СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экзамены: Билеты по истории России для обучающихся 7 класса.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экзаменационный материал для проведения промежуточной аттестации по истории России в 7 классе создан в соответствии с требованиями Государственного стандарта образования в области предмета «История России» и примерной основной образовательной программой по учебному предмету история, ориентирован на учебник: История России. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч.; под ред. Торкунова А.В. – М.: Просвещение, 2017.

Просмотр содержимого документа
«Экзамены: Билеты по истории России для обучающихся 7 класса.»

Пояснительная записка


Курс всеобщей истории и Российской истории в 7 классе рассчитан на 68 часов в год (2 часа в неделю).

В соответствии с учебно – методическим комплектом работа на уроке выстраивается согласно с этапами проблемно-диалогического подхода.

Экзаменационный материал для проведения промежуточной аттестации по истории России в 7 классе создан в соответствии с требованиями Государственного стандарта образования в области предмета «История России» и примерной основной образовательной программой по учебному предмету история, ориентирован на учебник: История России. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч.; под ред. Торкунова А.В. – М.: Просвещение, 2017.

Все задания составлены с учетом требований образовательного стандарта ФГОС ООО и направлены на формирование у школьников универсальных учебных действий, отработку у обучающихся 7 класса навыков работы с историческими терминами и понятиями, умений работать по алгоритму, формирование логического мышления.

Задания экзаменационной работы охватывают темы курса, изученные обучающимися в 7 классе. Первая часть работы (часть А) включает задания базового уровня с выбором ответа (А1-А10). Обучающийся должен определить правильный ответ, единственный из предложенных. Каждое правильно выполненное задание части А оценивается 1 баллом.

Часть В состоит из 4 заданий высокого и повышенного уровня сложности (В1-В4). Это задания на установление хронологической последовательности событий или имен; выбор двух и более верных ответов из предложенных; установление соответствия двух рядов информации (дат и имен, событий и имен, дат и событий, терминов и определений и т.п.). 

Вторая, часть В, экзаменационного материала состоит из заданий различных типов, на которые надо дать краткий ответ и записать его в виде набора цифр или букв. В данной части представлены задания следующих типов:

- двухвариантные тесты;

- установить соответствие между именами деятелей XVIII в. и родом занятий, обществоведческих терминов или понятий;

- сравнение исторических событий и явлений;

- анализ источника, атрибуция документа.

Правильно выполненные задания В11, В12, В14оцениваются следующим образом:

2 балла – нет ошибок, 1 балл – допущена одна ошибка, 0 баллов – допущены две или более ошибок, задание В13 оценивается 3 баллами.

Продолжительность экзаменационной работы – 40 минут.

Критерии оценивания ответов соответствуют требованиям образовательного стандарта.









































Вариант 1

Часть 1

  1. Политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений -

А) местничество Б) мануфактура В) протекционизм Г) барщина

  1. В каком городе было создано Второе ополчение в период Смуты:

А) в Рязани Б) в Ярославле В) в Смоленске Г) в Нижнем Новгороде

  1. Кто был избран новым царём на Земском соборе 1613г.:

А) Василий Шуйский Б) Михаил Фёдорович Романов В) польский королевич Владислав

Г) Алексей Михайлович Романов

  1. Лидер старообрядцев в XVII в.

А) Филарет Б) Никон В) Аввакум Г) Иов

  1. Свод законов, принятый в правление Алексея Михайловича, получил название:

А) Судебник Б) Закон государства Российского В) Русская правда Г) Соборное уложение

  1. Урочные лета – это…

А) указ о сыске беглых крестьян и холопов Б) запрет на переход от помещика к помещику

В) запрет покидать города

  1. Семибоярщина – это…

А) правление при малолетнем Иване IV Б) правительство при Василии Шуйском

В) правительство в период польской оккупации

  1. Что явилось главной причиной раскола в русской православной церкви:

А) крещение тремя пальцами Б) причащение хлебом и вином

В) исправление по греческим образцам икон и книг Г) поясные поклоны вместо земных.

  1. Прозвище «Тушинский вор» получил:

а) Иван Болотников б) Василий Шуйский

в) Андрей Курбский г) Лжедмитрий II

  1. Что было причиной создания второго ополчения

а) приглашение на престол королевича Владислава б) ликвидация феодального угнетения

в) освобождение Москвы и территории России от иностранных захватчиков

г) установление республиканского строя


Часть 2

  1. Двухвариантные тесты:

Ответьте «Да» или «Нет».

1. Под именем Лжедмитрия I скрывался беглый монах Григорий Отрепьев.

2. Лжедмитрия I поддерживал шведский король Сигизмунд.

3. Католическая церковь поддерживала Лжедмитрия I, который обещал после восшествия на престол ввести на Руси католичество.

4. Когда Лжедмитрий I вступил на русские земли, в городах стали организовывать ополчение для защиты.

5. После взятия Лжедмитрием I Москвы в апреле 1605 года, Борис Годунов был казнен.

