СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический урок: «Раздельный сбор и переработка мусорных отходов»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологический урок "Раздельный сбор и переработка мусорных отходов"

Просмотр содержимого документа
«Экологический урок: «Раздельный сбор и переработка мусорных отходов»»









Эко-урок

«Раздельный сбор и переработка отходов»









Подготовила и провела

Изергина М.Н.













Махачкала 2019г.



Эко-урок «Раздельный сбор и переработка отходов»

Оборудование:

-Презентация

-Урна

-Шесть небольших пакетов

-Чистые образцы отходов

-Карточки с периодами разложения отходов

-Доска для рисования

-Оборудование для демонстрации презентации (проектор)

Задачи

Образовательная: Подвести учащихся к пониманию необходимости раздельного сбора и переработки отходов. Дать информацию о возможностях сдачи отходов в переработку.

Экологическое просвещение и образование школьников. Показать влияние мусора на окружающую природу и жизнь человека. Показать разнообразие бытового и промышленного мусора. Определить проблемы утилизации мусора и возможные пути их решения.
Коррекционно-развивающая: Формировать умения формулировать ответ на вопросы учителя; Обеспечить развитие диалогической речи;

Воспитательная: определить список доступных для школьника действий, направленных на внедрение и развитие раздельного сбора отходов;  вдохновить учащихся на активную деятельность по решению проблемы отходов в своем городе.


1. Цель

- Донести суть и серьезность проблемы отходов.

- Познакомить с различными вариантами обращения с отходами и рассказать о комплексном подходе к управлению отходами, как наиболее оптимальном варианте.

- Помочь увидеть, как дети лично могут содействовать решению проблемы.

Способствовать эко-просвещению и воспитанию экологической культуры учащихся.


Ход урока

2. Ведущий представляется. Рассказывает о проекте.


Слайд 1

- сегодняшнее наше мероприятие посвящено одной из самых главных экологических проблем связанной с загрязнением нашей планеты и как же люди с этим борются

- Тема нашего сегодняшнего занятия «Раздельный сбор и переработка отходов».


Рассказ о проблеме отходов Слайд 2

«Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету»

Антуан Де Сент – Экзюпери

-Как вы думаете, что означают эти слова?

- «Давайте поговорим сегодня о том, что мы называем мусором. Зачем о нем говорить? Ведь мусор, это нечто неприятное, плохо пахнущее, неинтересное, отчего хочется поскорее избавиться, выбросив его в урну, в ведро, в мусоропровод, в кусты и т.п. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим Ролик про мусор».

«Давайте разберемся, откуда берутся эти ужасные горы мусора?»

Задавать вопросы. Живое общение.

Ведущий спрашивает у ребят:

- сколько раз в день они выносят мусорное ведро.

- Как появляется мусор

- Куда, по их мнению, девается мусор из мусоропровода.

«Больше 90% нашего мусора сегодня вывозят на полигоны, а точнее сказать на свалки, т.к. они как - никак не оборудованы»

- Из чего складывается мусор?

Слайд№ 3

  • По морфологическому признаку ТБО в настоящее время состоит из следующих компонентов:

  • Бумага — газеты, журналы, упаковочные материалы

  • Различные металлы (цветные и чёрные)

  • Пищевые и растительные отходы

  • Стекло

  • Пластмассы

  • Текстиль

  • Древесина

  • Кожа, резина

  • Кости

  • Смёт

3. Причины увеличения мусора Слайд 4

В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус – высочайшую горную вершину Европы.

-Можете назвать несколько причин увеличения количества мусора?

Слайд 5-7

Рассмотрим главные причины увеличения количества отходов:

  • Рост численности населения Земли. Только за последние 170 лет количество людей на земле увеличилось в 7 раз (с 1 млрд до 7 млрд)

  • Появление новых синтетических, не природных материалов, которые крайне долго разлагаются, загрязняя природу столетиями

  • Повсеместное использование одноразовых товаров. Переход к массовому производству от ручного труда сделал вещи более доступными, мы перестали их беречь и с легкостью отправляем на свалку

(использование одноразовых наборов посуды, пакетов)

  • Повышение уровня жизни, появление рекламы, которая навязывает нам все новые и новые потребности, заставляя покупать много лишних ненужных вещей, а значит, выбрасывание пригодных к использованию вещей с последующей заменой на новые изделия. 
    -(И что самое интересное, что под воздействием СМИ и рекламы мы реально начинаем верить в то, что эти вещи нам необходимы. Эту необходимость создают для того, чтобы мы больше покупали.

