СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эколого-экономическая игра «Защиты Северский Донец» (« За-Се-Дон»)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ролевая эколого-экономическая игра. Ее проведение предусматривает длительный период времени - это может быть Неделя географии или занятия тематического кружка во время зимних каникул. Представленная игра и технология ее проведения может быть основой для создания подобной для рек своего региона.

Просмотр содержимого документа
«Эколого-экономическая игра «Защиты Северский Донец» (« За-Се-Дон»)»

10


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«СТАХАНОВСКАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА № 9

ИМЕНИ АЛЕКСЕЯ СТАХАНОВА»





















Учитель географии

Хлебовец

Виталий Иванович





















2019

Эколого-экономическая игра «Защиты Северский Донец»

(« За-Се-Дон») и технология ее проведения

1. Основные цели, задачи и развивающие функции эколого-экономической игры «Защиты Северский Донец»

Главная функциональная цель игры – экологическое образование, т.е. формирование ответственного отношения к природе, которое должно стать важнейшим элементом в системе социальных отношений будущего граждани­на. Целью является овладение учащимися знаниями оценки природной и хо­зяйственной обстановки, формирование норм и привычек поведения в природе. Творческая цель – добиться результатов, выбирая различные способы игрового поведения.

Задачи игры:

1) преодолеть потребительский подход к природе, воздействуя на научный, правовой и т.п. аспекты сознания;

2) уметь составлять географический прогноз развития природы и хозяйства

региона бассейна реки Северский Донец;

3) осознание причин обострения проблем окружающей среды в республике

В общем, воспитательный потенциал данной игры – роль в познании мира, накопление опыта коллективных эмоциональных переживаний, в приоб­ретении опыта экологического поведения, коммуникативных отношений (дружба, партнёрство; совместимость), в развитии чувства юмора.

Творческая цель – добиться результатов, выбирая разные варианты игро­вой деятельности

Эмоциональная цель – получить удовольствие от самого процесса игры.

Развивающие функции:

1. Социокультурная – формирование типовых навыков социального пове­дения, специфической системы ценностей, ориентация на групповые или инди­видуальные действия – состязательность и кооперацию.

2. Межличностная коммуникация – моделирование различных ситуаций хозяйственной жизни, избежание конфликтов, не прибегая к агрессивности, учит разнообразию эмоций

3Самореализация ребенка в игре как полигоне человеческой практики; построение и проверка проекта снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, а с другой – выявление недостаточности опыта.

4. Коммуникативная функция – ученики учатся общаться (вступив в игру ребенок берёт на себя ряд моральных обязательств перед партнерами, часть их заложена в правилах, а часть находится вне).

5. Диагностирующая функция – ребенок в игре сам проверяет свои силы и возможности в свободных действиях, самовыражаясь, самосовершенствуясь и самоутверждаясь..

6. Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на заня­тиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

7. Игротерапевтическая функция – формирование навыков подготовки своего физического состояния для более эффективной деятельности, перестройки психики для усвоения больших объемов информации.

2. Краткое описание игры «Защити Северский Донец»

(«За - Се - Дон»)

Игра «Защити Северский Донец» относится к играм, с готовыми «жестки­ми правилами».

1. По содержанию – эколого-экономическая игра направленная на приоб­ретение практических навыков в поиске взаимоприемлемого компромисса между собственными интересами и интересами всех прочих участников игры, между при­родой и обществом в целом.

2. По форме – это ролевая игра с некоторыми аксессуарами деловой игры (имитационная и организационно-деятельностная).

3. По времени проведения – это длительная ролевая игра (в сокращен­ном её варианте – кратковременная – один-два урока).

4. По месту проведения – игра комнатная (проводится в классной комна­те во время занятия кружка или спаренных (без перерыва) уроков.

5. Для какого возрaста? Рассчитана на средний и старший школьный возраст (может быть проведена в рамках занятий кружка, где в ней принима­ют участие ученики 6-9 классов одновременно).

6. По количеству участников: 20-30 человек (минимум - 12), которые разбиваются на 10-15 групп (в группу входят 2-3 ученика).

7. По степени регулировaния управления – эта игра предложена педа­гогом. Возможный вариант – педагог предлагает определённые правила как бы в незаконченном состоянии, и даёт возможность ребятам импровизировать – самим усовершенствовать правила или предложить свои.

