6
ЭКЗАМЕНЫ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА…
Задумаемся над содержанием и смыслом экзаменов (лат. eхаmen – испытание). Для чего экзамены-испытания и какими они должны быть?
Даже беглый взгляд в ретроспективу «педагогической» истории человечества даёт богатый материал, свидетельствующий о принципиальных различиях экзаменов «вчера» и «сегодня».
Кратко опишем испытания, которые, например, в Древнем Египте должен был выдержать тот, кто стремился к мудрости и совершенству. Сначала «абитуриент» проходил своеобразное «тестирование»: его спрашивали о городе, в котором он жил, его семье и храме, который он посещал. Тематика этой беседы была неизменной, но держалась в тайне, хранить которую обязывали и абитуриентов (они давали обет молчания). После собеседования жрецы, а именно они были экзаменаторами, либо принимали новичка в учение, либо молчаливо указывали на дверь – это означало окончательный отказ.
В случае «поступления» ученика ждала череда испытаний, направленных одновременно на обучение и воспитание, укрепление духа и тела. Сначала он проходил недельный период послушания, смирения, физического труда. Затем его проводили через тёмный зал, где с двух сторон виднелись чудовища с человеческими телами и головами хищных зверей и птиц, а в конце зала стояли человеческая мумия и скелет.
Если у ученика хватало духа дойти до них, то в стене он обнаруживал вход в тёмный низкий коридор. Испытуемому давали в руки лампу и запирали за ним дверь. Бедняга долго полз на коленях по земляному туннелю, волоча за собой лампу. Туннель постепенно расширялся, но становился всё более крутым, уходя вниз. Однако в конце этой воронки была лестница, ведущая в каменный колодец. Только самые бесстрашные достигали дна и обнаруживали в стене углубление со ступеньками. Винтовая лестница вела ученика наверх, где его ждали новые испытания. Среди них – испытание огнём, когда новичку требовалось немало мужества, чтобы по узкому длинному коридору идти прямо на горящий костёр. Языки его пламени были оптическим обманом, но разглядеть это можно было лишь подойдя вплотную. Зато рядом была тропинка, ведущая к следующему испытанию – водой. Неофиту предстояло войти в ледяную стоячую воду в тёмном туннеле. Если ему хватало духа, чтобы, погрузившись во мрак и ледяную воду, дойти до противоположного конца туннеля, то он попадал в полутёмный грот, где его ждало испытание изысканным комфортом – с мягкой постелью, благовониями, музыкой и... красавицей-женщиной. Если ученик был достаточно силён, чтобы не поддаться ни одному искушению, то после этого для него начинался длительный (иногда до 20 лет) период учения, упорного и абсолютно самостоятельного.
Учителя новичку не помогали, не обращая на него внимания и не отвечая на вопросы. Единственным их ответом на все вопросы ученика было: «работай и жди». Видя равнодушие учителей, он недоумевал и нередко отчаивался. Кстати, равнодушие было показным: на самом деле учителя внимательно наблюдали за поведением и учёбой своего подопечного. От него же требовалось вести размеренную жизнь в уединении и размышлениях, самонаблюдении и упорном труде над книгами. В конечном итоге человек как бы заново рождался в новом качестве и был не только блестяще образован, но и готов к любым жизненным испытаниям. Пройдя такую жестокую систему испытаний и закалки, Пифагор, например, разработал свои «тесты» и свою систему «экзаменов» в руководимой им «авторской школе». Он тестировал своих будущих учеников лишь визуально, как опытный психолог и физиономист, отбирая их по смеху и походке. Затем новичка ждала ночь в тёмной пещере за городом. За нею следовало заключение в голую келью, где на полу стояла кружка воды и лежал кусок хлеба. За 12 часов ученик должен был решить задачу: что означает треугольник, вписанный в круг? Заметим, что задача была связана не с точными математическими вычислениями, а с поиском смысла в сочетании данных фигур.
