СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экономика организации

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по дисциплине "Экономика организации", предназначен для обучающихся СПО

Просмотр содержимого документа
«Экономика организации»

ГАПОУ ЧАО «ЧМК»

УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ

СТО СМК 4.2.01 - 2018

Лист 2/17

















рабочая программа учебной дисциплины

ОП.05.01.ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ

















Анадырь 2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям) укрупненной группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки направления подготовки Образование и педагогические науки.

Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чукотского автономного округа «Чукотский многопрофильный колледж» (далее ГАПОУ ЧАО «ЧМК»).



Разработчик:

Ильина Ю.В., преподаватель ГАПОУ ЧАО «ЧМК»




Рассмотрена на заседании предметно-цикловой комиссии

филологических и социально-экономических дисциплин:

Протокол № ____ от «____» _____ 20__ г.

Председатель ________/Зырянкина О. Н./


Рекомендована Методическим советом ГАПОУ ЧАО «ЧМК»

Протокол Методического совета № ___ от «___» _____________ 20__ г.

СОДЕРЖАНИЕ




страница

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12






1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01.ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям) укрупненной группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки направления подготовки Образование и педагогические науки.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, при повышении квалификации по должностям служащих 20002 Агент банка.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины


Цель:

  • формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по организации и проведению экономического анализа различных сфер предпринимательской деятельности по обоснованию принимаемых решений для реализации финансовой политики и управления производством.


Задачи:

  • получение целостного представления об анализе как важнейшей функции управления организациями;

  • овладение теоретическими и методическими основами ведения комплексного экономического анализа и их применение на разных стадиях процесса разработки и принятия управленческих решений;

  • получения практических навыков по анализу и оценке различных направлений производственно-хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • определять организационно-правовые формы организаций;

  • планировать деятельность организации;

  • определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

  • заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;

  • рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;

  • находить и использовать необходимую экономическую информацию.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • сущность организации, как основного звена экономики отраслей;

  • основные принципы построения экономической системы организации;

  • управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования;

  • организацию производственного и технологического процессов;

  • состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

  • способы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии;

  • механизмы ценообразования, формы оплаты труда;

  • основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета;

  • аспекты развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике.


1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 168 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 112 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 56 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

168

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

112

в том числе:

лабораторные работы

0

практические занятия

54

контрольные работы

0

курсовая работа (проект)

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

56

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

решение задач

изучение материалов лекции

изучение литературы

0

12

20

24

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01.ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

РАЗДЕЛ 1. Экономические основы функционирования организации (предприятия)




Тема 1.1. История развития экономики

Содержание учебного материала

2

1.

История развития экономики

1

Лабораторные работы

0


Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

4

1.

Подбор материалов и подготовка сообщений по теме «Проявление общих экономических законов на микроуровне»

Тема 1.2. Экономическое производство. Характеристика экономических систем

Содержание учебного материала

2

1.

Экономическое производство. Характеристика экономических систем

1

Лабораторные работы

0


Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

4

1.

Подбор материалов и подготовка сообщений по теме «Макроэкономика: показатели и экономический рост, макроэкономическое регулирование».

Тема 1.3. Защита от мошеннических действий на финансовом рынке

Содержание учебного материала

2

1.

Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового мошенничества. Мошенничества с банковскими картами. Махинации с кредитами. Мошенничества с инвестиционными инструментами. Финансовые пирамиды. Признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.

1

Лабораторные работы

0


Практические занятия

2

1.

Практикум. Кейс – «Заманчивое предложение»

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Подбор материалов и подготовка сообщений по теме «Экономические системы Российской Федерации».

Тема 1.4. Бизнес и предпринимательство. Создание собственного бизнеса

Содержание учебного материала

4

1.

Основные понятия: бизнес, стартап, бизнес-план, бизнес-идея, планирование рабочего времени, венчурист. Экономические явления и процессы общественной жизни. Правовые нормы для защиты прав потребителей финансовых услуг.

