Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Аргат-Юльская средняя общеобразовательная школа
Первомайского района
Муниципальный конкурс социальных проектов педагогов
«Школьные инициативы – 2022»
Экологический проект
«Благоустройство школьной территории»
Авторы проекта:
Лебедева О.С., учитель русского языка и литературы,
руководитель экологической группы «ЭКО-детки»;
Овечкин Михаил Викторович,
учитель биологии, географии, технологии
Исполнители проекта:
Экологическая группа «ЭКО-детки»
п. Аргат-Юл
2020 – 2022 год
1. Актуальность проекта
«Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал все, что он может, как прекрасна была бы Земля наша»
А.П. Чехов
В МАОУ Аргат-Юльской СОШ Первомайского района семь лет действует добровольческая группа экологической направленности «ЭКО-детки». Сфера деятельности отряда широка. Имеются навыки и экологической работы, и лесоводства. Мы с успехом участвовали в общероссийских, региональных, районных, местных экологических акциях: «Зелёная Россия», «Сделаем!», «Чистое село» и др.
На территории школы расположен яблоневый сад и два цветника. Экологическая группа школы приняли решение облагородить данные участки при помощи садовых фигур. Проект разделили на несколько этапов: первый цветник, второй цветник, сад.
Проект рассчитан на два года.
1.2 Цель и задачи проекта
Цель - повышение у подрастающего поколения экологической культуры, улучшение экологической обстановки в поселке Аргат-Юл.
Задачи проекта:
Разработать и реализовать проект по экологическому направлению.
Привлечь учащихся МАОУ Аргат-Юльской СОШ к реализации проекта.
Разработать план мероприятий по экологическому воспитанию учащихся школы.
Создание условий для формирования активной гражданской позиции, экологической культуры и экологического сознания обучающихся.
Содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников.
Воспитывать и развивать уважительное отношение учащихся к окружающему миру.
Привлечь детей к поиску механизмов решения актуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых проектов.
Сформировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды.
Создание условий для развития инициативы и творчества школьников через организацию социально значимой деятельности.
Изготовление садовых фигур их березовых чурок.
Изготовление садовых фигур из пластиковых бутылок.
Организация открытого класса в яблоневом саду.
География проекта
По данному направлению экологической деятельности были задействованы целевые группы: начальная школа (учащиеся 1 – 4 классов ), среднее звено (учащиеся 5 – 8 классов), старшее звено (учащиеся 9-10 классы), учителя, родители. Всего задействовано в проекте 22 учащихся школы, 2 учителей и родители 11 учеников.
Для решения всех задач проекта необходима спонсорская помощь. Инициативная группа проекта направила ходатайство индивидуальному предпринимателю Лайс Ивану Николаевич, который, в свою очередь, согласился оказать материальную поддержку для реализации данного проекта.
2. Этапы организации проектной деятельности
2.1 Аналитический
Задачи этапа: анализ ситуации, оценка экологической обстановки, определение основных его целей.
На данном этапе проходит чтение и анализ печатных материалов по интересующему вопросу. Использование полученных знаний для планирования собственной исследовательской и практической деятельности. Проведение фенологических наблюдений, учитывая продуктивность растений, оценивая декоративность растений, определяя устойчивость растений к болезням, неблагоприятным погодным условиям. Анализ данных наблюдений и обобщение материала в форме таблиц и схем с тем, чтобы реализовать материалы исследований в практической деятельности.
На данном этапе было прописано все, что необходимо для реализации проекта. Далее провели анализ полученных данных. Все необходимое поделили на три столбика: что у нас есть, что мы можем достать бесплатно, что придется купить. Пришли к выводу, что без спонсорской помощи нам не обойтись. Также необходима была помощь родителей
Было принято разделить проект на три этапа:
Цветник №1;
Цветник №2;
Яблоневый сад.
В первый год занялись облагораживанием цветника №1 и посадкой саженцев в саду.
В цветнике приняли решение посадить многолетние и однолетние цветы, а пространство между клумбами заполнить садовыми фигурами из березовых чурок. В саду запланировали посадить саженцы вишни и яблони.
На второй год решили заняться цветником №2 и открытым классом. В цветнике хотим сделать акцент на многолетние цветы, а для украшения пространства между цветами, сделаем поделки из пластиковых бутылок. Для открытого класса в течение двух лет на уроках технологии будут сделаны деревянные скамейки и мольберты. На входе в сад будет установлена арка и камень, указывающий правильный путь. На общем совете группы было придумано название для сада «Летроведево» (Название собрано из фамилий участников проекта).