После этого ученика приводили в зал, где присутствовали все учащиеся, которые по заданию учителя специально дразнили и осмеивали новичка, одновременно наблюдая за его реакцией. Если он демонстрировал спокойствие и достоинство, свидетельствовавшие о силе духа и нравственном здоровье, его «вознаграждали». Ему разрешалось принести обет молчания и затем от 2 до 5 лет внимать речам учителя, не имея возможности к нему обратиться и даже не видя его. Если и это испытание было новобранцу по плечу, он допускался в святая святых – жилище учителя – и с тех пор становился членом единой семьи его учеников, друзей, последователей. Кстати, одним из наиболее показательных занятий в школе Пифагора было «размышление о прошлом» – оно считалось необходимым условием развития «духовного разума», в то время как интеллект формировался в процессе изучения математических дисциплин.
Для сравнения приведём перечень необходимых для жизни знаний, получаемых в «доме знаний», который описан в легендах маори – коренного населения Новой Зеландии. Ученик осваивал игры в верёвочку, с палочками, искусство управления деревянными куклами и «многие другие забавы». Его учили также резьбе по дереву и вообще всему, что он пожелает. Главный учитель, как повествует легенда, «знал всё на свете». В легендах маори описана также «спецшкола», где учили управлять собственным разумом. В результате выпускник послабее мог «убить мыслью собаку или птицу», а «отличник» овладевал умением убить мыслью человека. Этому учил их всезнающий мудрец-учитель.
Ситуации из легенд маори вообще типичны для восточной культуры, в традициях которой – стремиться «знать всё». А потому образованным считался лишь тот, что был одновременно поэтом и математиком, инженером и врачом, астрономом, художником, философом, каллиграфом, агрономом и пр., т.е. был всесторонне подготовлен к самостоятельной достойной жизни в любых её проявлениях и ситуациях. Достичь подобной «учёности» даже самым трудолюбивым и настойчивым удавалось примерно годам к 60.
Задумаемся: сегодня любой новоиспеченный кандидат наук, защитивший диссертацию в 28-30 лет – это заведомо «учёный». Его учёность – нечто само собой разумеющееся, даже если проведённое исследование касается одной единственной узкой проблемы в строго определённой области знаний и его результаты интересны лишь горстке специалистов.
Ещё один пример – обучения и последующего экзамена тибетских йогов. В морозную зимнюю ночь они шли к замёрзшему водоёму и, усевшись обнажёнными на голой земле, заворачивались в мокрые покрывала. Высушив покрывало своим теплом, йог должен был снова намочить его в ледяной воде, затем, обернувшись, снова высушить – и так до утра. Это испытание служило выявлению духовной зрелости и физической выносливости, умения аккумулировать психическое тепло. В итоге же – это экзамен на выживание в экстремальных жизненных условиях.
Поразительным примером экзаменов была традиция возрастных испытаний у спартанцев – сродни нашим экзаменам на «зрелость». Первое испытание – для подростков. Это ритуальная порка, которую мальчик должен был вытерпеть без единого звука, в противном случае ему грозила дополнительная «тренировка» и «переэкзаменовка». Следующее испытание проходило уже в более зрелом возрасте (примерно в 20 лет) и служило для проверки готовности юноши к самостоятельной взрослой жизни. Экзамен заключался в годичном странствии без посторонней помощи и средств. Подобное испытание обрекало юношу на полное самообеспечение (не исключавшее, увы, даже воровства) и самообслуживание, контакты с незнакомыми людьми, ловкость и находчивость, непритязательность и выносливость, самозащиту. И если юноша это испытание выдерживал, то по истечении года его с почётом встречали и принимали в «ирэны» – взрослые мужчины, наравне с которыми он мог участвовать в походах и совместных трапезах.
Итак, о чём же свидетельствует опыт древности? Прежде всего о том, что экзамены служили испытанием на готовность ко взрослой, самостоятельной и достойной жизни. Они не были способом проверки узкопредметных знаний, а проверяли силу духа, волю, ум и чувства человека, т.е. в его целостности, и ориентировали на самопознание, самосовершенствование.
Эта педагогическая система не признавала дифференциации на знания, умения, навыки, опыт и т.д. Она формировала готовность человека в целом к самостоятельной жизни, закаляла его для преодоления любых трудностей.
