СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экономическое развитие СССР в 30-е годы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация рассказывает о предпосылках перехода от политики НЭПа к развёрнутому строительству социализма в СССР.

Просмотр содержимого документа
«Экономическое развитие СССР в 30-е годы»

История России  9 класс     Экономическое развитие СССР в 30-е годы МБОУ СОШ № 8 г.Чехов Московской обл. Лисовский Александр Иванович, учитель истории и обществознания 1-й квалификационной категории

История России 9 класс

Экономическое развитие СССР

в 30-е годы

МБОУ СОШ № 8 г.Чехов Московской обл.

Лисовский Александр Иванович,

учитель истории и обществознания

1-й квалификационной категории

Хлебозаготовительный кризис 1927 года В ноябре-декабре 1927 г. резко сократилась продажа крестьянами зерна и других продуктов государству, которое не смогло дополнительно получить в своё распоряжение 130 млн пудов хлеба . Почему возник хлебозаготовительный кризис? Неурожай в некоторых районах страны. Низкие закупочные цены (установленные заранее). Нехватка промышленных товаров для обмена на сельхозпродукцию. Сложная международная обстановка, которая не исключала начала новой войны (с Великобританией).

Хлебозаготовительный кризис 1927 года

В ноябре-декабре 1927 г. резко сократилась продажа крестьянами зерна и других продуктов государству, которое не смогло дополнительно получить в своё распоряжение 130 млн пудов хлеба .

Почему возник хлебозаготовительный кризис?

  • Неурожай в некоторых районах страны.
  • Низкие закупочные цены (установленные заранее).
  • Нехватка промышленных товаров для обмена на сельхозпродукцию.
  • Сложная международная обстановка, которая не исключала начала новой войны (с Великобританией).

Хлебозаготовительный кризис 1927 года Крестьяне резко сократили продажу зерна государству и посевные площади.  Результатом это стали следующие явления: Народ бросился раскупать товары первой необходимости. План вывоза зерна за границу был сорван, сокращены промышленные программы. Резко подскочили цены на продовольствие. Были введены карточки на хлеб. Карточная система распространилась на все продовольственные и промышленные товары.  Какие меры принимало правительство ранее для преодоления кризисов хлебозаготовок? Прежние заготовительные кризисы, возникавшие с регулярной частотой в весенне-осенний период, правительство разрешало сугубо экономическими рычагами. В частности существенным ростом закупочных цен на необходимую государству сельхозпродукцию.

Хлебозаготовительный кризис 1927 года

Крестьяне резко сократили продажу зерна государству и посевные площади.

Результатом это стали следующие явления:

  • Народ бросился раскупать товары первой необходимости.
  • План вывоза зерна за границу был сорван, сокращены промышленные программы.
  • Резко подскочили цены на продовольствие.
  • Были введены карточки на хлеб. Карточная система распространилась на все продовольственные и промышленные товары.

Какие меры принимало правительство ранее для преодоления кризисов хлебозаготовок?

Прежние заготовительные кризисы, возникавшие с регулярной частотой в весенне-осенний период, правительство разрешало сугубо экономическими рычагами. В частности существенным ростом закупочных цен на необходимую государству сельхозпродукцию.

Хлебозаготовительный кризис 1927 года В январе 1928 г. из-за резкого обострения международной обстановки и возникновения реальной угрозы начала новой мировой войны весь состав Политбюро ЦК ВКП(б) принял решение применить меры административного воздействия в отношении тех крестьянских хозяйств, владельцы которых не желали сдавать хлеб государству по установленным им закупочным ценам.  Какие меры внеэкономического принуждения были приняты:  Насильственная конфискация всех излишков хлеба в государственный резервный фонд.  Частичная раздача хлеба беднейшим слоям деревни.  Привлечение к уголовной ответственности по статьям за спекуляцию владельцев крестьянских хозяйств, которые открыто отказывались добровольно продавать излишки хлеба государству по установленным закупочным ценам.  Выезд в Западную Сибирь, Поволжье, Украину и Северный Кавказ членов Политбюро ЦК ВКП(б) и привлечение 30 тыс. коммунистов-рабочих к заготовке хлеба.

Хлебозаготовительный кризис 1927 года

В январе 1928 г. из-за резкого обострения международной обстановки и возникновения реальной угрозы начала новой мировой войны весь состав Политбюро ЦК ВКП(б) принял решение применить меры административного воздействия в отношении тех крестьянских хозяйств, владельцы которых не желали сдавать хлеб государству по установленным им закупочным ценам.

