СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Экономика для начинающих"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа факультативного курса для 4 класса 

Просмотр содержимого документа
«" Экономика для начинающих"»

ПРОГРАММА

«Экономика для начинающих»

для учащихся 4 класса

общеобразовательной школы

с русским языком обучения.


Пояснительная записка

О предмете «Основы экономики и финансовой грамотности» и его актуальности.

Содержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которые ориентируется учитель, воспитывая личность нового типа. Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, и он порою до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы даже ученик начальной школы знал, что такое деньги, из чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники и т.д. В рамках общего экономического образования в начальных классах акцент делается на элементарных понятиях, связанных с жизненным опытом детей. Содержательная часть предмета экономики основывается на настоящих и будущих экономических и социальных ролях учащихся (я – личность и гражданин, я – собственник, я – участник финансового рынка, я – потребитель, я – производитель и др.) В программе экономического курса предусмотрены практические работы: расчет бюджета своей семьи, решение задач с экономической направленностью. Программа ориентирована на подготовку младших школьников к жизни в новых хозяйственно-экономических условиях. Получение детьми знаний позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь школы, родительской семьи. Все полученные знания и умения дети должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Составным элементом экономического воспитания является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к окружающим людям и результатам их трудовой деятельности. Школьники с первых шагов обучения должны осознавать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом миллионов людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людей.

Актуальность экономического воспитания обусловлена ещё и тем, что дети не в состоянии воспринимать и понимать и понимать речевые обороты взрослых, а, кроме того, учащиеся испытывают определённые затруднения при изучении экономической теории в старших классах. Экономические сведения помогут лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., и, кроме того, осознать важность каждой из профессий.

Эффективному постижению азов экономики поможет решение задач, в содержании которых идёт речь о производстве, урожайности, стоимости, о природе и сохранении ее богатства.

Образовательная область «Основы экономики и финансовой грамотности» строится на основе Закона Республики Казахстан «Об образовании», Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан и вопрос о ее упразднении при переходе на 12- летнюю школу не обсуждается. Наоборот, в настоящее время возросла важность финансового образования по двум основным причинам: ответственность и риск принятия решений, которые могут оказывать серьёзное влияние на жизнь и будущее, передаются от государства гражданам; финансовые услуги становятся всё более разнообразными, что означает, что потребителям необходимо делать трудный выбор из широкого выбора вариантов.

В вопросах семейного финансового управления и использования различных финансовых услуг, таких, как кредиты, сбережения, страхования и денежные переводы, налицо значительные проблемы между новыми требованиями и старыми практиками и подходами. Иными словами, семьи и хозяйства нуждаются в базовом финансовом образовании и просвещении, которые представляют собой предоставление знаний, навыков и подходов для усвоения положительной практики управления деньгами в вопросах зарабатывания, трат, сбережений, заимствований и инвестирования.

Цель учебно-методического комплекта «Экономика для начинающих»:

реализация компетентностного подхода в изучении экономики в начальных классах 12-летней школы, приобретение элементарных навыков поведения в условиях рынка, создание понятийной основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах. Основными задачами являются:

  • в сфере обучения – освоение основ знаний о современной экономике, принципах и закономерностях ее функционирования, умений экономической деятельности; пояснение часто встречающихся в повседневной жизни экономических понятий и терминов

  • в сфере самосознания осмысление своего индивидуального потенциала, формирование осознанного гражданского экономического поведения; осваивание первоначальных практических навыков грамотного потребителя в рыночном обществе.

  • в сфере мотивации – развитие интереса к проблемам экономики страны и семьи, постоянной потребности в новых знаниях, стремления к самовыражению и самореализации, что должно стать средством социальной защиты, адаптацией к условиям рынка.

Реализация поставленных задач и цели идёт путем интеграции экономики с познанием мира, математикой, русским языком, технологией, самопознанием, где экономические знания будут находить практический выход (математические расчеты, качества личности – трудолюбие, предприимчивость, экономность). Чем теснее будут осуществляться межпредметные связи, тем продуктивнее будет изучение основ экономики. Поэтому преподавать настоящий курс в начальных классах предпочтительнее тому же педагогу, который преподает и все остальные предметы. В связи с этим курс "Начала экономики" разработан достаточно технологично, чтобы педагог начальной школы, не имеющий специальной подготовки по экономике, мог преподавать этот предмет обучающимся.

