СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективного курса «Основы проектной деятельности» 5 класс

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Элективного курса «Основы проектной деятельности» 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Иланская средняя общеобразовательная школа № 1»



Согласовано: Утверждаю:

на методическом совете директор МБОУ «Иланская СОШ№1»

МБОУ «Иланская СОШ №1» _________/Максаков Ю.В./

протокол № « » августа 2021 г. приказ № от « » августа 2021г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Элективного курса

«Основы проектной деятельности»

5 класс








Составитель:

учитель технологии

Кулишова Елена Алкесандровна











г. Иланский

2021-2022 уч.г

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курсов по основам проектной деятельности для 5 класса основной общеобразовательной школы на 2021-2022 учебный год составлена в соответствие с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями;

  • ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении ФГОС ООО»; с дополнениями и изменениями (приказ от 29.12.2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Минобразования РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении ФГОС ООО»);

  • Образовательная программа ООО МБОУ «Иланская СОШ № 1»;

  • Учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённый приказом Минобразования РФ

  • Пособие «Основы проектной деятельности школьника» (авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В., Самара, 2018)

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Программа элективного курса «Основы проектной деятельности» предназначена для обучающихся 5 класса, желающих заниматься проектной деятельностью. Приобщение учащихся к основам научного познания и творчества обеспечивает широкий интеллектуальный фон, на котором может развиваться процесс самообразования, развитие познавательной активности и профессиональной ориентации.

Цель курса: познакомить учащихся с основами проектной деятельности с целью дальнейшего применения полученных знаний и умений для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода..

Проектная деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, выбор конечного (итогового) продукта, оценка реализуемости проекта, определение необходимых ресурсов. Главным смыслом проектирования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в  науке, а также цель проектной деятельности — в приобретении учащимися функционального навыка проектирования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного ученика).

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы  общего образования.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,  деятельностный подходы.  

Сроки реализации программы: 1 пол года, 17 учебных недели.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа курса внеурочной деятельности:

Программа рассчитана на детей 10-12 лет.

Занятия проводятся в во второй половине дня 1 раза в неделю.

Режим занятий:

• общее количество часов в год – 17ч.;

• количество часов и занятий в неделю - 1 раз по 1 часу.

Форма организации занятий –фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективное творчество.

Данная программа дополнительного образования тесно связана с уроками технологии.

  • деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и ее способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

  • компетентностный подход, рассматривающий приоритетными задачами в процессе усвоения программы по основам проектной деятельности формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) навыков, развитие способностей, различных умений и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;

  • личностно-ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленный, самостоятельно инициируемый процесс, направленный на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения.

Общая характеристика курса

Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив.

Поскольку целью курса является обучение основам проектно-исследовательской деятельности, то должны использоваться активные виды занятий, а именно: выступления с предложениями, идеями; обсуждение; самостоятельная работа.

В процессе работы предполагается осуществление промежуточного контроля (индивидуальная работа с учащимися и группами учащихся, оказание помощи) и итогового (презентация).

Особенности работы с детьми, осваивающими основы проектной деятельности, заключаются в том, что

  • выбранная область исследования отражает круг интересов учащегося;

  • процесс обучения развивается непроизвольно, носит неформальный характер;

  • руководитель не может оказывать давление на учащегося, вовлекая в ту или иную деятельность, он должен уметь воодушевить учащегося и поддержать его интерес;

  • интерес учащихся к творческой и целенаправленной деятельности поддерживается предоставлением им возможности распоряжаться результатами своего труда;

  • учащиеся могут принимать активное участие, как в постановке проблемы исследования, так и в определении методов ее решения;

  • не существует стандартных методов решения поставленной проблемы и однозначных ответов, имеется лишь определенная техника исследования, на которую можно опереться, и критерии, по которым можно судить о результатах.

В процессе работы формируются следующие умения и навыки для ведения исследовательской деятельности:

  • освоение формы научного поиска работы;

  • сбор информации;

  • визуальная демонстрация информации;

  • умение делать выводы;

  • умение участвовать в дискуссии;

  • способность оценивать различные точки зрения.

Программа курса предполагает как теоретические, так и практические занятия.

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС  определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.

         Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт:  макет, рассказ, доклад,  концерт, спектакль,  газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, конференция, электронная презентация, праздник,  комплексная работа и т.д.  

      Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта.

        Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта.

     Второй этап работы – это реализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

       Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, выдвинутым в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.


Планируемые результаты освоения курса

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на уроках основ проектной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

-сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.

-сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;

-сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;

-сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

Содержание курса

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

1.

Введение в курс «Что такое проект?»

1

2.

Информация

3

3.

Проектирование 

7

4.

Работа с программой подготовки презентации Power Point.

5

5.

Анализ проектно-исследовательской деятельности

1

    1. Вводное занятие (1 ч.)

Введение в курс «Что такое проект?»

Основные понятия и методы проектной деятельности. Образование, научное познание, научная деятельность.

    1. Информация (3 ч.)

Способы получения и переработки информации. Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу Использование каталогов и поисковых программ.Занятие в библиотеке: «Правила работы в библиографическом; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв. Как создать проект.

  1. Способы получения и переработки информации. Виды информации.. Поиск информации в каталоге по заданному параметру.

