СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экспериментариум "На просторах Вселенной"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возможно ли измерить массу Земли в домашних условиях? Без дейчтвия  какого явления в природе, мы, буквально, "не сможем ступить ногу?"

Просмотр содержимого документа
«Экспериментариум "На просторах Вселенной"»

Свободное падение тел.  Закон всемирного тяготения.  Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

Свободное падение тел. Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

Цели занятия: Определение понятия «свободное падение тела» Ускорение свободного падения Законы свободного падения тела Ознакомиться с законом всемирного тяготения Выявить область применения закона всемирного тяготения и показать его универсальность

Цели занятия:

Определение понятия «свободное падение тела»

Ускорение свободного падения

Законы свободного падения тела

Ознакомиться с законом всемирного тяготения

Выявить область применения закона всемирного тяготения и показать его универсальность

Падает зернышко в узкой меже. Надо же, с ускорением g ! Падают камни в ущельях глухих. Опять ускорение g и у них. Что мы не кинем, что мы не бросим – Все ускорение девять и восемь. Падает тело, воздух сверля. Всех притяжением ловит Земля!

Падает зернышко в узкой меже.

Надо же, с ускорением g !

Падают камни в ущельях глухих.

Опять ускорение g и у них.

Что мы не кинем, что мы не бросим –

Все ускорение девять и восемь.

Падает тело, воздух сверля.

Всех притяжением ловит Земля!

 Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц». Я хочу начать наш урок с эпиграфа :«Не сразу поняв, что за глубины предо мной, не находя корня, за который можно уцепиться, ни крыши, ни ветки дерева между мной и этими глубинами, я почувствовал головокружение, почувствовал, что уже оторвался и лечу в бездну.  Однако я никуда не упал. От затылка до пят я был связан с Землей. Я отдался ей всей тяжестью своего тела и ощутил какое-то успокоение.  Сила тяготения, показалась мне всемогущей, как любовь…  Я чувствовал в своих плечах эту силу тяготения - гармоничную, постоянную, на веки веков одинаковую…».О чем это?

Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц».

  • Я хочу начать наш урок с эпиграфа :«Не сразу поняв, что за глубины предо мной, не находя корня, за который можно уцепиться, ни крыши, ни ветки дерева между мной и этими глубинами, я почувствовал головокружение, почувствовал, что уже оторвался и лечу в бездну.
  • Однако я никуда не упал. От затылка до пят я был связан с Землей. Я отдался ей всей тяжестью своего тела и ощутил какое-то успокоение.
  • Сила тяготения, показалась мне всемогущей, как любовь…
  • Я чувствовал в своих плечах эту силу тяготения - гармоничную, постоянную, на веки веков одинаковую…».О чем это?
Силиванов А.А.  Вы часто наблюдали   падение тел, то есть движения тяжелого тела, падающего с некоторой высоты. Над закономерностями свободного падения размышляли многие великие   умы -   Аристотель, Галилео Галилей, Исаак   Ньютон. Свободное падение  — движение, при котором на тело не действуют никакие силы (силы сопротивления, реактивные силы, и т. п.), кроме силы тяжести. В частности парашютист, в течении прыжка, до раскрытия парашюта, находится практически в свободном падении. Под действием силы, тело движется с ускорением.

Силиванов А.А.

Вы часто наблюдали   падение тел, то есть движения тяжелого тела, падающего с некоторой высоты. Над закономерностями свободного падения размышляли многие великие   умы -   Аристотель, Галилео Галилей, Исаак   Ньютон.

Свободное падение  — движение, при котором на тело не действуют никакие силы (силы сопротивления, реактивные силы, и т. п.), кроме силы тяжести. В частности парашютист, в течении прыжка, до раскрытия парашюта, находится практически в свободном падении. Под действием силы, тело движется с ускорением.

Аристотель (384-22 до н.э.) – древнегреческий философ и ученый. Родился в Стагире. В 367-347 до н.э. учился в академии Платона в Афинах, в 343-335 у царя Македонии Филиппа был воспитателем его сына Александра. В 335 возвратился в Афины, где основал свою философскую школу – перипатептиков.  Аристотель утверждал, что в реальных условиях движение конечно и тела падают с разной скоростью. Он полагал, что чем тяжелее тело, тем быстрее оно падает.

