек. Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право».

Внутри каждого тематического раздела есть вопросы, традиционно вызывающие затруднения у относительно большого числа учеников. Ряд содержательных элементов, вызывает трудности в силу различных причин: появление нового количества элементов содержания («Экономика», «Право»), недостаточное внимание к ряду вопросов в силу кажущейся очевидности в сложившейся традиционной практике преподавания («Человек и общество», «Познание»), различие в степени представленности отдельных содержательных единиц в действующих учебниках («Социальная сфера», «Политика»), слабая межпредметная интеграция учебных дисциплин, дефицит учебного времени и др.

Программа элективного курса составлена на основе:

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию(от05.03.2004.»1089);

- Демонстрационного варианта контрольно измерительных материалов единого государственного экзамена текущего года по обществознанию;

-Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников, общеобразовательных учреждений для проведения текущем году единого государственного экзамена по обществознанию;

- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в текущем году единого государственного экзамена по обществознанию.


Целевые установки курса:

  • Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;

  • Формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в контексте готовности выпускников к ЕГЭ;

  • Развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания.

Задачи курса:

  • - повышение предметной компетентности учащихся;

  • -развитие у учащихся стойкого интереса к предмету;

  • -краткое изложение и повторение курса обществознания;

  • -формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;

  • -формирование умений выполнять задания повышенной сложности;

  • - воспитания положительного отношения к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;

  • - знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету, распределение заданий различного типа (с выбором ответов, с кратким ответом, с развёрнутым ответом);

  • - формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими, процедуру проведения экзамена в целом: эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решение заданий с развёрнутым ответом;

  • - психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.


В процессе обучения происходит формирование основных знаний и умений проверяемых в рамках ЕГЭ:

  • - биосоциальная сущность человека, основные факторы и этапы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • - тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

  • - необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • - особенности социально- гуманитарного познания;

  • - распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;

  • - сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия;

  • - соотносит обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;

  • - оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

  • -анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);

  • - распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовыми и исключать лишне;

  • -устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • - применять знания о характерных чертах, признаков понятий и явлений, социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор определённых позиций из предложенного списка;

  • - различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

  • -называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту и применять в прилагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

  • - перечислять признаки какого либо явления, объекты одного класса и дт.д.;

  • - раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально – гуманитарных наук, приводить примеры определённых общественных явлений, действий, ситуаций:

  • - применять социально гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

  • - осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определённой теме из оригинальных, неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

  • - формулировать на основе приобретённых социально гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определённой теме.


Курс позволит преодолеть психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.


Методы работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы:

  • - лекции с обсуждением документов;

  • -беседа;

  • -практические занятия;

  • - анализ альтернативных ситуация;

  • -работа в парах, группах, индивидуально;

  • -выполнение работ по заданному алгоритму;

  • -решение заданий 1,2 части


Система оценивания и формы контроля:

  • на протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней сложности. В конце изучения каждого модульного курса проводится контрольная письменная работа по заданиям ЕГЭ в рамках одной темы. В конце курса учащиеся пишут пробный ЕГЭ.

Ожидаемые результаты:

  • Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым позициям курса;

  • Ориентация учащегося в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий различного уровня; достижение определенной свободы в выборе темы эссе;

  • Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену.



.

Программа курса.

10 класс –34часа.

Введение – 1 час.

Общая характеристика особенности КИМов по обществознанию, спецификой проведения экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ЕГЭ.

Модульный блок «Человек. Познание». 7 часов

Человек как результат биологической и социальной эволюции. Бытие человека. Теории происхождения человека. Человек – биологическое существо. Основные отличия человека от животного. Человек – существо социальное. Бытие человека. Потребности и интересы человека.

Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Деятельность. Деятельность человека и активность животного. Основные компоненты деятельности. Виды действий. Игра как деятельность. Общение, структура общения. Функции общения. Учение. Труд. Основные классификации деятельности. Творческая деятельность. Мышление. Типы мышления.

Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Цель жизни. Смысл жизни. Проблема смысла жизни человека. Самореализация.

Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Индивид. Индивидуальность. Личность. Структура личности. Социализация. Этапы социализации.

Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное. Внутренний (духовный) мир человека. Структура духовного о мире человека. Мировоззрение, структура мировоззрения. Типы мировоззрения. Менталитет. Сознание, структура сознания. Самосознание. Бессознательное. Отличие сознательного от бессознательного.

Самопознание. Свобода и ответственность личности. Самопознание. Самооценка. «Я» - концепция. Поведение. Виды социального поведения. Свобода и ответственность личности.

Познание мира. Формы познания. Познание. Процесс познания. Агностицизм, скептицизм, оптимизм. Чувственное познание: ощущение, восприятие, представление. Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение.

Истина и ее критерии. Относительность истины. Что есть истина? Относительная истина, абсолютная истина. Критерии истины. Функции практики в процессе познания.


Виды человеческих знаний. Научное познание. Знание. Виды знания. Формы знания. Научное познание. Уровни научного познания. Структура теории. Методы научного познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, абстракция.

Социальные науки, их классификация. Социальные науки. Классификация социальных наук. Важнейшие социальные науки. Социальное познание. Особенности социального познания. Социальный факт.

Модульный блок «Общество». 5 часов

Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Понятие «общество» в узком и широком смысле. Функции общества. Общественные отношения. Общество – динамическая система. Сферы общественной жизни. Спецефические черты общества.

Общество и природа. Понятие «природа» в узком и широком смысле. «Вторая природа». Взаимодействие общества и природы. Противоречия общества и природы. Представления о взаимосвязи общества и природы.

Общество и культура. Понятия «культура». Система взаимоотношений общества и культуры.

Взаимосвязь экономической, социальной, политической, и духовной сфер общества. Взаимосвязь сфер общественной жизни общества. Взаимовлияние сфер.

Социальные институты. Социальный институт. Основные комплексы социальных институтов. Функции социальных институтов.

Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Общественное развитие. Реформа и ее виды. Революция и ее виды. Модернизация. Традиционное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества. Западная и восточная цивилизации.

Понятие общественного прогресса. Различные взгляды на направленность общественного развития. Сущность понятий «прогресс» и «регресс». Особенности прогресса и его критерии. Стагнация.

Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобализация. Основные направления глобализации. Последствия процесса глобализации. Единство современного мира. Основные факторы единства современного человечества.

Глобальные проблемы человечества. Термин «глобальные проблемы». Причины возникновения. Общие черты. Главные (приоритетные) глобальные проблемы. Основные направления разрешения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив человечества.

Модульный блок «Экономика». 11 часов

Экономика: наука и хозяйство. Термин «экономика». Экономика – это хозяйство. Производство, распределение, обмен, потребление. Факторы производства. Экономика как наука. Функции экономической теории. Макроэкономика. Микроэкономика.

Экономические системы. Экономическая система. Основные типы экономических систем: традиционная, централизованная, рыночная, смешанная. Многообразие рынков. Спрос, закон спроса. Предложение, закон предложения.

Экономическое содержание собственности. Собственность. Право собственности. Экономическое содержание собственности. Виды собственности.

Измерители экономической деятельности. Система национальных счетов. ВВП. ВНП. НД.

Экономический цикл и экономический рост. Экономический цикл. Фазы экономического цикла. Причины циклического развития экономики. Виды кризисов. Экономический рост.

Экономика и государство. Роль государства в экономике. Правовое регулирование. Денежно-кредитная политика. Инфляция и ее виды. Банковская система. Налогово-бюджетная политика. Налоги, функции налогов. Государственный бюджет. Государственный долг.

Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Мировая экономика. Международное разделение труда (МРТ). Мировой рынок. Международная торговля. Типы экономической интеграции. Структура международной валютно-финансовой системы.

Экономика потребителя. Экономика производителя. Потребитель. Цель потребителя. Рациональное поведение потребителя. Доход потребителя. Уровень жизни. Бизнес, предпринимательство. Виды предпринимательства .Основные принципы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Функции предпринимательства.

Рынок труда. Безработица. Рынок труда, рабочая сила. Особенности рынка труда. Характерные черты конкурентного труда. Заработная плата. Прожиточный минимум. Безработица. Причины безработицы. Основные виды безработицы. Последствия безработицы.

Модульный блок «Политика». 11часов

Власть, ее происхождение и виды. Подходы к решению вопроса о природе власти. Компоненты власти. Классификации (типологии) власти. Политическая власть и ее признаки и разновидности. Типы политической власти. Государственная власть. Теория разделения властей.

Политическая система, ее структура и функции. Политическая система общества и ее структура. Структурные компоненты (подсистемы) политической системы общества. Функции политической системы. Основные теории происхождения государства. Государство. Признаки государства. Функции государства. Формы правления: монархия, республика. Формы государственно-территориального устройства: унитарное, федеративное, конфедерация. Политические режимы.

Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Избирательные системы. Политическая партия и ее черты Виды политических партий. Партийная система, типы партийных систем. Политические движения. Виды политических движений. Основные этапы становления многопартийности в России.

Политический режим. Типы политических режимов. Политический режим. Демократический , тоталитарный, авторитарный режимы.

Политическая идеология. Политическая идеология. Основные этапы формирования идеологии. Уровни политической идеологии и функции. Типы политических идеологий.

Политическая культура. Политическая культура. Компоненты политической культуры. Функции политической культуры.

Гражданское общество. Основные подходы к определению сущности гражданского общества. Соотношение государства и гражданского общества. Предпосылки гражданского общества. Структура и функции гражданского общества.

Правовое государство. Правовое государство. Признаки (принципы) правового государства. Предпосылки создания правового государства. Пути формирования правового государства.

Человек в политической жизни. Политическое участие. Содержание политической жизни. Политический статус личности. Политическая роль личности. Типы политических ролей. Политический лидер. Особенности политического лидерства. Классификация типов политических лидеров. Политическое участие. Виды политического участия. Основные типы политической деятельности.





















Тематическое планирование элективного курса по обществознанию для 10 класса «Обществознание: теория и практика».


п/п

Наименование раздела, тема занятия

Форма занятия

Самостоятельная работа учащихся

Дата проведения


1

Введение

Вводная лекция

Работа с КИМ с целью изучения структуры




Раздел 1. «Человек. Познание» 7 часов




2

Человек. Деятельность человека, ее основные формы.

Лекция с элементами беседы

Работа над понятиями составление схем



3

Индивид, индивидуальность, личность. Внутренний мир человека

Лекция с элементами беседы

Работа над понятиями, изучение источников (научный текс)



4

Познание и его формы. Виды человеческих знаний. Социальные науки.

Лекция с элементами беседы

Работа над составлением схем, практическое задание по классификации наук



5

Практикум «Выполнение заданий части 1

Практикум. Алгоритм выполнения наиболее сложных заданий

Выполнение заданий, работа над понятиями, анализ логических задач «Верны ли суждения?...»



6

Практикум «Работа над заданиями части 2

Практикум. Алгоритм выполнения наиболее сложных заданий

Решение заданий, составление схем, соотнесение понятий и фактов. Работа с текстом, знакомство с вопросами по кодификатору, выполнение задания по образцу.



8

Как написать эссе. Особенности выполнения задания №29

Алгоритм написания эссе, фразы – клеше, выбор темы и работа над ней.

Выполнение заданий по написанию эссе в соответствии с требованиями. Подбор фактического материала.



9

Итоговое занятие по разделу «Человек. Познание»

Тестирование.

Выполнение тренировочных заданий




Раздел 2.«Общество» 5часов





10

Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Социальные институты. Общество и природа. Общество и культура

Лекция

Работа над понятиями составление схем



11

Взаимосвязь экономической, социальной, политической, духовной сфер общества. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Глобальные проблемы человечества

Урок практикум

Беседа, работа с материалами периодической печати и историческим текстом



13

Практикум «Выполнение заданий части 1

Практикум. Алгоритм выполнения наиболее сложных заданий

Выполнение заданий, работа над понятиями, анализ логических задач «Верны ли суждения?...»



14

Практикум «Работа над заданиями части 2

Практикум. Алгоритм выполнения наиболее сложных заданий

Решение заданий, составление схем, соотнесение понятий и фактов. Работа с текстом, знакомство с вопросами по кодификатору, выполнение задания по образцу.



15

Как написать эссе. Особенности выполнения задания №29

Алгоритм написания эссе, фразы – клеше, выбор темы и работа над ней.

Выполнение заданий по написанию эссе в соответствии с требованиями. Подбор фактического материала.