8. В какой системе учебно-воспитательной работы может быть использована игра? – В кружковой деятельности, в экологическом воспита­нии, во время мероприятий «Недели географии».

9. По наличию или отсутствию необходимых аксессуаров: – данная игра с предметами – таблички городов-участников, сигнальные карточки, таблица геймов игры.

10. Внутренние признаки игры: состязательность, риск, интенсивность и са­мостоятельность поведения в игре школьников.

11. Поэтапное описание: из желающих играть выбираются «официальные представители городов», «экологическая полиция», «эксперт», «аудитор», кото­рых, руководитель знакомит с содержанием игры, правилами (при распределении ролей можно применить жеребьевку) (см. раздел «Технология игры»).

12. Игровые действия: проходят в виде геймов (гейм включает один ме­сяц работы предприятий). По истечении месяца этими предприятиями раз­личные вредные отходы из накопителей сбрасываются в речку Северский Донец.

Возможны четыре варианта поведения игроков в каждом гейме:

а) Условное строительство очистных сооружений и сброс в речку уже очищенных вод (Но строительство очистных сооружений дорогостоящее меро­приятие приносит городу в начале игры только убытки, возможная прибыль – в будущем);

б) Сброс в речку не полностью очищенной воды до одной предельно до­пустимой концентрации (1 ПДК) вредных веществ. (В этом случае прибыль идет, но она постоянная и незначительная, к тому же необходимо выплачивать налог за неполную очистку);

в) Вариант «риска». Сброс в Северский Донец воды с 1 ПДК вредных ве­ществ т.е. своеобразное «браконьерство» (В случае если «браконьеры» не будут пойманы и оштрафованы экологической полицией – они получают за один гейм значительную прибыль, т.к. нет затрат на очистные сооружения);

г) Вариант «риска». Сброс в речку 2 ПДК вредных веществ и более.

Играя, дети стараются работать в основном по вариантам «б», «в», и «г» (см. выше) и попадают в своеобразную экономическую ловушку (элемент подвоха в игре), которая отражается без исключения на всех играющих.

Американский психолог и психиатр Э.Берн даёт такое определение интерес­ной игры: «Игрой мы называем серию следующих друг за другом открытых до­полнительных трансакций с чётко определённым и предсказуемым исходом, но обдающих открытой мотивацией, короче говоря, это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох»1. Смысл ловушки данной игры состоит в том что, когда общее суммарное загрязнение Северского Донца после нескольких геймов достигнет 5 ПДК, все города обязаны выделить половину своих средств на проведение мероприятий по возобновлению охране и рациональному использова­нию водных ресурсов в бассейне реки. Следующее отчисление происходит после достижения 7 ПДК, а потом после выброса каждой ПДК (8 ПДК, 9 ПДК и т.д.) загрязняющих веществ в воды речки (ПДК суммируются от начала игры).

Данная игра направлена на то, чтобы в результате длительного поиска, рис­ка и неудач игроки постепенно пришли к мнению, что выгоднее работать по варианту «а» – строительство очистных сооружений.

3. Правила игры и её сценарий

В игре могут участвовать до 30 человек. Ученики разбиваются на группы в 2-3 человека по своему желанию. Выбираются группы (можно жеребьёвкой), которые в игре будут исполнять роль экологической полиции, эксперта, арбитра (в каждой группе два ученика). Оставшиеся группы ребят представляют отдельные города, в которых действуют предприятия, оказывающие значительное влияние на чистоту вод Северского Донца – это «официальные представители».

На доске вывешивается таблица геймов, в которой показаны основные вариан­ты действий игроков (Табл. № 1). Рядом вычерчивается таблица суммарного сброса ПДК в речку (Табл. № 2).

Таблица 1.