Да –

Нет –

  1. Установите соответствие между именами деятелей XVIII в. и родом занятий:


ИМЯ

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1

К. Минин

а) первооткрыватель, открывший пролив между Азией и Америкой

2

Никон

б) предводитель крестьянской войны

3

С.И. Дежнев

в) один из организаторов второго Нижегородского ополчения

4

С.Т. Разин

г) инициатор проведения религиозной реформы


  1. Существует точка зрения, что, несмотря на различия, в политике Ивана Грозного и политике его преемников Фёдора Иоанновича и Бориса Годунова было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.

  2. Укажите время (с точностью до половины века), когда произошли описанные события. Назовите царя, ко времени правления которого относятся описанные в тексте события.

Из сочинения историка

«В Московском государстве не было собственных золотых и серебряных рудников, и драгоценные металлы ввозились из-за границы. На Денежном дворе из иностранных монет чеканили русскую монету: копейки, деньги и полушки… Затяжная война с Речью Посполитой из-за Украины потребовала огромных расходов. Усиление налогового гнёта приводило к снижению и без того невысокого уровня благосостояния населения. Чтобы найти деньги на продолжение войны, было решено выпускать медные деньги по цене серебряных. Налоги собирались серебром, а жалованье раздавалось медью.

Мелкая медная монета поначалу действительно имела хождение наравне с серебряными копейками. Однако вскоре выпуск ничем не обеспеченных медных денег, которые чеканились в Москве, Новгороде и Пскове, стал чрезмерным. Рост цен вследствие злоупотреблений властей переполнил чашу терпения населения. Летом в Москве начался Медный бунт, в котором приняли участие посадские люди и стрельцы».

Вариант 2

Часть 1

1.Предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике:

а) мастерская б) цех в) мануфактура г) фабрика

2. Какие новые черты появляются в экономике России в 17 веке:

а) подсечное земледелие б) натуральное хозяйство

в) мелкотоварное производство г) ремесленное производство

3. Что из названного относится к причинам Смутного времени?

а) недовольство крестьян введением рекрутской повинности

б) пресечение династии Рюриковичей

в) введение правила Юрьева дня

г) реформы Избранной Рады

4. Прозвище «Тушинский вор» получил:

а) Иван Болотников б) Василий Шуйский

в ) Андрей Курбский г) Лжедмитрий II

5. Что было причиной создания второго ополчения

а) приглашение на престол королевича Владислава

б) ликвидация феодального угнетения

в) освобождение Москвы и территории России от иностранных захватчиков

г) установление республиканского строя

6. Кто был избран новым царём в Земском соборе 1613 г.:

а) Василий Шуйский б) Михаил Фёдорович Романов в) польский королевич Владислав г) Алексей Михайлович Романов

7. Свод законов, принятый в правление Алексея Михайловича, получил название:

а) Судебник б) Закон государства Российского

в) Русская правда г) Соборное уложение

8.Желание поставить «священство выше царства» стало причиной конфликта между:

а) Российским государством и Речью Посполитой

б) Никоном и Алексеем Михайловичем

в) Алексеем Михайловичем и Степаном Разиным

г) Между Никоном и Аввакумом

9. Что явилось следствием реформ Никона:

а) введение троеперстного крестного знамения

б) закрытие монастырей

в) введение двоеперстного крестного знамения

г) появления иконостасов в церквях

10. Какое название получило восстание 1662 года в Москве

а) Смута

б) Медный бунт

в) Поход за зипунами

г) Чумной бунт


Часть 2

  1. Двухвариантные тесты:

Ответьте «Да» или «Нет».

  1. Царя Василия Шуйского поддерживала русская православная церковь, его поддерживал народ.

  2. Лжедмитрий I легко взошел на русский престол потому, что его поддерживал народ.

  3. Среди восставших в армии Болотникова были не только крестьяне и холопы, но и казаки, стрельцы и дворяне.

  4. Василий Шуйский стал царем потому, что происходил из рода Рюриковичей

  5. После смерти Бориса Годунова правил его сын Федор.

Да –

Нет –

  1. Установите соответствие между именами деятелей XVII века и родом из занятий

    ИМЯ

    РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1

    И. Сусанин

    А) организатор старообрядцев

    2

    И. Болотников

    Б) костромской крестьянин, спасший жизнь царя

    3

    Аввакум

    В) один из руководителей второго Нижегородского ополчения

    4

    Д. Пожарский

    Г) руководитель крестьянской войны в период Смуты

  2. Существует точка зрения, что, несмотря на различия, политика Дмитрия Донского и политика Ивана Калиты имела общие черты. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.

  3. Укажите век, к которому относятся описанные в отрывке события. Назовите династию русских царей, один из представителей которой упомянут в данном отрывке.

Из сочинения историка.

«Смутное время было закончено с большими территориальными потерями для Руси. Смоленск был утрачен на долгие десятилетия, западная и значительная часть восточной Карелии захвачены шведами. Для восстановления утраченных в годы Смуты международных позиций Россия на протяжении всего века вела войны как с европейскими государствами (Речью Посполитой, Швецией), так и со странами Востока (Крымским ханством и Турцией), что во многом способствовало усилению западного влияния на внутреннюю жизнь страны.

