СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая тропа в природе.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

История организации познавательных маршрутов в природе насчитывает уже более полувека. В разных странах они называются по-разному: тропа природы, научная трасса, естествоведческая тропа. Как правило их маршруты прокладываются по самым интересным, а нередко и уникальным уголкам природы.

Назначение учебной экологической тропы состоит в том , чтобы создать условия для воспитания экологически грамотных людей , для формирования экологической культуры поведение человека в окружающей среде. Причём на этой тропе в роли воспитателей (и воспитуемых одновременно) выступает молодёжь разного и особенно школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Экологическая тропа в природе.»

Содержание.



1. Введение


    1. История создания экологических троп.

    2. История создания экологических троп в Республике Башкортостан.


2. Методические требования к созданию экологических троп.


2.1 Назначение учебной экологической тропы.

2.2 Выбор маршрута и его протяженность.

2.3 Состав экскурсионных объектов.

2.4 Организация и оборудование экологической тропы.



3. Создание экологической тропы учащимися МОБУ СОШ №1 с.Архангельское, Архангельского района, Республики Башкортостан.


3.1 I станция «Дорогие друзья».

3.2 II станция «Лес».

3.3 III станция «Вода – начало всех начал».

3.4 IV станция «Муравьи».

3.5 V станция «Липа».


4. Заключение.


5. Литература.


6. Приложения.
















1.1 История создания экологических троп


История организации познавательных маршрутов в природе насчитывает уже более полувека. В разных странах они называются по-разному: тропа природы, научная трасса, естествоведческая тропа. Как правило их маршруты прокладываются по самым интересным, а нередко и уникальным уголкам природы. Такие маршруты начали создаваться в Прибалтике. Широкое распространение они получили в Эстонии.

По опыту создания прибалтийских троп, аналогичные познавательные маршруты начали прокладываться и в разных уголках нашей страны. Инициаторами их создания чаще всего выступают молодёжные и студенческие организации. Примером может служить разработанный молодыми учёными и студентами МГУ проект тропы «Матвеевский лес» на окраине Москвы, а так же тропа Бажукова в 40 км. к юго-западу от Екатеринбурга. Она создана силами студентов дружины по охране природы Уральского государственного университета, при участии студентов МГУ. На этой тропе путешественников ожидают неповторимые по красоте памятники природы: пещеры, гроты, отвесные скалы и глубокие провалы.

Основную цель троп природы специалисты видят во взаимосвязи трёх компонентов: рекреации, обучения и воспитания. При этом в задачу обучения входит расширение естественно-научного кругозора посетителей. А воспитание направлено на формирование у посетителей тропы чувства любви к природе, заинтересованности в её сохранении, личной ответственности каждого за её судьбу. Выдвинуты бесспорно правильные социальные задачи создания учебных троп, проведена разработка педагогических приёмов воздействия на личности во время прохождения тропы.

Концепция становления и развития ответственного отношения личности к окружающей природной среде раскрывает исключительную сложность этого процесса, не сводимого лишь к накоплению естественно-научных знаний и созерцанию природной среды. Только сочетание научных знаний с личным участием в деятельности по защите, уходу или улучшению окружающей природной среды и пропаганде идей по оптимизации отношений человека с природой приводит к формированию готовности и потребности ответственно относиться к окружающей среде. Одним из перспективных направлений для развёртывания такой педагогически организованной деятельности учащихся является создание учебных экологических троп.







1.2 История создания экологических троп в Республике Башкортостан


Элементы экологических троп были всегда, а система начала формироваться в 1985-1986 годах.

Первая оборудованная тропа была создана в Иштиряковской восьмилетней школе Фёдоровского района учительницей географии Сайфуллиной Лилией Нурфаизовной, которая создала полную экологическую тропу в 1985 году.

