СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экспансия Рима в Восточном Средиземноморье. Создание и организация управления римской державой.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экспансия Рима в Восточном Средиземноморье. Создание и организация управления римской державой.»

Экспансия Рима в Восточном Средиземноморье. Создание и организация управления римской державой.

Попытка македонского царя Филиппа V подчинить Этолийскую федерацию в ходе Союзнической войны (220–217 гг. до н. э.) не удалась. Несмотря на это, опасаясь усиления Рима в Иллирии, Филипп V заключил в 216 г. до н. э. союз с Карфагеном, который вел в это время боевые действия против римлян во Второй Пунической войне. Конфликт с Римом был неизбежен. В ходе трех Македонских войн римлянам удалось окончательно сломить сопротивление Македонии. Ее армия под командованием царя Персея в битве при Пидне в 168 г. до н. э. была наголову разбита римлянами. Территория Македонского царства была разделена победителями на четыре округа, а в 148 г. до н. э. после подавления антиримского восстания под предводительством Андриска Македония вместе с Фессалией и Иллирией была превращена в римскую провинцию. В 146 г. до н. э. римляне жестоко подавили восстание Ахейского союза. В результате этих событий все союзы греческих полисов Эллады были распущены. Греция окончательно лишилась своей свободы и пришла в состояние обнищания и запустения.

Политическая история другого государства эллинистического мира – Селевкидского царства – также насыщена весьма бурными событиями. Получив после смерти Александра Македонского в управление Вавилонию, Селевк в ходе борьбы диадохов за власть к 312 г. до н. э. значительно упрочил свои позиции в этом регионе. Это позволило ему совершить поход на восток, в результате которого он овладел значительными территориями Ирана и Средней Азии. Попытка присоединения территории северо-западной Индии, завоеванных в свое время Александром, не удалась. Однако за то, что он уступил эти территории основателю индийского государства Мауриев Чандрагупте, Селевк получил 300 боевых слонов, резко усиливших мощь его армии После провозглашения себя царем в 305–304 гг. до н. э. ему удалось завоевать Северную Сирию и большую часть Малой Азии.

В период своего расцвета государство Селевкидов охватывало основную часть бывших владений Александра Македонского в Азии. Эти огромные территории были населены различными в этническом и языковом отношении народами, стоявшими на разном уровне экономического и культурного развития. Для того, чтобы удержать их в повиновении, необходима была мощная социальная база, без которой сохранить надолго целостность Селевкидского государства было невозможно. Господствующим слоем стали македонцы и греки во главе с царем. Селевкиды продолжили активную градостроительную политику, которую начал еще Александр. Однако теперь ранее основанные города и колонии, а также новые приобретали уже новый, полисный статус. Это отвечало интересам населявших их македонцев и греков, так как в социальном плане делало их господами над завоеванным местным населением.

Однако эти полисы отличались от греческих полисов классического времени. Их автономия ограничивалась только внутренними делами, ход которых контролировал специальный царский чиновник. Верховным собственником земли был царь, а гражданский коллектив полиса выступал лишь как условный ее владелец. При этом за право владения землей полис обязан был предоставлять воинские контингенты своих граждан в армию селевкидского царя. Местное сельское население контролировалось и эксплуатировалось гражданами полиса, которые становились опорой и союзником царской власти на местах. По сути многочисленные полисы, основанные на территории государства Селевкидов, можно рассматривать в качестве своеобразного каркаса, скелета их державы.

Сын Селевка I Антиох I (280–261 гг. до н. э.) успешно продолжал политику своего отца по укреплению державы, уделяя при этом пристальное внимание ее восточным сатрапиям. Здесь основывались новые города, военные поселения, восстанавливались прежние населенные пункты. Однако в дальнейшем центр тяжести политики Селевкидов все больше и больше перемещается на запад. Начались затяжные войны между Селевкидами и Птолемеями за обладание южной Сирией. Восточные же сатрапии выпадают из поля зрения селевкидских царей, что в значительной степени усиливало сепаратистские настроения греко-македонского населения этих территорий. Желание освободиться от центральной власти было реализовано уже в середине III в. до н. э., когда во время династической междоусобицы, переросшей в новую войну с Птолемеями, Селевкидское царство оказывается на краю катастрофы. Именно в этот момент от государства отпадают сатрапии Бактрия, Согдиана и Парфия.

