СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экономика семьи. Урок-презентация по обществознанию, 7 класс, ФГОС-2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по обществознанию "" предназначена для учителей и учащихся 7 класса (УМК Л.Н. Боголюбова), академический учебник, ФГОС-2. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание. 7 класс" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Экономика семьи. Урок-презентация по обществознанию, 7 класс, ФГОС-2»

Обществознание, 7 класс Урок № 22-23 Экономика семьи Д.З.: § 14, ?? (с.118), задания (с.118-120), проект «Наш семейный бюджет». Повторить § 8-13, термины © А.И. Колмаков

Обществознание, 7 класс

Урок № 22-23

Экономика семьи

Д.З.: § 14, ?? (с.118), задания (с.118-120), проект «Наш семейный бюджет». Повторить § 8-13, термины

© А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА Углубить знания учащихся о семье, экономической деятельности человека в коллективе. Способствовать развитию умения привлекать обществоведческие знания для анализа социальной реальности: имущества и доходов семьи, изменения расходов семьи, способов сохранения и приумножения семейных сбережений. Развивать умение конкретизировать с помощью примеров теоретические знания: об источниках и видах доходов семьи, типах семей по характеру и уровню доходов. Развивать умение учащихся выстраивать причинно-следственные связи макро- и микроэкономических процессов: экономики семьи и экономики региона, страны, мира. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: определение подростком своего места в семье, возможностей своего участия в экономической жизни семьи; планирования стратегий поведения в семье (блока регулятивных действий); умение сотрудничать с различными по возрасту, мировоззрению и опыту членами семьи.

ЦЕЛИ УРОКА

  • Углубить знания учащихся о семье, экономической деятельности человека в коллективе.
  • Способствовать развитию умения привлекать обществоведческие знания для анализа социальной реальности: имущества и доходов семьи, изменения расходов семьи, способов сохранения и приумножения семейных сбережений.
  • Развивать умение конкретизировать с помощью примеров теоретические знания: об источниках и видах доходов семьи, типах семей по характеру и уровню доходов.
  • Развивать умение учащихся выстраивать причинно-следственные связи макро- и микроэкономических процессов: экономики семьи и экономики региона, страны, мира.
  • Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: определение подростком своего места в семье, возможностей своего участия в экономической жизни семьи; планирования стратегий поведения в семье (блока регулятивных действий); умение сотрудничать с различными по возрасту, мировоззрению и опыту членами семьи.
ЗНАТЬ И УМЕТЬ Раскрывать понятие «семейный бюджет». Приводить примеры различных источников доходов семьи. Различать обязательные и произвольные расходы. Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов.

ЗНАТЬ И УМЕТЬ

  • Раскрывать понятие «семейный бюджет».
  • Приводить примеры различных источников доходов семьи.
  • Различать обязательные и произвольные расходы.
  • Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов.
ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ ресурсы семьи (материальные, трудовые, энергетические, информационные, финансовые); личное подсобное хозяйство; доходы семьи (фиксированные и переменные); семейный бюджет; расходы семьи (обязательные и произвольные); оптимизация.

ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ

  • ресурсы семьи (материальные, трудовые, энергетические, информационные, финансовые);
  • личное подсобное хозяйство;
  • доходы семьи (фиксированные и переменные);
  • семейный бюджет;
  • расходы семьи (обязательные и произвольные);
  • оптимизация.
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ  Как появились деньги? Почему у человека появилась потребность в деньгах?  Назовите основные функции денег.  Какие виды денег существуют в наше время? Почему появились металлические деньги? Чем монеты отличаются от банкнот? Какую информацию может дать изучение монеты?