На тропе были лес, родник, озеро на котором живут лебеди. Начиналась тропа у истока реки Ашкадар и далее шла по долине реки до Лебяжьего озера. Имеются заповедные места, где растут целые поляны растений, которые занесены в красную книгу Башкортостана: гладиолус, лилия и других. Ученики пройдя по этой тропе, систематизируют все знания, полученные на уроках географии, биологии и других.

Вторая экологическая тропа была создана в средней школе №4 города Бирска учителем Киселёвым Валерием Васильевичем, большим любителем природы. Он первым в республике начал работу по практической экологии, создав две экологические тропы. В Бирском районе он вместе с учащимися нашёл и описал 10 ботанических, 4 геологических, 4 гидрологических, орнитологический, энтомологический памятники природы, большинство их них станут памятниками республиканского значения.

Эта же тема «Экологическое образование и воспитание» имеет результативность и у других учителей республики:

- Хуснутдинова Сабиля Набиевна – Ново-Васильевская СШ Бижбулякского района,

-Хохлова Елена Васильевна – СШ№10 г.Учалы

-Маликов Ахат Арсланович - Биккарамалинская СШ Давлекановского района,

-Юсупова Сания Хамитова - Ст.-Куручевская СШ Бакалинского района,

-Аникина Мария Михайловна - СШ №8 г.Туймазы,

-Загангиров Венер Абдрахманович - Шингак-Кульская СШ Чишминского района,

-Вежбицкая Галина Николаевна - СШ №20 г.Белорецка,

-Валиохметова Сания Карамовна - учитель-методист СШ №3 пос.Чишмы,

-Байдавлетов Урал Мухаметович - Садовая НСШ Хайбуллинского района,

-Кинзябаева Аниса Нуховна - Аптраковская СШ Мелеузовского района,

-Макулова Гузель Анваровна - СШ №92 г.Уфы,

-Бикбердина Руфа Харасовна - Баймакская СШ-интернат,

-Суворова Валентина Павловна - Краснобашкирская СШ Абзелиловского района.







2. Методические требования к созданию

экологических троп.

2.1 Назначение учебной экологической тропы


Назначение учебной экологической тропы состоит в том , чтобы создать условия для воспитания экологически грамотных людей , для формирования экологической культуры поведение человека в окружающей среде. Причём на этой тропе в роли воспитателей (и воспитуемых одновременно) выступает молодёжь разного и особенно школьного возраста.

Учебная экологическая тропа имеет ряд отличий от познавательных троп природы. Эти отличия касаются вопросов организации тропы, набора расположенных на ней объектов, а так же методов пропагандисткой работы с различными категориями посетителей.

Учебная экологическая тропа рассчитана на три категории посетителей:

1)Педагогов и воспитателей

2)Студентов университетов и педвузов, учащихся общеобразовательных школ и техникумов.

3)Отдыхающих граждан и детей старших групп дошкольных учреждений.

Первая категория слушателей на такой тропе приобретает опыт образовательно-воспитательной работы с детьми в природных условиях.

Вторая категория слушателей овладевает на тропе частью учебно-программного содержания:

- изучает объекты и явления природы;

- познаёт виды природопользования;

- приобретает опыт оценок характера взаимодействия человека и природы, умение пропагандировать идеи охраны природы среди населения.

Третья категория слушателей знакомиться с природными условиями края, расширяет свой естественнонаучный кругозор.

Экологическая тропа – это учебно-просветительный кабинет в природных условиях. Этим определяется и ряд требований к её организации: выбору маршрута и его протяжённости, взаимодействию организаторов тропы с землепользователями территории, по которой пролегает тропа, составу экскурсионных объектов для посетителей и методических рекомендаций для учителей и экскурсоводов.

Выбор маршрута и его протяженность

Принципы выбора маршрута тропы :

1)Доступность марширута для оперативного посещения учащейся молодежи;

2)Достаточная посещаемость зоны маршрута тропы местным отдыхающим населением;

3)Эмоциональная насыщенность и информационная емкость маршрута.

