10
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«СТАХАНОВСКАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА № 9
ИМЕНИ АЛЕКСЕЯ СТАХАНОВА»
Учитель географии
Хлебовец
Виталий Иванович
2019
Эколого-экономическая игра «Защиты Северский Донец»
(« За-Се-Дон») и технология ее проведения
1. Основные цели, задачи и развивающие функции эколого-экономической игры «Защиты Северский Донец»
Главная функциональная цель игры – экологическое образование, т.е. формирование ответственного отношения к природе, которое должно стать важнейшим элементом в системе социальных отношений будущего гражданина. Целью является овладение учащимися знаниями оценки природной и хозяйственной обстановки, формирование норм и привычек поведения в природе. Творческая цель – добиться результатов, выбирая различные способы игрового поведения.
Задачи игры:
1) преодолеть потребительский подход к природе, воздействуя на научный, правовой и т.п. аспекты сознания;
2) уметь составлять географический прогноз развития природы и хозяйства
региона бассейна реки Северский Донец;
3) осознание причин обострения проблем окружающей среды в республике
В общем, воспитательный потенциал данной игры – роль в познании мира, накопление опыта коллективных эмоциональных переживаний, в приобретении опыта экологического поведения, коммуникативных отношений (дружба, партнёрство; совместимость), в развитии чувства юмора.
Творческая цель – добиться результатов, выбирая разные варианты игровой деятельности
Эмоциональная цель – получить удовольствие от самого процесса игры.
Развивающие функции:
1. Социокультурная – формирование типовых навыков социального поведения, специфической системы ценностей, ориентация на групповые или индивидуальные действия – состязательность и кооперацию.
2. Межличностная коммуникация – моделирование различных ситуаций хозяйственной жизни, избежание конфликтов, не прибегая к агрессивности, учит разнообразию эмоций
3. Самореализация ребенка в игре как полигоне человеческой практики; построение и проверка проекта снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, а с другой – выявление недостаточности опыта.
4. Коммуникативная функция – ученики учатся общаться (вступив в игру ребенок берёт на себя ряд моральных обязательств перед партнерами, часть их заложена в правилах, а часть находится вне).
5. Диагностирующая функция – ребенок в игре сам проверяет свои силы и возможности в свободных действиях, самовыражаясь, самосовершенствуясь и самоутверждаясь..
6. Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
7. Игротерапевтическая функция – формирование навыков подготовки своего физического состояния для более эффективной деятельности, перестройки психики для усвоения больших объемов информации.
2. Краткое описание игры «Защити Северский Донец»
(«За - Се - Дон»)
Игра «Защити Северский Донец» относится к играм, с готовыми «жесткими правилами».
1. По содержанию – эколого-экономическая игра направленная на приобретение практических навыков в поиске взаимоприемлемого компромисса между собственными интересами и интересами всех прочих участников игры, между природой и обществом в целом.
2. По форме – это ролевая игра с некоторыми аксессуарами деловой игры (имитационная и организационно-деятельностная).
3. По времени проведения – это длительная ролевая игра (в сокращенном её варианте – кратковременная – один-два урока).
4. По месту проведения – игра комнатная (проводится в классной комнате во время занятия кружка или спаренных (без перерыва) уроков.
5. Для какого возрaста? Рассчитана на средний и старший школьный возраст (может быть проведена в рамках занятий кружка, где в ней принимают участие ученики 6-9 классов одновременно).
6. По количеству участников: 20-30 человек (минимум - 12), которые разбиваются на 10-15 групп (в группу входят 2-3 ученика).
7. По степени регулировaния управления – эта игра предложена педагогом. Возможный вариант – педагог предлагает определённые правила как бы в незаконченном состоянии, и даёт возможность ребятам импровизировать – самим усовершенствовать правила или предложить свои.
8. В какой системе учебно-воспитательной работы может быть использована игра? – В кружковой деятельности, в экологическом воспитании, во время мероприятий «Недели географии».
9. По наличию или отсутствию необходимых аксессуаров: – данная игра с предметами – таблички городов-участников, сигнальные карточки, таблица геймов игры.
10. Внутренние признаки игры: состязательность, риск, интенсивность и самостоятельность поведения в игре школьников.
