СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экскурсия по посёлку Горьковский «На землях коменданта Цыплетева», к 249-летию основания посёлка

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экскурсия по посёлку Горьковский «На землях коменданта Цыплетева», к 249-летию основания посёлка»



Обзорная экскурсия по поселку Горьковский «На землях коменданта Цыплетева».

Автор экскурсии: Дедищева Лариса Геннадьевна, учитель истории МОУ СШ № 15

Цели экскурсии:

-воспитание патриотизма

-воспитание любви и уважения к Родине

-расширение кругозора обучающихся;

-получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры

-Лучше узнать свою малую Родину;

-Изучение истории родного края;

-Изучение военной истории Отечества;

-Возродить шефство над памятниками и памятными местами военной истории поселка, придать новое звучание памятникам и памятным местам;

-Развитие умений исследовательской работы и приобретение опыта публичных выступлений.

Задачи экскурсии:

-Воспитание уважительного отношения к героическому прошлому своей родины через соприкосновение с историей Великой отечественной войны;

-Сохранение памяти о героическом прошлом своего отечества, родного поселка;

-Возрождение традиционных ценностей: искренней любви к своему родному краю.





Маршрут

Остановка

Объекты

показа

Время

Наименование подтем и перечень основных вопросов

Организационные

указания

Методические указания

. Стела – памят-ник героическим борцам, погиб-шим в боях за Красный Цари-цын

- водонапорная башня

-Паровоз-ветеран

-обелиск на месте концлагеря № 205

-Братская могила воинов п. Горьковский

Вдоль федеральной автотрассы Волгоград-Ростов-на-Дону.





















































































Район водо-очистных станций - балка Дубовая.

















































Пересечение ул. им. М.Горького и Октябрьской

Стела, в память, где проходили бои частей 10-й Красной армии-

- памятник героическим советским борцам, погибшим в боях за Красный Царицын















Водонапорная башня- Паровоз-ветеран «Л № 5111























































Памятный обелиск на месте конц-лагеря № 205

















































Братская могила воинов 21, 57, 62 и 64-й армий погибших в период Сталинградской битвы


8-10 мин.





























8 мин.





























8 мин.













8 мин.

Подтема I. Отражение истории боев за г. Царицын в памятниках п. Горьковский.



















Подтема II.

Отражение истории боев за Сталинград в памятниках и памятных местах п. Горьковский.

1.Водонапорная башня и ее роль в освобождении поселка Воропоново в 1942-1943 гг.





























2.Паровоз-ветеран и бронепоезда при защите Царицына и Сталинграда.







3. Обелиск жертвам 205 концлагеря, разбитого фашистами осенью 1942 г. у села Алексеевка (ныне территория поселка Горьковский).









4.Рассказ о воинах 21, 57, 62 и 64-й армий погибших в период Сталинградской битвы у станции Воропоново.


Рассказ начинается перед группой экскурсантов у Стелы и затем ведется при передвижении группы по автотрассе с небольшой остановкой у памятника героическим советским борцам, погибшим в боях за Красный Царицын.







Рассказ начинается с водонапорной башни и затем переходит к объекту Паровоз-ветеран.























Лучше всего к этому объекту подъехать на автотранспорте, т.к. он находится от предыдущего объекта в 2 км.













































Группу расположить полукругом для возможного обзора не только Братской могилы, но и надгробных плит.

Охарактеризовать события 1918-1919 гг., о роли станции Воропоново, как объекте военно-стратегического значения в ходе боев Донской армии. Дать информацию о стеле (установлена в 1969 г.) и о памятнике бойцам, погибшим в боях за Красный Царицын.













В 1942 году станция Воропоново первой встретила врагов на подступах к Сталин-граду и была свиде-тельницей отступ-ления фашистских полчищ от непокорен-ного города. Боец Полухин из полка Давыденко, перебегая от вагона к вагону, достиг водонапорной башни, забрался наверх и водрузил там красный флаг. Атака наших разведчиков с тыла и красный флаг на башне вызвали у гитлеровцев панику. Их сопротивление было сломлено.

















Бронепоезда представляли собой подвижные артил-лерийские и пулеметные батареи, опираясь на которые, силы красных вели бои на рубеже Гумрак -Воропоново.