Россия уже была одной из самых больших стран мира, но всё ещё отставала по темпам развития экономики от западноевропейских стран. Осознание необходимости изменений в жизни страны подталкивало к изучению и внедрению лучших сторон европейского опыта. На русскую службу начали приглашаться иностранные специалисты. Они были необходимы для того, чтобы помочь использовать европейский опыт, как при подготовке к войнам, так и для организации производства. Так, на основе западноевропейских образцов при Алексее Михайловиче был принят первый в русской армии воинский устав. Организовать в Москве производство оружия (пушечный завод) и построить первый русский военный корабль «Орёл» помогали голландские специалисты. Уже в середине века в Москве проживало около 1,5 тысяч западноевропейцев. Иностранцы в Москве жили по своим обычаям, для чего была создана Немецкая слобода — «Кукуй»».


Вариант 3

Часть 1

  1. Мануфактура – это:

А) сельскохозяйственное предприятие

Б) предприятие, основанное на разделении труда и ручной технике

В) Объединение цехов

Г) Объединение ряда владельцев ремесленных мастерских

  1. Что из названного относится к итогам Смуты:

А) ослабление государственных структур Б) установление урочных лет

В) Начало создания банковского дела Г) Начало созыва Земских соборов

  1. Освобождение Москвы от польских интервентов удалось благодаря действиям:

А) Семибоярщины Б) Первого ополчения В) Второго ополчения

Г) Михаила Фёдоровича Романова


  1. Политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений :

А) местничество Б) протекционизм В) Монополия Г) Мануфактура

  1. Окончательное закрепощение крестьян было юридически оформлено в:

А) «Соборном уложении» Алексея Михайловича Б) «Судебнике» Ивана III

В) «Судебнике» Ивана IV Г) «Наказе» Екатерины II

  1. От имени царя Федора Иоанновича управлял брат царицы. Кто это был?

A) Василий Шуйский

Б) Борис Годунов

B) Михаил Романов

Г) Алексей Адашев

  1. В 1597 году был издан указ об «урочных летах», по которому:

A) крестьянам запрещалось менять хозяев в Юрьев день

Б) был ограничен переход крестьян в Юрьев день

B) был введен пятилетний срок сыска беглых крестьян

Г) помещикам разрешалось в определенное время переводить крестьян на оброк

  1. Появление мануфактур в XVII в. свидетельствовало о:

A) господстве феодальных отношений

Б) зарождении капиталистических отношений

B) продолжении процесса закрепощения крестьян

Г) превращении России в передовую промышленную держав


  1. Название «ясачные люди» относится к:

A) сибирским и амурским казакам

Б) черносошным крестьянам Севера

B) сборщикам дани, приходившим на Русь из других земель

Г) нерусскому населению Сибири и Дальнего Востока, выплачивавшему натуральные подати


  1. Годы 1497, 1581, 1597, 1649 отражают основные этапы:

A) борьбы России за выход к морю

Б) образования Российского централизованного государства

B) борьбы Руси с Золотой Ордой за независимость

Г) закрепощения крестьян.

Часть 2

11. Двухвариантные тесты:

Ответьте «Да» или «Нет».

1. Поводом к Смоленской войне послужила борьба за власть в Речи Посполитой, начавшаяся после смерти Сигизмунда III.

2. Решение о начале Смоленской войны было принято польским сеймом.

3. Итогом Смоленской войны стало возвращение Польше всех занятых в ходе войны земель и отказ короля Владислава от претензий на русский трон.

4. Украинцы, проживающие в Речи Посполитой, испытывали тройной гнет: феодальный, национальный и религиозный.

5. Воссоединение Украины с Россией произошло в 1651 году решением Белоцерковского мира.

Да –

Нет –

12. Установите соответствие между понятием и определением:

1) Кризис

А. Вольные переселенцы на Восток

России

2) Недоимка

Б. Форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти владельца

3) Сходны

В. Находящийся в бегах, спасающийся бегством; человек, самовольно, тайно бежавший из места жительства

4) Крепостное право

Г. Не уплаченная в срок часть налога или других государственных, общественных сборов

5) Беглый

Д. Перелом, переворот, решительная пора переходного состояния


13. Существует точка зрения, что не­ко­то­рые черты си­сте­мы управ­ле­ния Мос­ков­ско­го го­су­дар­ства в се­ре­ди­не XVI в. и в се­ре­ди­не XVII в. были сходны. При­ве­ди­те не менее двух фактов, положений, под­твер­жда­ю­щих это сходство.

14. Укажите век, к которому относятся описанные в тексте события. Укажите название периода, о котором идёт речь.