В Парфии дальнейшее развитие событий приводит к возникновению Парфянского царства во главе с восточно-иранской династией Аршакидов, а на территории Бактрии и Согдианы образуется Греко-Бактрийское царство. Селевкиду Антиоху III (223–187 гг. до н. э.) с большим трудом удается подавить мятеж сатрапа Мидии Молона и его брата Александра, сатрапа Персиды. Справившись с этими выступлениями, Антиох III предпринял грандиозный поход на Восток вплоть до Индии с целью установления своей власти над утраченными областями. Хотя победы Антиоха III имели лишь формальный характер, однако они временно задержали окончательный распад его державы.

В начале II в. до н. э. Римская республика начинает свою активную экспансию в Восточное Средиземноморье. Война с Римом для Антиоха III была неудачной: после поражения в ней процесс распада царства Селевкидов продолжился. Антиох IV (175–163 гг. до н. э.) также пытался приостановить развал державы, но безуспешно. В конце II в. до н. э. Персиду и Вавилонию подчиняют себе парфяне. В начале I в. до н. э. приобретает самостоятельность Иудея. В результате территория Селевкидского государства сократилась до пределов Сирии, Финикии и части Киликии. В 64 г. до н. э. остатки царства были присоединены к Риму в качестве провинции Сирии.

Птолемеевский Египет – третье крупное государство эллинистического мира. Ядром царства был собственно Египет в его традиционных границах. Птолемеи сумели сохранить все особенности древнеегипетского государства – деспотическую власть царя, разветвленный аппарат многочисленных чиновников, строгую централизацию государственной власти, ее активное вмешательство в хозяйственную жизнь страны. Эти обстоятельства в значительной степени определили отличие Птолемеевского царства от государства Селевкидов. Здесь не было необходимости основывать города-полисы с греко-македонским населением, так как Птолемеи получили в свое распоряжение четко отлаженную систему прежних экономических связей, государственного и административного управления над моноэтничным в массе своей завоеванным населением. Заняв все ключевые посты в системе управления, они заменили всех прежних чиновников разных уровней на представителей греко-македонского этноса. Особое значение в государстве Птолемеев приобрело финансовое ведомство, а также сильная армия.

Во внешней политике Птолемеи сталкивались в реализации своих интересов с державой Селевкидов и с Македонским царством. Борьба с Селевкидами за южную Сирию велась с переменным успехом на протяжении всего III в. до н. э. и вылилась в череду Сирийских войн. В этих боевых действиях Птолемеи постепенно стали опираться на помощь римлян, которые все больше и больше влияли на политику этого эллинистического государства, подчиняя ее своим интересам. Серьезным противником была и Македония. Столь длительное противостояние и противоборство в значительной мере подрывало военно-экономический потенциал Египта. Однако, опираясь на союз с могущественным Римом и его поддержку, Египет сумел просуществовать как независимое государство дольше, нежели его традиционные противники. Только в 30 г. до н. э. в период правления Клеопатры VII это эллинистическое государство все же теряет свою независимость. Войска Октавиана в ходе непримиримой борьбы с его политическим противником Марком Антонием, союзником Клеопатры VII, одерживают победу и завоевывают Птолемеевский Египет, превратив его в провинцию Римской державы.



3-я Пуническая война. Римская республика во II в. до н. э. преследовала цель ослабления и, если возможно, уничтожения Карфагенского государства. Римляне никогда не могли забыть вторжения армии Ганнибала в Италию. К тому же многочисленные римские торговцы, ростовщики и дельцы настаивали на уничтожении богатого торгового города — сильного соперника и конкурента. К середине II в. до н. э. Карфаген оправился от поражения и снова стал многолюдным богатым городом. Его торговля, морская и сухопутная, процветала, сельское хозяйство находилось на подъеме, казна была полна. Римский сенат пристально следил за положением в Карфагене, туда неоднократно отправлялись специальные комиссии сената. Римляне отдавали себе отчет в том, что богатый Карфаген сможет очень быстро собрать большую наемную армию и вновь оказаться грозным противником. Неудивительно, что римлян тревожило процветание Карфагена. Согласно мирному договору 201 г. до н. э., Карфаген не мог без согласия римлян вести какие-либо войны. Этим постоянно пользовались соседи Карфагена, в частности царь соседнего Нумидийского царства Масинисса, старый союзник Рима. Опираясь на молчаливую и гласную поддержку римлян, Масинисса отнимал у карфагенян один район за другим. Когда же Карфаген обратился с жалобой в римский сенат, то специальная сенатская комиссия не только утвердила этот захват, но даже присудила карфагенян к штрафу за неправомерное пользование этой территорией в прежнее время. Осмелевший Масинисса присоединил еще два других плодородных района. Этот захват римская комиссия не осмелилась утвердить. Однако римляне не потребовали от Масиниссы очищения занятых территорий, по существу санкционировав и эту акцию Масиниссы. Терпение карфагенян было исчерпано. Для отражения нападений Масиниссы была сформирована армия, во главе управления были поставлены представители воинственной партии, из Карфагена были изгнаны сторонники проримской группировки и Масиниссы.