На окраине поселка, в степи высится большой обелиск. На нем высечены слова: «Никто не забыт, ничто не забыто». Это место священно. Здесь, в далеком 1942-1943 гг. фашистами были зверски замучены 4500 советских солдат, офицеров и мирных жителей из 6 тысяч пленных, здесь находящихся в период оккупации немцами нашего посёлка



Дать информацию о воинах, захороненных в Братской могиле (автор - Е.И. Левитан, открыт в 1971г.) В сентябре 1942 г. 35-я гвардейская стрел-ковая дивизия кото-рая в составе 62-й армии вела оборо-нительные бои за Сталинград сража-лась в районе стан-ции Воропоново (им. М. Горького) под командованием генерала В. А. Глаз-кова. Мемуары Чуйкова В.И. и Василевского А.М. о сражениях под Воропоново.















Уважаемые гости! Мы рады вас приветствовать в рабочем поселке Горьковский, в верховьях реки Царицы, в 15 км от города. Административно он относится к Советскому району Волгограда. 1

1-й экскурсовод. Официально ему более двести тридцати лет. Первые официальные упоминания о поселке относятся к 1898 году. По этим данным поселение было основано в 1774 году царицынским комендантом Иваном Еремеевичем Цыплетевым. Основанное здесь поселение Цыплетев назвал в память об умершем в детском возрасте сыне Алексее. Деревня Алексеевка находилась в 15 верстах от города Царицына «на вершине речки Царицы» . Посмотрите направо - перед вами бывшее поселение села Алексеевка. Впоследствии село переименовывалось несколько раз, называлось в разные времена Воробьевкой, Ворыпаевкой, Воропановкой, а также хутором Крутеньким, станцией Крутой и Воропоново (по имени Воропоновых- владельцев деревни дворянского рода прославившихся своей меценатской деятельностью).

Реконструкция деревни Алексеевка. Захара Ефимович Басаргин.



В середине XIX века основали станцию Крутую. На станции имелись пассажирский дом, станционная казарма, был устроен пруд с плотиной для сброса весенних талых вод, водопровод и водокачка. Рабочие станции селились в Алексеевке.Долгие годы оставалась незаметной. Лишь в начале XX века, став узловой и станция стала играть существенную роль в экономике Царицина и России. В то время начальником станции был Басаргин Захар Ефимович. Это был один из тех талантливых русских самородков, которыми всегда была богата наша страна . По словам старожилов нашего посёлка, Захар Ефимович Басаргин был человек «крепкой руки». З.Е. Басаргин станцию держал в образцовом порядке. Захар Ефимович был добрым другом и учителем молодого Горького. Алесей Пешков, известный в будущем писатель Максим Горький с декабря 1888 года по апрель 1889 года работал на станции весовщиком. Вот какой увидел нашу станцию в далеком 1889 году молодой Алексей Пешков: «На Крутую меня направили весовщиком, но вешать там было нечего, и обязанность моя заключалась в проверке грузов…Станция стояла «на пустом месте», как говорил ее начальник. Кроме станционных зданий, никаких жилищ кругом не было, и не было никаких людей, кроме служащих. Казалось, что на Крутой всегда, зимой и летом, буйствовал ветер, а в тихие летние ночи людей истязали комары…» .



Казарма рабочих на стации Крутая. Вокзал станции Крутая.(1886г.)

Мемориальная доска на здании стации. Кресла З.Е.Басаргина в музее Депо станции.

Итак, мы направляемся к первому объекту нашего небольшого путешествия по поселку.

2-й экскурсовод. Шли годы, рос город Царицын, росла и развивалась станция. Став ключом к вратам города-крепости, станция Воропоново с честью выдержала главный удар белогвардейских банд в гражданскую войну. В Царицыне был создан Военный Совет Северо-Кавказского военного округа во главе со Сталиным. Ближайшим помощником Сталина в организации обороны Царицына был Климент Ворошилов, командующий 10-й армией. Для защиты города были построены окопы с проволочными заграждениями западнее железной дороги Воропоново - Гумрак. Июль 1918 года. Части Донской армии под руководством генерала Краснова наступали на Царицын, который в годы Гражданской вой­ны имел большое хозяйственное и военно-стра­тегическое значение. Донская армия Генерала Краснова готовилась нанести по Царицыну главный удар двумя группировками войск. Одной - в направлении железной дороги Кривая Музга-Карповка- Воропоново-Царицын, другой - из района Усть-Медведицкого округа.