Какие меры внеэкономического принуждения были приняты:

  • Насильственная конфискация всех излишков хлеба в государственный резервный фонд.
  • Частичная раздача хлеба беднейшим слоям деревни.
  • Привлечение к уголовной ответственности по статьям за спекуляцию владельцев крестьянских хозяйств, которые открыто отказывались добровольно продавать излишки хлеба государству по установленным закупочным ценам.
  • Выезд в Западную Сибирь, Поволжье, Украину и Северный Кавказ членов Политбюро ЦК ВКП(б) и привлечение 30 тыс. коммунистов-рабочих к заготовке хлеба.

Хлебозаготовительный кризис 1927 года И.В.Сталин В.М.Молотов Л.М.Каганович А.А.Андреев На заготовку хлеба было направлено 30 тыс. членов партии из числа рабочих

Хлебозаготовительный кризис 1927 года

И.В.Сталин

В.М.Молотов

Л.М.Каганович

А.А.Андреев

На заготовку хлеба было направлено

30 тыс. членов партии из числа рабочих

Что делать? Анализ причин кризиса и поиски путей выхода из него привели к формированию двух точек зрения по вопросу о путях дальнейшего развития экономики, а, значит, и всей страны.

Что делать?

Анализ причин кризиса и поиски путей выхода из него привели к формированию двух точек зрения по вопросу о путях дальнейшего развития экономики, а, значит, и всей страны.

Что делать? Автором  первой точки зрения был И.В.Сталин . Считал, что причиной кризиса явилось:  нарушение пропорций между развитием промышленности и сельского хозяйства (слабая промышленность не может обеспечить выпуск необходимых для села товаров); 2) мелкое крестьянское хозяйство не способно удовлетворить потребности растущей промышленности; 3) крупный производитель-кулак сознательно срывал хлебозаготовки .

Что делать?

Автором первой точки зрения был И.В.Сталин .

Считал, что причиной кризиса явилось:

  • нарушение пропорций между развитием промышленности и сельского хозяйства (слабая промышленность не может обеспечить выпуск необходимых для села товаров);

2) мелкое крестьянское хозяйство не способно удовлетворить потребности растущей промышленности;

3) крупный производитель-кулак сознательно срывал хлебозаготовки .

Что делать? И.В.Сталин предложил свой путь выхода из кризиса. Путь выхода из кризиса:   сосредоточить все финансовые и материальные ресурсы на решение проблемы индустриализации страны;  2) заняться переустройством сельского хозяйства в сторону создания высокотоварных коллективных хозяйств, которые не только эффективнее индивидуальных, но и больше соответствуют социалистическому идеалу.

Что делать?

И.В.Сталин предложил свой путь выхода из кризиса.

Путь выхода из кризиса:

  • сосредоточить все финансовые и материальные ресурсы на решение проблемы индустриализации страны;

2) заняться переустройством сельского хозяйства в сторону создания высокотоварных коллективных хозяйств, которые не только эффективнее индивидуальных, но и больше соответствуют социалистическому идеалу.

Что делать? Автором  второй точки зрения был Николай Иванович Бухарин. Считал, что к кризису привели субъективные причины:   не был создан резервный фонд промтоваров ;  2) рост денежных доходов деревни не был сбалансирован налогами, что обострило товарный голод ;  3) Были установлены низкие закупочные цены на хлеб .

Что делать?

Автором второй точки зрения был Николай Иванович Бухарин.

Считал, что к кризису привели субъективные причины:

  • не был создан резервный фонд промтоваров ;

2) рост денежных доходов деревни не был сбалансирован налогами, что обострило товарный голод ;

3) Были установлены низкие закупочные цены на хлеб .

Что делать? Н.И.Бухарин предложил:   устранить все названные причины;  2) создавать крупные коллективные хозяйства;  3) основой аграрного сектора на длительное время оставить индивидуальные крестьянские хозяйства. Пленум ЦК ВКП(б) в апреле 1929 года поддержал сталинскую программу, что позволило перейти к проведению политики «великого перелома».

Что делать?

Н.И.Бухарин предложил:

  • устранить все названные причины;

2) создавать крупные коллективные хозяйства;

3) основой аграрного сектора на длительное время оставить индивидуальные крестьянские хозяйства.

Пленум ЦК ВКП(б) в апреле 1929 года поддержал сталинскую программу, что позволило перейти к проведению политики «великого перелома».

Социально-психологические предпосылки «великого перелома» Поражение Н.Бухарина и его сторонников было вызвано не только лидерством И.Сталина в партии и стране. Но и тем, что советское общество к этому времени было психологически подготовлено к подобному повороту событий: - во-первых, народ:  привлекала идея Сталина быстро построить социализм в одной, отдельно взятой стране;  он хотел видеть реальные результаты революции;  у него появилась надежда на реализацию идей революции;  во-вторых,  члены  партии:  члены партии устали от бесконечных дискуссий в своих рядах;  хотели обрести ясную цель в борьбе за социализм.