2

2.

Внутренняя и внешняя среда предприятия. Организационно-правовые формы предприятий

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

2

1.

Формирование практических навыков по оптимизации личного бюджета в части применения налоговых льгот с целью уменьшения налоговых выплат физических лиц.

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

4

1.

Составить текущий и перспективный личный бюджет, оценить его баланса

2.

Составление сравнительной таблицы организационно-правовых форм предприятий на основе статей Гражданского кодекса РФ

РАЗДЕЛ 2. Организация производства



Тема 2.1. Структура организации

Содержание учебного материала

4

1.

Структура организации. Производственный цикл и его структура.

2

2.

Вспомогательное и обслуживающее хозяйство предприятия



Лабораторные работы

0


Практические занятия

6

1.

Расчет длительности производственного цикла.

2.

Определение оптимального соотношения наличия вспомогательного и обслуживающего производства


3.

Определение оптимального соотношения наличия вспомогательного и обслуживающего производства


Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Работа с учебником: конспект по вопросу «Формы организации общественного производства, производственный цикл и типы производства».

Тема 2.2. Инвестиции

Содержание учебного материала

4

1.

Что такое инвестиции, способы инвестирования, доступные физическим лицам. Сроки и доходность инвестиций. Виды финансовых продуктов для различных финансовых целей. Как выбрать финансовый продукт в зависимости от доходности, ликвидности и риска. Как управлять инвестиционными рисками.

2

2.

Диверсификация активов как способ снижения рисков. Фондовый рынок и его инструменты. Как делать инвестиции. Как анализировать информацию об инвестировании денежных средств, предоставляемую различными информационными источниками и структурами финансового рынка (финансовые публикации, проспекты, интернет-ресурсы и пр.) Как сформировать инвестиционный портфель. Место инвестиций в личном финансовом плане.



Лабораторные работы

0


Практические занятия

4

1.

Практикум: Кейс — «Куда вложить деньги». Формирование навыков анализа информации о способах инвестирования денежных средств, предоставляемой различными информационными источниками и структурами финансового рынка (финансовые публикации, проспекты, интернет-ресурсы и пр.).

2.

Формирование навыков анализа информации о способах инвестирования денежных средств, предоставляемой различными информационными источниками и структурами финансового рынка (финансовые публикации, проспекты, интернет-ресурсы и пр.).


Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

0

Тема 2.3. Страхование

Содержание учебного материала

2


1.

Страховые услуги, страховые риски, участники договора страхования. Учимся понимать договор страхования. Виды страхования в России. Страховые компании, услуги для физических лиц. Как использовать страхование в повседневной жизни?

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

2

1.

Практикум. Кейс – «Страхование жизни».

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

0

РАЗДЕЛ 3. Экономические ресурсы организации (предприятия)




Тема 3.1. Основные средства

Содержание учебного материала

4

1.

Состав и структура основных средств. Показатели движения и использования основных средств

2

2.

Амортизация и износ основных средств. Методы начисления амортизации.

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

6

1.

Расчет показателей использования основных фондов, амортизации, износа.

2.

Расчет показателей использования основных фондов, амортизации, износа.


3.

Расчет показателей определения среднегодовой стоимости основных фондов различными методами


Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Работа с учебником: конспект по вопросу «Нормы амортизации, амортизационные группы, методы амортизации».

Тема 3.2. Оборотные средства

Содержание учебного материала

4

1.

Состав и структура оборотных средств.

2

2.

Нормирование оборотных средств.

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

4

1.

Расчет показателей структуры оборотных средств

2.

Расчет показателей определения среднегодовой стоимости основных фондов различными методами

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Работа с учебником: конспект по вопросу «Нормирование и оборачиваемость оборотных средств и экономия материальных ресурсов».

Тема 3.3. Трудовые ресурсы организации

Содержание учебного материала

4

1.