Проведя подробный анализ, собрав всю необходимую информацию, проектная группа приступила к организационному этапу.
2.2 Организационный этап
Задачи этапа: определить основные формы работы, разработка плана работы по реализации задач проекта.
План работы
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. | Заседание инициативной группы по планированию, подготовке и реализации проекта | Январь 2021 | Лебедева О.С. Овечкин М.В. |
2. | Переговоры с администрацией школы для утверждения плана проекта. | Январь 2021 | Лебедева М.М. – капитан группы «ЭКО-детки» |
3. | Поиск спонсора | Февраль 2021 | Лебедева О.С. |
4. | Заказ саженцев | Март 2021 | Лебедева О.С. |
5. | Выяснение качеств почвы. Консультация с опытными цветоводами. Покупка семян однолетних цветов | Март 2021 | Лебедева М.М. |
6. | Работа с рассадой | Март – май (ежегодно) | Лебедева О.С. |
7. | Изготовление садовых фигур из березовых чурок | Апрель – май 2021 | Родители |
8. | Выставка изделий в школе | Май 2021 | Лебедева О.С. |
9. | Подготовка участка в яблоневом саду для посадки саженцев: уборка мусора, выравнивание и прикатка почвы | Май (ежегодно) | Овечкин М.В. |
10 | Подготовка посадочных ям. Высаживание саженцев и дичков в грунт и последующий уход за ними. | Май – октябрь (ежегодно) | Лебедева О.С. Овечкин М.В. |
11. | Высадка рассады в открытый грунт | Конец мая – начало июня (ежегодно) | Лебедева О.С. Овечкин М.В. |
12. | Посадка многолетников | Конец мая – начало июня; Сентябрь -октябрь (ежегодно) | Лебедева О.С. Овечкин М.В. |
13. | Изготовление мебели для открытого класса | В течение учебного года | Овечкин М.В. |
14. | Изготовление садовых фигур из пластиковых бутылок | Февраль – май 2022 | Лебедева О.С. |
15. | Высадка саженцев деревьев (любых) выпускниками текущего года | май, ежегодно | 11 и 9 классы |
16. | День экологической культуры, посвященный Дню экологического образования | 12 мая, ежегодно | Овечкин М.В. Лебедева О.С. |
17. | Подведение промежуточных итогов реализации проекта | Постоянно | Оргкомитет |
Ресурсы
Имеющиеся | Необходимые |
Материальные: лопаты, грабли, деревообрабатывающие станки, шуруповерт, лейки. Информационные: интернет, книги, журналы. Человеческие: группа «ЭКО-детки» (11 человек), 2 учителя, родители. Интеллектуальные: план реализации проекта. Финансовые: нет | Материальные: пиломатериал, краска, лак, кисти, шурупы, пропитка для дерева, семена цветов, грунт, удобрения, саженцы (яблоня, вишня, жимолость). |
Стейкхолдеры
Название организации | В каком виде деятельности принимали участие | Что дают? | Что получают? |
МАОУ Аргат-Юльская СОШ | Помощь в оформлении проекта, предоставление помещения для подготовки пиломатериала, для изготовления мебели для открытого класса, помещения для выращивания рассады | Компьютер, принтер, бумага, маркеры, кабинет технологии со всеми станками | Развитие экологического движения в школе |
ИП Лайс И.Н. | Спонсорская помощи в виде пиломатериала и денег | Тес, брус, плаха, | Благодарность через району. Газету, сайт школы |
Родители | Помощь в обработке цветника | Физическую помощь | Экологическое развитие своих детей |
Примерная смета проекта
Наименование | Цена | Количество | Сумма |
Семена цветов | | 58 (1 год) 44 (2 год) | 1224 рублей |
Саженцы яблони | 200 рублей | 3 | 600 рублей |
Саженцы жимолости | 180 рублей | 4 | 720 рублей |
Саженцы вишни | 280 рублей | 3 | 840 рублей |
Грунт | 115 рублей (1 год) 165 рублей (2 год) | 10 10 | 1150 рублей 1650 рублей |
Лак | 399 рублей | 2 | 798 рублей |
Фактура защитный состав для древесины | 451 рублей | 2 | 902 рубля |
Акриловые краски | 458 рублей | 1 | 458 рублей |
Кисти | 58 рублей 142 рубля 198 рублей | 3 2 1 | 174 рубля 284 рубля 198 рублей |
Удобрения | 1702 рубля | 1 | 1702 рубля |
Одноразовые стаканы для рассады | 3 рубля | 100 | 300 рублей |
Итого | | | 11000 |
Ожидаемые результаты
Качественные результаты | Количественные результаты | Каким образом возможно их измерить, проверить их качество |
Положительные эмоции | Ухоженный цветник | Фото, видео |
Отзывы | Открытый класс | Фото, видео урока |
| Фруктово-ягодный сад | Фото, урожай ранеток и ягод |
| Садовые поделки | Фото |
Характеристика возможностей команды
К работе над социальным проектом привлечены члены экологической группы «ЭКО-детки». Работа может быть продолжена в следующем учебном году, с выходом на решение экологических проблем в поселке, с привлечением общественности.