Из сочинения историка

«Отношения Лжедмитрия с думой неизбежно стали меняться с тех пор, как он распустил повстанческие отряды и стал управлять страной традиционными методами…

Оказавшись на троне, Лжедмитрий столкнулся с теми же трудностями, что и его мнимый отец. Иностранных наблюдателей поражали московские порядки, при которых царь шагу не мог ступить без Боярской думы. Бояре не только решали с царём государственные дела, но и сопровождали его повсюду… Отрепьеву, не обладающему достаточным авторитетом среди московской знати, не удалось разрушить стародавние традиции, которые опутывали его подобно паутине…

Лжедмитрий нередко нарушал обычаи и ритуалы. В думе двадцатичетырёхлетний царь не прочь был высмеять своих сенаторов... Он укорял бояр как людей несведущих и необразованных, предлагал им ехать в

чужие земли, чтобы хоть чему-то научиться. Но сколько бы ни поучал самозванец своих бояр, какие бы вольности ни позволял в обращении с ними, он вынужден был подчиняться древним традициям и считаться с авторитетом Боярской думы.

Пышный придворный ритуал, заимствованный из Византии, раболепное поведение придворных создавали видимость неслыханного могущества русского царя. Сама доктрина самодержавия, казалось бы, исключала возможность открытой оппозиции государю. На самом деле Боярская дума прочно удерживала в своих руках нити управления государством, неизменно навязывая самозванцу свою волю».

Вариант 4

Часть 1

  1. Урочные лета – это…

А) указ о сыске беглых крестьян и холопов

Б) запрет на переход от помещика к помещику

В) запрет покидать города

2. Выберите правильный ответ: Первым русским патриархом стал

А) Гермоген Б) Иов В) Филипп

3. Семибоярщина – это…

А) правление при малолетнем Иване IV Б) правительство при Василии Шуйском

В) правительство в период польской оккупации

4. Что явилось главной причиной раскола в русской православной церкви:

А) крещение тремя пальцами Б) причащение хлебом и вином

В) исправление по греческим образцам икон и книг Г) поясные поклоны вместо земных.

5. Лидер старообрядцев XVII в., писатель:

А) Филарет Б) Никон В) Аввакум Г) Иов

6. Запорожские казаки боролись против:

А) католической церкви Б) православной церкви

В) Речи Посполитой Г) Крымского ханства

7. Самая распространенная форма обучения на Руси – это:

А) домашнее обучение Б) приглашение учителя В) обучение в церковных школах

8. Первое в России высшее учебное заведение было открыто в:

А) 1650 Б) 1665 В) 1687

9. Неудачи России в борьбе за выход к морям объясняются:

А) неумением русской армии воевать Б) слабостью русской артиллерии

В) отсутствием сильной регулярной армии Г) отсутствием талантливых полководцев

10. Годы 1497, 1581, 1597, 1649 отражают основные этапы:

A) борьбы России за выход к морю

Б) образования Российского централизованного государства

B) борьбы Руси с Золотой Ордой за независимость Г) закрепощения крестьян

Часть 2

  1. Двухвариантные тесты:

Ответьте «Да» или «Нет».

1. Для защиты от набегов Речи Посполитой была построена Белгородская засечная черта.

2. Запорожская Сечь – это организация украинских казаков в XVI - XVIII вв., ставшая опорой сопротивления Речи Посполитой.

3. На южных границах России серьезную опасность представляло Крымское ханство, требовавшее выплаты «поминок» деньгами и драгоценными мехами

4. Следствием вхождения Украины в Россию стала Русско- польская война 1654 - 1667 гг.

5. Первый русско-китайский договор, открывший официальную торговлю России с Китаем, - это Переяславский договор 1654 года.

Да –

Нет –

12. Установите соответствие между понятием и определением:

1. свод

А) Высшие сословно-представительные законосовещательные учреждения в России.

2. староста

Б) Собрание должностных или выборных лиц для рассмотрения и разрешения вопросов организации и управления.

3. Земские соборы

В) Поручение, обращение, содержащее перечень требований и пожеланий.

4. Собор

Г) Выборное или назначаемое лицо для ведения дел небольшого общества, коллектива.

5. Наказ

Д) Собранные, сведенные в единое целое и расположенные в определенном порядке тексты, документы, законы.

13. Существует точка зрения, что, не­смот­ря на су­ще­ствен­ные различия, в де­я­тель­но­сти царей Бо­ри­са Го­ду­но­ва и Лже­д­мит­рия I име­лись общие черты. При­ве­ди­те не менее двух фактов, положений, под­твер­жда­ю­щих эту общность.

14. Укажите век, о со­бы­ти­ях ко­то­ро­го идёт речь в тексте. На­зо­ви­те царя, тесть ко­то­ро­го упо­мя­нут в отрывке.

Из сочинения историка.

« Это столетие названо современниками "бунташным веком". Это время крупных социальных движений: двух мощных крестьянских восстаний, целого ряда восстаний городских, а также церковного выступления, переросшего в социальное движение. Об одном из этих событий и пойдёт речь.