Общая протяженность учебной экологической тропы, как показывает накопленный опыт работы, должна соответствовать возможности прохождения её за 3 часа экскурсионного времени. Ориентировочно это маршрут длиной до 2-х километров.Это самые продолжитльные экскурсии, рачитанные на педагогов, воспитателей, студентов. для детей младшего возраста экскурсия планируется лишь на части учебной тропы, которую можно пройти за 40-60 минут, дети школьного возраста проходят весь маршрут тропы, но при этом в изучении включается не все экскурсионне объекты - в итоге общая продолжительность экскурсии составляет 1.5 часа, для старшеклассников экскурсия ведется по всему маршруту тропы, но уже но уже с более полным обзором экскурсионных объектов, её продолжительность около 2 часов. для отдыхающих, в зависимоти от сотавы группы и интереса посетителей, продолжительность экскурсии колеблется от 1.5 до 2.5 часов.

Таким образом продолжительность экскурсииотпределяется возрастным и социальными особенностями экскурсантов, протяженностью маршрута, а также набором объектов, которые включаются в изучении лишь ознакомление.


Состав экскурсионных объектов.

Важнейшим условием создания учебной тропы является обеспечение её информативности. условно можно выделить позновательную, просветительную и предписывающую информацию. Каждому её виду соответствует "свои" зрительные объекты на маршруте тропы.

Источником познавательной информации являются сообщения экскурсовода при знакомстве группы с натуралистическими объектами: растениями, живонтными, рельефом местности, почвы, горными породами и другими элементами живой природы. Опыт показывает, что наибольшей популярностью у детей и взрослых посетителей тропы пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Именно эти объекты природной среды подвергаются к наибольшему антропогенному воздействию, особенно в зонах рекреации. Часто причиной безответственного отношения к живой природе является отсутствие элементарных экологических знаний. Поэтому важное значение в повышении экологической грамотности посетителей тропы имеет знакомство их с законом живой природы, действие которых и обеспечивает сохранение экологических условий жизни в окружающей среде.

При выборе маршрута тропы необходимо стремиться к тому, чтобы он охватил не только уникальные, но и типичные объекты лесной природы(разнообразные типы растительных сообществ, водоемы, формы рельефа).

Спецефическим объектом является памятник природы. Он соединяет в себе естественную и историческую ценность. например, вековые деревья являются свидетелями исторических событий или ровесниками выдающихся людей нашей Родины.

Для развертывания просветительной информации экскурсовод использует в качестве зрительного образа все видимые с тропы элементы антропогенного ландшафта.Это могут быть разнообразные транспортные магистрали (дороги, трубопроводы, линии электропередач), сельскохозяйственные угодья, архитектурное сооружение(в т.ч памятники истории и культуры), водные источники, заповедные территории, сама зона рекреации как один из видов природопользования и т.п.

Носителем предписывающей информации на тропе являются специально установленные информационные щиты и знаки. Они изготавливаются из досок толщиной 5-6 см. Тексты, рисунки и символы вырезаются или выжигаются, затем доски покрываются бесцветным лаком и устанавливаются на декоративно оформленных столбах. Щиты с текстами продумано "Вписываются" в окружающую среду вдольс маршрута тропы через 100-150 метров. Они помогают организовать движение посетителей по заданному маршруту и служат источником информации при самостоятельном прохождении тропы. Можно выделить несколько типов текстов для установки на экологической тропе:

-общий укащатель и схема тропы;

-правила и нормы поведения на тропе;

-лозунги и призывы;

-научные сведения об отдельных природных объектах и явлениях;

-сведения о памятниках природы и культуры, расположенных в зоне тропы;

-поэтические тексты, рисунки об отношениях человека с природой.

Учебные экологические тропы расчитаны на прохождение экскурсантами трех вышеназванных категорий посетителей, преимущественно из местного населения. Поэтому возникает необходимость периодически обновлять содержание информационных щитов.

