СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое ассорти

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка направлена на оказание помощи педагогам по внеурочной деятельности,  учителям начальных классов, классным руководителям.  Занятие для учащихся 2- 4 классов. Мероприятие   построено с учетом    доступности, научности и основаны на знаниях детей.  Оно рассчитано как на маленький коллектив, так и на большее количество учеников. Предлагаемая разработка мероприятия составлялась с учётом возрастных особенностей учеников  7-10 лет.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое ассорти»


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» пос. Поляков муниципального района Большечерниговский Самарской области





Экологическое ассорти

Номинация: «Сценарий мероприятия»






Эргашева Айгуль Бахтовна

учитель русского языка и литературы

Телефон 89277381058

Электронная почта

ergashewa.aigul@yandex.ru









Поляков, 2022


Аннотация

Данная разработка направлена на оказание помощи педагогам по внеурочной деятельности, учителям начальных классов, классным руководителям. Занятие для учащихся 2- 4 классов. Мероприятие построено с учетом доступности, научности и основаны на знаниях детей. Оно рассчитано как на маленький коллектив, так и на большее количество учеников. Предлагаемая разработка мероприятия составлялась с учётом возрастных особенностей учеников 7-10 лет.

Актуальность: в условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей своё место в Природе.

Цель: формирование экологической культуры личности младшего школьника.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить знания об окружающей среде;

  • сформировать ценностное отношение к природе.

Воспитательные

  • привлечь внимания к окружающим природным объектам, развить умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

  • воспитывать любовь ко всему живому, потребность к охране окружающей среды;

  • развивать социальную, творческую активность детей.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность детей, экологическое мышление и культуру,

  • развивать любознательность, творческие способности,

Игра наряду с трудом и обучением – один из основных видов деятельности младших школьников. Играя, дети учатся, познают, запоминают.

Замечательным результатом экологической игры признаётся состояние желания участников помочь природе.

Время проведения: сентябрь

Место проведения: ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Поляков

Класс: 2-4

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, листочки на столах с текстами. Зал оформлен рисунками и афишками детей на тему «Экология».

Условие: до начала урока учащиеся разделились на группы и разместились за свои столы. В каждой группе выбран капитан.

Содержание:


1 этап – «Жалобная книга»

2 этап - «Отгадай правильно загадки и узнаешь, где можно встретиться с этими героями!»

3 этап - «Экспресс – вопрос»

4 этап - «Бюро погоды».

5 этап - «Определи звук»


Урок-игра «Экологическое ассорти»

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые родители. Мы очень рады приветствовать вас в нашем зале. Наша встреча необычная. Вам, ребята, очень понадобятся дружба и смекалка, логическое мышление и знания, сообразительность и находчивость. В течение всего мероприятия у нас будут демонстрироваться слайды презентации с фотоотчетом наших достижений.

Слайд №1. «Мой рекордный урожай». Посмотрите на слайд. Вот какую огромную тыкву вырастила Катя Фролова, а Инара Галеева собрала большую-пребольшую капусту. Похлопаем им, ребята! (Приложение 1)


Ведущий: Итак, мы начинаем!

Команды наши в полном сборе

Собрались здесь, чтобы решить,

Кто посмышлённей, крепче в знаниях,

Кому удастся победить.

Итак, друзья,

Начнём программу

Вопросов здесь большой запас,

А для кого они? (для нас)

Сегодня в игре соревнуются две команды. Также в зале работает жюри. (Представление членов жюри). Начинаем нашу игру. Объявляю первый конкурс.

1 тур «Жалобная книга»

Ученик старших классов зачитывает жалобу животного. Команды должны отгадать, кто автор жалобы.

Сова: «Многие меня не любят. Боятся. Говорят, по ночам летаю, прохожих пугаю, глаза у меня как фары. А я никого не трогаю, живу в лесной глуши. Летаю бесшумно. А то, что я урожай спасаю – это не в счёт? Кстати, тонну в год!»

Стрекоза: «Слышала, слышала, что меня называют страшным хищником, за аппетит не мерянный ругают, диетой угрожают. А вы разве видели, чтоб я упитанней сверх меры была? Да некоторые ещё благодарить меня должны за избавление от кровососущих насекомых. Многие мной даже очень довольны, люди мне, например, спасибо говорят!»

