СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Экология и здоровье"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Экология и здоровье"»




Дополнительная образовательная программа

«Экология и здоровье»





Направленность эколого- биологическая

Срок реализации программы 1 год

Вид программы общеразвивающая

Возраст обучающихся 11-12 лет

Педагог дополнительного образования Шестиглазова С.А
























Структура


  1. Пояснительная записка


4

    1. Актуальность выбранного направления и тематики внеурочной деятельности

4-5

    1. Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по эколого- биологическому направлению внеурочной деятельности


5- 6

    1. Соответствие содержания программы внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы начального общего образования, реализуемой в образовательном учреждении

6- 7

    1. Связь содержания программы с учебными предметами

7-8

    1. Особенности реализации программы: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности

8-10

    1. Количество часов и их место в учебном плане

10-11

    1. Характеристика условий образовательного учреждения при реализации программы

11

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности


12

    1. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы

12-13

    1. Требования к УУД, которые должны сформировать обучающиеся в процессе реализации программы

13-15

    1. Качества личности, которые могут быть развиты у обучающиеся в процессе реализации программы

15-16

    1. Формы учета знаний, умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы

16-17

  1. Тематический план программы


17-19

4. Содержание программы


19-22

  1. Список литературы


23

  1. Приложение


24-30


1.Пояснительная записка

    1. Актуальность выбранного направления и тематики внеурочной деятельности

Реализация внеурочной деятельности по эколого-биологическому направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья.

Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения.

Актуальность:

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Направленность дополнительной образовательной программы – эколого-биологическая. В процессе занятий она предусмотрена на формирование у обучающихся ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков обучающихся по гигиенической культуре.

Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

В нашей школе за последние годы накоплен большой опыт реализации здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса. Регулярно проводится мониторинг здоровья. На основании которого можно констатировать, что наблюдается увеличение процента детей имеющих нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, ожирение, близорукость.

Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в образовательном учреждении, принято решение по проектированию комплексной программы творческого объединения по эколого-биологическому направлению «Экология и здоровье» для обучающихся 11-12 лет, реализация которой будет учить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.




1.2.Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по эколого-биологическому направлению внеурочной деятельности


Программа творческого объединения по эколого-биологическому направлению «Экология и здоровье» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в образовательном учреждении. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы.


Цель программы:

формирование установки на ведение здорового образа жизни и обучение способам и приёмам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Задачи:

  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

  • формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, физического воспитания;

  • обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

  • обеспечить двигательную активность школьников во внеурочное время;

  • познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;

  • развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции.

Особенности программы

Данная программа строится на принципах:

  1. Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

  2. Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями школьников.

  3. Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

1.3.Соответствие содержания программы внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы начального общего образования, реализуемой в образовательном учреждении


Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.

Модернизация современного образования направлена на развитие личностного потенциала ребенка как полноценного участника процесса, важнейшими характеристиками которого являются: здоровье, творческая свобода, инициативность, активность, способность к саморазвитию.

Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению учеников 11-12 лет целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Выстраивая предполагаемый образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника - это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа.

В соответствии с общим образованием решаются следующие задачи:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Цель и задачи реализации основной образовательной программы учреждения не противоречат цели и задачам.


1.4.Связь содержания программы с учебными предметами

Учебная и внеучебная деятельность составляют единое целое, поэтому школьные учебные предметы и занятия по внеурочной деятельности не могут быть изолированы друг от друга.

Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ программы творческого объединения по эколого- биологическому направлению» Экология и здоровье».

Современные занятия творческого объединения- это занятия-познания, занятия-путешествия, занятия-открытия. занятия, где учитель и ученик постигают новое одновременно, подталкивая друг друга к новым открытиям, решениям, противоречиям. Исходя из требований к занятиям внеурочной деятельности, можно создать занятия с использованием межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала учебных предметов. Такие занятия с учётом межпредметных связей должен включать в себя:

  • Чёткость и компактность материала.

  • Взаимосвязанность материала занятия с учебными материалами интегрируемых предметов;

  • Большую информативную ёмкость материала

Программа творческого объединения по эколого- биологическому направлению «Экология и здоровье» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами.

Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровье и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровья.




    1. Особенности реализации программы внеурочной деятельности:

форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности


Программа внеурочной деятельности по эколого-биологичекому направлению «Экология и здоровье» предназначена для обучающихся 11-12 лет

Количество воспитанников в группе:

Группы 1-го года обучения- 12-15 чел.

