СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эколого-краеведческий музей как центр патриотического воспитания учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эколого-краеведческий музей как центр патриотического воспитания учащихся 

Просмотр содержимого документа
«Эколого-краеведческий музей как центр патриотического воспитания учащихся»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБОУ «Республиканская кадетская школа-интернат»





Научно-практическая конференция педагогов «Гендерный аспект в патриотическом воспитании современного школьника»

Направление исследовательской работы: Гендерный подход в реализации нравственно-патриотического воспитания как в урочной, так и во внеурочной деятельности







Тема: Эколого-краеведческий музей как центр патриотического воспитания учащихся

















Выполнили: Стрекаловский А.A. – учитель биологии, руководитель школьного эколого-краеведческого музея

Очирова О.Ч. учитель математики, руководитель ШМО учителей естественно-математического цикла



Улан-Удэ 2023

Патриотизм - одна из базовых составляющих личности гражданина, выражающаяся в чувстве любви, гордости, признания своему Отечеству, его истории и культуре, традициям, в осознании гражданского долга перед ним, в готовности к защите его интересов, формированию у учащихся чувства готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать ее историю, активно участвовать во всех делах и акциях школы.

Гражданско-патриотическое воспитание - одно из приоритетных направлений учебно-воспитательной работы ГБОУ РКШИ.

Целевые ориентиры результатов патриотического воспитания на уровне ООО и СОО характеризуют ученика как:

-выражающего свою этнокультурную идентичность, демонстрирующего приверженность к родной культуре на основе любви к своему народу, знания его истории и культуры.

-проявляющего деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, к национальным символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране – России.

-сознающего себя патриотом своего народа и народа России в целом, деятельно выражающий чувство причастности к многонациональному народу России, к Российскому Отечеству, свою общероссийскую культурную идентичность.

-проявляющего интерес к познанию родного языка, истории, культуры своего народа, своего края, других народов России, Российской Федерации.

-знающего и уважающего боевые подвиги и трудовые достижения своих земляков, жителей своего края, народа России, героев и защитников Отечества в прошлом и современности.

-знающего и уважающего достижения нашей общей Родины – России в науке, искусстве, спорте, технологиях.

-проявляющего уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении общероссийской культурной идентичности.

Школьный музей обладает рядом характеристик и функций. К традиционным его функциям относятся: комплектование, изучение, учет и хранение коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания.

Специфика школьного музея в том, что он является не только образовательным музеем, где задачи обучения и воспитания имеют решающее значение, но и адресным музеем, для которого приоритетной является детская аудитория. Только в школьном музее может быть наиболее последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей. Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности позволяет сделать детей заинтересованными участниками процесса воспитания.    Работа школьных музеев неизбежно выходит за рамки школьной жизни. Школьный музей является одним из важнейших факторов в расширении образования, в воспитании молодежи, он обретает сегодня новое лицо, новое качество - качество культурного центра.

Школьный музей является эффективным средством реализации обновленных требований ФГОС ООО и СОО.

В нашей школе музей является составляющей школьного организма, неотъемлемым элементом единого образовательного процесса. Он призван обеспечить дополнительное краеведческое образование, гражданско-патриотическое воспитание кадет, способствует созданию воспитательной среды школы. Школьный музей рассматривается нами, как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся нашей школы.

Работа нашего музея имеет большое значение в деле воспитания личности кадет, воспитания гражданина, патриота. Он способствует формированию общей культуры личности на основе воспитания гражданственности и любви к Родине.

Для выполнения этой цели определены следующие задачи:

  • Развивать патриотизм;

  • Формировать собственную активную гражданскую позицию;

  • Формировать гуманистическое мировоззрение школьников;

  • Способствовать социальной ответственности.

Цели и задачи музея имеют большое значение в патриотическом воспитании молодежи.

Так, коллектив ГБОУ РКШИ разработал проект «Гражданско–патриотическое воспитание учащихся в современных условиях», центром которого является школьный эколого-краеведческий музей.