11. Поэтапное описание: из желающих играть выбираются «официальные представители городов», «экологическая полиция», «эксперт», «аудитор», которых, руководитель знакомит с содержанием игры, правилами (при распределении ролей можно применить жеребьевку) (см. раздел «Технология игры»).
12. Игровые действия: проходят в виде геймов (гейм включает один месяц работы предприятий). По истечении месяца этими предприятиями различные вредные отходы из накопителей сбрасываются в речку Северский Донец.
Возможны четыре варианта поведения игроков в каждом гейме:
а) Условное строительство очистных сооружений и сброс в речку уже очищенных вод (Но строительство очистных сооружений дорогостоящее мероприятие приносит городу в начале игры только убытки, возможная прибыль – в будущем);
б) Сброс в речку не полностью очищенной воды до одной предельно допустимой концентрации (1 ПДК) вредных веществ. (В этом случае прибыль идет, но она постоянная и незначительная, к тому же необходимо выплачивать налог за неполную очистку);
в) Вариант «риска». Сброс в Северский Донец воды с 1 ПДК вредных веществ т.е. своеобразное «браконьерство» (В случае если «браконьеры» не будут пойманы и оштрафованы экологической полицией – они получают за один гейм значительную прибыль, т.к. нет затрат на очистные сооружения);
г) Вариант «риска». Сброс в речку 2 ПДК вредных веществ и более.
Играя, дети стараются работать в основном по вариантам «б», «в», и «г» (см. выше) и попадают в своеобразную экономическую ловушку (элемент подвоха в игре), которая отражается без исключения на всех играющих.
Американский психолог и психиатр Э.Берн даёт такое определение интересной игры: «Игрой мы называем серию следующих друг за другом открытых дополнительных трансакций с чётко определённым и предсказуемым исходом, но обдающих открытой мотивацией, короче говоря, это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох»1. Смысл ловушки данной игры состоит в том что, когда общее суммарное загрязнение Северского Донца после нескольких геймов достигнет 5 ПДК, все города обязаны выделить половину своих средств на проведение мероприятий по возобновлению охране и рациональному использованию водных ресурсов в бассейне реки. Следующее отчисление происходит после достижения 7 ПДК, а потом после выброса каждой ПДК (8 ПДК, 9 ПДК и т.д.) загрязняющих веществ в воды речки (ПДК суммируются от начала игры).
Данная игра направлена на то, чтобы в результате длительного поиска, риска и неудач игроки постепенно пришли к мнению, что выгоднее работать по варианту «а» – строительство очистных сооружений.
3. Правила игры и её сценарий
В игре могут участвовать до 30 человек. Ученики разбиваются на группы в 2-3 человека по своему желанию. Выбираются группы (можно жеребьёвкой), которые в игре будут исполнять роль экологической полиции, эксперта, арбитра (в каждой группе два ученика). Оставшиеся группы ребят представляют отдельные города, в которых действуют предприятия, оказывающие значительное влияние на чистоту вод Северского Донца – это «официальные представители».
На доске вывешивается таблица геймов, в которой показаны основные варианты действий игроков (Табл. № 1). Рядом вычерчивается таблица суммарного сброса ПДК в речку (Табл. № 2).
Таблица 1.
