СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический патруль

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа экологического патруля в каникулярное время.

Просмотр содержимого документа
«Экологический патруль»










































МОУ СОШ № 3



Руководитель: Хрулькова Ольга Геннадьевна,

учитель географии









Список отряда «Экологический патруль»

п/п

Ф.И. учащегося

Класс

График работы

Апрель

Июнь

29

1

7

8

9

15

16

19

1











2











3











4











5











6











7











8











9











10











11











12
































Программа работы «Экологического патруля»

п/п

Содержание

Режим работы

Виды работы

Ожидаемый результат

Количество дней

1

2

3

4

5

6

1

Участие в городской эколо-гической акции «День Зем-ли»

с 10.00 до 14.00

  1. Благоустройство территории Силинского парка.


  1. Готовность учащихся к ответст-венному поведению в окружаю-щей среде.

  2. Активная гражданская позиция.

  3. Способность выражать нетерпи-мость к проявлениям безот-ветственного отношения к окружающей среде.

1

2

Введение.

  1. Приобщение учащихся к практической природоохранной деяте-льности.

  2. Цели и задачи «Эколо-гического отряда» на но-вый сезон.

с 9.00

до 12.00

  1. Вводная беседа учителя.

  2. Экологическое занятие «Мир без мусора».

  3. Тестирование на выявление знаний об упаковочных мате-риалах.

  1. Повышение уровня экологи-ческого образования учащихся школы.

  2. Вовлечение учащихся в актив-ную природоохранную деятель-ность.

1

3

Мониторинг.

  1. Изучение проблемы твер-дых бытовых отходов в микрорайоне.

  2. Сравнительный анализ са-нитарного состояния территории, прилегаю-щей к автокооперативу «Майский» за 2005-2006гг.

  3. Патрулирование террито-рии.

с 9.00

до 12.00

  1. Инструктаж по ТБ.

  2. Выход на маршрут.

  3. Взятие проб воды и почвы.

  4. Санитарная чистка рекреацио-нных зон Силинского парка.

  5. Оформление отчетов.

  1. Приобщение учащихся к практическим делам, имеющим конкретную общественно-полез-ную значимость.


2

4

Мониторинг пришкольного участка, водной среды и почвы.

с 9.00

до 12.00

  1. Определение места школы в микрорайоне.

  2. Определение роли зеленых растений школьного участка.

  3. Определение загрязненности воздуха в районе школы.

  4. Мониторинг водной среды (исследование водоема в Силин-ском парке в районе автокоопе-ратива «Майский» и воды из сква-жины в частном домовладении в п. Майский).


  1. Сформированность у школьни-ков осознанного интереса к проб-лемам окружающей среды, прак-тических экологических навы-ков.

  2. Приобретение учащимися уме-ний и навыков в проведении са-мостоятельных исследований по изучению состояния окружаю-щей среды, ее защите и улуч-шению.


3

1

2

3

4

5

6




  1. Почвенный мониторинг (срав-нительный анализ почвы, взятой со свалки промышленных и быто-вых отходов и почвы с огорода в п. Майский).

  1. Повышение уровня научных эко-логических знаний.


5

Подведение итогов по следу-ющим направлениям:

  1. Практическая природоох-ранная деятельность отря-да.

  2. Исследовательская дея-тельность.

до 13.00

  1. Общее подведение итогов дея-тельности экологического от-ряда.

  2. Проведение экологической конференции в сентябре 2006г.

  3. Награждение участников отря-да дипломами.

  1. Рост уровня экологической гра-мотности и экологической куль-туры.

  2. Активное участие в школьников в пропаганде экологических зна-ний.

1




















Календарно-тематический план работы «Экологического отряда»

п/п

Дата

Вид работы

Оборудование

Итог мероприятия

1

2

3

4

5

1


Санитарная очистка прибрежной территории Силинского парка.

Перчатки, мешки для мусора, фотоаппарат.

Обеспечение чистоты и бла-гоустройства территории.

2


  1. Вводная беседа учителя о целях и задачах «Экологического отряда», активизация эко-логических знаний с целью организации практической природоохранной деятельности учащихся школы.

  2. Экологическое занятие «Мир без мусора».

  3. Тестирование по выявлению знаний об упаковочных материалах.

Видеофильм, плакаты, фотографии, материалы летней практики.


Тетради, ручки, тесты.

Осознание учащимися необ-ходимого места работы «Эко-логического патруля».



Вызвать интерес к пробле-мам окружающей среды.

3


  1. Инструктаж по ТБ.

  2. Мониторинг несанкционированных свалок. Обследование территории Силинского парка вблизи автокооператива «Майский».