Эти военные приготовления не остались незамеченными в Риме. И в римском сенате началось обсуждение вопроса: как поступить с Карфагеном? Конфликт карфагенян с Масиниссой создавал благоприятную возможность для расправы с ненавистным городом. Поэтому в сенате победила точка зрения тех, кто стоял за полноеуничтожение Карфагена. Эту группировку возглавлял Марк Порций Катон, всегда заканчивавший свои выступления в сенате на любую тему словами: «Впрочем, я полагаю, Карфаген должен быть разрушен».

Пока вопрос о конфликте между Масиниссой и Карфагеном обсуждался в сенате, между ними начались военные действия. Карфагенские войска были разбиты. Масинисса, захватив новые территории, получил большую контрибуцию. Однако римлян это уже не интересовало. Под предлогом, что карфагеняне нарушили договор 201 г. до н. э., римский сенат объявил несчастному городу войну, которая получила название 3-й Пунической войны (149—146 гг. до н. э.).

Римская армия высадилась в Африке. Римляне предполагали, что Карфаген не сможет вести войну, и карфагенское правительство действительно было согласно принять любые условия мира. Первоначально римляне потребовали выдачи заложников, разоружения города, передачи всего оружия, военных материалов и метательных орудий. Когда же все их условия были выполнены, римляне дополнительно выдвинули еще одно условие — город Карфаген должен быть перенесен с берега моря в глубь страны. Последнее требование вызвало взрыв негодования карфагенян. Было принято решение бороться до последних сил. Это было мужество отчаяния. Чтобы усыпить бдительность римских полководцев, стоявших недалеко от безоружного Карфагена, карфагеняне попросили на раздумье 30 дней. В глубокой тайне они использовали это драгоценное время, чтобы укрепить стены, возвести дополнительные укрепления, приготовить новое оружие, метательные орудия, провести всеобщее вооружение населения, собрать средства для вербовки наемников.

Когда положенное время истекло и римские легионы подошли к стенам, они увидели перед собой мощную крепость, обороняемую всем населением. Римляне рассчитывали, что война с Карфагеном будет легкой «военной прогулкой», и не были готовы к длительной осаде. Первые попытки взять Карфаген были легко отражены. Римляне были вынуждены начать длительную осаду города. Летний зной и болезни косили воинов, дисциплина в армии стала падать. Карфагеняне осмелели. Они не только стали делать удачные вылазки, но, навербовав армию вне Карфагена, стали беспокоить римские войска и по всей территории. К тому же вскоре умер Масинисса и помощь с его стороны прекратилась.

Положение римской армии ухудшалось. Римский сенат с тревогой смотрел на неожиданное развитие военных действий. Для улучшения обстановки он пошел на чрезвычайную меру: консулом на 147 г. до н. э. и главнокомандующим был назначен молодой, еще не прошедший положенную лестницу магистратур Сципион Эмилиан, подающий надежды полководец и талантливый дипломат. Сципион прежде всего восстановил пошатнувшуюся в армии дисциплину, изгнав торговцев, женщин и посторонних. Он разгромил карфагенские отряды, действовавшие по всей территории в тылу у римлян, и сконцентрировал все войска вокруг Карфагена. Была построена система укреплений, которыми осажденный город был отрезан от внешнего мира.

У входа в карфагенскую гавань была возведена плотина, т. е. морской путь был закрыт. В Карфагене, изолированном от внешнего мира, начались голод и болезни. Когда же гарнизон Карфагена ослаб, был предпринят общий штурм (146 г. до н. э.). В течение шести дней шли бои на стенах и улицах города. Приходилось брать с боем каждый дом. Взятый город по инструкции римского сената был сожжен и разрушен. Место было проклято и по развалинам прошлись плугом в знак того, что здесь не должен когда-либо селиться человек.