Для пополнения казны правительством была проведена денежная реформа, в ходе которой начался выпуск медных денег по цене серебряных. Поначалу серебряные и медные деньги ходили наравне. Но медных денег выпускалось всё больше: за несколько лет их начеканили на 15—20 миллионов рублей. Вскоре за рубль серебром давали уже от девяти рублей медью. Крестьяне прекратили подвоз продуктов, и цены на хлеб на рынках взлетели в 10—40 раз. Правительство выдавало жалованье медью, но при этом требовало платить налоги, пошлины и штрафы серебром. Большой размах получило фальшивомонетничество. В Москве появились слухи о связи царского тестя боярина Ильи Милославского и его родственников, а также крупнейшего «гостя» — купца Василия Шорина с фальшивомонетчиками.

В условиях продолжавшейся войны с Речью Посполитой правительство приняло решение собрать с горожан чрезвычайный налог («пятую деньгу»). Сбор налога стал последней каплей, переполнившей чашу терпения: в Москве началось восстание».

Вариант 5

Часть 1

  1. В 1597 году был издан указ об «урочных летах», по которому:

A) крестьянам запрещалось менять хозяев в Юрьев день

Б) был ограничен переход крестьян в Юрьев день

B) был введен пятилетний срок сыска беглых крестьян

Г) помещикам разрешалось в определенное время переводить

крестьян на оброк

  1. В правление Бориса Годунова произошло крупное крестьянское восстание под руководством:

A) Ивана Болотникова Б) Хлопка Косолапа B) Степана Разина Г) Емельяна Пугачева

  1. Появление Лжедмитрия I было обусловлено:

A) слухами о чудесном спасении законного наследника русского престола - царевича Дмитрия

Б) прибытием в Москву польского посла

B) избранием Лжедмитрия на царствование Земским собором

Г) назначением Боярской Думой

  1. Два основных признака «Смуты» - это: установление власти самозванцев на престоле и

A) расширение государственных границ Б) продолжение централизации государства

B) политическая, экономическая нестабильность Г) экономические реформы

  1. Укажите повод для начала польского вторжения в 1609 году:

A) заключение Василием Шуйским договора со Швецией Б) убийство Лжедмитрия II

B) разгром восстания Ивана Болотникова Г) увеличение срока сыска беглых крестьян

  1. Одна из повинностей зависимых крестьян называлась:

A) барщина Б) испольщина B) купа Г) служба

  1. В XVII в. розничная торговля на русском рынке иностранцам фактически запрещалась согласно:

A) решению Земского собора 1653 г. Б) Соборному уложению 1649 г.

B) Торговому уставу Г) Новоторговому уставу

  1. Название «ясачные люди» относится к:

A) сибирским и амурским казакам Б) черносошным крестьянам Севера

B) сборщикам дани, приходившим на Русь из других земель

Г) нерусскому населению Сибири и Дальнего Востока, выплачивавшему натуральные подати

  1. Как назывались в X V I — начале XVIII вв. служилые люди, составлявшие постоянное войско?

A) стрельцы Б) рекруты B) казаки Г) дружинники

  1. Годы 1497, 1581, 1597, 1649 отражают основные этапы:

A) борьбы России за выход к морю Б) образования Российского централизованного государства

B) борьбы Руси с Золотой Ордой за независимость Г) закрепощения крестьян

Часть 2

  1. Двухвариантные тесты:

Ответьте «Да» или «Нет».

1. Поводом к Смоленской войне послужила борьба за власть в Речи Посполитой, начавшаяся после смерти Сигизмунда III.

2. Решение о начале Смоленской войны было принято польским сеймом.

3. На южных границах России серьезную опасность представляло Крымское ханство, требовавшее выплаты «поминок» деньгами и драгоценными мехами

4. Следствием вхождения Украины в Россию стала Русско- польская война 1654 - 1667 гг.

5. Первый русско-китайский договор, открывший официальную торговлю России с Китаем, - это Переяславский договор 1654 года.

Да –

Нет –

  1. Установите соответствие между именами деятелей и родом из занятий

    ИМЯ

    РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1

    Иван III

    А) московский патриарх, имевший официальный титул «патриарх Московский и всея Руси

    2

    А.М. Ку́рбский

    Б) русский землепроходец, продолжатель дела Еналея Бахтеярова и Василия Пояркова по освоению Приамурья

    3

    Ники́та Ми́нин

    В) русский полководец, политик, писатель, переводчик и меценат, ближайший приближённый Ивана Грозного

    4

    Е.П. Хаба́ров-Святи́тский

    Г) продолжал политику своего родителя, прежде всего в делах объединения земель Руси вокруг Москвы и борьбы с Ордой

  2. Существует точка зрения, что, несмотря на существование серьёзных отличий, народные восстания под предводительством Степана Разина и предводительством Емельяна Пугачёва имели общие характеристики. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.

  3. Укажите десятилетие, про­пу­щен­ное в тексте. На­зо­ви­те царя, имя ко­то­ро­го про­пу­ще­но в тексте.

Из сочинения историка.

«…Смутное время в России закончилось. В первые годы после смуты царь, по сути, правил совместно с Земским собором, который заседал почти непрерывно. За два десятилетия удалось в целом преодолеть самые тяжёлые последствия Смутного времени.