У вас есть телефон, хороший работает, но вы увидели новый телефон и захотели его купить, вы старый выбрасываете почему? Потому что он сломался?)

  • Появление большого количества упаковки, которая служит только для привлечения покупателей и сразу после покупки превращается в мусор и отправляется на свалку

Практическое задание, которое помогает осознать, что мы покупаем много лишних вещей.

3 списка вещей на доске. Попросить учеников, чтобы они вспомнили свой дом, комнату и написали

Слайд № 8-11

- Вещи, без которых нельзя обойтись, они необходимы.

- Вещи, которые создают комфорт и удобство, но без них можно обойтись

- Вещи, без которых можно легко обойтись.

Акцент: почему дети захотели эти вещи? Потому что они есть у друзей?

Причем в процессе составления списка, ребята могут осознать, что вещи из первого списка нужно на самом деле перенести во второй и даже в третий список.

4. Современные отходы никуда не исчезают и постоянно накапливаются.

«Но может не все так плохо. В конце концов, наверняка отходы постепенно исчезают, растворяются, перегнивают?»

Ведущий проводит игру, которая знакомит детей, сколько времени разлагаются различные виды отходов.


Узнаваемые для детей вещи

Он достает различные виды отходов из мусорного ведра:

-Пластиковую бутылку

-Алюминиевую банку

-Стеклянную бутылку

-Тетрадку

-Носок

-Огрызок яблока или кожуру апельсина-банана


ИГРА. Карточки с временными периодами

Раскладывает перед учениками на столе или на доске. Рядом кладет стопку карточек, на каждой из которых написан какой-то временной период. И просит одного из учеников угадать, сколько какой отход будет жить на свалке, положив напротив отхода карточку с соответствующим периодом.

Периоды, которые должны быть указаны на карточках:


2-5 недель

2-10 лет

Более 1000 лет

500 лет

100 лет

1 год


показывает правильные ответы. Слайд № 12

2-5 недель - огрызок яблока

2-10 лет - носок

Более 1000 лет - стекло

500 лет - пластик

100 лет - алюминиевая банка

1 год - тетрадь





Сколько времени мусор хранится (слайд №13).

Виды мусора

Сроки разложения

Помет животных

До 10 дней

Пищевые отходы

От 10 дней до 1 месяца

Газетная бумага

От 1 месяца до 1 года

Листья, семена, веточки

От 1 месяца до 1 сезона

Картонные коробки

До 1 года

Бумага

2 года

Крупные ветки

До 10 лет

Доски деревянные

До 10 лет

Железная арматура

До 10 лет

Железные банки

До 10 лет

Старая обувь

До 10 лет

Обломки кирпича, бетона

До 100 лет

Автоаккумуляторы

До 100 лет

Фольга

До 100 лет

Жестяная банка

До 90 лет

Электрические батарейки

До 100 лет

Резиновые покрышки

Более 100 лет

Пластиковые бутылки

Более 100 лет

Полиэтиленовая пленка

200 лет

Алюминиевые банки

500 лет

Стекло

Более 1000 лет

Вывод: отходы прибывают, но никуда не исчезают.

«Подумайте только, например, ни одна пластиковая бутылка не разложилась с момента начала их производства, и они будут лежать на свалках даже во времена ваших внуков и правнуков! Зато ежедневно потребляется от 500 миллиардов до 1 триллиона новых бутылок, которые являются одноразовыми, и мы выбрасываем их, как правило, через несколько часов после того, как купили в магазине напиток».


5. Что делать с отходами? Слайд №14

Просмотр мультфильмаПро урну

«Как же нам избежать грустной участи: жить и отдыхать в скором будущем в окружении свалок? Что же делать со всем этим количеством отходов, которое образуется ежедневно?»