Раздел 3. «Экономика» 11 часов .


16

Экономика: наука и хозяйство. Экономические системы

Лекция

Работа над понятиями составление сравнительной характеристики



17



Экономическое содержание собственности

Урок - практикум

Работа над понятиями решение практических задач



18

Измерители экономической деятельности. Экономический цикл и экономический рост

Лекция

Работа с дополнительными материалами по вопросам экономики.



19

Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система

Лекция

Лекция с элементами беседы, практическая работа



20

Экономика потребителя. Экономика производителя.

Урок - практикум

Работа с дополнительными материалами по вопросам экономики



21

Рынок труда. Безработица.

Урок - практикум

Работа с дополнительными материалами по вопросам экономики



22

Функции денег в современной экономике.

Урок - практикум

Работа с дополнительными материалами по вопросам экономики




23

Причины появления и виды банков. Принципы кредитования.

Урок - практикум

Работа с дополнительными материалами по вопросам экономики



24


Практикум «Выполнение заданий части 1

Практикум. Алгоритм выполнения наиболее сложных заданий

Выполнение заданий, работа над понятиями, анализ логических задач «Верны ли суждения?...»



25


Практикум «Работа над заданиями части 2

Практикум. Алгоритм выполнения наиболее сложных заданий

Решение заданий, составление схем, соотнесение понятий и фактов. Работа с текстом, знакомство с вопросами по кодификатору, выполнение задания по образцу.




26

Итоговый контроль по блоку «Экономика».

Урок тестирования

Решение практических заданий части А, В, С





Раздел 4. «Политика» 11 часов





27


Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции.

Вводное занятие.

Работа над понятиями составление схем и таблиц



28


Политические партии и движения. Становление многопартийности в России.

Лекция

Составление тезисов, работа с историческими источниками и материалами периодической печати



29


Политический режим. Типы политических режимов.

Урок практикум

Выделение особенностей политических режимов(составление сравнительной характеристики) работа над понятиями



30


Политическая идеология. Политическая культура.

Лекция

Составление тезисов, работа с понятиями и материалами периодической печати



31

Гражданское общество. Правовое государство .Человек в политической жизни

Лекция с элементами беседы

Обсуждение проблем формирования гражданского общества.




32

Практикум «Выполнение заданий части 1

Практикум. Алгоритм выполнения наиболее сложных заданий

Выполнение заданий, работа над понятиями, анализ логических задач «Верны ли суждения?...»



33

Практикум «Работа над заданиями части 2

Практикум. Алгоритм выполнения наиболее сложных заданий

Решение заданий, составление схем, соотнесение понятий и фактов. Работа с текстом, знакомство с вопросами по кодификатору, выполнение задания по образцу.



34

Итоговый контроль(3 ч)

тесты




























11 класс –34 часа


Модульный блок «Право» 13 часов

Право в системе социальных норм. Социальные нормы: типы, функции. Норма права, признаки нормы права. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция. Виды правовых норм. Право в системе социальных норм: особенности взаимодействия. Теории происхождения права, признаки и функции.

Система права: основные отрасли, институты, отношения. Система права институт права, подотрасль, отрасль права. Виды институтов права. Основные отрасли российского права.

Источники права. Правовые акты. Источник (форма) права. Виды источников права: правовой обычай, судебный прецедент, правовая доктрина, нормативно-правовой акт, нормативно-правовой договор. Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов: закон, подзаконный акт.

Правонарушения. Правоотношения, участники. Структура правоотношений. Правонарушение. Состав (структура) правонарушения. Виды правонарушений: преступление и проступок.

Конституция РФ. Конституция. Этапы конституционного развития России. Особенности Конституции РФ: структура, содержание. Система основных прав и обязанностей гражданина РФ. Конституционное закрепление прав, свобод и обязанностей гражданина РФ. Защита прав и свобод человека.

Понятие государственного устройства. Особенности государственного устройства РФ.

Социальное назначение Президента РФ. Порядок избрания Президента РФ, сроки его полномочий. Права, обязанности и ответственность Президента РФ.

Понятие Федерального Собрания. Состав и структура Федерального Собрания. Внутренняя организация. Полномочия и ответственность Федерального Собрания. Особый статус депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации.

Правительство РФ: социальное назначение, порядок назначения, внутренняя организация, полномочия.

Правовая основа судебной власти в Российской Федерации. Статус судей. Функции прокуратуры РФ. Основные принципы судебной власти.


Юридическая ответственность и ее виды. Юридическая ответственность, ее признаки. Принципы юридической ответственности. Основные виды юридической ответственности. Функции.

Основные понятия и нормы административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права в Российской Федерации. Характеристика основных отраслей российского законодательства: основные источники, основные понятия и нормы. Понятие гражданского права. Субъекты гражданских прав. Юридические лица. Возникновение и прекращение гражданско-правовых отношений. Объекты гражданских прав. Имущественные и личные неимущественные права граждан. Гражданско-правовая ответственность. Понятие и значение договора. Классификация договоров. Отдельные виды гражданско-правовых договоров. Понятие и виды сделок. Форма сделок. Действительность и недействительность сделки. Понятие наследования. Наследование по завещанию. Наследование по закону.

Понятие процессуального права. Специфика гражданско-процессуальных отношений. Понятие и состав участников гражданского процесса. Понятие принципов гражданского процессуального права. Принципы организации правосудия и их содержание. Принципы, определяющие деятельность гражданского процесса.

Понятие экологического права. Специфика экологического законодательства. Право природопользования. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Виды ответственности.

Понятие и задачи уголовного права. Источники уголовного права. Принципы уголовного права. Уголовный закон и его действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Понятие преступления. Виды преступлений. Состав преступления. Сущность вины. Формы вины. Невиновное причинение вреда. Уголовная ответственность. Понятие и цели наказания. Виды наказаний. Ответственность несовершеннолетних.

Понятие трудовых отношений. Работник и работодатель: правовой статус. Социальное партнёрство в сфере труда. Трудовой договор: понятие, структура, содержание. Охрана труда. Понятие права социальной защиты и обеспечения. Виды социальной защиты и обеспечения.

Международные документы о правах человека. Всеобщая декларация прав человека. Международный пакт о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах. Судебная защита. Правосудие. Система международной защиты прав человека.

