СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экспериментальная деятельность по отслеживанию уровня сформированности УУД у учащихся начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности УУД у младших школьников представлена в технологических картах. Для получения объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности УУД у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента и на контрольном этапе эксперимента используется один и тот же диагностический материал с 1 по 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Экспериментальная деятельность по отслеживанию уровня сформированности УУД у учащихся начальных классов»

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №49»

Панаева Наталья Борисовна


1 класс

Технологическая карта формирования личностных УУД

УДД

Нормативные показатели

Уровни сформированности

Диагностика

Высокий

Средний

Низкий

Самопознание и самоопределение


Самооценка

- чувство необходимости учения,

- формирование своей точки зрения,

- предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;

- адекватное содержательное представление о школе;

- предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома,

- предпочтение социального способа оценки своих знаний


- положительное отношение к школе;

- ориентация на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика»,

- школа привлекает внеучебной деятельностью


- отрицательное отношение к школе и поступлению в школу

- Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.



Методика №1 "Нарисуй себя"


Смыслообразование


Мотивация

- интерес к новому;

- сформированность учебных мотивов

– стремление к получению высоких оценок,


- частично сформирован интерес к новому;

- частично сформированы учебные мотивы,

– стремление получать хорошие оценки,



-к школе безразличен;

- сформированность учебных мотивов недостаточна,


Методика №2 Рисование на тему:”Что мне нравится в школе?»


Нравственно-этическая ориентация


Нормы поведения

- ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)

- учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, чувствительны к несправедливости,

- имеет начальное представление о нравственных нормах


- ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)

- частично учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм,

- имеет правильное представление о моральных нормах, но недостаточно точное и четкое


- неправильное представление о моральных нормах,

- низкий уровень развития эмпатии


Методика №3 «Что такое хорошо и что такое плохо»,



УДД

Рекомендации

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Самооценка

: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.


стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.


консультация специалистов, поощрения за результат, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом.

Мотивация


- способствовать развитию высокой учебной мотивации и уровня притязаний.

- формирование мотивации достижения и успеха.

- консультация специалистов,

- включение ребенка в активную деятельность на основе использования его интересов.

Нормы поведения

- закрепить сформированные моральные нормы через совместную деятельность со сверстниками..

- формирование основ толерантности,

- развитие эмпатии,

- расширить представления о моральных нормах.

- консультация специалистов,

- стимулирование чувствительности к переживаниям других людей,

- изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.)





Технологическая карта формирования регулятивных УУД

УДД

Нормативные показатели

Уровни сформированности

Диагностика

Высокий

Средний

Низкий

Целеполагание

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.



-Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи регулирует весь процесс выполнения.

-Определяет цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.



-Предъявляемое требование осознается лишь частично.

-Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования.

-Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов решения


-Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично.

-Нуждается в пошаговом контроле со стороны учителя.

-Не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или что сделал.


Наблюдение

Контроль

Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.


-Высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

-Высокие показатели объема и концентрации внимания.

-Осознает правило контроля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено.

- Ошибки исправляет самостоятельно.


-Ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено средним уровнем развития произвольности.

- Средние показатели объема и концентрации внимания.

- Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы.


-Ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено средним уровнем развития произвольности.

- Средние показатели объема и концентрации внимания.

- Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы.


Методика №1 «Рисование по точкам»





УДД

Рекомендации

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Целеполагание

Поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания

- поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания;

-необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.

Консультация специалистов, коррекционные занятии, пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.

Контроль

Поддержка и развитие сформированного уровня контроля

Включить в урок упражнения на развитие объема и концентрации внимания.


Консультация специалистов, коррекционные занятия, включить в урок упражнения, развивающие внимание.





Технологическая карта формирования познавательных УУД

УДД

Нормативные показатели

Уровни сформированности

Диагностика

Высокий

Средний

Низкий

Общеучебные универсальные действия

Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное


Выполняет самостоятельно

Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога

Большинство умений

не сформированы

Наблюдение

Логические учебные действия

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков


Сформированы операции обобщения, выделения существенных признаков

Частично сформированы операции обобщения, выделение существенных признаков

Не сформированы операции выделения существенных признаков, операция сравнения затруднена

Тест «Найди отличия» (сравнение картинок)

Постановка и решение проблемы

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела

Самостоятельно ориентируется в учебнике.



