СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический проект "Сохраним редкие виды насекомых"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интенсивная антропогенная трансформация природных комплексов, возрастающее потребление природных ресурсов и, в частности биологических, ресурсов приводит к количественной и качественной деградации окружающей среды, одно из проявлений которой – резкое уменьшение численности или полное уничтожение популяций многих, преимущественно редких видов насекомых.

Проблема сохранения биологического разнообразия чрезвычайно многообразна и важна для науки и практики, и прежде всего – для экологической стабилизации окружающей среды. Исчезновение каждого вида – невосполнимая потеря для природы и человечества, поэтому надежное средство сохранения природного генофонда каждого региона является первоочередной природоохранной задачей.

Просмотр содержимого документа
«Экологический проект "Сохраним редкие виды насекомых"»

Содержание


Введение 3

Основные этапы реализации проекта 5

Основная часть 6

Что такое многоквартирное убежище для насекомых? 6

Особенности создания домиков для насекомых. 6

Как привлечь полезных насекомых на дачный участок? 7

Заключение 8

Список использованных источников 9

Приложение 10


































Введение

Интенсивная антропогенная трансформация природных комплексов, возрастающее потребление природных ресурсов и, в частности биологических, ресурсов приводит к количественной и качественной деградации окружающей среды, одно из проявлений которой – резкое уменьшение численности или полное уничтожение популяций многих, преимущественно редких видов насекомых.

Проблема сохранения биологического разнообразия чрезвычайно многообразна и важна для науки и практики, и прежде всего – для экологической стабилизации окружающей среды. Исчезновение каждого вида – невосполнимая потеря для природы и человечества, поэтому надежное средство сохранения природного генофонда каждого региона является первоочередной природоохранной задачей.

Фауна беспозвоночных животных Беларуси, характеризующаяся огромным разнообразием и количеством видов, исследована в значительно меньшей степени. Особенно выделяется разнообразием класс насекомых, что вполне понятно, так как они составляют 70% всех видов животных населяющих землю.

Известно, что 1/3 выращенного урожая уничтожается насекомыми–вредителями. К наиболее опасным вредителям относятся представители совок, листоверток, огневок, шелкопрядов и др. из отряда чешуекрылых; долгоносиков, короедов, усачей, листоедов из отряда жесткокрылых; пилильщиков – из перепончатокрылых, саранчевых – из прямокрылых и др.

Безусловно, нет абсолютно полезных или вредных животных, насекомых и птиц, но доминирование вредителей приносит неоспоримый вред. Сделать садовые насаждения здоровыми и высокоурожайными можно и не прибегая к помощи современных ядов, которые способны накапливаться в плодах и значительно снижать их качественные характеристики. Для этого достаточно охранять и привлекать на приусадебные участки полезных насекомых, птиц и животных. Их оптимальное количество способно значительно сократить необходимость применения препаратов защиты и сконцентрироваться на использовании нетоксичных препаратов, которые повышают общую устойчивость зелёных насаждений к неблагоприятным природным условиям и различным болезням.












Цель проекта:

создание и изучение многоквартирного убежища для насекомых на территории дачного участка.


Задачи проекта:

расширить представления учащихся о многообразии полезных насекомых;

провести наблюдения за поведением насекомых;

содействовать формированию экологической культуры учащихся средствами проведения исследовательской, практической, природоохранной деятельности;

способствовать воспитанию чувства личной ответственности за состояние окружающей среды своего края.


Объект исследования:

многоквартирное убежище для насекомых на территории дачного участка.


Методы исследования:

1. Изучение и анализ литературных источников

2. Анализ и систематизация собранного материала

3. Наблюдение, описание


Ожидаемые результаты

«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, - значит, пересесть из него просто некуда», писал Антуан де Сент-Экзюпери. Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко. Охрана и защита природы позволяет ощутить свою значимость, способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.

Мы считаем, что в ходе работы над проектом повысится уровень заинтересованности учащихся в защите и сохранении природной среды, в формировании экологической культуры и творческих способностей.

Работа над проектом позволит учащимся приобрести опыт использования проектного метода в процессе обучения.

На основе полученных результатов можно будет создать методическую копилку различных форм и методов экологического образования на учебных занятиях, а также использовать в качестве дополнительной информации при изучении курса учебного предмета «Биология. Живые организмы в среде своего обитания. Животные. VIII класс» (внешнее строение и многообразие насекомых, роль насекомых в природе и жизни человека), факультативного курса «Занимательный мир животных», во внеклассной работе.




