СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эколого-валеологическая тропа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эколого-валеологическая тропа способствует изучению влияния озеленения школы на психофизиологическое состояние учащихся. Направлена на формирование экологического сознания и является одной из основных форм экологического образования и воспитания. Методическая разработка может быть использована для проведения экскурсий на пришкольном участке учителями биологии, географии, начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Эколого-валеологическая тропа»












МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ











Капранова Галина Викторовна,

методист по учебным дисциплинам



















Алчевск 2018

Аннотация

Эколого-валеологическая тропа способствует изучению влияния озеленения школы на психофизиологическое состояние учащихся с последующей разработкой профилактических рекомендаций по защите здоровья школьников. Экологическая тропа направлена на формирование экологического сознания и является одной из форм экологического образования и воспитания.

Методическая разработка по созданию экологической тропы может быть использована для проведения экскурсий на пришкольном участке учителями биологии, географии, начальных классов.






















СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ .................................................................................................6

Раздел I. Экологическая тропа одна из форм экологического образования и воспитания …............................................................................................................6

    1. Определение сущности понятия эколого-валеологического тропы ……...7

    2. 1.2. Обобщить опыт создания экологической тропы ....................................8

Раздел II. Характеристика биоразнообразия эколого-валеологической тропы………………………………………………………………………...……….11

2.1. Описание экскурсионных объектов на эколого-валеологической тропе… ...12

2.2. Информационное обеспечение экологических площадок ...............................15

ВЫВОДЫ .....................................................................................................................17

Список литературных источников .............................................................................17

Приложения ..................................................................................................................18

















ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы

Вызывает беспокойство состояние физического развития и здоровья школьников: для них характерны децелерация и трофическая недостаточность, дефицит массы тела, которые в 15 лет составляет 13,9%, в 17 – 15,6%. В 3-5 раз выросли нарушения осанки, в 2-4 раза – нервно-психические расстройства, 40-60% выпускников школ имеют хронические заболевания. Загазованность и микробная загрязненность классов, недостаточное пребывание на свежем воздухе (70% детей необходимое время не бывают на свежем воздухе) способствуют тому, что в структуре заболеваний первое ранговое место занимают болезни органов дыхания.

Факторы окружающей среды оказывают существенное влияние на физическое развитие и состояние здоровья детей, которыми обусловлены развитие абсолютной силы мышц, частоты движений, метаболических показателей – в 6-10 лет; центральной нервной системы – в 4-6 и 10-12 лет; вегетативной нервной системы – в 4-9 и 13-15 лет показатели электроэнцефалограммы – в 10-12 и 16-21 лет.

Именно в эти периоды возникает конфликт между биологическими возможностями и условиями окружающей среды, который вызывает специфическую и неспецифическую перестройку организма, что приводит к росту хронических заболеваний у детей 8-9, 11-12, 14-15 и 17 лет.

Среди факторов окружающей среды, влияющих на состояние здоровья детей и подростков, большое значение имеют загазованность (окись углерода, сернистый ангидрид, фенол, формальдегид, аммиак, фтористый водород, сероуглерод), запыленность атмосферного воздуха, уровень шума и электромагнитные колебания.

Учитывая данные эколого-гигиенического мониторинга, состояние заболеваемости детского населения, роль факторов окружающей среды в формировании, большое значение в коррекции и нейтрализации негативного влияния должны иметь меры оздоровления школьной среды. Важную роль в этом играют зеленые насаждения, которые выполняют санитарно-гигиенические и декоративно-планировочные функции. Они уменьшают запыленность воздуха и содержание в них химических веществ, уровень шума, улучшают микроклимат территорий и помещений, обогащают воздух кислородом, фитонцидами и легкими ионами, смягчают радиационно-тепловой режим, обладают антибактериальными свойствами. Общеизвестно эмоционально-психологическое воздействие зеленых насаждений на организм человека.

Озеленение территорий и помещений школ должно стать составной частью системы оздоровительных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Основная цель – методика создания эколого-валеологической тропы, изучение влияния озеленения школы на психофизиологическое состояние учащихся с последующей разработкой профилактических рекомендаций по защите здоровья школьников.

Объект исследование: изучение взаимосвязи между компонентами живой и неживой природы.

Предмет исследования: разработка эколого-валеологической тропы.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Обобщить опыт создания эколого-валеологической тропы. Обосновать целесообразность создания экологической тропы в Алчевской средней общеобразовательной школа № 15» и других школ города Алчевска.

2. Охарактеризовать биоразнообразие объекта, указать его раритетную составляющую. Предоставить информационное обеспечение экологическими площадками.

3. Определить перспективы организации эколого-валеологической тропы.

Научная новизна полученных результатов

Научная новизна заключается в оценке влияния озеленения школы на психофизиологическое состояние учащихся в условиях техногенной нагрузки и использования ее для проведения научно-исследовательской работы обучающимися, обоснование методики создания эколого-валеологической тропы.