Ориентируется самостоятельно, но делает ошибки. Задает много вопросов


Самостоятельно не может ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела


Наблюдение



УДД



Рекомендации

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Общеучебные универсальные действия

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности

Побуждение к действию, стимулирование высказывания с помощью наводящих вопросов учителя

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Логические учебные действия

Составление сообщений, где необходим анализ текстов, на предмет нахождения существенных признаков предметов, и объектов

Коррекционная работа по выявленным нарушениям

Консультации специалистов

Коррекционная работа по выявленным нарушениям

Постановка и решение проблем

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность.

Побуждение к действию, задания проблемно-поискового характера

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении





Технологическая карта формирования коммуникативных УУД

УДД

Нормативные показатели

Уровни сформированности

Диагностика

Высокий

Средний

Низкий

Коммуникация как кооперация

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время.

Работать в паре.


- отвечает на все вопросы.


- осознанно стремится к сотрудничеству.

- частично отвечает на вопросы.

-работает в паре ситуативно.

- не идет на контакт (агрессивен или пассивен).

Методика №1 «Левая и правая стороны»


Коммуникация как интериоризация

Слушать и понимать речь других.

- слышит, понимает и дает собеседнику обратную связь


- слышит, понимает, обратную связь дает ситуативно.

- не слышит, не может дать обратную связь

Наблюдение

Методика №2 «Узор под диктовку»





УДД

Рекомендации

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Коммуникация как кооперация

Поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение со стороны взрослого.


Поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, важно положительное одобрение со стороны взрослого.


Консультация специалистов, поощрения за минимальный результат, групповые задания с друзьями по классу

Коммуникация как интериоризация

Продолжает изучение правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение со стороны взрослого.


Изучение правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение.


Консультация специалистов, изучение речевого этикета и правил позитивного общения, поощрения за результат, совместное выполнение заданий с друзьями по классу.

























2 класс

Технологическая карта формирования личностных УУД

УДД

Нормативные показатели

Уровни сформированности

Диагностика

Высокий

Средний

Низкий

Самопознание и самоопределение


Самооценка

- чувство необходимости учения,

- формируется собственная точка зрения,

- предпочтение социального способа оценки своих знаний.


- положительное отношение к школе;

Проявляет собственную точку зрения в отдельных вопросах.

Частично зависит от ситуации успеха.


Посещение школы с цель общения со сверстниками.

Нет стремления иметь собственную точку зрения.

Полностью зависит от ситуации успеха.

Тенденция к переоценке достигнутых результатов и возможностей.


Методика №1 "Нарисуй себя"


Смыслообразование


Мотивация

- формируются познавательные мотивы и интересы-,

- сформированы учебные мотивы. - желание учиться желание выполнять согласно школьному распорядку



- частично сформированы познавательные мотивы и интересы,

- в стадии формирования учебные мотивы;


-к школе безразличен;

- преобладает плохое настроение,

- учебный материал усваивает фрагментарно,

- к занятиям интерес не проявляет


Методика №2 Оценка школьной мотивации

Нравственно-этическая ориентация


Нормы поведения

- ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению с навыками самообслуживания,

- может выделять морально-этическое содержание событий и действий,

- формируется система нравственных ценностей


- ребенок частично понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению навыками самообслуживания,

- частично выделяет морально-этическое содержание событий и действий,

-формируется система нравственных ценностей


- недостаточно знает суть нравственных норм,

- низкий уровень эмпатии,

- отношение к нравственным нормам отрицательное или неопределенное


Методика №3 Анкета «Оцени поступок»



УДД

Рекомендации

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Самопознание и самоопределение


Поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.


Проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.


Консультация специалистов, поощрения за результат, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом.

Смыслообразование


- включить в учебный процесс мероприятия по формированию социальных навыков представления своих результатов

- организация учебного процесса на поиск решений, приводящих к открытию

-консультация специалистов;

- организация успеха в рамках учебной программы.

Нравственно-этическая ориентация


- изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.)


