СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологизация школьного географического образования как основа формирования экологической культуры на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экологизация школьного географического образования как основа формирования экологической культуры на уроках географии»

Экологизация школьного географического образования как основа формирования экологической культуры на уроках географии Автор Петров Андрей Юрьевич ©

Экологизация школьного географического образования как основа формирования экологической культуры на уроках географии

Автор

Петров Андрей Юрьевич ©

 Экологизация школьной географии — характерная черта современного школьного образования, его ответ на насущные потребности общества. Её итогом должно быть формирование у школьников этического отношения к природе, воспитание чувства гражданской ответственности за состояние природной среды и патриотизма

Экологизация школьной географии — характерная черта современного школьного образования, его ответ на насущные потребности общества. Её итогом должно быть формирование у школьников этического отношения к природе, воспитание чувства гражданской ответственности за состояние природной среды и патриотизма

 В ФГОС второго поколения прописаны личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования которые должны отражать: Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления Развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно - оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

В ФГОС второго поколения прописаны личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования которые должны отражать:

  • Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления
  • Развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно - оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях
  • Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
 Экологическое содержание школьной географии может быть успешно  раскрыто разными способами, прежде всего путем прямого расширения экологической информации, введения дополнительных сведений при изучении ряда тем и разделов

Экологическое содержание школьной географии может быть успешно  раскрыто разными способами, прежде всего путем прямого расширения экологической информации, введения дополнительных сведений при изучении ряда тем и разделов

 При изучении природных зон (7-8 классов) целесообразно предложить учащимся такие вопросы: Как изменится круговорот веществ в лесной зоне, если человек вырубит леса? Какие компоненты природных  комплексов изменятся в связи с этим? Почему при использовании природных ресурсов необходимо устраивать не только хозяйственно-экономические процессы, но и взаимосвязь природных явлений?

При изучении природных зон (7-8 классов) целесообразно предложить учащимся такие вопросы:

  • Как изменится круговорот веществ в лесной зоне, если человек вырубит леса?
  • Какие компоненты природных  комплексов изменятся в связи с этим?
  • Почему при использовании природных ресурсов необходимо устраивать не только хозяйственно-экономические процессы, но и взаимосвязь природных явлений?
 При изучении климата России (8 класс) экологическую направленность обучения усилят такие вопросы: Из каких географических регионов поступает воздух на территорию России? Откуда он поступает наиболее чистым?         Откуда он приходит загрязненным и почему?

При изучении климата России (8 класс) экологическую направленность обучения усилят такие вопросы:

  • Из каких географических регионов поступает воздух на территорию России?
  • Откуда он поступает наиболее чистым?        
  • Откуда он приходит загрязненным и почему?
 При изучении Поволжья (9 класс) можно предложить следующие вопросы: Какие отрасли хозяйства Поволжья загрязняют Волгу в наибольшей степени? В чем проявляются следствия этих загрязнений? Каким образом сооружение ГЭС сказывается на степени загрязненности воды в Волге? Какие меры необходимы для улучшения экологического состояния Волги и её долины?

При изучении Поволжья (9 класс) можно предложить следующие вопросы:

  • Какие отрасли хозяйства Поволжья загрязняют Волгу в наибольшей степени?
  • В чем проявляются следствия этих загрязнений?
  • Каким образом сооружение ГЭС сказывается на степени загрязненности воды в Волге?
  • Какие меры необходимы для улучшения экологического состояния Волги и её долины?
 На уроках географии необходимо выполнение проблемных заданий, которые предполагают не только нахождение новых знаний о природе и обществе, но и поиск новых путей этих заданий, что ведёт к развитию творческого мышления школьников, помогает им овладевать методами научного познания, формирует интерес и потребность в творческой деятельности

На уроках географии необходимо выполнение проблемных заданий, которые предполагают не только нахождение новых знаний о природе и обществе, но и поиск новых путей этих заданий, что ведёт к развитию творческого мышления школьников, помогает им овладевать методами научного познания, формирует интерес и потребность в творческой деятельности