Правовая культура. Правовая культура: структура, уровни. Правосознание. Правотворчество. Законность. Правопорядок. Функции правовой культуры. Значение правовой культуры.


Модульный блок «Социальные отношения» 11 часов

Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальная связь, виды. Типы социальных действий. Формы социального взаимодействия.

Социальные группы, их классификация. Социальная общность. Признаки социальной общности и ее виды. Виды социальных групп. Социальная структура общества. Квазигруппа. Организация. Малая группа.

Социальный статус. Социальная роль. Социальный статус. Статусный набор. Компоненты социального статуса. Престиж. Авторитет. Социальная роль.

Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальная дифференциация. Неравенство. Стратификация. Критерии стратификации. Исторические типы стратификационных систем. Социальная мобильность. Виды социальной мобильности.

Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Социальная норма: обычаи, традиции. Нормы морали, правовые нормы, религиозные нормы, политические нормы, эстетические нормы. Девиантное поведение. Делинквентное поведение. Социальный контроль.

Семья и брак как социальные институты. Семья. Функции семьи. Виды семьи. Брак, виды брака. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации. Личные правоотношения между супругами. Имущественные правоотношения между супругами.

Основания возникновения правоотношений между родителями и детьми. Права ребёнка в семье. Осуществление родительских прав. Ответственность родителей.

Молодежь как социальная группа. Молодежь. Особенности социального положения молодежи. Типы самодеятельности молодежи.

Этнические общности. Межнациональные отношения. Этническая общность. Подходы (теории) понимания сущности этносов, их происхождения. Виды этнических общностей. Межнациональные отношения. Способы мирного сотрудничества. Основные тенденции развития наций. Межнациональный конфликт. Причины и типы межнациональных конфликтов. Виды национализма. Пути разрешения межнациональных проблем. Национальная политика в Российской Федерации.

Социальный конфликт и пути его разрешения. Конфликт и его участники. Причины, повод, противоречия конфликта. Виды противоречий. Социальный конфликт и виды. Функции социальных конфликтов.

Социальные процессы в современной России. Социальные процессы в современной России. Стратификационная структура российского общества. Основные тенденции развития социальной структуры современного российского общества.


Модульный блок «Духовная жизнь общества» 9 часов


Культура и духовная жизнь. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни. Понятие «культура». Материальная культура. Духовная культура. Основные функции культуры. Структура духовной жизни общества.

Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура. Типология культур. Основные формы: элитарная, народная, массовая. Разновидности культуры: субкультура, контркультура. Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества.

Средства массовой информации. СМИ и их роль в духовной жизни общества. Функции СМИ.

Искусство, его формы, основные направления. Понятие «искусство». Теории происхождения искусства. Предмет искусства. Виды и жанры. Специфические черты искусства. Функции искусства.

Наука. Понятие «наука». Виды наук. Модели развития научного знания. Функции современной науки.

Социальная и личностная значимость образования. Образование. Цель образования. Функции образования. Система образования в России. Сеть образовательных учреждений. Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования. Общие тенденции в развитии образования.

Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Определение «религия». Происхождение религии. Религиозная вера. Культ. Атрибуты религиозного культа. Ранние формы религии: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Национально-государственные религии. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Основные функции религии.

Мораль. Нравственная культура. Понятие «мораль». Развитие норм морали: табу, обычай, традиция, моральные правила. Происхождение морали. Понятие «нравственность». Мораль и право: общее и различия. Важнейшие функции морали в обществе. Нравственная культура личности. Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности.

Тенденции духовной жизни современной России. Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России.

Контрольная работа по модульному блоку «Духовная жизнь общества». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.

Итоговый контроль. Пробный ЕГЭ. Проверка уровня подготовки учащихся к Единому государственному экзамену.



































Тематическое планирование элективного курса по обществознанию для 11 класса «Обществознание: теория и практика».



1



Введение

Вводная лекция

Работа с КИМ с целью изучения структуры




Раздел 1. «Право» 13 часов





2

Право в системе социальных норм

Источники права. Правовые акты


Лекция с элементами беседы

Работа над понятиями составление схем и таблиц



3

Система права: основные отрасли, институты, отношения

Лекция с элементами беседы

Работа над понятиями составление схем и таблиц


4


Правонарушения

Практическая работа с конкретными ситуациями

Работа над понятиями составление схем и таблиц, работа с источниками СМИ


5-6


Конституция РФ

Практическая работа с текстом Конституции.

Работа над понятиями, изучение источников (научный текст)


7

Юридическая ответственность и ее виды.

Лекция с элементами беседы

Работа над понятиями, терминами, ситуациями составление сравнительной характеристики


8-10

Основные понятия и нормы административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права в Российской Федерации

Лекция с элементами беседы

Работа над понятиями, решение практических задач



11

Практикум «Выполнение заданий части 1

Практикум. Алгоритм выполнения наиболее сложных заданий

Выполнение заданий, работа над понятиями, анализ логических задач «Верны ли суждения?...»


12

Практикум «Работа над заданиями части 2

Практикум. Алгоритм выполнения наиболее сложных заданий

Решение заданий, составление схем, соотнесение понятий и фактов. Работа с текстом, знакомство с вопросами по кодификатору, выполнение задания по образцу.


13

Как написать эссе. Особенности выполнения задания №29

Алгоритм написания эссе, фразы – клеше, выбор темы и работа над ней.

Выполнение заданий по написанию эссе в соответствии с требованиями. Подбор фактического материала.




Раздел 2. «Социальные отношения» 11 часов



14

Социальное взаимодействие и общественные отношения

Лекция с элементами беседы

Работа над понятиями составление схем и таблиц


15

Социальные группы, их классификация

Лекция с элементами беседы

Работа над понятиями составление схем и таблиц


16

Социальный статус. Социальная роль.

Лекция с элементами беседы

Работа над понятиями составление схем и таблиц


17

Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность

Лекция с элементами беседы

Работа над понятиями,


18

Социальные нормы. Отклоняющееся поведение

Лекция с элементами беседы

Работа над понятиями составление сравнительной характеристики


19

Семья и брак как социальные институты

Лекция с элементами беседы

Работа над понятиями решение практических задач


20

Молодежь как социальная группа.

Лекция с элементами беседы

Решение заданий, составление схем, соотнесение понятий и фактов.


21

Этнические общности. Межнациональные отношения.