Набор в группу производится по желанию и интересам детей.

Периодичность занятий:

1-й год обучения: 1раз в неделю по1 часу- 36 часов

( для детей 11-12 лет)


Таблица №1

Формы проведения занятия

и виды деятельности

Тематика

Игры

«Пожарная команда»

«Я б в спасатели пошел»

«Остров здоровья»


Беседы

Режиму дня – мы друзья.

Полезные и вредные продукты.

Гигиена правильной осанки.

Мой внешний вид –залог здоровья.

Как питались в стародавние времена и питание нашего времени

Мода и школьные будни

Как защититься от простуды и гриппа

тесты и анкетирование

«Правильно ли вы питаетесь?»

«Что мы знаем о здоровье»

«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»

«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»

круглые столы

«Как сохранять и укреплять свое здоровье»

просмотр тематических видеофильмов

«Режим дня школьника»

«Профилактика простудных заболеваний»

«Человек»

«Близорукость»


экскурсии

«Природа – источник здоровья»

«У природы нет плохой погоды»

дни здоровья, спортивные мероприятия

«Дальше, быстрее, выше»

«Хочу остаться здоровым»

«За здоровый образ жизни»

конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок

«В здоровом теле здоровый дух»

«Моё настроение»

«Вредные и полезные растения».

Выставка рисунков «Какие чувства вызвала музыка»

«Продукты для здоровья»

«Мы за здоровый образ жизни»

«Нет курению!»

Выпуск плакатов «Продукты для здоровья»

решение ситуационных задач

Культура питания.

Этикет.

Лесная аптека на службе человека.

Вредные привычки.



Подобная реализация программы внеурочной деятельности по эколого- биологическому направлению «Экология и здоровье» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.


    1. Количество часов программы внеурочной деятельности

и их место в учебном плане


Программа творческого объединения по эколого-биологическому направлению «Экология и здоровье» предназначена для обучающихся 5 класса, с учётом реализации её учителями , занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми.

Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.

Программа творческого объединения по эколого-биологическому направлению «Экология и здоровье» состоит из следующих разделов:

  • 1 «Формирование представлений о физическом развитии и здоровом образе жизни»: гигиена повседневного быта, физическое развитие, формирование правильной осанки, основы самоконтроля, средства и методы сохранения здоровья, профилактика близорукости;

  • 2 «Воспитание двигательных способностей»: двигательные способности детей, как укрепить и сохранить своё здоровье.

  • 3 «Воспитание навыков самостоятельных и групповых занятий»: Малые формы двигательной активности и их методика.

Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности.

Программа творческого объединения по эколого-биологическому направлению «Экология и здоровье», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Содержание программы творческого объединения по эколого-биологическому направлению «Экология и здоровье» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся.


    1. Характеристика условий образовательного учреждения при реализации программы


Не менее значимым при развитии здоровьесберегающей среды учреждения является состояние и перспективы обогащения материально-технической базы наглядными пособиями, техническими средствами обучения, а также обеспечение и поддержка состояния экологической комфортности среды школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть дня.

Школьный кабинет для проведения занятий по программе

  1. Учебные пособия:

  • натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы);

  • изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Пропаганда здорового образа жизни», «Правильная осанка»,

  • измерительные приборы: ростомер, весы, часы и их модели.



  1. Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций:

ноутбуки, мльтимедийный проектор, DVD, и др.












  1. Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности


    1. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы

В процессе реализации программы творческого объединения по эколого-биологическому направления «Экология и здоровье» обучающиеся должны:


знать:


  • правила гигиены повседневного быта;

  • особенности физического развития младшего школьника;

  • влияние неправильной осанки и плоскоспопия на здоровье;

  • показатели самоконтроля за состоянием своего здоровья;

  • правила предупреждения простудных заболеваний;

  • основные правила закаливания организма;

  • основы рационального питания;

  • способы воспитания двигательных способностей;

  • малые формы двигательной активности4

  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека.


уметь:


  • применять на практике приобретённые знания о правилах ведения здорового образа жизни;

  • составлять индивидуальные планы и программы по улучшению своего здоровья;

  • вести дневник самоконтроля;



  • применять полученные навыки в самостоятельных и групповых занятиях.


    1. Требования к УУД, которые должны сформировать обучающиеся в процессе реализации программы

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки учеников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы следующие умения:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

  • Вести безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметными результатами программы творческого объединения по эколого-биологическому направлению «Экология и здоровье» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.





3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья.