Сталин и Ворошилов в окопах у Воропоново. (с картины Грекова) Схема действия Красной Армии при обороне Царицына.1918г.

«Краснов стремится овладеть Царицыном и пото­му, - писал Маршал Советского Союза Буден­ный, - что этот город был центром сбора краснопартизанских сил, что Царицын — это арсенал оружия, патронов, снарядов. Не было тогда на юге России города, рав­нозначного Царицыну. Знали это и красные и белые, знали и стремились во что бы то ни стало — одни удержать его, а другие овладеть им».

Потерпев поражение на южном участке фронта белоказаки перенесли свой главный удар на центральный участок. И 16 октября 1918года удалось врагу захватить Воропоново. Красновцы были уверены в быстром захвате города. Части 10-й Красной армии закрепились в 15 км от Царицына в районе ст. Воропоново. Бесспорно, было на то время высказывание: «Кто владел станцией тот по сути дела получал ключ к городу». Но именно здесь их ждал сокрушительный удар подготовленный Военно-революционным советом Южного фронта. Командование срочно стянуло всю артиллерию Царицынского направления и ее силами нанесли врагу решительное поражение. 17 октября советские артиллеристы обрушили на белогвардейцев массированный артиллерийский удар. Полевой артиллерии помогали орудия 10 бронепоездов. Под прикрытием мощного огня артиллерии в атаку пошла советская пехота. Красновцы, неся огромные потери беспорядочно отступили к Дону. Наши взяли Воропоново и Басаргино. Сейчас об этих событиях свидетельствует железобетонная стела, с надписью: «Здесь в 1918 году проходил передовой край обороны 10 Красной Армии, героически защищавшей Красный Царицын от белогвардейских банд». Обелиск установлен в 1969 году по Решению Исполкома города Волгограда от 22 апреля 1968 года. А на территории ПЧ-19 (одно из железнодорожных подразделений) установлен памятник «Героическим борцам, погибшим в боях за Красный Царицын в 1918-1919гг.»





Дорога, по которой мы проезжаем - важный транспортный путь, а именно автомагистраль «Волгоград-Ростов» соединяют область с Южной Россией. Справа- улица Волгоградская, одна из самых первых, которая была заселена после войны. Слева- железнодорожная магистраль Волгоград-М.Горький-Петров Вал- связывает область с пятью направлениями. В середине XIX века, когда стали развиваться капиталистические отношения в стране встал вопрос о сооружении железной дороги.

3-й экскурсовод. Перед нами водонапорная башня. Она была построена во второй половине 19 века для заправки паровозов. Жители станции пользовались водой из водокачек. В годы Великой отечественной войны она была военно-стратегическим объектом.

Водонапорная башня 1942г.



Водонапорная башня сегодня.





















В Великую Отечественную, как и в гражданскую станция Воропоново и село Алексевка по свое значимости стали замком на воротах по пути в Сталинград. В исторических трудах полководцев и военочальников: Василевского, Рокосовского, Василенко, Морозова - Воропоново упоминается много раз.В 1942 году станция Воропоново первой встретила врагов на подступах к Сталинграду и была свидетельницей отступления фашистских полчищ от непокоренного города. Станцию Воропоново гитлеровцы превратили в сильный укрепительный опорный пункт. Недалеко от поселка действовал немецкий аэродром.

Немецкий аэродром под Воропоново.

Место аэродрома в настоящее время.



