ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
Выполнила:
студентка группы НК-22
Сергеева Елизавета Алексеевна
Руководитель:
Скороходова Ольга Валентиновна
Тольятти, 2019 г.
Учебная экологическая тропа – это специально организованный маршрут на местности, для проведения учебной и пропагандисткой природоохранной работы.
Местонахождение: территория школьного двора.
Назначение тропы: обучение.
Краткое описание границ маршрута: изучаемые объекты тропы находятся на территории и вблизи школьного двора.
Цель: Формирование знаний о деревьях и некоторых зоологических объектах.
Задачи: .
1.Познакомить детей с новыми знаниями о растительном мире и животном мире.
2. Воспитывать бережное и сознательное отношение к окружающей среде. Развивать интерес к природе.
3. Познакомить детей со строением дерева .
4. Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Подготовительная работа к экскурсии: Учитель изучает место экскурсии, объекты для изучения, проводит беседу о правилах поведения, технике безопасности.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТРОПЫ
Прокладывание тропы:
Учитель изучает место экскурсии ( территория школьного двора) , объекты для изучения (деревья и зоологические объекты на территории школьного двора). Протяженность 30 - 40 минут .
Уточнение объектов тропы:
Ботанические объекты : береза, ель , клен, кустарники.
Объекты природоохранного значения: кормушки.
Информационное оснащение тропы:
Правила поведения , загадки, описания, иллюстрации. (см.далее)
Проведения занятия , ход тропы :
1.Организационный момент.
Учитель: Сегодня мы собрались с вами на крылечке школы для того, чтобы отправится в познавательное путешествие. Но для начала посмотрите вокруг, может есть что-то необычное ? (Красивая бумажка с правилами поведения )
Учитель: (После нахождения бумажки.) Ребята – это правила поведения в нашем путешествии. Учитель озвучивает :
Правила поведения на тропе.
Не кричать.
Не сорить.
Не разорять птичьих гнёзд.
Не ломать ветки деревьев и кустарников.
Не рвать цветы для букетов.
Не ловить животных, насекомых и птиц.
Учитель : Ребята все запомнили правила?
Дети: (ответ детей).
Учитель: Тогда отправляемся в путь. И для этого построим паровозик. (построение детей) Готовы?
Дети: ответ.
В пути учитель предлагает детям изобразить звуками паровозик, а после загадывает загадку про березу, но дает время подумать до остановки.
Белый чёрным шит
Сарафан на ней.
Ветер к ней спешит,
Чешет кудри ей,
Зелена коса развивается,
В ярком солнышке купается. (береза)
Первая остановка: У березы.
Учитель: Вот наша первая остановка ! Ну что ребята про кого была загадка ?
Дети : (ответ).
Учитель: Правильно! Молодцы! Береза — это дерево , основной житель российских лесов, распространена по всей территории Российской Федерации. Испокон веков ее использовали в качестве лекарственного и косметического средств. Кора, сережки(показывает иллюстрацию с плодами березы), листья, березовый сок — все эти компоненты оказывают благоприятное воздействие на организм человека. Ребята , а что есть у каждого дерева?
Дети: ( ответ детей )
Учитель: Правильно! У каждого дерева есть ветви , ствол, крона, ( с демонстрацией на березе ) Ребята, а где у дерева находятся корни?
Дети: ответ.
Учитель: Ребята мы много чего узнали, поэтому нам пора отправится дальше! И отправимся мы дальше на машине(строимся по парам учитель – водитель) А пока мы идем прислушайтесь есть-ли у нас на школьном дворе птички?
Вторая остановка: у ели.
Учитель: Ну что ребята вы слышали птичек?
Дети : Да или нет.
Учитель: Ребята в окружающей нас среде есть много разных видов птиц и я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Угадай-ка» сейчас я буду показывать вам картинки, а вы отвечать какая птичка изображена на рисунке. Хорошо?
Дети: ответ.
Учитель: демонстрация иллюстраций с птицами . Вот это да! Как много вы знаете разных птиц! Молодцы! Интересно, а загадку отгадать сможете?
Дети: ответ.
Учитель: Ну тогда внимательно слушайте.
В зеленом платье круглый год.
Чтоб нарядили - зиму ждет.
Свежа, стройна, но очень колка,
Ведь каждый лист её – иголка.
(ель – елка)
Дети: ответ на загадку.
Учитель: Правильно! Это ель—стройное дерево, которое может вырастать высотой до 35 метров. Первые 10 лет растёт очень медленно — по несколько см в год, потом скорость роста увеличивается, но через 100-120 лет опять замедляется. Имеет треугольную крону с острой верхушкой. Ветви расположены густо по всему стволу. Его часто трудно увидеть за еловыми лапами. Ель — долгожительница, она живёт 250-300 лет.