Щука: «На меня многие обижаются, что якобы и окраска моя маскировочная специально, и зубы заточены, и в засаде я прячусь. Да, аппетит у меня что надо, да и рыбку разную люблю, а иногда второпях и своих детишек проглочу. Зато меня есть за что уважать, я ведь санитар в реке!»

Кукушка: «Я знаю, что многие меня осуждают, за то, что плохая мать. А я что, плохая, да я своих деток спасаю. Чем я их кормить буду? А вот у приёмных родителей им хорошо – всегда вкусный обед готов, опять же забота и уход обеспечены. Так что мамаша я, как раз, замечательная!»

Волк: «Знаете как обидно мне, всю свою жизнь тружусь. Медработник всё же, хоть и мала квалификация. А такие нужные дела делаю. А мне всё серый, серый! Злой говорят, опасайтесь его. А что меня опасаться – сам многих боюсь. А если и обижу кого, то не во вред, а скорее для пользы – я порядок в лесу люблю!»

Крот: «Наговаривают на меня, ругают. Стараюсь на глаза даже меньше попадаться, что где не случись на даче – то я крайний. Очень мне нужны их картошка с клубникой. Терпеть овощи не могу! Да, рою, конечно, червей дождевых очень люблю. Я виноват, конечно, но у каждого свои слабости. Зато сколько пользы приношу – урожай от вредителей спасаю!»


Слайд №2 «Бесподобное-съедобное». Ребята, а это Бучин Семен, Макаревич Иван, Абишев Дамир и Хуббихузин Салим делали поделки из овощей. (Приложение 2)



Стихотворение Старостиной Жени «В лесу мы всего лишь гости»

2 тур

Отгадай правильно загадки и узнаешь, где можно встретиться с этими героями!

1.Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней май серёжки дарит ей. (азереб)

  1. На большой цветной ковёр села эскадрилья,

То откроет, то закроет расписные крылья. (икчобаб)

  1. У меня ходули – не страшны болота, лягушат найду ли,- вот моя забота. (ялпац)

  2. Есть в реке работники: не столяры, не плотники, А выстроят плотину – хоть пиши картину. (ырбоб)

  3. Леса пустеют и поля, вокруг осенняя земля,

Поднялись клином от земли сегодня утром. (илваруж)

  1. На шесте сколочен дом, на ветру качается,

В нём ни ночью и ни днём дверь не закрывается.

кто жилец? (церовкс)

  1. Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти,

Нагнись: солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. (кинжородоп)

  1. Очень мягкий, как былинка, сам зелёный, как травинка, На лесах, в лугах, у речки, в травках прячется… ( кичензук)

  2. Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом.

Дунул лёгкий ветерок – и остался стебелёк. (кичнавудо)

  1. Брат собаки этот серый, а разбойник самый первый. (клов)



Слайд№3 «В нашем подворье прибыло» Отмечаем ребят: Макаревича Ивана, Рябовых Ксению и Катю, Ситалиева Клима, Кушнир Станислава, Ирманову Малику. ( Приложение 3)




Девочки исполняют песню «Берегите природу».

3 тур «Экспресс – вопрос»

Каждой команде задаются вопросы, в течении 3 минут команда должна дать ответы на все предложенные вопросы. (По 14 вопросов каждой команде)

Вопросы для 1 команды

  1. Что значит «Волка ноги кормят»?

(Волк не стережет добычу в засаде, а догоняет ее бегом.)

  1. Каких зверей называют «шатунами»?

(Медведей, не спящих зимой по той или иной причине.)

  1. Какой гриб самый опасный, его яд подобен змеиному, его не едят даже черви.

(Бледная поганка.)

  1. Какая птица абсолютно не имеет голоса? Она только клювом щелкает. (Аист.)

  2. Кто летает быстрее всех? (Стриж.)

  3. Какие звери летают? (Летучая мышь, белка – летяга.)

  4. Какой съедобный гриб появляется первым? (Сморчки)

  5. Подобна соснам, елкам, а зимою без иголок. (Лиственница.)