Главная таблица игровых геймов, штрафов, прибылей и налоговых отчислений доллары (рубли)



Гейм –

месяц

Очистные сооружения

До 1 ПДК

1 ПДК

2 ПДК

прибыль

налог

прибыль

штраф

прибыль

штраф

январь

-50000

+10000

-200

+50000

-500000

+700000

-4100000

февраль

-40000

+10000

-400

+100000

-800000

+900000

-4400000

март

-30000

+10000

-600

+150000

-1100000

+1100000

-4700000

апрель

-20000

+10000

-800

+200000

-1400000

+1300000

-5000000

май

-10000

+10000

-1000

+250000

-1700000

+1500000

-5300000

июнь

0

+10000

-2000

+300000

-2000000

+1700000

-5600000

июль

+10000

+10000

-3000

+350000

-2300000

+1900000

-5900000

август

+20000

+10000

-4000

+400000

-2600000

+2100000

-6200000

сентябрь

+30000

+10000

-5000

+450000

-2900000

+2300000

-650000С

октябрь

+40000

+10000

-6000

+500000

-3200000

+2500000

-6800000

ноябрь

+50000

+10000

-7000

+550000

-3500000

+2700000

-7100000

декабрь

+60000

+10000

-8000

+600000

-3600000

+2900000

-7400000

январь

+500000

+10000

-10000

+1000000

-4500000

+4000000

-10000000

февраль

+800000

+10000

-20000

+1500000

-5000000

+5000000

-15000000

март

+1100000

+10000

-30000

+2000000

-5500000

+6000000

-20000000

апрель

+1400000

+10000

-40000

+2500000

-6000000

+7000000

-25000000

май

+1700000

+10000

-50000

+3000000

-6500000

+8000000

-30000000

июнь

+2000000

+10000

-60000

+3500000

-7000000

+9000000

-35000000

Таблица 2.

Суммарный сброс ПДК в речку

гейм

Количество ПДК сброшенных в речку

финансовая операция (денежные переводы)

за гейм

общее

1

2

3

4

5

6

7

8

9




1) При сумме в 10 ПДК 1/2 финансов каждого «официального представителя» перечисляется на охрану природы

2) При сумме в 15 ПДК

3) При сумме в 17 ПДК

4) При сумме в 18 ПДК

и т.д.

Далее с «официальными представителями» проходит жеребьевка (её можно провести как лотерейный розыгрыш: «представители» вытаскивают из стопки листок – табличку, на обратной стороне которого указан город). Также они получают три карточки: красную, желтую и зелёную. Выбрать для игры города с предприятиями загрязнителями поможет провести в подготовительный этап таблица № 3.

Таблица 3

Главные предприятия-загрязнтели реки Северский Донец, которые можно использовать в игре

/

Предприятие-загрязнитель, место нахождения

/

Предприятие-загрязнитель, место нахождения


Луганская область

14

Завод цветных металлов (г. Артемовск)

1

ЛКСП «Лисичанскводоканал»

15

ЦОФ «Дзержинская»

2

Лисичанский НПЗ ЧАО «Линник»

16

ПУВХ (г. Костантиновка)

3

Северодонецкое ПО «Азот»

17

ПУВХ (г. Артемовск)

4

Химзавод ООО «Заря» (г. Рубежное)

18

ПУВХ (г. Краматорск)

5

ПУВХ (г. Лисичанск)


Харьковская область:

6

ПУВХ (г. Луганск)

19

Змиевская ГРЕС (поселок Комсомольск)

7

ПУВХ (г. Первомайск)

20

Бумажная фабрика (м. Змиев)

8

ПУВХ (г. Красный Луч)

21

Изюмский приборостроительный завод

9

ПУВХ (г. Стаханов)

22

Харьковский рыбкомбинат (с. Печенеги)

10

ПУВХ (г. Антрацит)

23

ПУВХ (г. Чугуев)

11

ПУВХ (г. Алчевск)

24

Диканские очисные сооружения


Донецкая область:

25

ПУВХ (г. Изюм)

12

ПО «Стирол» (г. Горловка)

26

Безлюбовская канализационная станция

13

Машзавод (г. Дружковка)



Условно в начале игры каждый город на своём счету имеет 5 млн. рублей (можно – долларов). Далее перед «представителями городов» ставится задача, как можно дольше сохранить свой капитал, по возможности увеличить его, не разо­риться.

Задача «экологической полиции»выборочный контроль выбросов и наложе­ние штрафов на предприятия, браконьерствующие во время гейма, если такие выявляются ею.

Задача арбитров – Контроль количества суммарных выбросов ПДК, фикса­ция их на доске (Табл. 2), контроль правильности ведений игроками денежных операций.

Задача экспертов – фиксировать все основные направления деятельности пред­приятий, чтобы в конце игры можно было провести анализ игровой деятельнос­ти школьников.


