СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экономическое развитие России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экономическое развитие России»

3 4 1 2 5 8 6 9 7 Э П О Х А Е Р Т П С К И С Е М И Щ Б Я О Р И Н А Л Ч Е О П О Н И Е В О И И М Н И Н И Я Н Е Р Е Т Н В Ц И К О Б Р О А В Т А Н Ю Т Р И С

3

4

1

2

5

8

6

9

7

Э

П

О

Х

А

Е

Р

Т

П

С

К

И

С

Е

М

И

Щ

Б

Я

О

Р

И

Н

А

Л

Ч

Е

О

П

О

Н

И

Е

В

О

И

И

М

Н

И

Н

И

Я

Н

Е

Р

Е

Т

Н

В

Ц

И

К

О

Б

Р

О

А

В

Т

А

Н

Ю

Т

Р

И

С

Экономическое развитие России в XVIIвеке. Урок 25. 7 класс ФГОС.

Экономическое развитие России в XVIIвеке.

Урок 25. 7 класс ФГОС.

План урока: Последствия Смуты. Сельское хозяйство и землевладение. Развитие ремесла. Первые мануфактуры. Торговля. Деньги и денежная реформа. Россия и Европа.

План урока:

  • Последствия Смуты.
  • Сельское хозяйство и землевладение.
  • Развитие ремесла. Первые мануфактуры.
  • Торговля.
  • Деньги и денежная реформа.
  • Россия и Европа.
Проблемный вопрос: Почему в XVII веке по своему экономическому развитию Россия отставала от большинства стран Европы?

Проблемный вопрос:

  • Почему в XVII веке по своему экономическому развитию Россия отставала от большинства стран Европы?
Введение в материал: Обязательные платежи жителей страны в казну государства? Люди, занимавшиеся изготовлением на продажу или на заказ различных изделий ручной работы? Регулярно устраиваемый большой торг с увеселениями и развлечениями? Земельный участок крестьянина? Форма зависимости крестьян, предполагающая их прикрепление к земле и подчинение судебной власти землевладельца?

Введение в материал:

  • Обязательные платежи жителей страны в казну государства?
  • Люди, занимавшиеся изготовлением на продажу или на заказ различных изделий ручной работы?
  • Регулярно устраиваемый большой торг с увеселениями и развлечениями?
  • Земельный участок крестьянина?
  • Форма зависимости крестьян, предполагающая их прикрепление к земле и подчинение судебной власти землевладельца?

Последствия Смуты. Работая с п.1 § 17, проанализируйте последствия Смутного времени в области экономики и определите главные хозяйственные проблемы.
  • Последствия Смуты.
  • Работая с п.1 § 17, проанализируйте последствия Смутного времени в области экономики и определите главные хозяйственные проблемы.

Последствия Смуты. Разорение западных и центральных районов страны; Сокращение посевных площадей почти в 30 раз; Сокращение числа рабочих рук; Разорение крестьянских хозяйств; Запустение поместий и разорение мелкого дворянства; Упадок промыслов, ремесленного производства, торговли; Оскудение казны.
  • Последствия Смуты.
  • Разорение западных и центральных районов страны;
  • Сокращение посевных площадей почти в 30 раз;
  • Сокращение числа рабочих рук;
  • Разорение крестьянских хозяйств;
  • Запустение поместий и разорение мелкого дворянства;
  • Упадок промыслов, ремесленного производства, торговли;
  • Оскудение казны.

Главная задача – найти источники экономического возрождения страны!

Главная задача – найти источники экономического возрождения страны!

2. Сельское хозяйство и землевладение.   Чтобы поддержать дворян – главную опору трона, правительство вынуждено было издать указы, которые ограничивали право ухода крестьян с господской земли. Как происходил процесс закрепощения крестьян?

2. Сельское хозяйство и землевладение.

  • Чтобы поддержать дворян – главную опору трона, правительство вынуждено было издать указы, которые ограничивали право ухода крестьян с господской земли.
  • Как происходил процесс закрепощения крестьян?

2. Сельское хозяйство и землевладение.   Становление крепостного права.   Документ Дата принятия Судебник Ивана III Содержание Судебник Ивана IV Указ Ивана IV о введении заповедных лет Указ Фёдора Ивановича о введении урочных лет Указ Михаила Фёдоровича Указ Михаила Фёдоровича  Соборное уложение Алексея Михайловича

2. Сельское хозяйство и землевладение.

  • Становление крепостного права.

Документ

Дата принятия

Судебник Ивана III

Содержание

Судебник Ивана IV

Указ Ивана IV о введении заповедных лет

Указ Фёдора Ивановича о введении урочных лет

Указ Михаила Фёдоровича

Указ Михаила Фёдоровича

Соборное уложение Алексея Михайловича

2. Сельское хозяйство и землевладение. Работая с п.2 § 17 и картой на стр. 30,назовите районы товарного производства основных сельскохозяйственных культур

2. Сельское хозяйство и землевладение.

