СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экскурсия на реку "Сюксюрма"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке даны сведения для детей об истории реки, правилах поведения во время экускурсии на природу.

Просмотр содержимого документа
«Экскурсия на реку "Сюксюрма"»

МБУ ДО «Центр детского творчества» Дубенского муниципального района РМ

















Конспект занятия-экскурсии



«Водоемы нашего села. Река Сюксюрма»











Разработала и провела: Фалина Г.И.,

педагог дополнительного образования













с. Дубенки- 2020г.

Цель: получить знания о реке Сюксюрма.
Задачи.
1.  Развивать наблюдательность, умение ориентироваться; формировать навыки безопасного поведения в природе.
2. Закрепить представление детей о растительном и животном мире природного окружения близ реки Сюксюрма.
3. Ознакомить обучающихся с историей реки.

Материалы и оборудование: инструктаж по ТБ во время экскурсии на природу.

Возраст: для младших школьников.

Ход экскурсии.

1. Организационный момент.

2.Сообщение темы и цели.

3. Ход экскурсии:

-Педагог: Сегодня, мы с вами отправимся на прогулку, а куда, вы узнаете, если  отгадаете загадку.

 Из ручейков, возник поток
Воды живой и пресной.
Шумна, быстра она весной,
Широка, глубока,
Льдом покрывается зимой,
Зовут ее... ( Река. )

Правильно, у нас будет экскурсия к реке.

-Придя к реке, педагог задает детям вопрос о том, знают ли они, как называется наша река?

Дети: Река –Сюксюрма.

Педагог: А вы знаете, как появляются реки?

Рассказывает,  как рождаются реки. 

-Просачиваясь сквозь почву, дожди и талые воды достигают плотных пород, которые не пропускают воду. Слои земли, лежащие на них, пропитываются водой, как губка. Так образуется водоносный слой. Вода под землей может образовывать настоящие озера и реки. Если в лесу или долине вы увидите маленький ручеек, отнеситесь к нему с уважением – возможно, перед вами будущая могучая река. Чаще всего в образовании реки участвуют родники, подземные воды, а так же осадки. На поверхности почвы вода прокладывает себе дорогу, небольшие бороздки, по которым она и стекает. Объединяясь, маленькие потоки сливаются в ручей, где вода течет уже постоянно. Ручьи объединяются в реку, которая впадает в другую, более крупную реку, либо в море.

Затем рассматриваются берега нашей  реки.

-Какие берега?

Дети: крутые, есть места, покрытые песком, травкой, а есть места, где берега заросли высокотравьем и деревьями.

- Какие бывают реки?

Дети: быстрые, тихие, горные, длинные и т.д.

Педагог: А наша река, какая?

Дети: Наша река –спокойная, не глубокая, узкая.

Педагог: Как вы думаете, вода в реке сейчас теплая или холодная? Почему? Обращаем внимание детей на цвет, прозрачность воды.

Дети дают ответы на вопросы, говорят, что  вода в реке чистая, но не прозрачная. В одном месте она имеет зеленоватый цвет, в другом – бесцветная.

Педагог: А можно ли пить воду из реки?

Дети:  Нет.

- Почему?

- (Ответы детей).

Педагог делает вывод о том, почему нельзя пить воду из реки, т.к она не прошла очистку.

Далее педагог рассказывает историю реки.

- Речная сеть Дубёнского района относится к левобереж​ному бассейну среднего течения реки Суры. По территории села Поводимово протекает речка Покш Сельме. За 3 км. до впадения этой реки в реку Чеберчинку, впадает в неё река Сюксюрма (Сучерма), длиной около 10 км. Она пересекает райцентр Дубенки и берёт начало у восточного подножья тех же, высо​ких холмов дубёнского плато, от которых начинается Покш Сельме, только на два километра южнее. Течёт Сюксюрма на восток, через село Дубёнки, и в двух километрах от него, впа​дает в Покш Сельме. Она берёт начало среди высоких холмов, расположенных в верхнем течении речки Лаши (где ныне расположено село Берёзовка).

Из исторической справки: « Бассейн Сюксюрмы- богатый: в окрестном лесу неплохой строительный материал(дуб, липа, клен, береза), водятся животные. На прибрежных землях растут различные травы; почвы- серо-лесные, щебенчатые и получерноземные, благотворны для активного ведения земледелия. В экологическом плане бассейн Сюксюрмы до 1930-х годов был чистым и ухоженным с множеством запруд, родников и колодцев, со скотомогильниками и свалками (в суходолах), ежегодной очисткой дна. К настоящему времени, дубенцы замусорили реку, превратив её в свалку. Очищения реки, как и 30 родников (кроме нескольких) не проводилось более 70 лет…».

Внешний облик реки дает важную информацию о качестве воды. К большому сожалению, берега реки сильно загрязнены бытовым мусором: пластиковые бутылки, стекло, выбрасываются сорняки из огородов, отходы от сбора урожая, и прочий мусор. В реку стекает грязная вода из частных бань. Все эти факты говорят о плохом экологическом состоянии нашей реки. Берега реки сильно заросшие деревьями и высокотравьем. По всей длине реки, в настоящее время, лишь три ухоженных родника («Чай лисьма», «Бильгай лисьма» и «Чавка лисьма»), а остальные находятся в заброшенном состоянии или вообще завалены.

При изучении флоры реки Сюксюрма было установлено, что из растений там встречается ряска, рогоз, камыш, осока, сусак зонтичный, таволга вязолистная, по берегам реки произрастают клевер, ромашка, цикорий, одуванчик. Из древесных преобладают- тополь, осина, ива.

Подведение итогов.

Педагог: Ребята, вы видите, что река Сюксюрма нуждается в помощи. Нужно очистить берега от бытового мусора. На следующих занятиях, мы проведем экологический десант, акцию «Чистый берег».

Предлагается нарисовать речку ( эскизы).

Педагог: Вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Вода добрый друг и помощник. Ребята, давайте беречь воду всегда и везде, потому,  что без воды невозможна жизнь.

На этом наше занятие закончено. До свидания.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!