  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.


    1. Качества личности, которые могут быть развиты у обучающиеся в процессе реализации программы


В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств:

  • отношение к самому себе;

  • отношение к другим людям;

  • отношение к вещам;

  • отношение к окружающему миру.

Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие

качества личности как:

  • товарищество,

  • уважение к старшим,

  • доброта,

  • честность,

  • трудолюбие,

  • бережливость,

  • дисциплинированность,

  • соблюдение порядка,

  • любознательность,

  • любовь к прекрасному,

  • стремление быть сильным и ловким.


    1. Формы учета знаний и умений, система контролирующих

материалов для оценки планируемых результатов освоения

программы внеурочной деятельности


Программа творческого объединения по эколого-биологическому направлению «Экология и здоровье», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Основными формами учёта знаний и умений на первом уровне будут: анкетирование детей; мониторинг состояния здоровья, практические работы.

Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.



Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.



3.Учебно-тематическое планирование программы




№ п/п

Дата


Наименование разделов и тем


Всего,

час.

В том числе виды занятий


теоретические


практи-ческие


Раздел 1«Формирование представлений о физическом развитии здорового образа жизни».

1.

Тема «Гигиена повседневного быта»




1.1

Режим дня школьника

1

1


1.2

Составление индивидуального режима дня

1


1

1.3

Красивая улыбка человека

1

1


1.4

Практическая работа «Уход за зубами»

1


1

1.5

Мой внешний вид – залог здоровья

1

1


1.6

Практическая работа «Уход за одеждой и обувью»

1


1

2.

Тема «Физическое развитие младшего школьника»




2.7

Рост и вес – главные показатели физического развития

1

1


2.8

Измерение своего роста и веса

1


1

2.9

Практическая работа «Сопоставление своего роста и веса с возрастными нормами»»

1


1

2.10

Факторы влияющие на рост и вес человека

1

1


2.11

Практическая работа «Моё физическое развитие»

1


1

2.12

Практическая работа «Здоровое питание»

1


1

3.

Тема «Формирование правильной осанки»




3.13

Осанка – стройная спина!

1

1


3.14

Будем улучшать осанку

1


1

3.15

Практическая работа «Проверь свою осанку»

1


1

3.16

Факторы влияющие на рост и вес человека

1

1


3.17

Плоскостопие и борьба с ним

1

1


3.18

Влияние неправильной осанки и плоскостопия на здоровье человека

1

1


3.19

Практическая работа «Составление индивидуальной программы здоровья»

1


1

4.

Тема «Основы самоконтроля»




4.20

Настроение и желание заниматься

1

1


4.21

Пульс как показатели самоконтроля

1

1


4.22

Практическая работа «Зависимость пульса от физической нагрузки»

1


1

5.

Тема «Средства и методы сохранения здоровья»




5.23

Как мы дышим

1

1


5.24

Тренируем дыхание

1


1

5.25

Закаливание организма


1

1


5.26

Практическая работа «Закаливаемся вместе»

1


1

6.

Тема «Профилактика близорукости»




6.27

Глаза – главные помощники человека

1

1


6.28

Снимаем утомление глаз

1


1

Раздел 2 «Воспитание двигательных способностей»

7.

Тема «Что такое двигательные способности?»




7.29

Двигательные способности людей

1

1


7.30

Проверяем свои двигательные способности

1


1

7.31

Круглый стол «Как сохранить и укрепить своё здоровье»

1

1


Раздел 3 «Воспитание навыков самостоятельных и групповых занятий»

8.

Тема «Методика проведения малых форм двигательной активности»




8.32

Малые формы двигательной активности

1

1


8.33

Круглый стол «Хочу стать здоровым»

1


1



8.34

Конкурс рисунков и листовок» Продукты для здоровья»

1


1

8.35

Игра « Остров здоровья»

1


1

8.36

Мероприятие» За здоровый образ жизни»

1


1


Итого:

36

17

19





4.Содержание программы





Раздел1. Формирование представлений о физическом развитии и здоровом образе жизни

Физическое развитие детей младшего школьного возраста. Определение понятия «здоровый образ жизни.





Тема 1 : Гигиена повседневного быта


Теория: Режим дня. Значение соблюдения режима дня.

Практика: Составление и запись своего режима дня.


Теория: Гигиенические требования к одежде и обуви. Мой внешний вид – залог здоровья.

Практика: Правила ухода за одеждой и обувью. Тест «Ваше здоровье».


Теория: Зубы. Строение зубов. Как сохранить улыбку красивой.