Основные этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный

Цель:

Организация творческой группы учащихся, работающих над созданием многоквартирного убежища для насекомых на территории дачного участка.

Содержание работы:

1. Определение цели и задач проекта.

2. Сбор материала о полезных насекомых.

3. Создание необходимых условий для реализации проекта и подготовка подручных средств и материалов для создания многоквартирного убежища для насекомых на территории дачного участка.


2 этап – практический

Цель:

Создание убежища для насекомых и изучение видового разнообразия насекомых на территории дачного участка.

Содержание работы:

1. Организация работы по созданию многоквартирного убежища для насекомых.

2. Определение местоположения и установка многоквартирного убежища для насекомых на территории дачного участка (Приложение 1).

3. Изучение и описание видов насекомых, поселившихся в «домике для насекомых» (Приложение 2). Работа с литературными источниками, Интернет-ресурсами.

4. Систематизация полученной информации.


3 этап – заключительный

Цель:

Подведение итогов работы над проектом, формирование экологической культуры учащихся.

Содержание работы:

1. Составление методического материала на основе проделанной работы.

2. Систематизация фотоматериала, создание мультимедийной презентации о видовом разнообразии насекомых на территории дачного участка.

3. Разработка викторины «Полезные насекомые», с включением вопросов о насекомых, их жизнедеятельности и взаимодействии с окружающей средой (Приложение 3).

4. Составление памятки о полезных насекомых для сада и огорода «Как привлечь полезные насекомые на дачный участок?» (Приложение 4).





Основная часть

  1. Что такое многоквартирное убежище для насекомых?

Домик для полезных насекомых — это специальное строение, небольшое скопление материалов или домик, в котором могут поселиться полезные насекомые, медоносы и другие враги садовых вредителей – златоглазки, божьи коровки, наездники, журчалки, жужелицы и другие. Это комплексное решение проблемы привлечения полезных насекомых на свой дачный участок и сохранения их популяции в природе. Это может быть склад любых материалов , где смогут обустроить свое жилище полезные насекомые [1].

Искусственно созданное убежище для полезных насекомых на дачном участке выполняет одновременно практические и декоративные функции. Однако несмотря на уникальные художественные достоинства главной задачей является увеличение количества полезной фауны и сохранение ценных насекомых в целом.

2. Особенности создания домиков для насекомых.

Форма таких домиков разнообразна. Можно придавать декоративную форму домика наподобие скворечников, но более крупного размера, заполняя внутреннее пространство этажами ячеек, в которых могут поселиться насекомые. Но сооружать именно домик не обязательно. Можно использовать старые ящики, ненужные уже старые емкости для растений, оставшиеся доски, паллеты и просто кирпич с полостями- отверстиями.

Материалы можно складывать в пирамиду, выкладывать в виде стены, сооружать оригинальные конструкции или делать полноценный каркас домика. Главное, чтобы у домика была крыша и стены, которые послужат надежной защитой от ветра и осадков.

Можно сделать полноценный домик с комнатами, а можно сбить из досок треугольник, разделив внутреннее пространство на секции и участки перегородками. Расположив в каждой зоне внутри отеля разные материалы, в которых обычно селятся насекомые, от пористых камня и кирпича до хвороста и коры, подбирая наполнитель с отверстиями разной величины (Приложение 1).

Самое главное в обустройстве домика для насекомых – собрать материалы, в которых полезные насекомые могут обустроить свой приют. Использовать для насекомых-помощников можно: просверленные куски дерева с вертикальными или горизонтальными ходами; небольшие остатки досок и бревен; шишки; солому; крупные опилки; кору; разнообразные растительные остатки, сухие соцветия или лозы; камни и гальку; колоски; полые стебли (злаков, бамбука, камыша, подсолнечника, кукурузы).

Домик для насекомых необходимо размещать в защищенном от осадков месте и на теплой солнечной площадке. В теплое время года домики для насекомых – это скорее арт-объекты, чем по-настоящему функциональные приманки для полезных насекомых. Свои настоящие функции они выполняют, в первую очередь, в холодное время года [2].


3. Как привлечь полезных насекомых на дачный участок?

Полезных насекомых на дачный участок привлекают цветущие растения (сорняки). Наличие естественных цветов-нектароносов, даже в небольшом количестве, позволяет хищным насекомым осуществлять дополнительное питание в стадиях размножения.