-построение работы, исключающей разрыв между знаниями, чувствами и практическими действиями,

-закрепление нравственных норм в деятельностной форме.

- консультация специалистов,

- стимулирование чувствительность к переживаниям других,

- изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.)























Технологическая карта формирования регулятивных УУД

УДД

Нормативные показатели

Уровни сформированности

Диагностика

Высокий

Средний

Низкий

Целеполагание

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.



- определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

-принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс выполнения.

-четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи

- определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

-охотно осуществляет решение познавательной задачи.

-четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения


- включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично.

- может принимать лишь простейшие цели.


Наблюдение

Контроль

Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.


-осознает правило контроля.

- ошибки исправляет самостоятельно

-контролирует процесс решения задачи другими учениками

- задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.


- решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы.

- задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.


- контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий

- предугадывает правильное направление действия, сделанные ошибки исправляет неуверенно.


Методика №1 «Корректурная проба» (буквенная, значки)




УДД

Рекомендации

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Целеполагание

- поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания

- поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания;

-необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.

Развитие понятийного мышления

- консультация специалистов,

- коррекционные занятия,

- пошаговый контроль со стороны учителя,

- обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.

Контроль

- поддержка и развитие сформированного уровня контроля

- включить в урок упражнения на развитие объема и концентрации внимания.

- консультация специалистов, - коррекционные занятия,

- включить в урок упражнения, развивающие внимание.
















Технологическая карта формирования познавательных УУД

УДД

Нормативные показатели

Уровни сформированности

Диагностика

Высокий

Средний

Низкий

Общеучебные универсальные действия

Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.

Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях

Выполняет самостоятельно

- действует по образцу;

- способен выполнять при направляющей помощи педагога пересказывать и работать с информацией

Большинство умений

не сформированы.

Наблюдение, опрос

Выделять самостоятельность мышления

Логические учебные действия

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу

Владеет логическими операциями, умеет выделять существенные признаки и выделяет самостоятельно закономерности

Владеет логическими операциями частично, группирует по несущественным признакам

Не сформированы логические операции

Методика №1 «Выделение существенных признаков»

Постановка и решение проблемы

Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы


- хорошо ориентируется в изученном материале;

- может самостоятельно найти нужный источник информации;

- умеет самостоятельно наблюдать и делать простые выводы

Не всегда может определить круг своего незнания и найти нужную информацию в дополнительных источниках.

- самостоятельно не может определять круг своего незнания;

- не может делать самостоятельные выводы

Самостоятельные и практические работы



УДД



Рекомендации

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Общеучебные универсальные действия

- дифференцированный подход;

- проектно-исследовательская деятельность;

- задания повышенной сложности;

- проблемные задания

- побуждение к действию;

- стимулирование;

- работа по алгоритму, или по точной инструкции учителя, или с помощью наводящих вопросов

- консультации специалистов;

- индивидуальный подход в обучении

Логические учебные действия

- проектно-исследовательская деятельность;

- участие в конкурсах и олимпиадах

- коррекционная работа по выявленным нарушениям

- консультации специалистов;

- коррекционная работа по выявленным нарушениям

Постановка и решение проблем

- дифференцированный подход;

- проектно-исследовательская деятельность;

- задания повышенной сложности;

- проблемные задания;

- участие в олимпиадах

Необходимы алгоритмы работы с источниками дополнительной информации и умения наблюдать и делать выводы.

- консультации специалистов;

- индивидуальный подход в обучении













Технологическая карта формирования коммуникативных УУД

УДД

Нормативные показатели

Уровни сформированности

Диагностика

Высокий

Средний

Низкий

Коммуникация как кооперация

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- осознанное стремление к сотрудничеству.

- доброжелательно идет на контакт, участвует в совместном решении проблемы (задачи)

- участвует выборочно в диалоге.

- идет на контакт, когда уверен в своих знаниях

- не идет на контакт (агрессивен или пассивен)


Наблюдение

Методика №1 «Рукавичка»

Коммуникация как интериоризация

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.


- обладает хорошим словарным запасом и активно им пользуется;

- усваивает материал;

- дает обратную связь (пересказ, рассказ)

- читает, высказывает свои мысли по алгоритму.


