СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экскурсия для учащихся 5-6 классов "Сезонные изменения в природе. Февраль"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

При изучении биологии в 5 и 6 классе важно регулярно проводить экскурсии для изучения сезонных изменений в природе. Вместе с ребятами, начиная с сентября необходимо вести фенологический дневник наблюдений. Это помогает развивать навыки ведения исследования, наблюдения за природой, воспитывает чувство любви и заботы к природе.

Просмотр содержимого документа
«Экскурсия для учащихся 5-6 классов "Сезонные изменения в природе. Февраль"»

Экскурсия «Сезонные изменения в природе. Февраль».


Цель: выявить сезонные изменения в неживой и живой природе в феврале.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. изучить признаки зимы в неживой иживой природе;

2. провести сравнение признаков неживого и живого осенью и зимой;

3. продолжить формирование навыка распознавания деревьев после опадения листьев по коре и строению кроны.

Метапредметные:

-Познавательные:

1. Умение анализировать обьекты с целью выделения признаков.

2. Умение сравнивать объекты, выделять объекты для сравнения.

3. Умение проводить фенологические наблюдения.

4. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

5. Умение обобщать, систематизировать информацию и делать выводы.

-Регулятивные:

1. Умение работать по плану.

2. Умение определять тему, цель экскурсии.

-Комуникативные:

  1. Формировать умение работать в группе.

2. Формировать умение строить связный рассказ.

Личностные:

  1. Продолжить развитие эстетического восприятия природы.

  2. Оборудование: линейка, карандаш, термометр, компас, «ловушка для облаков"



Технологическая карта проведения экскурсии



Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Подгото-

вительный

Маршрут данной экскурсии полностью соответствует экскурсии, проведенной в ноябре и сентябре. Это необходимо для сравнения живой и неживой природы в разные сезоны года.


В начале экскурсии проводится инструктаж о правилах поведения в лесу.


1 остановка – смотровая площадка во внутреннем дворике школы. С этого места отрывается панорама с севера на юго-восток станицы, хорошо виден лес и поляны:

– Ребята, вспомните, какой был лес ранней и поздней осенью?

– Какие изменения произошли в природе с приходом поздней осени?

– Что особенного вы заметили в лесу на осенней экскурсии?

– Как вы думаете, зачем деревья сбрасывают листья на зиму?

- Посмотрите, пожалуйста, вокруг, как вы думаете, какова цель нашей сегодняшней экскурсии?

- Какие стихи о зиме приходят вам на па­мять?- Какие загадки, пословицы, пого­ворки о зиме вы знаете?

До экскурсии учащимся даются карточки с заданиями. Класс делится на 3 группы.












Вспоминают правила поведения в лесу.










Дети отвечают.




- Узнать о зимних изменениях в природе.









Формирование цели экскурсии









Предметные: 

научатся: определять понятие «явления природы», основные свойства воздуха и воды; 

получат возможность научиться: различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы; определять признаки сезонных изменений в природе.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

 регулятивные – формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 

познавательные – активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, сознавать важность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. 

Личностные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения


Основное содержание

экскурсии

  1. Наблюдения за неживой при­родой.

–Как расположено солнце? Понаблюдайте за небом. Как оно изменилось по сравнению с осенью?

Давайте с помощью наших «ловушек для облаков» определим тип облаков и облачность.

Остановка 2. В школьном дворе под деревьями.

Чем покрыта земля зимой? Что такое атмосферные осадки? Какая температура воздуха? Вы­ше или ниже нуля?

–Остановитесь, посмотрите во­круг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой зимнего пейзажа.Что вы слышите?Какое у вас ощущение от зимнего леса?

  1. –Поймайте снежинку на рука­вичку (или найти на снегу отдельные снежинки, если осадков не будет) и рассмотрите ее, а теперь – на ладонь. Что произошло со снежинкой?Попробуйте зарисовать снежинку (зарисовывают в фенологических дневниках).

  1. Наблюдения за живой природой.



Остановка 3.

- Найдите следы на снегу. Чьи они? Как вы догадались?Каких зимующих птиц вы знаете?Что человек должен сделать для них зимой?Опишите внешний вид зиму­ющих птиц (дятла, вороны, синицы), их жизнь в зимнем лесу. Как мы должны о них заботиться?