«Мусор не дает о себе забыть и превращается во всем мире во все большую проблему. Мы образуем все больше и больше отходов и, в конце концов, рискуем захлебнуться в них».

цитата Нильса Бора: «Человечество не погибнет в атомном кошмаре, оно захлебнется в собственных отходах (экскрементах)».


Рассказать кратко о различных способах обращения с отходами.


Существуют 4 основных способа обращения с отходами.

5.1. Захоронение Слайд № 15-16
  • Захоронение происходит на специально оборудованных полигонах, а не на «диких» свалках.

  • Санкционированные свалки - разрешенные органами исполнительной власти для размещения промышленных и бытовых отходов.

  • Несанкционированные свалки - самовольное размещение ТБО в местах (на какой-либо территории, в каком-либо месте)

Полигон – это оборудованное, безопасное для природы и человека хранилище отходов. Дно и стены полигона выстилаются специальными материалами, которые предотвращают проникновение вредных веществ в почву и грунтовые воды, установлены специальные системы сбора газа, который образуется при разложении отходов, чтобы избежать его возгорания или попадания в воздух. Этот газ используется в хозяйственных целях, например для отопления инфраструктуры полигона и близлежащих предприятий.

Вред от захоронения отходов в том виде, которое он существует сегодня в России:

  • Под свалки отчуждаются огромные территории, которые в будущем уже нельзя будет использовать ни подо что другое

  • На свалки отправляется огромное количество полезных материалов, которые могли быть переработаны в полезные вещи

  • Токсичные вещества от разлагающихся отходов попадают в почву и грунтовые воды, отравляя их

  • Свалки часто самовозгораются, при этом в воздух выделяются вредные токсичные вещества и парниковые газы

  • Свалки – место скопления мышей, крыс, птиц, которые питаются отходами, становятся разносчиками инфекций

  • Свалки не украшают наши пейзажи.

Захоронение отходов допустимо, если:

  • На захоронение отправляется только небольшая часть отходов, которую невозможно переработать в полезную продукцию.

5.2. Сжигание Слайд №17

Плюсы сжигания:

  • При сжигании объем отходов уменьшается до 30 процентов

  • Тепло, образующееся при сжигании отходов, можно использовать в хозяйственных целях.

Минусы сжигания:

Сжигание мусора в мусоросжигательных заводах допустимо, этот способ применяется во многих европейских странах, но в этих странах:

- Уделяется большое внимание, и тратятся большие средства на обеспечение безопасности подобных заводов (очистные сооружения, захоронение токсичной золы и т.д.)

- На сжигание отправляется та часть отходов, которую невозможно вторично переработать.

- Экологи считают, что мусоросжигательные заводы — это технический, экономический и экологический абсурд, единственным достоинством которого является снижение объема отходов, но на выходе получаются токсичные зола и шлак.

- В частности, по мнению Гринпис, никакой прибыли эти заводы не приносят и фактически превращают неопасные и малоопасные отходы в токсичные.


5.3. Компостирование Слайд №18

Органические отходы (траву, листья, пищевые отходы) можно переработать с помощью естественного биоразложения – компостирования. В результате отходы превращаются в компост, который прекрасно удобряет почву и улучшает ее свойства. Наверняка многие у кого есть дачи или дом в деревне знают и применяют этот способ обращения с отходами.

5.4. Вторичная переработка (рециклинг) Слайд № 19 Повторное использование или возвращение в оборот отходов производства или мусора.

Наиболее выгодный, разумный способ обращения с отходами (и с экологической, и с экономической точки зрения) – извлекать из мусора максимум полезных компонентов и перерабатывать их в новые вещи. Такой подход:

  • Сохраняет первичные ресурсы (древесину, полезные ископаемые) для наших потомков

  • Сокращает количество отходов, которые вывозятся на свалку

  • Сохраняет наше здоровье

  • Меньше загрязняет окрестности.

Сегодня мы перерабатываем всего 3-4% отходов из наших домов, а могли бы перерабатывать до 90%.