В _________ годах русские войска начали войну против Польши с целью отвоевания Смоленска. Война закончилась неудачей, но одним из условий мира был отказ поляков от всех прав на русский трон.

В годы царствования преемника и сына Михаила Фёдоровича — ____________ — произошёл ряд важных перемен в жизни Русского государства. Если при Михаиле Фёдоровиче практически осуществлялось совместное правление царя и Земского собора, то при его преемнике собор собирается всё реже, пока совершенно не прекращает свою деятельность. Соборным уложением, принятым на Земском соборе, запрещается переход крестьян от одного помещика к другому. Правительство успешно решило одну из важнейших внешнеполитических задач, стоявших перед Россией, — воссоединение Украины с Россией».

Вариант 6

Часть 1

  1. Два основных признака «Смуты» - это: установление власти самозванцев на престоле и

A) расширение государственных границ Б) продолжение централизации государства

B) политическая, экономическая нестабильность Г) экономические реформы

  1. Укажите повод для начала польского вторжения в 1609 году:

A) заключение Василием Шуйским договора со Швецией Б) убийство Лжедмитрия II

B) разгром восстания Ивана Болотникова Г) увеличение срока сыска беглых крестьян

  1. Одна из повинностей зависимых крестьян называлась:

A) барщина Б) испольщина B) купа Г) служба

  1. В XVII в. розничная торговля на русском рынке иностранцам фактически запрещалась согласно:

A) решению Земского собора 1653 г. Б) Соборному уложению 1649 г.

B) Торговому уставу Г) Новоторговому уставу

  1. Название «ясачные люди» относится к:

A) сибирским и амурским казакам Б) черносошным крестьянам Севера

B) сборщикам дани, приходившим на Русь из других земель

Г) нерусскому населению Сибири и Дальнего Востока, выплачивавшему натуральные подати

  1. Как назывались в X V I — начале XVIII вв. служилые люди, составлявшие постоянное войско?

A) стрельцы Б) рекруты B) казаки Г) дружинники

  1. Годы 1497, 1581, 1597, 1649 отражают основные этапы:

A) борьбы России за выход к морю Б) образования Российского централизованного государства

B) борьбы Руси с Золотой Ордой за независимость Г) закрепощения крестьян

  1. Повинности в пользу государства не несли:

A) черносошные крестьяне Б) жители белых слобод

B) мелкие ремесленники и купцы Г) владельческие крестьяне

  1. Какое из перечисленных ниже явлений стало показателем укрепления самодержавия в XVII в.?

A) учреждение Государственного совета Б) появление системы приказов

B) прекращение созывов Земских соборов Г) усиление роли Боярской думы

  1. Какое событие относится к XVII в.?

A) создание единого централизованного государства Б) провозглашение Российской империи

B) избавление от ига монголо-татар Г) воцарение Романовых

Часть 2

  1. Двухвариантные тесты:

Ответьте «Да» или «Нет».

1. Под именем Лжедмитрия I скрывался беглый монах Григорий Отрепьев.

2. Лжедмитрия I поддерживал шведский король Сигизмунд.

3. Католическая церковь поддерживала Лжедмитрия I, который обещал после восшествия на престол ввести на Руси католичество.

4. Василий Шуйский стал царем потому, что происходил из рода Рюриковичей

5. После смерти Бориса Годунова правил его сын Федор.

Да –

Нет –

  1. Установите соответствие между понятием и определением:

    1. Боя́рская ду́ма

    А) органы центрального государственного управления в Русском государстве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства

    2. Засе́чная черта́

    Б) высший совет Русского царства, состоявший из представителей феодальной аристократии

    3. Прика́зы

    В) система оборонительных сооружений из деревянных чурок

    4. Челоби́тная

    Г) в России вплоть до третьей четверти XVIII века индивидуальное или коллективное письменное прошение, при котором «челом били»

  2. Существует точка зрения, что, несмотря на существование значимых общих черт, народные движения под руководством Степана Разина и под руководством Ивана Болотникова имели серьёзные различия. Приведите не менее двух фактов (положений), подтверждающих эти различия.

  3. Укажите время (с точностью до половины века), когда произошли описанные события. Назовите царя, ко времени правления которого относятся описанные в тексте события.

Из сочинения историка

«В Московском государстве не было собственных золотых и серебряных рудников, и драгоценные металлы ввозились из-за границы. На Денежном дворе из иностранных монет чеканили русскую монету: копейки, деньги и полушки… Затяжная война с Речью Посполитой из-за Украины потребовала огромных расходов. Усиление налогового гнёта приводило к снижению и без того невысокого уровня благосостояния населения. Чтобы найти деньги на продолжение войны, было решено выпускать медные деньги по цене серебряных. Налоги собирались серебром, а жалованье раздавалось медью.

Мелкая медная монета поначалу действительно имела хождение наравне с серебряными копейками. Однако вскоре выпуск ничем не обеспеченных медных денег, которые чеканились в Москве, Новгороде и Пскове, стал чрезмерным. Рост цен вследствие злоупотреблений властей переполнил чашу терпения населения. Летом в Москве начался Медный бунт, в котором приняли участие посадские люди и стрельцы».