Эффективно в живой изгороди вокруг дачного участка высаживать растения, на которых развиваются вредители и выживают хищные насекомые. Это, как правило, сложноцветные зонтичные и метельчатые растения, множество мелких цветков которых представляют собой множество источников нектара и вместе образуют место, где могут обитать полезные насекомые, в том числе пчелы, и бабочки [3].

Среди растений, привлекающих насекомых — защитников сада, необходимо отметить следующие: пижма - привлекает к себе божьих коровок, клопов хитрых, мелких паразитических ос, златоглазок и мух прежде всего своей кормовой ценностью; бархатцы лимонные - привлекают мелких ос и пауков; тмин - привлекает в период цветения клопов, пауков, мелких ос, журчалок и златоглазок; укроп пахучий - привлекает божьих коровок, журчалок, мелких ос и пауков; мята колосистая - используется для привлечения мух и пауков [4].

Изучив видовое разнообразие полезных насекомых на дачном участке, можно сделать вывод, что основными видами насекомых являются: чёрный садовый муравей, жужелица золотистая, красноклоп бескрылый, златоглазка обыкновенная, шмель обыкновенный, пчела обыкновенная, паук садовый.























Заключение

Привлечение в сад полезных насекомых - это альтернатива использованию химикатов, которые не только представляют угрозу для здоровья, но и требуют немалых затрат. Это мягкий и надежный способ борьбы с садовыми вредителями.

Оригинальные домики для полезных насекомых могут превратиться в современное, стильное украшение сада. Каждый такой домик для насекомых по-своему неповторим и станет ярким индивидуальным штрихом в оформлении дачного участка в целом.

Результатом данного проекта является:

1. Учащиеся изучили многообразие полезных насекомых на территории дачного участки, провели наблюдение за поведением насекомых. Познакомились с такими видами насекомых, как чёрный садовый муравей, жужелица золотистая, красноклоп бескрылый, златоглазка обыкновенная, шмель обыкновенный, пчела обыкновенная, паук садовый.

2. Работа над проектом способствовала формированию экологической культуры учащихся через организацию общественно значимой, практической деятельности учащихся. Ребята приобрели опыт использования проектного метода в учебном процессе.

3. В ходе работы над проектом повысился уровень заинтересованности учащихся в защите и сохранении окружающей среды своего края, в формировании экологической культуры и творческих способностей. Ребята систематизировали фотоматериал, создавали мультимедийную презентацию о видовом разнообразии насекомых, отвечали на вопросы викторины «Полезные насекомые», составляли памятку «Как привлечь полезных насекомых на дачный участок?».




















Список использованных источников

1. http://ecology.md/page/polza-nasekomyh-v-sadu-domiki-dlja-bukashek

2.https://good-tips.pro/index.php/house-and-garden/orchard-andgarden/fruit-and-berries/beneficial-insects-gardener-assistants

3. ВоронцовП.Т. Насекомые в природе. Ленинград, «НЕВА», 1988г.

4. Суитмен X. Биологический метод борьбы с вредными насекомыми и сорными растениями (пер. с англ.). М., «Колос», 1964.

5. Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых: Краткий определитель наиболее распространенных насекомых европейской части России. «Топикал», 1994г.




































ПРИЛОЖЕНИЕ А









ПРИЛОЖЕНИЕ Б


Царство: Животные

Тип: Членистоногие

Класс: Насекомые

Отряд: Перепончатокрылые

Семейство: Муравьи

Вид: Черный садовый муравей (Lasius niger)


Муравьи (лат. Formicidae) — семейство насекомых из надсемейства муравьиных отряда перепончатокрылых. Являются общественными насекомыми. Основной членик усика обычно намного длиннее всех остальных. Задний отдел груди представляет собой первый сегмент брюшка, слившийся с заднегрудью. Крылья с редуцированным жилкованием.

Питаются преимущественно соком растений, падью тлей и других сосущих насекомых, в период кормления личинок — преимущественно насекомыми.


Царство: Животные

Тип: Членистоногие

Класс: Насекомые

Отряд: Жесткокрылые

Семейство: Жужелицы

Вид: Жужелица золотистая

(Carabus auratus)


Жужелицы (лат. Carabidae) — одно из самых больших и многочисленных семейств жуков. Форма тела очень разнообразна, и хотя большинство видов обладают удлинённым более или менее овальным телом, для некоторых групп характерна округлая форма в виде двояковыпуклой линзы или плоское листообразное тело.