Аристотель (384-22 до н.э.) – древнегреческий философ и ученый. Родился в Стагире. В 367-347 до н.э. учился в академии Платона в Афинах, в 343-335 у царя Македонии Филиппа был воспитателем его сына Александра. В 335 возвратился в Афины, где основал свою философскую школу – перипатептиков.

Аристотель утверждал, что в реальных условиях движение конечно и тела падают с разной скоростью. Он полагал, что чем тяжелее тело, тем быстрее оно падает.

Историческая справка Однажды среди жителей Города Пиза (Италия) пронесся слух: «Профессор Галилей будет   прыгать     с башни !»

Историческая справка

Однажды среди жителей

Города Пиза (Италия) пронесся

слух: «Профессор Галилей

будет

прыгать

с башни

 Почтенный профессор действительно поднялся на башню, высота которой была 60 метров, но…

Почтенный профессор действительно поднялся на башню, высота которой была 60 метров, но…

прыгать не стал, а занялся пустяшным делом: бросал с башни чугунные и каменные шары разного размера и внимательно следил за их приземлением.

прыгать не стал, а занялся пустяшным делом: бросал с башни чугунные и каменные шары разного размера и внимательно следил за их приземлением.

Своими опытами Галилео доказал, что скорость свободно падающего тела не зависит от массы тела.
  • Своими опытами Галилео доказал, что скорость свободно падающего тела не зависит от массы тела.
Сможем ли мы сегодня на уроке определить массу Земли? Легко ли это сделать? Вы бы смогли сейчас определить массу Земли или хотя бы предложите метод для этого

Сможем ли мы сегодня на уроке определить массу Земли?

Легко ли это сделать?

Вы бы смогли сейчас определить массу Земли или хотя бы предложите метод для этого

Ньютон Исаак (1643-1727) – выдающийся английский ученый, заложивший основы современного естествознания, создатель классической физики, член Лондонского королевского общества (16720, президент ( с 1703). Родился в Вулсторпе. Окончил Кембриджский университет. В 1669-1701возглавлял в нем кафедру. С 1695 – смотритель, с 1699 – директор Монетного двора. Вскоре после Галилея были созданы воздушные насосы, позволяющие проводить опыты со свободным падением в вакууме. С этой целью Ньютон откачал из длинной стеклянной трубки воздух и бросал сверху одновременно птичье перо и монету. Оба тела падали с одной скоростью. Именно этот опыт дал решающую проверку предположению Галилея.

Ньютон Исаак (1643-1727) – выдающийся английский ученый, заложивший основы современного естествознания, создатель классической физики, член Лондонского королевского общества (16720, президент ( с 1703). Родился в Вулсторпе. Окончил Кембриджский университет. В 1669-1701возглавлял в нем кафедру. С 1695 – смотритель, с 1699 – директор Монетного двора.

Вскоре после Галилея были созданы воздушные насосы, позволяющие проводить опыты со свободным падением в вакууме. С этой целью Ньютон откачал из длинной стеклянной трубки воздух и бросал сверху одновременно птичье перо и монету. Оба тела падали с одной скоростью. Именно этот опыт дал решающую проверку предположению Галилея.

Прост и убедителен опыт, проведённый впервые Ньютоном. Дробинку, кусочек пробки и перо помещают в стеклянную трубку, из которой выкачан воздух. После переворачивания трубки все предметы достигают дна одновременно. Следовательно, они падают с одинаковым ускорением.
  • Прост и убедителен опыт, проведённый впервые Ньютоном. Дробинку, кусочек пробки и перо помещают в стеклянную трубку, из которой выкачан воздух. После переворачивания трубки все предметы достигают дна одновременно. Следовательно, они падают с одинаковым ускорением.
В условиях Земли падение тел считается условно свободным, т.к. при падении тела в воздушной среде всегда возникает еще и сила сопротивления воздуха . На поверхности Земли (на уровне моря) ускорение свободного падения меняется от 9,81 м/с² на полюсах до 9,78 м/с² на экваторе. Во время свободного падения какого-либо объекта этот объект находится в состоянии невесомости . Его вес равен нулю, так как он не оказывает давления на опору или подвес.
  • В условиях Земли падение тел считается условно свободным, т.к. при падении тела в воздушной среде всегда возникает еще и сила сопротивления воздуха .
  • На поверхности Земли (на уровне моря) ускорение свободного падения меняется от 9,81 м/с² на полюсах до 9,78 м/с² на экваторе.
  • Во время свободного падения какого-либо объекта этот объект находится в состоянии невесомости . Его вес равен нулю, так как он не оказывает давления на опору или подвес.
Ускорение свободного падения на различной высоте над Землей  h , км 0  g , м/с 2 1 9,8066 9,8036 10 9,7759 100 500 9,505 5000 8,45 3,08 10 000 1,50 50 000 0,13 400 000 0,0025