Что же происходило потом? Вглядываясь в «педагогическую» историю человечества, следует заметить, что христианская культура и педагогика, возвысив духовное начало и низвергнув чувственность как порок, нашли опору в интеллекте и производной от него так называемой книжной эрудиции. Средневековая педагогика впервые дала миру модель жёстко структурированного предметного обучения, воплотившегося, в частности, в специфической системе учебных дисциплин под названием «7 свободных искусств». С искусством как таковым эти предметы имели весьма отдалённую связь, зато отличались филологическо-математической направленностью. С тех пор и по сегодняшний день «язык и математика» – наши «главные предметы».
Оформившаяся предметность резко изменила экзаменационные требования. Знания по предметам уже не требовали всего человека, его силы духа и воли, а тем более чувств. За дроблением учебных дисциплин последовало дробление человека, преимущественная ориентация на его интеллект как наиболее надёжную ипостась выражения внутреннего потенциала, возможностей и способностей.
Важнейшая, принципиальная особенность произошедших изменений заключалась в том, что система обучения и проверки его результатов утратила свою воспитательную сущность. В частности, экзамены, потеряв воспитательный смысл, стали венцом «дидактического тренажа». Дидактическая направленность стала доминирующей и воплотилась в схоластической ориентации скорее на память (вспомним знаменитейшую средневековую пословицу «Повторенье – мать ученья»!), нежели на силу духа, чувств, интеллекта… Знания, строго определённые, регламентированные по содержанию и объёму, из средства подготовки молодых людей к самостоятельной достойной жизни превратились в самоцель – ту самую книжную эрудицию, приобретение которой стало самодовлеющим и престижным.
Замечательны художественно-исторические свидетельства сложившейся ситуации. Так, высмеивая средневековую книжную учёность, Ф. Рабле описывает, как, вызубрив азбуку, его герой Гаргантюа читал её наизусть, без запинки, с начала до конца и от конца к началу. На эти «достижения» ушли годы, однако, когда пришло время испытания и приобретённые знания потребовалось применить во время соревнования учёных юношей (заметим: не в жизни, не на практике, а в учёном споре!), то вместо ответа Гаргантюа «уткнулся в шапку и заревел, как корова». Больше от него не добились ни слова. Описанная картина – свидетельство сознания своего бессилия, несостоятельности, незрелости – и ведёт-то себя герой как капризный ребёнок!
Эпоха Возрождения с её гуманистической культурой внесла коррективы в средневековую образовательную систему. Одной книжной эрудиции было уже недостаточно, её дополнял практический опыт Однако от былой целостности педагогической системы и человека как её объекта мало что осталось. К известным со времён средневековья учебным предметам добавились «народные» языки, литература, история, география. Узкопредметность обучения воплотилась в аналогичные испытания. И несмотря на то, что в эпоху Возрождения сформировались основные типы образования – классическое (гуманитарное) и реальное (естественнонаучное), целостность педагогической системы была непоправимо нарушена. А дифференциация теоретического знания и практического опыта порождали «раздробленного» человека, реальная готовность к жизни которого обеспечивалась уже не сложившейся педагогической системой, а выдающимися личностными качествами, как у Леонардо да Винчи, А.Дюрера, Эразма Роттердамского и др. Не случайно подобных homo universalis – универсальных людей – так мало было даже в столь блистательную эпоху, как Возрождение!
Новое время в европейской культуре началось с поляризации общественного сознания по оси «разум – чувство», причём разум уже в XVIII в. стал приоритетным. Это, в свою очередь, привело к тому, что смысл экзаменов всё более сводился к определению объёма усвоенных знаний, накопленных благодаря тренированной памяти. Начиная со знаменитой своей системой прогрессирующих повторений иезуитской школы в XVII в., память в учении приобрела совершенно особое значение. Это и понятно: объём бурно развивающихся научных знаний постоянно увеличивался, а их усвоение было делом именно памяти, а не духа, чувств или силы воли.
