СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Экологическое право"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока сформировать у учащихся знания об экологическом праве. Подчеркнуть роль экологических обязанностей каждого гражданина в обеспечении экологических прав; раскрыть суть экологических правонарушений и основные меры эколого-правовой ответственности; формировать экологическое мировоззрение и экологическую культуру

Просмотр содержимого документа
«"Экологическое право"»

___ Дата__________ 10 класс. Обществознание.


Тема урока: «Экологическое право»


Цели урока: сформировать у учащихся знания об экологическом праве. Подчеркнуть роль экологических обязанностей каждого гражданина в обеспечении экологических прав; раскрыть суть экологических правонарушений и основные меры эколого-правовой ответственности; формировать экологическое мировоззрение и экологическую культуру.


Ученик должен знать: экологическое право; экологические правоотношения. Рамочной конвенции ООН, «Киотский договор», экологическое правонарушение.

Ученик должен уметь: работать с дополнительными источниками информации, использовать в работе информационные технологии; способствовать формированию научных представлений о праве человека на благоприятную окружающую среду, ознакомить учащихся с различными способами защиты экологических прав;

Тип урока: комбинированный.


Обрудование: учебник: Обществознание.10 класс. авт. Л.Н.Бголюбов. «Просвещение», 2014 год; Конституция РФ, Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды», Рамочная Конвенция ООН об изменении климата, Международное соглашение Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата.


Ход урока:

  1. Орг. Момент

  2. Актуализация


«Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение делает его больным, угрожает жизни, грозит гибелью человечеству» Д.С.Лихачев.

Ребята с какие отрасли права мы уже изучили (уголовное, административное, трудовое, семейное и т.д)

Подумайте какой будет тема сегодняшнего урока?

(Запись темы «Экологическое право»)


В.В.Путин подписал указ согласно которого 2017 год в России был объявлен годом экологии!

С какой это сделал президент?

(хотел привлечь внимание к проблемам окружающей среды, улучшить состояние экологической безопасности страны)

Посмотрите на тему и сформулируйте цели урока.

  1. Мотивация

Наше поколение стало свидетелем драматических событий, которые изменили природу отношений человека с окружающей его средой. Стремительный рост народонаселения Земли, а также научно-технический прогресс способствуют усилению воздействия человека на окружающую среду. Человечество должно осознать, что взаимосвязь его и Земли резко изменила свой характер, что разрушение окружающей среды может иметь глобальные последствия, а единственный выход из создавшегося положения – это не воздействие на окружающую среду, а взаимодействие с ней.

Сегодня всё чаще мы слышим такие слова как международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, международное экологическое право. Что же стоит за этими словами, каким смыслом наполнены эти выражения, почему и зачем возникла потребность развития отдельной отрасли – экологического права?

  1. Изучение нового материала

План:

  1. Общая характеристика ЭП

  2. Право человека на благоприятную окружающую среду

  3. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

  1. Учитель: на протяжении всей истории человечества преобладающим был взгляд на природу как на неисчерпаемую кладовую, а не как на предмет заботы и охраны. И в наши дни, несмотря на многочисленные исследования, показавшие тесную связь между мерами по охране окружающей среды и качеством жизни человека, состоянием его здоровья, поведение подавляющего большинства людей остается на уровне потребительского отношения к природе.

      К числу субъективных факторов, влияющих на состояние окружающей среды, следует добавить еще два – экологическое невежество и экологический нигилизм. Невежество проявляется  в незнании законов взаимодействия человека и среды, а нигилизм – в нежелании руководствоваться этими законами, как в экономической деятельности, так и в быту. Способствовать решению проблем взаимодействия человека с окружающей средой – главная задача экологического права, о котором пойдет речь на уроке.

  • Какие сегодня существуют экологические проблемы связанные с окружающей средой?



(ученики дают свои ответы на вопрос, приводят примеры)








  • Работа со схемой










  • Работа с понятиями:

Экологическое право – совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в результате взаимодействия общества и окружающей среды.

Экологические отношения – отношения по использованию, а также охране окружающей среды.

(ученики записывают их в тетради)

  • Метод

  • «кластер» (учащимся предлагается написать свои ассоциации со словом «Окружающая среда)

























  • Работа с документом:

В ходе обсуждения учащимся предлагается, опираясь на текст ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», назвать компоненты природной среды, а также объяснить понятия «природный объект», «природно-антропогенный объект», «антропогенный объект».

Заполнить таблицу используя текст учебника.(стр. 278)

Окружающая среда

Объекты

Сущность

Природный

Природно-антропогенный

Антропогенный


(ученики заполняют таблицу)

Мы намеренно так тщательно характеризуем компоненты окружающей среды. Посмотрите на схему стр. 278. Что мы видим?