Такое оформление тропы впервые было осуществлено в Измайловском лесопарке города Москвы учащимся школы №446.

Организация и оборудование экологической тропы.

Большую воспитательную роль играет сам процесс организации экологических троп. Опыт показывает, что инициаторами организациитаких таких троп, как правило, выступают взрослые:ученые, педагоги, журналисты, общественные деятели, лидеры студенческих коллективовв. Они создают инициативную группу по организации учебной тропы. В неё желательно привелеч учителей разных предметов, стршеклассников, студентов, родителй, представителей различных общественных органирзаций-общества охраны природы, педагогического общества и др.

ВУажнейшим этапом в создании учебной экологической тропы являеься принятие официального документа, котрый даёт юридическое право на её организацию. Такой документ издает организация - землепользователь той территории, по которой намечается продолжить тропу. Так, если землей распоряжается местный Совет народных депутатов, то он принимает соответствующее решение. Если маршрут будет проходить по землям колхозов и других ведомственных организаций, то их дирекцией издается соответствующий приказ. В этих документах указываются организации, ответственные за оборудование и последующее поддержание тропы в хорошем состоянии, а также режим пользования тропой.

работа начинаетася с прокладки на местности маршрута тропы и составления крупномасштабной карт - схемы, целесообразно провести обследование местности радиусом 50 м. от полотна тропы, чтобы выявить и картировать интересные объекты экскурсионные или наметить места для их последующего создания. этим могут заняться учащиеся, котрые увлекаются картографией, и хотя она и выполняется в порядке в порядке внеклассных занятий, в своей основе является закреплением программного материала курса физической географии VI-VIII классов. Желательно, чтобы постоянным консультантами этой рабочей группы были учителя биологии, истории, труда. По мере необходимости для консультации могут привлекаться местные специалисты.

После изготовления карты-схемы на один из экземпляро наноситься обозначение всех имеющихся на местности объектов экскурсий. На другом экземпляре карты обозначаются те объекты, котрые планируется создать в ходе оборудования тропы. Предварительно инициативная группа совместно с консультантамт тщательно обследует тропу и выявляет места установки информационных досок, экологических знаков и указателей, оборудования, обзорных точек, мостиков, переходов, мест отдыха и т.п.

На посетитлей тропы разного возраста положительный воспитательный эффект оказывает ознакомление с резльтатами труда школьников по защите и улкчшению природного окружения. Поэтому, целесообразно, чтобы вдоль маршрута тропы учащиеся выполняли разнообразные общественно-полезные дела природоохранительного характера. С этой целью можно рекомендовать создание микрозаказников для насекомых, площадок с исскуственными гнездовьями и кормушками для птиц. Их успешно можно использовать для проведения исследовательской работы школьников в рамках программных и внеклассных занятий. Полученные результаты используются экскурсоводами для экологического просвещения посетителей тропы.

одной из задач экологического образования является формировани ответственного отношения к запасам лекарственных растений, к редким и исчезающим видам растений. На внеклассных занятиях школьники могут заложить в зоне маршрута серию ботанических площадок. На них с учетом экологических требований высаживаются лекарственные, редкие или исчезающие виды растений, характерные для данной местности.

Хорошо известно, как разрушают природную среду обугленные пятна кострищ.Особенно много их в зонах неорганизованного отдыха. Наблюдения показывают, что большинство любителей посидеть у костра на природе не владеют навыками оборудования чага и последующего восстановления почвы на месте горевшего огня. С целью пропагандирования этих навыков как элемента экологической культуры поведения в природе полезно оборудовать в зоне маршрута тропы показательно место отдыха с очагом.

Вся перечисленная работа проводиться в воспитательных целях в определенной последовательности. Школьники гордятся своим участием в настоящем деле и, что особенно важно, не разрушают плоды своего труда своих товарищей.