Лекция с элементами беседы

Работа над понятиями составление схем и таблиц


22

Социальный конфликт и пути его разрешения

Лекция с элементами беседы

Работа над понятиями составление схем и таблиц, решение практических задач


23

Социальные процессы в современной России

Лекция с элементами беседы

Работа над понятиями составление схем и таблиц


24

Тестирование по модульному блоку «Социальные отношения»

Практическая контрольная работа

Решение практических заданий части 1,2



Раздел 3. «Духовная жизнь общества» 9 часов


25

Культура и духовная жизнь

Лекция с элементами беседы

Работа над понятиями составление схем и таблиц



26

Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура

Лекция с элементами беседы

Работа над понятиями составление схем и таблиц


27

Средства массовой информации

Лекция с элементами беседы

Работа над понятиями составление схем и таблиц


28

Искусство, его формы, основные направления. Наука

Лекция с элементами беседы

Работа над понятиями составление схем и таблиц







29

Социальная и личностная значимость образования

Лекция с элементами беседы

Работа над понятиями составление схем и таблиц


30

Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии.

Практическая работа

Работа над понятиями составление схем и таблиц


31

Мораль. Нравственная культура

Лекция с элементами беседы

Работа над понятиями составление схем и таблиц


32

Тенденции духовной жизни современной России

Лекция с элементами беседы

Работа над понятиями составление схем и таблиц


33

Тестирование по модульному блоку «Духовная жизнь общества»

Практическая контрольная работа

Решение практических заданий части 1,2



34

Пробный ЕГЭ

Практическая контрольная работа

Решение практических заданий


















Литература для учителя и учащихся

Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П. А. Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко; под редакцией П. А. Баранова. – М.:АСТ: Астрель, 2015.

Баранов П. А. Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ / П. А. Баранов, С. В. Щевченко; под ред. П. А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель,2018.

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена

по обществознанию, 2019год , «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2020году

единого государственного экзамена по обществознанию, 2019год, «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л, Королькова Е.С. – Обществознание. Типовые тестовые задания. Издательство «Экзамен», Москва, 2020ггод

Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л, Королькова Е.С. – практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ Издательство «Экзамен», Москва, 2019год

Школьный словарь по обществознанию: 10-11: пособие для учащихся / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2015



ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  • http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

  • http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

  • http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений

  • http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал

  • http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека

  • http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

  • http://soc.reshuege.ru/ - решу ЕГЭ, образовательный портал для подготовки к экзаменам














































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области















Рабочая программа

элективного курса по истории для учащихся 10-11 классов

«История: теория и практика».

адаптированная учителем истории и обществознания

Гренадеровой Еленой Владимировной.
























Пояснительная записка элективного курса по истории для учащихся 10-11 классов

«История: теория и практика».


Концепция модернизации российского образования предусматривает создание систему специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы. Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассни­ков к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету.

Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний учащимися 10-11 классов, и рассчитан на 36 часа (18 часов в 10 классе и 18 часов в 11 классе).

Курс 10класса охватывает исторический период с древности по 20 век. Планирование блочно – тематическое:

- Раздел 1.Россия – многонациональное сообщество.

- Раздел 2. Управление русским государством

- Раздел 3.Социально - экономическое развитие России.

- Раздел 4. Внешняя политика русского государства

- Раздел 5. Общественное движение России.

- Раздел 6. Выдающиеся исторические деятели

- Раздел 7. Культура России 9-20 вв.

Курс 11 охватывает исторический период с 20 века по21 век и является логическим продолжением элективного курса для 10 класса, изучается также по блокам.

Планирование блочно – тематическое для 11 класса:

- Раздел 1. Россия на рубеже 19-20 вв.: особенности, успехи, проблемы трудности, перспективы развития.

- Раздел 2. Три российские революции: альтернативы развития и упущенные возможности

- Раздел 3. Особенности российской модернизации, этапы, успехи, проблемы.

- Раздел 4. Внешняя политика Российской империи, СССР и Российская современная.

- Раздел 5. Власть и российское общество.

- Раздел 6. Выдающиеся исторические деятели России.

- Раздел 7. Культура России 20-21 вв.

Учебный процесс осуществляется с опорой на уже имеющиеся знания учащихся.на занятиях старшеклассники учатся добывать информацию самостоятельно, работая с историческими документами, картами, картинами, таблицами организуется обсуждение данной проблемы на занятиях.

Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по истории, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса.

В процессе подготовки к ЕГЭ по истории очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ.

Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений, учащихся по истории России с древнейших времен до наших дней для более успешной сдачи ЕГЭ.

Задачи курса:

  1. преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму;

  2. освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  3. раскрытие и понимание сущности исторических понятий разной степени сложности;

  4. применение социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач;

  5. способствовать формированию и развитию умений сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям;

  6. способствовать формированию умения работать с историческими документами, анализировать, извлекать нужную информацию;

  7. воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  8. формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

В процессе обучения происходит формирование основных знаний и умений, проверяемых в рамках ЕГЭ:

Знать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

  • основные исторические термины, понятия, исторические личности.

уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема) и определять время, место, обстоятельства, причины создания источника, позицию автора;

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;

  • устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и историческими терминами, понятиями;

  • называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте исторические термины и понятия.

Методы работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы:

  • лекции с последующим опросом;

  • лекции с обсуждением документов;

  • беседы;

  • практические занятия;

  • анализ альтернативных ситуаций;

  • работа в парах, группах, индивидуально;

  • выполнение работ по заданному алгоритму;

  • решение заданий различной степени сложности: части 1 и 2.

Система оценивания и формы контроля:

На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней сложности. В конце курса учащиеся пишут пробный ЕГЭ.

Предполагаемые результаты изучения курса:

  1. учащиеся систематизируют и обобщат знания курса истории России;

  2. научатся успешно выполнять задания различных типов и уровней сложности;

  3. успешно подготовятся к сдаче ЕГЭ.


Рабочая программа составлена на основе программы предметного элективного курса для учащихся 10-11 классов филологического и гуманитарного профилей. Автор Т.Г. Некрасова учитель истории и обществознания гимназии №79г. Ульяновска.

Программа допущена Департаментом образования Ульяновской области в качестве сборника элективных курсов (Издание: Элективные курсы по истории для предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся средней школы.. авторы А.В. Миленькая. Т.Г. Некрасова, М.Ю. Юдакова ИПКПРО г. Ульяновск ,2010г.).



