Экологизация школьного географического образования как основа формирования экологической культуры на уроках географии
Автор
Петров Андрей Юрьевич ©
Экологизация школьной географии — характерная черта современного школьного образования, его ответ на насущные потребности общества. Её итогом должно быть формирование у школьников этического отношения к природе, воспитание чувства гражданской ответственности за состояние природной среды и патриотизма
В ФГОС второго поколения прописаны личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования которые должны отражать:
- Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления
- Развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно - оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
Экологическое содержание школьной географии может быть успешно раскрыто разными способами, прежде всего путем прямого расширения экологической информации, введения дополнительных сведений при изучении ряда тем и разделов
При изучении природных зон (7-8 классов) целесообразно предложить учащимся такие вопросы:
- Как изменится круговорот веществ в лесной зоне, если человек вырубит леса?
- Какие компоненты природных комплексов изменятся в связи с этим?
- Почему при использовании природных ресурсов необходимо устраивать не только хозяйственно-экономические процессы, но и взаимосвязь природных явлений?
При изучении климата России (8 класс) экологическую направленность обучения усилят такие вопросы:
- Из каких географических регионов поступает воздух на территорию России?
- Откуда он поступает наиболее чистым?
- Откуда он приходит загрязненным и почему?
При изучении Поволжья (9 класс) можно предложить следующие вопросы:
- Какие отрасли хозяйства Поволжья загрязняют Волгу в наибольшей степени?
- В чем проявляются следствия этих загрязнений?
- Каким образом сооружение ГЭС сказывается на степени загрязненности воды в Волге?
- Какие меры необходимы для улучшения экологического состояния Волги и её долины?
На уроках географии необходимо выполнение проблемных заданий, которые предполагают не только нахождение новых знаний о природе и обществе, но и поиск новых путей этих заданий, что ведёт к развитию творческого мышления школьников, помогает им овладевать методами научного познания, формирует интерес и потребность в творческой деятельности
Изучение региональных проблем открывает широкие возможности для углубленного познания и расширения экологических знаний, становления экологической гражданственности, способствует внедрению проблемного обучения процессов экологического образования
Изучение региональных проблем возможно с помощью организации деловых игр. Задачей таких игр является расширение и углубление знаний учащихся по вопросам охраны природы России и своего края, привлечение их внимания к природоохранительной тематике
Необходимой частью экологизации школьного образования является эколого-краеведческое изучение учащимися своего города
В городах природные объекты обычно удалены от школ на большие расстояния, что мешает проводить экологические экскурсии и наблюдения в естественных условиях
В ходе таких экскурсий рассматриваются следующие вопросы:
- В каких районах города больше зеленых насаждений?
- Какую экологическую роль они играют в городе?
- Как отличаются районы города по качеству воздуха, плотности застройки и особенностям планировки, по уровню шума?
- Есть ли участки для отдыха взрослых и детей?
Исследовательская работа учащихся помогает сформировать определённый объём знаний о взаимосвязях и взаимодействиях в системе «человек-природа-хозяйство-окружающая среда», осознать место человека в природе
Уроки являются основным элементом школьного образования, и недостаточное воспитание на уроках приводит к тому, что знания и умения учащихся не оформляются в правильное поведение в природе и обществе. Решение воспитательных задач на уроках географии возможно через методику содействия становлению эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе
5 класс
- Что такое природа
- Оболочки земли
- Значение Мирового океана для природы и человека
Домогацких Е.М. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 160 с.
6 класс
- Изучение и охрана Мирового океана
- Охрана поверхностных вод
- Подземные воды
- Природный комплекс
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 7-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 232 с.
7 класс
- Океан как среда жизни
- Природные зоны Африки
- Органический мир Австралии
- Природа Антарктиды
- Внутренние воды Евразии
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Материки и океаны: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 240 с.
8 класс
- Моря России
- Минеральные ресурсы России
- Озеро Байкал
- Особо охраняемые природные территории России
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: физическая география России: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 344 с.
9 класс
- Процесс урбанизации в России
- Топливно-энергетический комплекс
- Химико-лесной комплекс
- Уральский экономический район
- Электроэнергетика Поволжья
Домогацких Е.М. География. Население и хозяйство России: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 344 с.
10 класс
- Природные ресурсы мира
- Металлургия мира
- Глобальные проблемы человечества
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: экономическая и социальная география мира: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 200 с.
11 класс
- Промышленность Зарубежной Европы
- Население Зарубежной Азии
- Природные ресурсы Латинской Америки
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: экономическая и социальная география мира: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 200 с.
Человека, наделенного экологической культурой, отличает умение достигать гармонии в отношениях с окружающим миром: с природой, с другими людьми и самим собой. В школьные годы это умение формируется благодаря усвоению специальных знаний, развитию эмоциональной сферы и практических навыков экологически оправданного взаимодействия с социальным и природным окружением
Список литературы
1. Гайсин И.Т. Преемственность и непрерывность экологического образования. Монография – Казань: КГПУ, 2008.
2. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. – М.: Просвещение, 1990.
3. Махов С.И. Формирование экологических умений в школьном курсе «География России» Методическое пособие. РГПУ им. Герцена. – СПб.: 1999.
4. Михеев А.В., Пашканг К.В., Родзевич Н.Н., Соловьева М.П. Охрана природы. – М.: Просвещение, 1990.
5. Организация экологического образования в школе / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. – Изд. Проблемного Совета по экологическому образованию АПН, 1990.
6. Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в школе: Учеб. пособие для студентов геогр. Спец. Высш. Пед. учеб. заведений и учителей географии. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1997. – 320 с.
7. Финаров Д.П. Особенности методики экологического прогнозирования при изучении родного края. В сб. «Природное и культурное наследие Петербурга». – СПб.: Образование, 1995.
8. Финаров Д.П., Жустров М.И. О правилах поведения учащихся в природе // География в школе, №3, 1984.