Ускорение свободного падения на различной высоте над Землей

h , км

0

g , м/с 2

1

9,8066

9,8036

10

9,7759

100

500

9,505

5000

8,45

3,08

10 000

1,50

50 000

0,13

400 000

0,0025

Курская магнитная аномалия. Залежи железных руд. Ускорение свободного падения зависит от плотности пород, залегающих в недрах Земли. В районах, где залегают породы, плотность которых больше средней плотности Земли (например, железная руда), g больше. А там, где имеются залежи нефти, g меньше. Этим пользуются геологи при поиске полезных ископаемых.

Курская магнитная аномалия.

Залежи железных руд.

Ускорение свободного падения зависит от плотности пород, залегающих в недрах Земли. В районах, где залегают породы, плотность которых больше средней плотности Земли (например, железная руда), g больше. А там, где имеются залежи нефти, g меньше. Этим пользуются геологи при поиске полезных ископаемых.

1. Свободное падение тел у Равноускоренное движение Свободное падение y 0 v 0 =0 Анализируем рисунок v x =v 0 x +a x t g a=g , s =h , h v y =v 0 y +a y t g y =-g, v 0 =0 , v  y 0 =h s x =v 0 x t+a x t 2 /2 Работаем с формулами v y =v 0 y +g y t 0 s y =v 0 y t+a y t 2 /2 v =gt -v = 0 - gt x=x 0 +v 0 x t+a x t 2 /2  h =gt 2 /2  s y =v 0 y t+g y t 2 /2  -h =-g y t 2 /2  y=y 0 +v 0 y t+a y t 2 /2  y=y 0 +v 0 y t+g y t 2 /2  y =y 0 -gt 2 /2 y=h + gt 2 /2

1. Свободное падение тел

у

Равноускоренное

движение

Свободное

падение

y 0

v 0 =0

Анализируем рисунок

v x =v 0 x +a x t

g

a=g ,

s =h ,

h

v y =v 0 y +a y t

g y =-g,

v 0 =0 ,

v

y 0 =h

s x =v 0 x t+a x t 2 /2

Работаем с формулами

v y =v 0 y +g y t

0

s y =v 0 y t+a y t 2 /2

v =gt

-v = 0 - gt

x=x 0 +v 0 x t+a x t 2 /2

h =gt 2 /2

s y =v 0 y t+g y t 2 /2

-h =-g y t 2 /2

y=y 0 +v 0 y t+a y t 2 /2

y=y 0 +v 0 y t+g y t 2 /2

y =y 0 -gt 2 /2

y=h + gt 2 /2

0 вниз 30 30 а у 0 вниз 20 20 t , с t , с 10 10 0 0 1 5 4 1 5 4 3 2 2 3 -10 -10 -20 -20 вверх -30 а у -30 v у вверх " width="640"

Графическое представление

свободного падения

График v у ( t)

(ось ОУ направлена)

График а у ( t)

(ось ОУ направлена)