Учитель: Ребята , как вы думаете ель отличается от березы?
Дети: ответ.
Учитель: А у ели есть ствол? Крона? Ветви?
Дети: (отвечают и показывают)
Учитель: Хорошо! Мы отправляемся дальше, а пока мы едем на нашем паровозике , вы вспомните в чем отличия между березой и елью.
Третья остановка: У клена .
Учитель : Ребята , надеюсь вы вспомнили чем отличаются береза и ель. И сможете мне рассказать! Кто даст ответ?
Дети: ответ.
Учитель: Правильно!
Учитель : Ребята , а вы знаете как называется дерево, чей листочек изображен на картинке? (картинка с кленовым листочком)
Дети: ответ .
Учитель: Правильно – это клен! Он растет до 40 метров в высоту. Ему не страшны холода. А это очень важно для дерева. В наших северных краях это свойство помогает ему пережить самые крепкие морозы.
Клён и к засухе устойчив. Многие деревья сохнут без воды. А клён без воды может жить долго.
А ещё он растёт очень быстро. За один год его побеги вырастают почти на метр. Плоды клёна напоминают пропеллеры, только маленькие. Они называются крылатками. От ветра они разлетаются по окрестностям и падают на землю. Весной какие-то из них прорастут. И вырастет новое дерево, могучее и красивое. Так размножается это растение.
(учитель показывает иллюстрацию с плодами клена)
Ребята , как вы думаете есть-ли отличия между кленом и березой? Ели ответ да( какие?)
Дети: ответ.
Учитель: Да ребята правильно! Все деревья отличаются друг от друга и разными формами листьев и плодами. Но что же общего между ними?
Дети: ответ.
Учитель: Молодцы , у каждого дерева есть ствол, крона, корни и ветви и они почти всегда имеют одинаковое строение! (учитель показывает иллюстрацию со строением дерева). Ну что ребята, нам пора отправится на последнюю остановку и поедем мы на машине! (построение )
Четвертая остановка: у кормушки.
Учитель: Ребята оглянитесь вокруг(на клене (другом) висит кормушка) и отгадайте загадку.
Избушка новая,
Для всех столовая,
Зовёт обедать,
Крошек отведать. (кормушка)
Дети: ответ .
Учитель: Ребята, а зачем нужны кормушки?
Дети: ответ.
Учитель: Правильно! Кормушки облегчают птицам поиски еды, а это значит, что они будут тратить меньше сил, что поможет сохранить им драгоценную энергию в холодное время года. А в теплое кормушки нужны для подкормки .
Учитель: Ну а сейчас время поиграть в одну игру, которая называется «Если бы я был деревом»
Задачи: закреплять представления о деревьях разных видов, развивать воображение, координацию движений, учить передавать информацию с помощью движений тела.
Предварительная работа: наблюдение за деревьями, растущими на территории школьного двора ; изучение их особенностей.
Ход игры
Школьники уже знают особенности разных деревьев. (Есть высокие, низкие, тонкие, толстые деревья. У одних из них раскидистая крона, у других — опущенные или приподнятые ветви.) Предложите детям превратиться в разные деревья и отразить их особенности. Скажите ребятам, что у каждого из них есть части тела, которые можно сравнить с частями растения: наши ноги похожи на корни, туловище — на ствол, руки — на ветки, пальцы — на листья. Так, изображая старый дуб с большими, толстыми корнями, ребенок широко расставит ноги; показывая плакучую иву, опустит руки и т.д. Пусть школьники вспомнят, как шумела листва в ветреную погоду, и воспроизведут эти звуки; представят, что на ветви садятся птицы; идет дождь (или светит солнце); пришел человек и сломал ветку. Ситуации можно придумать самые разнообразные, главное, чтобы они были связаны с проводившимися ранее наблюдениями.
Второй вариант: школьники одной группы изображают конкретное дерево, а остальные отгадывают его название.
Подведение итогов:
Учитель: Ребята сегодня мы с вами познакомились с такими деревьями как береза, клен и ель , но так же есть и другие деревья например дуб, сосна, липа и другие. Также мы узнали о строении дерева. Давайте хором расскажем начиная снизу дерева и заканчивая его макушкой.
дети: ответ.
Учитель: Скажите а какие плоды у березы ?
Чем ствол березы отличается от ствола клена?
дети: ответ.
Просветительский этап:
Учитель: На этом наше небольшое путешествие заканчивается. И у меня будет к вам задание, дома с родителями вы можете нарисовать сказочное дерево и мы устроим выставку с вашими рисунками.