В декабре 1942 года Ставка Верховного Главнокомандующего советских войск утвердила план ликвидации окруженной группировки противника. Войскам Донского и Сталинградского фронтов была поставлена цель: выйти в район Басаргино, станции Воропоново, изолировать, а затем ликвидировать западную и южную группировки противника. Подготовка операции «Кольцо» продолжалась. Жестокий бой завязался уже на подступах к Воропоново, у полотна железной дороги и на высотах 155,0 и 147,3 м. Приходилось буквально прогрызать вражескую оборону. 22 января 1942 года штаб 15-й гвардейской дивизии 57-й армии генерала Василенко послал в тыл группу отважных разведчиков под командой лейтенанта Басалаева.В 9 часов утра началась артиллерийская подготовка. После налета наши « катюши» дали заключительный залп. Сотни реактивных снарядов, оставляя огненный след, обрушились на железнодорожные эшелоны. Возник пожар. Черный дым от вагонов и цистерн покрыл землю, создав для наступающих надежную дымовую завесу. Полки ринулись в атаку. Разведывательная группа лейтенанта Басалаева открыла стрельбу в тылу противника. Боец Полухин из полка Давыденко, перебегая от вагона к вагону, достиг водонапорной башни, забрался наверх и водрузил там красный флаг. Атака наших разведчиков с тыла и красный флаг на башне вызвали у гитлеровцев панику. Их сопротивление было сломлено. В освобождении Воропоново от немецко-фашистских захватчиков 22 января 1943г. участвовали 62-я,64-я и 57-я армии, а также 38-я стрелковая дивизия под командованием Гая Бикиновича Сафиулина. За отличные боевые действия под Сталинградом дивизии было присвоено звание гвардейской, а одному из полков - наименование Воропоновский.





Гай Бикинович Сафиулин.

Бойцы 38 стрелковой дивизии. Воропоновский полк. 1943г.



Вид на станцию с железнодорожного моста.

Здание ШЧ-19.



Памятник М.Горькому.





Посмотрите налево - мы проезжаем железнодорожный мост, построенный в 1962 году. Это переход на улицы Станционная и Путейная, где проживают работники станции. Перед нами-ШЧ-19,обеспечивающая связь станции с отделениями Приволжской дороги.Наш автобус въезжает в поселок Горьковский.

Мы едем по улице Голубятникова. Слева мы видим здание Дома Культуры железнодорожников - который является главным центром культурной жизни поселка. Перед ним установлен памятник Максиму Горькому, авторами являются: скульптор Майстренко и архитектор Голдман . Памятник установлен в 1971 году.



Поворачиваем направо, на улицу Волгоградскую. Слева в пятиэтажном доме находятся законодательные и правовые органы поселка, далее - железнодорожная поликлиника. За железнодорожной поликлиникой вы видите здание нашей школы, которой в этом году исполняется 63 года.











Железнодорожная поликлиника поселка Горьковский.

МОУ СШ № 8.





Мы поворачиваем на улицу Октябрьская, и направляемся к Братской могиле.

Освобождение поселка стоило сотен жизней советских солдат и офицеров, оставшихся навеки в этой земле. Их имена внесены в общие списки военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну в период 1941-1945 гг., и похороненных в Братских могилах в центре рабочего поселка Горьковский. Местные жители хорошо знают эти священные места, ухаживают за ними. Четверть века назад детский коллектив следопытов местных школ №8 и №15 наладили переписку с ветеранами 35, 38, (73), 422 (81) и 15-й Гвардейских стрелковых дивизий по всей стране. Собранный материал помог установить фамилии, имена, отчества погибших советских солдат и офицеров, похороненных в Братских могилах поселка Горьковский. Это, благодаря им, юным следопытам перед памятным обелиском на могилах появились мраморные плиты с высеченными на них более 500 (!) именами погибших защитников. А сохранившиеся письма от родственников погибших воинов полны слов благодарности за ребячью помощь в поиске.

23 августа 2000 года в митинге скорби и памяти у поселковской Братской могилы, посвященном 60-летию со дня варварской бомбардировки фашистами Сталинграда, приняла участие семья Липатниковых. Долгое время родственники искали место захоронения своего отца, Ивана Яковлевича Липатникова, погибшего в далеком 1942, защищавшего станцию Воропоново. Сын погибшего солдата, Иван Липатников, приехал к нам в поселок и обратился за помощью в поиске. Такие данные вскоре были найдены, и вот теперь самый младший сын, тоже Иван, теперь уже 60-летний, который, увы, никогда не видел своего отца, смог, наконец-то, поклониться дорогой могиле…

















Обелиск на Братской могиле был установлен в 1958 г. Он в своем первоначальном виде был очень прост: сооружен из кирпича, высотой в 3 метра, побелен. Таким первозданным запомнили этот обелиск ветераны 35-й Гвардейской стрелковой дивизии и местные жители, собравшиеся на памятный митинг 9 мая 1971 года. Но уже к концу того же, 1971 года, на смену старому памятнику пришел его преемник - мраморный 8-метровый железобетонный красавец с накладным бронзовым барельефом ордена Отечественной войны . Автор - заслуженный архитектор Е.И.Левитан. Вокруг Братской могилы вырос чудесный березовый сквер, вдоль проложенных у обелиска плит-дорожек установлены скамейки. Невольно вспоминаются строки из песни В.Высоцкого:

« Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче - гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы,

Все судьбы в единую слиты!