Концепция проекта:

- музей компонент школьной воспитательной системы;

- музей информационный, ресурсный центр школы по патриотическому воспитанию;

- музей организатор общественно - значимой деятельности учащихся

Цель проекта: Развитие интереса, углубление знаний по истории и формировании на конкретном историческом материале гражданского патриотических чувств и убеждений.

Задачи:

  1. Воспитание и формирование личности учащихся средствами музейной педагогики.

  2. Разработка долгосрочной программы патриотического воспитания учащихся Республиканской кадетской школы-интерната.

Реализация проекта:

  • создание при школьном музее временно творческой группы педагогов работающей по теме «Актуальные проблемы патриотического воспитания личности в условиях современной школы»;

  • создание школьного музея особого рода, включённого в контекст всей школьной жизни;

  • вовлечение в работу музея большего числа педагогов, учащихся школы, ветеранов, жителей поселка;

  • создание временных выставок, в том числе размещенных не только в музее, но и в учебных кабинетах, коридорах с использованием фонда школьного музея;

  • использование в работе музея технологии проектной деятельности, выполнение учащимися краткосрочных проектов, исследовательских работ, презентаций;

  • проведение научно-практических конференций,

  • использование на уроках и во внеурочной деятельности новой формы работы «музей в чемодане»;

  • совместная работа музея школы с музеями других школ, государственными музеями;

  • введение в учебный план школы элективного курса для учащихся 7-8 классов «История и культура родного края»;

Этапы реализации проекта:

I этап (запуск проекта)

  • анализ состояния проблемы

  • анализ воспитательных возможностей школьного музея для патриотического воспитания.

  • создание временной творческой группы педагогов

II этап

  • разработка и организация системы урочной и внеурочной деятельности школы по патриотическому воспитанию с использование возможности школьного музея;

  • апробация приемов школьной педагогики в условиях нашей школы;

III этап (аналитический)

  • мониторинг влияние деятельности школьного музея на состояние патриотического воспитания учащихся;

  • разработка и издание методического пособия;

Ожидаемые результаты;

В ходе осуществления проекта предполагается получить следующие результаты:

- долгосрочную программу патриотического воспитания учащихся на основе деятельности школьного музея;

- методическое пособие по патриотическому воспитанию учащихся средствами школьного музея;

- усвоение учащимися ценностей гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющих модель их жизненного поведения.

- количественный охват субъектов образовательного процесса системой патриотического воспитания;

- возросшую мотивацию педагогов к использованию музея в учебном процессе.

Критерии результативности осуществления проекта:

  • количественный охват субъектов образовательного процесса системой патриотического воспитания;

  • возросшую мотивацию педагогов к использованию музея в учебном процессе.

Творческая группа учителей, воспитателей, классных руководителей,офицеров-воспитателей.

Тема: Актуальные проблемы патриотического воспитания личности в современных условиях.

Содержание учебно-методической работы:

  • самостоятельное изучение членами группы литературы по теории и методике патриотического восприятия;

  • апробация идей музейной педагогики в условиях школы-интерната;

  • разработка долгосрочной программы патриотического воспитания личности.

Формы работы:

  •  временные тематические выставки, посвященные дням воинской Славы, государственным праздникам, важным событиям истории Отечества;

  • клубные часы, уроки, внеклассные мероприятия, проводимые на базе школьного музея;

  • школьные научно- практические конференции, краеведческие экспедиции;

  • экскурсионная деятельность.

Возросшее внимание государства и общества к патриотическому воспитанию, а, следовательно, и к деятельности музеев, открывает новые перспективы, создает новые возможности для их развития, вселяет в нас надежду на то, что патриотизм, став основой всего нравственного и духовного воспитания, станет и основой возрождения России. Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Поле деятельности педагогов в этом направлении огромно. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота. Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать детям.


Библиографический список:

  1. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций.

  2. Гостев А. Воспитание историей. Народное образование. № 6, 1998;

  3. Гашук Е. А. Технология музейной педагогики. – Волгоград: Учитель, 2018. – 181 с.

  4. Данилюк А.Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009;




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!