Практическая значимость полученных результатов

Практическое значение работы состоит в разработке маршрута эколого-валеологической тропы, которая будет использоваться для учебно-познавательных, туристических, смотровых и специализированных экскурсий, а также для полевых практик, научно-практических семинаров; в разработке конкретных рекомендаций по улучшению психофизиологического состояния школьников.

Раздел I. Экологическая тропа - одна из форм экологического образования и воспитания

Общей задачей экологического образования является формирование экологического сознания, то есть:

• адекватных экологических представлений;

• бережного отношения к природе;

• системы умений и навыков взаимодействия с природой.

Поэтому большое значение имеют предусмотренные образовательной программой работы на местности, на основе которых в сознании учеников вырабатывается привычка критически оценивать свое поведение в природе, поступки других людей, выбирать линию поведения, соответствующую законам природы и общества. Работа с правилами поведения в природе и соблюдение их во время экскурсий, туристических и краеведческих походов свидетельствуют о степени эколого-нравственного сознания школьников.

Научная основа охраны природы охватывает различные области естественных и гуманитарных знаний. Среди них основное место занимает экология, которая, в свою очередь, тесно связана с другими биологическими и географическими науками. Главное условие успеха экологического воспитания – необходимость комплексного характера освещения экологических явлений.

1.1. Определение сущности понятия эколого-валеологического тропы

Воспитание с детства любви ко всему живому, потребности бережного отношения к природе невозможно без знания ее явлений и законов. Одной из форм экологического образования является создание и организация экологических троп.

Экологическая тропа – это маршрут экскурсии в природе, в ходе которой раскрываются экологические явления, объекты, взаимосвязи в природе, формируется экологическая грамотность и сознание экскурсантов. Такие тропы решают многие проблемы: сохранение биоразнообразия, регулирования природопользования и потока посетителей, обеспечивают функции экологического образования и воспитания.

Выделяют несколько групп экологических троп:

1) рекреационные – в зеленых зонах городов;

2) учебные – на территории учебных заведений или недалеко от них;

3) краеведческо-туристические;

4) тропы на природно-заповедных территориях;

5) специализированные – для демонстрации только лекарственных растений и другие.

В связи с этим одним из основных моментов является также деятельность и общение в среде, способствующих возникновению оптимальных условий формирования умений и навыков. «Тропа в лесу – лучшая книга природы, которую мне только приходилось читать», – так говорил великий любитель природы, натуралист М.М. Пришвин.

Учебно-экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для реализации системы задач, организуют и направляют деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий и полевого практикума.

При создании таких троп особое внимание уделяется раскрытию взаимосвязей между компонентами живой и неживой природы, характеристики биологических цепей, их уязвимости. Поэтому эти тропы и называют экологическими, природными или научными трассами.
Основное назначение экологических троп - образование и природоохранное обучение посетителей, ознакомление их с родной природой, воспитания любви к ней. Таким образом, при создании экологических троп учитывается образование, воспитание и отдых в природе.

1.2. Обобщение опыта создания экологической тропы

Впервые такие тропы, или научные трассы, создали в Европе и Северной Америке в 50-х гг. ХХ в. на территориях национальных парков с целью регулирования потока посетителей. А сейчас они являются составной частью стройной системы природоохранной образования – от детского сада до университета.

В 1916 в Крыму, в 7 км от Судака, вдоль скал было вырублено пешеходную дорожку. Ее называют Голицынский, поскольку строительство проводилось по указанию князя Л.С. Голицына.

Распространение учебных и учебно-познавательных троп на территории бывшего СССР началось в начале 60-х гг. ХХ в. инициатором этого дела стал Тартуский кружок охраны природы - первых студенческое природоохранное объединение, созданное 13 марта 1958 под руководством Я.Х. Ейларта – специалиста по вопросам теории и практики охраны природы, в частности – создание учебных троп.

В Украине экологические тропы закладывали школы, станции юннатов на тех территориях, куда разрешено допуск экскурсантов. Такие тропы существуют в природно-национальных парках (Карпатском, Шацком). Действуют они и в окрестностях некоторых городов (Дарницкая – в Киеве, Дахновская – около Черкасс).

Применение метода проектов

Экологическая тропа – это своеобразная лаборатория в природе, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Этим определяется и ряд требований к организации экотропой: выбор места. создание, маршрута и его длины, выбор природных объектов, подготовка экскурсоводов и другие.

Организация экотропы способствует тому, что ученики изучают объекты и явления в самой природе, определяют виды растений и животных, выясняют пути воздействия человека на окружающую среду, узнают о видах природопользования, накапливают опыт оценки характера и результатов взаимодействия человека и природы, овладевают навыками экологического исследования.

