Просмотр содержимого документа
«Экологические проблемы современности»
Отдел образования, спорта и туризма
Волковысского районного исполнительного комитета
ГУО «Средняя школа №8 г. Волковыска с польским языком обучения»
Проект
«Музей леса и природы»
«Экологические проблемы современности»
«Изучение формирования лесных массивов Республики Беларусь, возобновление лесных ресурсов»
Волковыск, 201 8
Обоснование проекта
Человек – это часть природы и, разрушая природу, он разрушает свое будущее, будущее своих потомков.
«Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», и пересесть из него просто некуда»
Антуан де Сент – Экзюпери
Проблема:
- Имеются пробелы в экологическом воспитании. У детей нет представления о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; о неразрывной связи человека и природы.
- Люди не соблюдают правила поведения в лесу.
Актуальность:
- Обострение экологической проблемы в мире диктует необходимость интенсивной работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.
- Важно развивать интерес к изучению природы родного края, расширять знания о растениях и животных леса, их внешнем виде, повадках, приспособленности к жизни, взаимосвязях.
- Воспитывать чувства гордости за родную природу, бережного отношения к ней.
Цель проекта: - экологическое образование учащихся на основе углубленного изучения лесного биогеоценоза. - привлечение внимания детей к возможности решения сложных экологических проблем, осознание ими необходимости личного посильного вклада каждого человека в сохранении окружающей среды путем создания музея.
Основные задачи проекта:
- Усвоение учащимися знаний о биогеоценозе леса, основных его компонентах и связях между ними.
- Формирование у учащихся представлений о многообразии живых организмов лесов Беларуси.
- Формирование у учащихся понятий о рациональном, научно-обоснованном использовании лесных ресурсов с учетом особенностей лесных экосистем края.
- Развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений, связанных с изучением и благоустройством местного леса.
- Овладение учащимися некоторыми практическими умениями и навыками, необходимыми для организации научно-исследовательской деятельности.
Условия реализации проекта
1. Соблюдение принципа «Музей для детей, руками детей и взрослых».
2. Наличие эффективной системы взаимодействия руководителя и актива музея с учащимися и их родителями и другими социальными партнёрами, спонсорами.
3. Создание, совершенствование и дальнейшее развитие материальной базы музея.
4. Постоянное пополнение библиотеки и видеотеки музея.
5. Техническое оснащение музея.
6. Регулярное проведение выставок и экскурсий в соответствии с планом работы музея.
7.Создание сменных экспозиций.
8. Участие в деятельности музея учащихся разных возрастов.
9. Исследовательская работа учащихся . Участие учащихся в конкурсах разного уровня.
Результаты реализации проекта
В результате работы над проектом учащиеся знают :
- Значение леса в природном комплексе и в жизни населения страны.
- Структуру лесного биогеоценоза: основные компоненты и связи между ними.
- Типичные в лесных сообществах виды растений, животных, грибов, лишайников.
- Факторы антропогенного воздействия на лесной биогеоценоз.
- Учащиеся умеют :
- Объяснять особенности характерных экологических групп растений и животных в лесах края.
- Прогнозировать ближайшие последствия антропогенного воздействия на лес в своей местности.
- Выдвигать предположения и формулировать экологические проблемы, связанные с местным лесом.
- Ухаживать за молодыми растениями леса в питомнике ГЛХУ «Волковысский лесхоз».
- Пропагандировать природоохранную деятельность через организацию и проведение экологических уроков и экскурсий в школьном музее леса и природы, а также в лесных массивах Волковысского района.
ГЛХУ «Волковысский лесхоз
Волковысское лесничество
Разделы экспозиции:
- 1. Лес и человек
- 2. Природа нашего края
- 3. Этнография и быт
- Количество экспонатов: 200
Из всех растительных ресурсов Земли самое важное значение в природе и жизни человека имеют леса. Они больше всего пострадали от хозяйственной деятельности и раньше других стали объектом охраны. Леса – восстановимые природные ресурсы. Их рациональное использование основано на экологических законах сохранения, восстановления и изменения растительных сообществ. Древесные насаждения очищают воздух городов и поселков от пыли, вредных газов, копоти, защищают жителей от шума. Многие хвойные деревья выделяют особые вещества – фитонциды, убивающие болезнетворные микроорганизмы. Содержание пыли на зеленой улице в 3 раза меньше, чем на улице без деревьев .
Лес используется в различных отраслях народного хозяйства, он служит источником химических веществ, получаемых при переработке древесины, коры, хвои.
Лес поставляет сырье для получения свыше 20 тыс. изделий и продуктов. Почти половина производимой в мире древесины расходуется на топливо, а треть идет на производство строительных материалов.
Дефицит древесины остро ощущается во всех промышленно развитых странах. В последние десятилетия большое значение приобрели леса рекреационных и санитарно-курортных районов.