Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Иланская средняя общеобразовательная школа № 1»
Согласовано: Утверждаю:
на методическом совете директор МБОУ «Иланская СОШ№1»
МБОУ «Иланская СОШ №1» _________/Максаков Ю.В./
протокол № « » августа 2021 г. приказ № от « » августа 2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
«Основы проектной деятельности»
5 класс
Составитель:
учитель технологии
Кулишова Елена Алкесандровна
г. Иланский
2021-2022 уч.г
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курсов по основам проектной деятельности для 5 класса основной общеобразовательной школы на 2021-2022 учебный год составлена в соответствие с нормативно-правовыми документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями;
ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении ФГОС ООО»; с дополнениями и изменениями (приказ от 29.12.2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Минобразования РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении ФГОС ООО»);
Образовательная программа ООО МБОУ «Иланская СОШ № 1»;
Учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённый приказом Минобразования РФ
Пособие «Основы проектной деятельности школьника» (авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В., Самара, 2018)
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Программа элективного курса «Основы проектной деятельности» предназначена для обучающихся 5 класса, желающих заниматься проектной деятельностью. Приобщение учащихся к основам научного познания и творчества обеспечивает широкий интеллектуальный фон, на котором может развиваться процесс самообразования, развитие познавательной активности и профессиональной ориентации.
Цель курса: познакомить учащихся с основами проектной деятельности с целью дальнейшего применения полученных знаний и умений для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода..
Проектная деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, выбор конечного (итогового) продукта, оценка реализуемости проекта, определение необходимых ресурсов. Главным смыслом проектирования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в науке, а также цель проектной деятельности — в приобретении учащимися функционального навыка проектирования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного ученика).
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Сроки реализации программы: 1 пол года, 17 учебных недели.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа курса внеурочной деятельности:
Программа рассчитана на детей 10-12 лет.
Занятия проводятся в во второй половине дня 1 раза в неделю.
Режим занятий:
• общее количество часов в год – 17ч.;
• количество часов и занятий в неделю - 1 раз по 1 часу.
Форма организации занятий –фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективное творчество.
Данная программа дополнительного образования тесно связана с уроками технологии.
деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и ее способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
компетентностный подход, рассматривающий приоритетными задачами в процессе усвоения программы по основам проектной деятельности формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) навыков, развитие способностей, различных умений и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
личностно-ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленный, самостоятельно инициируемый процесс, направленный на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения.
Общая характеристика курса
Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив.
Поскольку целью курса является обучение основам проектно-исследовательской деятельности, то должны использоваться активные виды занятий, а именно: выступления с предложениями, идеями; обсуждение; самостоятельная работа.
В процессе работы предполагается осуществление промежуточного контроля (индивидуальная работа с учащимися и группами учащихся, оказание помощи) и итогового (презентация).
Особенности работы с детьми, осваивающими основы проектной деятельности, заключаются в том, что
выбранная область исследования отражает круг интересов учащегося;
процесс обучения развивается непроизвольно, носит неформальный характер;
руководитель не может оказывать давление на учащегося, вовлекая в ту или иную деятельность, он должен уметь воодушевить учащегося и поддержать его интерес;
интерес учащихся к творческой и целенаправленной деятельности поддерживается предоставлением им возможности распоряжаться результатами своего труда;
учащиеся могут принимать активное участие, как в постановке проблемы исследования, так и в определении методов ее решения;
не существует стандартных методов решения поставленной проблемы и однозначных ответов, имеется лишь определенная техника исследования, на которую можно опереться, и критерии, по которым можно судить о результатах.
В процессе работы формируются следующие умения и навыки для ведения исследовательской деятельности:
освоение формы научного поиска работы;
сбор информации;
визуальная демонстрация информации;
умение делать выводы;
умение участвовать в дискуссии;
способность оценивать различные точки зрения.
Программа курса предполагает как теоретические, так и практические занятия.
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: макет, рассказ, доклад, концерт, спектакль, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, конференция, электронная презентация, праздник, комплексная работа и т.д.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта.
Второй этап работы – это реализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, выдвинутым в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Планируемые результаты освоения курса
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на уроках основ проектной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
-сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.
-сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
-сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
-сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
Содержание курса
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов |
1. | Введение в курс «Что такое проект?» | 1 |
2. | Информация | 3 |
3. | Проектирование | 7 |
4. | Работа с программой подготовки презентации Power Point. | 5 |
5. | Анализ проектно-исследовательской деятельности | 1 |
Введение в курс «Что такое проект?»
Основные понятия и методы проектной деятельности. Образование, научное познание, научная деятельность.
Способы получения и переработки информации. Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу Использование каталогов и поисковых программ.Занятие в библиотеке: «Правила работы в библиографическом; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв. Как создать проект.
Способы получения и переработки информации. Виды информации.. Поиск информации в каталоге по заданному параметру.
Виды источников информации.
Использование каталогов и поисковых программ. Работа с электронными каталогами
3. Проектирование (7 ч.)
Планирование этапов проекта. Выбор темы исследования. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом.