 Изучение региональных проблем открывает широкие возможности для углубленного познания и расширения экологических знаний, становления экологической гражданственности, способствует внедрению проблемного обучения процессов экологического образования

Изучение региональных проблем открывает широкие возможности для углубленного познания и расширения экологических знаний, становления экологической гражданственности, способствует внедрению проблемного обучения процессов экологического образования

 Изучение региональных проблем возможно с помощью организации деловых игр. Задачей таких игр является расширение и углубление знаний учащихся по вопросам охраны природы России и своего края, привлечение их внимания к природоохранительной тематике

Изучение региональных проблем возможно с помощью организации деловых игр. Задачей таких игр является расширение и углубление знаний учащихся по вопросам охраны природы России и своего края, привлечение их внимания к природоохранительной тематике

 Необходимой частью экологизации школьного образования является эколого-краеведческое изучение учащимися своего города В городах природные объекты обычно удалены от школ на большие расстояния, что мешает проводить экологические экскурсии и наблюдения в естественных условиях

Необходимой частью экологизации школьного образования является эколого-краеведческое изучение учащимися своего города

В городах природные объекты обычно удалены от школ на большие расстояния, что мешает проводить экологические экскурсии и наблюдения в естественных условиях

 В ходе таких экскурсий рассматриваются следующие вопросы: В каких районах города больше зеленых насаждений? Какую экологическую роль они играют в городе? Как отличаются районы города по качеству воздуха, плотности застройки и особенностям планировки, по уровню шума? Есть ли участки для отдыха взрослых и детей?

В ходе таких экскурсий рассматриваются следующие вопросы:

  • В каких районах города больше зеленых насаждений?
  • Какую экологическую роль они играют в городе?
  • Как отличаются районы города по качеству воздуха, плотности застройки и особенностям планировки, по уровню шума?
  • Есть ли участки для отдыха взрослых и детей?
 Исследовательская работа учащихся помогает сформировать определённый объём знаний о взаимосвязях и взаимодействиях в системе «человек-природа-хозяйство-окружающая среда», осознать место человека в природе

Исследовательская работа учащихся помогает сформировать определённый объём знаний о взаимосвязях и взаимодействиях в системе «человек-природа-хозяйство-окружающая среда», осознать место человека в природе

 Уроки являются основным элементом школьного образования, и недостаточное воспитание на уроках приводит к тому, что знания и умения учащихся не оформляются в правильное поведение в природе и обществе. Решение воспитательных задач на уроках географии возможно через методику содействия становлению  эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе

Уроки являются основным элементом школьного образования, и недостаточное воспитание на уроках приводит к тому, что знания и умения учащихся не оформляются в правильное поведение в природе и обществе. Решение воспитательных задач на уроках географии возможно через методику содействия становлению  эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе

 5 класс Что такое природа Оболочки земли Значение Мирового океана для природы и человека Домогацких Е.М. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 160 с.

5 класс

  • Что такое природа
  • Оболочки земли
  • Значение Мирового океана для природы и человека

Домогацких Е.М. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 160 с.

 6 класс Изучение и охрана Мирового океана Охрана поверхностных вод Подземные воды Природный комплекс Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 7-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 232 с.

6 класс

  • Изучение и охрана Мирового океана
  • Охрана поверхностных вод
  • Подземные воды
  • Природный комплекс

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 7-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 232 с.

 7 класс Океан как среда жизни Природные зоны Африки Органический мир Австралии Природа Антарктиды Внутренние воды Евразии Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Материки и океаны: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 240 с.

7 класс

  • Океан как среда жизни
  • Природные зоны Африки
  • Органический мир Австралии
  • Природа Антарктиды
  • Внутренние воды Евразии

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Материки и океаны: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 240 с.

 8 класс Моря России Минеральные ресурсы России Озеро Байкал Особо охраняемые природные территории России Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: физическая география России: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 344 с.

