Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад «Колокольчик» поселка Витим МО Ленского района РС (Якутия)
Карелина Елена Олеговна
Дата рождения: 07.01.1986г
Образование: г. Киренск «Киренский педагогический колледж» с присвоением квалификации «Учитель начальных классов» 22.06.2007 г.
Переквалификация: Диплом о профессиональной переподготовке в отделении дополнительного образования ООО Издательство "Учитель" 34240993249 регистрационный номер ППК-111497-1 город Волгоград дата выдачи 14.01.2020 г . Квалификация "Воспитатель детей дошкольного возраста"
Должность: воспитатель
Стаж работы:13 лет
Педагогический стаж: 10 лет
Стаж работы в ДОУ: 10 лет
Стаж в должности «воспитатель»: 10 лет
Тема самообразования
«Экологическое воспитание дошкольников
в различных видах деятельности»
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.
Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.
Цель саморазвития:
повысить профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста;
Задачи:
повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;
изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
формировать знания, умения и навыки воспитанников;
План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию.
Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников;
Планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики;
Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;
Периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах;
изучение нормативно-правовых документов;
участие в деловых играх, профессиональных конкурсах, вебинарах, выставках, участие в семинарах и мастер-классах;
ознакомление с публикациями в печатных изданиях;
Пополнение эколого-развивающей среды (уголки природы и экспериментирования).
Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников.
Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий;
Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;
Разработка конспекта занятия по экологическому воспитанию;
Проведение открытого занятия;
Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».
Проведение досугов, экологических, народных праздников.
Изготовление экологического лэпбука.
Участие в конкурсах.
Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностики.
План работы с детьми:
моделирование ситуаций;
игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические);
опытно-исследовательская деятельность;
разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;
просмотр мультфильмов;
экологические спектакли
Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:
Проведение сезонных выставок поделок;
Участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах в сети интернет;
Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы:
«Значение воды в жизни людей»;
«Зеленая аптека»;
«Синичкин день»;
«Покормим птиц зимой»;
«Значение почвы и воды в жизни всего живого»;
«Морские млекопитающие»;
«Естественные водоемы Земли»;
«Что такое заповедник»;
«Путешествие по заповедникам»;
«Мы друзья природы»;
«Лес и наше здоровье»;
«Поможем природе»;
«Овощи и фрукты – лучшие продукты»
«Огород на подоконнике»;
«Цветущий участок»
«Мусор к Земле не к лицу!»
«Даем мусору вторую жизнь»
В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»;
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»;
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;
С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц»;
Г. Серебрецкий «Берегите птиц»;
В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»;
Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»;
Ю. Демянская «Дом Земли»;
Н. Т. Бромлей «Охотник»
Николай Забило «Любимый край, моя земля»;
В. Орлов «Общий дом»;
П. Воронько «Журавль»
Организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий.
Организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания.
План работы с родителями:
Тестирование родителей «Экология-дело каждого!»
Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников.
Разработка и проведение консультаций для родителей:
«Экологическое воспитание»;
«Берегите природу»;
«Мы против мусора»;
«День Земли»;
«День птиц»;
«День посадки деревьев»;
«Зеленая весна»;
«Всемирный день окружающей среды»
Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми для групповых выставок;
Помощь родителей в изготовлении кормушек. В рамках экологической акции «Птичья столовая»;
Участие родителей с детьми в проектах, акциях, выставках, конкурсах;
Привлечь родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам и экологическим спектаклям;
Привлечение родителей для участия с детьми на дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.
Помощь родителей в изготовлении скворечников. В рамках экологической акции «Скворушка»;
Привлечение родителей к созданию альбомов:
«Растения нашего края»;
«Берегите природу»;
«Дикие животные России»
«Птичья столовая»
«Мы сохраним!»
«Это не наш мусор, но это моя планета!»
Совместное изготовление атрибутов к с/р, дидактическим играм. Подбор и изготовление игрового оборудования.
Привлечение родителей к организации воспитательно – образовательной работе с детьми по формированию экологической культуры.