Учебно-экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для реализации системы задач, организуют и направляют деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий и полевого практикума.

При создании таких троп особое внимание уделяется раскрытию взаимосвязей между компонентами живой и неживой природы, характеристики биологических цепей, их уязвимости. Поэтому эти тропы и называют экологическими, природными или научными трассами. Основное назначение экологических троп – образование и природоохранное обучение посетителей, ознакомление их с родной природой, воспитания любви к ней. Таким образом, при создании экологических троп учитывается образование, воспитание и отдых в природе.

Важным моментом в организации и создании экологической тропы подготовительный этап. Он начинается с поиска доступных эстетически выразительных и привлекающих ландшафтов местности, где организуется тропа. Среди природных объектов ландшафта избираются наиболее информационно-насыщенные (старое дерево, озеро, болото и т.п.). На основе отобранных объектов разрабатывается маршрут тропы, который лучше всего прокладывать по уже протоптанным людьми тропам. Длина маршрута не должна превышать двух километров, а продолжительность экскурсии – 2,5 часа, эти параметры меняются с учетом возраста учащихся. После того, как маршрут проложен, начинается следующая стадия подготовительного этапа. Под руководством учителя разрабатываются тематика и содержание рефератов к каждому соответствующего объекта. Реферативные сообщения должны быть содержательными и эмоциональными. На основе написанных рефератов осуществляется подготовка экскурсоводов, лучше всего 2 – 3 разного возраста на один объект. В зависимости от категории посетителей тропы разрабатывается и уровень информации об объекте.

Следующий этап – разработка паспорта тропы (установление контактов с городским советом с целью получения помощи в проектировании и оборудовании, которое предусматривает создание информационных знаков и щитов, оборудование смотровых площадок и другие). Целесообразно создать следующие типы информационных щитов и знаков: общий путеводитель –схема тропы, правила и нормы поведения, лозунги, экологические знаки и тому подобное. Воспитательным моментом здесь должны стать личная инициатива и творчество школьников, а помочь им в этом должны учителя разных предметов.

Экологическая тропа помогает эффективно реализовать целый ряд проблем комплексного воспитания. Она позволяет углубленно изучить программный материал по биологии и географии, является местом проведения экскурсий, предусмотренных программой, формирует у детей инициативу и творчество, воспитывает доброту, открытость, любовь к ближнему, отзывчивость. Экотропа может быть местом проведения экологических акций и фестивалей. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются во время занятий на учебной экологической тропе, направленные на решение одной из важнейших задач современности – сохранение среды, в которой живут люди.


Раздел II

Общая характеристика биоразнообразия экологической тропы. Раритетное биоразнообразие природных комплексов


Технология оздоровления школьной среды состоит из нескольких этапов. Аналитический этап складывается по изучению и прогнозированию состояний физического развития, здоровья, заболеваемости, атмосферного воздуха на территории школы и воздуха классных комнат, микроклимата, уровней шума, определение факторов окружающей среды, влияющих на состояние здоровья учащихся.

На этапе проектирования необходимо изучить состояние земельного участка, имеющихся зеленых насаждений, прогнозирования территории и ее озеленение с учетом гигиенических рекомендаций, принципов и приемов пространственной композиции насаждений (экологического, биоценотического, систематического, декоративного).

Для насыщения воздуха кислородом, фитонцидами и легкими ионами рекомендуется на территории школы высаживать сирень, осину, сосну, ясень; для улучшения микроклимата – каштан, сосну, осину, ту, иву, ель, можжевельник. Для уменьшения запыленности и загазованности, шумовой нагрузки следует высаживать от дороги липы, сирень, кусты и газонные травы.

Хозяйственные постройки можно окружить калиной, хмелем, можжевельником. На северной части целесообразно высаживать рябину и хвойные породы деревьев, на фасадный сторону – сирень, самшит, калину, на противоположный – можжевельник и хмель.

Вблизи учебных помещений целесообразно формировать пирамидальные, сферические и подняты вверх кроны, в зонах рекреации – плакучие.

Хорошо выглядят оснащенные в зонах рекреации альпийские горки с фитонцидными растениями, их можно создать и в помещениях. Высаживать рекомендуется алоэ, бессмертник, душицу, каланхоэ, мать-и-мачеху, родиолы розовой, тимьян ползучий, тысячелистник, мелиссу, мяту, календулу, пижму, ромашку, зверобой, подорожник.

При планировании озеленения школ необходимо учесть его оздоровительное действие в течение года.

Весной хорошо смотрятся подснежники, хохлатка, сон-трава, примула лекарственная, ветреница японская, шафран весенний, адонис, маргаритки, мать-и-мачеха, ландыши, ирисы, очиток едкий, петрушка; летом – гвоздики, розы, лилии, базилик, лаванда, зверобой, душица, ромашка, бархатцы, настурция, календула, портулак, девясила, бессмертник, пижма; осенью – георгины, золотарник.