а у м/с 2

v у м/с

v у 0

вниз

30

30

а у 0

вниз

20

20

t , с

t , с

10

10

0

0

1

5

4

1

5

4

3

2

2

3

-10

-10

-20

-20

вверх

-30

а у

-30

v у

вверх

2. Движение тела, брошенного вертикально у Тело брошено вертикально вверх Равноускоренное движение v=0 Анализируем рисунок v x =v 0 x +a x t a=g , s =h , y 0 =0 , g h v y =v 0 y +a y t v 0 y = v 0  , g y = -g ,  y=h s x =v 0 x t+a x t 2 /2 v 0 Работаем с формулами 0 v y =v 0 y +g y t  v =v 0 -gt s y =v 0 y t+a y t 2 /2 x=x 0 +v 0 x t+a x t 2 /2  Важно помнить: в верхней точке v =0 , и 0  =  v 0 - gt v 0  = gt y=y 0 +v 0 y t+a y t 2 /2  y=y 0 +v 0 y t+g y t 2 /2   y  =v 0 t - gt 2 /2   h  =v 0 t - gt 2 /2

2. Движение тела, брошенного

вертикально

у

Тело брошено вертикально вверх

Равноускоренное

движение

v=0

Анализируем рисунок

v x =v 0 x +a x t

a=g ,

s =h ,

y 0 =0 ,

g

h

v y =v 0 y +a y t

v 0 y = v 0 ,

g y = -g ,

y=h

s x =v 0 x t+a x t 2 /2

v 0

Работаем с формулами

0

v y =v 0 y +g y t

v =v 0 -gt

s y =v 0 y t+a y t 2 /2

x=x 0 +v 0 x t+a x t 2 /2

Важно помнить: в верхней точке v =0 , и

0 = v 0 - gt

v 0 = gt

y=y 0 +v 0 y t+a y t 2 /2

y=y 0 +v 0 y t+g y t 2 /2

y =v 0 t - gt 2 /2

h =v 0 t - gt 2 /2

0 вверх (ось ОУ направлена) " width="640"

Графическое представление

движения тела, брошенного вертикально вверх

График у ( t )

График v у ( t)

у, м

v 0 2 / 2 g

v у м/с

вниз

v у

t , с

t , с

0

0

v 0 /g

v 0 /g

v у 0

вверх

(ось ОУ направлена)

Законы свободного падения

Законы свободного падения

Вес тела – сила, с которой тело вследствие его притяжения к земле действует на опору или подвес. По III закону Ньютона: Р = - F у (1) (рис.1); 2) Также, по III закону Ньютона F т = - F у (2); 3) Сопоставив выражения 1 и 2, получим: Р = F Т; 4) По II закону Ньютона при движении  тела массой m под действием силы тяжести F т и силы упругости F У с ускорением а выполняется равенство: F Т + F У = ma 5) Из уравнений Р = - F У и F т + F у = m а получаем: Р = F т – ma = mg – ma , или  Р = m(  g – a  ). 6) OY (рис.2): Р у = m ( g У – a У ) или P = m ( g – a ).

Вес тела – сила, с которой тело вследствие его притяжения к земле действует на опору или подвес.

  • По III закону Ньютона: Р = - F у (1) (рис.1);

2) Также, по III закону Ньютона F т = - F у (2);

3) Сопоставив выражения 1 и 2, получим: Р = F Т;

4) По II закону Ньютона при движении

тела массой m под действием силы

тяжести F т и силы упругости F У с ускорением а выполняется равенство:

F Т + F У = ma

5) Из уравнений Р = - F У и F т + F у = m а получаем: Р = F т – ma = mg – ma , или

Р = m( g – a ).

6) OY (рис.2): Р у = m ( g У – a У ) или P = m ( g – a ).

mg , P=m ( g+a) Лифт движется с ускорением, направленным вниз ( P , P=m ( g-a ) Лифт падает (невесомость, P=0) " width="640"

Четыре случая веса тела в ускоренно движущимся лифте

Говоря о весе тела в ускоренно движущимся лифте, обычно рассматриваются три случая:

  • Лифт движется с ускорением, направленным вверх ( Pmg , P=m ( g+a)
  • Лифт движется с ускорением, направленным вниз ( P , P=m ( g-a )
  • Лифт падает (невесомость, P=0)
 А как должен двигаться лифт, чтобы человек мог ходить по потолку? Лифт должен двигаться с ускорением большим g. Когда ускорение а станет равным g , вес станет равным нулю. Если и дальше увеличивать ускорение, то можно предположить, что вес тела изменит направление.

А как должен двигаться лифт, чтобы человек мог ходить по потолку? Лифт должен двигаться с ускорением большим g.