Вариант 7

Часть 1

  1. При каком правителе России рубежа XVI-XVII вв. заметно усилилась дипломатическая активность государства?

А) Василии Шуйском Б) Борисе Годунове В) Василии III Г) Михаиле Романове

  1. Какое государство заключило с Великим княжеством Ли­товским Люблинскую унию, в результате которой появи­лось государство Речь Посполитая?

А) Норвегия Б) Польша В) Чехия Г) Монголия

  1. Какое событие относится к XVII в.?

A) создание единого централизованного государства Б) провозглашение Российской империи

B) избавление от ига монголо-татар Г) воцарение Романовых

  1. В XVII в. розничная торговля на русском рынке иностранцам фактически запрещалась согласно:

A) решению Земского собора 1653 г. Б) Соборному уложению 1649 г.

B) Торговому уставу Г) Новоторговому уставу

  1. Политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений -

А) местничество Б) мануфактура В) протекционизм Г) барщина

  1. В каком городе было создано Второе ополчение в период Смуты:

А) в Рязани Б) в Ярославле В) в Смоленске Г) в Нижнем Новгороде

  1. Кто был избран новым царём на Земском соборе 1613г.:

А) Василий Шуйский Б) Михаил Фёдорович Романов В) польский королевич Владислав

Г) Алексей Михайлович Романов

  1. Лидер старообрядцев в XVII в.

А) Филарет Б) Никон В) Аввакум Г) Иов

  1. Какое положение договора о военном союзе с Речью Поспо- литой было неприемлемым для России?

А) совместные военные выступления Б) развитие торговли со странами Востока

В) уравнивание в правах польской шляхты и российского дворянства

Г) свободное проповедование католицизма в России

  1. В состав совещательного органа при государе – Боярскую думу входили:

А) Представители всех слоев населения Б) иностранные послы

В) знатные бояре и окольничие Г) жители городов, входившие в состав государства

Часть 2

  1. Двухвариантные тесты:

Ответьте «Да» или «Нет».

1. Под именем Лжедмитрия I скрывался беглый монах Григорий Отрепьев.

2. Лжедмитрия I поддерживал шведский король Сигизмунд.

3. Католическая церковь поддерживала Лжедмитрия I, который обещал после восшествия на престол ввести на Руси католичество.

4. Когда Лжедмитрий I вступил на русские земли, в городах стали организовывать ополчение для защиты.

5. После взятия Лжедмитрием I Москвы в апреле 1605 года, Борис Годунов был казнен.

Да –

Нет –  

  1. Установите соответствие между именами деятелей и родом из занятий

ИМЯ

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1

Ахмед-хан

А) Представитель княжеского рода (суздальская ветвь Рюриковичей), после низложения жил в плену у поляков.

2

В.И. Шу́йский

Б) самозванец, выдававший себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана IV Грозного — царевича Дмитрия

3

Сафа-Герей

В) Последний ордынский правитель, в политической зависимости от которого находились московские князья

4

Лжедмитрий I

Г) последний Казанский хан, отличался широкими взглядами, талантливый администратор


  1. Существует точка зрения, что, несмотря на существенные различия, в деятельности Ивана III и Ивана IV имелись общие черты. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эту общность.

  2. . Укажите век, к которому относятся описанные в тексте события. Укажите название периода, о котором идёт речь.

Из сочинения историка

«Отношения Лжедмитрия с думой неизбежно стали меняться с тех пор, как он распустил повстанческие отряды и стал управлять страной традиционными методами…

Оказавшись на троне, Лжедмитрий столкнулся с теми же трудностями, что и его мнимый отец. Иностранных наблюдателей поражали московские порядки, при которых царь шагу не мог ступить без Боярской думы. Бояре не только решали с царём государственные дела, но и сопровождали его повсюду… Отрепьеву, не обладающему достаточным авторитетом среди московской знати, не удалось разрушить стародавние традиции, которые опутывали его подобно паутине…

Лжедмитрий нередко нарушал обычаи и ритуалы. В думе двадцатичетырёхлетний царь не прочь был высмеять своих сенаторов... Он укорял бояр как людей несведущих и необразованных, предлагал им ехать в

чужие земли, чтобы хоть чему-то научиться. Но сколько бы ни поучал самозванец своих бояр, какие бы вольности ни позволял в обращении с ними, он вынужден был подчиняться древним традициям и считаться с авторитетом Боярской думы.

Пышный придворный ритуал, заимствованный из Византии, раболепное поведение придворных создавали видимость неслыханного могущества русского царя. Сама доктрина самодержавия, казалось бы, исключала возможность открытой оппозиции государю. На самом деле Боярская дума прочно удерживала в своих руках нити управления государством, неизменно навязывая самозванцу свою волю».






