- читает, но не понимает прочитанного, и не может найти нужных слов при высказывание обратной связи.


Наблюдение






УДД

Рекомендации

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Коммуникация как кооперация

- поддержка и развитие коммуникативных навыков,

- проведение совместных заданий на уроке,

- положительное одобрение,

- поддержка активной позиции в диалоге


- поддержка и развитие коммуникативных навыков,

- проведение совместных заданий на уроке,

- важно положительное одобрение, - выработка активной позиции в диалоге

- консультация специалистов,

- коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков,

- поощрения за минимальный результат,

- совместное выполнение задания с друзьями по классу

Коммуникация как интериоризация

- поддержка и развитие коммуникативных навыков,

- проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ),

- учиться по алгоритму составлять небольшие сообщения,

- положительное одобрение со стороны взрослых

- поддержка и развитие коммуникативных навыков,

- проведение совместных заданий на уроке,

- учиться по алгоритму составлять небольшие сообщения,

- важно положительное одобрение, - больше времени отводить на обратную связь

- консультация специалистов,

- коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков,

- важно положительное одобрение, - совместные задания с друзьями по классу,

- изучение правил активного слушания.



3 класс

Технологическая карта формирования личностных УУД

УДД

Нормативные показатели

Уровни сформированности

Диагностика

Высокий

Средний

Низкий

Самопознание и самоопределение


Самооценка

- чувство необходимости учения,

- адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»,


- адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению)

Неумение адекватно оценить свои способности.

Самооценка ситуативна.


Методика №1 "Нарисуй себя"


Смыслообразование


Мотивация

- сформированны познавательные мотивы и интересы,

- сформированность социальных мотивов (чувство долга, ответственность),


- частично сформированны познавательные мотивы и интересы,

-частично сформированы социальные мотивы (чувство долга, ответственность),

- склонность выполнять облегченные задания,

- ориентирован на внеурочную деятельность (кружки, секции)


- сформирована мотивация избегания наказания,

- фиксация на неуспешности


Методика №2 «Мотивация учения и эмоционального отношения к учению» (А.Д. Андреева)

Нравственно-этическая ориентация


Нормы поведения

- может и имеет опыт осуществления личностного морального выбора,

- может оценивать события и действия с точки зрения моральных норм

- ребенок учитывает объективные последствия нарушения моральной нормы


- делает попытки осуществления личностного морального выбора,

- пробует оценивать события и действия с точки зрения моральных норм


- недостаточно знает суть нравственных норм,

- нравственные нормы не стали мотивами поведения ребенка,

- отношение к нравственным нормам неопределенное



Методика №3 «Незаконченные предложения»




УДД

Рекомендации

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Самопознание и самоопределение


- поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств,

- организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии


- проявлять заинтересованность деятельностью ребенка,

-стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка,

- организовать самостоятельную деятельность на уроке


- консультация специалистов,

-поощрения за результат,

-создать ситуацию успешности среди одноклассников,

- давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом


Смыслообразование


- учебный процесс ориентировать на формирование интереса к трудным заданиям.

- чтобы стабилизировать мотивацию в учебной деятельности включать ребенка в проектно- исследовательскую деятельность, привлекать к участию в различных конкурсных программах и олимпиадах.

- консультация специалистов,

- найти зону успешности ребенка,

- ориентировать на внеурочную деятельность.




Нравственно-этическая ориентация


- привлечение к участию в общественно- полезной деятельности (шефская помощь, тимуровское движение, трудовые десанты и т.д.)


- воспитание личной ответственности за сказанное слово, дело, данное обещание,

- воспитание потребности доводить начатое дело до конца через поощрение достигнутых результатов

- стимулировать чувствительность к переживаниям других,

- изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.).






















Технологическая карта формирования регулятивных УУД

УДД

Нормативные показатели

Уровни сформированности

Диагностика

Высокий

Средний

Низкий

Целеполагание

Формулировать и удерживать учебную задачу


- выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия

- четко выполняет требования познавательно задачи;

- осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи;

- самостоятельно формулирует познавательные цели;

- осуществляет решение познавательной задачи не изменяя ее и не выходя за рамки требования;


- определяет цель учебной деятельности с помощью учителя;

- включаясь в работу, быстро отвлекается;

- осуществляет решение познавательной задачи не изменяя ее и не выходя за рамки требования;

- невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов

Наблюдение

Контроль

Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.