2.3 Практический этап
2020 – 2021 год
После составления плана деятельности по реализации проекта, инициативная группа занялась поиском спонсора. Мы обратились к Лайс Ивану Николаевичу, руководителю ИП «Меридиан». Он принял решение помочь нам материалами (брус, тес, плаха) и финансово (11 000 рублей).
2.3.1 Рассада
На следующем этапе мы принялись искать саженцы по выгодной цене и качеству. Наш выбор остановился на сайте «Омский садовод». Соотношение цены и качества нас удовлетворили, плюсом была быстрая доставка.
На сайте «Семена Почтой» мы заказали семена необходимых нам цветов. До этого проектная группа пообщалась с цветоводами поселка о том, какие цветы лучше выращивать на нашей территории. С конца февраля началась «посевная». Работы с рассадой продолжались до конца мая, до самой высадки в открытый грунт.
Жители поселка принесли ребятам луковицы лилий, саженцы роз и бадана.
2.3.2 Березовые чудеса
Апрель и май ребята занимались изготовление поделок для сада из березовых чурок. Каждая семья готовила свою поделку. В мае в фойе школы бала организована выставка готовых изделий. В июне все поделки переехали в цветник.
Жителям поселка очень понравились поделки. Мы часто видели людей, которые делали фотографии на фоне нашего цветника. Пока березовые чудеса стояли в фойе школы, особой популярностью пользовался козёл, так как он был такого размера, что на нем можно было посидеть.
2.3.3 Яблоневый сад
В мае проектная группа приступила к подготовке яблоневого сада. «ЭКО-детки» убрали мусор, сгребли сухую траву, побелили стволы яблонь. Первые яблони в саду были высажены в 2003 году. После уборки мусора, группа подготовила посадочные ямы. Были выкопаны лунки необходимого размера и заправлены хорошей землей и удобрениями. Через две недели после подготовки посадочных ям были высажены саженцы яблонь, вишни и жимолости.
2.3.4 Цветник 1
В конце мая, когда миновала угроза заморозков, приступили к высадке рассады. Родители помогли в подготовке участка. В цветнике номер 1 посадили многолетние аквилегии, бадан, розы, лилии, однолетние цветы. Между клумбами поместили поделки из березовых чурок. Написали график полива на лето.
2021 – 2022 год
2.3.5 Открытый класс «Летроведево»
На уроках технологии ребята активно занимаются изготовление скамеек и мольбертов, для занятий уроками ИЗО на свежем воздухе. Также планируется проводить в открытом классе уроки музыки и литературы. Пока остается нерешенным вопрос о обработке территории класса от клещей, но мы ищем способы решения данной проблемы. Класс ребята решили назвать Летроведево (по фамилиям участников проекта). Фотографии готового класса будут в мае, с ними можно будет познакомиться на сайте МАОУ Аргат-Юльской СОШ
( http://per-ausschool.edu.tomsk.ru ).
2.3.6 Цветник №2
На этот год запланировано благоустройство цветника №2. В нем планируется посадить саженцы декоративных кустарников, многолетние цветы. Для украшения изготавливаем поделки из пластиковых бутылок (фотоотчет в июне на сайте школы).
Вывод
Проект до конца еще не реализован. Много еще надо сделать. С ростом цен возможно придется скорректировать наши планы. Но, несмотря ни на что, многое уже сделано и мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Учащиеся школы, учителя и родители принимали активное участие во всех этапах проекта.
Работы в цветниках и саду теперь станут для отряда «ЭКО-детки» ежегодными. Постепенно мы будем пополнять разнообразие цветов в цветниках. Хотелось бы увеличить количество многолетних неприхотливых цветов, чтобы облегчить себе уход за цветниками, но для этого нужны деньги. Обратимся к населению, может кто-то пожертвует школе саженцы многолетних растений. В целом мы довольны, как продвигается работа над проектом. Дети увлечены своей работой, а это главное в любом деле. Очень радует, что родители включились в реализацию проекта. Совместная деятельность родителей и школы - важный аспект современного образования.