ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ
БЕЛАРУСИ 11 КЛАСС
2015
БИЛЕТ 1
Вопрос 3. Характеристика творчества деятеля культуры.
Охарактеризуйте жизненный путь и деятельность Бронислава Адамовича Тарашкевича, его вклад в развитие белорусской культуры и истории.
БИЛЕТ 2
Вопрос 3. Анализ содержания исторического документа.
Определите историческое событие, связанное с принятием данного документа.
«Верховный Совет Белорусской Советской Социалистической Республики,
устанавливая волю народа Белорусской ССР,
сознавая ответственность за судьбу белорусской нации, подтверждая признание уважения достоинства и прав людей всех национальностей, которые проживают в Белорусской ССР, свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов Союза ССР и мира,
считая республику полноправным и независимым членом мирового сообщества,
действуя в соответствии с принципами Всеобщей Декларации прав человека и другими общепризнанными международно-правовыми актами,
торжественно провозглашает полный государственный суверенитет Белорусской ССР как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах её территории, правомочность её законов, независимость республики во внешних отношениях и заявляет о решимости создать правовую державу»
БИЛЕТ 3
Вопрос 3. Соотнесение событий (процессов) истории Беларуси и всемирной истории
Синхронизируйте «рельсовую войну» на территории Беларуси с заключительным этапом Великой Отечественной войны.
БИЛЕТ 4.
Вопрос 3. Характеристика социально-экономического (внешнеполитического) положения Беларуси с опорой на историческую карту.
Внимательно рассмотрите карту и ответьте на вопросы:
- последствия какого события на ней изображены?
- определите, какое влияние оказало это событие на социально-экономическое развитие Беларуси?
БИЛЕТ 5.
Вопрос 3. Сравнительная характеристика событий (процессов) истории Беларуси по предложенным или самостоятельно определённым признакам.
Составьте сравнительную таблицу «Основные черты общественно-политической жизни в БССР»
Признаки для сравнения | Вторая половина 1950-х-первая половина 1960-х гг. | Вторая половина 1960-х-первая половина 1980-х гг. |
Явления, которые свидетельствовали о демократизации | | |
Явления, которые свидетельствовали о сохранении советской общественно-политической системы | | |
БИЛЕТ 6.
Вопрос 3.Соотнесение исторического события в Беларуси с общественно-историческим процессом
Охарактеризуйте общественно-исторический процесс, о котором свидетельствовало проведение выборов народных депутатов БССР на альтернативной основе.
БИЛЕТ 7.
Вопрос 3. Раскрытие содержания исторических понятий (терминов).
Раскройте содержание исторического термина «развитой социализм» и о каких исторических процессах он свидетельствует.
БИЛЕТ 8.
Вопрос 3. Объяснение причинно-следственных связей между историческими фактами (процессами).
Раскройте причинно-следственные связи между прекращением существования СССР и началом интеграционного процесса между Республикой Беларусь и странами Содружества Независимых Государств.
БИЛЕТ 9.
Вопрос 3. Характеристика деятельности исторической личности.
Охарактеризуйте вклад исторического деятеля Петра Мироновича Машерова в развитие белорусской истории.
БИЛЕТ 10.
Вопрос 3. Сравнительная характеристика событий (процессов) истории Беларуси по предложенным или самостоятельно определённым признакам.
Сравните политику «военного коммунизма» и новую экономическую политику по предложенным критериям:
Критерии для сравнения | Политика «военного коммунизма» | Новая экономическая политика |
Причины | | |
Цели | | |
Время осуществления | | |
Черты | | |
Итоги | | |
БИЛЕТ 11.
Вопрос 3. Характеристика исторической тематики в произведении белорусской литературы.
Охарактеризуйте историческое событие, описанное в произведении В.В. Короткевича «Колосья под серпом своим».
БИЛЕТ 12.
Вопрос 3. Анализ содержания исторического документа.
Выдержки из отчёта секретаря ЦК КП (б)Б П.К.Пономаренко в ЦК ВКП(б) о проделанной работе в западных областях БССР (1946)
Внимательно прочитайте исторический документ. Ответьте на вопрос:
- какое было отношение партийной власти к населению Западной Беларуси?
«…Включив значительную территорию западных областей республики в состав Восточной Пруссии, немцы пытались, опираясь на польские националистические и кулацкие элементы, создать для своего господства политическую базу…разжигали национальную вражду между поляками и белорусами…
В западных областях остались серьёзные политические последствия немецкой оккупации…
Население Западной Беларуси только на короткий срок после воссоединения было приобщено к социалистическому строительству и не прошло школы перевоспитания, не прошло этапов классовой борьбы против помещиков, капиталистов и кулаков, которые прошли рабочие восточных областей годы революции, гражданской войны и в годы коллективизации…»
БИЛЕТ 13.