…У братских могил нет заплаканных вдов-

Сюда ходят люди покрепче.

На братских могилах

Не ставят крестов.

Но разве от этого легче?»



4-й экскурсовод.

Дальше наш путь лежит к роднику. Мы туда пройдем пешком.

Мало кто знает, что на территории нашего поселка находится исток реки Царицы, от которой получил свое название город Царицын. Посмотрите направо. Вы увидите дом Тарановых. Основатель рода, дед Таран, прожил 102 года. Дед Таран имел честь разговаривать с молодым Горьким. Он не только владел землей, но и ухаживал за родниками. Некоторые из них лично раскапывал. Как рассказывал дед Таран, возникновение поселка в первую очередь обязано именно родниками. Они были единственными источниками питьевой воды на протяжении всей истории поселка.

Во время Великой отечественной войны родник использовался местными жителями для бытовых нужд, здесь по словам старожилов располагалась полевая кухня советских солдат. У родника рос многолетний раскидистый дуб, который при обстреле немецкими летчиками был взорван и засыпал родник. И только в послевоенное время родник был расчищен.















Сегодня по праву главным хранителем родников можно назвать Таранова Николая Николаевича. Большую художественную ценность представляют метровая скульптура деда Тарана и ряд декоративных композиций в старославянском стиле, выполненных Николаем Николаевичем резьбой по сырому бетону. Каждый, кто приходит к роднику, с интересом читает надписи: «Родник сей - исток Царицы-реки. Ведом с XV века. Благоустроен на пасху Христову 2000 года», «Всю жизнь водичку эту пил и сто два года я прожил. Дед Таран». Не забыл Таранов Н.Н. и о тех, кто ему помогал в благоустройстве родника: «Низкий поклон всем, кто здесь работал», - вырезал на сыром бетоне автор. В 2006 году по просьбе жителей у родника была возведена купель. В Крещение верующие поселка отправляются на освещение воды к роднику. Что это не просто родник, а святое место - знает каждый житель нашего поселка. На одном из камней, которыми выложена декоративная стенка у родника, вдруг появились очертания мужского лица, очень напоминающего лик Христа. Поэтому жители и гости этого источника молятся и поклоняются святому лику и просят здоровья для себя и своих близких.

Наш автобус следует по улице Терешковой, Впереди мы видим здание молодежного семейного общежития, поворачиваем Степная, мост через пруд Горьковский, или как его называют местные жители Новый. Справа мы видим пруд Крутенький.









Пруд Горьковский.

Пруд Крутенький.



Мы едем по степным просторам. Слева располагается балка Дубовая. Здесь состоялись первые литературные опыты Алексея Максимовича, вероятно, именно наша Дубовая балка навеяла идею создания одного из первых произведений писателя - «Песнь старого дуба».

5-й экскурсовод. Мы подъезжаем к памятному месту-обелиску на месте Алексеевского лагеря № 205. На окраине поселка, в степи высится большой обелиск. Обелиск жертвам 205 концлагеря, разбитого фашистами осенью 1942 года у села Алексеевка (ныне территория поселка Горьковский). На нем высечены слова: «Никто не забыт, ничто не забыто». Это место священно. Здесь, в 1942-1943 гг. фашистами были зверски замучены 4500 советских солдат, офицеров и мирных жителей. Одним из оставшийся в живых, был Вишняков Александр Александрович, военный летчик, с которым не раз встречались жители нашего поселка в послевоенное время. Местные жители ходатайствовали перед местными властями об установлении памятника долгое время. И только в 1975 году это произошло.

За поселком в степи ввысь поднялся стрелой,

В память прошлой войны, обелиск над землей.

В той земле и вокруг кости павших лежат –

Безымянных людей – стариков и солдат.

И стоит обелиск над могилой в степи,

Чтоб о прошлом России вечно помнили мы,

Чтобы знали об этом поколенья людей:

Эта память – священна, много прожито с ней!