  3. Санитарная очистка зоны отдыха в Силинском парке (в районе котлована).

  4. Патрулирование территории.


Полевые дневники, фо-тоаппарат, карандаши, фломастеры.


Обеспечение экологической чистоты зоны отдыха.




Выявление нарушителей.

4


  1. Патрулирование территории.

  2. Санитарная очистка.

  3. Взятие проб воды и почвы с места свалки и частного домовладения в п. Майский.

Полевые дневники, фо-тоаппарат, карандаши, фломастеры, колбы для взятия проб.

Составление сравнительной характеристики санитарного состояния территории за 2015-2016гг.

Обеспечение экологической чистоты.

5


1. Мониторинг пришкольного участка.

Полевые дневники, ка-рандаши, компасы, каль-куляторы.

Составление картосхемы тер-ритории школы. Определе-ние видового разнообразия растений.

6


  1. Мониторинг воднойсреды, лабораторный практикум по определению органолеп-тических свойств воды:

    • определения степени прозрачности воды;

    • цветности;

    • активной реакции воды;

    • наличие тяжелых металлов, сульфатов, хлора.

  2. Работа в группах.


Тетради, ручки, реакти-вы, лабораторное обору-дование, пробы воды из водоема близ свалки и частного сектора в п. Майский.

Овладение общей методикой проведения самостоятель-ного исследования, наблюде-ния, определении объектов и явлений в природной среде.

7


1. Почвенный мониторинг. Обнаружения:

  • хлорид-ионов;

  • сульфатов;

  • гидрокарбонатов;

  • солей металлов;

  • нитратов в почве.

Определение pH среды.

2. Лабораторный практикум. Работа осуществляется в группах по 2-3 учащихся.

Лабораторное оборудо-вание, реактивы, тетра-ди, почвенные вытяжки.

Овладение общей методикой проведения самостоятель-ного исследования, наблюде-ния, определении объектов и явлений в природной среде.

1


3

4

5



3. Составление отчета по результатам исследований.



8


Итоговая конференция. Отчеты учащихся по практической и исследовательской природоохра-нной деятельности.

Отчеты, фотографии, ри-сунки, плакаты природо-охранной тематики.

  1. Оформление отчета ис-следовательской работы.

  2. Награждение участников отряда дипломами.

































за период
















Мониторинг пришкольного участка


I. Определение места школы в микрорайоне.

 По санитарно-гигиеническим нормам промышленные предприятия, банки, прачечные, магазины и т.п. должны отстоять от границы школы не менее, чем на 50м, жилые дома – не менее, чем на 10м, автострада – не менее, чем на 25м.


Задание.

Опишите расположение школы в микрорайоне. Определите, на каком расстоянии она находится от производственных и коммунальных предприятий, жилых домов, автострады.


Отчет по заданию.

Школа расположена внутри микрорайона в окружении жилых домов, которые отстоят от нее более, чем на 40м. Автострада по пр. Победы проходит в 162м от учебного заведения. Следовательно, расположение школы соответствует санитарно-гигиеническим нормам.



II. Определение роли зеленых растений школьного участка.

 Известна роль зеленых насаждений в процессе очистки воздуха. Так, дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. Запыленность жилого микрорайона на озелененных участках на 40% ниже, чем на открытых площадках. Зеленые массивы улавливают 70-80% аэрозолей и пыли.


Задание.

Определите, какое количество пыли способны задержать зеленые насаждения вашего пришкольного участка. Для этого подсчитайте количество деревьев и кустарников и опишите их видовой состав. Сделайте вывод о роли зеленых насаждений вашей школы в улучшении микроклимата.


Информация.

На листовой поверхности взрослого растения вяза за летний период оседает 23 кг пыли, на иве – 39 кг, на клене – 33 кг, на ясене – 27 кг, на сирени – 16 кг, на акации – 0,2 кг, на лопухе – 2 кг.


Отчет по заданию.

Видовой состав растений пришкольного участка разнообразен: ольха, рябина, береза, яблоня, жасмин, свидина, калина, тополь, ильм, пихта, бархат амурский, клен ясеневидный, черемуха. Сирень, шиповник. Известно, что ан листовой поверхности одного клена (на территории школы растет 30 растений) за лето осядет 33 кг пыли. Следовательно, 30 растений удержат 990 кг пыли. Этот факт доказывает несомненную пользу растений в улучшении микроклимата района.



III. Определение загрязненности воздуха в районе школы.

 Один легковой автомобиль в течение суток выбрасывает до 1 кг выхлопных газов, в состав которых входит примерно 30г угарного газа, 6г оксида азота, соединения свинца, серы и другие загрязняющие вещества.