«Давайте приглядимся к содержимому нашего обычного мусорного ведра и посмотрим так ли уж бесполезно, то, что мы привыкли считать мусором».

Достать мусорное ведро с образцами чистых отходов

(пластиковая бутылка, пластиковые стаканчики из-под йогурта, стеклянная бутылка, алюминиевая банка, тетрадка, органика (типа огрызка от яблока, кожуры или кожура от бананы).

Слайд № 20

Рассказать какие полезные вещи можно сделать, переработав эти отходы.

В целом переработка мусора не составляет проблемы, и это достаточно выгодное дело.

Но для того, чтобы это стало возможным необходимо собирать отходы раздельно уже дома. Если мы все бросаем в одно мусорное ведро, то затем отходы сложнее разделить, часть ценных вторичных ресурсов теряется (например, загрязненные бумажные отходы становятся непригодными для вторичного использования). По статистике, при сортировке смешанных отходов (например, на мусоросортировочных станциях) можно выделить только около 20% вторсырья.

Могут применяться разные схемы сортировки, все зависит от требований компании, которая собирает отходы и затем отправляет их на переработку. Основной принцип – отделять опасные отходы (батарейки, лампочки, градусники). Их нужно сдавать в специальные пункты приема, а также отделять ценное вторсырье от пищевых и не перерабатываемых отходов.


Слайд № 21

Макулатура. Кто сегодня не пользуется бумагой? Бумага сама по себе безобидна, но никто не выкидывает обычную чистую бумагу. В основном она или покрыта красками или пропитана воском, а вот это уже значительно затягивает процесс разложения бумаги до 2-3 лет. При разложении могут выделяться ядовитые газы. Из макулатуры получают новую бумагу, картон, тем самым спасаем деревья, сохраняя природу.

Слайд № 22

Из отработанных автошин получаются полезные изделия. Происходит дробление шин на мелкие кусочки, крошку в дальнейшем можно использовать для производства других товаров. Крошка резиновая, незаменима в составе покрытий детских и спортивных площадках, сантехнических прокладок, подошв для обуви, ковриков для автомобилей, резиновой плитки, напольных покрытий, наполнителей для боксерских груш, новых автомобильных покрышек и прочего.


Слайд № 23

Утилизация стекла — это достаточно трудоемкий процесс, требующий определенных условий и норм. Стекло может быть переработано неограниченное число раз. Как правило, его сортируют по цвету, очищают, переплавляют и используют заново: производят новые бутылки, декоративные украшения и даже покрытие для пола. Представьте себе, сколько бутылок газировки, сока и стеклянных банок используется ежедневно всеми людьми на планете. Если бы оно не перерабатывалось, и люди просто выкидывали стекло, окружающая среда сильно бы пострадала из-за этого.  Именно поэтому, утилизация и переработка стекла так важны.

- Стекло и измельченное стекло можно использовать в самых различных областях, в том числе для теплоизоляции, создания фундамента и даже декорирования жилища (посуда, оконные стекла, витражи, стеклянные мозаики, стеклошарики и микросферы, бисерные шары цельные и пустотелые, стеклонить, из этой нити плетут потом на станках сетку, которая кладётся под асфальт.

Переработка 1 тонны отходов из стекла экономит 650 кг песка, 150 кг кальцинированной соды и 200 кг известняка, необходимых для производства первичного стекла.


Слайд № 24

- Из алюминиевой банки в 99% случаев переработки производят новую банку. Так что, банка Сola-Cola, что ждет своего часа у вас в холодильнике, в прошлой жизни точно была алюминиевой банкой. Такая тара – самая перерабатываемая емкость во всем мире. Она будет использована, переработана и снова отправлена на полку магазина в течение 60 дней. Помимо пищевой промышленности, вторичный алюминий используют в производстве мебели, автомобилей и самолетов.Круговорот банок в природе может длиться бесконечно, потому что алюминий поддается стопроцентной переработке, не утрачивая при этом своих свойств. 


