СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экскурсия по святым местам Казахстана

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экскурсия по святым местам Казахстана»

Тема: Экскурсия по святым местам Казахстана


Цели: 

  • знакомство учащихся с культурным наследием казахского народа;

  • воспитание духовно богатой и высоконравственной личности, подлинного гражданина и патриота, любящего свою Родину, свой народ, язык и культуру;

  • привитие чувства бережного отношения к духовному наследию.

Оборудование: презентация "Святые места Казахстана", фотографии святых мест древнего Казахстана, выставка книг.


Ход классного часа:


1. Вступительное слово учителя.

Каждый современный человек интересуется историческим прошлым своей страны. Жизнь становится намного увлекательней, если узнаешь новое об истории родного государства, народа. Уникальные сооружения прошлого удивляют своим многообразием и необычными формами. Многочисленные памятники зодчества, созданные в неповторимом стиле, восхищают нас и позволяют поднять имидж Казахстана во всем мире.

В современном обществе большое внимание уделяется знанию исторического прошлого казахского народа, священных мест, древних городов, архитектурных шедевров, расположенных на территории Средней Азии и Казахстана.

В истории государства ещё немало загадок и тайн, которые стремятся обнаружить и разгадать наши современники. И сейчас мы с вами попробуем заглянуть в древний Казахстан, чтобы пропитаться святым духом того времени.

А начнем мы нашу экскурсии, конечно же, с Туркестана, которая считается казахстанской Меккой.


2. Презентация "Святые места Казахстана"


3. Выступления учащихся, показ фотографий святынь Туркестана.

Ведущий 1: Отрар – родина великого ученого и философа средневековья Абу Насра ибн Мухаммеда, вошедшего в историю под именем аль-Фараби. За философскую глубину и энциклопедичность познаний аль-Фараби ещё при жизни был прозван Вторым после Аристотеля учителем человечества. Благодаря ему в городах процветала не только торговля, но и необычайного совершенства достигли наука и искусство. До появления первых университетов в Европе ещё было три столетия, а на Востоке уже трудились великие мыслители!

Отрар в период монголо-татарского нашествия представлял собой первоклассную крепость. Около полугода жители и воины сдерживали нашествие войск Чингисхана, который затем ворвался в город из-за предательства одного из жителей. Отрар неоднократно приходил в упадок и вновь восстанавливался, после 1410 года разграбленный Шах Джаном окончательно опустел. О его прошлом напоминают обнаруженные при раскопках стены цитадели, бани и др.

Недалеко от развалин древнего Отрара находится мавзолей-мечеть Арыстан Баба, бывшего, по преданию, учителем Ходжи Ахмеда Ясави. Мавзолей представляет собой усыпальницу и поминальную мечеть и является местом паломничества мусульман.

Ведущий 2: Выдающимся памятником культурной жизни является город Туркестан – крупнейший центр казахских ханств, город с большим историческим прошлымкоторый носил название Ийееса. После завоевания города тюрками (5 век) название его переиначили в короткое Яса и наконец – Туркестан. Наибольшего расцвета город Яса достиг в 12 веке. В ту пору он был пёстр и многолюден. Изобилие местного базара привлекало сюда купцов со всего мира.

В немалой степени этому способствовало имя Ходжи Ахмеда ибн Ибрагима аль Ясави – дервиша, проповедника суфизма, основателя братства “Ясавия”, поэта, творившего для простого народа. Пламенные проповеди привлекали массы паломников, именно тогда о Ясах начинают говорить как о “второй Мекке”. Здесь он прожил большую часть своей жизни, после смерти в 1166 году был захоронен с большими почестями в сооруженном для него небольшом мавзолее. После смерти Ахмеда Ясави слава его не померкла, к его могиле стекались тысячи паломников. Через 233 года после кровопролитных боёв с отрядами Золотой Орды в честь своей победы мудрый Тамерлан приказал воздвигнуть новый грандиозный комплекс на месте ветхого старого мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави.

Ведущий 3. Не все постройки старого Туркестана сохранились до наших дней, и только мавзолей Ходжа Ахмеда Яссави – уникальный памятник зодчества 14 века – напоминает о древности города.