Программа курса.

10 класс – 18 часов.

Введение. 1 час. Общая характеристика особенности КИМов по истории, спецификой проведения экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ЕГЭ.

Раздел 1.Россия – многонациональное сообщество. 1 час

Восточнославянские племена и их соседи. Индоевропейцы. Славяне: западные, восточные, южные. Взаимоотношения славян с фино-угорскими и балтийскими племенами. Занятия восточных славян: пашенное земледелие (подсечно-огневая система, перелог), скотоводство, рыболовство, охота, бортничество. Общественный строй: вече. Князь, дружина, ополчение. Торговый путь «из варяг в греки». Язычество. Пантеон богов. Идолы, волхвы.

Раздел 2. Управление русским государством. 2 часа

Возникновение государственности у восточных славян. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь». Начало династии Рюриковичей.

Олег. Военные походы, торговые договоры. Князь Игорь, полюдье. Княгиня Ольга :налоговая реформа. Святослав. Владимир Красно Солнышко. Принятие христианства на Руси. Христианская культура и языческие традиции. Княжение Ярослава Мудрого, «Русская Правда», Категории населения. Владимир Мономах.

Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Правление Ивана III. Присоединение Новгорода. «Стояние на Угре». «Судебник 1497». Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Россия при Иване IV. Регенство Елены Глинской. 1547 год – венчание на царствование. Избранная рада. Земский собор. Приказная система центральных органов власти. Судебник. «Стоглав». Опричнина Ивана Грозного.


Раздел 3.Социально - экономическое развитие России.3 часа

Зарождение раннефеодальных отношений в Киевской Руси. Складывание основных форм собственности. Социальная структура Российского государства в 15-16вв.: проблемы и пути решения. Экономическая система в XVII в. Экономические трудности 17 в. Политика первых царей династии Романовых.


Раздел 4. Внешняя политика русского государства. 4 часа

Россия при Петре I. Великое посольство. Северная война. Основные сражения. Ништадтский мирный договор. Реформы Петра в области экономике, управления, военном деле, социальной сфере. Народные выступления в первой половине XVIII в.

Петр III. Екатерина II. Эпоха «просвещенного абсолютизма». Развитие промышленности и торговли. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Россия в войнах второй половины XVIII века. Россия в Семилетней войне. Русско-турецкие войны: выход к Черному морю. П. А. Румянцев. Г. А. Потемкин. Ф. Ф. Ушаков. А. В. Суворов. Разделы Польши. Поляновский мир. Воссоединение Украины с Россией. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Войны с Францией. Тильзитский мир. Война с Персией. Отечественная война 1812 г: основные сражения. Заграничный поход русской армии 1813-1814 гг. Венский конгресс. Священный союз. Войны с Францией. Тильзитский мир. Война с Персией. Отечественная война 1812 г: основные сражения. Заграничный поход русской армии 1813-1814 гг. Венский конгресс. Священный союз.


Раздел 5. Общественное движение России.1 час.

«Союз спасения». «Союз благоденствия». «Северное тайное общество» и «Южное тайное общество». Выступление декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.

Общественное движение второй половины XIX вв. Либеральные идеи. Теория «крестьянского социализма». «Земля и воля». Народничество. Три течения в народничестве: бунтарское, заговорщическое, пропагандистское. «Хождение в народ». Раскол «Земли и воли»: «Черный передел» и «Народная воля». Убийство Александра II. Рабочее движение. «Освобождение труда». В. И. Ульянов (Ленин). Общественная мысль в 1830-1850 гг. «Общество любомудров». «Теория официальной народности». Западники и славянофилы. «Общинный социализм» А. И. Герцена. Петрашевцы.


Раздел 6. Выдающиеся исторические деятели.2 часа

Пётр 1, Екатерина 2, Александр 1, Николай, Михаил Романов и Филарет и др., оказавшие влияние на развитие России.


Раздел 7. Культура России 9-20 вв.3 часа

Культура древней Руси. Письменность и просвещение. Литература: «Повесть временных лет», «Слово о Законе и Благодати». Былины. Развитие зодчества (крестово-купольный храм). Живопись: иконопись, мозаика, фрески. Прикладное искусство.

Культура XII-XIII вв. «Слово о полку Игореве». «Моление» Даниила Заточника. Зодчество: Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота во Владимире-на-Клязьме, церковь Покрова на Нерли. Изобразительное искусство. Культура в период монголо-татарского ига. «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Архитектура. Иконопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. Культура России в XIV-XVI вв. «Хождение за два моря» А. Никитин. Начало книгопечатания в России. Иван Федоров. Живопись. Архитектура. Успенский собор. Шатровый стиль. Собор Василия Блаженного. Федор Конь.

Русская культура в первой половине XIX века. Развитие системы образования: университеты, институты, реальные училища. Развитие науки. Литература: романтизм, реализм. Искусство (живопись). Скульптура. Архитектура. Театр. Музыка.

Культура России в XVII веке. Светский характер культуры. Научные знания. Литература. Театр. Архитектура. Живопись.

Итоговое повторение .1 час



Календарно тематическое планирование элективного курса для 10 класса по истории «История: теория и практика».


№п\п

Тема занятия

Знания (факты,

понятия)


Форма

занятия

Основные виды деятельности

учащихся

Дата проведения

1

Введение.

Общая характеристика особенности КИМов по истории, специфика проведения экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ЕГЭ.


Практическое занятие

Работа с демо -версиями



Раздел 1.Россия – многонациональное сообщество.1 час


2

Территориальное расширение России.

Этапы формирования русского государства и их особенности. Собирание русских земель.

Занятие тренинг

Работа с исторической картой



Раздел 2. Управление русским государством с 9 по 19 вв. 2часа



3

Управление русским государством с древности по 16 вв.


Особенности управления в период раздробленности, времён правления Ивана 3 и Ивана 4.

Практическое занятие, дискуссия, работа в парах

Составление схемы «управление государством»,


4

Управление русским государством с 17 по 19 вв.


Особенности управления данного периода. Реформаторы Пётр 1, Екатерина 2, Александр 1.

Семинарское занятие

Составление схемы «управление государством».



