СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический проект "Изучение экологических троп Кузнецкого района"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мать-Земля!

Разреши и не жалей

Твоей силы отпить хоть немного

Чтоб на  будущих наших дорогах

Отчий край становился милей!

                                 А.Сазонов.

 

 

                    План:

1.Цели и задачи проекта.

2. Изучение экологических троп Кузнецкого района:

  • «Шалкеев пруд»
  • «Каменная летопись»
  • «Анатомия подземного океана»
  • «Лесной госпиталь»
  • «Свидетели прошлого

3. Разработка мероприятий по реализации проекта

4. Заключение и выводы.

5. Литература.

 

Просмотр содержимого документа
«Экологический проект "Изучение экологических троп Кузнецкого района"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 ГОРОДА КУЗНЕЦКА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ













ПРОЕКТ

«Изучение экологических троп Кузнецкого района»








Автор:

Саверкина Анна,

ученица 10 «А» класса

МБОУ СОШ № 2 города Кузнецка


Руководитель:

Белова Н.А., учитель географии

МБОУ СОШ № 2 города Кузнецка








Кузнецк, 2016


Мать-Земля!

Разреши и не жалей

Твоей силы отпить хоть немного

Чтоб на будущих наших дорогах

Отчий край становился милей!

А.Сазонов.



План:

1.Цели и задачи проекта.

2. Изучение экологических троп Кузнецкого района:

  • «Шалкеев пруд»

  • «Каменная летопись»

  • «Анатомия подземного океана»

  • «Лесной госпиталь»

  • «Свидетели прошлого

3. Разработка мероприятий по реализации проекта

4. Заключение и выводы.

5. Литература.



Задача и цели проекта:

Задача: воспитывать у подрастающего поколения

сознательное отношение к природным богатствам

нашей местности на основе понимания ими существа

процессов взаимодействия природы и общества.


Цели: 1. Углубить представление о сущности охраны

природы.

2. Сформировать представление у школьников о важности чистоты в уникальных природных местах и формирование экологического мышления.

3. Наладить работу по очистке и охране территорий в уникальных природоохранных зонах Кузнецкого района.

Экологическая тропа природы.

Я с детства увлекаюсь природой, мне нравятся лесные прогулки, походы за ягодами, грибами, я всегда всматривалась в процессы, которые происходят в природе. Я стала понимать, что детьми мы хорошо усваиваем взаимосвязи компонентов природы, знаем о правилах поведения на природе, но становясь взрослыми, мы почему-то о них забываем.

После пикника остаются вытоптанные и грязные от мусора поляны, костры с тлеющими углями, которые приводят к пожарам. Участки ландшафтов гибнут от человека отдыхающего, «любящего» природу. Кто же он?

К сожалению, им может быть и хороший рабочий, и инженер, и врач, и даже учитель. Это люди, у которых любовь к природе и бережное отношение к ней не слиты воедино, это люди экологически безграмотные…

В своей работе я стараюсь научить своих сверстников видеть и любить природу в новой форме работы - в форме экологической тропы природы. Для этого в своей работе я представила 5 станций.

Результатом работы по экологическому проекту я вижу сформированное представление у школьников о важности чистоты в уникальных природных местах и налаживание работы по очистке и охране территорий в уникальных природоохранных зонах Кузнецкого района.



Исследование природоохранных территорий:

1 станция « Шалкеев пруд»

Этим летом я с экологическим отрядом побывала на Шалкеевском пруду. Самый первый день поразил нас, мы увидели замусоренные берега этого водоема. Нашей задачей была уборка этого мусора. Но основной загадкой для нас оставался этот пруд.


Вода, известная и загадочная.

Вода - важнейшее химическое соединение, без которого невозможна жизнь. Казалось бы о воде всё известно, но это не так. Вода обладает целым рядом особенностей, некоторые из них остаются загадкой и еще ждут своего объяснения.


Увидев кувшинки, я решила узнать чистоту этого пруда.

При этом я использовала методику Насоновой 1995 года. Для этой операции была заготовлена специальная пластина со шкалой для определения прозрачности воды. Затем, в стеклянный цилиндр налили исследуемую воду так, чтобы высота столба составила 20 см, дали отстояться ей 30 минут. Сквозь этот водяной столб рассматриваем овалы пластины. Если видны только овалы 4 сектора-вода сильно мутная, 3-слегка мутная, 2-прозрачная, 1-очень прозрачная в нашем случае вода оказалась прозрачной.

Затем определяли величину рН. Величину рН воды легко определить с помощью «универсальной индикаторной бумаги». Исследуемая вода имеет рН=6.

Окисляемость воды определяли следующим образом. Данный показатель дает возможность судить о количестве органических веществ в воде. Органика окисляется в воде, в результате вода обедняется кислородом, кроме того на субстрате начинают развиваться сине-зеленые и красно-коричневые водоросли. Для ориентировочного определения окисляемости берем 10мл исследуемой воды, добавляем 0.5 мл 30% серной кислоты и 1 мл 0,01 Н раствора пермангат калия.

