Экопластика как средство релаксации
детей дошкольного возраста с заиканием.
Яркие эмоции, внимательные глаза ,
Тонкие чувства, послушные пальцы,
Гибкое мышление, богатое воображение…-
Это все невидимые «дары» природы.
Экопластика - один из видов художественной изотехники, в котором оригинальные изделия, сюжетные и декоративные композиции создаются из соленого теста разных природных материалов и на основе выявления взаимосвязей между частями лепки и выбора адекватного способа их соединения в осмысленное целое ( фигурки, коллажи, панно).
Слово «экопластика» состоит из двух исходных понятий: «экология» - наука о доме как среде обитания человека и « пластика» - соленое тесто пластичный материал для лепки, качество материала, указывает на его гибкость, податливость.
Искусства пластические — понятие, объединяющее виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени.
Произведения искусств пластических имеют предметный характер, выполняются путём обработки вещественного материала, особенности формообразования которого существенно определяют характер их образного строя. Искусства пластические делятся, в свою очередь, на изобразительные и неизобразительные. К первым относятся живопись, скульптура, графика, монументальное искусство, фотоискусство, воспроизводящие с различной мерой чувственной достоверности визуально воспринимаемую действительность. К неизобразительным искусствам пластическим относятся архитектура, декоративно-прикладное искусство и художественное конструирование, в которых зрительно-пространственные формы не предполагают, как правило, прямых аналогий в реальной действительности. Границы между изобразительными и неизобразительными искусствами не абсолютны. В декоративно-прикладном искусстве широко используются более или менее условные изобразительные мотивы, а нередко и законченные изображения, родственные изобразительному творчеству (например, сосуды в виде фигур людей и животных).
Экопластика – вид детского художественного творчества, в котором произведение создается в сотворчестве с великим художником – природой..
Понятие «экопластик» включает и такую многогранную составляющую, как экологичность, что подразумевает натуральность (естественность), комфортность, безвредность для здоровья ребенка и в то же время предполагает необходимость бережного отношения к природным объектам, грамотного и культурного поведения в природе, разумного использования природных материалов.
Таким образом, экопластика как вид художественной изотехники посвящена проблеме использования для преодоления заикания и развития речи у дошкольников. Ее актуальность обусловлена тем, что одним из благоприятных условий для постепенного развития речи заикающихся детей является экопластика, понимаемая не только как средство для развития общей и речевой моторики, но и как средство для релаксации заикающихся дошкольников в процессе художественно - продуктивной деятельности, создающее постепенный переход к более отвлеченным высказываниям и развернутым объяснениям, лишенным непосредственной зрительной опоры.
Специалисты отмечают, что заикание оказывает влияние на формирование моторных функций ребенка, хотя ими не исключается и возможность недоразвития двигательной сферы дошкольника еще до появления заикания, способствующего возникновению дефекта . При этом с появлением заикания несформированность моторики проявляется резче и еще более усугубляется. Однако в связи с огромными потенциальными возможностями детского организма у 40% заикающихся дошкольников моторные функции сохранны. В 60% случаев они нарушены, и двигательные расстройства выражаются или в форме повышенной моторной напряженности, скованности, нарушении плавности, переключаемости движений, высокого тонуса мышц, или в форме двигательной расторможенности, беспокойства, хаотичности движений .
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Кроме того, дошкольное детство является начальным этапом формирования личности человека. В этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, который с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. При этом у детей с заиканием недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли. Они, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Поэтому изобразительная, художественно- продуктивная деятельность самый доступный вид работы с детьми заиками в деском саду. Этот вид деятельности создает условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого он создает что-то красивое и необычное. Художественно-продуктивная деятельность приносит много радости дошкольникам, дети с удовольствием работают с природным материалом, т. к. легко поддается обработке.
Заикание – это нарушение речи, основной чертой которого являются запинки при произношении, как правило, первого звука слова. Казалось бы, все мы иногда запинаемся. Но такие заминки и сбои в речи здорового человека не имеют ничего общего с заиканием. Главное отличие в том, что заика теряет контроль над своими органами речи, ощущает мышечное напряжение.
Важную роль в создании современной образовательной среды начинают сегодня выполнять так называемые инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей, строящиеся на принципе фантазирования в игровой деятельности.
На сегодняшний день имеется обширный практический материал, использование которого способствует эффективному речевому развитию ребенка с заключением заика, хотелось бы привлечь ваше внимание к методу экопластика (тестопластика), применяемого на базе нашего детского сада и дающего положительные результаты в коррекционно-логопедической работе.
Использование экопластики позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность, т. е. все те качества, которые слабо выражены у заикающихся детей.
Работа с соленым тестом и природным материалом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе детям с заиканием. Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. Все предметы, с которыми действует ребенок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речевых упражнений. Причем в данном случае наглядность представлена объемными предметами, а не иллюстративным материалом. Для детей с заиканием это обстоятельство имеет огромное значение.
На занятиях дети знакомятся с нетрадиционными художественными техникой экопластикой - лепка из соленого теста и природного материала. Неторопливый, спокойный ритм выполняемой детьми работы, естественно, переносится и на их речь, делая ее плавной, ритмичной, спокойной. Занятия экопластикой позволяют также вносить в них элементы соревнования, обсуждения качества выполненного изделия, что делает речь детей особенно эмоциональной, живой. Все это очень важно для заикающихся детей.