Территория Карфагена была объявлена римской провинцией Африкой. Большая часть ее земель стала государственной собственностью Рима, на население был наложен налог. Правда, некоторые города — Утика, Гадрумет и другие, бывшие верными союзниками Рима, сохранили самоуправление и получили свободу от налогов.

Основные этапы римской государственности. Царский период. Военная реформа царя Сервия Туллия. Установление республиканского строя

1) Царский период (VIII — VI вв до н.э.) — с образованием поселения Рим, начинается отсчёт первого периода истории государства Рим (753 — 509 гг. до н.э.) - царский, складывается государство Рим. Значение родового собрания было невелико, особенно во время военных походов. Основная власть у царя и сената. Затем родовое собрание формируется в государственное учреждение. Источники права: Правовые обычаи;  Акты римских царей; Законы 12 таблиц; Акты Сената («Сенатус-Консульты»); Акты магистратов (Эдикты магистратов).

2) Период расцвета Римского права (классический период) — период Республики (V — I вв до н.э.). Становление и утверждение республики 509 — 27 гг. до н.э. Характеризуется борьбой плебса и патрициев. Возрастание значения частной собственности; расширение территориальных границ Римского государства, завоеванием им сначала Италии, а затем и всего Средиземноморья. Наряду с правом граждан (ins civile) появляется право народов (ins gentium), возникает и становится все более важной деятельность профессиональных римских юристов.

3) Период после классический (III - V вв.) - период Империи, который делится на принципат (I в до н.э. - IIIв н.э.) и доминат (III в н.э. - Vв н.э.). Принципат —переход от республики к монархии — царь становится первым среди равных. Доминат — абсолютная монархия, до конца римской империи. Возникает потребность в кодификации права («Дигесты», «Институции Гая»).

Царский период: население города составили две основные группы: собственно римские граждане (патриции), и их антагонисты — плебеи. Римские гражданебыли полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию (то же самое, что греки называли фратрией). Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиссии). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну. Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин — сената. Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался. Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода.

Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий «царю», которого называли рексом.

Плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги. Торговое и промышленное богатство было сосредоточено главным образом в их руках. Когда Рим обратился к политике завоеваний, плебеи не были допущены к дележу захваченной территории. Земельный вопрос переплелся с вопросом о политических правах плебеев. Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам.

Реформа рекса Сервия Туллия 6 век до н.э. — в основу общественной организации Рима легли имущественный и территориальный принципы. Все свободное население Рима (члены римских родов и плебеи) — было разделено на пять имущественных разрядов. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек (позднее, с появлением в IV в. до н.э. денег, была введена денежная оценка имущества). Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела — во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан — всадники, а безземельные — пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд. Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных единиц — центурий (сотен). Всадники составляли центурии конницы, 1-3 разряды — тяжеловооруженной пехоты, 4-5 разряды — легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию.

Центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные собрания), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников, а при их единогласии и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Деление свободного населения по территориальному принципу: было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен — трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные собрания), в которых каждая триба имела один голос.

Включив плебеев в состав «римского народа», допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, реформы Сервия Туллия способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами.

Установление республиканского строя:

В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Высшие государственные органы — народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, преимущественно управляли государством сенат и магистраты — органы реальной власти нобилитета (высший класс).

В Римской республике существовали три вида народных собраний — центуриатные, трибутные и куриатные. Главную роль играли центуриатные собрания — принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров).

Трибутные собрания — избирали низших должностных лиц и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа.

Куриатные собрания — лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии — ликторов.

Сенат — сенаторы не избирались; назначались цензорами раз в пять лет. Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной: контролировал законодательную деятельность центуриатных собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты; устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы.

Магистратурами в Риме именовались государственные должности. Принципы замещения магистратур: выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность. Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium — высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания — принадлежала диктатору, консулам и преторам) и общую (potestas — принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение). Магистратуры делились на ординарные (обычные — консулы, преторы, цензоры и др.) и экстраординарные, (чрезвычайные — создавались в чрезвычайных обстоятельствах).

Коллегии «26 мужей» состояли из 26 человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!