На каждом уроке обучающиеся решают предложенные задачи и тем самым знакомятся с экономическими понятиями, выполняют мыслительные операции и арифметические вычисления. Решение экономических задач вносит разнообразие в урок, помогает активизировать мыслительную деятельность, обогащает социально-нравственный опыт, расширяет представление об окружающем мире и словарный математический и экономический запас, закладывает первоначальные основы экономических знаний и способствует развитию качеств личности, необходимых в условиях рыночной экономики. Решение задач с экономическим содержанием поможет воспитывать чувство патриотизма, развивать способность анализировать ситуацию в реальной жизни и принимать самостоятельные решения. Систематическое решение экономических задач на уроках математики поможет преодолеть разрыв между потребностями жизни и педагогическим процессом.

При решении заданий есть большие возможности для создания проблемных ситуаций и создания индивидуальной, групповой работы, заданий разного уровня сложности. Нестандартные задания по математике с экономической информацией способствуют осознанию содержания экономической терминологии, но и повышают интерес к математике, способствуют общему развитию младших школьников, расширяют кругозор.

Наличие задач с экономическим содержанием на уроках математики в начальной школе способствует получению первоначальной экономической грамотности, вносит практическую направленность. Например, при знакомстве с семейным бюджетом учащиеся могут научиться просчитывать рациональную покупку, что необходимо семье. Интеграция экономики и математики дает положительные результаты:

  • значительно увеличивает активность детей на уроке;

  • развивает внутреннюю мотивацию к учению;

  • усиливает познавательные мотивы;

  • расширяет личный опыт учеников;

  • преодолевает оторванность математики от реальной жизни;

  • повышает качество и прочность знаний;

  • повышает роль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому);

  • приучает к бережливости, экономии, предприимчивости.

Методический комплект построен на принципах развивающего обучения:

  • направленность обучения на развитие личности учащегося;

  • субъектная позиция ученика в познавательной деятельности;

  • стимулирование ученика к самостоятельной деятельности;

  • развитие адекватной самооценки;

  • обеспечение мотивированности, осознанности;

  • деятельный подход;

  • ориентация на сотрудничество;

  • поэтапность формирования знаний, умений;

  • использование жизненного опыта учащихся;

  • ориентация на посильность,

  • научность знаний;

  • комфортность участников образовательного процесса.

Структура учебно-методического комплекта «Экономика для начинаю-щих» включает три раздела:

  • Программа. Основное содержание курса с примерным интегративным распределением учебных часов по темам занятий и рекомендуемая последовательность изучения тем.

  • Рабочая тетрадь для учащихся 4 класса. Различные типы заданий для самостоятельной и групповой работы, работы в парах, первичного закрепления знаний и тематического контроля.

  • Методическое руководство для учителя. Требования к уровню подготовки учащихся. Модельные ответы. Тематический материал в помощь учителю.

Учебно-методический комплект «Экономика для начинающих» составлен на основе курса «Основы экономики и финансовой грамотности» для 4 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения.

«Экономика для начинающих» конкретизирует содержание тем курса «Основы экономики и финансовой грамотности» для 4 класса, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

В основе курса лежат следующие дидактические принципы:

Обучение на высоком уровне трудности.

Несмотря на доступную и занимательную форму изложения “ Экономики для начинающих ”, овладение экономическими категориями является достаточно трудной задачей, для решения которой ребенку необходимо прилагать некоторое усилие.

Быстрый темп изучения материала.

На каждом этапе ученики сталкиваются либо с новым материалом, либо с новым взглядом на ранее изученный материал.

Ведущая роль теоретических знаний.

Она заключается в выявлении осознании основных экономических понятий и категорий, которые являются фундаментом изучаемых вопросов, а также в получении необходимых умений и навыков.

Осознание процесса учения.

Осознание процесса учения реализуется в умении учащихся находить взаимосвязи изучаемого экономического материала с другими областями знаний и с окружающей жизнью.

Оптимальное развитие всех детей.

Создание доверительной атмосферы в классе, ситуации успеха для каждого позволяет в рамках курса «Экономика для начинающих», привлекая доступный на бытовом уровне для каждого ребенка опыт и впечатление, добиться раскрытия индивидуальности и развития способностей всех детей.

Особый акцент в программе сделан на использование полученных знаний для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах. В представленном материале дана учебная программа для младших школьников 10 – 11 лет школьников к жизни в новых хозяйственно-экономических условиях.

В нем объясняется доступные для понимания в этом возрасте экономические взаимосвязи, основные экономические принципы и законы.

«Экономика для начинающих» выполняет две основные функции:

  1. Информационно-методическую функцию, которая позволяет учащимся 4 класса получить представление об основах экономики;

  2. Организационно-практическую функцию, которая предусматривает формирование специальных навыков.