- Ошибки исправляет самостоятельно.

-Контролирует процесс решения задачи другими учениками.

- Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения.


-Самостоятельно или с помощью учителя обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы.

-Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.


- Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям.

-Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их.


Методика №1 «Проба на внимание»




УДД

Рекомендации

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Целеполагание

Поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания, привлечение к проектно-исследовательской деятельности к участию в олимпиадах, конкурсах и т.д.

- поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания;

-необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.

Развитие понятийного мышления

- консультация специалистов,

- коррекционные занятия,

- пошаговый контроль со стороны учителя,

- обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.

Контроль

В групповых формах работы предлагать роль эксперта.

- поддержка и развитие сформированного уровня контроля,

- усвоенные способы решения задач использовать в других видах деятельности.

- консультация специалистов,

- коррекционные занятия,

- обучение методу речевого самоконтроля.











Технологическая карта формирования познавательных УУД

УДД

Нормативные показатели

Уровни сформированности

Диагностика

Высокий

Средний

Низкий

Общеучебные универсальные действия

Самостоятельно предполагать, информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала;

Отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.



Выполняет самостоятельно

Выполняет самостоятельно, но допускает ошибки. Выполняет задания репродуктивного характера.

Самостоятельно не может работать с текстом или допускает много ошибок при работе с текстом.

Наблюдение, опрос, контрольные задания

Логические учебные действия

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу

Умеет анализировать устанавливает закономерности, пробует предложить альтернативные варианты решения различных задач

Умеет анализировать устанавливает закономерности, но делает с ошибками. Требуется больше времени на выполнение подобных заданий.

Низкая скорость мышления. Проблемы с анализом и выделением закономерностей.

Методика №1 «Диагностика особенностей развития поискового планирования» (методика А.З.Зака)



Постановка и решение проблемы

Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы


Делает самостоятельно

Делает частично самостоятельно, частично с помощью

Делать самостоятельно не может

Самостоятельные и практические работы. Творческие задания



УДД



Рекомендации

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Общеучебные универсальные действия

- дифференцированный подход;

- проектно-исследовательская деятельность;

- задания повышенной сложности;

- проблемные задания

- побуждение к действию;

- стимулирование;

- работа по алгоритму, или по точной инструкции учителя, или с помощью наводящих вопросов

- консультации специалистов;

- индивидуальный подход в обучении

Логические учебные действия

- проектно-исследовательская деятельность;

- участие в конкурсах и олимпиадах

- коррекционная работа по выявленным нарушениям, с отработкой навыков


- консультации специалистов;

- коррекционная работа по выявленным нарушениям

Постановка и решение проблем

- дифференцированный подход,

- проектно-исследовательская деятельность,

- задания повышенной сложности,

-проблемные задания

- стимулирование к участию в проектно- исследовательской деятельности

- консультации специалистов;

- индивидуальный подход в обучении













Технологическая карта формирования коммуникативных УУД

УДД

Нормативные показатели

Уровни сформированности

Диагностика

Высокий

Средний

Низкий

Коммуникация как кооперация

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.


- активно принимает участие в работе группы, умеет договариваться с другими людьми,

- понимает смысл высказываний других людей и выражает свою точку зрения.

- понимает смысл высказываний других людей, но испытывает трудности при выражении обратной связи.

- ведомый

- не хочет участвовать в диалоге.

- не слушает и не понимает других.

Методика №1 «Совместная сортировка»


Коммуникация как интериоризация

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.


- владеет большим словарным запасом и активно им пользуется.

- усваивает материал, дает обратную связь (пересказ, рассказ)

- читает, высказывает свои мысли, но с помощью алгоритма.