8 класс

  • Моря России
  • Минеральные ресурсы России
  • Озеро Байкал
  • Особо охраняемые природные территории России

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: физическая география России: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 344 с.

 9 класс Процесс урбанизации в России Топливно-энергетический комплекс Химико-лесной комплекс Уральский экономический район Электроэнергетика Поволжья Домогацких Е.М. География. Население и хозяйство России: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 344 с.

9 класс

  • Процесс урбанизации в России
  • Топливно-энергетический комплекс
  • Химико-лесной комплекс
  • Уральский экономический район
  • Электроэнергетика Поволжья

Домогацких Е.М. География. Население и хозяйство России: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 344 с.

 10 класс Природные ресурсы мира Металлургия мира Глобальные проблемы человечества Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: экономическая и социальная география мира: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 200 с.

10 класс

  • Природные ресурсы мира
  • Металлургия мира
  • Глобальные проблемы человечества

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: экономическая и социальная география мира: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 200 с.

 11 класс Промышленность Зарубежной Европы Население Зарубежной Азии Природные ресурсы Латинской Америки Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: экономическая и социальная география мира: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 200 с.

11 класс

  • Промышленность Зарубежной Европы
  • Население Зарубежной Азии
  • Природные ресурсы Латинской Америки

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: экономическая и социальная география мира: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 200 с.

 Человека, наделенного экологической культурой, отличает умение достигать гармонии в отношениях с окружающим миром: с природой, с другими людьми и самим собой. В школьные годы это умение формируется благодаря усвоению специальных знаний, развитию эмоциональной сферы и практических навыков экологически оправданного взаимодействия с социальным и природным окружением

Человека, наделенного экологической культурой, отличает умение достигать гармонии в отношениях с окружающим миром: с природой, с другими людьми и самим собой. В школьные годы это умение формируется благодаря усвоению специальных знаний, развитию эмоциональной сферы и практических навыков экологически оправданного взаимодействия с социальным и природным окружением

 Список литературы   1. Гайсин И.Т. Преемственность и непрерывность экологического образования. Монография – Казань: КГПУ, 2008. 2. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. – М.: Просвещение, 1990. 3. Махов С.И. Формирование экологических умений в школьном курсе «География России» Методическое пособие. РГПУ им. Герцена. – СПб.: 1999. 4. Михеев А.В., Пашканг К.В., Родзевич Н.Н., Соловьева М.П. Охрана природы. – М.: Просвещение, 1990. 5. Организация экологического образования в школе / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. – Изд. Проблемного Совета по экологическому образованию АПН, 1990. 6. Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в школе: Учеб. пособие для студентов геогр. Спец. Высш. Пед. учеб. заведений и учителей географии. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1997. – 320 с. 7. Финаров Д.П. Особенности методики экологического прогнозирования при изучении родного края. В сб. «Природное и культурное наследие Петербурга». – СПб.: Образование, 1995. 8. Финаров Д.П., Жустров М.И. О правилах поведения учащихся в природе // География в школе, №3, 1984.

Список литературы

1. Гайсин И.Т. Преемственность и непрерывность экологического образования. Монография – Казань: КГПУ, 2008.

2. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. – М.: Просвещение, 1990.

3. Махов С.И. Формирование экологических умений в школьном курсе «География России» Методическое пособие. РГПУ им. Герцена. – СПб.: 1999.

4. Михеев А.В., Пашканг К.В., Родзевич Н.Н., Соловьева М.П. Охрана природы. – М.: Просвещение, 1990.

5. Организация экологического образования в школе / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. – Изд. Проблемного Совета по экологическому образованию АПН, 1990.

6. Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в школе: Учеб. пособие для студентов геогр. Спец. Высш. Пед. учеб. заведений и учителей географии. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1997. – 320 с.

7. Финаров Д.П. Особенности методики экологического прогнозирования при изучении родного края. В сб. «Природное и культурное наследие Петербурга». – СПб.: Образование, 1995.

8. Финаров Д.П., Жустров М.И. О правилах поведения учащихся в природе // География в школе, №3, 1984.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!