«Представители городов» имеют свои ролевые подразделения: один при­нимает решение (может, конечно, советоваться с партнером), второй – ведёт счётный табель (Табл. № 4). Решив, по какому варианту работать (с применением очист­ных сооружений, выбрасывая до 1 ПДК, или более 1 ПДК или 2 ПДК вредных веществ), вносят условный знак в свой табель финансовых операций.

Важный момент, который хорошо должны помнить «представители»: начав работать с очистными сооружениями, они вначале в убытке (прибыль начнёт идти только после истечения года) и если они попытаются «поправить» своё финансо­вое положение выбросом до 1 ПДК, в 1 ПДК, в 2 ПДК, то возврат в последую­щих геймах к очистным сооружениям «отбрасывает» их сразу к той «прибыли», ко­торую дают эти сооружения в первом гейме (например, в августе прибыль сос­тавила +20 000 $, а в сентябре был выброс 1 ПДК, в октябре -вернулись к очистным сооружениям – соответственно «прибыль» – 50 000 $). «Представители го­родов» могут «разорится» (если на их условном счету оказывается 100 и ме­ньше денежных единиц) т.е. становятся «банкротами». «Банкроты» выбывают из игры до тех пор, пока их не выкупят «представители других городов», или экологическая полиция (сумма выкупа 300 000 $). Выкуп для «банкротов» можно рассматривать как займ. Если разорившиеся были выкуплены экологической полицией, то они могут работать, только используя очистные сооружения, о выбросах ПДК речи не должно быть. Если разорившиеся выкуплены другим городом, то они могут действовать только по указанию города-хозяина. При наборе на счет суммы в 6 000 000 $ бывший «банкрот» может выкупить себя у экологической полиции или у другого города, переведя на счёт «хозяина» 5 000 000 $.

Таблица 4

Расчетный табель


Средства на начало гейма

Вариант работы

Прибыль за гейм

Штраф , налог

Средства на конец гейма

1.

5000000

ОС.

-

-50000

450000

2.

450000

1ПДК

+10000-

-

460000

3.






4.






5.







«Экологическая полиция». Экологическая полиция занимается провер­кой работы предприятий, контролируя вредные сбросы, штрафуя «браконье­ров». После каждого гейма, когда «представители» уже приняли решения, эко­логическая полиция выборочно проверяет: если играют до 6 городов – 2 города; если играют до 12 городов – проверяются 3-4 города; играют – 15 и больше – проверяется – 5-6 городов. Штрафы суммируются и остаются на счету экологи­ческой полиции. На счет переводятся и средства на восстановление экологиче­ского баланса (после выбросов более 5 ПДК и т.д.).


«Аудитор». Аудитор, после выполнения «представителями городов» произ­водственных операций и контроля экологической полицией, проводит следую­щие операции:

1. Подсчитывает, сколько городов работало очистными сооружениями (ученики поднимают зеленые карточки), сколько выбрасывали до 1 ПДК (под­нимается желтая карточка) и сколько работало, выбрасывая более 1 ПДК (розо­вая) или 2 ПДК (красная карточка).

2. Подсчитывает налог, отчисляемый городами, работавшими по варианту «до 1 ПДК» и равномерно распределяет его сумму между городами, работав­шими по варианту «очистные сооружения» (последние данное отчисление вносят в свой табель финансовых операций, суммируя со своими средствами).

3. Фиксирует в таблице (См. Табл. № 2) общую сумму выброшенных ПДК.

4. При достижении 10 ПДК и более (См. Табл. № 2), перечисляет ½ часть оставшихся средств играющих в фонд экологической полиции (фонд восстановле­ния реки).


Главные требования при проведении игры «Защити Северский Донец»:

1. Проявлять Активность во время подготовки и проведения игры.

  1. Иметь выдержку, быть честным.

  2. Соблюдать правила игры.

  3. Проявлять самостоятельность во время игры.

4. Технология проведения эколого-экономической игры

Основными этапами разработки и проведения игры являются:

  1. Подготовительный этап.

  2. Игровой этап (собственно сама игровая часть).

  3. Заключительный этап.

  4. Итоговый «тренинг» – анализ и самоанализ игровой деятельности.