Сегодня скромный обелиск, одиноко стоящий в степи, напоминает нам, о том страшном времени, когда здесь был лагерь смерти. Весной красота - желтый душистый ковер из подснежников и тюльпанов покрывает местность. Дети и взрослые не проходят безучастно мимо, а обязательно оставляют большие букеты у подножия обелиска в День Победы. Местный «Пост № 1»- так называют горьковчане это памятное место. Здесь мы чтим безвинно погибших людей.

Сейчас мы выезжаем из поселка. Наш автобус выезжает на улицу Волгоградская. Посмотрите направо. В 1994 году построен на территории поселка прекрасный военный городок, в домах которого насчитывается 1278 квартир. Построила городок фирма «Тексер» на германские средства в знак благодарности за то, что наша страна вывела свои войска с территории ГДР.

6-й экскурсовод.

Мы подъезжаем к памятнику «Паровоз-ветеран» Первые месяцы Гражданской и Великой Отечественной войны показали, что бронепоезда могут эффективно применяться в борьбе с врагом . Они прикрывали сосредоточение и развертывание наших войск, участвовали в обороне железнодорожных линий, по которым двигались эшелоны и поезда с воинскими грузами, защищали железнодорожные узлы от налетов фашистской авиации, вступали в бои с прорвавшимися частями и десантами противника. Основные бои шли рубеже Гумрак, Воропоново .

Олицетворением доблести и героизма броневых сил Царицынского фронта является прославленный бронепоезд «2-й Сибирский». «Не забыть мне боя под станцией Воропоново. В дни первого окружения Царицына, в августе 1918 года, белогвардейское командование сосредоточило здесь ударные офицерские части. Красные войска с трудом сдерживали противника. Вскоре подошли броневики «2-й Сибирский», «Гром», «Молния». Шквал артиллерийского и пулеметного огня обрушился на головы врагов. Противник не выдержал, наши войска погнали белогвардейцев за Кривую Музгу».(из воспоминаний Ивана Федоровича Бахтина).

В сентябре 1942 г. по железнодорожным путям станции действовал бронепоезд № 1 «За Сталина».

Паровоз-ветеран Л В № 5111. Памятник этот встречает и провожает в далекий путь водителей по трассе Волгоград-Ростов. Часто можно увидеть остановившихся водителей со своими семьями, которые фотографируются на память у «труженика» железной дороги. Мало кто знает, как он попал на это место. А начиналась его «жизнь» в далекие послевоенные годы.


Поставлен паровоз на пьедестал,


Против Депо есть место паровозу,

Возможно, простоит здесь много лет

Полпред-трудяга, бывших грузовозов.

На пьедестале, между двух дорог,-

Шоссейной и родной железной

Стоит за всех красавец-паровоз,

Холодный, но не бесполезный:

Он наша память.

Память тех времен,

Когда в поселке маленьком мы жили,

Когда в степи лишь строили депо

И паровозы поезда водили.

Паровоз Л - советский грузовой паровоз, выпускавшийся с 1945 по 1955 год. Паровоз получил у железнодорожников прозвище «Лебедянка». Один из наиболее мощных грузовых паровозов в мире. В преддверии 45-летнего юбилея, Г. И. Демьяненко с ветеранами депо предложил один из паровозов поставить на постамент у локомотивного депо. Инициатива была поддержана трудящимися станции Максима Горького. И в 1977 году он был поставлен на пьедестал.

Перед вами мощное Локомотивное Депо которое функционирует с1951года. Здесь работают династии Барабаш, Лисуновых, Выдриных, Бескровных, Лебедевых, Калиничевых, Ерофеевых, Смирниковых, Игнатовых, Сибиревых и другие. 15 человек награждены знаком «Почетный железнодорожник». Здесь работал герой соцтруда Кавалер «Золотой звезды» Михаил Петрович Криковцев, начинал свой трудовой путь Зозуля Михаил Федорович начальник депо до 1970 года, Почетный гражданин города-героя Волгограда.

Идут годы, сменяются десятилетия, и многое, и многое что у нас превозносилось как славные деяния, которые переживут века, померкло. Но подвигу-подвигу народа в Великой отечественной войне – суждено навсегда остаться в истории. Все меньше и меньше ветеранов Великой Отечественной остается среди нас. Задача нашего поколения - сберечь память о подвигах героев и передать следующим поколениям. Зная печальные страницы нашей истории, не допустить повторения войны.

Примечание: 1-Эскурсовод в автобусе.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!