Питаются мелкими слизнями, а также яйцами, личинками, куколоками и взрослыми особями многих вредных насекомых. Так, жужелица за сутки способна уничтожить около 100 личинок или 5-10 гусениц, в зависимости от их размера.


Царство: Животные

Тип: Членистоногие

Класс: Насекомые

Отряд: Полужесткокрылые

Семейство: Красноклопы

Вид: Красноклоп бескрылый

(Pyrrhocoris apterus)


Окраска чёрная, переднеспинка и надкрылья с красным рисунком. Задние крылья, как правило, отсутствуют, но встречаются и исключения. Живёт колониями на земле, у оснований стволов деревьев, пищей служат мелкие насекомые.

В природе биологическое значение красноклопа бескрылого сходно с функцией других «уборщиков» Насекомые перерабатывают упавшие семена, плоды, органические остатки. Их действия приносят пользу.


Царство: Животные

Тип: Членистоногие

Класс: Насекомые

Отряд: Сетчатокрылые

Семейство: Златоглазки

Вид: Златоглазка обыкновенная

(Chrysoperla carnea)



Златоглазки (лат. Chrysopidae) — семейство сетчатокрылых насекомых.

Большинство видов окрашены в зелёный или коричневый цвет и различаются по узору на головах. Фасеточные глаза некоторых видов переливаются металлически-бронзовым цветом, что дало название всему семейству.

Обе пары крыльев имеют одинаковую форму и, как правило, прозрачные, однако у некоторых видов на них имеется рисунок или пятна. Крылья в большинстве случаев пересекаются зелёными жилками.

Активно охотятся на мелких насекомых – тлей, червецов и других. За день может уничтожить до 150 тлей или до 50 мелких клещей.


Царство: Животные

Тип: Членистоногие

Класс: Насекомые

Отряд: Перепончатокрылые

Семейство: Пчёлы настоящие

Род: Шмели

Вид: Шмель обыкновенный

(Bombus proteus)



Шмели (лат. Bombus) — род перепончатокрылых насекомых из семейства настоящих пчёл (Apidae). Отличительные черты рода следующие: задние голени самки снаружи блестящие, полированные, слегка вдавленные, по краям с длинными волосками, которые образуют собирательный аппарат, так называемую «корзиночку»; шестой стернит брюшка самки, не уплощённый по бокам; брюшко не подогнуто на вершине; гениталии самца сильно хитинизированные, тёмные.

Собирая нектар, шмели переносят пыльцу, причем делают это очень быстро. Энтомологи подсчитали, что полевой шмель за один полёт посещает более 2,5 тысячи растений.


Царство: Животные

Тип: Членистоногие

Класс: Насекомые

Отряд: Перепончатокрылые

Семейство: Пчёлы настоящие

Вид: Пчела обыкновенная

(Аpis ordinaria)



Пчёлы (лат. Anthophila) – имеют длинный хоботок, которым они пользуются для высасывания нектара растений. У них также имеются усики (или антенны, сяжки), каждый из которых состоит из 13 сегментов у самцов и 12 сегментов у самок. Все пчёлы имеют две пары крыльев, задняя пара по размеру меньше передней; только у нескольких видов у одного пола или касты крылья очень короткие, что делает полёт пчелы трудным или невозможным делом.

Питаются нектаром и пыльцой, используя нектар главным образом в качестве источника энергии, а пыльцу для получения белков и других питательных веществ.


Царство: Животные

Тип: Членистоногие

Класс: Паукообразные

Отряд: Пауки

Вид: Садовый паук

(Argiope aurantia)



Пауки (лат. Araneae, Aranei) — отряд членистоногих, первый по числу известных видов в классе паукообразных.

Тело паука делится на две части: головогрудь, состоящая из прочного материала — хитина, и брюшко.

Все пауки являются хищниками, питаются преимущественно насекомыми, поедают гусениц, мокриц, блошек и капустных бабочек. Многие виды ловят добычу при помощи паутины. Поймав добычу, паук убивает её ядом и впрыскивает в неё пищеварительные соки. По истечении некоторого времени (обычно нескольких часов) паук высасывает образовавшийся питательный раствор.




ПРИЛОЖЕНИЕ В


Викторина «Полезные насекомые»


1.Одно из самых назойливых насекомых?

Муха

2. Какое насекомое было виной эпидемии чумы 1348-1350 гг.?

Блоха

3. Заготовляют ли муравьи пищу на зиму?

да

4. Со скольких цветов должны собрать пчелы нектар, чтобы наполнить пол-литровый сосуд медом?