  6. Как называется опадание листьев осенью? (Листопад.)

  7. Все ли зайцы зимой белые? (Нет, заяц – русак – серый.)

  8. Что означает «плач» березы весной? (Сокодвижение.)

  9. Сколько ног у паука? (Восемь.)

  10. Стрекочущее и прыгающее насекомое с длинными задними ногами. (Кузнечик.)

  11. Какой зверь падок до малины? (Медведь.)

Вопросы для 2 команды

  1. Что ест зимой барсук? (Ничего, он зимой спит.)

  2. Какую траву и слепые знают? (Крапиву.)

  3. Птенцы, какой птицы не знают матери? (Кукушки.)

  4. Какой лесной зверь сушит себе грибы на деревьях? (Белка.)

  5. Что происходит с пчелой, когда она ужалит? (Она погибает.)

  6. У каких животных детеныши появляются осенью? (У зайцев.)

  7. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

  8. Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи? (Про змей в момент линьки.)

  9. Очень крупная кошка с полосатой шкурой. (Тигр.)

  10. Как и у елки, у него иголки. (Еж.)

  11. Какой у нас самый маленький зверь? (Землеройка, всего 3,5 см в длину.)

  12. Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла.)

  13. Какого зверя называют «пушистым золотом Сибири»? (Соболя.)

  14. Какое травянистое растение расцветает весной первым? (Мать – и мачеха.)


Остановка №4 «Лучший рецепт» Здесь отличились вот такие ребята: Ситалиевм Клим, Бучин Семен. (Приложение 4)





Стихотворение Субботиной Полины «Про рыбалку»


4 тур «Бюро погоды».

Каждой команде на листочках предлагается описание поведения всего живого в природе. Команды должны определить к какой погоде происходят те или иные изменения в природе.

Для 1 команды:

Какая будет погода?

Рыба не клюет – она сыта.

Пчелы сидят в улье и громко гудят.

Муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы.

Опускаются головки красного клевера, складываются мохнатые листочки.

Все цветы на лугу сильно пахнут, благоухают цветы сирени, жасмина, желтой акации. Ласточки летают над самой землей, кричат кулики.

Куры купаются в пыли, воробьи нахохлились.

Возле цветов желтой акации кружится много насекомых.

Крот нагребает высокие холмики.

Одуванчик складывает свой пушистый зонтик.

(Все эти признаки ухудшения погоды.)

Для 2 команды:

Какая будет погода?

Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы.

Ласточки и стрижи летают высоко.

Комары – толкуны толкуются столбом.

Поздно вечером сильно трещат кузнечики.

Божья коровка, взятая на руку, быстро слетает.

Соловей поет всю ночь.

Птицы весело поют.

Раскрыты цветки кувшинки.

Голуби разворковались.

Паук усиленно плетет сети.

(К сухой погоде. Все эти признаки хорошей погоды.)


Остановка №5 «Я в моменте». Отличились ребята: Абишев Дамир, Макаревич Иван, Макаревич Ульяна, Мергалиева Мадина. (Приложение 5)



Стихотворение Афанасьевой Анны «Живой букварь»


5 тур «Определи звук»

Запись прослушать и определить птицу или звук природы.

goo.gl/WyMXRt


1 команде

2 команде

1. трель соловья

2.шум дождя

3.вой волка

4.хор лягушек

5.стук дятла

1.звук кукушки

2.уханье филина

3.звук вороны

4.пение скворца

5.шум моря и чайки



Остановка №6 «Садам цвести» Отмечаем всех ребят. Молодцы! (Приложение 6)


Ведущий: Пока жюри подводит итоги викторины, предлагаю вам, ребятки, отгадать мои загадки:

1.Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает (дерево)

2.Свесила ветки с обрыва старая грустная… ива.

3.Стоит у плотины, на коре морщины, ветки густые, листья разные, хорош на сруб красавец… дуб

4.Душистые почки, клейкие листочки, белая кора, догадаться пора, славные слезы у нашей… березы.

5.Ну и платье, сплошь иголки, его носят вечно … елки.

6.Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами кисти – рожки.