Своеобразным подтверждением того, как мельчал человек, ориентируясь на главенство разума, может быть характеристика великого Вольтера, данная им себе самому: «я гибок, как угорь, подвижен, как ящерица, и всегда за работой, как белка» – не выглядят ли эти сравнения жалкими, удостоверяющими скорее внутреннюю «раздробленность» личности, нежели её цельность, нравственную силу, духовную мощь?
Знаменательно, что просветительство с его культом разума на исходе XVIII – в начале XIX в. было во многом переосмыслено, в частности, социалистами-утопистами. Так, К. Сен-Симон выдвинул идею особой разновидности воспитания – эмоционального, целью которого было развитие человеческих чувств.
Сегодня, как и на исходе просветительства, при переосмыслении значения интуиции, чувств, притупившихся и бездарно растраченных современным человеком в последние десятилетия, с особой силой звучит идея необходимости нового личностного показателя – эмоциональности (еmotional quotient) – наряду с хорошо известным intelliqent quotient – показателем интеллекта.
Понимание пагубности тотальной ориентации на разум в его абстрактно-образовательном аспекте проявилось с новой силой в XIX в. Сошлёмся на глубокие обобщения Н. В. Гоголя, высказанные им в 1847 г. в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Писателя поражала повсеместно создавшаяся ситуация: в то время, когда люди начали было думать, что образованием выгнали злобу из мира, злоба другой дорогой вошла в него – дорогой ума. А ум, по Гоголю, идёт вперёд лишь параллельно с развитием нравственных сил человека и стоит без движения и даже деградирует, когда нравственные силы человека не возвышаются.
Однако к мнениям пророков – отечественных и зарубежных – государственные деятели и педагоги так и не прислушались. Система узкопредметного обучения и соответствующих итоговых экзаменов, требующих не столько включения нравственных сил, духа, воли, творческого воображения, сколько тренированной памяти, завоевала твёрдые позиции как наиболее надёжная и педагогически целесообразная.
Таким образом, содержание и формы экзаменов развивались параллельно с развитием мировоззренческих и педагогических приоритетов общества, а значит, из испытаний на зрелость и готовность к самостоятельной взрослой жизни со всеми её трудностями экзамены превратились в проверку интеллектуального потенциала и результатов обученческого тренажа, наиболее существенной предпосылкой которых является объём памяти. Интересно, что даже В. И. Даль в своём знаменитом словаре определяет зрелость как «состоянье зрелого, спелость; возмужалость, состоянье, степень рассудительности». Думается, что сведение зрелости к возмужалости и одновременно рассудительности – дань времени.
Обратим внимание и на изменение роли учителя. Из духовного наставника, Учителя Жизни он превратился в «тренера», отвечающего лишь за отдельный участок знаний – свой предмет. Его высокая учительская миссия свелась к механическому посредничеству, цель которого – нашпиговать память своих подопечных, причём так, чтобы однажды заученное держалось в памяти «намертво». Так развивался процесс омертвения творческого, жизненно ориентированного сознания ученика и механизации высокой учительской миссии его наставника.
Эта тенденция не исчерпала себя и в XX в. Вполне закономерным стало появление новых глобальных идей: ноосферы (В. И. Вернадский), «космического воспитания» (К. Н. Вентцелъ), воспитания гармоничного человека (А. В. Луначарский) и т. д. Эти идеи по своей широте весьма напоминали подходы древних к образованию и человеку как целостности – достаточно вспомнить принадлежащую Пифагору идею музыкальности космоса и уподобления ему человеческой души. Поиски гармонии, нарушенной возвышением интеллекта, привели (особенно в 20-е годы) к новым формам испытаний, порою комичным.
Это бригадный метод сдачи экзаменов, художественное изложение учебного материала и проверочных заданий. Вот одна из «новых задач по геометрии» конца 20-х годов, изложенная в белых стихах:
Над озером тихим, с полфута размером,
высился лотоса цвет.
Он рос одиноко.
И ветер порывом отнёс его в сторону.
Нет более цветка над водой.
Нашёл же рыбак его ранней весной
в двух футах от места, где рос.
Итак, предложу я вопрос.
Как озеро здесь глубоко?