Для активизации учащихся и поддержания интереса к изучаемому материалу применяются активные методы учения: деловые и ролевые игры (“Директор школы”, “Праздничный стол”, “Государственный бюджет” и другие, дискуссии на проблемные экономические темы, уроки-презентации с использованием возможностей компьютерных технологий. Все это носит познавательный и праздничный характер. Положительная эмоциональная окраска усиливает мотивационный аспект.

Активность ученика в процессе обучения тесно связана с его интересом к предмету. Только в этом случае он принимает активное участие в обсуждении поставленных учителем вопросов, внимателен к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке выводов и правил. Интерес как нельзя лучше помогает запоминанию и повышает работоспособность. Занимательные задания (ребусы, загадки, шарады, филворды, кроссворды, логические задачи) развивают память, мышление и закрепляют знания.

Для эффективной работы по данному курсу важна тесная связь с родителями. Их необходимо посвящать в то, происходит на занятиях, вовлекать в учебный процесс, создавая условия для их непосредственного участия в расширении представлений детей о различных аспектах экономической жизни семьи, города, страны. Этому могут способствовать и специальные домашние задания, при выполнении которых детям предлагается обращаться за помощью к родителям: консультироваться, обсуждать возможные варианты решений и способы их доказательства. При работе с родителями предлагаются различные формы: устная или письменная информация о содержании курса, о результатах занятий, консультации, собрания, конференции, участие в конкурсах, дискуссионный клуб, обмен опытом между родителями.

Приемы контроля усвоения знаний и умений, критерии экономической подготовки

Для контроля знаний, осуществления дифференциации и индивидуализации обучения предусмотрены задания разной степени сложности с учетом интересов и возможностей учеников. В процессе проверки необходимо выяснить, как учащиеся умеют воспринимать и воспроизводить полученную экономическую информацию, конкретизировать свои ответы примерами из жизни. В ходе игровых действий проявляются экономические знания. В практической и трудовой деятельности, возможно, проверить знание сути экономических явлений. Через умения организовать и спланировать предстоящую работу, умения бережного и рационального использования материалов и времени, возможно, оценить сформированность таких качеств личности ученика как бережливость, целеустремленность, активность, предприимчивость. Проверка и оценка экономических знаний и умений может быть проведена в виде письменного или устного опроса, тестовых или контрольных работ или при практическом применении в заданиях игрового характера. В оценке экономической подготовленности учащихся при прохождении курса выделены три критерия:

  1. Овладение комплексом экономических понятий, категорий, законов, доступных возрасту младшего школьника.

  2. Степень овладения экономическими умениями, направленными на совершенствование производства и труда, на получение более высоких показателей в учебе (умение планировать работу, рационально использовать оборудование и материалы, использовать передовые приемы труда, анализировать ход и результаты работы), на активность при участии в ролевых и деловых играх, на правильность и обоснованность ответов в ходе тренингов и практикумов.

  3. Уровень сформированности экономически значимых качеств личности (трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, деловитость, экономность, предприимчивость).

Подход к оцениванию носит строго индивидуальный характер, учитывает интерес и склонности ученика к экономическим знаниям, возрастные психофизиологические особенности. Младший школьный возраст – первая ступенька для овладения экономическими знаниями, начало формирования экономических качеств личности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


«Экономика для начинающих» предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы экономики и финансовой грамотности» на этапе начального обучения являются:

  • использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • творческое решение учебных и практических задач;

  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своей работы;

  • использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Материал учебно-методического комплекса «Экономика для начинающих» рассчитан не на механическое заучивание, а на осмысленное восприятие разнообразной информации, на выработку способности самостоятельно искать решение многочисленных проблем, возникающих в жизни человека. Поэтому задания строятся не как обычные, а по типу компетентностно-ориентированных заданий в сочетании с методами критического мышления.

Основные критерии отбора содержания учебного курса "Экономика для начинающих": индивидуально-возрастные, функциональные возможности учащихся начальной сту­пени школы.


Приоритетными видами подготовки в формирова­нии основ экономики являются:

  1. теоретическая подготовка – элементарные теоретические знания об экономике;

  2. практическая подготовка — формирование личностных качеств человека в выполнении практических заданий.

К особенностям компетентностного обучения, составляющего основу данной программы, относятся следующие методические подходы:

  1. Интегративный – реализуется при формировании межпредметных связей в содержании дисциплины «Экономика и финансовая грамотность».