Предельно допустимая норма окисляемости зимой-15-20 О2/л, летом-20-30 О2/л

Вода в нашем пруду чистая, содержание органических веществ и уровень рН в норме, климатические условия благоприятные. Именно поэтому в пруду так много кувшинок, так радующих нас.




2 станция « Каменная летопись»

Рассматривая горное обнажение, я узнаю о геологическом прошлом города, о породах слагающих ее изучаю возраст горных пород.


Физико-географическая область объединяет несколько типов закономерно-повторяющихся ландшафтов, а основные морфологические части: фации, подурочища, урочища. Примерами урочищ, платформенных равнин могут быть ПТК, сформировавшиеся на основе мезоформ рельефа как балки, овраги, плоские водораздельные равнины. Каждый ландшафт характеризуется присущей ему морфологической структурой.

Пензенская область располагается на Европейской платформе и имеет кристаллический фундамент старше 1 млрд. лет. Поверхность фундамента неровная. В восточной части, где мы живее находиться часть крупного выпуклого поднятия, где фундамент залегает на глубине1000и больше. Это поднятие называют Токмовским сводом. В западной и юго-западной части поверхность фундамента опущена на глубину более 2000 м. чередование опусканий и поднятий обусловлено тектоническими процессами: трансгрессии (наступление) и регрессии (отступление). На суше, под влиянием внешних сил происходило разрушение горных пород, таким образом, накапливались осадочные толщи-платформенный чехол. Наша местность характеризуется высотами 150-180 м. и незаметным увеличением крутизны склонов. До 4º-5º.


Схематическая зарисовка обнажения по фронту


3 станция «Живая кровь Земли».

На этой станции изучаю родник близ села Ульяновка, вод, запах и химический состав воды.


«Воды минеральные питьевые лечебные и лечебно-столовые», вскрытые скважинами 1 и 2 вода по минерализации (0,2-0,3) и макросоставу относится к достаточно редкой группе ХХХI

Группе тип (Нафтуся) слабоминерализованных минеральных вод, содержащих органические вещества в концентрациях (8-10мг/дм³), принятых для питьевых лечебно-столовых минеральных вод.


Наименование показателя

Единицы измерения

Номер водоисточника-1886

Номер водоисточника-2053

рН


6,2

6,3

Нитраты

мг/дм³

0,15

0,2

Нитриты


6,0

5,4

Жесткость

мг. экв/ дм³

2,87

2,81

Сухой остаток

мг/дм³

273,0

287,0

хлориды

-/-

7,8

8,6

сульфаты

-/-

6,24

7,4

железо

-/-

0,2

0,17

медь

-/-

0,002

0,0008

цинк

-/-

Н.о.

Н.о.

фтор

-/-

0,4

0,2

марганец

-/-

Н.о.

Н.о.

свинец

-/-

Н.о.

Н.о.

алюминий

-/-

Н.о.

Н.о.

Кальций

-/-

37,0

36,0

магний

-/-

8,2

8,4

Натрий+калий

-/-

12,8

12,6

С органич.

Мг/ дм³

11,9

8,9


4 станция «Лесной госпиталь»

На этой станции изучаю информацию о растениях-целителях нашей местности: Иван-чае, калгане, хвоще полевом…


Задача этой станции, привлечь внимание к красоте, сложности и ранимости окружающей нас природы, пробудить к ней уважение, бережливость и вместе с тем помочь с пользой для себя использовать её дары.

Наиболее известные и распространенные в нашем районе растения по химическому составу не похожие друг на друга, используются как витаминоносители, как лечебные средства и - как источник питания. Среди органических веществ наиболее важными являются:

алколоиды - сложные азотосодержащие соединения щелочного происхождения, имеются в основном в цветковых растениях.


Гликозиды-это группа веществ, наделенная бактерицидными, желчегонными свойствами, способностью уменьшать проницаемость и ломкость капилляров, удалять радиоактивные вещества из организма, применяются как сердечные отхаркивающие средства.


Дубильные вещества (таниды) - сложные, безазотистые неядовитые соединения, которые имеют желтоватый цвет, окисляются в воздухе, применяются как противоспалительные, вяжущие, антисептические, кровоостанавливающие средства, имеют такую способность, как свертывать белок.


Эфирные масла - ароматические сильно летучие, нерастворимые в воде вещества, придающие растению специфический запах. Растения, содержащие эфиры, широко используются в парфюмерной и пищевой промышленности, некоторые используются для лечебных целей как успокаивающие противомикробные средства. Смолы и бальзамы близки к эфирным маслам по химическому составу и часто содержится в тех же растениях. По внешнему виду они обычно полужидкие, липкие, со специфическим запахом.

Витамины – это действенные лекарственные средства, необходимые для поддержания жизнедеятельности человека и животных. Нарушение их баланса может привести к тяжелейшим заболеваниям.

Фитонциды обладают способностью подавлять рост бактерий, грибов, мелких паразитов.

Ферменты – вещества, ускоряющие биохимические процессы в растительном и животном организме.

Сейчас привожу пример некоторых лекарственных растений:



Иван-чай. Чай приготовленный из свежих листьев, оказывает благотворное действие при головных болях и бессоннице.