Ведущий 4: Комплекс мавзолея Ахмеда Яссави в Туркестане – выдающийся памятник средневекового зодчества. Это грандиозное сооружение было воздвигнуто в честь жившего в 12 веке известного на востоке древнетюркского поэта и проповедника суфизма Ахмеда Яссави. Слово “Яссави” означает из Ясы. Так в древности назывался город Туркестан.

Ахмед Яссави первоначальное образование получил в городе Отраре, бывшем в то время на Востоке центром науки и просвещения.

Яссави жил в бедности. Нравственный авторитет его был высок. После смерти вокруг его имени стали создаваться легенды, могила стала местом паломничества.

Широко распространился сборник его назидательных стихотворений “Хикмет”. В них звучали призывы к добру, справедливости, терпеливости к иноверцам. В одном из стихотворений сборника говорится:

Ведущий 5: Ахмед Яссави считался у мусульман вторым после Мухаммеда святым, а город Туркестан – Малой Меккой. Авторитет его был столь высок, что туркестанские шейхи заменяли верующим хадж в Мекку трёхкратным паломничеством к могиле Яссави.

Народные предания рассказывают о большом уважении Эмира Тимура к святыне Туркестана. По его указаниям более чем два века спустя после смерти Яссави на месте небольшого надмогильного сооружения был построен один из величайших памятников мирового зодчества. Официальная история Тимура “Книга побед” связывает повествование о закладке здания с событиями конца 1387 года, когда Тимур торжественно совершил зиарат (поклонение) на могиле Ахмеда Яссави. Это грандиозное сооружение должно было возвеличить ислам, способствовать его дальнейшему распространению, облегчить правление обширным краем.

Ведущий 6: В здании более 35 залов и комнат различного назначения. Двери с резьбой и следами инкрустации из кости открывают вход в центральное и самое большое помещение (18,5 на 18,5 метра), в который выходят 14 дверей из других помещений. В центре зала - огромный, в рост человека, бронзовый казан “ТАЙКАЗАН”, символ единения и гостеприимства. Когда-то в неё наливалась подслащенная вода, раздававшаяся по окончании пятничной молитвы. Поражают размеры: высота – 1,62 метра, диаметр венчика – 2,42 метра. Она могла вместить до 3 тысяч литров воды. Вес котла – около 2 тонн.

Ведущий 7: За центральным залом – Казанлыком – находится усыпальница Ходжа Ахмеда, надгробие которого сложено из гладких плит светло-зеленого мрамора без орнамента и надписей. Так же скромно и само помещение: белые стены снизу одеты голубой изразцовой панелью с синими изразцовыми угловыми полуколоннами.

Ведущий 8: Мангистауский край очень богат историческими памятниками — в этом районе существует около 360 святых, почитаемых местным населением. Одним из самых выдающихся исторических и духовных памятников области, безусловно, является подземная мечеть Бекет-Ата. 

Беке́т Мырзагу́л-улы́. более известный как Бекет-ата́ и Пир Бекет (1750—1813) — знаменитый казахский религиозный деятель-суфий, просветитель и батыр, почитаемый как святой .

Бекет-ата родился в ауле Кульсары (совр. Атырауская область). Строил медресе и мечети в Мангышлакском, Атырауском и Устюртском регионах. Обучал грамоте и строительству подземных сооружений. Похоронен в местечке Огланды в Мангышлаке.

В народе Бекет-ата почитают как святого. Могила Бекет-ата — место паломничества. У казахов существует поговорка: «В Медине — Мухаммед, в Туркестане — Ходжа Ахмед, а в Мангистау — Пир Бекет».

Ведущий 9: С именем Бекета-ата, к которому люди приходили в поисках мудрости и святости, связано много легенд и мифов. К примеру, верующие до сих пор из уст в уста передают рассказ о его уникальном умении мгновенно перемещаться в пространстве (левитации), которое он якобы использовал, когда ему необходимо было встретиться в Хиве со своим имамом-наставником. Об удивительных способностях святого говорится в следующей легенде. Однажды сверстник (по-казахски «курдас») Бекета решил подшутить над ним и попросил прилюдно продемонстрировать свои чудесные способности. На это Бекет ответил, что если будет угодно Аллаху, то он увидит это в предначертанный час. Прошло несколько месяцев, и о разговоре забыли. Наступила весна – время откочевки на джайляу, и жена шутника-курдаса, как и другие аульчане, с детьми на верблюде отправилась в дорогу. Вдруг на горной тропе верблюд поскользнулся и сорвался вниз. И тут сверстник в отчаянии непроизвольно вскричал: «О, Бекет! Помоги!» После падения с такой высоты вряд ли кто мог остаться в живых.