Когда ускорение а станет равным g , вес станет равным нулю. Если и дальше увеличивать ускорение, то можно предположить, что вес тела изменит направление.

НЕВЕСОМОСТЬ Если тело вместе с опорой свободно падает, то a = g , и из формулы P = m ( g – a ) следует, что P = 0.  Исчезновение веса при движении опоры с ускорением свободного падения называется невесомостью .   Невесомость бывает двух видов:   Статическая невесомость – потеря веса, которая возникает на большом расстоянии от небесных тел из – за ослабления притяжения. 2) Динамическая невесомость – состояние, в котором находится человек во время полета по орбите.

НЕВЕСОМОСТЬ

Если тело вместе с опорой свободно падает, то a = g , и из формулы P = m ( g – a ) следует, что P = 0.

Исчезновение веса при движении опоры с ускорением свободного падения называется невесомостью .

Невесомость бывает двух видов:

  • Статическая невесомость – потеря веса, которая возникает на большом расстоянии от небесных тел из – за ослабления притяжения.

2) Динамическая невесомость – состояние, в котором находится человек во время полета по орбите.

ЧЕЛОВЕК И НЕВЕСОМОСТЬ  Пути решения проблем, связанных с невесомостью:  Мышечная тренировка, электростимуляция мышц, отрицательное давление, приложенное  к нижней половине тела, фармакологические и др. средства;  Создание на борту космического аппарата искусственной тяжести;  Ограничение мышечной активности, лишение человека привычной опоры по вертикальной оси тела, снижение гидростатического давления крови и т.д.

ЧЕЛОВЕК И НЕВЕСОМОСТЬ

Пути решения проблем, связанных с невесомостью:

  • Мышечная тренировка, электростимуляция мышц, отрицательное давление, приложенное к нижней половине тела, фармакологические и др. средства;
  • Создание на борту космического аппарата искусственной тяжести;
  • Ограничение мышечной активности, лишение человека привычной опоры по вертикальной оси тела, снижение гидростатического давления крови и т.д.
Из истории открытия закона:  Тихо Браге(1546-1601)              Долгие годы наблюдал за движением планет, накопил огромное количество интересных знаний, но не сумел их обработать. Иоганн Кеплер(1571-1630)              Установил законы движения планет вокруг Солнца, однако не смог объяснить динамику этого движения. Исаак Ньютон(1643-1727)              Предположил, что существует единый закон всемирного тяготения, которому подвластны все тела во Вселенной — от яблок до планет!

Из истории открытия закона:

Тихо Браге(1546-1601)

Долгие годы наблюдал за движением планет, накопил огромное количество интересных знаний, но не сумел их обработать.

Иоганн Кеплер(1571-1630)

Установил законы движения планет вокруг Солнца, однако не смог объяснить динамику этого движения.

Исаак Ньютон(1643-1727)

Предположил, что существует единый закон всемирного тяготения, которому подвластны все тела во Вселенной — от яблок до планет!

… Всемирное тяготение. Какие величественные слова! Оно всепроникающее, не знающее границ, невидимыми нитями связывает все тела Вселенной. Это великая сила природы!  А какому закону она подчиняется? От чего зависит величина этой силы?

… Всемирное тяготение. Какие величественные слова! Оно всепроникающее, не знающее границ, невидимыми нитями связывает все тела Вселенной. Это великая сила природы!

А какому закону она подчиняется?

От чего зависит величина этой силы?

Взаимное притяжение между всеми телами было названо всемирным тяготением .   Силы всемирного тяготения – гравитационные силы .

Взаимное притяжение между всеми телами было названо всемирным тяготением . Силы всемирного тяготения – гравитационные силы .

В 1687 г. Ньютон открыл один из фундаментальных законов механики, получивший название закона всемирного тяготения:    Два любых тела притягиваются друг к другу с силой, модуль которой прямо пропорционален произведению их масс и обратно пропорционален квадрату расстояния между ними.   где m 1 и m 2 – массы взаимодействующих тел, r – расстояние между телами, G – коэффициент пропорциональности, одинаковый для всех тел в природе и называемый постоянной всемирного тяготения, или гравитационной постоянной  где m 1 и m 2 – массы взаимодействующих тел, r – расстояние между телами, G – коэффициент пропорциональности, одинаковый для всех тел в природе и называемый постоянной всемирного тяготения, или гравитационной постоянной

В 1687 г. Ньютон открыл один из фундаментальных законов механики, получивший название закона всемирного тяготения:

Два любых тела притягиваются друг к другу с силой, модуль которой прямо пропорционален произведению их масс и обратно пропорционален квадрату расстояния между ними.