Цели занятий экопластикой:
- создание условий для социализации и интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общество через развитие индивидуальных и творческих способностей средствами нетрадиционной художественной изотехники из соленого теста и природных материалов;
- приобщение детей к природе;
- воспитание культуры познания и созидания;
- экологическое образование;
- формирование эмоционально –ценностного отношения к окружающему миру;
- расширение опыта индивидуального и коллективного творчества
Следовательно, одной из задач преодоления заикания является развитие тонких движений пальцев рук. Отмечается замедленность и неловкость движений, недостаточная координация пальцев, кисти руки.
Также немаловажным является и то, что заикающийся и неуверенный в себе ребенок видит результаты своего труда. Поэтому формирование у него определенной позиции «Я сделал это сам» важно для его развития. Если результат успешен, ребенок утверждается в своих возможностях, начинает верить в свои силы, уверенно берется за новую, более увлекательную и сложную работу. Поэтому педагоги должны подбирать посильные по объему и сложности выполнения задания, чтобы у ребенка не пропал интерес к деятельности, стараться поддержать у него уверенность в своих силах, желание довести дело до конца.
Приемы экопластики способствуют развитию потребности в общении, желании узнать что-то новое. Дети сами стремятся рассказать, что они слепили, при этом пытаются правильно строить свое высказывание. Делятся впечатлениями с родителями. При выполнении заданий дети проявляют творческие способности, интерес, речевые умения и навыки. Дети с интересом и большим удовольствием посещают занятия экопластики.
Нетрадиционные изотехника напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей с заиканием. Для работы используются природные и бросовые материалы, а в способах изготовления работы (достаточно простых по технологии) нет жёстких рамок, зато есть творческая свобода. Это позволяет детям с разными индивидуальными возможностями и особенностями реализовать свои творческие интересы и потребности, создать ситуацию успеха на каждом занятии, стабилизировать эмоциональную сферу, снизить тревожность и придать ребенку уверенность в своих силах.
Занятия экопластикой направлены:
на развитие индивидуальных и творческих способностей детей, повышение общего уровня развития, активизацию познавательной деятельности, формирование у них знаний, умений и навыков, способствующих социальной адаптации;
на развитие таких психических процессов как память, внимание, логическое мышление;
на практическую подготовку к самостоятельной жизни и включает в себя формирование сенсорных представлений (цвет, форма, величина) и развитие речи посредством развития творческих способностей с использованием нетрадиционной художественной техники.
Занятия с применением экопластики создают приподнятый эмоциональный фон у детей, что способствует проявлению разнообразных чувств и эмоций: снятия напряжения, чувству удовлетворения, повышения самооценки, что благотворно влияет на коррекционный процесс. Такие занятия оживляют общение детей друг с другом и с педагогом.
Тесто – это натуральный и экологически чистый продукт. Он доступен каждому, дешев и легок в приготовлении и использовании. Так же изделия из теста имеют ряд преимуществ среди других материалов. Они не имеют запаха, прочны, долговечны, приятны на ощупь, а в случаях поломки не образуют острых углов.
Использование приемов экопластики в релаксационной работе позволило нам развивать у наших воспитанников более высокую работоспособность, повышенный интерес к занятиям и обучению и за более короткое время достичь положительных результатов в коррекции.
В процессе изготовления тех или иных вещей заикающиеся дети сначала отвечают на вопросы педагога, а затем подробно рассказывают о том, какое действие производят в данный момент, в какой последовательности выполняют отдельные элементы работы, какой материал при этом используют, что только еще намереваются делать, как будут лепить задуманную вещь, какое применение найдут ей впоследствии и т. д. То есть, разговаривая с детьми в процессе работы, после ее выполнения или еще до осуществления плана, развивая их умение самостоятельно отвечать на всевозможные вопросы, пояснять, рассказывать, можно воспитать у них речь правильную, плавную и без запинок.
В результате занятий в объединении у детей повысится общая ручная умелость, расширится и обогатится художественный опыт, сформируются навыки трудовой и учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
Работы детей, обучающихся в детском саду, участвуют в различных конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества районного, городского, областного уровня как очно так и заочно.
В первом полугодии дети стесняются, волнуются , стараются отмалчиваться на вопросы не отвечают , то во втором полугодии воспитанники на занятиях должны отвечать на всевозможные вопросы, сами задавать вопросы педагогу и товарищам, разговаривать по любому поводу, пояснять, советоваться. В этот период речь детей приближается к свободным формам, какими ребенок пользуется в повседневном общении. Теперь дети говорят не только по поводу изготовляемых ими поделок. На занятиях последнего периода необходимо использовать любую возможность для того, чтобы побудить детей к самостоятельным высказываниям. Теперь воспитанники уже могут совершенно самостоятельно строить ответы на любые вопросы, делиться своими впечатлениями о прошедших занятиях, обсуждать ответы других детей. Продолжая мастерить на занятиях различные нужные и интересные вещи, можно достигать все большей и большей самостоятельности и разнообразия разговоров, суждений, споров. Так, например, хорошо в таких случаях предлагать детям после изготовления какой-нибудь поделки анализировать качество ее выполнения, отмечать недостатки в своей работе и работах товарищей. Можно предложить детям подробно объяснить, почему такая-то вещь недостаточно хорошо выполнена и что нужно сделать, чтобы исправить этот недостаток. Обычно на таких занятиях речь детей бывает очень эмоциональной, а сами занятия проходят очень живо и интересно. Очень насыщенными речью бывают и такие занятия, на которых воспитанники выполняют какую-нибудь коллективную работу, например, разыгрывают сценки или рисуют плакат. На таких занятиях обычно бывает много обращений, споров, рассуждений, дети советуются с педагогом, товарищами. Причем разговоры их выходят далеко за пределы выполняемой работы, речь звучит живо, естественно, эмоционально, без запинок.