  • Работая с п.2 § 17 и картой на стр. 30,назовите районы товарного производства основных сельскохозяйственных культур

3. Развитие ремесла.  Первые мануфактуры. Работая с п.3 § 17 и картой на стр. 30,охарактеризуйте важнейшие центры ремесленного производства. Из курса всеобщей истории вы узнали о развитии мануфактур в Европе. Давайте вспомним основные отличия мануфактурного производства от ремесленного труда.

3. Развитие ремесла. Первые мануфактуры.

  • Работая с п.3 § 17 и картой на стр. 30,охарактеризуйте важнейшие центры ремесленного производства.
  • Из курса всеобщей истории вы узнали о развитии мануфактур в Европе. Давайте вспомним основные отличия мануфактурного производства от ремесленного труда.

3. Развитие ремесла. Первые мануфактуры. Вопросы для сравнения Мастерская ремесленника Кто работал? Мануфактура Присутствовало ли разделение труда? Кому принадлежали орудия труда? Для кого производился товар?   Какой можно сделать вывод?

3. Развитие ремесла. Первые мануфактуры.

Вопросы для сравнения

Мастерская ремесленника

Кто работал?

Мануфактура

Присутствовало ли разделение труда?

Кому принадлежали орудия труда?

Для кого производился товар?

Какой можно сделать вывод?

3. Развитие ремесла.  Первые мануфактуры. В отличие от европейских стран в России до середины XVII века мануфактуры в основном принадлежали государству. Вопросы для дискуссии: Какой труд более производителен: свободных или крепостных? Как это сказывалось на экономике страны? Как отсутствие свободных рабочих рук влияло на развитие частных иностранных мануфактур в России?

3. Развитие ремесла. Первые мануфактуры.

  • В отличие от европейских стран в России до середины XVII века мануфактуры в основном принадлежали государству.
  • Вопросы для дискуссии:
  • Какой труд более производителен: свободных или крепостных?
  • Как это сказывалось на экономике страны?
  • Как отсутствие свободных рабочих рук влияло на развитие частных иностранных мануфактур в России?

4. Торговля Работая с п.4 § 17 выявите особенности торговли в XVII веке. Формирование всероссийского рынка; Усиление хозяйственных связей между районами страны; Специализация ярмарок и появления крупных всероссийских торговых ярмарок; Протекционистская политика – ограничение прав иностранных купцов, снятие внутренних таможенных барьеров для отечественных торговцев.

4. Торговля

  • Работая с п.4 § 17 выявите особенности торговли в XVII веке.
  • Формирование всероссийского рынка;
  • Усиление хозяйственных связей между районами страны;
  • Специализация ярмарок и появления крупных всероссийских торговых ярмарок;
  • Протекционистская политика – ограничение прав иностранных купцов, снятие внутренних таможенных барьеров для отечественных торговцев.

5. Деньги и денежная реформа. Кто и когда провёл денежную реформу в России? В чём она заключалась? В России не было в то время серебряных рудников, поэтому для чеканки монет использовались европейские монеты, поступавшие в казну от иностранных купцов в виде таможенных пошлин. Предположите, как дефицит серебра мог сказаться на денежной системе страны.

5. Деньги и денежная реформа.

  • Кто и когда провёл денежную реформу в России?
  • В чём она заключалась?
  • В России не было в то время серебряных рудников, поэтому для чеканки монет использовались европейские монеты, поступавшие в казну от иностранных купцов в виде таможенных пошлин.
  • Предположите, как дефицит серебра мог сказаться на денежной системе страны.

5. Деньги и денежная реформа. Правительство должно было найти другие средства для пополнения казны. В результате денежной реформы 1654 г. в оборот вошла медная монета. Её себестоимость была в несколько раз ниже монеты серебряной, но медная монета была приращена к своей «благородной сестре» и должна была иметь с ней один курс. Какие последствия могла вызвать реформа?

5. Деньги и денежная реформа.

  • Правительство должно было найти другие средства для пополнения казны.
  • В результате денежной реформы 1654 г. в оборот вошла медная монета. Её себестоимость была в несколько раз ниже монеты серебряной, но медная монета была приращена к своей «благородной сестре» и должна была иметь с ней один курс.
  • Какие последствия могла вызвать реформа?

6. Россия и Европа Работая с п.6 § 17 и привлекая свои знания сравните развитие экономики в России и в Западной Европе.

6. Россия и Европа

  • Работая с п.6 § 17 и привлекая свои знания сравните развитие экономики в России и в Западной Европе.

Подведение итогов В XVII веке Россия оставалась феодальной страной, но развитие товарно-денежных отношений начинало создавать предпосылки для формирования капиталистического уклада в будущем. Появляются новые источники пополнения казны. О чём вы узнали на данном уроке? Насколько экономика России отличалась от Европы?

Подведение итогов

  • В XVII веке Россия оставалась феодальной страной, но развитие товарно-денежных отношений начинало создавать предпосылки для формирования капиталистического уклада в будущем.
  • Появляются новые источники пополнения казны.
  • О чём вы узнали на данном уроке?
  • Насколько экономика России отличалась от Европы?

Домашнее задание § 17, вопросы и задания

Домашнее задание

  • § 17, вопросы и задания


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!