СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экономико-географическая характеристика Катангского района.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение знаний по теме ТПК Иркутской области на примере своего района.

 

Просмотр содержимого документа
«Экономико-географическая характеристика Катангского района.»

Тема урока: Экономико-географическая характеристика Катангского района.

Тип комбинированного урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.

Цель урока: Дать комплексную оценку экономико-географическому положению Катангского района.

Оборудование: м/м проектор, презентация к уроку (Приложение), учебник География Иркутской области, атлас Иркутской области, карты Катангского района и Иркутской области, раздаточный материал.



Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Обобщить знания по теме ТПК Иркутской области на примере своего района.

Изучение и анализ статистических данных.

Отработать различные приемы работы с учебной и дополнительной литературой, перевод информации из одного вида в другой (текст в диаграмму)

Регулятивные:

Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями.

Оценивать свою работу в  сравнении с существующими требованиями.

Смогут выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Развивать познавательный интерес, самостоятельность. Формировать умение применять свои знания в нестандартной ситуации.

Владеть различными способами самоконтроля

Познавательные:

Определять проблему и способы ее решения;

Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации.

Владеть навыками анализа и синтеза;

Умение устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные: Использовать речевые средства своих чувств, мыслей. Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Уметь находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций. Личностные: Будут сформированы: Гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою малую родину. Уважение к истории, культурным и историческим памятникам. Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности. Уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству. Формировать нравственные и эстетические чувства, любовь к родному краю. Ход урока. Организационный момент. Наш урок мы начнем с известной вам песни. Внимательно вслушайтесь в слова, мы вернемся к ним в течение урока. Звучит песня «Катанга» 1 куплет. - Учитель. О чем эта песня? Сегодня мы посвящаем урок родному району. Слайд 1. II. Основная часть

Мотивация

Учитель.

- Есть такое выражение «Каждый кулик свое болото хвалит».

Очень часто характеризуя наш район, употребляется слово сравнение САМЫЙ...

Согласны ли вы со мной?

Целеполагание

-Мы завершаем изучение темы ПТК Иркутской области комплексной оценкой экономико-географического положения Катангского района.

Постановка цели урока и формулирование темы. В результате сегодняшнего занятия вы сможете: - Углубить знания о своей малой Родине. - Принять участие в обсуждении, слушать других и отстаивать свою точку зрения. – Развить навыки работы в парах, навыки публичного выступления. - На уроке вы поработаете со статистическим материалом, заполните таблицу и выполните другие предложенные задания.

- Ваша работа сегодня будет оцениваться товарищем по парте.

И так. Начинаем.

- Можете ли вы сказать, что все знаете о своем районе?

- Давайте проверим?

  1. Проверка знаний учащихся.

Индивидуальная работа.

Задание 1.

- Перед вами листочки бумаги напишите, по каким параметрам относительно нашего района можно было бы использовать превосходное слово САМЫЙ...? Конечно в сравнение с другими районами Иркутской области.

Слайд 2.

(Индивидуальная работа 1 минута.)

- Отметьте для себя количество написанных вами параметров.

Сравните ваши данные со своим соседом по парте, проконсультируйтесь. Вам необходимо будет представить решение и доказать классу правильность вашего выбора. – (Работа в парах 2 мин.)

  1. Коллективная работа. Формирование предметных, познавательных, личностных и коммуникативных компетенций.

- С чего начинается любая характеристика района, региона, материка? Ответы учащихся (географического положения)

Слайд 3.

- Пожалуйста, ваша первая характеристика?

Ученик.

- Катангский район самый северный в Иркутской области.

Учитель.

- А, помните ли вы, географические координаты нашего района? ( Если нет, работа в парах)

Задание 2.

Работа в парах.

- Перед вами различные материалы, атласы, контурные карты, учебник. Определите координаты района.

(По атласу Иркутской области не возможно определить. Не обозначены параллели и меридианы. Определить можно по к.картам)

- Протянулся от 58° до 64° с. ш. с севера на юг и от 104° до 110° в. д. с запада на восток. На севере и северо-западе граничит с Красноярским краем, на северо-востоке — с Якутией, на юге — с Усть-Кутским, Нижнеилимским, Киренским районами Иркутской области.

Район имеет статус территории Крайнего Севера.

- Переходим к следующей характеристике.

Ученик.

- Самый суровый.

Задание 3.

- Назовите абсолютные температуры района.