-молчит, не может оформить свои мысли

-читает, но не понимает прочитанного

Наблюдение





УДД

Рекомендации

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Коммуникация как кооперация

- поддержка и развитие коммуникативных навыков,

- проведение совместных заданий на уроке,

- положительное одобрение,

- поддержка активной позиции в диалоге


Поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (в парах и группах), важно положительное одобрение, выработка активной позиции в диалоге, привлекать к участию в дебатах, дискуссиях

Консультация специалистов, коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков, поощрения за минимальный результат, совместные задания с одноклассниками (в парах и группах).

Коммуникация как интериоризация

- поддержка и развитие коммуникативных навыков,

-проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте),

- положительное одобрение,

- составление рефератов, докладов, - участие в литературных конкурсах


- поддержка и развитие коммуникативных навыков,

- проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте),

- привлекать к составлению рефератов, докладов, (по алгоритму),

- привлечение к участию в литературных конкурсах


- консультация специалистов,

- учить высказыванию своих мыслей по алгоритму,

-важно положительное одобрение, - совместные задания с одноклассниками.



4 класс

Технологическая карта формирования личностных УУД

УДД

Нормативные показатели

Уровни сформированности

Диагностика

Высокий

Средний

Низкий

Самопознание и самоопределение


Самооценка

-адекватное представление о себе как личности и своих способностях,

- осознание способов поддержания своей самооценки.


- выполнение норм школьной жизни,

- положительные отношения с одноклассниками и учителем,

- интерес к учению



Неумение адекватно оценить свои способности.

Самооценка ситуативна Самооценка зависит не только от оценки учителя, но и от процессов самопознания и обратной связи со значимым окружением.


Методика №1 «Рефлексивная самооценка учебной деятельности»

Смыслообразование


Мотивация

- устанавливает связи между учением и будущей профессиональной деятельностью,

- стремится к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

- мотивирован на высокий результат учебных достижений


- частично устанавливает связи между учением и будущей профессиональной деятельностью,

– стремится к приобретению новых знаний и умений по предметам, которые нравятся;



- частично сформированы познавательные мотивы и интересы,

-частично сформированы социальные мотивы (чувство долга, ответственность),

- склонность выполнять облегченные задания,

- ориентирован на внеурочную деятельность,

- слабо ориентирован на процесс обучения


Наблюдение

Нравственно-этическая ориентация


Нормы поведения

- сформированы представления о моральных нормах,

- имеет позитивный опыт осуществления личностного морального выбора,

- может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм


- активное, положительное отношение к нравственным нормам со стороны личности, но недостаточно устойчивое проявление в поведении,

- частично сформирован уровень развития моральных суждений,

- имеет разовый опыт осуществления личностного морального выбора,

- иногда может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм


- знает суть нравственных норм,

- нравственные нормы не стали мотивами поведения ребенка,

- отношение к нравственным нормам неопределенное


Методика №2 «Задание на выявление уровня моральной децентрации»




УДД

Рекомендации

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Самопознание и самоопределение


- поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств,

- организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии


- проявлять заинтересованность деятельностью ребенка,

-стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка,

- организовать самостоятельную деятельность на уроке


- консультация специалистов,

-поощрения за результат,

-создать ситуацию успешности среди одноклассников,

- давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом


Смыслообразование


Привлечение ученика к проектно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах и олимпиадах выше школьного уровня

- придание личностного смысла учебной деятельности школьника, через проектную и исследовательскую деятельность.

- консультация специалистов,

- использовать облегченные виды работы, дифференцированные задания на уроках.



Нравственно-этическая ориентация


- привлечение к участию в общественно- полезной деятельности (шефская помощь, тимуровское движение, трудовые десанты и т.д.)


- создать условия для приобретения опыта осуществления личностного морального выбора в игровой, обучающей форме.

- стимулировать чувствительность к переживаниям других,

- создать условия для приобретения опыта осуществления личностного морального выбора, в игровой, обучающей форме.












Технологическая карта формирования регулятивных УУД

УДД

Нормативные показатели

Уровни сформированности

Диагностика

Высокий

Средний

Низкий

Целеполагание

Формулировать и удерживать учебную задачу


-Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия


- Четко выполняет требование познавательной задачи.

-осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи

- Самостоятельно формулирует познавательные цели.

-Осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования.


- Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя

-Включаясь в работу, быстро отвлекается.

- Осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования.

- Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов



Контроль

Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.


- Ошибки исправляет самостоятельно.

-Контролирует процесс решения задачи другими учениками.

- Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения.


-Самостоятельно или с помощью учителя обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы.

-Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.


- Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям.

-Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их


Методика №1 «Корректурная проба» (буквенная, значки)






УДД

Рекомендации

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Целеполагание

Поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания, привлечение к проектно-исследовательской деятельности к участию в олимпиадах, конкурсах и т.д.

- поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания;

-необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.

Развитие понятийного мышления

Консультация специалистов, коррекционные занятия, пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.


Контроль

В групповых формах работы предлагать роль эксперта.

- поддержка и развитие сформированного уровня контроля,

- усвоенные способы решения задач использовать в других видах деятельности.

- консультация специалистов,

- коррекционные занятия,

- обучение методу речевого самоконтроля.









Технологическая карта формирования познавательных УУД

УДД

Нормативные показатели

Уровни сформированности

Диагностика

Высокий

Средний

Низкий

Общеучебные универсальные действия

Самостоятельно предполагать информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. Составлять сложный план текста. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).



Выполняет самостоятельно

Выполняет самостоятельно, но допускает ошибки. Выполняет задания репродуктивного характера

Самостоятельно не может работать с текстом или допускает много ошибок при работе с текстом

Наблюдение, опрос, контрольные задания, тесты

Логические учебные действия

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.


Логические связи устанавливает. Умеет сравнивать, группировать. Мыслит самостоятельно

Логические связи устанавливает с трудом. Допускает ошибки в обобщении, частично в анализе и синтезе.

Логические связи устанавливать не может. Недостаточно развита аналитико- синтетическая деятельность.

Методика №1 «Исследование словесно-логического мышления младших школьников»

Постановка и решение проблемы

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

Делает самостоятельно

Делает частично самостоятельно, частично с помощью

Делать самостоятельно не может

Самостоятельные и практические работы. Творческие задания. Проекты



УДД



Рекомендации

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Общеучебные универсальные действия

Проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности.

Составлять сложный план текста по заданному алгоритму. Привлечение к работе с разными источниками информации, а также к проектно- исследовательской деятельности.

- консультации специалистов;

- индивидуальный подход в обучении

Логические учебные действия

- проектно-исследовательская деятельность;

- участие в конкурсах и олимпиадах

- коррекционная работа по выявленным нарушениям, с отработкой навыков


- консультации специалистов;

- коррекционная работа по выявленным нарушениям

Постановка и решение проблем

- дифференцированный подход,

- проектно-исследовательская деятельность,

- задания повышенной сложности,

-проблемные задания

- стимулирование к участию в проектно- исследовательской деятельности

- консультации специалистов;

- индивидуальный подход в обучении









Технологическая карта формирования коммуникативных УУД

УДД

Нормативные показатели

Уровни сформированности

Диагностика

Высокий

Средний

Низкий

Коммуникация как кооперация

Умение договариваться, находить общее решение.

Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.


- умеет договариваться, находить общее решение,

- умеет аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

- владеет адекватными выходами из конфликта.

- всегда предоставляет помощь.

- не всегда может договориться.

- не всегда может сохранить доброжелательность.

- предоставляет помощь только близким, знакомым.

-не может и не хочет договариваться.

-пассивен или агрессивен.

- не предоставляет помощь.

Методика №1 «Кто прав?»

Коммуникация как интериоризация

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.


- имеет богатый словарный запас и активно им пользуется, бегло читает,

- усваивает материал, дает обратную связь (пересказ, рассказ)

-читает, но понимает смысл прочитанного с помощью наводящих вопросов,

- высказывает свои мысли по алгоритму

- молчит, не может оформить свои мысли

-читает, но ни понимает прочитанного

Методика №2 Задание «Дорога к дому»





УДД

Рекомендации

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Коммуникация как кооперация

- поддержка и развитие коммуникативных навыков,

- проведение совместных заданий на уроке (в парах и группах),

-положительное одобрение,

- выступление на школьных конференциях, олимпиадах.

- поддержка и развитие коммуникативных навыков,

- проведение совместных заданий на уроке (в парах и группах),

- важно положительное одобрение, - выработка активной позиции при общении.