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

  • Как появились деньги? Почему у человека появилась потребность в деньгах?
  • Назовите основные функции денег.
  • Какие виды денег существуют в наше время?
  • Почему появились металлические деньги?
  • Чем монеты отличаются от банкнот?
  • Какую информацию может дать изучение монеты?
заполните таблицу ситуации из жизни Степана Веснушкина Степан Веснушкин получил в подарок 2 000 рублей и зарыл их на даче под кустом какую роль выполняют деньги Назовите ситуацию из своей жизни или жизни ваших родителей, друзей, где деньги бы выполняли такую же функцию смородины средство Через месяц Степан вспомнил, что 2000 рублей стоит джинcовый костюм, о котором он давно мечтал Степан вырыл деньги, пошел в модный магазин и купил джинсовый костюм мера стоимости  накопления средство обмена Степан занял у приятеля 1000 рублей и возвращает их через неделю средство платежа

заполните таблицу

ситуации из жизни Степана Веснушкина

Степан Веснушкин получил в подарок 2 000 рублей и зарыл их на даче под кустом

какую роль выполняют деньги

Назовите ситуацию из своей жизни или жизни ваших родителей, друзей, где деньги бы выполняли такую же функцию

смородины

средство

Через месяц Степан вспомнил, что 2000 рублей стоит джинcовый костюм, о котором он давно мечтал

Степан вырыл деньги, пошел в модный магазин и купил джинсовый костюм

мера стоимости

накопления

средство обмена

Степан занял у приятеля

1000 рублей и возвращает их через неделю

средство платежа

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Экономика современной семьи.
  • Ресурсы семьи.
  • Личное подсобное хозяйство.
  • Семейный бюджет.
  • Источники доходов семьи.
  • Обязательные и произвольные расходы.
  • Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.
  • Семейное потребление.
  • Прожиточный минимум.
  • Страховые услуги, предоставляемые гражданам.
Актуализация проблемы

Актуализация проблемы

Ресурсы семьи материальные трудовые энергетические информационные финансовые

Ресурсы семьи

  • материальные
  • трудовые
  • энергетические
  • информационные
  • финансовые
- все денежные средства, получаемые членами семьи из разных источников. Доходы семьи заработная плата, премия; социальные выплаты государства (пенсия, стипендия, пособия); прибыль от бизнеса; личное подсобное хозяйство; проценты от сбережений в банке или предоставляемой кому-либо ссуды; сдача в аренду недвижимости (дома, квартиры, дачи, гаража); наследство. Доходы семьи  Фиксированные (постоянные) Переменные !!! Семья должна соотносить свои доходы и потребности, выстраивать их по степени важности.

- все денежные средства, получаемые членами семьи из разных источников.

Доходы семьи

  • заработная плата, премия;
  • социальные выплаты государства (пенсия, стипендия, пособия);
  • прибыль от бизнеса;
  • личное подсобное хозяйство;
  • проценты от сбережений в банке или предоставляемой кому-либо ссуды;
  • сдача в аренду недвижимости (дома, квартиры, дачи, гаража);
  • наследство.

Доходы семьи

Фиксированные (постоянные) Переменные

!!! Семья должна соотносить свои доходы и потребности, выстраивать их по степени важности.

Дополнительная работа подростка Согласно ст. 94ТК (Трудового кодекса) РФ: с 14 лет с согласия одного из родителей в свободное от учёбы время может трудиться по договору, выполняя лёгкую работу; продолжительность трудовой смены для 14-16 -летних подростков, совмещающих труд с учёбой, не более 2,5 часа в день; для 16-18 -летних – 3,5 часа в день; ночной труд запрещается ; моложе 14 лет с согласия одного из родителей допускается /ст. 63 ТК РФ/ трудоустройство только сфере искусства (например, кино, театр, цирк, телевидение, концертные организации).  Труд не должен угрожать здоровью подростка, мешать обучению в школе!