Практика: Уход за зубами. Тест «Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни?»


Тема 2: Физическое развитие.


Теория: Физическое развитие младшего школьника. Рост и вес, как показатели физического развития. Тест «Правильно ли Вы питаетесь?»

Практика: Измерение своего роста и веса. Ростомер. Медицинские весы.

Теория: Факторы влияющие на рост и вес человека. Ожирение. Правила здорового питания.

Практика: правильное сбалансированное питание. Составление меню на неделю.


Тема 3 : Формирование правильной осанки.


Теория: Осанка при стоянии, ходьбе, сидении. Зависимость осанки от изгибов позвоночника и развития мышц туловища.

Практика: Разучивание упражнений, способствующих формированию правильной осанки.


Теория: Правильная и неправильная форма спины. Нормальная и ненормальная форма грудной клетки.

Практика: Проверка своей осанки.


Теория: Нормальная и ненормальная форма стопы. Плоскостопие. Борьба с плоскостопием.

Практика: Проверка формы стопы.


Теория: Влияние неправильной осанки и плоскостопия на здоровье человека

Практика: Выявление проблем с осанкой и формой стопы. Разработка индивидуальной программы здоровья по решению выявленных проблем.




Тема 4 : Основы самоконтроля.


Теория: Настроение – показатель, отражающий психическое состояние человека. Мир эмоций и чувств. Прослушивание музыкальных композиций : Бетховена, Шопена, Штрауса, Глинки и т.д. Выставка рисунков: «Какие чувства вызвала музыка». Желание заниматься.


.Теория: Пульс – показатель, дающий важную информацию деятельности сердечно-сосудистой системы.

Практика: Физическая нагрузка и пульс. Зависимость частоты пульса от

физической нагрузки.


Тема 5: Средства и методы сохранения здоровья.


Теория: Как мы дышим? Органы дыхания. Правильно поставленное дыхание. Темп дыхания.

Практика: Проверка темпа дыхания. Тренировка дыхания через систему физических упражнений.


Теория: Азбука закаливания. Виды закаливания организма человека.

Практика: Воздушные ванны. Умывание и обливание холодной водой.


.


Тема 6 : Профилактика близорукости..


Теория: Глаза – главные помощники человека.

Практика: Снимаем утомление глаз. Зрительные физкультурные минутки.


Раздел 2.Воспитание двигательных способностей


Характеристика и развитие основных двигательных способностей человека


Тема 7. Что такое двигательные способности?

Теория: Двигательные качества человека: гибкость, ловкость, быстрота, сила и выносливость. Проявление физических качеств в живой и в неживой природе.

Практика: Проверяем свои двигательные способности.




Раздел 3 «Воспитание навыков самостоятельных и групповых занятий»


Тема 8. Методика проведения малых форм двигательной активности

Теория : Формы двигательной активности

Практика: Конкурс рисунков и листовок» Продукты для здоровья»

Круглый стол «Хочу стать здоровым», Игра « Остров здоровья». Мероприятие» За здоровый образ жизни»






































5.Список литературы.


Литература для учителя:

  1. В.А.Алексеев 300 вопросов и ответов по экологии. Москва, "Академия развития" 1998г.



  1. Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании / Методическое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 80

  2. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.



  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.

  2. Ердаков Л.Н.Экология для зеленых. Иркутск, 1998г



  1. Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.- 176 с.



  1. Левитман М.Х. Экология - предмет: интересно или нет. С-Петербург, "Союз", 1998г.



  1. Шпотова Т.В. Игровая экология. - Часть I. Программа для работы с детьми младшего школьного возраста (с методическими рекомендациями и приложением.) – Обнинск: ЦЭО, 2003







Приложение.


Тестовый материал


5 класс Тест «Правильно ли Вы питаетесь?»

1. Как часто в течение дня Вы питаетесь?

а) Три раза в день.

б) Два раза.

в) Один раз.

2. Всегда ли Вы завтракаете?

а) Всегда.

б) Не всегда.

в) Никогда.

3. Из чего состоит Ваш завтрак?

а) Каша и чай.

б) Мясное блюдо и чай.

в) Чай.

4. Часто ли Вы перекусываете между завтраком и обедом, обедом
ужином?

а) Никогда.

б) Один-два раза в день.

в) Три раза и более.

5. Как часто Вы едите овощи, фрукты, салаты?

а) Три раза в день.

б) Один-два раза в день.

в) Два-три раза в неделю.