Главная таблица игровых геймов, штрафов, прибылей и налоговых отчислений доллары (рубли)
Гейм – месяц | Очистные сооружения | До 1 ПДК | 1 ПДК | 2 ПДК |
прибыль | налог | прибыль | штраф | прибыль | штраф |
январь | -50000 | +10000 | -200 | +50000 | -500000 | +700000 | -4100000 |
февраль | -40000 | +10000 | -400 | +100000 | -800000 | +900000 | -4400000 |
март | -30000 | +10000 | -600 | +150000 | -1100000 | +1100000 | -4700000 |
апрель | -20000 | +10000 | -800 | +200000 | -1400000 | +1300000 | -5000000 |
май | -10000 | +10000 | -1000 | +250000 | -1700000 | +1500000 | -5300000 |
июнь | 0 | +10000 | -2000 | +300000 | -2000000 | +1700000 | -5600000 |
июль | +10000 | +10000 | -3000 | +350000 | -2300000 | +1900000 | -5900000 |
август | +20000 | +10000 | -4000 | +400000 | -2600000 | +2100000 | -6200000 |
сентябрь | +30000 | +10000 | -5000 | +450000 | -2900000 | +2300000 | -650000С |
октябрь | +40000 | +10000 | -6000 | +500000 | -3200000 | +2500000 | -6800000 |
ноябрь | +50000 | +10000 | -7000 | +550000 | -3500000 | +2700000 | -7100000 |
декабрь | +60000 | +10000 | -8000 | +600000 | -3600000 | +2900000 | -7400000 |
январь | +500000 | +10000 | -10000 | +1000000 | -4500000 | +4000000 | -10000000 |
февраль | +800000 | +10000 | -20000 | +1500000 | -5000000 | +5000000 | -15000000 |
март | +1100000 | +10000 | -30000 | +2000000 | -5500000 | +6000000 | -20000000 |
апрель | +1400000 | +10000 | -40000 | +2500000 | -6000000 | +7000000 | -25000000 |
май | +1700000 | +10000 | -50000 | +3000000 | -6500000 | +8000000 | -30000000 |
июнь | +2000000 | +10000 | -60000 | +3500000 | -7000000 | +9000000 | -35000000 |
Таблица 2.
Суммарный сброс ПДК в речку
гейм | Количество ПДК сброшенных в речку | финансовая операция (денежные переводы) |
за гейм | общее |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 | | | 1) При сумме в 10 ПДК 1/2 финансов каждого «официального представителя» перечисляется на охрану природы 2) При сумме в 15 ПДК 3) При сумме в 17 ПДК 4) При сумме в 18 ПДК и т.д. |
Далее с «официальными представителями» проходит жеребьевка (её можно провести как лотерейный розыгрыш: «представители» вытаскивают из стопки листок – табличку, на обратной стороне которого указан город). Также они получают три карточки: красную, желтую и зелёную. Выбрать для игры города с предприятиями загрязнителями поможет провести в подготовительный этап таблица № 3.
Таблица 3
Главные предприятия-загрязнтели реки Северский Донец, которые можно использовать в игре
№ / № | Предприятие-загрязнитель, место нахождения | № / № | Предприятие-загрязнитель, место нахождения |
| Луганская область | 14 | Завод цветных металлов (г. Артемовск) |
1 | ЛКСП «Лисичанскводоканал» | 15 | ЦОФ «Дзержинская» |
2 | Лисичанский НПЗ ЧАО «Линник» | 16 | ПУВХ (г. Костантиновка) |
3 | Северодонецкое ПО «Азот» | 17 | ПУВХ (г. Артемовск) |
4 | Химзавод ООО «Заря» (г. Рубежное) | 18 | ПУВХ (г. Краматорск) |
5 | ПУВХ (г. Лисичанск) | | Харьковская область: |
6 | ПУВХ (г. Луганск) | 19 | Змиевская ГРЕС (поселок Комсомольск) |
7 | ПУВХ (г. Первомайск) | 20 | Бумажная фабрика (м. Змиев) |
8 | ПУВХ (г. Красный Луч) | 21 | Изюмский приборостроительный завод |
9 | ПУВХ (г. Стаханов) | 22 | Харьковский рыбкомбинат (с. Печенеги) |
10 | ПУВХ (г. Антрацит) | 23 | ПУВХ (г. Чугуев) |
11 | ПУВХ (г. Алчевск) | 24 | Диканские очисные сооружения |
| Донецкая область: | 25 | ПУВХ (г. Изюм) |
12 | ПО «Стирол» (г. Горловка) | 26 | Безлюбовская канализационная станция |
13 | Машзавод (г. Дружковка) | | |
Условно в начале игры каждый город на своём счету имеет 5 млн. рублей (можно – долларов). Далее перед «представителями городов» ставится задача, как можно дольше сохранить свой капитал, по возможности увеличить его, не разориться.
Задача «экологической полиции» – выборочный контроль выбросов и наложение штрафов на предприятия, браконьерствующие во время гейма, если такие выявляются ею.
Задача арбитров – Контроль количества суммарных выбросов ПДК, фиксация их на доске (Табл. 2), контроль правильности ведений игроками денежных операций.
Задача экспертов – фиксировать все основные направления деятельности предприятий, чтобы в конце игры можно было провести анализ игровой деятельности школьников.