Раздел 3.Социально - экономическое развитие России. 3 часа


5

Социально - экономическое развитие Киевской Руси.

Зарождение раннефеодальных отношений в Киевской Руси. Складывание основных форм собственности

Практическое занятие, дискуссия

Составление сравнительных таблиц, решение проблемных заданий.


6

Социально - экономическое развитие в 14-16 вв.

Социальная структура Российского государства в 15-16вв. : проблемы и пути решения.

Семинар, работа в парах.

Составление сравнительных таблиц, решение проблемных заданий


7

Социально - экономическое развитие во время правления династии Романовых.

Экономические трудности 17 в. Политика первых царей династии Романовых.

Практическое занятие, дискуссия

Составление сравнительных таблиц, решение проблемных заданий



Раздел 4. Внешняя политика русского государства.4 часа




8

Внешняя политика русского государства16-18 вв.


Рост международного влияния России. Борьба за выход в Чёрное и Балтийское море.

Семинарское занятие

Работа с документами, картами; тестовые задания


9

Внешняя политика русского государства в 19 в.


Направления и задачи внешней политики. Отечественная война 1812 г.

Практическое занятие, дискуссия

Работа с документами, картами; тестовые задания


1011

Историческая карта, как особый источник исторических знаний.


Практическое занятие, работа в группах.

Работа с заданиями 28-30 вариантов ЕГЭ



Раздел 5. Общественное движение России. 1 часа




12

Движение декабристов. Общественные движения 19 в.

Конституционные проекты Н.М. Муравьева и П.И Пестеля. Проблемы социально –экономического и политического развития страны.

Лабораторное занятие

Работа с документом, тестовые задания .Анализ и составление сравнительных таблиц, работа с документами






Раздел 6. Выдающиеся исторические деятели.2 часа




13-14

Выдающиеся исторические деятели


Пётр 1, Екатерина 2, Александр 1, Николай 1 и др., оказавшими влияние на развитие России.

Подготовка сообщений с ориентацией на выполнение задания 40 (С6).

Работа с дополнительной литературой, алгоритм выполнения задания 40 (С6).



Раздел 7. Культура России 9-19 вв. 3 часа





15

Культура России 9-13вв

Знать основные достижения данного периода в различных направлениях

(зодчество, литература и т.д.)

Подготовка сообщений, работа в парах.

Составление таблицы, тестовые задания, работа с иллюстративным материалом– задания ЕГЭ 33-34


16

Культура России 13 -16 вв.

Знать основные достижения данного периода в различных направлениях

Подготовка сообщений, работа в парах.

Составление таблицы, тестовые задания, работа с иллюстративным материалом – задания ЕГЭ 33-34


17

Культура России 16-19вв.

Знать основные достижения данного периода в различных направлениях

Подготовка сообщений, работа в парах.

Составление таблицы, тестовые задания, работа с иллюстративным материалом– задания ЕГЭ 33-34


18

Итоговое повторение

Знание основных понятий, терминов и личностей изучаемого периода

Тестирование

Работа с демо - версией















Программа курса.

11 класс – 18 часов.

Введение. 1 час. Общая характеристика особенности КИМов по истории, спецификой проведения экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ЕГЭ.

Раздел 1. Россия на рубеже 19-20 вв.: особенности, успехи, проблемы трудности, перспективы развития. 1 час

Особенности экономического развития России в начале XX в. Социальный состав населения. Политическое развитие. Николай II – последний российский император. Необходимость модернизации. Реформы С. Ю. Витте. Русско-японская война. Портмутский мирный договор. Образование первых в России политических партий.

Советская Россия, СССР в 1920-1930-е гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. Образование СССР. Политическая жизнь в 20-е – 30-е гг. Внутренняя борьба. Культ личности Сталина. Массовые репрессии. Ускоренная модернизация: индустриализация, коллективизация. Культурная революция.

Раздел 2. Российские революции: альтернативы развития и упущенные возможности. 2 часа.

Революция 1905-1907 гг. Столыпин П. А. Причины революции. Основные события революции. Деятельность I и II Думы. Итоги первой русской революции. Реформы П. А. Столыпина. Великая российская революция. Февральская революция 1917 года: причины, участники. От Февраля к Октябрю. Двоевластие. Октябрьская революция. Провозглашение и утверждение советской власти. II съезд Советов, первые декреты.

Внутренняя и внешняя политика советского правительства в 1917-1920 гг. Гражданская война. Первые мероприятия Советской власти. Разгон Учредительного собрания. Брестский мир. Политика «военного коммунизма». Гражданская война: причины, участники, основные события. Интервенция. Итоги гражданской войны.


Раздел 3. Особенности российской модернизации, этапы, успехи, проблемы. 2 часа.

Коллективизация и индустриализация: причины, ход, итог и значение для развития страны. Перестройка и её значение.


Раздел 4. Внешняя политика Российской империи, СССР и Российская современная. 4 часа.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. СССР накануне войны. Основные этапы и сражения Великой Отечественной войны. Война с Японией. Героизм советских людей во время войны. Партизанское движение. Антигитлеровская коалиция. Итоги Великой Отечественной войны. СССР в первое послевоенное десятилетие. «Холодная война». Восстановление народного хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. «Холодная война» и ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику СССР.

СССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг. Н. С. Хрущев, приход к власти. XX съезд КПСС. «О культе личности и его последствия». Общественно-политическая жизнь страны. Реформы в социально-экономической сфере. Внешняя политика.

СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг. Приход к власти Л. И. Брежнева. Экономическая реформа 1965 года. «Продовольственная программа». Концепция «Развитого социализма». Внешняя политика. СССР во второй половине 1980-х гг.: внутренняя и внешняя политика. Распад СССР. М. С. Горбачев. Перестройка. Авария на Чернобыльской АЭС. Внешняя политика: «новое политическое мышление». События 1991 г. Распад СССР. Россия в 1992 – 2008 гг. Становление новой российской государственности. События 1993 г. Принятие Конституции 1993 г. Переход к рыночной экономике. Политическое, экономическое, национальное, культурное развитие современной России. Россия в системе современных международных отношений.


Раздел 5. Участники исторических событий. 2 часа

Николай 2, С.Ю.Витте, П.А. Столыпин, и другие исторические персоны изучаемого периода, их роль в истории России.


Раздел 6. Историческая карта. 2 часа.