Дополнительная работа подростка

Согласно ст. 94ТК (Трудового кодекса) РФ:

  • с 14 лет с согласия одного из родителей в свободное от учёбы время может трудиться по договору, выполняя лёгкую работу;
  • продолжительность трудовой смены для 14-16 -летних подростков, совмещающих труд с учёбой, не более 2,5 часа в день; для 16-18 -летних – 3,5 часа в день;
  • ночной труд запрещается ;
  • моложе 14 лет с согласия одного из родителей допускается /ст. 63 ТК РФ/ трудоустройство только сфере искусства (например, кино, театр, цирк, телевидение, концертные организации).

Труд не должен угрожать здоровью подростка, мешать обучению в школе!

Картинная галерея  Критики отмечали, что в картинке с первого взгляда заметна какая-то напряжённость: герои чувствуют себя неловко, неуютно.  Рассмотрите картину, выскажите предположение о смысле ей названия.  В каких случаях и смыслах этот сюжет актуален в наши дни?

Картинная галерея

Критики отмечали, что в картинке с первого взгляда заметна какая-то напряжённость: герои чувствуют себя неловко, неуютно.

Рассмотрите картину, выскажите предположение о смысле ей названия.

В каких случаях и смыслах этот сюжет актуален в наши дни?

Бюджет семьи – предварительно составленная роспись будущих доходов и предполагаемых доходов семьи на некоторый период времени (сумма доходов и расходов) Бюджет – баланс доходов и расходов. Доходы: зарплата мамы, папы; пенсия бабушки, деда; стипендия сына; сумма от продажи старой машины выигрыш в лотерею; компенсационные выплаты ветеранам труда; кредит, полученный на приобретение путёвки Расходы: уплата налогов; налог на выигрыш; оплата коммунальных услуг; оплата за репетиторство; продукты, купленные в магазине; покупка рассады для огорода; приобретение новой квартиры Расходы:  произвольные :  обязательные :

Бюджет семьи – предварительно составленная роспись будущих доходов и предполагаемых доходов семьи на некоторый период времени (сумма доходов и расходов)

Бюджет – баланс доходов и расходов.

Доходы:

  • зарплата мамы, папы;
  • пенсия бабушки, деда;
  • стипендия сына;
  • сумма от продажи старой машины
  • выигрыш в лотерею;
  • компенсационные выплаты ветеранам труда;
  • кредит, полученный на приобретение путёвки

Расходы:

  • уплата налогов;
  • налог на выигрыш;
  • оплата коммунальных услуг;
  • оплата за репетиторство;
  • продукты, купленные в магазине;
  • покупка рассады для огорода;
  • приобретение новой квартиры

Расходы:

произвольные :

обязательные :

Обсудим вместе! Может ли ребёнок поправить или помочь поправить материальное положение своей семьи? С какими проблемами и опасностями он может столкнуться в своей трудовой деятельности? Почему государство не разрешает трудиться подросткам моложе 14 лет? Чем можно объяснить, что исключение сделано для работ в сфере искусства? Почему подросткам по закону разрешается выполнять только лёгкую работу? Приведите примеры такой работы. Является ли, на ваш взгляд, лёгкой работой расклейка объявлений, распространение листовок у станции метро, упаковка продуктов у кассы супермаркета и т. п.? Задача. В  21.00 час. подросток 13 лет, работающий по договору в крупном супермаркете, собирал оставленные посетителями на улице тележки. Законно ли такое трудоустройство? Ответ поясните.

Обсудим вместе!

  • Может ли ребёнок поправить или помочь поправить материальное положение своей семьи?
  • С какими проблемами и опасностями он может столкнуться в своей трудовой деятельности?
  • Почему государство не разрешает трудиться подросткам моложе 14 лет?
  • Чем можно объяснить, что исключение сделано для работ в сфере искусства?
  • Почему подросткам по закону разрешается выполнять только лёгкую работу? Приведите примеры такой работы.
  • Является ли, на ваш взгляд, лёгкой работой расклейка объявлений, распространение листовок у станции метро, упаковка продуктов у кассы супермаркета и т. п.?

Задача. В 21.00 час. подросток 13 лет, работающий по договору в крупном супермаркете, собирал оставленные посетителями на улице тележки. Законно ли такое трудоустройство? Ответ поясните.