«Представители городов» имеют свои ролевые подразделения: один принимает решение (может, конечно, советоваться с партнером), второй – ведёт счётный табель (Табл. № 4). Решив, по какому варианту работать (с применением очистных сооружений, выбрасывая до 1 ПДК, или более 1 ПДК или 2 ПДК вредных веществ), вносят условный знак в свой табель финансовых операций.
Важный момент, который хорошо должны помнить «представители»: начав работать с очистными сооружениями, они вначале в убытке (прибыль начнёт идти только после истечения года) и если они попытаются «поправить» своё финансовое положение выбросом до 1 ПДК, в 1 ПДК, в 2 ПДК, то возврат в последующих геймах к очистным сооружениям «отбрасывает» их сразу к той «прибыли», которую дают эти сооружения в первом гейме (например, в августе прибыль составила +20 000 $, а в сентябре был выброс 1 ПДК, в октябре -вернулись к очистным сооружениям – соответственно «прибыль» – 50 000 $). «Представители городов» могут «разорится» (если на их условном счету оказывается 100 и меньше денежных единиц) т.е. становятся «банкротами». «Банкроты» выбывают из игры до тех пор, пока их не выкупят «представители других городов», или экологическая полиция (сумма выкупа 300 000 $). Выкуп для «банкротов» можно рассматривать как займ. Если разорившиеся были выкуплены экологической полицией, то они могут работать, только используя очистные сооружения, о выбросах ПДК речи не должно быть. Если разорившиеся выкуплены другим городом, то они могут действовать только по указанию города-хозяина. При наборе на счет суммы в 6 000 000 $ бывший «банкрот» может выкупить себя у экологической полиции или у другого города, переведя на счёт «хозяина» 5 000 000 $.
Таблица 4
Расчетный табель
| Средства на начало гейма | Вариант работы | Прибыль за гейм | Штраф , налог | Средства на конец гейма |
1. | 5000000 | ОС. | - | -50000 | 450000 |
2. | 450000 | 1ПДК | +10000- | - | 460000 |
3. | | | | | |
4. | | | | | |
5. | | | | | |
«Экологическая полиция». Экологическая полиция занимается проверкой работы предприятий, контролируя вредные сбросы, штрафуя «браконьеров». После каждого гейма, когда «представители» уже приняли решения, экологическая полиция выборочно проверяет: если играют до 6 городов – 2 города; если играют до 12 городов – проверяются 3-4 города; играют – 15 и больше – проверяется – 5-6 городов. Штрафы суммируются и остаются на счету экологической полиции. На счет переводятся и средства на восстановление экологического баланса (после выбросов более 5 ПДК и т.д.).
«Аудитор». Аудитор, после выполнения «представителями городов» производственных операций и контроля экологической полицией, проводит следующие операции:
1. Подсчитывает, сколько городов работало очистными сооружениями (ученики поднимают зеленые карточки), сколько выбрасывали до 1 ПДК (поднимается желтая карточка) и сколько работало, выбрасывая более 1 ПДК (розовая) или 2 ПДК (красная карточка).
2. Подсчитывает налог, отчисляемый городами, работавшими по варианту «до 1 ПДК» и равномерно распределяет его сумму между городами, работавшими по варианту «очистные сооружения» (последние данное отчисление вносят в свой табель финансовых операций, суммируя со своими средствами).
3. Фиксирует в таблице (См. Табл. № 2) общую сумму выброшенных ПДК.
4. При достижении 10 ПДК и более (См. Табл. № 2), перечисляет ½ часть оставшихся средств играющих в фонд экологической полиции (фонд восстановления реки).
Главные требования при проведении игры «Защити Северский Донец»:
1. Проявлять Активность во время подготовки и проведения игры.
Иметь выдержку, быть честным.
Соблюдать правила игры.
Проявлять самостоятельность во время игры.
4. Технология проведения эколого-экономической игры
Основными этапами разработки и проведения игры являются:
Подготовительный этап.
Игровой этап (собственно сама игровая часть).
Заключительный этап.
Итоговый «тренинг» – анализ и самоанализ игровой деятельности.