6. Как часто Вы едите жареную пищу?

а) Один раз в неделю.

б) Три-четыре раза в неделю.

в) Каждый день.

7. Как часто Вы едите выпечку?

а) Один раз в неделю.

б) Три-четыре раза в неделю.

в) Каждый день.

8. Что Вы намазываете на хлеб?

а) Маргарин.

б) Масло с маргарином.

в) Только масло.

9. Сколько раз в неделю Вы едите рыбу?

а) Три-четыре раза.

б) Один-два раза.

в) Один раз и реже.

10. Как часто Вы едите хлебобулочные изделия?

а) Менее трёх раз в неделю.

б) От 3 до 6 раз в неделю.

в) За каждой едой.

11. Сколько чашек чая или кофе выпиваете за день?

а) Одну-две.

б) От трёх до пяти.

в) Шесть и более.

12. Прежде чем приступить к употреблению в пищу мясного блюда, с
мяса нужно:

а) убрать весь жир;

б) убрать часть жира;

в) оставить весь жир.

Ключ:

а - 2 балла, б -1 балл, в - 0 баллов.


Подсчитайте сумму баллов. Если Вы набрали:

0-13 баллов - будьте внимательны, есть опасность для здоровья;

14 -17 баллов - надо улучшить питание;

18 - 24 балла - отличный режим и качество питания




Тест «Что мы знаем о здоровье»


1. Как называется особая чувствительность к некоторым веществам?

а) инфекция

б) эпидемия

в) аллергия

2. Как не передаются кишечные заболевания?

а) по воздуху

б) с пищей

в) с грязными руками

3. Что вредит здоровью?

а) игры на свежем воздухе

б) малоподвижный образ жизни

в) плавание, катание на лыжах

4.Что не вредит здоровью?

а) курение

б) закаливание

в) спиртное

5. Как передаются возбудители инфекционных заболеваний?

а) по воздуху

б) с пищей

в) с водой

6. Какое заболевание не относится к инфекционным?

а) грипп

б) дизентерия

в) ветрянка

7. Какое вещество разрушает организм и, в конце концов, убивает человека?

а) никотин

б) алкоголь

в) наркотики

8. Что не поможет организму стать сильнее?

а) занятие спортом

б) закаливание

в) вкусная пища

9. Какое питание нельзя назвать здоровым?

а) регулярное

б) без спешки

в) однообразное



Интерпретация (1 бал -1 правильный ответ)

8-9 баллов- ты хорошо осведомлён о здоровье

5-6 баллов – тебе надо задуматься о здоровье

Меньше 5 – твоё здоровье в опасности .





Тест «Ваше здоровье»

1. Как известно, нормальный режим питания - это плотный завтрак,
обед из трёх блюд и скромный ужин. А какой режим питания у Вас?

а) Именно такой, к тому же Вы едите много овощей и фруктов.

б) Иногда бывает, что Вы обходитесь без завтрака или обеда.

в) Вы вообще не придерживаетесь никакого режима.

2. Курите ли Вы?

а) Нет.

б) Да, но лишь 1 -2 сигареты в день.

в) Курите по целой пачке в день.

3. Употребляете в пищу:

а) много масла, яиц, сливок;

б) мало фруктов и овощей;

в) много сахара, пирожных, варенья

4.Пьёте ли Вы кофе?
а) Очень редко.

б) Пьёте, но не больше 1 -2 чашек в день.

в) Вы не можете обойтись без кофе, пьёте его очень много.

5.Регулярно ли Вы делаете зарядку?

а) Да, для Вас это необходимо.

б) Хотели бы делать, но не всегда удаётся себя заставить.

в) Нет, не делаете.

6.Вам доставляет удовольствие ходить в школу?

а) Да, Вы идёте обычно с удовольствием.

б) Школа Вас в общем-то устраивает.

в) Вы идёте без особой охоты.

7.Принимаете ли Вы постоянно какие-то лекарства?

а) Нет.

б) Только при острой необходимости.

в) Да, принимаете каждый день.

8.Страдаете ли Вы от какого-то хронического заболевания?

а) Нет.

б) Затрудняетесь ответить.

в) Да.

9.Используете ли Вы хотя бы один выходной для физической ра­боты, туризма, занятия спортом?

а) Да, а иногда и оба дня.

б) Да, но только когда есть возможность.

в) Нет, заниматься предпочитаете домашним хозяйством.

10.Как Вы предпочитаете проводить свои каникулы?

а) Активно занимаясь спортом.

б) В приятной весёлой компании.