КЛЮЧИ К ВАРИАНТАМ


Зада

ние

В 1

В 2

В 3

В 4

В 5

В 6

В 7

ЧАСТЬ А

1

В

В

Б

А

В

В

Б

2

Г

В

А

Б

Б

А

Б

3

Б

Б

В

В

А

А

Г

4

В

Г

Б

В

В

Г

Г

5

Г

В

А

В

А

Г

В

6

А

Б

Б

В

А

А

Г

7

В

Г

В

А

Г

Г

Б

8

В

Б

Б

В

Г

Б

В

9

г

А

Г

В

А

В

Г

10

в

Б

Г

Г

Г

Г

В

ЧАСТЬ В

11

Да

1,3

1,2,3,5

4

2,3,4

3,4

1,3,5

1,3

Нет

2,4,5

4

1,2,3,5

1,5

1,2,5

2,4

2,4,5

12

в,г,а,б

б,г,а,в

д,г,а,б,в

д,г,б,а,в

г,в,а,б

б,в,а,г

в,а,г,б

13

1) Иван Грозный и его преемники проводили политику закрепощения крестьян;

2) Иван Грозный и его преемники расширяли границы государства, строили новые города, крепости;

3) Иван Грозный и его преемники боролись за выход к Балтийскому морю;

4) Иван Грозный и его преемники противостояли набегам крымского хана;

5) Иван Грозный и его преемники подвергали опале неугодных бояр.

Могут быть приведены другие факты.

1) борьба за первенство среди русских князей;

2) стремление найти поддержку у Русской Православной Церкви;

3) строительство укреплений Московского Кремля;

4) вооружённое противостояние с Тверью;

5) расширение территорий Московского княжества.

1) в оба пе­ри­о­да во главе го­су­дар­ства стоял монарх;

2) в оба пе­ри­о­да в Мос­ков­ском го­су­дар­стве су­ще­ство­ва­ла си­сте­ма приказов;

3) в оба пе­ри­о­да со­зы­ва­лись Зем­ские соборы;

4) в оба пе­ри­о­да функ­ци­о­ни­ро­ва­ла Бо­яр­ская дума;

5) на ме­стах управ­ля­ли чиновники, при­слан­ные из цен­тра (наместники и воеводы).


1) при обоих царях про­ис­хо­ди­ло сбли­же­ние Рос­сии с За­па­дом (Б. Го­ду­нов стал при­гла­шать ино­зем­цев на службу; Лже­д­мит­рий I устра­нил пре­пят­ствия по пе­ре­дви­же­нию ино­стран­цев внут­ри государства);

2) оба царя пы­та­лись по­мочь крестьянам, стра­дав­шим во время го­ло­да (Б. Го­ду­нов вре­мен­но вос­ста­но­вил Юрьев день; Лже­д­мит­рий I раз­ре­шил кре­стья­нам ухо­дить от помещика, если он не кор­мил их во время голода);

3) оба царя предо­став­ля­ли на­ло­го­вые льго­ты от­дель­ным местностям;

4) оба царя при­бе­га­ли к рас­пра­вам с воз­мож­ны­ми пре­тен­ден­та­ми на пре­стол (расправа Б. Го­ду­но­ва с Романовыми, рас­пра­ва Лже­д­мит­рия I с Годуновыми).


1) участие представителей различных групп населения;

2) основной движущей силой восстаний были казаки;

3) схожими были причины восстаний: ухудшение положения и усиление зависимости крестьян, а также попытки ограничения казачьих вольностей;

4) оба восстания завершились поражением;

5) в области, охваченные обоими восстаниями, входили Поволжье, Прикаспийские районы.

1) в отличие от Степана Разина, Иван Болотников именовал себя «воеводой царевича Дмитрия», выступая, таким образом, от имени «законного» монарха;

2) в движении Ивана Болотникова принимали участие дворяне, в войске Степана Разина их не было;

3) войско Ивана Болотникова достигло Москвы и было разбито под Москвой, а движение Разина развивалось на Дону, в Поволжье и Заволжье.

1) оба правителя расширили границы Московского государства;

2) оба повысили авторитет власти московского князя (царя) путём изменения титула;

3) оба правителя вели активную внешнюю политику в западном направлении (войны с Литвой).

14

1) время — вторая половина XVII в.;

2) царь — Алексей Михайлович.


1) век — XVII в.;

2) династия — Романовы.

1) век — XVII в.;

2) название периода — Смутное время, или Смута.

1) век — XVII в.;

2) царь — Алексей Михайлович.

1) де­ся­ти­ле­тие — 1630-е гг.;

2) царь — Алек­сей Михайлович.


1) время — вторая половина XVII в.;

2) царь — Алексей Михайлович.


1) век — XVII в.;

2) название периода — Смутное время, или Смута.















Критерии оценивания:

Общее количество баллов – 19.

Отметка «5» - 16 – 19 баллов.

Отметка «4» - 13 – 15 баллов. 

Отметка «3» - 9 – 12 баллов.

Отметка «2» 8 и ниже баллов.



Критерии оценивания обучающихся с ОВЗ:

Часть В не выполняется

Отметка «5» - 8 – 10 баллов.

Отметка «4» - 5 – 7 баллов. 

Отметка «3» - 3 – 4 баллов.

Отметка «2» не выставляется.  







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!