где m 1 и m 2 – массы взаимодействующих тел, r – расстояние между телами, G – коэффициент пропорциональности, одинаковый для всех тел в природе и называемый постоянной всемирного тяготения, или гравитационной постоянной

  • где m 1 и m 2 – массы взаимодействующих тел, r – расстояние между телами, G – коэффициент пропорциональности, одинаковый для всех тел в природе и называемый постоянной всемирного тяготения, или гравитационной постоянной
Сам Ньютон не смог рассчитать значение гравитационной постоянной (не хватало точного эксперимента) Поэтому в этом месте было пусто. Вакантное место. Он говорил . « Я открыл закон ,что тела притягиваются . А почему пусть доказывают будущие поколения.» И спустя 70 лет после смерти Ньютона это сделал Генри Кавендиш.

Сам Ньютон не смог рассчитать значение гравитационной постоянной (не хватало точного эксперимента) Поэтому в этом месте было пусто. Вакантное место. Он говорил . « Я открыл закон ,что тела притягиваются . А почему пусть доказывают будущие поколения.» И спустя 70 лет после смерти Ньютона это сделал Генри Кавендиш.

 G = 6,67∙10 -11 Н∙м 2 /кг 2   F    1 м 1 кг 1 кг

G = 6,67∙10 -11 Н∙м 2 /кг 2

F

1 м

1 кг

1 кг

Между телами любой формы, если их размеры значительно меньше расстояния между ними; Между однородными шарообразными телами (за расстояние принимается расстояние между центрами шаров); Между телом шарообразной формы и телом, которое можно принять за материальную точку.
  • Между телами любой формы, если их размеры значительно меньше расстояния между ними;
  • Между однородными шарообразными телами (за расстояние принимается расстояние между центрами шаров);
  • Между телом шарообразной формы и телом, которое можно принять за материальную точку.
Загадку тяготения решил Эйнштейн. По его теории существуют эл-магнитное и гравитационное поля. Взаимодействием между этими полями и веществом и объясняется сила тяготения.  Существуют эл-маг. волны и волны тяготения. Источником их является космические тела .Эти волны приходят из космоса.

Загадку тяготения решил Эйнштейн. По его теории существуют эл-магнитное и гравитационное поля.

Взаимодействием между этими полями и веществом и объясняется сила тяготения.

Существуют эл-маг. волны и волны тяготения.

Источником их является космические тела .Эти волны приходят из космоса.

Одним из проявлений закона всемирного тяготения является сила тяжести. Сила тяжести направлена к центру Земли и на поверхности Земли равна F = mg.  Сможем ли мы теперь получить ответ на проблемный вопрос, поставленный вначале урока: Как найти массу Земли?

Одним из проявлений закона всемирного тяготения является сила тяжести. Сила тяжести направлена к центру Земли и на поверхности Земли равна F = mg. Сможем ли мы теперь получить ответ на проблемный вопрос, поставленный вначале урока: Как найти массу Земли?

Применение закона •  На основе теории тяготения Ньютон построил небесную механику. Ему удалось описать движение естественных и искусственных тел в Солнечной системе, рассчитать орбиты планет и комет. •  Определяются траектории полета снарядов и ракет, разведываются залежи тяжелых руд. •  На основе этой теории было предсказано существование планет: Урана, Нептуна, Плутона и спутника Сириуса .

Применение закона

• На основе теории тяготения Ньютон построил небесную механику. Ему удалось описать движение естественных и искусственных тел в Солнечной системе, рассчитать орбиты планет и комет.

• Определяются траектории полета снарядов и ракет, разведываются залежи тяжелых руд.

• На основе этой теории было предсказано существование планет: Урана, Нептуна, Плутона и спутника Сириуса .