У экологического право как у отдельной отрасли имеются свои источники:

  • Конституция

  • Законы и подзаконные акты

ООС – особая роль. Ст.3: соблюдение прав человека на благоприятную среду. (Работа с приложением)


  1. Учитель: это право принадлежит к числу общечеловеческих ценностей, естественных прав человека и гражданина, затрагивающих самые основы его бытия, связаны с поддержанием материальных и духовных условий жизни

Международный документ по вопросам экологии является Конвенция ООН в Рио – де – Жанейро 1992: «Забота о людях занимает центральное место в условиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой»

  • Выступление ученика с сообщением Рамочной конвенции ООН и «Киотский договор»(охрана природы на мировом уровне)

  • Рассмотрение статей Конституции РФ (охрана природы в РФ)

Физминутка(1 мин.)


Ст.9 Конституции РФ:

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Ст.42 Конституции РФ:

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

     Учитель: мы уже знаем, что все компоненты природы тесно взаимосвязаны, что изменение одного из них сказывается на всех других. Поэтому, изменяя природу, человек должен предвидеть, каковы будут последствия этого изменения, и в случае необходимости предотвращать их. Объективно человек не может не воздействовать на окружающую среду - не извлекать минеральных ресурсов, не забирать воду и т. д. Проблема заключается в том, чтобы были установлены пределы (нормы) такого воздействия. С этой целью экологическое право предусматривает так называемое экологическое нормирование (предельно допустимое воздействие)


Учитель: Право на информацию также является основополагающим правом личности закрепленная в Декларации прав человека.

  • Информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях независимо от формы их представления.

Достоверной информацией о состоянии окружающей среды являются сведения, которые отражают реальное, неискаженное состояние окружающей среды (гос. органы).

(ученики записывают определение в тетрадь, приводят примеры информации)

  1. Работа со схемой «Экологические права»



(ученики разбирают схему и коментируют ее компоненты)

Вполне очевидно, что без определенных экологических обязанностей нельзя обеспечить экологические права.

  • Охранять природу

  • Бережно использовать природные богатства

Нарушение же установленных законодательством обязанностей влечет за собой юридическую ответственность.

  • Работа с понятие:

Экологическое правонарушение – общественно опасное вредное виновное деяние, нарушающей нормы законодательства окружающей среды.

(ученики приводят примеры экологических нарушений)



  1. Закрепление изученного материала

Решение задач:

Задача 1.

Гоголевский персонаж Городничий, порываясь срочно, к приезду чиновника из Петербурга, благоустроить город, приказывает разметать старый забор. И вдруг вспоминает: «Ах, боже мой! Я и позабыл, что возле этого забора навалено на сорок телег всякого сору. Что за скверный народ: только где – нибудь поставь какой – нибудь памятник или просто забор, черт их знает откуда и нанесут всякой дряни». Нет ли у вас впечатления, что традиции живучи? Аргументируйте свое мнение. Можно ли назвать подобное поведение граждан экологическим правонарушением?

Задача 2.

В нашей стране долгое время были популярны лозунги: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача». И сегодня многие в этом уверены. И ведут себя соответственно. А какова ваша позиция? Приведите аргументы в ее защиту.

Задача 3.

Геннадий Х. отправился в лес за грибами, прихватив охотничье ружье. На берегу небольшой речки он увидел жилище бобров. Пара красивых животных резвилась на мелководье. Геннадий зарядил ружье, приблизился и выстрелами из двух стволов убил бобров. Не успел браконьер вытащить добычу на берег, как его задержал инспектор охотнадзора. Составили протокол, выяснилось, что ранее Геннадий не был замечен в браконьерстве. Решением органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты, к браконьеру применили следующие наказания……Какие? Какой вид юридической ответственности был применен к браконьеру?(прложение СТ 258 УК РФ. )


  1. Подведение итогов

Люди помните, что Земля – это не массивный гигант, а скорее хрупкий елочный шарик .Быть или не быть человечеству, останется ли зеленой и цветущей наша планета или же превратится в безжизненную пустыню – зависит от нас.

  1. Домашнее задание

§26, читать, написать эссе на тему: «Природа не признает шуток; она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; ошибки же и заблуждения исходят от людей».

  1. Рефлексия

сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

было интересно узнать, что…






Приложение

  • Заполнить таблицу используя текст учебника.(стр. 278)

Окружающая среда

Объекты

Сущность

Природный

Природно-антропогенный

Антропогенный




ООС(охрана окружающей среды) Федеральный закон

Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

  • соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

  • обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

  • научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

  • охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

Конституция РФ

Ст.9 Конституции РФ:

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Ст.42 Конституции РФ:

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.


Статья 11. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды

1. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

2. Граждане имеют право:

  • создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

  • направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

  • принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

  • выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

  • предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

3. Граждане обязаны:

  • сохранять природу и окружающую среду;

  • бережно относиться к природе и природным богатствам;

  • соблюдать иные требования законодательства.

Статья 75. Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.


СТ 258 УК РФ.

1. Незаконная охота, если это деяние совершено: а) с причинением крупного ущерба; б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; г) на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!