В кормушки для птиц насыпается корм. Отмечаются следы птиц на снегу, зарисовываются в дневник наблюдений.

Ребята, а что происходит с растениями зимой?

–Посмотрите на деревья. Какие они?

– Почему?

– Посмотрите внимательно на все деревья, окружающие нас. На какие две группы мы можем их разделить? По какому признаку вы разделили деревья на эти группы?



Какие же деревья остались на зиму с листьями (хвоинками)?Найдите ель и сосну (хвойные).

Сравните ель и сосну. --- Какие еще хвойные растения растут в нашем школьном дворе?

- ребята, а давайте попробуем определить деревья по коре. По цвету, текстуре, плотности кора деревьев разная и даже с помощью зарытых глаз, можно определить, какое дерево перед нами.


Настало время выполнить задания в группах.

- Ну, что, замерзли? Давайте поиграем!

  1. Игра «Угадай, где».

 Учитель называет животное, нужно будет угадать, может ли оно выжить в нашем регионе зимой, или нет. Дети хлопают в ладоши, если могут, если «нет», то топают ногами.

Остановка 4. Школьный сад. Граница снежного наста и травянистого покрова.

- Ребята, обратите внимание, что под снегом трава живая и растет. Давайте поищем первоцветы.


Рвать первоцветы -







Отвечают на вопросы учителя

















Рассматривают снежинку.






Зарисовывают.




– Без листьев.






– Листопадные и вечнозеленые.






- Птичьи следы














Отвечают.



Отмирают однолетние растения, остальные травянистые зимуют под снегом.



- Ель и сосна, туя.






Выполняют задания в группах. Докладывают о проделанной работе.

Туя, можжевельник, плосковеточник








Ребята пробуют определить деревья с закрытыми и открытыми глазами




































Нельзя! - хором

Предметные.  Обучающиеся:

закрепят знания по теме «живая и неживая природа», понятие «явления природы»; ознакомятся с сезонными явлениями природы; ознакомятся с необычными явлениями природы.

Метапредметные. Учащийся получит возможность закрепит умения:

Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знанийосуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение проводить несложные наблюдения, сравнивать состояние неба осенью и зимой; проводить несложные наблюдения; умение классифицировать объекты, выделять основание для классификации; умение выделять признак для сравнения, сопоставлять данные справочника и реальными объектами наблюдения, классифицировать объекты живой природы по общему признаку; использовать знания, полученные на уроках географии и окружающего мира о животных разных стран и климатических зон

Регулятивные: понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; самостоятельно определять и формулировать тему урока.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; осуществлять взаимный контроль.



Личностные. Развить у учащихся:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику.






















Постэк-

скурсион-

ный

В ходе обобщающей беседы выясня­ются изменения, которые происходят в неживой и живой природе с прихо­дом зимы.

  • Что мы наблюдали на экскурсии?

  • Что нового узнали?

  • Как вы это узнали? Что вы для этого делали?

  • Какие изменения в природе вы за­метили?

  • Давайте вспомним приметы февраля

Вывод: жизнь в природе зимой про­должается. Первая половина февраля относится к коренной зиме. Световой день значительно добавился, птицы оживились.

Далее учитель предлагает красочно и информативно оформить работу в фенологическом дневнике









Отвечают на вопросы.

Познавательные УУД :

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

 

Регулятивные УУД:  

- умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД:

- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки;

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.








Задание для группы №1

Задание №1Необходимо измерить линейкой тол­щину снежного покрова на открытом пространстве и у дерева. Сделайте вывод.

Задание №2 Соберите сосновые и еловые шишки, рассмотрите их. В чем сходство и различие?



Задание для группы №2

Задание №1 Рассмотрите сугробы. Где их намело и почему? Определите, с какой стороны света сугробы выше, почему?

Задание №2 Соберите опавшие вет­ки, которые сбило ветром. Рассмотрите их, отметьте почки. Они живые или мертвые



Задание для группы №3

Задание №1 Измерьте градусником температуру воздуха и температуру снега.

Задание №2 Рассмотрите ветки хвой­ных и лиственных деревьев,

попро­буйте определить их породы по коре и хвоинкам


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!