Жил на свете человек

Жил на свете человек

Практическое Д.З.:  Проанализируй полученный бюджет семьи: Какие статьи расходов невозможно корректировать? Какие статьи расходов можно уменьшить? Каким образом? Какие статьи расходов можно увеличить? Зачем? Как? Как можно увеличить доходы бюджета вашей семьи? Каковы наиболее эффективные способы экономии средств, используемые в вашей семье?

Практическое Д.З.:

Проанализируй полученный бюджет семьи:

  • Какие статьи расходов невозможно корректировать?
  • Какие статьи расходов можно уменьшить? Каким образом?
  • Какие статьи расходов можно увеличить? Зачем? Как?
  • Как можно увеличить доходы бюджета вашей семьи?
  • Каковы наиболее эффективные способы экономии средств, используемые в вашей семье?
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Из чего состоит имущество семьи? Из чего складываются доходы семьи? О каких значениях понятия «бюджет» вы узнали? Зачем семье (человеку, предприятию, государству) нужен бюджет?

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • Из чего состоит имущество семьи?
  • Из чего складываются доходы семьи?
  • О каких значениях понятия «бюджет» вы узнали?
  • Зачем семье (человеку, предприятию, государству) нужен бюджет?
ПРАКТИКУМ работа в парах 1. Опираясь на текст и на личный опыт, составьте принципы рационального ведения домашнего хозяйства. 2. Представьте результаты работы задание 8 на с. 119 «в классе и дома»

ПРАКТИКУМ

работа в парах

1. Опираясь на текст и на личный опыт, составьте принципы рационального ведения домашнего хозяйства.

2. Представьте результаты работы

задание 8 на с. 119 «в классе и дома»

ПРАКТИКУМ 3.

ПРАКТИКУМ

3.

ПРАКТИКУМ  4.

ПРАКТИКУМ

4.

(продолжаем заполнять…)

(продолжаем заполнять…)

5.

5.

6.

6.

7. Какой вариант ответа наиболее популярен? Какие варианты ответа менее распространены? Почему, предположи? Какой бы ответ дали бы вы и члены твоей семьи, если бы участвовали в таком опросе? Свой ответ поясни.

7.

  • Какой вариант ответа наиболее популярен?
  • Какие варианты ответа менее распространены? Почему, предположи?
  • Какой бы ответ дали бы вы и члены твоей семьи, если бы участвовали в таком опросе? Свой ответ поясни.
ПРАКТИКУМ Примени знания! 8. задание для мини-групп:  У одного из вас День рождения. Родители разрешили пригласить 4-х друзей и выделили 700 рублей на организацию торжества. Составьте меню праздничного стола. Защитите свой проект расходов!

ПРАКТИКУМ

Примени знания!

8.

задание для мини-групп:

У одного из вас День рождения. Родители разрешили пригласить 4-х друзей и выделили 700 рублей на организацию торжества.

Составьте меню праздничного стола.

Защитите свой проект расходов!

рефлексия Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?
Использованы источники:  1. Обществознание. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций /  Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.  ; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2016  2. Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. Организаций /  Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.  . - М.: Просвещение, 2016  3. Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс. Учебное пособие для общеобразоват. организаций. /  Котова О.А., Лискова Т.Е.  . 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016  4. Калачёва Е. Н. Промежуточное тестирование. Обществознание. 7 класс / Е. Н. Калачёва. — М.: Издательство «Экзамен», 2015

Использованы источники:

1. Обществознание. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. ; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2016 2. Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. . - М.: Просвещение, 2016 3. Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс. Учебное пособие для общеобразоват. организаций. / Котова О.А., Лискова Т.Е. . 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016 4. Калачёва Е. Н. Промежуточное тестирование. Обществознание. 7 класс / Е. Н. Калачёва. — М.: Издательство «Экзамен», 2015


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!