  2. Системный – выражается взаимосвязью и взаимозависимостью человека, общества, природы.

  3. Культурологический – обращён к сохранению и развитию преемственности ценностей культуры

  4. Личностно ориентированный – будучи ведущей тенденцией в современной сфере образования, обнаруживает пути формирования духовного мира личности, условий её культурной самореализации и саморазвития.

  5. Деятельностный – воспитание у подрастающей личности потребностно-мотивационной сферы изучения экономики.

Основное содержание курса «Экономика для начинающих».

Для чего нужна экономика (1 ч)

     Экономика как наука. Краткие исторические сведения о ее возникновении и развитии - как результате новых форм взаимодействия человека и природы. Разделение труда. Отрасли экономики. Взаимодействие отраслей экономики.

Государственный бюджет (1 ч)

     Правительство. Понятие бюджета: семейного, государственного. Составляющие государственного бюджета. Доходы и расходы. Понятие государственной казны. Налоги.

Деньги. Как появились деньги (1 ч)

Свойства и функции денег, позволяющие им стать универсальным средством обмена. Деньги разных стран. Понятие «купюра». Обмен как основной способ получения нужных товаров и услуг. Специализация и необходимость обмена. Выгодность добровольного обмена для его участников. Использование денег. Размен.

Путешествие на воздушном шаре. Природные богатства Казахстана (1 ч)

Природные зоны. Города Казахстана. Горные хребты. Охрана природы. Значение животных и растений для человека.

Понятие о ресурсах и их экономике. Глобальные проблемы человечества (1 ч)

Какие бывают ресурсы? (природные, капитальные, трудовые). Ограниченность природных ресурсов. Восполнимые и невосполнимые ресурсы. Необходимые ресурсы для дальнейшей жизни. Экология. Загрязнение окружающей среды региона. Терроризм. Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов.

Национальное богатство страны. Чем богат наш регион (1 ч)

Национальное богатство страны. Полезные ископаемые. Что дает область и район стране? Месторождения Костанайской области. Использование полезных ископаемых.

Экономим воду (1 ч)

Значение воды для человека. Использование воды. Нехватка питьевой воды. Экономия воды.

Красная книга Казахстана. Животные (1 ч)

Структура Красной книги.. Цели Красной книги. Животные, занесённые в Красную книгу Казахстана. Заповедники Казахстана. Заказники. Национальные парки. Охрана природы. “Красная книга”.

Красная книга Казахстана. Растения (1 ч)

Польза растений для человека и животных. Растения, занесённые в Красную книгу Казахстана. Причины сокращения численности растений и животных.

Экономия энергии и ресурсов. Экономим тепло (1 ч)

Приспособления для освещения. Помощь электричества. Откуда приходит электричество. При помощи чего образуется энергия. Правила обращения с электроприборами.

Международная торговля (1 ч)

     Внешняя торговля. Почему появилась международная торговля. Понятие об экспорте, импорте. Прибыльность, эффективность производства. Международные отношения.

Доходы и расходы семьи (1 ч)

Доход семьи. Заработная плата - один из основных источников дохода семьи. Повременная и сдельная заработная плата. Причины существования различных форм заработной платы. Другие виды доходов семьи - пенсии, пособии, стипендии. Собственность как источник дохода. Доход семьи как источник увеличения ее богатства. Сбережения. Помощь детей в доходе семьи.

Основные потребности человека и семьи (1 ч)

Потребности. Факторы, влияющие на формирование потребностей. Ограниченность возможностей для удовлетворения потребностей. Необходимость выбора. Товары и услуги. Взаимосвязь людей разных профессий и способы удовлетворения потребностей. Желания человека.

Экономим время. Режим дня (1ч)

Время. Соблюдение режима дня. Потерянное зря время. Составление режима дня.

Мой дом. Моя семья. (1 ч)

Семья. Члены семьи, возраст. Обязанности в семье. Помощь детей. Традиции и обычаи казахского и русского народа.

У нас гости (1 ч)

Зачем ходят в гости. Традиции гостеприимства народов разных стран. Каким должен быть хозяин. Правила для хозяев и гостей.


Требования к уровню подготовки учащихся.

К концу 4 класса учащиеся должны знать, что:

  • они с точки зрения экономики – потребители, а экономика призвана направить деятельность людей на удовлетворение потребностей человека;

  • виды потребностей, факторы, влияющие на их формирование.

