СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экономическая модель Третьего Рейха. Четырехлетний план.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение Третьего Рейха достаточно популярное направление в исторической науке. Основные моменты и события изучены детально, но нередко требуется взглянуть на ту или иную сторону иначе, сгруппировать информацию и подать новое видение прошедших событий и выявить проблематику темы исследования.

Взято для рассмотрения тема по «Четырехлетнему плану» достаточно изучена, но остается интересной и нередко предстает в новом видении.

Пополняя свои знания и развивая данное направление, мы можем обезопасить от дурного влияния не только себя, но и окружение вокруг нас. Когда человек понимает проблематику событий, то он перестает быть частью ведомой толпы. История учит нас не повторять прошлых ошибок. Поэтому, данная тема остается актуальной и необходимой для изучения.

Просмотр содержимого документа
«Экономическая модель Третьего Рейха. Четырехлетний план.»

Экономическая модель Третьего Рейха. Четырехлетний план.

План лекции

1. Экономическая ситуация 1920-х годов

2. Великая депрессия в Германии

3. Экономические последствия для политики Германии

4. Экономика до принятия экономических планов

5. Четырехлетний план Германии 1936-1939 гг

6.Экономические проблемы при реализации четырехлетнего плана



1. Экономическая ситуация 1920-х годов.



В 1918 году Германская империя была на грани своего существования. Развал экономики, дефицит товаров и продовольствия, поражения на фронте и влияние Февральской и Октябрьской революций в России сказались на населении. В итоге, 4 ноября 1918 года в Германии началась революция, известная, как Ноябрьская революция. Это привело к падению монархии. Первым свой престол покинул Вильгельм II1. 9 ноября 1918 года, он бежал в Нидерланды. Постепенно власти лишились и правители других немецких государств. 11 ноября было подписано Компьенское перемирие2.

В результате политических и военных событий, в том числе активных революционных событий вплоть до конца 1919 года, экономика Германии скатилась к низу.

Самый сильный удар был нанесен еще в декабре 1918 года, когда страны Антанты оккупировали Рейнскую область.

Следующий удар по Германии был нанесен Версальским мирным договором3, который подписали 28 июня 1919 года. В результате территория страны сократилась приблизительно на 70 000 км² с населением 6,5 миллионов человек. Потерянная площадь составляла 13% земель Германии. Были потеряны все колонии, имущество в других странах переходило в собственность победителей (7 млрд. долларов). Помимо этого Германия была обязана поставить 400 млн. тонн угля в течение 10 лет, что сильно напрягало немецкую экономику потерявшую часть Силезии. Сумма выплат по репарациям была определена в 132 млрд. золотых марок. Страны победители получали еще один бонус в виде режима наибольшего благоприятствования в торговле4.

Также было запрещено иметь военно-морской флот, армию более 100 000 солдат, и 4 тысяч офицеров. Военное производство пришлось ликвидировать (некоторые фирмы (Крупп) перевели производство в другие страны).

Экономика находилась в ужасном положении. Попытки стабилизировать ситуацию постоянно наталкивались на политические события. Капповский путч в марте 1920 года пошатнул экономическую ситуацию. В результате в 1920 году марка подешевела более чем в 2 раза, с 16 марок за 1 золотую марку, до 39 марок. Кризис было невозможно преодолеть и по причине того, что Германия оказалась в политической и экономической изоляции от мира. Попытки в Генуе в 1921 году выйти из данной ситуации провалились. Реально выйти из изоляции смогли лишь в 1922 году в результате заключения Рапалльского договора с РСФСР. Хотя этот договор вызвал недовольство Западных стран, особенно Франции.

В том 1922 году кризис продолжал усугубляться. Стоимость хлеба составляла 130 марок, через год уже 300 миллиардов марок. Германия с трудом справлялась с выплатой репараций. К концу 1922 года долг по выплатам составлял от 12% до 16% годовых взносов. Да к тому отказ от дальнейших выплат из-за экономического кризиса, был использован Францией в своих целях.

11 января 1923 года франко-бельгийские войска заняли 2/3 Рурского региона. Их военные подразделения заняли фабрики, заводы, шахты. Конфисковали запасы валюты, леса, угля и металла. Все это вызвало критическую ситуацию. Рур – это локомотив немецкой экономике. На него приходилось 72% добычи угля и 50% выплавки чугуна и стали. Немецкое

правительство ответило на оккупацию отзывом своих послов из Франции и Бельгии, выдвинуло лозунг «Отечество в опасности» и призвало немцев к «пассивному сопротивлению» оккупантам.

Население в Руре поддержало призыв своих властей. Рабочие покинули предприятия. Стали создаваться партизанские отряды для противодействия оккупантам, но это лишь усилило репрессии оккупационных властей.

Политика «пассивного сопротивления» к марту 1923 года достигла цели. Франция и Бельгия ничего не получали из Рура. К тому же Франция оказалась в международной изоляции. Но Германия пострадала куда сильнее. Сопротивление обходилось стране ежемесячно в 200 млн. золотых марок. Общая стоимость потерь оценивается от 3,5 до 4 млрд. золотых марок.

Естественно это окончательно подорвало экономику, и рухнула марка. Людям зарплату выплачивали каждый день, а иногда и несколько раз за день. В кафе и ресторанах просили расплачиваться сразу, так как через некоторое время могли измениться цены. Осенью курс марки за 1 доллар достигал 1 млрд. марок5. Дневная зарплата стала равняться 3 трлн. марок в сутки. Деньги печатали на 133 фабриках круглосуточно, а 300 фабрик занимались производством бумаги для них. В среднем доходы населения упали на 25%, а постоянную работу имело лишь 30%.

С другой стороны, государство избавилось от внутренних долгов, расплатившись пустыми деньгами, а также ряд фабрик и заводов погасили свои долги перед банками.

Но, несмотря на, все это Веймарская республика справилась с кризисом. 15 октября 1923 года министр финансов Веймарской республики Ганс Лютер и рейхсканцлер Густав Штреземан подписали распоряжение о создании Немецкого рентного банка. Его капитал в 3,2 млрд. рентных марок был создан путём введения долгосрочных ипотечных обязательств сельского хозяйства и производства. На основании закона 4 % от стоимости земельных участков и недвижимости промышленных и сельскохозяйственных предприятий становились ипотечным долгом их собственников перед Немецким рентным банком. Их владелец был обязан выплачивать налог в 6% годовых от суммы долга банку. Рентная марка приравнивалась к золотой, в том смысле, что по стоимости соответствовала 1⁄2790 килограмма чистого золота. Одновременно вводили 5%-облигации со сроком погашения основной суммы через 5 лет.

Обмен старых марок на новые начался 16 ноября 1923 года. Обмен производился в соотношении 1 к 600 млрд., позже 1 к 1 трлн. марок.

30 августа 1924 года после принятия плана Дауэса, в Германии введут стабильную валюту – рейхсмарку.

План Дауэса6 (названный в честь его составителя) был принят на Лондонской международной конференции в июле 1924 года. Чарлз Дауэс предложил схему и график взимания репарационных платежей. Суть сводилась к тому, чтобы Германия реально могла их выплачивать. Платежи зависели от состояния немецкой экономики. Но первые платежи были установлены в конкретных суммах. В 1924-1927 гг. Германия должна выплачивать по 1 млрд. золотых марок. С 1928-1929 гг. по 2,5 млрд. золотых марок. После 1929 года платежи уже должны были устанавливаться в зависимости от платежеспособности Германии.

План помог Германии вернуться в русло международной экономики, выйти из изоляции, вновь начать привлекать кредиты и инвестиции. Одними из основных пунктов плана было установление контроля над бюджетом страны, трансфертами и кредитами со стороны стран участниц плана. И положительным для немцев было – это вывод французских войск из Рура7.

В результате в 1920-е годы, Германия привлекла 25 млрд. марок иностранного капитала, а выплатила лишь более 10 млрд. марок в счет репараций. Приток денег способствовал восстановлению экономического роста. Промышленное производство модернизировалось, окреп банковско-финансовый сектор, произошел подъем сельскохозяйственного производства.

Правительство отказалось от прямого вмешательства в регулирование экономики. Теперь оно происходило косвенно: через бюджет, кредиты, налоги, таможенные пошлины, инвестиции, торговые тарифы.

Дополнительным стимулом стало окончания действия в 1925 году пункта Версальского договора о наибольшем приоритете в торговле для победителей. Теперь Германия вновь могла устанавливать выгодные для себя торговые пошлины и барьеры. В 1928 году пошлины уже выросли в 3,5 раза.