Организационно-подготовительный этап. Данная игра требует тщатель­ной подготовки со стороны учителя и со стороны исполнителей ролей. Воз­можны два варианта. Первый – самый простой (но он может и не заинтересовать школьников) – когда учитель знакомит детей с правилами, сценарием, распределяет роли. Во втором варианте – учитель предлагает школьникам игру в «сыром» вари­анте с тем, чтобы они её дополнили, продолжили (в таком случае для учеников игра становится своей, и они будут играть в неё, дополнять, развивать с большим удовольствием), второй вариант – более целесообразный, и действует вполне обо­снованная цель игры. В тоже время готовятся основные аксессуары – таблицы, зна­чки и т.п.

Данный этап проводится за две недели до игры.

Собственно игровая часть. Проведение ролевой игры предусматривает довольно длительный период времени. В школе она проходила в течение всех зимних каникул. Было 5 раундов (длительностью до 1,5 часа), в рамках занятий географического кружка. В первых раундах принимали участие 16 человек, в последних раундах – пришлось ограничить число желающих. Игровая часть в данной игре может разворачиваться по-разному, т.е. игра носит открытый си­туационный характер.

Заключительный этап. Этап начинается с момента выработки единого решения по рассматриваемой проблеме, когда идёт выявление наиболее удач­ных решений. На этом этапе может работать экспертная группа, ее выводы до­водятся до сведения игроков.

Возможным одним правильным решением, к которому школьники прихо­дят в конце игры является строительство очистных сооружений и работа пред­приятий только через них. Тогда сохраняется и речка и доходы предприятий и городов будут стабильными, а «экологический риск» (это понятие в заключи­тельной части игры могут предложить сами дети) сопровождается жестокой экономической нестабильностью всех принимавших участие в игре «предста­вителей городов». «Браконьерская игра», первоначально якобы дающая воз­можность получения быстрой выгоды, со временем оборачивается крахом и для «браконьера» и для всех игроков. Поэтому при нормальном прохождении игры школьники приходят к решению о необходимости сотрудничества каждо­го играющего (Заключение договоров, переговоры о деятельности между игро­ками разрешены и приветствуются). Нормальный конец игры тогда, когда уча­щиеся пришли к выводу, что необходимо сотрудничество, а в одиночку ни один город не сможет защитить своими силами речку.

Итоговый тренинг. В конце игры проводится анализ и самоанализ игро­вой деятельности. Каждому предлагается дать ретроспективный анализ своего состояния во время игры. Предлагается дать ответы на вопросы: «Почему на­рушались правила?», «По чему старался выбросить 1-2 ПДК вредных веществ – это стремление к наживе, а ведь страдает река?», «В какой момент игра стала наиболее интересной?», «Когда появилось чувство скуки?», «Какие мысли-ас­социации вызвали начало или конец игры?».

Во время «итогового тренинга» обсуждаются возможные пути охраны и сбережения водных ресурсов реки Северский Донец в реальной жизни. Школь­ники в основном самостоятельно предлагают в качестве первоочередных мер:

1. Создавать на предприятиях в обязательном порядке очистные сооруже­ния (большие капиталовложения в них – окупятся обязательно).

2. Ввести соответствующие штрафные меры к лицам и предприятиям и пр., загрязняющим Северский Донец бытовыми и промышленными отходам.

3. Разработать и ввести в действие закон о отношении к руководителям тех предприятий, которые особенно загрязняют отходами Северский Донец

4. Для того, чтобы приводить в исполнение правовые акты, необходим по­стоянный контроль за «основными загрязнителями» – поэтому необходимо создать экологическую полицию (куда обязательно должны войти санитарно-дозиметрический контроль качества воды), наделив её юридическими полно­мочиями.

5. Для оказания помощи водоемам в своём микрорайоне необходимы ме­роприятия (они посильны школьникам):

а) посадка деревьев вокруг водоёмов; б) очистка родников от мусора, на­носов ила и камней;

б) составление списка источников загрязнений с целью передачи его мест­ным органам управления для принятия неотложных мер.

Игра – это развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнеде­ятельности, зона содружества, сотрудничества, она бескорыстна, через неё идёт направленный поток информации, которую дети в игре обогащают, дела­ют содержательной. Важно иметь в наличии в учебной практике школ игр раз­ного характера – группового, парного, командного, массового характера, игр самобытных и комплексных.

Экологические игры создают благоприятные предпосылки для воспитания у школьников ответственного отношения к окружающей природной среде.


1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – В кн.: Тайна судьбы. – Х.: Дельфин, 1995. – С. 213 – 460.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!