Что такое проблема. Цели и задачи проекта.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Сбор материала для проекта
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.
Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы.
Обобщение полученных данных
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.
Планирование работы
Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом.
Анкетирование, социальный опрос, интервьюирование. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Подготовка к защите
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
4. Работа с программой подготовки презентации Power Point. (5 ч.)
При работе учащегося над проектом умение работать с мультимедийными информационными объектами актуализируется в нескольких случаях: получение информации из мультимедиа источников; письменная коммуникация, подготовка информационного мультимедийного продукта проектной деятельности; публичное выступление, подготовка и использование электронной презентации.
1. Понятие презентации. Интерфейс программы POWER POINT. Понятие о мультимедиа технологиях. Компьютерная презентация — представление информации с помощью компьютера, состоящее в смене слайдов на экране с использованием эффектов мультимедиа.
2. Макет слайда. Создание слайда.
Вставка в слайд текста и рисунков. Создание фона слайда.Понятие макета слайда: заголовок, текст, картинки, анимации. Вставка нового слайда с помощью меню Вставка текста, изменение размера и типа шрифта. Вставка картинок из библиотеки МS Clip Gallery.
3. Настройка анимации текста, рисунков.
Анимация и озвучивание различных объектов слайда: заголовка, текста, картинок.
4. Демонстрация презентации. Печать презентации.
Демонстрация презентации: нормы публичного выступления с использованием мультимедиа-поддержки.
Защита проекта
Демонстрация презентации материалов проектов учащихся.
Анализ проектно-исследовательской деятельности(1 ч.)
«Стремимся к эталону!»
Анализ результатов и качества выполнения проекта.Способы преодоления трудностей.Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта. Способы преодоления трудностей. Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка. Коллективное обсуждение проблем: Анализ проектно-исследовательской деятельности.
Учебно-тематический план
№ п/п раздела | № п/п урока | Тема | К-во часов (час) | Дата | Корректировка дат |
1 | | Вводное занятие (1 ч.) | | | |
| 1 | Введение в курс «Что такое проект?» | 1 | | |
2 | | Информация (3 ч.) | | | |
| 2 | Способы получения и переработки информации. | 1 | | |
| 3 | Виды источников информации. | 1 | | |
| 4 | Использование каталогов и поисковых программ. | 1 | | |
3 | | Проектирование «Мой проект» (7 ч.) | | | |
| 5 | Что такое проблема. Цели и задачи проекта | 1 | | |
| 6 | Сбор материала для проекта | 1 | | |
| 7 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы | 1 | | |
| 8 | Обобщение полученных данных | 1 | | |
| 9 | Планирование работы | 1 | | |
| 10 | Анкетирование, социальный опрос, интервьюирование. | 1 | | |
| 11 | Подготовка к защите | 1 | | |
4 | | Работа с программой подготовки презентации Power Point. (5 ч.) | | | |
| 12 | Оформление презентации | 1 | | |
| 13 | Макет слайда. Создание слайда. | 1 | | |
| 14 | Настройка анимации текста, рисунков. | 1 | | |
| 15 | Демонстрация презентации | 1 | | |
| 16 | Защита проекта | 1 | | |
5 | | Анализ проектно-исследовательской деятельности (1 ч.) | | | |
| 17 | «Стремимся к эталону!» | 1 | | |
| | | | | |
итого | 17 | | 17 | | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для проведения мероприятий понадобятся: карандаши, фломастеры, ватманы, цветная бумага, ножницы; компьютер, проектор, для создания и просмотра презентаций и видеофрагментов.
Интерактивные средства обучения: компьютер, проектор.
Технологические карты занятий, памятки, карточки-задания.
Материал и оборудование, необходимые для выполнений практических заданий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т.: Пер. с англ. / Под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 1990.
Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
Исследовательская деятельность // Практика административной работы в школе, 2005. № 4. С. 52.
Лебедева С.А., Тарасов С.В., Викторов Ю.М. Экспериментальная и инновационная деятельность // Научно-практический журнал «Завуч», 2000. № 2. С. 103–112.
Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. – М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003.
Стратегия модернизации российского школьного образования C:/Documents andSettings/User/LocalSettings/TemporaryInternetFiles/Con- tent.IE5/7W9U59AS/Стратегия модернизации российского школьного образования[1].htm
Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении // Лучшие страницы педагогической прессы, 2004 .№ 3.
Худин А.Н., Белова С.Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении // Завуч. Управление современной школой, 2006. № 4. С. 116–124.
Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения. Исследовательская деятельность www/direktor/ru
Интернет- ресурсы:
Большая детская энциклопедия для детей. http://www.mirknig.com/
Большая детская энциклопедия (6-12 лет). http://all-ebooks.com/
А.Ликум - Детская энциклопедия. http://www.bookshunt.ru/
Почему и потому. Детская энциклопедия http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
Большая Детская энциклопедия. Русский язык. http://www.booklinks.ru/
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? http://www.fsu-expert.ru/node/2696
«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова http://standart.edu.ru/
Проектная деятельность в начальной школе http://pedsovet.org/component/option,com