Задание.

Подсчитайте, какое количество автомобилей проходит по дороге у школы за 1 час. Определите приблизительно, какое количество выхлопных газов от автомашин поступает в атмосферу микрорайона школы в сутки, используя данные информации.


Отчет.

По пр. Победы в час проходит 984 автомобиля, которые выбрасывают 41 кг выхлопных газов, 1230г угарного газа ( ), 246г оксида азота ( ).


Мониторинг водной среды.

 На территории России расположено более 24 тысяч предприятий, выбрасывающих вредные вещества в водоемы. Качество основных крупных рек России оценивается как неудовлетворительное. Около 80% сточных вод, сбрасываемых предприятиями в реки, не подвергаются очистке. В воду попадают излишки удобрений с полей, вызывающих эвтотрофикацию водоемов (изменяется химический состав воды, бурно разрастаются водоросли в озерах и водохранилищах, нарушается биологический круговорот веществ).


I. Определение степени загрязнения водоема по внешнему виду.

 По требованию ГОСТа водоемов, на поверхности воды недопустимо присутствие плавающих пленок, нефтепродуктов, масел, жиров и других примесей. Они препятствуют аэрации воды, тормозят процессы самоочищения, снижают интенсивность фотосинтеза.






Таблица степени загрязнения водоема
Баллы

Характеристика загрязнения

0

Отсутствие пленок и пятен.

1

Отдельные пятна и серые пленки на поверхности воды.

2

Пятна и иррадирующие пленки.

3

Отдельные примазки нефти на берегах и прибрежной растительности.

4

Нефть в виде пятен и пленок покрывает большую часть поверхности водоема. Берега и прибрежная растительность вымазаны нефтью.

5

Поверхность водоема покрыта нефтью.

Водоем на территории Силинского парка имеет степень загрязнения 0 баллов.



Почвенный мониторинг.

 В крупных городах состояние почвы оценивается по следующим показателям:

  • загрязнение тяжелыми металлами;

  • загрязнение бытовыми и промышленными отходами;

  • загрязнение нефтепродуктами;

  • радиационное загрязнение;

  • загрязнение пестицидами и др.

Серьезную озабоченность вызывают свалки промышленных и бытовых отходов, многие из которых токсичны.


Задание.

Определите наличие нитратов в почве с помощью химических реакций.


 При внесении азотных удобрений нитраты в растениях под действием ферментов превращаются в белки – безобидные органические соединения. Когда же удобрений слишком много, растение не справляется с их переработкой, и нитраты скапливаются в них. Установлено, что нитраты, накапливаясь в организме человека, подавляют дыхание клеток, организм задыхается. Это выражается в снижении работоспособности, головокружении, потере сознания. В организме человека нитраты могут превращаться в нитрозамины, способствующие образованию злокачественных опухолей. Они могут быть причиной 70-90% случаев онкологических заболеваний.


Задание.

Определить наличие нитратов в почве, взятой со свалки (проба № 1) и огорода (проба № 2).


Ход опыта.

В пробирки №№ 1, 2 с почвенной вытяжкой прилили 5-10 капель гидроксида натрия и 25-50 мл цинковой пыли. Смесь нагрели. – пыль, восстанавливает нитраты до аммиака:

Выделяющийся аммиак обнаружен в пробах №№ 1, 2 по покраснению фенолфталеиновой бумаги. Далее, в пробирки поместили несколько капель испытуемого раствора и кристаллы сульфата железа (II) величиной с булавочную головку, после чего медленно прилили по стенке пробирки 2 капли концентрированной серной кислоты . Образовалось два слоя жидкости. В пробе № 2 появилось бурое кольцо на границе раздела двух слоев жидкости. Это свидетельствует о наличии нитратов в почве. В пробе № 1 нитратов не обнаружено.


Обнаружение солей металлов.

В пробирки с почвенными вытяжками добавили , нагрели. В остывший раствор добавили роданит аммония. Цвет раствора в пробе № 2 изменился, приобрел желтоватый оттенок. Следовательно, в почве содержатся в небольшом количестве тяжелые металлы ( ). В пробе № 1 цвет раствора стал ярко-оранжевым. Это свидетельствует о наличии в почве, взятой со свалки, растворимых солей металлов в большой концентрации.


Определение pH среды.

Оба раствора имеют слабокислую среду ( ).


Вывод: Исследования подтвердили загрязнение мест несанкционированного сброса мусора тяжелыми металлами. В почве, взятой с огорода были обнаружены нитраты.


Скачать

© 2020, 357 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!