  2. Виды источников информации.

  3. Использование каталогов и поисковых программ. Работа с электронными каталогами

3. Проектирование  (7 ч.)

Планирование этапов проекта. Выбор темы исследования. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом.

  1. Что такое проблема. Цели и задачи проекта.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

Понятия: проблема, объект исследования.

  1. Сбор материала для проекта

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

  1. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы

Мыслительные  операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.

Практическое занятие,  направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы.

  1. Обобщение полученных данных

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.

  1. Планирование работы

Составление плана работы над проектами. Определение  предмета  и методов исследования в работе над проектом.

  1. Анкетирование, социальный опрос, интервьюирование. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

  2. Подготовка к защите

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.

4. Работа с программой подготовки презентации Power Point. (5 ч.)

При работе учащегося над проектом умение работать с мультимедийными информационными объектами актуализируется в нескольких случаях: получение информации из мультимедиа источников; письменная коммуникация, подготовка информационного мультимедийного продукта проектной деятельности; публичное выступление, подготовка и использование электронной презентации.

1.  Понятие презентации. Интерфейс программы POWER POINT. Понятие о мультимедиа технологиях. Компьютерная презентация — представление информации с помощью компьютера, состоящее в смене слайдов на экране с использованием эффектов мультимедиа.

2. Макет слайда. Создание слайда.

Вставка в слайд текста и рисунков. Создание фона слайда.Понятие макета слайда: заголовок, текст, картинки, анимации. Вставка нового слайда с помощью меню Вставка текста, изменение размера и типа шрифта. Вставка картинок из библиотеки МS Clip Gallery.

3. Настройка анимации текста, рисунков.

Анимация и озвучивание различных объектов слайда: заголовка, текста, картинок.

4. Демонстрация презентации. Печать презентации.

Демонстрация презентации: нормы публичного выступления с использованием мультимедиа-поддержки.

  1. Защита проекта

Демонстрация презентации материалов проектов учащихся.


  1. Анализ проектно-исследовательской деятельности(1 ч.)

«Стремимся к эталону!»

Анализ результатов и качества выполнения проекта.Способы преодоления трудностей.Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта. Способы преодоления трудностей.  Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка. Коллективное обсуждение проблем: Анализ проектно-исследовательской деятельности.


Учебно-тематический план

№ п/п раздела

№ п/п урока

Тема

К-во часов

(час)

Дата

Корректировка дат

1


Вводное занятие (1 ч.)





1

Введение в курс «Что такое проект?»

1



2


Информация (3 ч.)





2

Способы получения и переработки информации.

1




3

Виды источников информации.

1




4

Использование каталогов и поисковых программ.

1



3


Проектирование «Мой проект» (7 ч.)





5

Что такое проблема. Цели и задачи проекта


1




6

Сбор материала для проекта

1




7

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы

1




8

Обобщение полученных данных

1




9

Планирование работы

1




10

Анкетирование, социальный опрос, интервьюирование.

1




11

Подготовка к защите

1



4


Работа с программой подготовки презентации

Power Point. (5 ч.)





12

Оформление презентации

1




13

Макет слайда. Создание слайда.

1




14

Настройка анимации текста, рисунков.

1




15

Демонстрация презентации

1




16

Защита проекта

1



5


Анализ проектно-исследовательской деятельности (1 ч.)





17

«Стремимся к эталону!»

1









итого

17


17




Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для проведения мероприятий понадобятся: карандаши, фломастеры, ватманы, цветная бумага, ножницы; компьютер, проектор, для создания и просмотра презентаций и видеофрагментов.

  1.  Интерактивные средства обучения: компьютер, проектор.

  2. Технологические карты занятий, памятки, карточки-задания.

  3. Материал и оборудование, необходимые для выполнений практических заданий.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т.: Пер. с англ. / Под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 1990.

  2. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

  3. Исследовательская деятельность // Практика административной работы в школе, 2005. № 4. С. 52.

  4. Лебедева С.А., Тарасов С.В., Викторов Ю.М. Экспериментальная и инновационная деятельность // Научно-практический журнал «Завуч», 2000. № 2. С. 103–112.

  5. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. – М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003.

  6. Стратегия модернизации российского школьного образования C:/Documents andSettings/User/LocalSettings/TemporaryInternetFiles/Con- tent.IE5/7W9U59AS/Стратегия модернизации российского школьного образования[1].htm

  7. Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении // Лучшие страницы педагогической прессы, 2004 .№ 3.

  8. Худин А.Н., Белова С.Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении // Завуч. Управление современной школой, 2006. № 4. С. 116–124.

  9. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения. Исследовательская деятельность www/direktor/ru





Интернет-  ресурсы:

  1.  Большая детская энциклопедия  для детей. http://www.mirknig.com/ 

  2. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). http://all-ebooks.com/

  3. А.Ликум - Детская энциклопедия.  http://www.bookshunt.ru/

  4. Почему и потому. Детская энциклопедия http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

  5. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. http://www.booklinks.ru/

  6. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? http://www.fsu-expert.ru/node/2696

  7. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова http://standart.edu.ru/

  8. Проектная деятельность в начальной школе http://pedsovet.org/component/option,com



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!