•  В астрономии закон всемирного тяготения является фундаментальным, на основе которого вычисляются параметры движения космических объектов, определяются их массы. •  На могиле великого ученого написано «Здесь покоится сэр Исаак Ньютон, дворянин, который почти божественным разумом первый доказал с факелом математики движение планет. Пути комет, приливы и отливы океана»

• В астрономии закон всемирного тяготения является фундаментальным, на основе которого вычисляются параметры движения космических объектов, определяются их массы.

• На могиле великого ученого написано «Здесь покоится сэр Исаак Ньютон, дворянин, который почти божественным разумом первый доказал с факелом математики движение планет. Пути комет, приливы и отливы океана»

Рассчитайте силу гравитационного взаимодействия между вами и вашим соседом.  F – ? G = 6,67∙10 -11 Н∙м 2 /кг 2

Рассчитайте силу гравитационного взаимодействия между вами и вашим соседом.

F – ?

G = 6,67∙10 -11 Н∙м 2 /кг 2

  • 1.Как и во сколько раз изменится расстояние между телами, если сила тяготения уменьшится в 2 раза?
  • А.Увеличится в раз.
  • Б.Уменьшится в раз.
  • В.Увеличится в 2 раза.
  •  
  • 2.Как изменится сила тяготения между двумя телами, если массу одного из них увеличить в 4 раза?
  • А.Увеличится в раз.
  • Б.Уменьшится в 4 раза.
  • В.Увеличится в 4 раза.
  •  
  • 3.Массу одного из тел уменьшили в 2 раза, а расстояние увеличили в 2 раза. Как при этом изменилась сила гравитационного взаимодействия?
  • А.Не изменилась.
  • Б.Увеличилась в 8 раз.
  • В.Уменьшилась в 8 раз.
  •  
  • 4.Единицах измерения гравитационной постоянной это:
  • А) Н.
  • Б) Н∙м 2 /кг 2 .
  • В) Н∙кг 2 /м 2 .
  • 1.Как и во сколько раз изменится расстояние между телами, если сила тяготения увеличится в 4 раза?
  • А.Уменьшится в раз.
  • Б.Уменьшится в 2 раза.
  • В.Увеличится в 2 раза.
  •  
  • 2.Как изменится сила тяготения между двумя телами, если массу одного из них уменьшить в 2 раза?
  • А.Уменьшится в 2 раза.
  • Б.Уменьшится в раз.
  • В.Увеличится в 2 раза.
  •  
  • 3. Массу одного из тел увеличили в 2 раза, а расстояние уменьшили в 2 раза. Как при этом изменилась сила гравитационного взаимодействия?
  • А.Не изменилась.
  • Б.Увеличилась в 8 раз.
  • В.Уменьшилась в 8 раз.
  •  
  • 4.Единицах измерения гравитационной постоянной это:
  • А) Н∙кг 2 /м 2 .
  • Б) Н.
  • В) Н∙м 2 /кг 2 .
  •  
Вариант 2 1.б 2.а 3.б 4.в Вариан1 1.а 2.в 3.в 4.б

Вариант 2

  • 1.б
  • 2.а
  • 3.б
  • 4.в

Вариан1

  • 1.а
  • 2.в
  • 3.в
  • 4.б

Задачи Космический корабль массой 8 т приблизился к орбитальной космической станции массой 20 т на расстояние 500 м. Найдите силу их взаимного притяжения.  На каком расстоянии сила притяжения между двумя телами, массой по 1000 кг каждое, будет равна 6,67  10 9 Н?  Два одинаковых шарика находятся на расстоянии 1 м друг от друга и притягиваются с силой 6,67  10 -15 Н. Какова масса каждого шарика?

Задачи

  • Космический корабль массой 8 т приблизился к орбитальной космической станции массой 20 т на расстояние 500 м. Найдите силу их взаимного притяжения.
  • На каком расстоянии сила притяжения между двумя телами, массой по 1000 кг каждое, будет равна 6,67 10 9 Н?
  • Два одинаковых шарика находятся на расстоянии 1 м друг от друга и притягиваются с силой 6,67 10 -15 Н. Какова масса каждого шарика?

