Обществознание, 10
Урок № 28-29
Экономическая культура
Д.З.: § 13, ?? (с.150), задания (с.150-151). Составить памятку «Этический кодекс предпринимателя».
Повторить § 12-13, понятия.
© ред. А.И. Колмаков
Цели урока
1. Способствовать формированию представлений о сущности и структуре экономической культуры, её влиянии на цели и результаты экономической деятельности.
2. Содействовать развитию познавательной активности учащихся, умений выявлять свои потребности, определять качество товаров и использовать информацию, полученную на уроке, в практической деятельности.
3. Прививать навыки потребительской культуры, осознанного отношения к поступкам в потребительской сфере.
Понятия, термины
- экономическая культура;
- экономическая культура личности;
- экономические знания;
- экономическое мышление;
- потребности, интересы, мотивы;
- ценностные ориентации;
- экономические отношения;
- деловая этика;
- экономическая свобода;
- предпринимательство;
- (социальная) ответственность.
Знать и уметь
- Знать основные элементы экономической культуры.
- Уметь:
- определять значение экономической направленности и социальных установок личности;
- определять, от чего зависит выбор человеком эталона экономического поведения;
- объяснять, в чем суть и значение экономически грамотного и нравственно ценного поведения человека в экономике.
Изучение нового материала
- Экономическая культура.
- Экономический интерес, экономическое поведение.
- Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта.
- Культура производства и потребления.
Актуализация знаний
- Каждому ли человеку нужна экономическая культура?
- Экономическая свобода: анархия или ответственность?
- Где границы экономической свободы?
- Выгодно ли быть честным?
- Своевременен ли Дон Кихот?
1. Экономическая культура
- Экономическая культура в широком смысле слова — это совокупность созданных обществом материальных и духовных средств производственной деятельности: машины, сооружения, города, дороги и т. д.; экономические знания, умения, навыки, способы и формы общения людей, экономический интеллект.
- Экономическая культура в узком смысле слова — это типичный способ экономического мышления и деятельности народа, группы, индивидов. С его помощью люди адаптируются к конкретным социально-экономическим условиям
Экономическая культура выступает составной и существенной частью общей культуры.
Экономическая культура
- система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний , оценок и действий человека, содержание традиций и норм , регулирующих экономические отношения и поведение.
- совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ и т.п.
- Стремление человека получить блага, необходимые ему для обеспечения своей жизни и семьи.
- потребности
- интересы
- мотивы
(круги Эйлера)
Ценностные ориентации
- Экономическая свобода.
- Конкуренция.
- Уважение к собственности, коммерческому успеху.
Экономические отношения
- Важное проявление экономической культуры.
- Включают в себя:
- отношения собственности, обмен деятельностью, распределение товаров и услуг.
- отношения собственности,
- обмен деятельностью,
- распределение товаров и услуг.
- Проблема социальной справедливости.
Качества личности
- Трудолюбие.
- Ответственность.
- Расчетливость.
- Умение рационально организовать свой труд.
- Предприимчивость.
- Новаторство.
- Расточительство.
- Бесхозяйственность.
- Рвачество.
- Мошенничество.
Уровень экономической культуры личности
2. Экономический интерес, экономическое поведение:
- Экономическая свобода: свобода принятия экономических решений, свободу экономических действий.
совокупность экономических интересов, ценностей, норм, правил, умений и навыков, которые являются регуляторами экономического поведения.
Экономическая культура состоит из поведенческих стереотипов и экономических знаний:
Уровни экономической культуры:
- ученые-экономисты - теоретическое экономическое сознание
- Чиновники государственных структур, директора, менеджеры, предприниматели – культура практического экономического мышления
- массовое сознание – культура производственной и потребительской мотивации
Основы новой экономической культуры:
Создание в обществе условий, обеспечивающих необходимые социальные ориентации поведения субъектов хозяйствования в целом и отдельно — поведения лиц, принимающих решения; поддержание мобильной системы информации и связи; совершенствование рекламы; организация деятельности экономических и финансовых институтов.
3. Свобода экономической
деятельности
и социальная
ответственность
хозяйствующего субъекта
3. Свобода экономической
деятельности
и социальная
ответственность
хозяйствующего субъекта
Становление экономической культуры личности означает приобщение её к ценностям науки и к опыту позитивного, социально полезного поведения в экономической сфере.
Особенности экономической культуры:
- Включает только те ценности, нормы, потребности, предпочтения, которые возникают из нужд экономики и оказывают на неё значимое (позитивное или негативное) влияние;
- огромная роль власти как проводника влияния культуры на экономику ;
- Ориентация в большей степени, чем другие виды культуры на управление поведением людей;
- взаимосвязь с типом мышления, менталитетом и традициями народа.
Свободное предпринимательство
- Право заниматься предпринимательством, создав новое или купив в собственность предприятие.
- Самостоятельное управление предприятием.
- Найм и увольнение сотрудников.
- Распоряжение прибылью и др.
Качества предпринимателя
Ценностные
ориентации:
свобода;
к собственности, коммерческому успеху
- инициатива;
- риск;
- лидер;
- организатор;
- решительность;
- независимость
экономического мышления;
- самостоятельность в суждениях
СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
- Ядро экономической культуры общества -
развитое общественное экономическое сознание
ДЕЛОВАЯ ЭТИКА
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА:
- культура труда;
- культура потребления;
- эффективность управления (принятия экономических решений).
- Нормы и правила поведения в хозяйственной деятельности.
«Честным быть выгодно»
Свобода предпринимательства: п редприниматель должен проявлять социальную ответственность, т.е. он должен руководствоваться не только своими личной выгодой, но и интересами общества в целом.
Социальная ответственность
- Соблюдение законов.
- Предвосхищение будущего:
- формирование потребителя, обеспечение экологической безопасности, обеспечение социальной, политической стабильности общества, повышение уровня образования и культуры.
- формирование потребителя,
- обеспечение экологической безопасности,
- обеспечение социальной, политической стабильности общества,
- повышение уровня образования и культуры.
Устойчивое развитие – это такое развитие общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешнего поколения, не нанося при этом ущерба будущим поколениям для удовлетворения их потребностей.
Связь экономической культуры и деятельности
деятельность
результат
успех
личность
социальные роли
собственник
производитель
потребитель
экономическая культура
Требования к экономической культуре
ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
СОБСТВЕННИКА
- Образование.
- Высокая нравственность.
- Высокий уровень общей культуры.
- Самодисциплина.
- Самоконтроль
- Стремление использовать собственность для своего развития, во благо ближних и всего общества:
- спонсорство, благотворительность.
- спонсорство,
- благотворительность.
ДВА СУЖДЕНИЯ О РЫНКЕ:
«Рынок с его обожествлением экономической свободы несовместим с подлинным равенством, а потому все рыночное общество по сути своей… антинародно».
«Именно приватизированная собственность делает человека независимым, служит надежным гарантом его свободы».
А ВАШЕ МНЕНИЕ?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ
Контрольные вопросы
Рефлексия
Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я научился…
- Я смог…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…