Учащиеся должны иметь представление о следующих понятиях:

  • о семье, ее вариантах, членах семьи;

  • о потребностях;

  • о том, что работа – это способ удовлетворения потребностей;

  • о различных профессиях;

  • об ограниченности ресурсов и возможностей;

  • о потребителе, о том, кто потребляет товар;

  • о товаре как продукте труда, созданном для обмена;

  • об экологии как науке, изучающей проблемы защиты окружающей среды.

  • о деньгах, при помощи которых разрешается проблема бартера;

  • о свойствах и функциях денег;

  • об истории денег;

  • о богатстве как сумме ценностей всего имущества;

  • о зарплате как основном источнике доходов семьи, о видах зарплаты;

  • о социальной помощи населению, пенсиях, стипендиях;

  • о собственности и о праве ею распоряжаться;

  • о бюджете, где учитываются доходы и расходы государства и семьи;

  • о ресурсах: природных, капитальных, трудовых.

  • о государстве и его значении для человека;

  • о способах обогащения государства;

  • о налогах, как фиксированных платежах, взимаемых государством;

  • о плате за пользование природными ресурсами;

  • о национальном богатстве страны;

  • о том, как образуется электроэнергия;

  • об экспорте, импорте;

  • о режиме дня;

  • об обычаях и традициях;

  • о правилах гостеприимства.

Учащиеся должны уметь:


  • рассказать о своей семье

  • называть материальные и духовные потребности;

  • рассчитать примерный бюджет семьи;

  • составить режим дня;

  • делать выбор между “хочу” и “надо”;

  • отличать товар от услуги;

  • давать характеристику различным профессиям;

  • изображать схему или рисунок к теме;

  • приводить примеры из жизни к созданной на уроке ситуации;

  • сопоставлять ранее изученный материал с новым материалом;

  • отстаивать собственную позицию;

  • совершать операцию обмена.

  • выбирать оптимальный с экономической и нравственной точек зрения вариант выполнения работы и обосновать свой выбор;

  • решать экономические задачи: текстовые, в виде схем и рисунков, и уметь их так же изображать;

  • выбирать верное решение их нескольких предложенных вариантов

  • работать с табличным материалом:

  • основные полезные ископаемые Казахстана;

  • объяснять важность экономии ресурсов;

  • рассчитать экономию электроэнергии;

  • объяснить значение для человека растений и животных;

  • называть основных торговых партнёров Казахстана.

Место изучения курса.

В базисном учебном плане запланировано обязательное изучение учебного курса «Основы экономики и финансовой грамотности» за счет интеграции с предметом «Познание мира» (17ч).


Календарно-тематическое планирование

«Экономика для начинающих»

4 КЛАСС

Всего 17 часов


Наименование разделов и тем занятий

Область интеграции

Количество часов

Предмет

Тема

1


Для чего нужна экономика

Познание мира.

Происхождение жизни


1

математика




2


Государственный бюджет

(ролевая игра)

Познание мира.

Техника, строительство – продукт мысли и труда человека



1

математика



3


Деньги. Как появились деньги.

Познание мира.

Человек и культура


1

математика




4



Путешествие на воздушном шаре

Познание мира

Изучение природы



1

самопознание

Сочинение «Мой край родной»

математика



5


Понятие о ресурсах и их экономике

Познание мира

Казахстан на географической карте


1

математика



6


Национальное богатство страны. Чем богат наш регион.

Познание мира

Полезные ископаемые


1

математика



7


Экономим воду

Познание мира.

Охрана воды


1

самопознание

Живая вода

математика




8



Красная книга Казахстана

(животные)

Познание мира

Пустыни. Растения и животные пустынь



1




Самопознание

Живительные силы природы

математика



9


Красная книга Казахстана

(растения)

Познание мира.

Водоёмы, растения и животные водоёмов.



1

математика



10


Экономия энергии и ресурсов.

Экономим тепло.

Познание мира

Солнце – источник света и тепла.


2

математика



11


Международная торговля

Познание мира

Ближнее и дальнее зарубежье


1

математика




12



Доходы и расходы семьи

Познание мира

Семья – маленькое общество. Что посеешь, то и пожнёшь.



1

математика



13

Основные потребности человека и семьи.

Ролевая игра

Познание мира

Родственные отношения


1

математика



14



Экономим время. Режим дня.

Познание мира

Школа


1

самопознание

Мои увлечения

математика



15


Мой дом, моя семья

Познание мира

Наш аул


1

самопознание

Традиции семьи


16


У нас гости

Познание мира

Богатство аула


1

самопознание

Традиции семьи

технология

Приготовление бутерброда «Божья коровка»



13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!