Правительство провело реформы направленные на снижение расходной части бюджета и увеличения доходной. Был сокращен аппарат чиновников разного уровня, снижены зарплаты чиновникам, сокращены социальные расходы. В 1926-1927 гг. увеличены косвенные налоги и налоги с физических лиц, что позволило сократить налоговую нагрузку на экономический сектор, придав ему дополнительный импульс для увеличения капиталовложений. Стимулировался экспорт немецких производителей. В 1929 году экспорт вырос на 34% довоенного уровня.

Германия по экспорту заняла третье место после США и Великобритании. Внешняя торговля стала складываться положительно, торговый баланс перешел из отрицательного значения в положительное значение.

Выросла производительность труда на 15-20%. В ряде новых отраслей на 30-40%. Чему особенно способствовало конвейерно-поточные технологии.

В 1927 году объемы промышленного производства превзошли 1913 год. В 1929 году прирост над довоенным объемом составил 17%. К концу 1920-х гг. выпуск автомобилей вырос в 7 раз по сравнению с 1913 г., алюминия в 32 раза. По производству чугуна и стали Германия вышла на второе место в мире, по добыче угля — на второе место в Европе, Быстрыми темпами развивались химическая, газовая, электротехническая отрасли промышленности, а также некоторые отрасли машиностроения. Доля Германии в мировом промышленном производстве выросла с 8 % в 1923 г. до 12 % в 1929 г. Ряд немецких промышленных корпораций — АЭГ, «Сименс», концерн Круппа, концерн «ИГ Фар-бениндустри», «Стальной трест» — вошли в число крупнейших в мире. Экономическое развитие Германии достигло высокого уровня стабилизации8.


2. Великая депрессия в Германии.


Экономика Германии к 1929 году восстановилась и превзошла предвоенный уровень на 8%. Но рост и укрепление экономики основывалось исключительно на заимствованиях, в основном из США и незначительно из Великобритании.

Германия расширила рынок сбыта своих товаров. Помимо активных попыток захвата позиций на рынках развитых стран, во внешней торговле возросла доля Восточной Европы. Особенно резко возрос товарооборот с Венгрией, Болгарией и Румынией. С рядом стран Восточной и Юго-Восточной Европой были заключены торговые соглашения длительного характера. В торговом балансе этого региона Германия заняла ведущие позиции. Значительно увеличился оборот с Советским Союзом.

В конце 1920-х годов 30% внешней торговли СССР приходилось на Германию. В Советский союз уходило до 10% экспорта и приходило 5%-6% импорта.

Кризис повлиял и на выплату репараций. В итоге был принят план Юнга. План предусматривал некоторое снижение размера годовых платежей (в среднем до 2 млрд. марок), отмену репарационного налога на промышленность и сокращение обложения транспорта, ликвидацию иностранных контрольных органов. План был разработан группой из 14 финансовых экспертов (по два от Франции, Великобритании, Италии, Японии, Бельгии, США и Германии) во главе с американцем Оуэном Юнгом и отражал интересы частных, прежде всего американских, кредиторов Германии. При этом представлявший Веймарскую республику Шахт Ялмар настаивал на снижении размеров и изменении сроков репарационных платежей. Однако бывшие члены Антанты, в первую очередь Франция и Великобритания, выступили против такого пересмотра плана, настаивая на том, чтобы регулярно выплачиваемая Германией сумма покрывала их долговые платежи США. Юнг, выступая в качестве арбитра, предложил компромиссный вариант. Согласно плану Юнга, в течение первых 37 лет Германия должна была постепенно увеличивать свои ежегодные взносы с 1700 млн. до 2100 млн. марок9.

На практике план Юнга выполнялся лишь до июля 1931 года, когда, по причине начавшегося мирового экономического кризиса, президент США Герберт Гувер ввел мораторий на выплату американских долгов по межсоюзническим обязательствам военного времени на период 1931-1932 годов. При этом одновременно приостанавливались выплаты всех других межгосударственных платежей, в том числе и репарационных. В связи продолжающейся рецессией план Юнга был официально отменен в 1932 году. Однако его тяготы были использованы националистическими политиками Германии для разжигания в народе шовинистических настроений.

Мировой экономический кризис, начавшийся осенью 1929 г., особую остроту приобрел в Германии. Однако, на самом деле, признаки экономического кризиса появились в Германии ещё в начале 1929 года, когда впервые безработица перешагнула за 3 млн. человек10. К середине 1929 года рост промышленного производства прекратился.

После биржевого краха в США, уже в первые 5 дней ноября 1929 года в Германии были зафиксированы 55 заявлений о банкротствах. Ежедневно в суде давали показания 500-700 должников об их имущественном положении. В ноябре 1929 года краткосрочные кредиты - основа восстановления послевоенной Германии - были отозваны иностранными кредиторами. Резкое падение объема мировой торговли свело на нет, любую перспективу хотя бы частично компенсировать потери за счет увеличения экспорта. Вскоре в Германии началось падение курса акций и затем стремительный рост безработицы, а также числа закрываемых и заложенных предприятий. Кризис поразил все сферы экономической жизни страны. Промышленное производство сократилось почти вдвое. Число безработных достигло 7,5 млн. человек. К исходу 1929 года число безработных составило по заниженным данным 3,4 млн.11.

В течение 1930 г. кризис усилился. В марте 1930 года безработица составила 3 млн. человек, а число частично безработных достигло уровня 2,9 млн. человек. В ноябре 1931 года число безработных достигло 5 млн. человек. К средине 1930 г. что-то удалось сделать, но число безработных вновь превысило 3 млн. человек. В 1931 года 4,5, а в сентябре 1932 г. 5 млн. человек (хотя статистика в начале года давала 6 млн., и жизнь 15/20 млн. человек зависела от пособия по безработице).

В июле выплавка стали упала на 40% по сравнению с июлем 1929 года, чугуна - на 35%, добыча каменного угля - на 20%. Общий индекс промышленной продукции снизился к концу 1930 года на 16,5% по сравнению с 1928 г.12

В 1930 г. особенно плачевным было состояние в сельском хозяйстве Восточной Германии, в частности в Восточной Пруссии. 18 марта 1930 г. президент Германии Гинденбург просил у Рейхстага помощь для сельского хозяйства Восточных областей. Эту помощь он выдвинул в качестве условия своего подписания плана Юнга. Поэтому правительство разработало проект аграрной программы, обеспечивающей более высокие тарифы и меры по контролю и защите от импорта. В марте 1930 года был найден компромисс, и решение было временно отложено.

В начале 1931 г. в мире начались попытки прекратить экономическую войну всех против всех путем заключения торговых соглашений и устранения таможенных тарифов. Но когда Германия и Австрия заключили таможенное соглашение, французские банки немедленно предъявили в Германии и Австрии к оплате свои краткосрочные векселя, вызвав в этих странах гигантскую волну банкротств. Когда 20 июля 1931 года президент США Гувер предложил отсрочить репарационные платежи на год. Франция стала оттягивать переговоры. Осенью 1931 года промышленный кризис в Германии осложнился финансовым кризисом, который парализовал всю кредитную систему.

28 марта 1932 г. правительством Германии был предложен ряд дополнительных проектов общественных работ, введение добровольной трудовой повинности, широкомасштабной программы ремонтных и восстановительных работ, которые стимулировались налоговыми льготами. Владельцам предприятий гарантировались налоговые льготы на наём дополнительных рабочих. Чтобы увеличить занятость, было предложено снизить зарплаты. 4 ноября 1932 г. был опубликован экономический декрет. Была продолжена экономическая защита от иностранной конкуренции. Правительство Германии хотело разделить крупные юнкерские хозяйства, те, которые постоянная правительственная помощь не смогла сделать платежеспособными. Обанкротившиеся поместья следовало разбить на мелкие фермы и передать безработным поселенцам. Это могло обеспечить землей 600000 человек. Для проведения акции были доступны изрядные суммы, позволявшие выкупить земли и финансировать их раздел на маленькие фермы. Но это решение не прошло.

В 1932 г. во Франции к власти пришло левое большинство, что привело к тому, что в 1932 г. на конференции в Лозанне (Швейцария) все репарационные долги Германии были прощены за исключением одной завершающей суммы в 715 млн. долларов (1 доллар равен 4,2 марки). Были опубликованы декреты, снизившие налоговое бремя промышленных предприятий, чтобы стимулировать расширение производства и одновременно урезавшие и без того жалкие выплаты безработным. Пруссии выделили 100 млрд. марок (1 доллар равен 4,2 марки).