в) Для Вас это - проблема.

11.Есть ли что-то, что постоянно раздражает Вас в школе или дома?

а) Нет.

б) Да, но Вы стараетесь избежать этого.

в) Да.

12. Есть ли у Вас чувство юмора?

а) Ваши близкие и друзья говорят, что есть.

б) Вы цените людей, у которых оно есть, и Вам приятно их обще­ство.

в) Нет


Ключ: за каждый ответ «а» Вы получаете 4 очка, за «б» - 2 очка, за «в» - 0 очков.

От 38 до 56 очков. У Вас есть шансы дожить до 100 лет. Вы сле­дите за своим здоровьем больше, чем за чем-то другим, у Вас хоро­шее самочувствие. Если Вы и дальше будете вести здоровый образ жизни, то сохраните энергичность до глубокой старости. Будьте только внимательны при переходе улиц!

Но подумайте, не слишком ли много сил Вы тратите на то, чтобы поддерживать себя в форме? Не лишаете ли Вы себя при этом некото­рых маленьких удовольствий? Не пренебрегайте ими, без них жизнь может показаться Вам слишком пресной. А радость - это тоже здоро­вье!

От 19 до 37 очков. Чашечка кофе - не обязательный атрибут для приятной беседы. У Вас не только хорошее здоровье, но часто и хоро­шее настроение. Вы, вероятно, общительны, часто встречаетесь с друзьями. Вы не отказываетесь и от удовольствий, которые делают Вашу жизнь разнообразной.

Но подумайте, не будут ли некоторые Ваши привычки с годами иметь последствия для Вашего здоровья? Пересмотрите Ваш образ жизни, подумайте, достаточно ли Вы занимаетесь спортом, не слиш­ком ли Вы увлекаетесь спиртным и сигаретами. И согласитесь: при­ятельские отношения можно поддерживать не только дома, в компа­нии, но и на теннисном корте, стадионе, в походе.

От 0 до 18 очков. Ваше здоровье зависит, прежде всего, от Вас. Но Вы слишком легкомысленно к нему относитесь. Вероятно, Вы уже жалуетесь на своё здоровье, или эти жалобы, увы, не заставят себя долго ждать. Не слишком надейтесь на лекарства. Если Вы по­ка не бегаете по врачам, то это «заслуга» только Вашего здорового организма, что не может продолжаться до бесконечности. Откажи­тесь, пока не поздно, от сигарет и спиртного, упорядочите режим питания.




Анкета «Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни?»

1. Если утром надо вставать пораньше, Вы:

а)заводите будильник;

б)доверяете внутреннему голосу;

в)полагаетесь на случай.

2.Проснувшись утром, Вы:

а)сразу встаёте;

б)встаёте не спеша, затем - гимнастика;

в)ещё немного нежитесь под одеялом.

3.Ваш завтрак:

а)кофе или чай с бутербродом;

б)мясное блюдо и чай;

в)завтракаете не дома, а на работе.

4.Какой вариант рабочего распорядка Вы бы предпочли?

а)Приход в школу в одно и тоже время.

б)В диапазоне плюс-минус 30 минут.

в)Гибкий график.

5.Вы бы предпочли за обед:

а)успеть поесть в столовой;

б)поесть не торопясь;

в)поесть не торопясь и немного отдохнуть.

6.Курение:

а)некурящий;

б)менее 5 сигарет в день или периодически курите;

в)курите регулярно;

г)курите очень много;

д)10 сигарет в день (за каждые 10 сигарет в день сверх этого добавляйте по 5 очков).

7.Как Вы разрешаете конфликтные ситуации?

а)Долгими дискуссиями.

б)Уходите от споров.

в)Ясно излагаете свою позицию и уходите от спора.

8.Надолго ли Вы задерживаетесь после учёбы?

а)Не больше чем на 20 минут.

б)До часа.

в)Больше часа.

9.Чему Вы обычно посвящаете свободное время?

а)Общественной работе.

б)Хобби.

в)Домашним делам.

10.Что означают для Вас встречи с друзьями?

а)Возможность отвлечься от забот.

б)Потеря времени.

в)Неизбежное зло.

11.Как Вы ложитесь спать?
а) Всегда в одно время.

б)По настроению.

в)По окончании всех дел.

12. Употребляете в пищу:

а)много масла, яиц, сливок;

б)мало фруктов и овощей;

в)много сахара, пирожных, варенья

13.Какое место занимает спорт в Вашей жизни?

а)Роль болельщика.

