СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экономическая география Пензенского края 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом разделе представлена рабочая программа экономической географии Пензенского края для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Экономическая география Пензенского края 9 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Целью данной программы является формирование единого целостного взгляда на природу и экономику своего края, понимая взаимосвязи исторического и экономического развития области, знаний о влиянии окружающей среды на жизнь и деятельность человека, состояние его здоровья.

Особое внимание в программе обращается на формирование у учащихся умений оценивать природные богатства родного края, знаний о путях их рационального использования, о характерных изменениях окружающей среды, происходящих под воздействием хозяйственной деятельности человека.

Изучение географии своей области призвано способствовать осознанию своеобразия и неповторимости родного края и, в то же время, воспитанию разносторонне развитой личности, рачительного хозяина.

Программа предполагает интегрированный подход к содержанию курса. Кроме традиционной внутрипредметной интеграции (изучение природы, населения, хозяйства области), предполагается широкая межпредметная интеграция.

Особое внимание в программе уделяется практическим работам. Они нацеливают учителя на использование практического метода обучения в сочетании с наглядным и словесным. Учащиеся при этом работают с моделями географической действительности и средствами наглядности, а на местности - непосредственно с географическими объектами и явлениями.

Практические работы не являются обязательными, они могут быть скорректированы учителем с учетом местных условий и возможностей. Допустимы изменения в содержании программного материала, самостоятельное определение времени на изучение тем, изменение последовательности изучаемых вопросов, введение нового учебного материала.

Предлагаемая программа направлена на реализацию следующих задач:

-овладение системой знаний о природе и экономике родного края;

-формирование географического мышления, умения оценивать природные условия и ресурсы с точки зрения жизненных потребностей человека и его хозяйственной деятельности;

-развитие и удовлетворение интереса учащихся к происходящим явлениям в природе и экономике своей территории;

-формирование умения оценивать экономико-географическую обстановку территории, видеть возможные пути решения проблем природы и экономики;

-формирование умения анализировать статистические материалы о населении и хозяйстве области;

-формирование умения ориентироваться по карте, на местности, использовать картографические знания для решения простых производственных и бытовых задач.










ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

9 класс

34 часа (1 час в неделю)

ВВЕДЕНИЕ (1)


Что изучает экономическая и социальная география Пензенской области.

Источники экономико-географических знаний. Тематические карты. Справочники и другие текстовые и статистические источники. Средства массовой информации области.

ТЕМА 1.ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБЛАСТИ (2 часа)

ЭГП области и его значение для жизни населения и развития хозяйства.

ЭГП своего района (города), своего населенного пункта.

Практическая работа

№ 1. Составление на контурной карте картосхемы ЭГП области.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ :

-особенности экономико-географического положения области, своего района (города), своего населенного пункта.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

-давать оценку ЭГП и раскрыть его значение для жизни населения и развития хозяйства.

ТЕМА 2. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ ОБЛАСТИ (2 часа)

Виды природных ресурсов. Характеристика природных ресурсов: минеральных, земельных, агроклиматических, водных, биологических, рекреационных (по плану).

Ресурс обеспеченность. Рациональное использование и охрана природных ресурсов.

План характеристики природных ресурсов:

1)состав;

2)использование;

3)размещение по территории;

4)обеспеченность;

5)проблема ресурсов, их охрана.

Практические работы

№2. См. практическую работу №5 (8 класс)

№3.Оценка ресурсообеспеченности области.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

-виды природных ресурсов;

-основные закономерности размещения природных ресурсов;

-основные пути решения экологических проблем ;

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

-давать оценку ресурсообеспеченности.

ТЕМА 3. НАСЕЛЕНИЕ (6 часов)

Люди, прославившие Пензенскую землю.

Численность, динамика численности населения, национальный состав.

Естественное движение населения: рождаемость, смертность, естественный прирост. Демографические проблемы. Половозрастная структура.

Трудовые ресурсы области, их качественный состав. Современные проблемы трудовых ресурсов. Размещение населения. Плотность населения. Механическое движение населения (миграция). Географические формы расселения. Урбанизация. Городское население и города. Сельское население и сельские населенные пункты. Соотношение городского и сельского населения.

Религия, культурно-исторические особенности народов Пензенской области. Национальные традиции: жилища, костюмы, обряды, праздники, песни. Народные ремесла и промыслы: платковязание; ковроткачество; изготовление гончарной посуды, глиняных игрушек; изделия из дерева; плетение из соломы и лозы.

Практическая работа.

№4. Построение и анализ графика динамики численности населения.

Построение и анализ столбиков диаграмм естественного прироста.

Построение и анализ круговых диаграмм национального состава населения, соотношения городского и сельского населения.

Творческая работа

Исследование истории возникновения своего имени, фамилии.