Летом 1932 г. в Германии появились экономического роста. В конце же 1932 года начался выраженный процесс экономического роста. Экономическое возрождение шло медленно. Меры по стимуляции встретили сопротивление землевладельцев. Часть денег были разворованы. Снижение социальной помощи вызвало волну забастовок. В январе 1933 года кабинет Шлейхера предложил даже национализировать угледобычу и металлургию.

Великая депрессия сильно и больно ударила по экономики Германии. Веймарская республика недолго просуществовала. Она рухнула под натиском кризиса и активизировавшегося выскочки из Австрии Адольфа Гитлера. Кризис значительно повлиял на внутренние события страны. Экономические проблемы перетекли в политические.


3. Экономические последствия для политики Германии.


НСДАП (Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei (NSDAP)) – национал-социалистическая рабочая партия Германии. С 1921 года возглавлялась Адольфом Гитлером.

Впервые активно проявила себя во время «Пивного путча» 9 ноября 1923 года. После этой провальной попытки устроить государственный переворот ушла из активной жизни населения Германии.

После успеха на выборах 1930 года нацистов и коммунистов рейхсканцлер Генрих Брюнинг (партия Центра), находившийся во главе не поддерживаемого социал-демократами правительства парламентского меньшинства, прилагал все усилия по сохранению конституции и государства. Он объявил о запрете деятельности СС и СА, который однако был снят в 1932 году преемником Брюнинга фон Папеном под давлением Гинденбурга и правых националистских сил, концентрировавшихся вокруг фон Шлейхера. Своей жёсткой программой по балансированию государственного бюджета Брюнинг привёл к дальнейшему обострению безработицы, сократив государственные расходы на обеспечение занятости населения. В 1932 году беспартийный рейхсканцлер Франц фон Папен пошёл на сотрудничество с национал-социалистами, чтобы использовать их массовую поддержку в собственных целях. Коалиционные переговоры центристов, НННП и НСДАП провалились из-за Гитлера, потребовавшего для себя пост рейхсканцлера. Папен, стремившийся заручиться поддержкой национал-социалистов, решил обойтись без запрета НСДАП как антигосударственной партии. Такую возможность предоставляли ему Боксхаймские документы, обнаруженные в Гессене в 1931 году и свидетельствовавшие о планах национал-социалистов организовать путч. В декабре 1932 года рейхсканцлер Курт фон Шлейхер попытался создать широкий фронт с привлечением национал-социалистов и профсоюзного движения.

Усиление Гитлера и НСДАП становилось все более явным. На выборах президента в 1932 году, Гитлер показал хорошие результаты.

Выборы 13 марта 1932 года13:

Гинденбург

18 651 497

49,6%

Гитлер

11 339 446

30,1%

Тельман

4 983 341

13,2%

Дюстерберг

2 557 729

6,8%


Результаты голосования разочаровали обе стороны. Хотя Гинденбург и опередил Гитлера на семь с лишним миллионов голосов, добиться абсолютного большинства он не сумел; требовалось повторное голосование, в результате которого избранным будет считаться кандидат, набравший относительное большинство голосов.

Выборы 10 апреля 1932 года:

Гинденбург

19 359 983

53%

Гитлер

13 418 547

36,8%

Тельман

3 706 759

10,2%


Гитлер был не очень удовлетворен результатами выборов, но понимал, что ему удалось привлечь на свою сторону огромное количество людей и внимание ряда лиц политической элиты.

Но последующие события для НСДАП и Гитлера разворачивались самым положительным образом. 30 мая 1932 года, Рейхспрезидент Гинденбург заявил об отставке правительства Брюнинга, павшего жертвой интриг окружения рейхспрезидента. И уже 1 июня Гинденбург назначает рейхсканцлером Франца фон Папена. Новый канцлер не был сильной фигурой, но предпринял ряд мер по улучшению ситуации в стране. Также он тайно договаривается с нацистами о снятии запрета на деятельность СС и СА.

На выборах в Рейхстаг 31 июля 1932 года НСДАП получила 37,4% голосов, что усилило её роль в политической жизни. Но и КПГ не отставали. Поэтому реальной победы нацисты еще не одержали.

12 сентября 1932 году выносится вотум недоверия правительству фон Папена и новый роспуск рейхстага.

На выборах 6 ноября 1932 года, НСДАП несколько провалилась, получив 33,1% голосов избирателей. Но остается самой крупной фракцией. Попытки фон Папена найти поддержку у СДПГ и партии центра не увенчались успехом. В итоге фон Папен уходит в отставку.

19 ноября 1932 года, ряд промышленников, банкиров и землевладельцев направляют Гинденбургу петицию с просьбой назначить рейхсканцлером Адольфа Гитлера. Но Гинденбург назначает канцлером 2 декабря Курта фон Шлейхера. Он безуспешно пытался организовать широкий фронт в поддержку своей политики, но раскол НСДАП не удался, а СДПГ с недоверием отнеслась к идее Шлейхера распустить рейхстаг на продолжительное время.

В январе 1933 года за кандидатуру Гитлера на пост рейхсканцлера выступило значительное окружение Гинденбурга, в том числе наследник Вильгельма II кронпринц Пруссии Вильгельм.

В итоге после долгих попыток найти выход, 30 января 1933 года Гинденбург назначает Адольфа Гитлера рейхсканцлером Германии. 1 февраля Гинденбург распускает Рейхстаг.

В течение февраля Гитлер активизируется. Он выступил со своей программой о завоевании жизненного пространства на востоке и его беспощадной германизации. Геринг в Пруссии распустил все выборные органы, назначив новые выборы на 12 марта.

В конце февраля Гитлер встретился с 25 промышленниками Германии, которые ему предоставили на выборы 3 миллиона марок.

27 февраля произошел знаменитый инцидент с поджогом Рейхстага. В поджоге обвинили бывшего коммуниста нидерландца Маринуса ван дер Люббе14.

5 марта 1933 года состоялись выборы в Рейхстаг, в результате НСДАП получила только 43,9% избирателей, несмотря на все препятствия созданные другим партиям. Но Гитлер действует жестко. 8 марта отзываются мандаты КПГ в Рейхстаге. В итоге их места считаются ликвидированными. И для большего развития системы пропаганды в условиях столь быстрого захвата власти, 13 марта создается министерство народного просвещения и пропаганды, которое возглавил Йозеф Геббельс.

По сути, власть уже полностью оказалась в руках Гитлера и его партии. Оказать на него влияния уже никто не мог. Гинденбург был слишком стар и сам симпатизировал в некоторых моментах Гитлеру.

Это видно в его действиях. Он спокойно отнесся к созданию концентрационного лагеря в Дахау под Мюнхеном. Этот лагерь первоначально использовался для заключения политически неугодных людей.

2 мая 1933 года были уничтожены профсоюзы. СА и сподвижники НСДАП разнесли все офисы профсоюзов. Лидеры были схвачены, имущество конфисковано. А далее все пошло по наклонной, 10 мая сожжение книг по всей стране. В дальнейшем запрет СДПГ.

Гитлер провел и внутренние чистки. Рём и СА были ликвидированы 30 июня 1934 года. Вместе с ними и бывший рейхсканцлер Курт фон Шлейхер.

2 августа 1934 года умирает Рейхспрезидент Пауль фон Гинденбург. Гитлер объявляет себя «Фюрером».

19 августа 1934 года был проведен референдум о совмещении постов рейхспрезидента и рейхсканцлера. Естественно голосование прошло как надо. Гитлер получил абсолютную власть. Рейхсвер в тот же день присягнул на верность Гитлеру.

Естественно, что без таких событий, как экономический кризис и политическая нестабильность, Гитлер и НСДАП вряд ли бы смогли прийти к власти. Но те речи и идеи, которые он излагал, были лояльно восприняты промышленниками и людьми сочувствующим имперскому прошлому.

Экономический кризис и психическая, социально - бытовая усталость людей от происходящих событий привели радикалов к власти.



4. Экономика до принятия экономических планов.


После прихода к власти, Адольф Гитлер сразу же принялся к выполнению намеченных целей. Хотя и быстро и системно это не происходило. Германию все еще охватывал кризис, и она была в тяжелом экономическом и социальном положении. Первоначальные действия были не стол уж и новы в действиях нового немецкого руководства.

Первое на что обратили внимание, это строительство автобанов. Программа по их строительству была предпринята еще до прихода к власти НСДАП в 1929 году в разгар кризиса. Было решено продолжить начатое дело, которое сразу решало несколько задач. Во-первых, увеличение и модернизация дорожной системы ускоряло перевоз товаров, связи с регионами и увеличивало количество автовладельцев. Помимо этого имело стратегическое значение, как способ переброски войск и техники. Во-вторых, активное строительство требовало дополнительные рабочие руки, что снижало безработицу, а значит, улучшало социальное положение и увеличивало производство в стране. Тем самым, автобаны стали одним из экономических кругов15.