С 2 000 000 цветов

5. Какой насекомое на еврейском языке называется «Грызущим»?

Моль

6. Термиты – это пресмыкающиеся, млекопитающие, насекомые или рыбы?

Насекомые

7. Как называется жук – опасный вредитель картофеля?

Колорадский

8. Какого жука древние египтяне назвали священным?

Скарабей

9. Какие муравьи существуют? Сахарные, медовые или шоколадные

Медовые

10. Самые быстрые насекомые?

Тараканы

11. Самые опасные насекомые?

Комары

12. Их называют слугами Земли. Кто они?

Черви

13.Где находится орган вкуса у бабочки?

На конечностях

14. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым?

Бабочка

15. Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником?

Муравьи закупоривают входы

16. Куда девается навоз?

Жуки-навозники быстро перерабатывают его и прячут, откладывая в них свои яйца

17. Существуют ли мотыльки-вампиры?

да

18. Из чего делают гнезда муравьи-портные?

Сшивают листья

19. Чем поют кузнечики?

Трутся ногами о крылышки

20. Как пчелы - разведчики сообщают о том, где есть мед?

Танцуют

21. Где у кузнечиков уши?

На коленках

22. Жадный кузнечик?

Саранча

23. Откуда берется шелк?

Из коконов тутового шелкопряда. В одном коконе свыше 900м шелковых нитей

24. Где живут личинки нефтяной мухи?

В цистернах с нефтью

25. Где находится орган вкуса у бабочек?

В ногах

26. Сколько тли за день может съесть божья коровка?

До 200 тлей

27. Почему бабочка-крапивница так зазывается?

Гусеницы бабочки живут на крапиве

28. Как спасается кузнечик, если его схватить за ногу?

Нога отваливается, как хвост у ящерицы

29. Как по жуку-навознику узнать, какая будет завтра погода?

Если жук летает – наутро будет жара, но если его не видно – пойдет дождь

30. Самое прожорливое насекомое.

Стрекоза. 40 мух за 2 часа

31. Колорадский жук – враг картофеля, саранча хлебного зерна. А бабочка-ка капустница?

Капусты

32. К какому классу относится скорпион?

К классу паукообразных

33. Самый крупный паук?

Тарантул

34. У волков – стая, у рыб – косяк, у коров – стадо, а у тараканов?

Колония

35. Где живут ласточковые клопы?

В гнездах городских ласточек

36. Все ли шершни кусаются?

Нет. Самец не кусается. У него нет жала

37. Самый крупный жук Европы?

Жук-олень. 12см

38. Почему жук-олень так называется?

Из-за своих ветвистых рогов

39 Самый крупный жук мира?

Жук-геркулес.24см

40. Павлиний глаз, атлас, пяденица, бражник липовый, капустница, траурница, аполлон, Афродита, махаон. Все ли это названия бабочек?

Нет. Афродита – это не бабочка

ПРИЛОЖЕНИЕ Г


Памятка «Как привлечь полезные насекомые на дачный участок?»

1. Способностью привлекать полезных насекомых обладают многие виды бобовых, например, клевер пунцовый, клевер ползучий, вика. Они обеспечивают полезных насекомых постоянным кормом и влагой, обогащают почву азотом.

2. Чтобы обеспечить на весь сезон наличие цветущих растений, привлекательных для полезных насекомых, начинать нужно с тех, которые раньше зацветают, например, с гречихи, на смену которой придет укроп пахучий. Сразу же нужно посадить бархатцы, календулу, чтобы они зацвели в середине лета. Следует выращивать пижму, донник и пупавку, которые из года в год цветут длительное время.

3. Желательно осенью участки земли с цветущими растениями не перекапывать, чтобы там перезимовали полезные насекомые.

4. Оптимальным жилым пространством, которое способно привлечь полезных насекомых, являются доски и опилки, а также древесная кора и листва.

5. Среди растений, привлекающих насекомых — защитников сада, необходимо отметить следующие:

пижма - привлекает к себе божьих коровок, клопов хитрых, мелких паразитических ос, златоглазок и мух прежде всего своей кормовой ценностью;

бархатцы лимонные - привлекают мелких ос и пауков;

тмин - привлекает в период цветения клопов, пауков, мелких ос, журчалок и златоглазок;

укроп пахучий - привлекает божьих коровок, журчалок, мелких ос и пауков;

мята колосистая - используется для привлечения мух и пауков.
















22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!