Работа с иллюстративным материалом представленным в вариантах ЕГЭ.


Раздел 7. Культура России 20-21 вв. 3часа.

Культура второй половины XIX в. Процесс демократизации культуры. Система образования. Развитие науки. Литература. Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Театр. Музыка. Печать и книгоиздательское дело. Культура в начале XX века. Серебряный век русской культуры. Развитие образования и науки. Выдающиеся писатели и поэты Серебряного века. Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Музыка. Развитие науки и культуры в 1950 – 1980-х гг.


Итоговое занятие. 1 час.





Календарно тематическое планирование элективного курса для 11 класса по истории «История: теория и практика».


№п\п

Тема занятия

Знания (факты,

понятия)


Форма

занятия

Основные виды деятельности

учащихся







Дата проведения

1

Введение.

Общая характеристика особенности КИМов по истории, специфика проведения экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ЕГЭ.


Практическое занятие

Работа с демо -версиями



РАЗДЕЛ.1. Россия на рубеже 19-20 вв.: особенности, успехи, проблемы трудности, перспективы развития. 1 час.



2

Россия на рубеже 19-20в.в.

Причины ускорения НТР.

Основные достижения технологического переворота. Особенности первой российской модернизации.

Многоукладность экономики,

концентрация производства


1.Лекция


2.Семинар



Анализировать,

Систематизиро-вать

материал в форме таблицы,

анализ диаграмм




РАЗДЕЛ 2. Российские революции: альтернативы развития и упущенные возможности. 2 часа


3,4

Революции в России.

Николай 2, С.Витте,

эсеры, эсдеки

марксизм, большевики:

партия

программа-минимум

программа-максимум. Политический строй

России. Самодержавие.

Реформы. Зарождение пол. партий. Революция

формы борьбы. Манифест 17октября

многопартийность,

характер

особенности

периодизация

российских революций.

Практическое задание, работа в парах. Работа с заданиями ЕГЭ 35-36 , части 2

Выделять

причинно-

следст.

связи

Работать с картой

анализировать

документы

давать оценку

аргументировать свою точку зрения.


РАЗДЕЛ 3. Особенности российской модернизации, этапы, успехи, проблемы. 2 часа.

5-6

Особенности российской модернизации.

Этапы модернизации.

Сталинская модернизация.

Индустриализация

Коллективизация

Раскулачивание.

Последствия.

Практическая работа с текстами, дискуссия, лекция.

1.Выделять

прич.-след.

связи

Сравнивать и

давать оценку

процессам их итогам и участникам.




РАЗДЕЛ 4. Внешняя политика Российской империи, СССР и Российская современная. 4 часа.

7

СССР во Второй Мировой Войне 1941-1945 гг.

Мировая война, пацифизм,

Военные блоки,

мировая революция

фашизм, тоталитаризм.


Беседа, лекция, дискуссия.

Работа с дополнительной литературой, тестами ЕГЭ (35,37), картами .

8

СССР в первое послевоенное десятилетие. «Холодная война».

«Холодная война»,

«разрядка»,

«новое политическое

мышление»,

многополярность мира,

глобализация.


9,10

СССР в 199-70-1990 годах. Новая Россия.

Основные этапы, направления

характер,

цели внешней политики,

результаты,

плюсы и минусы, достижения и

просчеты.




РАЗДЕЛ 5. Участники исторических событий. 2 часа


11-12

Выдающиеся исторические деятели


Николай 2,В.И. Ленин, И.В. Сталин и др., оказавшие влияние на развитие России данного периода.

Подготовка сообщений с ориентацией на выполнение задания 40 (С6).

Работа с дополнительной литературой, алгоритм выполнения задания 40 (С6).



РАЗДЕЛ 6. Историческая карта. 2 часа.

13-14

Историческая карта, как особый источник исторических знаний.


Практическое занятие, работа в группах.

Работа с заданиями 28-30 вариантов ЕГЭ



РАЗДЕЛ 7. Культура России 20-21 вв. 3 часа


15

16

17

Культура России.















Идеология, реализм

социалистический



реализм,

плюрализм, культура материальная и духовная,

жанры и стили

Работа в группах,

подготовка сообщений, презентаций участие в дискуссии.

Составление таблицы,

тестовые задания, работа с иллюстративным материалом– задания ЕГЭ 33-34

2.Тесты по культуре

(ЕГЭ 2013-2015г.)


18

Итоговое повторение.

Обобщение и применение полученных знаний.

Индивидуальная работа.

Тестирование.





Литература для учителя и учащихся 

  1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2015 года по истории России.

  2. Спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2015 года по истории России.

  3. Агафонов С. В. История России в таблицах: 6-11-й кл.: справ.материалы /С. В. Агафонов. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

  4. Баранов П.А, ШевченкоС.В. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ по истории. АСТ: Астрель,2014

  5. Курукин И. В., Лушпай В.Б., Тараторкин Ф.Г., Гевуркова Е.А., Соловьев Я.В., Типовые тестовые задания по истории. Издательство «Экзамен» 2015

  6. Владимирова О. В. История: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «История России с Древности до начала XVII века» / О. В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

  7. Владимирова О. В. История: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «История России XVII - XVIII вв» / О. В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

  8. Владимирова О. В. История: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Россия в XIX в» / О. В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

  9. Пазин Р.В. История. Подготовка к ЕГЭ10-11 классы.120 исторических личностей: материалы биографий. Задание С6: историческое сочинение. Легион Ростов –на- Дону,2013 г.

  10. Северинов К. М. История. ЕГЭ: Теоретические материалы / Северинов К. М. – СПб.: Тригон, 2008.

  11. 7.ФИПИ. История. Экзаменационные задания.2010-2015г.г. Москва, Эксмо,

  12. История в схемах и таблицах /авт.-сост. Северинов К. М. – СПб.: Тригон, 2008.

  13. Учебник В.И. Буганов, П.Н. Зырянов, А.Н. Сахаров, «История России с древнейших времён до 20 вв», М, «Просвещение» 2012 г.

14.Отечественная история в схемах и таблицах. В.В. Кириллов. «Легион»,Ростов –на-Дону,2011.

15.Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до начала 17 века - М.:

Просвещение.2011г..

16. Качкина Т.Б. История культуры России 9-19 веков: схемы, таблицы. тесты. Ульяновск. УИПКПРО, 2014г.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!