МЯТА - снимает напряжение, способствует полноценному сну и отдыху после тяжелого труда.

КАЛЕНДУЛА-способствует прекращению судорог и спазмов, снижает активность, успокаивает.

ПОЛЫНЬ - благотворно влияет на организм, успокаивает, помогает при неврозах, неврастении.

ДУШИЦА-успокаевает зубную боль, способствует скорейшему заживлению ран.

5 станция- «Свидетель прошлого».

На этой станции я узнаю об исчезающих видах нашей местности. Информационный лист дает краткую информацию об этих растениях, призывает к их охране.

В связи с распашкой степей, интенсивным выпасом на оставшихся небольших степных участках резко сократилось численность и встречаемость ковылей. Сбор соцветий ускоряет их вымирание. Это растение взято под охрану. Ковыли перистый, Залеского (красный), и красивейший, опушеннолистный, включены в Красную книгу России.

Быстро сокращают свое распространение и другие виды северных степей и остепненных лугов-адонис весенний, живокость клиновидная, прострел раскрытый (семейство лютиковые), зорька обыкновенная (семейство гвоздичные). Валерианы лекарственная и русская (семейство валерьяновые). В список охраняемых видов внесены многие растения лесных и кустарниковых сообществ. Быстро сокращается численность ландыша майского из-за сбора соцветий.





Социологический опрос.

Я провела социологический опрос населения, из 100 опрошенных, куда входили соседи, люди из спортивной секции, где я занимаюсь, прохожие, учителя нашей школы. Вопрос был только один: « Какие природные места наиболее посещаемы на ваш взгляд?»

Как оказалось, и летом, и зимой наиболее посещаем родник, на втором месте Белое озеро, несмотря на то, что оно находиться не в нашем районе. На третьем месте турбаза « Тарлаково», она также посещается и зимой и летом. Нашлись даже те, кто знает о Шалкееве, но в основном это люди, родственники или знакомые которых проживают в Чибирлее.

План мероприятий по проекту

№ 
п.п.

Мероприятие по проекту

Сроки исполнения

Исполнители

1.

Уборка родников и мест отдыха

Апрель - май

Учащиеся МБОУ СОШ №2 руководитель проекта – Белова Н.А.

2.

Вывоз мусора с территории

Апрель - май

Администрация Кузнецкого района,
руководитель проекта – Белова Н.А.

3.

Развешивание природоохранных знаков

май-июнь

не менее 15 добровольцев
исполнитель – Белова Н.А.

4.

Проведение лекций об охране природы родного края

в течении учебного года

Никонова Анна – ученица 8 класса

1.4. Ожидаемые результаты проекта.

Ожидаемые результаты проекта:

- сформированное представление у школьников о важности чистоты в уникальных природных местах и формирование экологического мышления.

- наличие чистых территорий в уникальных природоохранных зонах Кузнецкого района.

При целенаправленной систематической деятельности по реализации проекта можно не только очистить территорию уникальных природных мест отдыха в районе, но и сформировать новый подход у школьников и их семей, а в дальнейшем и у большей части населения к сохранению окружающей природной среды.

Природа – это чистый воздух и водоемы прозрачной воды, зеленый лес и щебет птиц, полет шмеля и многое другое.

Любовь к Родине немыслима без любви и бережного отношения к её природе.

Нашу планету может погубить не только ядерный взрыв, но и невежественное, равнодушное отношение к её природе. Не желая всерьез задумываться над последствием своих действий, человек может порвать ту всеобъемлющую паутину, которой природа окутала Землю, чтобы создать среду обитания для всех живых организмов. Человек – составная часть природы. Я считала, что природа разрушается только под влиянием деятельности человека, но, к моему удивлению, оказалось, что наиболее изменены те природные комплексы, которые находятся в местах массового отдыха. Разрушение природы наступает при бесконтрольном вмешательстве в её механизмы, а целенаправленный труд улучшает природную среду, делает её богаче и красивее.

Только с помощью научных знаний и экологического воспитания можно изменить сложившееся у людей представление о неисчерпаемости богатств природы.

В итоге своей исследовательской работы я делаю вывод о том, что мы должны знать законы природы и соблюдать их, нам невыгодно загрязнять окружающую среду. И, в конечном счете, природу может спасти только любовь к ней.

Не то, что мните вы – природа:

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф.И.Тютчев.

Литература:


  1. Детская энциклопедия И.П.Герасимов, А.И.Соловьев, Москва, 1971г.

  2. Большая энциклопедия природы, Москва, 2004г.

  3. Население и хозяйство Пензенской области И.И.Курицин, В.Н.Юпатова, Пенза, 1998г.

  4. География Пензенской области И.И.Курицин, Н.А.Марденский, Саратов, 1984г.

  5. Земля. М.Колотун, Москва 1994г.

  6. Экология и мир. И.Т.Суравегина, В.М. Сункевич, Москва, 1994г.

  7. Пензенская лесостепь. Т.А.Чернецова, Пенза,2002г.

  8. Энциклопедия лекарственных трав.

  9. Как учить экологии. И.Т.Суравегина, В.М. Сункевич.







20




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!