Ускорение свободного падения  на Земле и других небесных телах Притяжение к Земле – один из случаев всемирного тяготения.

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах

Притяжение к Земле – один из случаев всемирного тяготения.

Ускорение свободного падения всегда направлено к центру Земли

Ускорение свободного падения всегда направлено

к центру Земли

Значение 9, 8 лишь приблизительно совпадает с ускорением свободного падения в данном месте  Отличия обусловлены: центробежным ускорением отличием формы Земли от шарообразной неоднородностью Земли и высотой над её  поверхностью

Значение 9, 8 лишь приблизительно совпадает с ускорением свободного падения в данном месте

Отличия обусловлены:

  • центробежным ускорением
  • отличием формы Земли от шарообразной
  • неоднородностью Земли и высотой над её

поверхностью

Икар - астероид (малая планета)    Назван в честь сына Дедала из древнегреческой мифологии  На астероиде Икар все тела  будут иметь вес меньше чем на Земле  в 25600 раз!!!

Икар - астероид (малая планета)

Назван в честь сына Дедала

из древнегреческой мифологии

На астероиде Икар все тела

будут иметь вес

меньше чем на Земле в 25600 раз!!!

Практическая значимость закона всемирного тяготения Закон всемирного тяготения лежит в основе небесной механики – науки о движении планет.  С помощью этого закона с огромной точностью определяются положения небесных тел на многие десятки лет вперед и вычисляются траектории движения. При помощи этого закона были сделаны открытия новых небесных тел.

Практическая значимость закона всемирного тяготения

Закон всемирного тяготения лежит в основе небесной механики – науки о движении планет.

С помощью этого закона с огромной точностью определяются положения небесных тел на многие десятки лет вперед и вычисляются траектории движения. При помощи этого закона были сделаны открытия новых небесных тел.

Итоги урока   Повторили основные понятия темы:  « Закон всемирного тяготения »  Познакомились с формулой для вычисления  ускорения свободного падения   Выяснили от чего зависит численное значение  ускорения свободного падения  Узнали, чему равно это ускорение на других небесных телах  При решении задач оценили силы притяжения на других планетах и физические возможности человека на них  Убедились в практической значимости закона всемирного тяготения

Итоги урока

  • Повторили основные понятия темы:

« Закон всемирного тяготения »

  • Познакомились с формулой для вычисления

ускорения свободного падения

  • Выяснили от чего зависит численное значение

ускорения свободного падения

  • Узнали, чему равно это ускорение на других небесных телах

  • При решении задач оценили силы притяжения на других планетах и физические возможности человека на них

  • Убедились в практической значимости закона всемирного тяготения

Исследовательская работа «Измерение ускорения свободного падения»   № опыта S , м t , с 1. 0,1 м t ,с 2. 0,05 м 3. 0,025м υ , м/с υ ,м/с  t , с а, м/с*2

Исследовательская работа «Измерение ускорения свободного падения»

опыта

S , м

t , с

1.

0,1 м

t

2.

0,05 м

3.

0,025м

υ , м/с

υ ,м/с

t , с

а, м/с*2

Как Артековские игры будут проходить на других планетах Солнечной системы с учётом Гравитации этих планет.  Как изменится человеческий внешний вид если бы мы жили на этих планетах длительное время? Радиус Земли 6,4 *10*6 м Масса Земли 6*10*24 кг Масса Луны 7,4*10*22 кг Радиус Луны 1,7 *10*6 м Расстояние от Земли до Луны 3,84 *10*8
  • Как Артековские игры будут проходить на других планетах Солнечной системы с учётом Гравитации этих планет.
  • Как изменится человеческий внешний вид если бы мы жили на этих планетах длительное время?
  • Радиус Земли 6,4 *10*6 м
  • Масса Земли 6*10*24 кг
  • Масса Луны 7,4*10*22 кг
  • Радиус Луны 1,7 *10*6 м
  • Расстояние от Земли до Луны 3,84 *10*8
1 . Было интересно…  2. Было трудно…  3. Я понял, что…  4. Меня удивило…  5. Мне захотелось…

1 . Было интересно… 2. Было трудно… 3. Я понял, что… 4. Меня удивило… 5. Мне захотелось…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!