Исследование корней своего рода, составление его генеалогического древа. Семейные реликвии.

Исследования по изучению традиций населения области, района, населенного пункта. Связь национальных традиций с природой.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

- численность, плотность населения; национальный состав;

- культурно-исторические особенности народов области.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

-пользоваться картографическими и статистическими материалами.

ТЕМА 4. ХОЗЯЙСТВО (19 часа)

Общая характеристика хозяйства. Отрасли производственной и непроизводственной сфер, их соотношение. Основные факторы формирования хозяйства области: географические, исторические, экономические, политические. Отрасли специализации хозяйства.

География промышленности: общая характеристика, основные отрасли. Размещение их на территории. Центры. Агропромышленный комплекс: история развития, состав и значение отрасли. Взаимосвязи отраслей. Растениеводство: основные зерновые и технические культуры; размещение их по территории. Пригородное хозяйство. Животноводство: главные отрасли и районы размещения. Отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье.

Проблемы АПК. Новые формы организации хозяйства в экономике области.

Транспорт. История его развития. Общая характеристика транспорта. Виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, электронный, трубопроводный, авиационный.

Сфера обслуживания: жилищно-коммунальное хозяйство, социальное обеспечение населения, торговля и общественное питание; бытовое обслуживание, связь; культура и искусство; наука и образование; здравоохранение и физкультура; органы страхования, банки, юридические организации.

Рекреационное хозяйство области. Типы учреждений рекреационного хозяйства: лечебные (санатории); оздоровительные (пансионаты, дома отдыха, детские оздоровительные лагеря); спортивные (Дворцы спорта, стадионы, турбазы); познавательные (музей, картинная галерея, выставки, цирк, филармонии, театры, библиотеки, зоопарк, парки).

Города области. История возникновения городов. Символика городов. Функция городов. Достопримечательности. Экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека.

Практические работы.

№5. Изучение по карте размещения отраслей промышленности, определение факторов их размещения. Обозначение основных промышленных центров на контурной карте.

№6. Экскурсия на промышленное предприятие с целью его изучения по плану.

Планы изучения промышленного предприятия:

1. Географическое положение. Название населенного пункта и расположение внутри него предприятия; ближайшие транспортные магистрали и расстояния до них от предприятия; краткая характеристика окружающей среды. Картосхема местонахождения предприятия.

2. Историко-географические особенности развития. Время, причины возникновения предприятия, роль хозяйства города, района, области, республики. Состав предприятия.

3. Экономико-географическая характеристика связей предприятия.

Источники поступления на предприятие сырья, полуфабрикатов, топлива, электроэнергии, воды. Пути поставки сырья, полуфабрикатов и других грузов на предприятие ( по железной дороге, трубопроводам, водным путям, автотранспортом ). Районы сбыта предприятием полуфабрикатов и готовой продукции. Виды транспорта и пункты отправления для сбыта готовой продукции. Связи с заводами-смежниками.

4. Оборудование предприятия. Расположение основных производственных цехов с учетом характера технологического процесса производства и местных природных условий (рельефа, грунта, речной сети и т.д.). Внедрения новой техники и новых малоотходных технологий.

5. Характеристика продукции. Основы технологического процесса ее получения.

6. Кадры предприятия. Численность и состав работников. Местожительство рабочих, условия сообщения их с предприятием.

7. Влияние предприятия на окружающую среду. Природоохранные мероприятия.

8. Оценка экономической целесообразности размещения предприятия.

Практические работы.

№7. Изучение по карте размещения отраслей АПК.

Обозначение на контурной карте основных сельскохозяйственных производств: отраслей растениеводства, животноводства, центров по переработке сельскохозяйственного сырья.

№8.Оценка транспортной обеспеченности территории области. Обозначение на контурной карте основных транспортных магистралей.

№9. Анализ размещения типов учреждений рекреационного хозяйства области на карте.

№10. Классификация экологических проблем области. Составление экологической карты своего района (микрорайона своей школы). Уточнение координат «экологической тревоги».

Творческая работа.

Проект туристического маршрута и составление путеводителя по нему.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

-главные отрасли хозяйства области и их географию:

-города области.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

-объяснять причины размещения отраслей хозяйства;

-давать экономико-географическую характеристику предприятию;

-выявлять экологические проблемы.

ТЕМА 5. ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ (1 час)

Экономические связи с другими областями и республиками России, государствами СНГ, странами мира.

Практическая работа.

№11. Определение особенностей соотношения экспорта и импорта. Объяснение сложившейся структуры. Выявление предприятий области, участвующих во внешнеторговых связях. Построение и анализ схемы или картосхемы «Внешнеторговые связи».

Резервное время – 3 ч.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!