Социально-психологические предпосылки «великого перелома»

Поражение Н.Бухарина и его сторонников было вызвано не только лидерством И.Сталина в партии и стране. Но и тем, что советское общество к этому времени было психологически подготовлено к подобному повороту событий:

- во-первых, народ:

  • привлекала идея Сталина быстро построить социализм в одной, отдельно взятой стране;
  • он хотел видеть реальные результаты революции;
  • у него появилась надежда на реализацию идей революции;
  • во-вторых, члены партии:
  • члены партии устали от бесконечных дискуссий в своих рядах;
  • хотели обрести ясную цель в борьбе за социализм.

Социально-психологические предпосылки «великого перелома» «Шахтинское дело» (официально «Дело об экономической контрреволюции в Донбассе») - судебный процесс, проходивший с 18 мая по 6 июля 1928 г. в московском Доме Союзов. В рамках процесса группа из 53-х руководителей и специалистов угольной промышленности СССР - входившая в ВСНХ, трест «Донуголь» и в управляющие органы ряда шахт Донбасса - обвинялась во вредительстве и саботаже; кроме того участников процесса, являвшихся преимущественно представителями старой (дореволюционной) технической интеллигенции обвиняли в создании подпольной контрреволюционной организации, связанной с зарубежными антисоветскими центрами. Адвокаты в процессе  Осуждённые

Социально-психологические предпосылки «великого перелома»

«Шахтинское дело» (официально «Дело об экономической контрреволюции в Донбассе») - судебный процесс, проходивший с 18 мая по 6 июля 1928 г. в московском Доме Союзов. В рамках процесса группа из 53-х руководителей и специалистов угольной промышленности СССР - входившая в ВСНХ, трест «Донуголь» и в управляющие органы ряда шахт Донбасса - обвинялась во вредительстве и саботаже; кроме того участников процесса, являвшихся преимущественно представителями старой (дореволюционной) технической интеллигенции обвиняли в создании подпольной контрреволюционной организации, связанной с зарубежными антисоветскими центрами.

Адвокаты в процессе

Осуждённые

Социально-психологические предпосылки «великого перелома» ...по мере нашего продвижения вперёд, сопротивление капиталистических элементов будет возрастать, классовая борьба будет обостряться, а Советская власть, силы которой будут возрастать всё больше и больше, будет проводить политику изоляции этих элементов, политику разложения врагов рабочего класса, наконец, политику подавления сопротивления эксплуататоров, создавая базу для дальнейшего продвижения вперёд рабочего класса и основных масс крестьянства. 

Социально-психологические предпосылки «великого перелома»

...по мере нашего продвижения вперёд, сопротивление капиталистических элементов будет возрастать, классовая борьба будет обостряться, а Советская власть, силы которой будут возрастать всё больше и больше, будет проводить политику изоляции этих элементов, политику разложения врагов рабочего класса, наконец, политику подавления сопротивления эксплуататоров, создавая базу для дальнейшего продвижения вперёд рабочего класса и основных масс крестьянства. 

Социально-психологические предпосылки «великого перелома» Сторонники Н.Бухарина (А.Рыков, М.Томский и др.) были обвинены в «правом уклоне». На ноябрьском Пленуме ЦК ВКП(б) принадлежность к «правому уклону» была признана несовместимой с пребыванием в партии. Н.И.Бухарин выведен из состава Политбюро ЦК ВКП(б) А.И.Рыков освобождён от должности Председателя СНК СССР В.М.Молотов стал Председателем СНК СССР

Социально-психологические предпосылки «великого перелома»

Сторонники Н.Бухарина (А.Рыков, М.Томский и др.) были обвинены в «правом уклоне».

На ноябрьском Пленуме ЦК ВКП(б) принадлежность к «правому уклону» была признана несовместимой с пребыванием в партии.

Н.И.Бухарин выведен из состава Политбюро ЦК ВКП(б)

А.И.Рыков освобождён от должности Председателя СНК СССР

В.М.Молотов стал Председателем СНК СССР

Ленинский план построения социализма Решающие составные части ленинского плана построения социализма в СССР это:  индустриализация страны,  коллективизация сельского хозяйства,  культурная революция. Под признанным лидерством И.В.Сталина народ и партия приступают к воплощению в жизнь ленинского плана строительства социализма в одной, отдельно взятой стране.

Ленинский план построения социализма

Решающие составные части ленинского плана построения социализма в СССР это:

  • индустриализация страны,
  • коллективизация сельского хозяйства,
  • культурная революция.

Под признанным лидерством И.В.Сталина народ и партия приступают к воплощению в жизнь ленинского плана строительства социализма в одной, отдельно взятой стране.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!