Организационно-подготовительный этап. Данная игра требует тщательной подготовки со стороны учителя и со стороны исполнителей ролей. Возможны два варианта. Первый – самый простой (но он может и не заинтересовать школьников) – когда учитель знакомит детей с правилами, сценарием, распределяет роли. Во втором варианте – учитель предлагает школьникам игру в «сыром» варианте с тем, чтобы они её дополнили, продолжили (в таком случае для учеников игра становится своей, и они будут играть в неё, дополнять, развивать с большим удовольствием), второй вариант – более целесообразный, и действует вполне обоснованная цель игры. В тоже время готовятся основные аксессуары – таблицы, значки и т.п.
Данный этап проводится за две недели до игры.
Собственно игровая часть. Проведение ролевой игры предусматривает довольно длительный период времени. В школе она проходила в течение всех зимних каникул. Было 5 раундов (длительностью до 1,5 часа), в рамках занятий географического кружка. В первых раундах принимали участие 16 человек, в последних раундах – пришлось ограничить число желающих. Игровая часть в данной игре может разворачиваться по-разному, т.е. игра носит открытый ситуационный характер.
Заключительный этап. Этап начинается с момента выработки единого решения по рассматриваемой проблеме, когда идёт выявление наиболее удачных решений. На этом этапе может работать экспертная группа, ее выводы доводятся до сведения игроков.
Возможным одним правильным решением, к которому школьники приходят в конце игры является строительство очистных сооружений и работа предприятий только через них. Тогда сохраняется и речка и доходы предприятий и городов будут стабильными, а «экологический риск» (это понятие в заключительной части игры могут предложить сами дети) сопровождается жестокой экономической нестабильностью всех принимавших участие в игре «представителей городов». «Браконьерская игра», первоначально якобы дающая возможность получения быстрой выгоды, со временем оборачивается крахом и для «браконьера» и для всех игроков. Поэтому при нормальном прохождении игры школьники приходят к решению о необходимости сотрудничества каждого играющего (Заключение договоров, переговоры о деятельности между игроками разрешены и приветствуются). Нормальный конец игры тогда, когда учащиеся пришли к выводу, что необходимо сотрудничество, а в одиночку ни один город не сможет защитить своими силами речку.
Итоговый тренинг. В конце игры проводится анализ и самоанализ игровой деятельности. Каждому предлагается дать ретроспективный анализ своего состояния во время игры. Предлагается дать ответы на вопросы: «Почему нарушались правила?», «По чему старался выбросить 1-2 ПДК вредных веществ – это стремление к наживе, а ведь страдает река?», «В какой момент игра стала наиболее интересной?», «Когда появилось чувство скуки?», «Какие мысли-ассоциации вызвали начало или конец игры?».
Во время «итогового тренинга» обсуждаются возможные пути охраны и сбережения водных ресурсов реки Северский Донец в реальной жизни. Школьники в основном самостоятельно предлагают в качестве первоочередных мер:
1. Создавать на предприятиях в обязательном порядке очистные сооружения (большие капиталовложения в них – окупятся обязательно).
2. Ввести соответствующие штрафные меры к лицам и предприятиям и пр., загрязняющим Северский Донец бытовыми и промышленными отходам.
3. Разработать и ввести в действие закон о отношении к руководителям тех предприятий, которые особенно загрязняют отходами Северский Донец
4. Для того, чтобы приводить в исполнение правовые акты, необходим постоянный контроль за «основными загрязнителями» – поэтому необходимо создать экологическую полицию (куда обязательно должны войти санитарно-дозиметрический контроль качества воды), наделив её юридическими полномочиями.
5. Для оказания помощи водоемам в своём микрорайоне необходимы мероприятия (они посильны школьникам):
а) посадка деревьев вокруг водоёмов; б) очистка родников от мусора, наносов ила и камней;
б) составление списка источников загрязнений с целью передачи его местным органам управления для принятия неотложных мер.
Игра – это развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона содружества, сотрудничества, она бескорыстна, через неё идёт направленный поток информации, которую дети в игре обогащают, делают содержательной. Важно иметь в наличии в учебной практике школ игр разного характера – группового, парного, командного, массового характера, игр самобытных и комплексных.
Экологические игры создают благоприятные предпосылки для воспитания у школьников ответственного отношения к окружающей природной среде.
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – В кн.: Тайна судьбы. – Х.: Дельфин, 1995. – С. 213 – 460.