бДелаете зарядку.

в)Достаточно рабочей и физической нагрузки.

14.За последние 14 дней Вы хотя бы раз:

а)танцевали;

б)занимались спортом;

в)прошли пешком порядка 4 км.

15.Как Вы проводите летние каникулы?

а)Пассивно отдыхаете.

б)Физически трудитесь.

в)Гуляете и занимаетесь спортом.

16.Ваше честолюбие проявляется в том, что Вы:

а)любой ценой стремитесь достичь своего;

б)надеетесь, что Ваше усердие принесёт свои плоды;

в)намекаете окружающим на Вашу истинную цену.




Ключ


№ вопроса

Вариант ответа

а

А

6

в

1

30

20

0

2

10

30

0

3

20

30

0

4

0

10

20

5

0

10

20

6

30

10

0

7

0

10

30

8

30

20

0

9

10

10

30

10

30

0

0

11

30

30

0











12

20

30

0

13

0

30

0

14

30

30

30

15

0

20

30

16

0

30

20

Используя таблицу, подсчитайте сумму баллов.

Если Вы набрали:

менее 160-280 баллов – необходимо пересмотреть свои взгляды на здоровье;

290 – 390 баллов - близки по здоровью к идеалу, но есть ещё резервы;

более 400 баллов - Вы очень хорошо организованы по режиму труда и отдыха.


















Тематическое планирование

1-й год обучения

п/п

Наименование темы

Количество часов

теория

практика

всего

Раздел 1. « Формирование представлений о физическом развитии и здорового образа жизни»

1.

Тема: «Гигиена повседневного быта»

3

3

6

2.

Тема: « Физическое развитие младшего школьника»

2

4

6

3.

Тема: «Формирование правильной осанки»

4

3

7

4.

Тема: « Основы самоконтроля»

2

1

3

5.

Тема: « Средства и методы сохранения здоровья»

2

2

4

6.

Тема: « Профилактика близорукости»

1

1

2

Раздел 2. « Воспитание двигательных способностей»


7.

Тема: «Что такое двигательные способности?»

2

1

3

Раздел 3. « Воспитание навыков самостоятельных и групповых занятий»


8.

Тема: «Методика проведения малых форм двигательной активности»

1

4

5

ИТОГО:

17

19

36















п\п

Тема

Кол-во часов

Дата

Раздел 1. « Формирование представлений о физическом развитии и здорового образа жизни»

1.

Тема «Гигиена повседневного быта»



1.1

Режим дня школьника

1


1.2

Составление индивидуального режима дня

1


1.3

Красивая улыбка человека

1


1.4

Практическая работа « Уход за зубами»

1


1.5

Мой внешний вид –залог здоровья

1


1.6

Практическая работа « Уход за одеждой и обувью»

1


2.

Тема: « Физическое развитие младшего школьника»



2.7

Рост и вес- главные показатели физического развития

1


2.8

Измерение своего роста и веса

1


2.9

Практическая работа» Сопоставление своего роста и веса с возрастными нормами»

1


2.10

Факторы влияющие на рост и вес человека

1


2.11

Практическая работа « Моё физическое развитие»

1


2.12

Практическая работа» Здоровое питание»

1


3.

Тема: «Формирование правильной осанки»



3.13

Осанка –стройная спина!

1


3.14

Будем улучшать осанку

1


3.15

Практическая работа « Проверь свою осанку»

1


3.16

Факторы влияющие на рост и вес человека

1


3.17

Плоскостопие и борьба с ним

1




3.18

Влияние неправильной осанки и плоскостопия на здоровье человека

1


3.19

Практическая работа « Составление индивидуальной программы здоровья»

1


4.

Тема: « Основы самоконтроля»



4.20

Настроение и желание заниматься

1


4.21

Пульс показатели самоконтроля

1


4.22

Практическая работа « Зависимость пульса от физической нагрузки»

1


5.

Тема: « Средства и методы сохранения здоровья»



5.23

Как мы дышим

1


5.24

Тренируем дыхание

1


5.25

Закаливание организма

1


5.26

Практическая работа « Закаливаемся вместе»

1


6.

Тема: « Профилактика близорукости»



6.27

Глаза- главные помощники человека

1


6.28

Снимаем утомление глаз

1


Раздел 2. « Воспитание двигательных способностей»


7.

Тема: «Что такое двигательные способности?»



7.29

Двигательные способности людей

1


7.30

Проверяем свои двигательные способности

1


7.31

Круглый стол « Как сохранить и укрепить своё здоровье»

1


Раздел 3. « Воспитание навыков самостоятельных и групповых занятий»


8.