Но когда сородичи сошли вниз, то увидели, что и женщина, и дети, и верблюд остались невредимыми и живыми. По случаю переезда на джайляу в ауле устроили праздник. В самый разгар веселья приехал Бекет, и шутник снова пристал к нему, требуя продемонстрировать чудесные способности. Тогда святой спросил его, зачем он позвал его в трудный час, если сомневается в его силе? Шутник-курдас в недоумении развел руками, но вдруг умолк. Бекет поднял рубаху и обнажил спину, на которой были видны синяки – следы от ног верблюда... 

Ведущий 10: А у нас в Актюбинской области есть мавзолеи батыров, отдавших свою жизнь служению народу, за свободу и независимость нашей Родины. Это Кобланды-батыр, Есет Коке, Абат Байтак и многие другие.

Ведущий 11: Мавзолей Есет батыра - красивый и изящный памятник на могиле великого сына казахского народа, народного защитника - батыра Есета Кокиулы. Находится у села Бестамак, которое расположено приблизительно в 44 километрах к югу от Актюбинска. Есет батыр - известный казахский батыр и полководец, тархан - представитель высшей военно-родовой аристократии (1667-1749 гг.). В переводе с персидского языка слово "Есет" имеет значение "достойный", "соответствующий". Отец Есета, Коки Базаркулулы, тоже был известным батыром, его прозвали «Таймас батыр» ("неотступающий"). Сам Есет рано начал принимать участие в сражениях с джунгарами. За героизм его прозвали батыром. В победных сражениях при Тауке хане Есет батыр возглавил войско Младшего Жуза. Есет был дружен с ханом Младшего Жуза Абулхаиром и неоднократно возглавлял его войско. В 1720-е годы он взял под командование 20-тысячный отряд Абулхаир хана и в 1720 - 1745 гг. отбивал атаки калмыцких и башкирских налетчиков. 

Ведущий 12: Мемориальный комплекс «Кобыланды батыр». Мавзолей был построен в виде богатырского шлема. Сохранилось около 30-40 летописных сказаний о Кобыланды батыре. Такое количество вариантов существует из-за того, что сказание передавалось из уст в уста. Удивляет то, что это произведение всё-таки сохранилось и не затерялось в веках. Были найдены останки батыра, которые захоронены в мавзолее. На самом деле, вопрос о существовании Кобыланды батыра был спорным. Даже некоторые ученики считали, что Кобыланды является просто героем эпоса, они же были очень удивлены, увидев его захоронение и документ, подтверждающий его существование.

Ведущий 13: С происхождением названия некрополя и мавзолея связано несколько легенд. По самой распространённой из них, здесь был захоронен сын известного философа Асана Кайгы — батыр Абат, который защищал родные земли от набегов калмыков и смог одолеть калмыцкого хана в честной борьбе. После этого Абат смог вернуть сородичам часть захваченных калмыками земель, а калмыки больше не решались нападать на казахов. Та же легенда гласит, что после смерти батыра население построило на месте его гибели мавзолей всего за три дня. В связи с этим к названию добавился эпитет «Байтак» («всенародный»)

Ведущий 14. Путешествие по памятным местам нашей страны завершается. На территории РК ещё в древности существовала самобытная культура, которая бережно хранилась и передается теперь из поколения в поколение, составляя духовную и материальную сокровищницу нашего народа.

Ведущий 15. Молодое поколение только начало осознавать прошлое нашего народа, продолжительное время лежавшее неизвестным, недоступным для нас богатством... Грядущие поколения, используя лучшие традиции своего народа, будут стремиться дальше по пути прогресса и цивилизации.

Заключительное слово учителя:

Учёные-археологи восстанавливают историческое прошлое, много ещё неизведанного, интересного. Задача молодого поколения – продолжить поисковую работу по особой научной дисциплине – экология культуры, приложить все усилия для доказательства ценности нашей истории.

Подвиги, совершённые во благо будущих поколений, никогда не забудутся!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!