Слайд 4.

Климат района резко континентальный, с длинной морозной зимой (с октября по апрель) и коротким жарким летом. Абсолютный минимум температуры – 61 градус (с.Наканно), максимум + 37 градусов. Амплитуда колебания её составляет в среднем 80.

Учитель.

- Для характеристики любого региона обязательна историческая справка. Что вы можете сказать по данному вопросу?

Ученик.

- Самый первый в освоении Иркутской области и Восточной Сибири.

Слайд 5.

Ученик.

- В 1620 году Пянда с товарищами в 40 человек выдвинулись из Туруханска на стругах вверх по Нижней Тунгуске. На ней они провели 3 года, торгуя с местным населением и зимуя в специально построенных зимовьях. От эвенков Пянда узнал, что рядом с его последним зимовьем на берегу Нижней Тунгуски протекает другая крупная река. Весной 1623 года их отряд перешёл Чечуйский волок и достиг реки Лены. Оттуда Пянда начал сплав вниз по реке. Он доплыл до района современного Якутска, где ознакомился с бытом кангаласских якутов, и повернул назад. Вверх по Лене землепроходцы поднялись до района Жигалово, а оттуда перешли на Ангару, по которой спустились в Енисейск. За время своего путешествия Пянда преодолел более 8 тыс. км ранее не известных речных путей, открыл реку Лену и удобный путь на неё. Доказал, что Верхняя Тунгуска и Ангара – одна река. Всё это стало важными предпосылками для дальнейшего продвижения русских землепроходцев на восток.

- Следующая характеристика?

(Возможен ответ об И.Д. Черском и метеостанции в с. Преображенка). Обратить внимание!

Метеостанция ОДНА из первых в Иркутской области, и старейшая в

Катангском районе.

Слайд 6.

И.Д. Черский (1845 – 1892 г.)

Известный исследователь Сибири, географ, геоморфолог, геолог, палеонтолог, участник польского восстания 1863 года. Летом 1882 г. Черский отправился из Иркутска по Якутскому тракту до ст. Горбовской, оттуда переехал на Н. Тунгуску, где в с. Преображенском провел более года, ведя метеорологические наблюдения и исследуя потретичные отложения в долине реки Н. Тунгуски их фауну и остатки первобытного человека. Все эти поездки совершались по поручению и на средства восточно-сибирского отдела Императорского русского географического общества.

- Продолжим наше исследование.

Ученик.

- Самая длинная река Нижняя Тунгуска, протекающая в пределах Иркутской области. Ее длина 1400 км.

Слайд 7.

Для сравнения крупные реки в пределах области.

Ангара – 1360 км

Лена - 1250 км

Вячесла́в Я́ковлевич Шишко́в (1873—1945) — гидролог, русский советский писатель.

В 1911 году исследовал русло Нижней Тунгуски на возможность судоходства. Он едва не погиб, захваченный нежданными морозами на реке , и выводили его с товарищами из тайги, уже по снегу, морозной зимой тунгусы. Пережитое самим писателем помогло ему так выразительно рассказать о едва не погибшем в подобных обстоятельствах Прохоре Громове, герое знаменитого романа «Угрюм-река». "Уж ты, матушка Угрюм-река, Государыня, мать свирепая". (Из старинной песни). В селе Ербогачён на реке, которое в романе носило название Ербохомохля, располагается краеведческий музей им. В. Я. Шишкова.

- Читали ли вы это произведение?

Жители Катанги верят, что Шишков именно Нижнюю Тунгуску назвал «Угрюм рекой»?

Согласны ли вы с этим? Почему вы так считаете?

- Учитель.

- Все же это собирательный образ. Река в романе описана как судоходная, возможно ли это по нашей реке? (Судоходность на реке до 20 - 25 дней в весеннее половодье).

- Какие еще характеристики вы выбрали?

Ученик.

– Самый богатый.

Учитель.

- По каким природным ресурсам?

Слайд 8.

НЕПСКО-ГАЖЕНСКИЙ КАЛИЕНОСНЫЙ БАССЕЙН — расположен в Катангском районе Иркутской области, в бассейне рек Непа и Гаженка. Прогноз о наличии калийных солей в районе был дан в 1938 геологом И. С. Шараповым. Калийные соли обнаружены в 1977 при бурении нефтепоисковых скважин. Площадь бассейна около 20 тысяч км2. Поисковые работы привели к открытию в 1980 году крупнейшего в мире Непского месторождения.