Вопрос 3. Анализ исторического явления на основе статистических данных.
Проанализируйте количественные показатели, свидетельствующие об определённом явлении в социально-экономическом развитии БССР. О каком процессе свидетельствуют данные статистические показатели.
год | количество городских жителей | процентные соотношения |
1966 | 3,3 млн. человек | 39 % |
1985 | 6,2 млн. человек | 62 % |
БИЛЕТ 14.
Вопрос 3. Раскрытие содержания исторических понятий (терминов).
Раскройте содержание следующих исторических терминов:
- санация
- пацификация
- дефензива
Определите явление общественно-политической жизни, о которой свидетельствуют эти термины.
БИЛЕТ 15.
Вопрос 3. Соотнесение событий (процессов) истории Беларуси и всемирной истории.
Синхронизируйте процессы послевоенного восстановления в СССР и БССР с определением общих и отличительных признаков.
БИЛЕТ 16.
Вопрос 3. Характеристика социально-экономического (внешнеполитического) положения Беларуси с опорой на историческую карту.
Охарактеризуйте социально-экономические последствия аварии на Чернобыльской АЭС.
БИЛЕТ 17.
Вопрос 3. Анализ содержания исторического документа.
Внимательно прочитайте исторический документ.
Определите название исторического документа, время и место его принятия.
Охарактеризуйте обстоятельства его возникновения.
« …Организованный рабочий класс и трудовое крестьянство Беларуси…опираясь на волю трудящихся масс, проявленную на Первом съезде Советов Беларуси в феврале 1919 г…провозглашают независимую Социалистическую Советскую Республику Беларусь…все законы и постановления польской оккупационной власти о восстановлении частной собственности отменяются.
Основные положения об организации народно-хозяйственной жизни, объявленные 1 января 1919 г. в Манифесте Временного рабоче-крестьянского правительства Беларуси, восстанавливаются в полной мере…
Социалистическая Советская Республики Беларуси определяет свою западную границу по этнографической границе между Беларусью и примыкающими к ней буржуазными государствами. Граница ССРБ с Советской Россией и Украиной определяется свободным выражением воли белорусского народа на уездных и губернских съездах Советов в полном согласии с правительствами РСФСР и УССР…»
БИЛЕТ 18.
Вопрос 3. Характеристика достижений деятеля науки.
Охарактеризуйте вклад учёного Василия Феофиловича Купревича в развитие белорусской науки.
БИЛЕТ 19.
Вопрос 3. Соотнесение исторического события в Беларуси с общественно-историческим процессом.
Определите общественно-исторический процесс, о котором свидетельствовали:
- созыв Всебелорусского съезда в декабре 1917г.
- провозглашение Белорусской Народной Республики и её независимости
- создание Советской Социалистической Республики Беларусь
- создание Социалистической Советской Республики Литвы и Беларуси
- второе провозглашение ССРБ
БИЛЕТ 20.
Вопрос 3. Характеристика исторической тематики в произведении белорусского искусства.
Картина В.Волкова «Минск. 3 июля 1944 г.»
-какое историческое событие отражено на данной картине
- определите отношение художника к этому событию
БИЛЕТ 21.
Вопрос 3. Характеристика творчества деятеля культуры.
Охарактеризуйте основные темы и мотивы творчества белорусского деятеля культуры Василя Быкова.
БИЛЕТ 22.
Вопрос 3. Анализ исторического явления на основе статистических данных.
Проанализируйте количественные показатели, свидетельствующие о проведении советской властью аграрной политики.
год | процентное соотношение коллективизированных крестьянских хозяйств в БССР |
февраль 1930 г. | 58 % |
июнь 1930 г. | 11 % |
- какие изменения произошли всего за полгода в правительственной аграрной политике
- с какими событиями они были связаны
- какие статьи И.В.Сталина являлись теоретическим обоснованием таких изменений
БИЛЕТ 23.
Вопрос 3. Раскрытие содержания исторических понятий (терминов).
Раскройте содержание термина «буферное государство». С каким историческим событием оно было связано?
БИЛЕТ 24.
Вопрос 3. Объяснение причинно-следственных связей между историческими фактами (процессами).
Раскройте причинно-следственные связи между политикой польских властей в «крессах восточных» и развёртыванием национально-освободительной борьбы в Западной Беларуси:
БИЛЕТ 25.
Вопрос 3. Характеристика достижений деятеля науки.
Охарактеризуйте вклад деятеля науки Отто Юльевича Шмидта в развитие белорусской культуры и истории.