СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Экологическая подготовка учащихся на краеведческой основе в школьном курсе истории»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Экологическая подготовка учащихся на краеведческой основе в школьном курсе истории»»

О.В. Вялкина,

МКОУ Чертовицкая ООШ.

«Экологическая подготовка учащихся на краеведческой основе в школьном курсе истории»

В современном образовании одним из направлений развития содержания экологического образования является усиление его регионального компонента. Следовательно, в процессе обучения необходимо уделять серьезное отношения и к краеведческому подходу.

В то время как экология , по определению, изучает взаимоотношения организмов ( в том числе и людей) с окружающей средой ( природной, антропогенной . социальной), краеведение рассматривает самый широкий диапазон проявления этих взаимоотношений. В истории отечественной и зарубежной школы краеведческий подход реализовался уже давно.

о необходимости широкого использования местного мастерства в учебном процессе писали Я.А.Коменский. Ж.-Ж. Руссо, А Дистервег и многие другие ( Рубинштейн, 1946).али

Уже первые уставы русской школы указывали на необходимость изучать в школе родную природу и организацию жизни местного населения, проводить с учащимися экскурсии, собирать местные материалы : растения. коллекции насекомых с целью использования их в качестве наглядных пособий.

Е.А. Звягинцев ( Звягинцев , 1923) выдвинул ряд положений, касающихся «локализации» учебного процесса, которые актуальны и в настоящее время:

- важность сближения материала с местной природой и жизнью;

- ознакомление учащихся с ближайшим окружением в ее настоящем и прошлом;

- проведение учебных, местных и краевых экскурсий.

Существенные изменения во всех сферах жизни современной России, в том числе в области образования. способствовали возрождению краеведения и выявлению новой роли этой дисциплины.

В настоящее время выделяют два направления экологического образования в школе. Первое отражает структуру научного краеведения и изучает его в виде « вкраплений» в школьных курсах истории, литературы, биологии и других дисциплин. Второе направление базируется на подходе к экологии и экологическому воспитанию как самостоятельной учебной дисциплине. Наиболее целостным в большой степени ориентированным на современного школьника является второе направление. Хотелось бы получить предмет экология в школьной программе со статусом базового общеобразовательного предмета.

Организация экологической деятельности осуществляется в условиях ближайшего окружения ( на территориях по месту жительства, учебы), т.е. своей местности в рамках так называемой « малой родины».

Воронеж в частности и Воронежская область в целом обладают в этом отношении уникальными особенностями:

а) регион характеризуется длительной и сложной геологической историей;

1) территория формировалась в условиях трансгрессий и определения;

2) местность расположена в бассейне рек Дон, Битюг, Хопер.

б)социокультурными:

1) регион с давних пор осваивался человеком ( доказательство- стоянки древнего человека);

2) регион имел успехи в промышленном производстве и сельском хозяйстве.

Особое внимание необходимо уделить этнической национальной специфике и традициям природопользования. По словам Б.М.Фирсова, в них аккумулируется многовековой опыт отношений с природой (Фирсов , 1980).

При разработке содержания и подготовке к занятиям необходимо придерживаться принципов, выделенных М.В. Воронцовой ( Воронцова, 2002):

- опора на реально существующую региональную экологическую ситуацию;

- учет специфики содержания экологического образования школьников;

- возможность передачи национального образа в разнообразной экологической деятельности;

- соблюдение нравственно – эстетической составляющей народных экологических традиций;

- сюжетная занимательность, доступность, ярость национальных образов экологической культуры;

- простота и выразительность национального компонента.

Таким образом , глубокое изучение специфики взаимодействия природы и общества возможно лишь в условиях ближайшего окружения. В условиях формального образования основная нагрузка в экологической подготовке учащихся приходится на школьное краеведение.

список литература.

1.Воронцова М.В. Региональный компонент в образовании/ М.В.Воронцова // Академические чтения. – СПб. : Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2002.- Вып.3. – С.121 – 122.

2.Звягинцев– М.; П.,193.- 104 с.

3. Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе// Тезисы докл. Всесоюзной конференции. Часть 1. – Таллин, 1980. – 224 с.

4.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – 2-е издание . – М.: Педагогика, 1946. – 290с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!