Создание экологической тропы учащимися МОБУ СОШ №1 с.Архангельское, Архангельского района, Республики Башкортостан.


Экологическая тропа, проложенная учащимися школы, была создана весной 2016 года. Задумка создания экологической тропы родилась ещё весной 2015 года. На подготовку, сбор материала ушёл почти год. Руководителем этой «операции» является учитель географии и биологии МОБУ СОШ №1 с. Архангельское Рыжикова Татьяна Зиновьевна. Была создана инициативная группа по созданию экологической тропы, в состав которой входили большей частью учащиеся, учителя а также родители.

Длина экологической тропы составляет 2км. Пройдя по ней, можно увидеть разные формы рельефа: равнинную местность, овраги, склоны, выходы грунтовых вод на поверхность и т.д.

Учащиеся, под руководством учителя, изготовили и установили информационные щиты разнообразной формы. Щиты дают научную информацию о деревьях, кустарниках, травах, птицах и животных леса, об образовании подземных вод, о почвах.

Начинается тропа щитом, на котором изображена карта-схема всей экологической тропы, с названием станций и небольшой текст-обращение (рис №1).


I Станция


Дорогие друзья!


Мы дарим вам эту тропу, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали как живёт и чувствует себя природа в начале бурного XXI века.

Это учебная тропа. Мы хотим, чтобы у каждого, кто пройдёт по ней, укрепилось желание сохранить и защитить природу нашего края от безумного и неразумного обращения.

Друзья! Пожалуйста, ведите себя аккуратно в гостях у природы.

Помните: бумага, брошенная вами, будет лежать больше двух лет,

консервная банка – 30 лет,

полиэтилен – 200 лет,

стекло – более 1000 лет.


II Станция

Лес

Леса - это величайшее творение природы, краса и гордость нашего края! Леса улучшают гигиенические своства атмосферы. в лесу степень ионизации кислорода в 5-10 раз выше, чем в городе. Многие растения обильно выделяют фитонциды, убивающие микробов. шум листвы ласкает наш слух, а разнообразие крсок и форм дает отдых нашим глазам. Все это благотворно действует на нашу нервную систему, быстро снимает усталость.

одним из представителей нашго совхоза является дуб черешчатый - патриарх наших лесов, вырастает он до 40 метров высотой, а в диаметре достигает - 1. метра, живет от 500 до 1000 лет, начинает плодоносить с 40 - 60 летнего возраста. обильное плодоношение повторяется через 5-7 лет. В нашем лесу погибает от вытаптывания молодая поросль этого растения, высыхает каждое третье дерево. Пожалуйста, не прокладывайте новых тропинок! Берегите лес!


III Станция

Вода - начало всех начал.

Давайте взглянем на карту. Наша планета названа по явному недоразумению: нана сушу приходиться 1/3 её территории, все остальное -вода!

когда-то давно этой воде зародилась жизнь, а потом живые существа вышли на сушу, приспособились к новой среде.

Появился человек, выросли поселки, города, задымились трубы заводов. И люди стали замечать, что воды стало катострофически не хватать!

А ведь мы привыкли, что в любое время мы можем получит нужное нам количество воды. Подсчитано, что на одного жителя нашей страны, особенно жителей городов, требуется ежедневно до 400 литров воды.

Огромное количество воды требуется для промышленных целей: для выплавки чугуна 1 тонны - 300 куб.м., никеля - 4000 куб.метров.

А сколько воды необхадимо для выращивания сельскохозайственных культур!

Мы давно нашли планету.

Широко шагает новый век

На Земле уж белых нету.

Черные сотрешь ли, человек?


IV Станция

Муравьи

В наших лесах муравьи - одни из самых полезных насекомых. наибольшую пользу приносят рыжие муравьи. В этом можно убедиться, наблюдая за выращивающимися к муравейнику его обитателями и определяя его количество насекомых вредителей, ставших их добычей за "рабочий день".