Самообразование воспитателя немыслимо без работы с воспитанниками и их родителями. Вышеуказанные мероприятия способствуют самообразованию воспитателя и повышению профессионального уровня. В работе с детьми воспитатель повышает свое профессиональное мастерство и компетентность. Так же воспитатель развивает свою и детскую творческую активность, и создает условия для воспитания и формирования разносторонней личности.
Для систематизации и грамотной реализации процесса самообразования все вышеперечисленные мероприятия стоит распланировать по месяцам.
Месяц | Методическая работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями |
Октябрь | 1.Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы; 2. Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях | 1.Игровая деятельность. 2.Беседа с использованием компьютерной презентации «Значение воды в жизни людей»; 3. Чтение Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»; | 1.Анкетирование родителей по экологии. 2.Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников. 3. Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Осенняя галерея» |
Ноябрь | 1.Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию; 2. Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы | 1.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Синичкин день»: «Зеленая аптека»; «Овощи и фрукты – лучшие продукты» 2.Заучивание: П. Воронько «Журавль» | 1.Памятка: «В каких продуктах «живут» витамины»; 2.Участие конкурсах «Осенняя кладовая» 3.Памятка для родителей : «Синичкин день» |
Месяц | Методическая работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями |
Декабрь | Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях. | 1.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Покормим птиц зимой»; 2. Чтение Г. Серебрецкий «Берегите птиц»; 3.Игровая деятельность; 4. Зимняя выставка поделок: «Рождественские чудеса» | 1.Изготовлении кормушек. В рамках экологической акции «Птичья столовая»: 2.Памятка: «Экологическое воспитание»; 3.Изготовление поделок с детьми «Рождественские чудеса» |
Январь | Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников | 1.Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы: «Что такое заповедник»; «Путешествие по заповедникам»; 2. Чтение Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» | 1.Разработка и проведение консультаций для родителей: «Птичья столовая»; «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»; Памятка: «Мы против мусора»; |
Февраль | 1.Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии; 2. Изучение нового материала по экологии; 3.Изготовление экологического лэпбука | 1.Проведение народного праздника «Масленица»; 2. Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Морские млекопитающие» 3.Начало реализации проекта «Огород на подоконнике» | 1. Разработка и проведение консультаций для родителей: «Экологическое воспитание»; 2.Совместная работа по созданию альбома; «Растения нашего края» 3.Памятка: «Берегите природу»; |
Месяц | Методическая работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями |
Март | 1.Разработка конспекта открытого занятия; 2. Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу». | 1.Беседы с использованием компьютерной презентации: «Естественные водоемы Земли»; «Значение почвы и воды в жизни всего живого»; 2.Чтение В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»; | 1.Помощь в изготовлении скворечников в рамках экологической акции «Скворушка»: 2.Разработка и проведение консультации для родителей: «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка». 3.Памятка: «День птиц» |
Апрель | 1.Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий; 2.Проведение открытого занятия 3. Размещение материала на сайт нашего ДОУ | 1.Досуги, экологические, народные праздники и развлечения: «День птиц»; «Пасха»; «День Земли»; «День посадки деревьев»; 2.Завершение проекта «Огород на подоконнике» и начало проекта «Цветущий участок» 3. Участие в викторине «Год экологии», размещение результатов на сайте ДОУ | 1. Привлечение родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам и экологическим спектаклям; 2.Привлечение родителей к участию в экологической акции « Зеленая весна 2020»; 3. Памятка: «День Земли»; «День посадки деревьев» |
Июнь | 1.Подведение итого работы по плану саморазвития; 2.Вывод 3. Подбор материала к проекту «Мы сохраним!» Экологическое и трудовое воспитание , создание видеоролика «Мы сохраним» семья Чичасова Максима, размещение его на сайте ДОУ | | 1.Экологическое и трудовое воспитание , создание видеоролика «Мы сохраним» семья Чичасова Максима. 2.Участие в экологических фотоконкурсах |
Июль | 1.Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы; 2. Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях 3. Проект «Метеоплощадка» | | Изготовление метеоприборов и прочих материалов для изучения погоды |
Август | Разработка плана по самообразованию на следующий год, изучение справочной литературы. | | |