Билет №1 Ботаника – наука о растениях Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Определите увеличение школьного микроскопа, подготовьте его к работе. |
Билет №2 Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Приготовьте и рассмотрите под микроскопом микропрепарат (кожицы чешуи лука или листа элодеи). Зарисуйте клетку и подпишите ее части |
Билет № 3 Признаки растений. Органы цветковых растений. Строение, размножение и развитие хвощей. 3. Укажите способы размножения следующих растений: пшеницы, картофеля, земляники. |
Билет №4 Условия жизни растений. Среды жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Строение, размножение и развитие плаунов. Заполните таблицу: Пластиды | В каких органах растений встречаются | Какую функцию выполняют | Хлоропласты | | | Хромопласты | | | Лейкопласты | | | |
Билет №5 Увеличительные приборы. Общая характеристика и многообразие голосеменных как семенных растений. Определите тип корневой системы у следующих растений: тыква, морковь, пшеница, кукуруза, дыня, помидор, просо, рис. |
Билет №6 Клетка – основная структурная единица организма растений. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны обыкновенной. Определите тип стебля у следующих растений: тыква, горох, лук, подсолнечник, одуванчик, пшеница, вьюнок, виноград, хмель. |
Билет №7 Жизнедеятельность клеток. Водоросли. Какие растения из следующего ряда имеют сложные, какие – простые листья: дыня, шиповник, клевер, арбуз, кукуруза, подсолнечник, солодка, огурец, акация, каштан конский. |
Билет №8 Органические и неорганические вещества клетки. Общая характеристика и многообразие покрытосеменных растений. Опишите строение тычинки и пестика. |
Билет №9 Ткани растений. Семейство Крестоцветные. Напишите формулу цветка шиповника. |
Билет №10 Строение семени однодольных и двудольных цветковых растений. Семейство Розоцветные. Определите тип плодов данных растений: дуб, слива, клен, груша, смородина, ясень, вишня, липа, крыжовник, акация. |
Билет №11 Зародыш растений в семени. Прорастание, глубина заделки семян в почву. Семейство Пасленовые. Расскажите о строении зародыша растения. |
Билет №12 Внешнее и внутреннее строение корня. Семейство Бобовые. Подпишите части микроскопа. |
Билет №13 Зоны корня. Семейство сложноцветные. Укажите части клетки. |
Билет №14 Виды корней. Типы корневых систем. Семейство Лилейные. Подпишите указанные на рисунке органы растений. |
Билет №15 Строение и значение побегов у растений. Почки. Развитие побега из почки. Семейство Луковые. Разделите следующие удобрения на органические и минеральные: торф, селитра, птичий помет, навоз, суперфосфат, мочевина, зола, сульфат аммония, компост, хлорид калия. |
Билет №16 Лист как боковой орган побега. Видоизменение листа. Семейство Злаки. Рассмотри рисунок стебля и подпиши его внутренние слои. |
Билет №17 Стебель. Строение стебля. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Что можно узнать по годичным кольцам? |
Билет №18 Строение и значение цветка. Особенности строения вирусов. Укажи видоизменения листьев следующих растений: росянка, алоэ, кактус, ель, фасоль, сосна, горох, барбарис, агава, непентес. |
Билет №19 Цветение и опыление. Бактерии. Понятие об эукариотах и прокариотах. Разделите следующие растения на однодомные и двудомные: крапива, кукуруза, тополь, облепиха, огурец, тыква, ива, ольха. |
Билет №20 Образование плодов; размножение и расселение растений с помощью семян. Разнообразие плодов. Общая характеристика грибов. Цветки гороха и яблони, когда находились в фазе бутона, были накрыты марлей. После цветения у гороха образовались плоды, а у яблони – нет. Почему? |
Билет № 21 Фотосинтез Плесневые грибы. Раздели органы цветкового растения на вегетативные и генеративные: семя, стебель, корень, лист, цветок, плод, клубень. |
Билет №22 Этапы развития растений. Лишайники. Почему весной в первой половине лета следует вносить в почву больше азотных удобрений, а во второй половине лета проводить подкормку растений фосфорными и калийными удобрениями? |
Билет №23 Половое и бесполое размножение растений Природное сообщество растений. Сравните основные признаки растительного и животного организма. |
Билет №24 Продолжительность жизни растений. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Сравните семена фасоли и пшеницы. |
Билет №25 Понятие о систематике растений. Растительное Царство. Биогеоценоз. Почему орешник цветет весной, а липа — летом? |
Пояснительная записка
Экзаменационные билеты по биологии устной итоговой аттестации учащихся 6 класса составлены на основе государственного стандарта биологического образования.
Основная цель: проверить выполнение государственного стандарта уровня подготовки учащихся.
Главные задачи: выявить подготовку биологически и экологически грамотной личности, понимающей, что жизнь – ото наивысшая ценность, овладевшей биологическим и экологическим мышлением, освоившей основы биологической культуры, овладевшей необходимыми методами изучения природы, умеющей их применять на практике: ведения здорового образа жизни, охраны окружающей среды.
Требования к уровню подготовленности:
Знать:
-общие признаки живых организмов;
-строение растительной клетки;
-влияние деятельности человека на растительные сообщества;
-строение и функции клеток растений;
-деление растительной клетки;
-дыхание, передвижение веществ у растений;
-размножение, рост и развитие растительного организма;
-среду обитания растений;
-природные сообщества;
-приспособленность растений к жизни в сообществе;
-роль человека в природном сообществе;
-строение и функции клеток бактерий, грибов, растений;
-Семейства Покрытосеменных растений;
-строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайников как симбиотических организмов;
-особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
-размножение, рост, развитие бактерий, грибов, растений;
-вирусы как неклеточные формы жизни;
-среды обитания организмов;
-искусственные сообщества (агроценозы), роль человека в продуктивности искусственных сообществ.
Уметь обосновывать:
-взаимосвязь строения и функций тканей и органов растений;
-взаимосвязь растительного организма и среды;
-влияние деятельности человека на многообразие видов растений, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
-роль растительного разнообразия, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
-взаимосвязь строения и функций организма, организма и среды обитания;
-роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
-влияние деятельности человека на многообразие видов растений, на среду их обитания, последствия этой деятельности и создание культурных растений.
Уметь распознавать:
-растительные организмы;
-клетки, ткани, органы растений;
-наиболее распространённые виды растений;
-организмы бактерий, грибов, лишайников, растений;
-наиболее распространённые виды растений своего региона, растения разных Семейств, Классов, Отделов;
-съедобные, ядовитые и плесневые грибы.
Уметь называть:
-общие признаки живого организма;
-основные систематические категории, признаки вида, Царства живой природы, Отделы, Классы, Семейства цветковых растений;
-на элементарном уровне процессы эволюции растений.
Уметь сравнивать:
-строение и функции клеток растений;
-строение и функции тканей и органов растений;
-организмы прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы;
-Семейства, Классы Покрытосеменных (Цветковых) растений;
-Отделы живой природы.