Для контроля рабочих был создан 10 мая 1933 года «Германский трудовой фронт», который к 1935 году стал всеобъемлющим. В нем состояло около 22 млн. человек. Просуществовал он до падения Рейха.

Но надо оценить и плюс данного профсоюза. Он смог контролировать потоки рабочей силы и регулировать взаимоотношения работников и работодателей.

В 1933 году на ликвидацию безработицы было выделено 3,1 млрд. марок, что для дефицитного бюджета была существенная сумма.

Еще одним способом снизить безработицу стало развитие производства автомобилей, а строительство автобанов увеличивало их продажу. Увеличивались вложения и в иные направления. Новое руководство незамедлительно стало восстанавливать утраченную морскую мощь Германии. В 1932 году расходы на судостроение составили 49,6 млн. рейхсмарок, в 1933 уже 76,1 млн. рейхсмарок, в 1934 году 172,3 млн. рейхсмарок, в 1935 году сумма достигла 287 млн. рейхсмарок. Рост естественно продолжился и далее. Но увеличение расходов естественным образом означало расширение производства и увеличение рабочих мест. Судостроение стало еще одним из первых экономических мест поглощения рабочих рук и снижения числа безработных.

Увеличение рабочих мест на себе испытала и авиастроительная отрасль. В 1933 году в ней было занято всего четыре тысячи человек, а к 1936 году более 110 тысяч.

Сокращение безработицы было более чем заметно. В 1932 году было 6 млн. безработных, в 1933 уже 4,8 млн., в 1934 году 2,71 млн., в 1935 снизилось до 2,15 млн. человек. Дальнейшее снижение будет связано уже с четырехлетним планом16.

Введение 16 марта 1935 года всеобщей воинской повинности также способствовало полной занятости; благодаря этому же к началу военных действий численность войск возросла со 100000 до одного миллиона солдат.

Армия стала наибольшим поглотителем безработных, и новые структуры, сросшиеся с НСДАП, которые поглощали лишние руки.

В июне 1935 года в рамках Имперской службы труда была введена обязательная трудовая повинность, просуществовавшая до 1941 года, и которую работники отбывали по большей части на сельскохозяйственных работах и в муниципальном хозяйстве. Подобный метод создания новых рабочих мест считался населением и зарубежной прессой более предпочтительным по сравнению с наращиванием вооружений. Повинности подлежали юноши в возрасте от 19 до 24 лет, а с 1 сентября 1939 года и девушки. Территория страны была разделена на 30 трудовых гау, в которых до 1938 года отбыли повинность 350000 юношей. После начала войны повинность все более приобретала военный характер, в частности, в её рамках выполнялось строительство бункеров17.

С 1936 года произошли изменения в порядке трудоустройства, а также было введено понятие исправительных работ. С целью большей управляемости рабочими были введены трудовые книжки, в связи с чем, при смене места работы ограничивались возможности карьерного роста.

Не во всей промышленности — а внутри её отраслей не на каждом предприятии — идеи автаркии и милитаризации встречали поддержку. До 1935 года прямые расходы на военные нужды составляли всего 18 % бюджета; возрастающая автомобилизация служила критерием благосостояния населения, а немецкие автобаны были одним из излюбленных объектов пропаганды преимуществ нацистской экономики. До 1936 года казалось, что обещанный повторный подъем произошел, и возвращение в мировую экономику еще возможно. Однако нацисты во главе с Гитлером использовали подъем как подтверждение того, что мнимые «происки международного еврейства» явились причиной мирового экономического кризиса, и преодолеть его необходимо с помощью политики национализма. Для упрочивших своё внутриполитическое положение идей автаркии и жизненного пространства настало время сделать следующий шаг: увеличение масштабов непосредственной подготовки к захватнической войне.

Подготовительные действия нацистского руководства были направлены не только на выполнение обещаний, но и на достижение личных целей. Что же касается организации работы, то тут было немало проблем.

Бывали случаи, когда ведомства имели схожие возможности и назначения, и это вызывало между ними конфликт. Даже после принятия четырехлетнего плана неурядицы в организации продолжались. Путаница между ведомствами продолжались вплоть до краха Рейха. По ряду мнений эта путаница была выгодна Гитлеру. Когда возникали споры, он выступал арбитром их разрешения, тем самым упрочив свою власть.


5. Четырехлетний план Германии 1936-1939 гг.



Четырехлетний план был окончательно доработан в 1936 году правительством А. Гитлера. Главные цели плана сводились к подготовке армии и экономики к предстоящей войне с СССР. Но при этом А. Гитлер хотел разрешить с помощью данного плана, и однобокий характер развития экономики, который начал проявляться с начала 1930-х гг. и в последствии только усиливался. Это объяснялось тем, что шло усиление тяжелой промышленности, но одновременно происходил спад производства в мирных целях, естественно, это было обусловлено подчинением экономики милитаристским целям, которые начали воплощаться с момента прихода А. Гитлера к власти в 1933 году. Но за этот период стали происходить негативные черты, которые мешали этому осуществиться, это были остро проявившийся недостаток собственных ресурсов страны, а также нехватка средств на их закупку у других стран. Еще в 1935 году А. Гитлер выдвигает принципы достижения государством автаркии посредством «четырехлетнего плана», т.е. самообеспечения страны, а как это осуществлялось иногда и с утопическими решениями.

Четырехлетний план был окончательно доработан в 1936 году правительством А. Гитлера. Его главные цели сводились к подготовке армии и экономики к предстоящей войне с СССР. При этом А. Гитлер хотел разрешить с помощью данного плана и однобокий характер развития экономики. Что объяснялось тем, что шло усиление тяжелой промышленности. Одновременно происходил спад производства в мирных целях, естественно, это было обусловлено подчинением экономики милитаристским целям.

За этот период стали проявляться негативные черты, которые мешали ему осуществиться, в первую очередь - остро проявившийся недостаток собственных ресурсов страны, а также нехватка средств на их закупку у других стран, все эти проблемы вряд ли могло разрешить частнокапиталистическое хозяйство. В условиях полной занятости возросло личное потребление, но производительные мощности оказались заняты выпуском военной продукции. Несмотря на значительные успехи, результаты «трудовой битвы» на сельскохозяйственном фронте не соответствовали повышению потребительского спроса. Экономически нерентабельные, но имеющие важнейшее значение с точки зрения политики автаркии проекты - например, разработка рудных месторождений и выплавка стали на заводах им. Германа Геринга в Зальцгиттере, развитие производства горючего в рамках заключенного еще в конце 1933 г. «бензинового договора» с «ИГ Фарбен» - истощали общие экономические ресурсы, не оставляя достаточного количества валюты на другие цели18.

К концу 1936 года экономика фашистской Германии сталкивается с серьезными трудностями. Проводимая милитаризация не только не разрешила противоречий экономики Германии, а, напротив, привела к их дальнейшему обострению. В 1936 году однобокий характер развития экономики еще более усилился. Отрасли, работавшие на войну, значительно превзошли уровень 1929 года, тогда как производство в мирных отраслях все еще не достигло докризисного уровня.

С каждым годом все большая часть национального дохода шла на непроизводительные военные цели. Относительно низкий уровень экспорта, обусловленный перекачкой всех средств в военную промышленность, приводил к тому, что не на что было закупать сырье для той же военной промышленности. 26 мая 1936 г. на заседании правительственного органа - «исследовательского комитета по сырью» указывалось, что в стране имеются запасы сырья лишь на один - два месяца (в начале 1934 г. их хватало на пять-шесть месяцев). Бензина оставалось на девять недель, дизельного топлива - на шесть недель.

В этой обстановке финансово-промышленные группы, определявшие политику фашистского правительства, вынашивают план, который в основном сводился к следующему: использовать фашистский государственный аппарат для нового неслыханного нажима на трудящихся в целях скорейшей подготовки армии и экономики в войне, что обеспечило бы монополиям дальнейшее получение высоких прибылей.

На ряде совещаний, состоявшихся весной и летом 1936 года с участием фашистских руководителей и представителей ведущих концернов, было согласовано, что новая программа будет осуществляться под флагом достижения автаркии, то есть ликвидации экономической зависимости Германии от мирового рынка, прежде всего в области снабжения сырьем. Предполагалось, что благодаря более жесткому планированию и администрированию «четырехлетний» план поможет преодолеть кризис, а заодно будет решительнее, чем прежде, способствовать развитию производства сырья и его заменителей19.