Слайд № 25

- Примерно треть нашего мусорного ведра занимают пластиковые бутылки. Это полиэфир, он же ПЭТ — самый используемый пластик в мире. Этот мусор легко поддается переработке и может возвращаться к вам бесконечное количество раз. Технология переработки пластика экономит расход нефти, поскольку в первичном производстве пластик изготавливают именно из нее. Переработанный пластик найдется практически в любом доме и офисе.

В частности, степлеры, дыроколы, линейки, контейнеры для ручек, вешалки для одежды, расчески — все это может быть изготовлено из вторсырья.

Экологичное производство одежды становится настоящим конкурентным преимуществом, и продвинутые бренды стремятся его подчеркнуть. В частности, спортивные. Многие команды сегодня выходят на игры в форме, изготовленной из переработанных пластиковых бутылок. Это общемировой тренд, который приходит и к нам — например, в такой форме играет московский «Спартак».

Впрочем, одежду из пластиковых бутылок носят не только звезды спорта. Из переработанного пластика получают вторичный полиэстер, который входит в состав футболок, джинсов и другой повседневной одежды.

6. Комплексный подход к управлению отходами: Слайд № 26


  • Переработать все, что можно, в том числе компостировать органические отходы.

  • Сжечь, то, что нельзя переработать, но можно безопасно сжечь и получить энергию для хозяйственных нужд.

  • Захоронить на полигоне то немного, что нельзя переработать или сжечь.

7. Программы по сокращению количества отходов Слайд № 27

Лучшие отходы – это отходы, появления которых удалось избежать. В передовых странах в области управления отходами широко применяются программы, направленные на сокращение количества отходов.

Например «Инициатива RRR» в области обращения с отходами:

Reduce – сокращение, Reuse – повторное использование, Recycle- переработка вторичных ресурсов

Вместе с ребятами рассмотреть хотя бы один пример (например, алюминиевую банку из-под газировки) заполнив на доске таблицу:



R1 - Сокращение

R2 - Повторное использование

R3 - Переработка

Купить воду в стеклянной бутылке (вместо пластиковой), пользоваться многоразовыми сумками, а не пакетами

Сделать поделку – например, лейку из бутылки, или шашки из крышек

Переплавить и сделать детали для велосипеда


8. Закрепление материала

«Давайте немного поиграем, а заодно на практике убедимся, что подобный подход к отходами разумнее, чем тот, который существует в наших домах на сегодняшний день».

Разбить детей на 3 команды, раздать по 2 мешка с чистыми отходами. Отходы должны быть узнаваемыми.

Задание 1 – предотвратить попадание на полигон или мусоросжигательный завод, как можно большего количества отходов, используя материал мини-лекции по обращению с отходами и информационные плакаты. Слайд № 25

Задание 2 – дать материалам право на вторую жизнь – показать, как их можно повторно использовать.

Команды в течение 10 минут разбирают мешки и решают, как можно поступить с тем или иным отходом. Если придумали, откладывают вещь в сторону. В конце на парте должны лежать одно или несколько поделок из материалов из второго мешка и 2 группы вещей: которым удалось избежать отправки на полигон или в печь, и которым – нет. Ведущий подсчитывает, у какой команды вторая группа вещей меньше, эта группа побеждает.

Дальше по одному человеку из команды рассказывают, какие способы обращения они придумали для каждого вида отходов из первой группы. Ведущий все фиксирует в таблице на доске (см. пример таблицы в предыдущем пункте). По ходу ребята из класса или сам ведущий подсказывают, какие могут быть еще варианты, кроме предложенных Слайд №28




Наименование предмета

R1 - Сокращение

R2 - Повторное использование

R3 - Переработка

Тетрадь




одежда




обувь




Бутылка пластиковая




Бутылка стеклянная




Коробка железная




Книги учебные




пакеты















Выводы:

- увеличить число мусорных баков в городе;

- поставить мусорные баки для разного типа мусора;

-построить около города Махачкалы мусороперерабатывающий завод;

- повысить уровень экологической культуры населения.

 Раздельно собранные отходы — это не мусор, это вторичное сырье, из которого можно получать нужные нам товары, не увеличивая нагрузку на окружающую среду.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!