СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое воспитание в школе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен опыт организации экошколы, работа которой направлена на вовлечение школьников в исследовательскую, природоохранную, просветительскую и добровольческую деятельность. Под руководством опытных педагогов и научных сотрудников заповедников учащиеся получают практические знания и навыки по изучению и сохранению биоразнообразия животного и растительного мира охраняемых территорий, учатся проводить мониторинговые исследования, обрабатывать полученные результаты, докладывать о полученных научных данных на конференциях.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание в школе»

Орлова Евгения Анатольевна

учитель биологии МБОУ «Школа№110»,

педагог дополнительного образования ДТДМ.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ

Аннотация: В статье представлен опыт организации экошколы, работа которой направлена на вовлечение школьников в исследовательскую, природоохранную, просветительскую и добровольческую деятельность. Под руководством опытных педагогов и научных сотрудников заповедников учащиеся получают практические знания и навыки по изучению и сохранению биоразнообразия животного и растительного мира охраняемых территорий, учатся проводить мониторинговые исследования, обрабатывать полученные результаты, докладывать о полученных научных данных на конференциях.

Annotation. The article presents the experience of organizing an eco-school, the work of which is aimed at involving students in research, environmental, educational and volunteer activities. Under the guidance of experienced teachers and researchers of reserves, students gain practical knowledge and skills to study and preserve the biodiversity of animal and plant life of protected areas, learn to conduct monitoring studies, process the results, report on the scientific data at conferences.

Ключевые слова: экспедиции, экологическое образование, проектная деятельность, волонтерство, экошкола, исследовательская деятельностью

Keywords. expeditions, environmental education, project activity, project, volunteerism, eco-school, research activity.

Экологическая культура общества – система общенациональных и общечеловеческих ценностей. Именно она определяет характер отношений между обществом, человеком и природой.[1,378]

Экологическое образование и воспитание в современной школе должно стать приоритетным и охватывать все возрасты.[5,699-706]

Для воспитания экологически развитого человека необходимо приобщать школьников к природе уже с начальной школы. Для этого на базе школы №110 совместно с сотрудниками ЮФУ, Дворца творчества детей и молодежи и эколого-биологического центра, создана экошкола для вовлечения обучающихся в исследовательскую, природоохранную, просветительскую и добровольческую деятельность. [3,4]

Для реализации плана работы экошколы созданы
условия для формирования экологической культуры школьников, с целью активизации жизненной позиции учащихся в отношении сохранения биоразнообразия животного и растительного мира на заповедных территориях России. [2,38-40]

Школьники в экошколе проходят обучение начальным навыкам проведения биологических исследований объектов растительного и животного мира в полевых условиях на территориях заповедников. Преподаватели и сотрудники заповедников проводят научно-исследовательские работы со школьниками, мониторинг редких и исчезающих видов флоры и фауны в рамках комплексных экспедиций.

По результатам исследований, полученных в рамках экошколы, школьники участвуют в региональных научно-практических конференциях.

В рамках экошколы школьники принимают активное участие в экологических экспедициях. Посещают заповедники и оказывавают волонтерскую помощь на территории заповедников. Изучают и способствуют укреплению режима особой охраны территории ПП и заповедников. Сотрудники заповедника проводят экоуроки и экосубботники, с целью экологического просвещения. [6,125-129]

Работа преподавателей и сотрудников заповедников направлена на эколого-биологическое просвещение и обучение школьников навыкам проведения исследовательских работ в ходе практических занятий на природе. Знакомство учащихся с территориями заповедников позволяет показать необходимость бережного отношения к природе, изучения и сохранения биоразнообразия планеты. В экспедициях происходит погружение учащихся в многогранность задач и функций особо охраняемых территорий. Реализация проекта помогает формировать экологическую культуру школьников.

Экошколы проходят на разных территориях Ростовской области - ФГБУ Государственный природный биосферный заповедник "Ростовский", памятник природы Ростовской области «Пухляковские холмы»; Краснодарского края - ФГБУ "Кавказский государственный природный биосферный заповедник имени Х.Г.Шапошникова", ФГБУ Государственный заповедник "Утриш", Республике Северная Осетия – Национальный парк Алании Дигория.

В экошколах приняло участие более 100 школьников возрастом 9 - 16 лет г. Ростова-на-Дону.

Результатами экошколы за данный период является: оказание волонтерской помощи в заповеднике Кавказский на территории северного кордона поселок Гузерипль. Это заготовка веников для зубров на период зимы, уборка сена для лошадей, облагораживание территории вольерного комплекса.Оказана волонтерская помощь на территории заповедника Утриш и его прилегающей территории по уборке бытового мусора. Проведены комплексные научные исследования школьниками на территориях заповедников по энтомологии, ботанике, микологии, экологии. По результатам исследований были написаны проектные работы. Проведено четыре конференции в рамках экошколы на территории заповедников.

Школьники приняли активное участие во всероссийской акции «Серая шейка» по учету зимних водоплавающих птиц.

А также проведена фотовыставка «Загадки заповедника Кавказский». Проведены уроки в школах по теме «Заповедники России». Участники экошкол приняли активное участие в областных и Всероссийских конкурсах проектных научно-исследовательских работ.

Дальнейшее развитие экошколы планируется в каникулярное время на территориях заповедников Ростовский, Кавказский, Национального парка Алании Дигория, Памятника природы Ростовской области «Пухляковские холмы», «Балка Власова».

По итогам экошкол планируется проведение серии региональных научно -практических конференций школьных исследовательских проектов "Сохраним природные достояние России вместе". 1 этап - проведение конференции на территории заповедника. 2 этап - на территории "Областного экологического центра учащихся» и в МБОУ «Школа№110». Участие в конференциях ДАНЮИ, «Отечество», «Экология-2019», проводимых на базе Дворца творчества детей и молодежи. Проведение серии фотовыставок тематических школьных работ "Заповедник глазами ребенка" на территории Областного экологического центра учащихся, музея зоологии кафедры зоологии Академии биологии и биотехнологии им. Д.И. Ивановского ЮФУ, школы №110, на выставочных площадках территорий посещаемых заповедников.

Список литературы

1.Биологический энциклопедический словарь. /Под ред. Гилярова В.Н. М.: Советская энциклопедия, 1986. - 378 с.

2.Голубова О.В., Мирнова М.Н. Особенности проектно-исследовательской деятельности учащихся по биологии в дистанционном обучении. В сборнике: Биологическое и экологическое образование: проблемы, состояние и перспективы развития. Материалы ii всероссийской научно-практической онлайн конференции с международным участием. 2014. С. 38-40.

3.Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1984.

4. Измайлов И.В., Михлин В.Е., Шубкина Л.С. Биологические экскурсии. - М.: Просвещение, 1983. - 163с

5.Корсунова И.А., Мирнова М.Н. Формирование практических навыков у учащихся на экскурсиях по биологии. // Современные научные исследования и инновации. 2016.№2(58). С. 699-706.

6.Смирнова О.Б., Мирнова М.Н., Лещенко М.А. Использование технологий проектного обучения в работе детского экологического центра города Ростова-на-Дону. В сборнике:Биологическое и экологическое образование: проблемы, состояние и перспективы развития. Материалы ii всероссийской научно-практической онлайн конференции с международным участием. 2014. С. 125-129.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!