В памятной записке констатировалось, что экономика фашистской Германии не в состоянии справиться старыми средствами с задачей увеличения добычи сырья и повышения выпуска продукции, ибо исчерпаны благоприятные факторы, действовавшие до сих пор, - наличие свободной рабочей силы, незагруженных производственных мощностей и т. д. В Германии не имеется необходимых запасов стратегического сырья для будущей войны нет и возможности создать эти запасы за счет форсирования экспорта немецких товаров. «Окончательное решение» всех проблем немецкой экономики, заявил Гитлер, «лежит в завоевании жизненного пространства», то есть в войне. Поэтому любой ценой необходимо подготовить к ней экономику и в качестве первоочередной задачи, например, за четыре года довести производство синтетического бензина с 700-800 тыс. до 3 млн. т, искусственного каучука - до 70-80 тыс. т., добычу железной руды - с 7 млн. до 25-30 млн. т20.

Полное самоснабжение, прежде всего в стратегическом сырье, в Берлине считали главным условием экономической независимости Германии, столь необходимой для войны. Оно вместе с тем рассматривалось как способ сбережения валютных фондов, необходимых в мирное время для закупки и ввоза продовольствия из-за границы.

Для проведения в жизнь мероприятий по «четырехлетнему плану» громоздкий бюрократический аппарат созданный в первые годы нацистской диктатуры, был еще более раздут. Вальтет Функ, сменивший Я. Шахта в 1937 году на посту президента Рейхсбанка, был вынужден с сожалением признать, что «официальная отчетность теперь составляет более половины всей деловой переписки предпринимателей» и что введение «немецкой внешней торговли предполагает заключение 40 тысяч отдельных сделок ежедневно и на каждую из них необходимо заполнить 40 различных документов».

Вся структура экономики Германии сдвигалась, приобретая уродливые формы. Получалось, что в мирное время все было переключено на военное производство, а продовольствие и сырье закупались за границей. Но поскольку так долго продолжаться не может, война была необходима в самом ближайшем будущем. По мнению А. Гитлера она должна была привести к захватам обширных источников и того и другого и решит все экономические проблемы. Оказалось, что сама структура экономики требует войны. Четыре года казались нацистским главарям тем сроком которого, с одной стороны, Германия сумеет вооружить массовую армию, а с другой - еще не наступит кризис в результате диспропорционального развития экономики. Возможности развития германской экономики на основе принципа самоснабжения крайне переоценивались.

Экономическую подготовку к войне возглавил с октября 1936 года Геринг.

Он неоднократно поднимал тему четырехлетнего плана в своих выступлениях, например, 28 октября 1936 года он затрагивал патриотические чувства рабочих, призывал немецкий народ поддержать план фюрера и работать над его выполнением не покладая рук. А также просил предпринимателей создать все условия необходимые для выполнения плана.

Все предприятия были обязаны также входить в соответствующие ассоциации. Во главе этой невероятно сложной структуры стояла Экономическая палата рейха, президент который назначался государством. Ей подчинялись семь национальных экономических групп, двадцать три экономические палаты, сто палат промышленности и торговли и семьдесят палат кустарных ремесел. В этой запутанной, как лабиринт, системе, среди бесчисленного количества отделов и агентов министерства экономики и управлений четырехлетнего плана, среди похожей на ниагарский водопад лавины специальных законов и указаний часто терялся опытный бизнесмен, поэтому, чтобы обеспечить деятельность фирм, приходилось нанимать специальных адвокатов21.

Укрепляются прямые связи монополистов с карательно-террористической службой фашистского режима. Все более широкий размах приобретает деятельность «кружка друзей рейхсфюрера СС», который на правительственном уровне имел официальное название «Взнос немецкой промышленности Адольфу Гитлеру». С 1936 года перевод «кружком» средств в кассу Гиммлера принимает регулярный характер, причем сумма ежегодных взносов значительно превышает 1 млн. марок. Концерны Сименса, «ИГ Фарбениндустри», Флика, «Ферейнигте штальверке», «Винтерсхалль АГ» и банкир Шредер ежегодно передавали Гиммлеру по 100 тыс. марок, Немецкий банк - по 75 тыс. марок и т. д22.

В результате совместных усилий государственных органов и крупных финансово-промышленных компаний началось ускоренное строительство вооруженных сил. К 1937 году в Германии вступило в строй более 300 военных заводов, в том числе: 55 авиационных, 45 автомобильных и танковых, 70 химических, 15 военно-судостроительных и т.д. Если в Германии было выпущено 13 самолетов, то в 1933 году -368, а в 1939 г.-8295.

Так если расходы на вооружение в Третьем рейхе в 1934 году составляли 4,2 млрд. рейхсмарок, то в 1938 году они составляли уже 17,2 млрд.

По другим данным, известно, что с 1933 г. по 1 апреля 1939 г. бюджетные расходы Германии на вооружение и армию составили около 41 млрд. рейхсмарок. Если для учета расходов с 1 апреля до начала войны к этой сумме прибавить примерно треть расходов за 1939/40 бюджетный год, получим общую сумму около 47 млрд. рейхсмарок. Доля расходов на продукцию военной промышленности во всех военных расходов составляла около 30%. Это означает, что за 1933-1939 гг. стоимость непосредственно военной продукции немногим превысила 14 млрд. рейхсмарок, то есть была равна только 6-7% общей стоимости промышленной продукции Германии. Полученный результат соответствует доле военной промышленности в общем потреблении стального проката.

Таким образом, выделение этапов реализации «четырехлетнего плана» позволят сделать определенные выводы по нему. Например, многие непоследовательные действия правительства А. Гитлера по полному подчинению экономики страны и уменьшению затрат государства в области как в тяжелой, так и легкой промышленности в 1933-1934 гг., главным образом в удешевлении рабочей силы, следует рассматривать к самой реализации плана23. Однако длительный период первого этапа (два года), возможно, объясняется нерешительностью и неготовностью начинать активные действия в области подготовки к войне из-за внутренних проблем страны. Во втором этапе, следует обратить внимание, на долгое распределение должностей, оно длилось почти полгода, А. Гитлеру нужно было руководство, которое способно было взять на себя все поставленные задачи, в том числе продолжить направления экономической политики в начале 1930-х гг. В третьем этапе появляются первые положительные результаты плана (увеличение количества военных заводов), однако, стоит заметить, что указы по строительству военных заводов появились до «четырехлетнего плана». Анализ четвертого и пятого этапов свидетельствует о том, что непосредственно программы принятые в период плана и их достижение не могли быть выполнены в срок, поэтому результаты «четырехлетнего плана» получились односторонними, наиболее положительные стороны реализации плана, по моему мнению, это ускоренное развитие отраслей тяжелой промышленности. Но такое ускорение не могло не привести к негативным последствиям.



6.Экономические проблемы при реализации четырехлетнего плана.


Реализация плана с неимоверным нажимом на военное производство и достижения автаркии не могли не привести к возникновению проблем и негативных последствий.

Первая из них - это сырьевая проблема. Перепись, проводимая в конце 1936 года промышленных предприятий, показала значительную зависимость Германии от заграницы в снабжении важнейшим промышленным сырьем, что особенно относилось к железной руде и к рудам других металлов, к нефти, каучуку, а также к такому сырью для производства потребительских товаров, как текстильные волокна и кожа. В этой зависимости от внешних рынков состояла слабость Германии в отношении военно-промышленного потенциала.

Г. Геринг так и не смог предотвратить снижения показателей прироста промышленного производства, достигшего в 1935 г. 15%, в 1937 г. - 11%, и в 1938 г. - лишь 2,3%. 1939 г. принес с собой явные признаки стагнации, нарастания диспропорций в пользу тяжелой промышленности, дефицит потребительских товаров и инфляционные ожидания населения24.

Не смог план решить так же проблему сырья для промышленности Германии в 1938-1939 гг. По важнейшим видам «стратегического сырья» - стали и алюминию - существовала сильная косвенная зависимость от импорта железной руды и бокситов. Только в отношении угля и азота немецкая промышленность не зависела от ввоза из других стран.

В целом проблема сырья для промышленности Германии и в 1938-1939 гг. ни в коей мере не была решена. Запасы сырья поддерживались обычно на уровне 3-6 месячной потребности; складские запасы хрома, вольфрама и железной руды поддерживались на уровне от 8- до 10 - месячной потребности, а марганца - даже 8-месячной. Однако такие показатели составляли редкое исключение.

