Просмотр содержимого документа
«Экономика и её роль в жизни общества. Урок-презентация по обществознанию, 8 класс, ФГОС-2»
Обществознание, 8 класс
Урок № 21
Гл. IV. ЭКОНОМИКА
Экономика и её роль в жизни общества
Д.З.: § 17, ?? (с.150), задания (с.150-151) №2 обязательно, «Вспомним» к § 18
© А.И. Колмаков
Задачи урока:
- Расширить представление учащихся об экономике как важной сфере жизни общества, направленной на удовлетворение многообразных потребностей людей.
- Охарактеризовать проблемы, с которыми приходится сталкиваться всем участникам экономических отношений: проблему ограниченности ресурсов и проблему экономического выбора.
- Познакомить учащихся с базовыми экономическими понятиями: потребности, экономические блага, ограниченность ресурсов, альтернативная стоимость.
- Создать условия для формирования у учащихся способности анализировать реальные социальные ситуации для осуществления экономических действий на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов.
- Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: установление причинно-следственных связей, умение структурировать знания, строить логическую цепь рассуждений, приводить доказательства.
Знать и уметь (УУД)
- Раскрывать роль экономики в жизни общества.
- Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов.
- Различать свободные и экономические блага.
- Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора
Понятия, термины
- потребности;
- ресурсы;
- ограниченность ресурсов;
- блага;
- экономические блага;
- свободные блага;
- предметы потребления;
- средства производства;
- экономический выбор;
- альтернативная стоимость
Изучение нового материала
- Потребности и ресурсы.
- Ограниченность ресурсов и экономический выбор.
- Свободные и экономические блага.
- Альтернативная стоимость (цена выбора)
Вспомним. Подумаем.
- ВСПОМНИМ. В чём состоят потребности человека? Каковы основные участники экономики? Из чего складываются ресурсы семьи? Что такое семейный бюджет?
- ПОДУМАЕМ. Почему не все наши желания исполняются? Можем ли мы всегда купить то, что хотим? В чём смысл утверждения «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке»?
Потребности и ресурсы
РЕСУРСЫ –
( с французского ) вспомогательные средства
Ограниченность ресурсов и экономический выбор
Ограниченность ресурсов – недостаточность имеющихся в распоряжении людей ресурсов для производства благ, способных удовлетворить возрастающие потребности человека и общества
Ограниченность ресурсов и экономический выбор
См. документ (с.148)
- Как лучше распорядиться ограниченными ресурсами?
- Почему возникает проблема экономического выбора, что лежит в её основе?
- Кто и каким образом осуществляет этот выбор?
- Как сделать выбор рациональным?
Ограниченность ресурсов и экономический выбор
Проблема распределения ограниченных ресурсов – одна
из основных проблем экономики
Свободные и экономические блага
БЛАГО – то, что является полезным для человека, служит удовлетворению его потребностей
Один из источников роста – способность людей объединить усилия
для достижения общей задачи
Альтернативная стоимость. Цена выбора
Каждый участник экономических отношений обязан поступать
рационально, разумно, расчётливо.
Экономические действия людей – осознанный выбор между
затратами и выгодами в имеющихся вариантах решения.
Альтернативная стоимость. Цена выбора
Альтернативная стоимость. Цена выбора
Экономика демонстрирует рациональность выбора, принимаемых
решений человеком, обществом в условиях ограниченности ресурсов для удовлетворения потребностей.
Альтернативная стоимость. Цена выбора
- Альтернативная стоимость не связана с затратами на производство продукта или его ценой. Альтернативная стоимость — это упущенная выгода, т. е. то, чем пришлось пожертвовать ради производства данного продукта .
- Мы можем осуществлять выбор из нескольких альтернативных вариантов, при этом отказываясь от какого-то одного. Какого же именно? В качестве альтернативной стоимости мы должны рассматривать потерю самого лучшего или следующего по значимости из вариантов в силу того, что ограниченные ресурсы используются лишь по одному назначению.
- Альтернативная стоимость может быть выражена и в денежной форме, если упущенная выгода определяется потерянным денежным доходом.
См. Ситуация (с.149)
Проверь себя
1.Каким образом экономика зависит от объёма и направленности наших потребностей?
2. Откуда люди получают жизненные блага?
3. Почему природные ресурсы планеты нельзя считать неисчерпаемыми?
4. В чём сложность экономического выбора?
5. Что такое альтернативная стоимость?
6. Как определить альтернативную стоимость выбора?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
Литература
- Обществознание. 8 класс : учеб , для общеобразоват. Организаций/ [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; . – 5-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 255 с
- Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. 4 издание. М.: - Просвещение, 2017
- Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс : 0-28 учеб, пособие для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2016. — 174 с.
- Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы
- Иллюстрации из сети Интернет.
- Краюшкина С. В. Тесты по обществознанию: 8 класс: к учебнику под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. И. Городецкой «Обществознание. 8 класс». ФГОС (к новому учебнику) / С. В. Краюшкина. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Экзамен», 2017. — 191, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
©шаблон презентации, источник: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIIIвида. г. Балашов Сайт: http://pedsovet.su/