Состав и структура персонала предприятия.

2

2.

Производительность труда в организации.

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

6

1.

Расчет необходимой численности работников производственного подразделения

2.

Расчет необходимой численности работников производственного подразделения

3.

Определение эффективности использования трудовых ресурсов предприятия

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

4

1.

Выполнение комплексного задания «Расчет основных технико-экономических показателей работы предприятия для анализа хозяйственной деятельности предприятия» (по вариантам).

2.

Работа с учебником: конспект по вопросу «Трудовые ресурсы предприятия».

Тема 3.4. Оплата труда

Содержание учебного материала

2

1.

Формы и системы оплаты труда. Фонд оплаты труда на предприятии.

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

4

1.

Расчет использования трудовых ресурсов предприятия

2.

Расчет средних тарифных разрядов рабочих

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

4

1.

Решение хозяйственной ситуации «Распределение бригадного заработка с помощью коэффициента трудового участия».

2.

Выполнение комплексного задания «Расчет основных технико-экономических показателей работы предприятия для анализа хозяйственной деятельности предприятия» (по вариантам).

Тема 3.5. Пенсии. Налоги.

Содержание учебного материала

4

1.

Что такое пенсия. Как работает государственная пенсионная система в РФ. Что такое накопительная и страховая пенсия. Что такое пенсионные фонды и как они работают. Как сформировать индивидуальный пенсионный капитал. Место пенсионных накоплений в личном бюджете и личном финансовом плане.

2

2

Для чего платят налоги. Как работает налоговая система в РФ. Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы. Виды налогов для физических лиц. Как использовать налоговые льготы и налоговые вычеты.

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

0

РАЗДЕЛ 4. Экономические показатели результатов хозяйственной деятельности предприятия.




Тема 4.1. Производственный бизнес-план

Содержание учебного материала

2

1.

Виды планирования, понятие, структура, цели, задачи

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

0

Самостоятельная работа обучающихся

4

1.

Работа с учебником: конспект по вопросу « Разработка бизнес-плана».

2.

Разработка производственного бизнес-плана малого предприятия

Тема 4.2. Производство и реализация продукции

Содержание учебного материала

2

1.

Понятие и показатели объема и качества продукции.

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

6

1.

Расчет показателей производства и реализации продукции

2.

Расчет показателей производства и реализации продукции


3.

Расчет показателей производственной мощности предприятия


Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Выполнение комплексного задания «Расчет основных технико-экономических показателей работы предприятия для анализа хозяйственной деятельности предприятия» (по вариантам)

Тема 4.3. Затраты и себестоимость продукции

Содержание учебного материала

4

1.

Сущность и классификация издержек.

2

2.

Понятие себестоимости продукции (работ, услуг).

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

4

1.

Составление сметы затрат и калькуляции

2.

Определение полной себестоимости продукции


Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Выполнение комплексного задания «Расчет основных показателей затрат и себестоимости продукции предприятия для анализа хозяйственной деятельности предприятия» (по вариантам)

Тема 4.4. Ценовая политика предприятия

Содержание учебного материала

4

1.

Система цен и их классификация. Состав и структура цены.

2

2.

Сущность ценообразования на предприятии.

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

2

1.

Расчет цены продукции

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

6

1.

Выполнение комплексного задания «Расчет основных технико-экономических показателей работы предприятия для анализа хозяйственной деятельности предприятия» (по вариантам)

2.

Работа с учебником: конспект по вопросу « Виды ценовой политики предприятия и влияние на нее различных типов рынков, на которых функционирует предприятие».

Тема 4.5. Прибыль

Содержание учебного материала

4

1.

Прибыль как экономическая категория.

2

2.

Формирование и использование прибыли организации.

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

4

1.

Расчет прибыли и рентабельности

2.

Расчет показателей эффективности деятельности предприятия

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

6

1.

Выполнение комплексного задания «Расчет основных технико-экономических показателей работы предприятия для анализа хозяйственной деятельности предприятия» (по вариантам)

2.