Вторая проблема - сокращение рабочей силы в сельском хозяйстве. Крестьяне раньше всех ощутили на себе теневые стороны национал-социалистического «экономического чуда», поскольку из года в год им приходилось вести «трудовую битву» в условиях сокращения рабочей силы. В конце 30-х гг. сельское хозяйство потеряло около 1,4 млн. человек, которые предпочли лучше оплачиваемую работу в промышленности (военной). Нехватка сельскохозяйственных рабочих, с которой режим пытался справиться путем эксплуатации молодежи (сельская повинность в гитлерюгенде, «помощь в уборке урожая», «год села») вместо интенсивной механизации, рационализации и земельной реформы, годами служила источником недовольства25.

Третья проблема - рост эксплуатации трудящихся. Составной частью «четырехлетнего плана» являлось не только усиление эксплуатации, но и введение принудительного труда. «…Работа в три смены сама собой разумеется»,- провозгласил Геринг на собрании промышленников в октябре 1938 года. Шеф полиции К. Далюге получил приказ составить картотеку на всех взрослых трудоспособных немцев. Затем 22 июня 1938 г. последовало распоряжение Геринга в качестве «уполномоченного по четырехлетнему плану» о полной милитаризации рабочей силы. Закрепощением рабочих занялось вновь созданное специальное ведомство.

Об усилении эксплуатации рабочих свидетельствовало увеличение продолжительности рабочего дня и рост интенсификации труда. К 1937 году средняя продолжительность рабочего дня возросла на 11% по сравнению с 1932 годом (фактически рабочий день составлял 10-12 часов), а продолжительность рабочей недели, например, в 1941 году составила 50 часов, тогда же, как в 1932 года продолжительность рабочей недели равнялась 42 часам. Однако в начале ХХ века, например, в 1913 году продолжительность рабочей недели была все-таки больше и равнялась 57 часам, что свидетельствует, о том, что хотя при четырехлетнем плане часы рабочей недели увеличивались, но не до такой степени, чтобы вызвать массовое недовольство граждан, увеличение часов происходило постепенно.

Это сказалось и на производительности труда, который в результате интенсификации труда возросла втрое. Так в 1939 году производительность труда в Германии возросла на 30% по сравнению с 1932 годом и на 15% по сравнению с 1929 годом. В итоге в годы фашистской диктатуры эксплуатация рабочих значительно возросла, а реальная заработная плата непрерывно падала. В 1939 году она составляла 82,5% к уровню 1928 г. Специальными указами, опубликованными на протяжении 1934-1939 гг. квалифицированным рабочим было запрещено искать себе работу вне района проживания.

Четвертая проблема - рост безработицы. Формально в Германии на тот период ее практически не было, однако, в мае 1935 года число безработных составляло 2 151 039 человек, в 1936 году количество уменьшилось, но продолжало оставаться высоким 1 592 655 человек. В течение первых двух лет часть безработных получила работу, но в их число входила молодежь, привлеченная в лагеря трудовой повинности. Положение этих людей мало чем отличалось от положения безработных, так как они получали не заработную плату, а нищенское благотворительное пособие, но по большему счету благодаря этим действиям количество безработных снизилось к 1939 году и составило 38 379 человек.

А. Гитлер прекрасно знал, что на протяжении «четырехлетнего плана» безработица никуда не пропала, но всю эту проблему он перекладывал на плечи самих рабочих, объясняя это тем, что они просто не хотят искать работу, которая в Германии есть.

Пятая проблема - ухудшение продовольственного снабжения. Главным образом эта проблема коснулась трудящихся. За время «четырехлетнего плана» происходило сокращение закупок за границей продовольствия, товаров широкого потребления и сырья, необходимого для их изготовления. Так, сумма, выделяемая для закупки за границей сливочного масла, за один год была сокращена со 106 млн. марок до 70 млн. марок. Если в кризисном 1932 году Германия все же закупила 4,4 млн. т. продовольствия, то в 1934 году эта цифра сократилась уже до 3,2 млн. т., а в 1935 году - до 2,9 млн. т. За период 1933-1939 гг. гитлеровцы сократили импорт пшеницы и яиц на одну треть, сала - в три раза, что несомненно, ухудшило жизненный уровень рабочего класса.

Уверенность в краткосрочной и победоносной войне против СССР заставило в свое время А. Гугенберга, занимавшего пост министра, отвечавшего за обеспечение продовольствием, отказаться от идеи создания государственного запаса зерна в 7,5 миллиона тонн в 1937-1938 гг., и как вспоминал А. Гитлер в 1942 году, этого запаса Германии сильно не хватало26.

Шестая проблема - это расширение сети трудовых и концентрационных лагерей. Уже через год, после того как А. Гитлер пришел к власти выходит «Указ о немецком трудовом фронте», в котором правительство Германии уже официально отказывается от каких-либо профсоюзов, которые направлены на защиту прав работников в трудовых отношениях, а также на обеспечение социально-экономических интересов членов организации. Стоит принять во внимание, что профсоюзы обычно всегда независимы от любых политических партий. Однако в указе «Целью Немецкого трудового фронта является образование действительного народного и эффективного сообщества всех немцев» присутствует ряд поправок и уточнений, которые сводят на нет все демократические установки указа. Во-первых, «Немецкий трудовой фронт» насильно установлен в качестве альтернативы профсоюзам, во-вторых, в указе написано, что «Немецкий трудовой фронт является подразделением НСДАП…», что означает его прямую связь с руководящей партией и подчинение ей, в-третьих, подобную организацию как ДАФ создавать не допускается, в-четвертых, в документе очень много уделяется внимания «…выравниванию справедливости между интересами всех участников…», но как она должна осуществляться не уточнено. Таким образом, в 1934 году А. Гитлер создал замену профсоюзам, прогосударственной организацией «Немецкий трудовой фронт», который в будущем будет совершенно не препятствовать осуществлению планов А. Гитлера по увеличению трудовых лагерей и всеобщей трудовой повинности.

Так например, трудовые лагеря в том числе и для девушек появились значительно раньше, но до июня 1935 года в трудовых лагерях было задействовано не так много молодых людей, например, в начале 1935 года ДФАД («Немецкая женская трудовая повинность») насчитывала лишь около 12 тыс. участниц, в то время как в мужских лагерях работало свыше 200 тыс. юношей. Только после июня 1935 года, когда А. Гитлер подписал «Закон о РАД», который провозглашал трудовую повинность обязательной для "всех молодых немцев обоих полов", после этого численность трудовых лагерей как и число задействованных в них молодых людей стало стремительно возрастать. С 1 апреля 1936 по 1 апреля 1939 г. число трудовых лагерей возросло с 400 до 807. До начала второй мировой войны более 2,5 млн. юношей и около 300 тыс. девушек прошли через трудовые лагеря, где они использовались для строительства стратегических автострад и пограничных укреплений27.

Прообразом первых концентрационных лагерей Германии стал Дахау (близ Мюнхена), где в бараках бывшей пороховой фабрики был устроен первый крупный концентрационный лагерь (для политических заключенных) в марте 1933 года.

Через несколько лет в обоснование, так называемой, акции против антиобщественных элементов, разработанной во второй половине 1930-х гг. впервые приводился аргумент экономической пользы, который в последующие годы в сочетании с идеей «искоренения» якобы неполноценных и бесполезных людей станет поистине смертоносным: «Строгое исполнение четырехлетнего плана требует участия в нем всех трудоспособных сил, и недопустимо, чтобы антиобщественные элементы уклонялись от работы и тем самым саботировали четырехлетний план». Фактически речь тогда шла о наборе подневольных рабочих на первые предприятия СС. Помимо кирпичных заводов («Дойче эрд- ундштайн-верке») к ним относились гранитные каменоломни, имевшие важное значение для «строек фюрера», - в верхнепфальцском Флоссенбюрге и нижнеавстрийском Маутхаузене (позднее также в нижнесилезском Гросс-Розене и эльзасском Натцвайлере), где выросли новые концентрационные лагеря.

