Экологический проект
« Рябина красная – прекрасная»
старший возраст
Актуальность : Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая , исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные , навыки : учится наблюдать, рассуждать , планировать работу , учится прогнозировать результат, экспериментировать , сравнивать , анализировать , делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности. Поэтому , детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Рябина – одно из наиболее любимых и почитаемых деревьев в России, это удивительное , неприхотливое дерево, зимостойкое растение , плакучая форма , ароматные цветы , как не заглядеться на рябину , когда она стоит в белом весеннем уборе или осенью , когда горят гроздья ярко – красной рябины!
Цель: Формирование интереса к миру растений, представления детей о свойствах рябины.
Поддержать естественный интерес ребенка к природе, его любознательность.
Задачи: Развить познавательный интерес ребенка к миру природы , привить чувство ответственности за ее сохранность , сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.
Развивать способность к поисковой деятельности, умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор.
Формировать познавательную активность детей при проведении наблюдений за рябиной : чем отличается рябина от березы , какой формы и какого цвета листья и ягоды рябины , как и кому рябина помогает в любое время года.
Углубление знаний о рябине : особенности строения , произрастания и возможности использовании человеком.
Формировать представление о том , что у растений может быть разное состояние , видеть основные проявления хорошего и плохого состояния растений.
Ожидаемые результаты. Продолжается развитие личности неравнодушной , с эмоционально – ценностным эстетическим отношением к миру , в котором сочетаются качества нравственности , эстетического вкуса , коммуникативных навыков , образного мышления , творческих способностей ; у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности ; приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе , основанное на ее нравственно – эстетическом и практическом значении для человека.
Методы проекта:
Исследовательские: опыты, вопросы проблемно – поискового характера, наблюдения.
Наглядные: тактильно – мышечная, наглядность, ароматерапия.
Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, слушание музыки.
Содержание проекта:
Донести до участников проекта важность данной проблемы.
Подбор методической и художественной литературы.
Создание развивающей среды : подбор картин , дидактических игр, энциклопедий.
Реализация проекта:
Формы работы | Содержание деятельности | Дата |
Беседа « Почему сентябрь называют рябинником» | Формировать знания о том , что означает название – рябина , выяснить как дети думают кому нужна рябина ; рассказать как человек использует рябину. | 1 неделя |
Целевая экскурсия к рябине « Рябина – красавица, нам она очень нравится» | Формировать познавательную активность детей при проведении наблюдений за рябиной : чем отличается рябина от березы , какой формы и цвета листья и ягоды рябины , как и кому помогает в любое время года. | 2 неделя |
Наблюдение за характерными признаками рябины. | Формировать представление о том, что у растений может быть разное состояние , видеть основные проявления хорошего и плохого состояния растений. | 3 неделя 4 неделя |
Познавательно – исследовательская деятельность : рассматривание через лупу коры рябины, ее строение. | Развивать способность к поисковой деятельности , умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор. | 1 неделя |
Знакомство с лекарственными свойствами рябины. Дидактическая игра « Что нужно для рябинового компота?», « Что за ягодка?». | Формировать познавательную активность детей, как и кому , рябина помогает в любое время года. | 2 неделя 3 неделя |
Сбор плодов рябины для изготовления украшений : бус, браслетов. | Развитие мышления, воображения , желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем. | 4 неделя |
Познавательно – исследовательская деятельность « У рябины содрана кора , что может случиться с деревом? Как помочь ей?» | Развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем. | 1 неделя |
Беседа « Целебные свойства рябины» | Расширять знания о пользе лекарственных растений , формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни. | 2 неделя |
Экспериментальные опыты. Определение на вкус варенья из рябины, вишни и смородины. В прозрачный стакан поместить плоды рябины и рябинника, размять. Что произойдет? | Развивать способность к поисковой деятельности Развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем. | 3 неделя |
Рассматривание через лупу ягоды, листья. Сравнить красную рябину с другими деревьями и кустарниками на территории детского сада. | Развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем. | 4 неделя |
Познавательно – исследовательская деятельность « Куда делись листья? ( Рябина стоит голая) Дерево грустное или веселое? Как деревья готовятся к зиме? Наблюдение « Рябина – птичья кормушка». | Углубление знаний о рябине, особенности строения, произрастания и возможности использования человеком. | 4 неделя |
Обобщающий этап :
1 Выставка фото коллаж : « Рябина красная – прекрасная»
2 Изготовление украшений из рябины ( бусы , браслеты, серьги.)
3 Создание книжек – малышек ( дети и родители ) « Красавица рябина»
4 Создание фотоальбома « Волшебная рябинка»
5 Коллективная аппликация « Осенняя картинка»
6 Выставка панно из природного материала « Гроздья рябины».
Список литературы:
1 Битютская Н. П. Система педагогического проектирования. Волгоград : Издательство « Учитель» , 2012 г.
2 Вахрушева Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей.
3 Творческий центр Сфера, 2012 г. Иванова Т. В. « Система работы по воспитанию чувства патриотизма», Корифей 2008 г. Навигатор образовательных программ дошкольного образования.
4 Рыжова Н. А. – Экологический проект « Мое дерево».
5 Веракса Н. Е. , Веракса А. Н. – проектная деятельность дошкольников.