- консультация специалистов,

- поощрения за минимальный результат,

- совместные задания с одноклассниками (в парах и группах),

- выработка активной позиции при общении.

- продолжение коррекционных занятий по развитию коммуникативных навыков

Коммуникация как интериоризация

- поддержка и развитие коммуникативных навыков,

-проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте),

- положительное одобрение,

- составление рефератов, докладов, - участие в литературных конкурсах


- поддержка и развитие коммуникативных навыков,

- проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте),

- привлекать к составлению рефератов, докладов, (по алгоритму),

- привлечение к участию в литературных конкурсах


- консультация специалистов,

- учить высказыванию своих мыслей по алгоритму,

-важно положительное одобрение, - совместные задания с одноклассниками.























Циклограмма мероприятий

УУД

Характеристика УУД

Инструментарий

Методы

Периодичность проведения

Сроки проведения

1


Самопознание и самоопределение


Самооценка


Методика «Нарисуй себя»

тестирование

1 раз в год

Март- апрель

3

Смыслообразование

Мотивация

  • Методика. Рисование на тему: ”Что мне нравится в школе:



  • Оценка школьной мотивации


тестирование

1 раз в год

Март- апрель

4

Нравственно-этическая ориентация



  • Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»

  • Методика «Незаконченные предложения»


анкетирование

1 раз в год

Март- апрель

5

Регулятивные УУД

контроль

  • Рисование по точкам

  • Корректурная проба

тестирование

1 раз в год

февраль- апрель

6

Познавательные УУД

Логические УУД

  • Сравни картинки

  • Выделение существенных признаков

  • Логические закономерности

  • Исследование словесно-логического мышления

тестирование

1 раз в год

февраль- апрель

7

Коммуниникативные УУД


  • «Рукавички»

  • «Левая и правая сторона»

  • «Узор под диктовку»

  • «Совместная сортировка»

  • «Дорога к дому»

  • «Кто прав?»

Тестирование



Беседа



Тестирование



Тестирование

тестирование

беседа

1 раз в год

февраль- апрель



Сформированность универсальных учебных действий у учащихся

Общее количество испытуемых


Метапредметные УУД

Личностные УУД

(количество учащихся)

Регулятивные УУД (количество учащихся)

Познавательные

УУД (количество учащихся)

Коммуникативные УУД (количество учащихся)

методика №1

методика №2

методика №5

методика №6

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

























































































































































Итого:



















Сводная таблица сформированности универсальных учебных действий у учащихся

Условные обозначения: В – высокий уровень; С – средний уровень; Н – низкий уровень



Сводная таблица №2 (данные сформированности УУД у первоклассников 2013-2014 уч.год)


Сформированность универсальных учебных действий первоклассников 2013-2014 учебный год



Общее количество испытуемых

 

Метапредметные УУД

Личностные УУД

(кол-во учащихся)

Регулятивные УУД

Методика №3 "Рисование по точкам"

А. А. Венгер




Познавательные УУД

Методика №4

Тест «Найти несколько различий»

В. А. Анисимов

Коммуникативные УУД

(кол-во учащихся)

методика №1

«Нарисуй себя»

А.М. Прихожан и З. Василяускайте


методика №2 Рисование на тему:”Что мне нравится в школе»

Н. Г. Лускановой




методика №5

«Левая и правая стороны»

Ж. Пиаже


методика №6

«Узор под диктовку»

Цукерман

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

1В- 32

8

19

5

2

14

16

8

20

4

11

21

-

2

12

18




1Д- 34

7

18

9

0

19

15

2

20

12

14

18

2

3

20

11




1Е- 31

4

18

9

4

14

13

4

8

19

4

20

7

5

6

20




Итого: 97

19

55

23

6

47

44

14

48

35

29

59

9

10

38

49




%

19%

57%

24%

6,1%

48,4%

45,5%

14.4%

49.4%

36.2%



30%


60.8%

9.2%

10.3%

39.1%

50.5%






Условные обозначения:

В – высокий уровень; С – средний уровень; Н – низкий уровень.



Методика «Нарисуй себя»

Методика рисование на тему: «Что мне нравится в школе?»

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!