С 1938 года для всех заключенных в тюрьмах и концентрационных лагерях независимо от срока заключения были введены принудительные работы. Заключенные выполняли работы военного назначения, не получая за это никакой платы. Потом уже в начале войны это приняло поистине ужасающие примеры. Начальник диверсионной службы управления иностранной разведки в Главном управлении имперской безопасности, подполковник СС Отто Скорцени в своих воспоминаниях приводит такой пример: «12 тысяч заключенных концентрационного лагеря "Дора", расположенного в Южном Гарце вблизи города Нордхаузен, загнали под землю, где в толще горного массива находились соединенные туннелями две главные шахты по полтора километра длиной каждая. Лишенные дневного света узники - немцы, советские граждане, чехи, поляки, голландцы и французы - работали по 18 часов в сутки. Они делали ракеты, которые разрабатывались под руководством технического директора проектного бюро в Пенемюнде Вернера фон Брауна. Ночью из штолен на поверхность земли вывозили снаряды типа «Фау-1», ракеты «Фау-2» и... трупы. Жертвами нечеловеческих условий труда стали 50 тысяч заключенных28. Однако администрация концлагеря Бухенвальд своевременно заботилась о поставке требующегося «человеческого материала».

Седьмая проблема - применения террора. Неотъемлемой частью плана являлось усиление кровавого террора против всех противников фашистской диктатуры, проведение террористических мероприятий, чтобы запугать широкие народные массы и не допустить массовых выступлений против гитлеровцев.

К концу «четырехлетнего» плана не смотря на все усилия по соблюдению секретности вся страна стала чувствовать слежку. Хотя подробности организации системы надзора были известны немногим, средний гражданин по большей части не видел различий между службой безопасности, СС, уголовной полицией, полицией общественного порядка и политической полицией, но это лишь усиливало смутное ощущение опасности и угрозы. Люди пугались при виде темных кожаных плащей и черной униформы, слово «гестапо» внушало страх. Таким образом, власть тайной полиции распространялась не только на тех, кто физически подвергался ее террору.

Подводя итог, следует отметить, что осуществление «четырехлетнего хозяйственного плана» привело не только к установлению контроля нацистской партии над экономикой и рабочим классом, но и к усилению уже ранее наметившейся тенденции к созданию крупнейших промышленных концернов. Показателен в этом отношении взлет химического концерна «ИГ Фарбениндустри», когда Геринг назначил одного из его директоров К. Крауха своим генеральным комиссаром в химической промышленности. Чтобы ослабить влияние военных ведомств на экономическое планирование, Геринг передал ему полный контроль над производством нефтепродуктов, резиновых изделий, взрывчатых веществ и легких металлов. Краух блестяще справился с порученной ему задачей, собрав для рейхсмаршала богатый материал о непродуктивности и некомпетентности военно-промышленного управления, что и позволило Герингу добиться значительного сужения полномочий военных. В результате химический гигант «ИГ Фарбениндустри» стал образцом сотрудничества нацистского режима и крупного капитала в подготовке войны. Все это и привело после поражения фашистской Германии директоров концерна и некоторых других капитанов немецкой индустрии на скамью подсудимых. Вместе с тем осуществление «четырехлетнего плана» раскрыло и некоторые утопические черты хозяйственной политики гитлеровцев.



Приход к власти Адольфа Гитлера и НСДАП с одной стороны способствовало решению на первых порах экономических проблем Германии после Великой депрессии. Но стоит учитывать, что власть они получили в момент фактического окончания кризиса в мире и в Европе в частности. Их методы на первоначальной основе имели хаотичный характер направленные на выполнение своих обязательств перед населением.

Попытка решить главную проблему Германии – безработицу, вылилась в простом привлечении людей к низкооплачиваемому труду и нагрузке на бюджет. Да, строительство автобанов имело положительное значение для снижения безработицы и в тоже время создание сети высококачественных автомагистралей в стране.

Имеется и минус такого привлечения. Нагрузка содержать всех нанятых людей ложилась на бюджет. Для этого приходилось выуживать средства из всех возможных источников. Да к тому же, это было не самым дорогим. Наращивание армии, которое началось фактически сразу после прихода НСДАП к власти, не менее эффективно снизило уровень безработицы, но и напрягло бюджет.

Но имелось и много положительного. А именно, восстановление военного производства. Германские промышленники вернули ряд производств в прежние объемы, и нарастили их уже в результате «Четырехлетнего плана».

Производство подводных лодок и военно-морского флота в целом подстегнули и сопутствующие отрасли, как металлургия. Наращивалось и производство авиации, танков.

Потребность одеть армию вернули к жизни легкую промышленность.

«Четырехлетний план» стал главным звеном в организации автаркии в экономике и жизни. Милитаризация и контроль внутреннего потребления способствовали восстановлению экономике. Германия к 1939 году стала сильнейшей экономикой Европы.

Стоить отметить, что выполнение плана наталкивалось на многие проблемы при его выполнении.

Во-первых, отсутствие ресурсов на территории Германии, в тех объемах, в которых она нуждалась. Единственное чего было достаточно, то это уголь и калийная соль. Имеются ряд месторождений других полезных ископаемых, но их качество и величина не удовлетворяли нужды Германии для выполнения плана.

Во-вторых, торговая зависимость от соседей. Вызвана эта зависимость именно отсутствием ресурсов. Из СССР получали нефть, древесину, драгоценные металлы, железо, зерно и т.д. Из Швеции железо, древесину, медь и т.д. И такая зависимость идет далее по странам.

В-третьих, это двоякость экономической политики Германии. Создание автаркии означает снижение внешней торговли, но позволить это немецкая экономика не могла. Необходимость наращивать производство наталкивалось на то, что нужно увеличивать импорт, а значит и экспорт для оплаты импорта.

И это одни из немногих проблем, которые испытывала немецкая экономика при выполнении плана. Сам по себе план имел цель подготовки к войне. Если посмотреть на результат, то выходит, что Германия не совсем была готова после «Четырехлетнего плана» начать войну.

Необеспеченность запасами ресурсов, отсутствие четкого плана в кризисной ситуации, недостаток денежных средств. Это те проблемы, которые стояли остро, но так и не были решены.

Итогом, «Четырехлетнего плана» стало наращивание военного производства и армии, но не решило чисто экономических проблем. С ними Германия уже вступила в войну.



















Список используемой литературы



  1. Галкин А. А. Германский фашизм / Отв. ред. Б. И. Коваль; АН СССР. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Наука, 1989. — 352 с.

  2. Гинцберг Л.И. 2004. Ранняя история фашизма. М. Вече. 384 стр.

  3. Гинцберг Л.И. Ранняя история нацизма. Борьба за власть. – М.: Издательство «Вече», 2004.

  4. Дашичев В.И. Банкротство стратегии германского фашизма. Исторические очерки. Документы и матералы. В 2 т.Т. 1. Подготовка и развертывание нацистской агрессии в Европе. 1933-1941 гг./ В.И.Дашичев. — М.: Наука, 1973.- 768 с., стр. 315

  5. План Дауэса. Финансовое восстановление Германии. Доклад комиссии Дауэса. Предисловие и общая редакция проф. Н.Н. Любимова. Финансовое издательство. Москва. 1925 г.

  6. Т. Евдокимова, С. Невский. Экономическая политика Веймарской республики. Институциональные реформы и экономическая политика кабинетов Веймарской республики в 1919 – 1924 годы // Экономическая политика. 2016. Т. 11. № 3. С. 176—208

  7. История Германии: учебное пособие: в 3 тт. / Под общ. ред. Б. Бонвеча, Ю.В. Галактинова. – М.: КДУ, 2008. – Т.2: От создания Германской империи до начала XXI века / А.М. Бетмакаев, Т.А. Бяликова, Ю.В. Галактинов, [и др.]; отв. ред. Ю.В. Галактинов; сост. науч. - справ. аппарата А.А. Мить. – 672 с.: ил., [16] с.: цв. ил.

  8. История дипломатии. Том 3. Дипломатия на первом этапе общего кризиса капиталистической системы. Издание второе, переработанное и дополненное. Под редакцией А.А. Громыко, И.Н. Земскова, В.А. Зорина, В.С. Семенова, С.Д. Сказкина, Я.М. Хвостова. Авторы тома: С.Ю. Выгодский, С.А. Гонионский, И.М. Горохов, И.Н. Земсков, В.А. Зорин, С.П. Киктев, Л.Н. Кутаков, С.М. Майоров, И.И. Минц, И.Д. Остоя-Овсяный, В.И. Попов, В.М. Хвостов. – М.: Госполитиздат, 1965

  9. Кутарев О.Ю. К вопросу о появлении четырехлетнего плана в фашистской Германии//Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион.-2010.-№1. - С. 73-78.

  10. Медведев Н. Н. «Четырехлетний план» подготовки Германии к войне 1936-1939 гг. [Текст] // Исторические исследования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 9-12.

  11. Макдоно Дж. Последний кайзер: Вильгельм Неистовый / Дж. Макдоно; Пер. с англ. А.М. Филитова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ОАО «ЛЮКС», 2004. – 746, [6] с.: 16 л. ил.- (Историческая библиотека).

