О.В. Вялкина,
МКОУ Чертовицкая ООШ.
«Экологическая подготовка учащихся на краеведческой основе в школьном курсе истории»
В современном образовании одним из направлений развития содержания экологического образования является усиление его регионального компонента. Следовательно, в процессе обучения необходимо уделять серьезное отношения и к краеведческому подходу.
В то время как экология , по определению, изучает взаимоотношения организмов ( в том числе и людей) с окружающей средой ( природной, антропогенной . социальной), краеведение рассматривает самый широкий диапазон проявления этих взаимоотношений. В истории отечественной и зарубежной школы краеведческий подход реализовался уже давно.
о необходимости широкого использования местного мастерства в учебном процессе писали Я.А.Коменский. Ж.-Ж. Руссо, А Дистервег и многие другие ( Рубинштейн, 1946).али
Уже первые уставы русской школы указывали на необходимость изучать в школе родную природу и организацию жизни местного населения, проводить с учащимися экскурсии, собирать местные материалы : растения. коллекции насекомых с целью использования их в качестве наглядных пособий.
Е.А. Звягинцев ( Звягинцев , 1923) выдвинул ряд положений, касающихся «локализации» учебного процесса, которые актуальны и в настоящее время:
- важность сближения материала с местной природой и жизнью;
- ознакомление учащихся с ближайшим окружением в ее настоящем и прошлом;
- проведение учебных, местных и краевых экскурсий.
Существенные изменения во всех сферах жизни современной России, в том числе в области образования. способствовали возрождению краеведения и выявлению новой роли этой дисциплины.
В настоящее время выделяют два направления экологического образования в школе. Первое отражает структуру научного краеведения и изучает его в виде « вкраплений» в школьных курсах истории, литературы, биологии и других дисциплин. Второе направление базируется на подходе к экологии и экологическому воспитанию как самостоятельной учебной дисциплине. Наиболее целостным в большой степени ориентированным на современного школьника является второе направление. Хотелось бы получить предмет экология в школьной программе со статусом базового общеобразовательного предмета.
Организация экологической деятельности осуществляется в условиях ближайшего окружения ( на территориях по месту жительства, учебы), т.е. своей местности в рамках так называемой « малой родины».
Воронеж в частности и Воронежская область в целом обладают в этом отношении уникальными особенностями:
а) регион характеризуется длительной и сложной геологической историей;
1) территория формировалась в условиях трансгрессий и определения;
2) местность расположена в бассейне рек Дон, Битюг, Хопер.
б)социокультурными:
1) регион с давних пор осваивался человеком ( доказательство- стоянки древнего человека);
2) регион имел успехи в промышленном производстве и сельском хозяйстве.
Особое внимание необходимо уделить этнической национальной специфике и традициям природопользования. По словам Б.М.Фирсова, в них аккумулируется многовековой опыт отношений с природой (Фирсов , 1980).
При разработке содержания и подготовке к занятиям необходимо придерживаться принципов, выделенных М.В. Воронцовой ( Воронцова, 2002):
- опора на реально существующую региональную экологическую ситуацию;
- учет специфики содержания экологического образования школьников;
- возможность передачи национального образа в разнообразной экологической деятельности;
- соблюдение нравственно – эстетической составляющей народных экологических традиций;
- сюжетная занимательность, доступность, ярость национальных образов экологической культуры;
- простота и выразительность национального компонента.
Таким образом , глубокое изучение специфики взаимодействия природы и общества возможно лишь в условиях ближайшего окружения. В условиях формального образования основная нагрузка в экологической подготовке учащихся приходится на школьное краеведение.
список литература.
1.Воронцова М.В. Региональный компонент в образовании/ М.В.Воронцова // Академические чтения. – СПб. : Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2002.- Вып.3. – С.121 – 122.
2.Звягинцев– М.; П.,193.- 104 с.
3. Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе// Тезисы докл. Всесоюзной конференции. Часть 1. – Таллин, 1980. – 224 с.
4.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – 2-е издание . – М.: Педагогика, 1946. – 290с.