По горно-геологическим условиям, комплексности и качеству калийных руд является лучшим в России.

Утверждены запасы калийной соли - 799 285 тыс. т.

Возможно, попутное извлечение поваренной соли и брома.

Ученик.

- Верхнечонское месторождение.

Слайд 9.

Учитель.

Разведаны газонефтяное и нефтегазоконденсатное месторождения.

Верхнечонское нефтегазоконденсатное месторождение (НГКМ)- крупное месторождение нефти и газового конденсата в Катангском районе Иркутской области России.
По состоянию на 31.12.2010 г. доказанные запасы составляли 82,2 млн т нефти и 6,9 млрд м³ газа. Добыча нефти в 2010 г достигла 0,6 млн т.

На сегодняшний день разведанные запасы месторождения составляют 200 млн тонн углеводородов. Начатое в 2006 году строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан» (ВСТО) в непосредственной близости от Верхнечонского месторождения сделало месторождение уникально удобной и колоссальной по масштабам ресурсной базой.

Учитель.

- Продолжая перечислять достоинства природных богатств, обязательно следует упомянуть о самых дорогих минералах.

Слайд 10.

Учитель.

- Первые алмазы.

- Самые первые алмазы Восточной Сибири были найдены в Катангском районе.

Учитель.

- Перечислите все известные вам полезные ископаемые, которые хранятся в кладовой нашего края?

Самостоятельная работа.

Задание 4.

- Запишите в своих листочках.

- Сопоставьте свои ответы с соседом по парте.

Работа с классом.

Слайд 11.

Месторождения бурого и каменного угля, ювелирных и ювелирно-поделочных камней:

Исландский шпат. Он - же исландский хрусталь, перламутровый шпат. Месторождение в промышленных масштабах. Исландский шпат - это прозрачный крупнокристаллический кальцит.

Аметист. Камнем верности считали аметист во времена античности и в Средние века (всего в Иркутской области 25 проявлений аметиста и 18 из них — на севере Катангского района),

Агат. Агат - это слоистый халцедон, разновидность кварца. Камень здоровья, процветания и долголетия как считали древние.

Цветной халцедон, яшма,

Мраморный оникс. Мраморный оникс - одна из разновидностей кальцита.

Горный хрусталь. Чистый горный хрусталь - разновидность бесцветного природного кварца.

Учитель.

- Какую следующую характеристику района, отвечающую цели нашего урока вы предложите?

Ученик.

– Самый большой по площади.

Учитель.

- Почему именно сейчас, по - вашему мнению, актуально сравнение по площади района?

(Планируемый ответ. В современных границах район сформирован только в 1937 году)

Слайд 12.

Занимает площадь 139 043 км, что составляет пятую часть области.

3. Формирование предметных компетенций.

Учитель.

- Мы вспомнили с вами основные характеристики нашего района, которые действительно отвечают требованиям «Самый, самый, самый,..»

- Какие чувства вызвали у вас те факты, о которых мы сейчас с вами упоминали?

- Но, смысл слова САМЫЙ не всегда имеет только положительное значение? Какие на ваш взгляд потребуются данные для противоположного значения слова при характеристике нашего района?

Индивидуальная работа.

Задание 5.

- Запишите в ваших листочках эти критерии.

Какие показатели вы отнесли к данной категории?

Ученик.

- Самый слабонаселенный

Слайд 13.

Учитель.

Катангский район является самым малонаселенным районом области: плотность населения здесь составляет 0,03 чел./км². Демографическая ситуация в районе достаточно напряженная. Ежегодно наблюдается естественная убыль и миграционный отток населения. За последние пять лет в район прибыло 314 человек, выехало 565 человек. По данным на 1 января 2013 года численность населения района составляет 3 603 человек. Самостоятельная работа. Задание 6. - Сделайте расчет, сколько кв. км площади приходится на каждого жителя района? на 1 жителя района - 38.6 кв. км Слайд 14. Учитель. - Перед вами данные численности населения района за последние годы. Составьте диаграмму.

1992 – 10.247(эвенок - 331),

1993 – 9.809

1994 - 9.208

1995 - 8.835

1996 - 7.418

1997 - 7.115

2002 - 4.656 (эвенок - 552)

2007 - 4.486

2008 – 4.284

2010 - 4.172 (эвенок – 586)

2012 – 3.603 - Как вы считаете, какие причины могли способствовать большому оттоку населения из района?