С виду кролик, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь!

И ему не крикнешь: «Брысь!»

Потому что это… (рысь)

7. Слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (снег)

8.Кто осенью спать ложится,

А весной встаёт? (медведь)

9.Жил я посреди двора,

Где играет детвора.

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (снеговик)

10.Что вверх корнем растёт? (сосулька)

11.Из капкана он уйдёт,

От аркана убежит.

В тундре звёздной и морозной

Всюду путь ему открыт. (ветер)

12.Пришла из лесу птичница

В рыжей шубке кур посчитать. (лиса)

13.Белой стайкой мошкара

Вьётся, кружится с утра,

Не пищат и не кусают,

Просто так себе летают. (снежинки)

14.Скачет по лесу то взад, то вперёд,

Воет, гудит и деревья трясёт. (вьюга)

15.Ох, и молодцы, ребятки,

Отгадали все загадки.

С природой, думаю, все вы дружны,

А знания ваши природе нужны.

Предоставляю слово жюри.

(Жюри подводит итог, называет количество заработанных каждой командой баллов, награждает всех участников по номинациям.)

Ведущий: Наша викторина-игра подошла к завершению. Спасибо всем участникам. Желаю вам дальнейших успехов в изучении природы родного края. Всем на память буклеты, созданные ребятами.



Отзыв о проведении занятия «Экологическое ассорти»


Педагог: Эргашева Айгуль Бахтовна

1.Оценка цели занятия

Цель занятия соответствует теме занятия.

2.Подготовленность занятия

Занятие подготовлено, приглашены родители. Дети владеют материалом. Оформлена выставка работ, подготовлен видеоматериал, музыкальное сопровождение. Подключены к мероприятию несколько старшеклассников.

3.Оценка содержания

Содержание занятие насыщенное, разнообразное, соответствует цели занятия. Педагог использует игровые технологии, технологию сотрудничества.

4. Оценка эффективности используемых педагогом и обучающимися способов деятельности

Все способы деятельности использованы эффективно.

5. Оценка характерных особенностей личности обучающихся как результат наблюдений, проводимых на занятии

Дети любознательны, активны, внимательны и заинтересованы.

6.Реализация психологических основ обучения

Обстановка на занятии комфортная, учтены возрастные особенности, соблюдены требования к условиям проведения занятия.

7.Оценка основных личностных качеств педагога.

Педагог творческий, активный, заинтересованный, доброжелательный.

8.Оценка результатов занятия.

Цель занятия достигнута. Дети с удовольствием принимали активное участие в выполнении заданий. Получили полезные призы.

9. Рекомендации педагогу

Подготовить статью для участия в межрегиональной конференции.

10. На занятии присутствовали:

методист Иванова Ю.Ю.

старший методист Кзылбаева Д.К.

родители- 8 человек

Анализ занятия провели

методист Иванова Ю.Ю.

Завуч по воспитательной работе Савчук В.М.

Подпись_____________________________ Дата 30.09.2022

Подпись____________________________ Дата 30.09.2022





















Список использованной литературы


1. Аксёнова М. Энциклопедия для детей. Биология. Т. 2/М. Аксёнова, С. Исмаилова. – М. Аванта +,2005 .

2. Волчок И.П. Подвижные игры младших школьников/ И.П. Волчок.- Минск, 2008.

3. Ганичкин, А. Любимые домашние цветы/ А Ганечкин, О. Ганичкина. – М.: Аникс 2006 г.

4. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Н.Ф. Виноградова.- М., 2007. – стр.35-42

5. Дежникова, Н.С. Воспитание экологической культуры у детей подростков/ Н.С. Дежникова {и др.}. – М., 2004. – С. 64.

6. Плешаков, А.А. Экологические проблемы и начальная школа/ А.А. Плешаков// Начальная школа. – 2003. - №8.- стр 40 – 46.















Приложение1. «Мой рекордный урожай»


Приложение 2. «Бесподобное-съедобное».


Приложение 3. В нашем подворье прибыло»


Приложение 4 «Лучший рецепт»

Приложение 5. «Я в моменте»




Приложение 6. «Садам цвести»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!