  12. Норден А. Уроки Германской истории. К вопросу о политической роли финансового капитала и юнкерства. - М.: Государственное издательство иностранной литературы, 1948.- 295 с.

  13. Эннио Ди Нольфо. История международных отношений. 1918-1999. М.: Логос. - 1306 с. . 2003

  14. Пленков О.Ю. Третий Рейх. Нацистское государство. — СПб: Издательский дом «Нева», 2004. — 480 с.

  15. Патрушев А.И. Германия в XX веке. - М.: Дрофа, 2004.- 432 с.

  16. Розанов Г.Л. Германия под властью фашизма (1933-1939 гг.).- М.: Международные отношения, 1964.- 520 с.

  17. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.

  18. Смирнов Г.В. Как ковался германский меч. Промышленный потенциал Третьего рейха/ Г.В. Смирнов, В.М. Шаститко. — М.: Яуза, Эксмо, 2006.- 608 с., стр. 24.

  19. Фрай Н. Государство фюрера. Национал-социалисты у власти: Германия, 1933-1945./Перевод с немецкого Л.Ю. Пантиной.- М.: РОССПЭН, 2009.-255 с.

  20. Фест И. Гитлер. Биография. Путь наверх. - М.: Вече, 2006. — 674 с.

  21. Взлет и падение Третьего Рейха / Ульям Ширер ; [пер. с англ. под ред. О.А. Ржевского]. – Москва: АСТ, 2015. – 1216 с. – (История войны и военного искусства).

  22. Шахт Я. Главный финансист Третьего рейха. Признания старого лиса. 1923-1948/Пер. с нем. Л.А. Игоревского. - М.: ЗАО Центрополиграф, 2011.- 511 с.

  23. Шверин фон Крозиг, Л. Как финансировалась Вторая мировая война. В кн.: Итоги второй мировой войны. М.: Издательство иностранной литературы, 1957. С. 418—442.



1Макдоно Дж. Последний кайзер: Вильгельм Неистовый / Дж. Макдоно; Пер. с англ. А.М. Филитова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ОАО «ЛЮКС», 2004. – 746, [6] с.: 16 л. ил.- (Историческая библиотека).

2 Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.

3 Эннио Ди Нольфо. История международных отношений. 1918-1999. М.: Логос. - 1306 с. . 2003

4 История Германии: учебное пособие: в 3 тт. / Под общ. ред. Б. Бонвеча, Ю.В. Галактинова. – М.: КДУ, 2008. – Т.2: От создания Германской империи до начала XXI века / А.М. Бетмакаев, Т.А. Бяликова, Ю.В. Галактинов, [и др.]; отв. ред. Ю.В. Галактинов; сост. науч. - справ. аппарата А.А. Мить. – 672 с.: ил., [16] с.: цв. ил.

5 Т. Евдокимова, С. Невский. Экономическая политика Веймарской республики. Институциональные реформы и экономическая политика кабинетов Веймарской республики в 1919 – 1924 годы // Экономическая политика. 2016. Т. 11. № 3. С. 176—208

6 Чарлз Гейтс Дауэс (1865-1951 гг.) — государственный деятель США, предприниматель и военный.

7 План Дауэса. Финансовое восстановление Германии. Доклад комиссии Дауэса. Предисловие и общая редакция проф. Н.Н. Любимова. Финансовое издательство. Москва. 1925 г.

8 История Германии: учебное пособие: в 3 тт. / Под общ. ред. Б. Бонвеча, Ю.В. Галактинова. – М.: КДУ, 2008. – Т.2: От создания Германской империи до начала XXI века / А.М. Бетмакаев, Т.А. Бяликова, Ю.В. Галактинов, [и др.]; отв. ред. Ю.В. Галактинов; сост. науч. - справ. аппарата А.А. Мить. – 672 с.: ил., [16] с.: цв. ил.

9 История дипломатии. Том 3. Дипломатия на первом этапе общего кризиса капиталистической системы. Издание второе, переработанное и дополненное. Под редакцией А.А. Громыко, И.Н. Земскова, В.А. Зорина, В.С. Семенова, С.Д. Сказкина, Я.М. Хвостова. Авторы тома: С.Ю. Выгодский, С.А. Гонионский, И.М. Горохов, И.Н. Земсков, В.А. Зорин, С.П. Киктев, Л.Н. Кутаков, С.М. Майоров, И.И. Минц, И.Д. Остоя-Овсяный, В.И. Попов, В.М. Хвостов. – М.: Госполитиздат, 1965

10 Фест И. Гитлер. Биография. Путь наверх. - М.: Вече, 2006. — 674 с.

11 Гинцберг Л.И. 2004. Ранняя история фашизма. М. Вече. 384 стр.

12 Гинцберг Л.И. Ранняя история нацизма. Борьба за власть. – М.: Издательство «Вече», 2004.

13 Взлет и падение Третьего Рейха / Ульям Ширер ; [пер. с англ. под ред. О.А. Ржевского]. – Москва: АСТ, 2015. – 1216 с. – (История войны и военного искусства).

14 История Германии: учебное пособие: в 3 тт. / Под общ. ред. Б. Бонвеча, Ю.В. Галактинова. – М.: КДУ, 2008. – Т.2: От создания Германской империи до начала XXI века / А.М. Бетмакаев, Т.А. Бяликова, Ю.В. Галактинов, [и др.]; отв. ред. Ю.В. Галактинов; сост. науч. - справ. аппарата А.А. Мить. – 672 с.: ил., [16] с.: цв. ил.

15 Пленков О.Ю. Третий Рейх. Нацистское государство. — СПб: Издательский дом «Нева», 2004. — 480 с.

16 Галкин А. А. Германский фашизм / Отв. ред. Б. И. Коваль; АН СССР. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Наука, 1989. — 352 с.

17 История Германии: учебное пособие: в 3 тт. / Под общ. ред. Б. Бонвеча, Ю.В. Галактинова. – М.: КДУ, 2008. – Т.2: От создания Германской империи до начала XXI века / А.М. Бетмакаев, Т.А. Бяликова, Ю.В. Галактинов, [и др.]; отв. ред. Ю.В. Галактинов; сост. науч. - справ. аппарата А.А. Мить. – 672 с.: ил., [16] с.: цв. ил.

18 Медведев Н. Н. «Четырехлетний план» подготовки Германии к войне 1936-1939 гг. [Текст] // Исторические исследования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 9-12.



19 Кутарев О.Ю. К вопросу о появлении четырехлетнего плана в фашистской Германии//Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион.-2010.-№1. - С. 73-78.

20 Дашичев В.И. Банкротство стратегии германского фашизма. Исторические очерки. Документы и матералы. В 2 т.Т. 1. Подготовка и развертывание нацистской агрессии в Европе. 1933-1941 гг./ В.И.Дашичев. — М.: Наука, 1973. – 768 с.



21 Смирнов Г.В. Как ковался германский меч. Промышленный потенциал Третьего рейха/ Г.В. Смирнов, В.М. Шаститко. — М.: Яуза, Эксмо, 2006.- 608 с., стр. 24.

22 Норден А. Уроки Германской истории. К вопросу о политической роли финансового капитала и юнкерства. - М.: Государственное издательство иностранной литературы, 1948.- 295 с.

23 Фрай Н. Государство фюрера. Национал-социалисты у власти: Германия, 1933-1945./Перевод с немецкого Л.Ю. Пантиной.- М.: РОССПЭН, 2009.-255 с.

24 Шахт Я. Главный финансист Третьего рейха. Признания старого лиса. 1923-1948/Пер. с нем. Л.А. Игоревского. - М.: ЗАО Центрополиграф, 2011.- 511 с.

25 Патрушев А.И. Германия в XX веке. - М.: Дрофа, 2004.- 432 с.

26 Розанов Г.Л. Германия под властью фашизма (1933-1939 гг.).- М.: Международные отношения, 1964.- 520 с.

27 Шверин фон Крозиг, Л. Как финансировалась Вторая мировая война. В кн.: Итоги второй мировой войны. М.: Издательство иностранной литературы, 1957. С. 418—442.

28 История Германии: учебное пособие: в 3 тт. / Под общ. ред. Б. Бонвеча, Ю.В. Галактинова. – М.: КДУ, 2008. – Т.2: От создания Германской империи до начала XXI века / А.М. Бетмакаев, Т.А. Бяликова, Ю.В. Галактинов, [и др.]; отв. ред. Ю.В. Галактинов; сост. науч. - справ. аппарата А.А. Мить. – 672 с.: ил., [16] с.: цв. ил.

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!