Оформление отчетов с анализом полученных результатов и выводами об эффективности деятельности предприятия.

РАЗДЕЛ 5. Организация в рыночной среде



Тема 5.1. Маркетинговая деятельность организации

Содержание учебного материала

4

1.

Понятие маркетинговой деятельности..

2

2

Функции маркетинга


Лабораторные работы

0


Практические занятия

2

1.

Расчет эластичности спроса (предложения)

Самостоятельная работа обучающихся

4

1.

Составление маркетингового исследования по выбранному товару по предложенному плану.

Всего:

112


3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.


Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • автоматизированные рабочие места обучающихся (АРМО), оборудованные персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;

  • маркерная доска;

  • автоматизированное рабочее место преподавателя (АРМП), оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;

  • комплект учебно-наглядных пособий;

  • принтер.


Технические средства обучения:

  • мультимедиапроектор;

  • компьютеры с лицензионным программным обеспечением

  • интерактивная доска

  • проектор.


3.2.Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.


Основные источники:

  1. Борисов, Е. Ф. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / Е. Ф. Борисов. — 7-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 383 с. - Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/

  2. Иртамаева М.М. Экономика организации. Курс лекций. ГАПОУ ЧАО «ЧМК», 2016г.

  3. Иртамаева М.М. Экономика организации. Практикум. ГАПОУ ЧАО «ЧМК», 2016г.

  4. Котерова, Н. П. Экономика организации: учебник для студентов СПО/ Н. П. Котерова. - 7-е изд., стер. - Москва : Академия, 2014. - 288 с.


Дополнительные источники:

  1. Васильева Н. А., Т. А. Матеуш, М. Г. Миронов Экономика предприятия. Конспект лекций Юрайт, 2010. – 182 с.

  2. Джакубова Т.Н. Бизнес-план: расчеты по шагам. – М.: Финансы и статистика, 2009.

  3. Казначевская Г. Экономическая теория: Учебник для колледжей. Издательство: Феникс, 2010. Серия: Среднее профессиональное образование, 347с.

  4. Лопарева А.М. Экономика организации (предприятия). Учебно-методический комплекс и Рабочая тетрадь М.: Ф и С: ИНФРА-М, 2011. — 240 с.

  5. Слагода В.Г. Основы экономики. Учебное пособие для средних спе-циальных учебных заведений. — М.: ФОРУМ: РИОР, 2010. – 216 с.

  6. Терещенко О.Н. Основы экономики: рабочая тетрадь: учеб. пособие для учащихся учреждений нач. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 80 с.

  7. Терещенко О.Н. Основы экономики: учеб. для учащихся учреждений нач. проф. Образования. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 192 с.


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

  • определять организационно-правовые формы организаций;

  • экспертная оценка выполнения практических заданий

  • планировать деятельность организации;

  • экспертная оценка выполнения практических заданий

  • определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

  • экспертная оценка выполнения практических заданий

  • заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;

  • экспертная оценка выполнения практических заданий

  • рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации;

  • экспертная оценка выполнения практических заданий

  • находить и использовать необходимую экономическую информацию;

  • экспертная оценка выполнения практических заданий

Знать:

  • сущность организации как основного звена экономики отраслей;

  • экзамен

  • основные принципы построения экономической системы организации;

  • тестирование

  • управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования;

  • тестирование

  • организацию производственного и технологического процессов;

  • тестирование

  • состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

  • экзамен

  • способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии;

  • экзамен

  • механизмы ценообразования, формы оплаты труда;

  • экзамен

  • основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета;

  • экзамен

  • аспекты развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике

  • экзамен


Разработчик:

ГАПОУ ЧАО «ЧМК» преподаватель М.М. Иртамаева

ГАПОУ ЧАО «ЧМК» преподаватель В.Г. Шарова

Эксперты:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!