Самостоятельная работа.

Задание 7.

Решение задачи

Трудоспособное население

1999 г. – 4100 чел. 65,8%

2002 г. – 2695 чел. ?

2010 г. - ? 62 %

Проверка. (57,8%) трудоспособного населения в 2002 году

2586,6 или 2587 человек – трудоспособного населения в 2010г.

Аналитическая работа в парах. Задание 8. - На слайде имеются другие статистические данные. Проанализируйте их, какие выводы можно сделать?

  1. Дискуссия. Формирование коммуникативных, личностных компетенций. - Выскажите свое мнение о представленных статистических данных. Ответы обучающихся. Отсутствие работы. Удаленность территории. Отсутствие дорог.

Слайд 15.

- Отсутствие качественной питьевой воды. (Вода в реке Нижняя Тунгуска соленая, в зимнюю межень абсолютно не пригодна для питья). Слайд 16. - - Самый труднодоступный. (Три вида транспорта. Авиационный (2 раза в месяц), летом – водный, на моторных лодках, зимой – автозимник.

Учитель. - В начале урока мы с вами прослушали песню «Катанга», какие слова из песни, могут служить подсказкой для продолжения дискуссии по нашей теме? (Большие оленьи стада). Можем ли мы сказать, что на сегодняшний день строка из песни актуальна? Почему?

III. Итог урока Учитель. – Сегодня мы с вами дали комплексную характеристику нашему району. Какой вывод вы сделали для себя? Отвечает ли наш район столь превосходному значению САМЫЙ? - В начале урока мы с вами прослушали песню «Катанга», какие слова из песни, могут служить подсказкой для продолжения дискуссии по нашей теме? (Большие оленьи стада) К великому сожалению которых совсем не осталось.

Оценка усвоения материала учащимися

    • Самооценка

    • Оценка товарища

    • Оценка по факту выполнения задания

    • «Как часто каждый из вас помогал товарищу в его проблемах, исправлял ошибки, уточнял объяснение какого-либо факта?

- Можем ли мы сказать, что на уроке полностью рассмотрели характеристику нашего района? Конечно, нет.

Слайд 17.

Экологические проблемы.

Учитель.

- Появилось огромное количество вопросов, как решить те или проблемы для процветания нашего района.

Д/З. - Как вы относитесь к таким выражениям : «Богатые тоже плачут!», «Легкие пути ведут в тупик», «Верьте, из каждого положения есть выход» Норманн Винсент Пил. Выберете понравившееся вам высказывание и напишите эссе по пройденному материалу, постарайтесь указать пути решения проблем, если они имеются.

Список литературы и Интернет-ресурсов:

- В.М. Бояркин, И.В.Бояркин. География Иркутской области. Энциклопедический справочник. – Изд-во: Иркутск, 2011.

- Материалы школьного краеведческого музея.

- Интернет сервисы:

https://www.google.ru/

http://www.kredoplus.com.ua/ka…

http://photo.qip.ru/users/faer…

http://lentaregion.ru/35660

http://www.liveinternet.ru/use

http://www.lib23.irk.ru/irkuts…

http://videolain.tmweb.ru/%d0%

http://www.liveinternet.ru/com…

http://www.bs-tur.ru/photos/Be

profirk.ru ›work/company/161/

http://photo.qip.ru/users/faer

biography/vjacheslav-shishkov.htm

enc-dic.com ›biography/Cherski-ivan-dementevich

irkipedia.ru ›content/penda_pyanda_panteley …

http://lentaregion.ru/3566

Приложение 1.


Самый…………

Самый…………

Самый…………

Самый…………

Самый…………

Самый…………

Самый…………

Самый…………

Самый…………

Самый…………

Самый…………

Самый…………

Самый…………

Самый…………


Приложение 2. Составьте диаграмму численности населения

1992 – 10.247(эвенок - 331),

1993 – 9.809

1994 - 9.208

1995 - 8.835

1996 - 7.418

1997 - 7.115

2002 - 4.656 (эвенок - 552)

2007 - 4.486

2008 – 4.284

2010 - 4.172 (эвенок – 586)

2012 – 3.603


Приложение 3.

Решить задачу, используя данные численности населения

Трудоспособное население

1999 г. – 4100 чел. 65,8%

2002 г. – 2695 чел. ?

2010 г. - ? 62 %


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!