Муравьи улучшают плодородие лесной почвы. Установлено, что деревья, корни которых попадают в зону влияния гнезда, быстро разрастаютс, используя накапливаемые под муравейником питательного вещества. Около муравейников гораздо лучше развит живой надпочвенный покров: масса травостоя вокруг муравейника выше в 5-8 раз. здесь развивается растительность, требовательная к плодородию почвы.

Сами муравьи служат пищей многим позвоночным. Муравьями питаются певчие птици, лесные, куриные. без муравьев невозможно нормальное развитие

тетеревов и рябчиков.

следует помнить, что любое повреждение муравейника резко снижает активность муравьев в уничтожении вредных насекомых!


V Станция


ЛИПА


Липа мелколистная - царица наших лесов! Высокостволье дерево с густой кроной. Листья округлые со слабосимметричным сердцевидным основанием, остропильчатым краем, сверху темно-зеленые, голые снизу - сизовато - зеленые с пучками рыжеватых волосков по углам жилок. Цветы - желтовато-белые.

Липа - главный лесообразователь наших лесов, входит в состав широколиственно-хвойных лесов. Прекрасный медонос, цветы применяются в качестве потогонного средства, при простудах, а также приготовлении ликеров и шампанского; дуб идет на мыло, мочалки, для изготовления рогож, кулей. мягкая древесина идет на изготовление кадок, корыт, мебели и на другие изделия.

Экскурси. по нашей экологической тропе проводит в основном учитель геграфии, а также участие принимают учащиеся старших классов и члены геграфического кружка.

Школьная экологическая тропа - эффективная форма экологического образования и воспитания учащихся.

В заключении хотелось бы отметить, что экологическая тропа помогает эффективно реализовать ряд основных положений общего образования молодежи:

1. Повысит научный уровень образования, так как знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны с программным материалом. При это особенно важно, что дети учаться применять знания в комплексе, познавая неразрывное единство природной среды и человека.

2. Кренкритизировать связь обучения с жизнью, с трудом людей. Высшее проявление связи обучения с жизнью - реальное участие школьников в систематическом уходе, защите и улучшении общего состояния и отдельных объектов экологической тропы.

3. Гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения и воля, которые формируются в ходе занятий на учебный экологической тропе, направлены на решения человека с окружающей средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе - пока единого места, где чтольники в реальной ситуации организованно выступают в роли пропагандистов экологических норм и правил, в том числе и срдеи взоослого населения.








Заключение.


Каждую минуту на земном шаре исчезает несколько десятков гектар леса. Ежедневно прекращает своё существование один вид животных, главным образом насекомых. Отравляются реки, озера, даже моря. Воздух, которым мы дышим, уже далеко не так чист, как раньше, и все меньше и меньше в нем кислорода. А человечество все растет и растет. Индустриализация ускоряет темпы. Если так пойдет и дальше, то что же будет? Конечно хорошо, что мы осознали это, забили тревогу. Честно взглянули в лицо и верим , что разум восторжествует, поэтому что это в наших силах, но благих пожеланий мало. Надо действовать, но как?

Каждому человеку, особенно с малых лет, необходимо постичь искусство общения с природой, научиться правильно хозяйствовать на земле. Здесь нельзя обойтись без экологических знаний. И первые шаги к познанию экологии делаются в школе.

В работе показаны теоретические основы экологического образования и воспитания, историко- краеведческого подхода к экологическом воспитании- это одно из самых важных направлений в обучении.

Одно из основных причин незрелости экологического сознания людей нужно считать недостаточно эффективную систему экологического воспитания и образования населения.

Сегодня жизненно необходима экологизация всех сфер общественной жизни. И прежде всего, конечно, должен быть экологизирован сам человек во всех сферах его деятельности: в производстве, быту, в воспитании и обучении.