Тема: «Методика проведения малых форм двигательной активности»



8.32

Малые формы двигательной активности

1


8.33

Круглый стол» Хочу стать здоровым»

1


8.34

Конкурс рисунков и листовок» Продукты для здоровья»

1


8.35

Игра « Остров здоровья»

1


8.36

Мероприятие» За здоровый образ жизни»

1





































МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГИАГИНСКОГО РАЙОНА

«ГИАГИНСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»


УТВЕРЖДАЮ:

Директор ЦДТ

В.Н. Попович





Тематическое планирование к образовательной программе

« Экология и здоровье»

1 год обучения

( для детей 11-12 лет)














Составитель:

Педагог дополнительного образования ЦДТ

Шестиглазова С.А






Ст. Гиагинская

2013год

п/п

Наименование темы

Количество часов

теория

практика

всего

Раздел 1. « Формирование представлений о физическом развитии и здорового образа жизни»

1.

Тема: «Гигиена повседневного быта»

3

3

6

2.

Тема: « Физическое развитие младшего школьника»

2

4

6

3.

Тема: «Формирование правильной осанки»

4

3

7

4.

Тема: « Основы самоконтроля»

2

1

3

5.

Тема: « Средства и методы сохранения здоровья»

2

2

4

6.

Тема: « Профилактика близорукости»

1

1

2

Раздел 2. « Воспитание двигательных способностей»


7.

Тема: «Что такое двигательные способности?»

2

1

3

Раздел 3. « Воспитание навыков самостоятельных и групповых занятий»


8.

Тема: «Методика проведения малых форм двигательной активности»

1

4

5

ИТОГО:

17

19

36



















п\п

Тема

Кол-во часов

Дата

Раздел 1. « Формирование представлений о физическом развитии и здорового образа жизни»

1.

Тема «Гигиена повседневного быта»



1.1

Режим дня школьника

1


1.2

Составление индивидуального режима дня

1


1.3

Красивая улыбка человека

1


1.4

Практическая работа « Уход за зубами»

1


1.5

Мой внешний вид –залог здоровья

1


1.6

Практическая работа « Уход за одеждой и обувью»

1


2.

Тема: « Физическое развитие младшего школьника»



2.7

Рост и вес- главные показатели физического развития

1


2.8

Измерение своего роста и веса

1


2.9

Практическая работа» Сопоставление своего роста и веса с возрастными нормами»

1


2.10

Факторы влияющие на рост и вес человека

1


2.11

Практическая работа « Моё физическое развитие»

1


2.12

Практическая работа» Здоровое питание»

1


3.

Тема: «Формирование правильной осанки»



3.13

Осанка –стройная спина!

1


3.14

Будем улучшать осанку

1


3.15

Практическая работа « Проверь свою осанку»

1


3.16

Факторы влияющие на рост и вес человека

1


3.17

Плоскостопие и борьба с ним

1




3.18

Влияние неправильной осанки и плоскостопия на здоровье человека

1


3.19

Практическая работа « Составление индивидуальной программы здоровья»

1


4.

Тема: « Основы самоконтроля»



4.20

Настроение и желание заниматься

1


4.21

Пульс показатели самоконтроля

1


4.22

Практическая работа « Зависимость пульса от физической нагрузки»

1


5.

Тема: « Средства и методы сохранения здоровья»



5.23

Как мы дышим

1


5.24

Тренируем дыхание

1


5.25

Закаливание организма

1


5.26

Практическая работа « Закаливаемся вместе»

1


6.

Тема: « Профилактика близорукости»



6.27

Глаза- главные помощники человека

1


6.28

Снимаем утомление глаз

1


Раздел 2. « Воспитание двигательных способностей»


7.

Тема: «Что такое двигательные способности?»



7.29

Двигательные способности людей

1


7.30

Проверяем свои двигательные способности

1


7.31

Круглый стол « Как сохранить и укрепить своё здоровье»

1


Раздел 3. « Воспитание навыков самостоятельных и групповых занятий»


8.

Тема: «Методика проведения малых форм двигательной активности»



8.32

Малые формы двигательной активности

1


8.33

Круглый стол» Хочу стать здоровым»

1


8.34

Конкурс рисунков и листовок» Продукты для здоровья»

1


8.35

Игра « Остров здоровья»

1


8.36

Мероприятие» За здоровый образ жизни»

1









45



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!