СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологические группы птиц

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме"Экологические группы птиц" провела в 7 классе. На уроке используется кроссенс на всех этапах урока: для актуализации знаний обучающихся, при изучении  и закреплении материала. В качестве домашнего задания  предлагается обучающимся составить кроссенс по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Экологические группы птиц»












Методическая разработка урока



по теме: «Экологические группы птиц»

















Муллахматова Зимфира Минихановна,

учитель Бырминский филиал/


МБОУ «Калининской СОШ

имени Героя Советского Союза Ф.П. Хохрякова»

2021 г



Урок биологии в 7 классе по теме «Экологические типы птиц»

Цель урока: обобщить знания о среде обитания и приспособленности птиц к ней, формировать умение работать с информацией.

Планируемые образовательные результаты:

- Личностные - принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

-Метапредметные:

познавательные – научатся выявлять приспособления организмов к среде обитания;

коммуникативные - научатся слушать собеседника и вести диалог; вступать в речевое общение; договариваться и приходить к общему решению в совместной групповой работе;

регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу урока; принимать инструкцию педагога и четко следовать ей;

Предметные: умение делать выводы на основе сравнения, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Оборудование: таблица «Экологические группы птиц», фотографии птиц на слайдах презентации, инструктивные карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний по теме.

Инструкция. Посмотрите на кроссенс. Предположите, какую тему урока мы сегодня будем изучать. Почему?



  1. Постановка учебной задачи.

Целью нашего урока является изучение экологических групп птиц в связи с различиями условий их обитания. Каковы приспособления птиц к этим условиям?

Учитель: Глядя на различных птиц, невозможно спутать древесных и водоплавающих, лесных и степных птиц. По тому, в каких местах живут птицы и чем питаются, они объединяются в экологические группы.

Вопрос. Что называют экологической группой животных?

Экологическая группа – группа животных, у которых в данных условиях существования выработались определённые, общие черты строения и поведения. По каким признакам может производится отбор? (по типу питания, по месту обитания, гнездования).

По типу питания

По местам обитания

Растительноядные птицы

Водоплавающие птицы

Насекомоядные птицы

Птицы побережий водоёмов и болот

Хищные птицы

Птицы степей и пустынь

Всеядные птицы

Птицы леса

Падальщики

Птицы открытых водных пространств

4.Самостоятельная работа с кроссенсом.

Прочитайте информацию об экологических группах птицах по таблице. Выполните следующие задания по инструктивной карточке.

1.Определите черты приспособленности данных птиц к среде обитания.

2.Рассмотрите формы клювов, лап, оперения птиц.

3.Сделайте вывод о принадлежности рассмотренных птиц, к данной экологической группе.






Экологическая группа птиц по месту обитания


Виды птиц


Образ жизни и приспособления к месту обитания

Птицы леса

Дятел, синица, клёст, королёк, тетерев, рябчик, глухарь, поползень, синица

Укороченные закруглённые крылья, длинные хвосты. Это позволяет птицам быстро взлетать и лавировать между деревьями, Крепкие ноги у куриных, тонкие лапки с острыми коготками у синиц, длинный тонкий клюв Крепкий хвост у дятла.

Птицы степей и пустынь

Дрофа, журавли, страусы.

Сильные ноги и длинная шея позволяет им вовремя заметить опасность и скрыться от врагов. Растительноядные, насекомоядные.

Птицы побережий, водоёмов и болот

Цапля, ходулочник, аист, кулики, вальдшнеп, бекас, фламинго

Длинные тонкие ноги и шея, большой клюв. Эти особенности дают им возможность, добывая корм, сохранять туловище от намокания. Есть особый пух, который превращается в порошок, покрывающий перья, защита от намокания. Хищники

Водоплавающие птицы

Утки, гуси, лебеди, чомга, утка – кряква, утка – мандаринка, серый гусь, лебедь-шипун, чирок.

Уплощённое лодкообразное тело, перепонки на лапах, а ноги сдвинуты далеко назад, клюв широкий (цедильный аппарат), оперение густое, водоотталкивающее, сильно развит пух и подкожный слой жира. Всеядны.

Птицы открытых водных воздушных пространств

Буревестник, альбатрос, чайки-поморники, бакланы, пеликаны, фрегаты.

Длинные широкие крылья, планирующий полёт, клювы с загнутым концом. Хищники. Хорошие ловцы рыбы, ныряют. Много времени проводят в открытом море.

5.Проверка результатов работы по кроссенсу.



6.Рефлексия.

-Что сегодня на уроке мне понравилось больше всего?

-Самым сложным для меня сегодня было….

- Сегодня я понял……

- Какие выводы ты сделал для себя?

7. Домашнее задание. Составить кроссенс по конкретной одной группе птиц.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!