О чём говорит поэтическая форма задачи? Думается, в первую очередь она свидетельствует о поисках новых форм взаимосвязи образования и человека, стремлении достичь более полной и гармоничной «задействованности» последнего.
Подобные попытки и сегодня предпринимаются во всём мире. В частности, совершенствуется система экзаменов. Так, в Пизанском университете на экзаменах проверяется не объём знаний и прочность их закрепления в памяти, а умение рассуждать и ориентироваться в различных проблемах той области науки, которую студент для себя избрал. В результате экзамен, проходящий с участием представительной комиссии, нередко превращается в дискуссию коллег. Такой экзамен напоминает защиту собственной научной идеи, позиции, новаторского предложения или проекта. Понятно, что для испытуемого в этом случае полагаться только на интеллект и память неэффективно. Здесь требуется сила воли для «выхода за пределы» и внутренняя свобода, творческое воображение и фантазия, наконец твёрдость характера, помогающая отстоять и доказать собственную позицию.
Беглый историко-педагогический обзор экзаменационной практики, разумеется, не даёт представления о всём её многообразии, но выявляет главную тенденцию, заключающуюся в изменении личностной ориентации, целей, содержания и форм. Суть этих изменений в следующем.. Первое. Экзамены из средства подготовки молодёжи к самостоятельной взрослой жизни превратились в способ проверки знаний по предмету. И второе. Готовя к жизни, экзамены первоначально затрагивали всего, целого человека, требовали проявления им силы духа, воли, ума, чувств, а позже стали служить проверкой отдельных качеств (в основном развитого интеллекта и тренированной памяти) в отдельных областях знаний.
Современная эпоха характеризуется интегративными процессами во всех областях жизни. С учётом этого необходима целостность образования и личности, следовательно, и экзамены должны носить интегрированный характер, объединяя полученные знания обязательно в их практической направленности на человека, его жизненные потребности и проблемы.
Разработка интегрированного содержания экзаменов неминуемо ведёт к поиску творческих, мобильных форм их проведения. В настоящее время основными формами экзаменов являются две: компактная единовременная проверка знаний и лонгитюдная поэтапная проверка (рейтинговая система). При этом каждая из них имеет свои минусы. При единовременной проверке (самой распространённой) велика опасность случайности, связанной со стрессовым состоянием испытуемого и тем, что проверке подлежит лишь малая часть знаний – возможности убедиться в их полноте и многогранности весьма ограничены. Что же касается рейтинговой системы, то её минусом становится необходимость простого суммирования поэтапных заданий, в то время как качество их выполнения остаётся весьма неопределённым.
Есть и третий «экзаменационный» путь, связанный с выполнением серьёзных проблемных заданий, требующих не только знаний, но и умений применить их практически, причём нестандартно, творчески. Кстати, подобные испытания в отечественной практике – не новость. Они хорошо известны, например, в коммунарской методике (речь идёт о защите фантастических проектов, развитии оригинальных прогностических идей).
Наиболее актуальными, целевыми задачами в современных педагогических системах считаются две: 1) умение ориентироваться в новых условиях; 2) умение находить творческие, нестандартные решения любых учебных и жизненных проблем. Этим задачам соответствуют экзамены творческого эвристического характера, требующие интеграции полученных знаний, их практической адаптации к потребностям повседневной жизни и производственной деятельности. Только при таком подходе экзамен обретает смысл и превращается из изнурительной, а главное бессмысленной процедуры в урок мужества, человеческого достоинства, взрослой ответственности за себя и свои возможности не только сориентироваться в мире, но и изменить, улучшить его и себя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бодина Е. Экзамены вчера и сегодня… А завтра? // Воспитание школьников. 2001. № 5. С. 13-19.
2. Виннтук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.
3. Идеи эстетического воспитания:: В 2 т. М., 1973.
4. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. М., 1981.
5. Сказки и легенды маори. М., 1981.
6. Соколов П. История педагогических систем. Петроград, 1916.
7. Шюре Э. Великие посвящённые. Калуга, 1914.
8. Ямвлих Халкидский. Жизнь Пифагора. М., 1997.