Наиболее глубокие и полные знания об экологических процессах должна дать соответствующая система образования на основе единой программы, предусматривающей ступенчатые нарастание информации, усваиваемой учащимися.

Особая сложность заключается в том, что процесс формирования экологического сознания должен охватить все категории населения, а ведь им свойственны далеко не одинаковые возможности восприятия экологических знаний.

Вот почему необходим самый широкий спектр методических и дидактических приемов: от преимущественно образной и наглядной формы сообщения знаний до концептуально- теоретической.

Но дело в том, что сидя только за школьной партой, нельзя познать всех премудростей экологии. Начальные знания, полученные в школе, нужно подкреплять практической работой. Форм и методов этой работы много, каждый выбирает то, что ему по душе. И одной из таких форм является учебная экологическая тропа. Мы призываем всех учителей создать у себя в школе экологическую тропу. И приводим пример создания экологической тропы на базе МОБУ СОШ №1 с.Архангельское, Архангельского района Республики Башкортостан.


Литература

1. Актуальные проблемы педагогики и народного образования. М., НИИОП АПИ СССР, 1990г.

2. Ахмедов Р. Слово о реках, озерах и травах. Уфа, Башкнигоиздат, 1984 г.

3. Бацавичене Д.Ю. Экологическое воспитание в кружке. Охрана природы. "Химия в школе", №2, 1984 г.

4.Башкирия туристская. путеводитель.Уфа, 1985 г.

5. Бобылева Л.Д. Практическая напрвленность экологического воспитания младших школьников. Владимир, 1989 г.

6 Болотов Н. Лес в шаней жизни. М., 1976 г.

7.Гайнуллина В. Виноват ли учитель"Природа и человек", №9, 1989 г.

10.Добинько П. Биосфера и место в ней человека. М., 1968 г.

11.Добрецова А.В. Игра как средство экологического образования."Биология в школе", №3, 1989 г.

12. Дуденко Н.П. Историко-краеведческий подход в экологическом воспитании школьников. "Советская педагогика", №9, 1989 г.

13 Жесткова Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся. "Начальная школа", №10-11, 1989 г.

14.Захлебный Н., Суравегина Н. Учебные тропы природы. М., 1989 г.

15. Захлебный А. На экологической тропе. М., 1986 г.

16. Денисова Т.В. Участие школьников в охране водных ресурсов. "Школа и произвдство", № 7, 1984 г.

17. Захлебный А., Суравегина И. Экологическое воспитание школьников во внекласной работе (Псособие для учителя), М., 1984 г.

18. Зверев И., Захлебный А. Экологические знания: на уроках и после уроков. "Народное воспитание", № 2, 1985 г.

19. Зеленая книга Урала (под ред. Е. Кучерова). Уфа, 1990 г.

20. Китанович Д. Планета и цивилизация в опасности. М., "Мысль", 1985 г.

21. Красная книга Башкирии. Уфа, 1984 г.

22. Куликова Г. Юному лесоводу. М., 1987 г.

23. Кучеров Е, Кудряшов И., Максютов Ф. Памятники природы Башкирии. Уфа, 1987 г.

24. Лес и человек. Иллюстрированный ежегодник. М., 1980 - 1990 г.

25. Сайфуллина Л., Гильманов Ж. Методические рекомендации по созданию учебных экологических троп. "Учитель Башкирии" (на башк. яз.), № 2, 1987 г.

26. Создание и работа на учебной экологической тропе (методические рекомендации). ВООП БИУУ, Уфа, 1989 г.

27. Соловьев С. Воспитывать у школьников бережное, заботливое отношение к природе. "Воспитание школьников", № 2, 1984 г.

28. Состояние окружающей среды в РБ. Доклад председателя Госкомприроды РБ.

29. Фомина С.И. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в экологическом воспитании младших школьников. М., 1990 г.

30. Чирусов Э. Опасность "дыр" в экологическом воспитании школьников. "Народное образование", № 4, 1989 г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!