2.1. Описание экскурсионных объектов на эколого-валеологической тропе

В разработке эколого-валеологической тропы «Здоровье» могут принимать участие представители всех классов.

Важно использовать интересный по содержанию материал, в котором отмечается, что среди природных лекарственных растений по своим целебным, пищевым и вкусовым свойствам одно из первых мест занимают плоды и овощи, которые одновременно могут служить человеку, так и продуктами питания. Доступность, простые способы приготовления, возможность применения их в сыром виде, большое количество витаминов, отсутствие нежелательных побочных действий на организм человека дает возможность использовать их с лечебно-профилактической целью.

Путешествие по тропе «Здоровье» начинается с самого порога. Ступая по тропе важно помнить:

• Каждое растение имеет свое место в природе

• На каждую болезнь зелье вырастает

• Найди среди большого многообразия видов растений те, которые обладают целебными свойствами и помогут оздоровлению твоего организма

Эколого-валеологическая тропа

«ЗДОРОВЬЕ»

Образована в 2010 году

Длина – 1500 м

Количество остановок – 8

Старт

Лекарственный сад

Хвойная поляна

Декоративные альпйские горки

Лекарство под ногами

Сухое озеро и ручей. Березовая аллея

Плодовый сад

Спорт и здоровья

Лекарственый огород

Финиш

Зона отдыха – зеленый класс

План-схема тропы «ЗДОРОВЬЕ»

1. Лекарственный сад

березки – 30

калина – 2


2. Хвойная поляна

сосны – 12, туи – 56, можжевельник– 4





к

3. Декоративные альпийськие горки

лен – 41

акация белая – 20

магония – 30

каштан – 1

р

4 Лекарства под ногами

ябина – 1

вяз – 4

шиповник – 8

ч

6. Плодовый сад

вишня войлочная – 250

вишня Маговецкого – 3

яблоня – 1

рябина чорноплодная –1

убушник – 1

грецкий орех – 2 №5. Сухое озеро и

сирень – 35 сухой ручей

шелковица – 2

бирючина – 3030

снежноягодник – 17

сумах – 3

форзиция – 1

8. Лекарственный огород


7. Спорт и

здоровье




Режим использования тропы «Здоровье»


Режим использования тропы «Здоровье»


Не разрешается

Разрешается

1. Ходить только по маршруту тропы

1. Посещатьтропу без экскурсовода, руководителя кружка

2. Без разрешения срывать лекарственные растения

2. Проводить сбор растений с разрешения экскурсовода, руководителя кружка

3. Пробовать растения на вкус

3. Интересоваться растениями и их использованием для профилактики и оздоровления

4. В момент сбора вырывать растения с корнями

4 Выяснять все интересующие вопросы о лекарственных растениях

5. Розводить огонь, загрязнять среду мусором

5. Слушать звуки природы: голоса птиц, шелест листьев

6. Заходить на участки и вытаптывать растения

6. Делать рисунки, фотографировать

7. Создавать шум, кричать, бегать

7. Отдыхать на отведенной для этого территории


Режим работы з 9 -00 до 15- 00

Желаю успеха в ваших поисках!

2.2. Информационное обеспечение экологических троп

Зеленая Аптека - это травы и цветы,

Что в корзину собирают взрослые и дети.

Зеленая аптека – это все, шо вокруг,

Это наш помощник, зеленый наш друг.

Обычные лекарственные растения и в коллекциях школьных участков. Как правило, здесь их размещают на отдельной грядке, компануя по систематическому принципу (например «Лекарственные растения семейства розоцветных», «Лекарственные растения семейства зонтичных» и другие), или объединяя с фармакологическим действием («Противовоспалительные», «Антигистаминные», «Жаропонижающие» и другие).

Набор видов в таких коллекциях обычно ограничивается дикорастущими растениями местной флоры, которые, высаженные на обычной огородной грядке равными, четкими рядами, выглядят хоть и ухоженно, но не совсем естественно и временем теряют свою природную красоту.

Но из лекарственных растений можно составить прекрасные декоративные композиции, способные стать хорошим иллюстративным материалом на уроках биологии, местом проведения тематических экскурсий, кружковых занятий и фенологических наблюдений, наконец, они могут просто оживить и украсить школьный двор.

Мы предлагаем свои композиции (Приложение 2).

Например, на остановке «Плодовый сад» используется народный фольклор. Так, дети вспоминают известные поверья, легенды, связанные, например, с деревьями. Можно предложить детям задачи, загадки.

Зона отдыха – березовая роща

В одном из современных международных документов – Международной стратегии охраны природы (МСОП) говорится: «Мы не унаследовали землю у своих родителей. Мы взяли ее в долг у наших детей». Поэтому хочется обратить внимание на слова поэта М. Старшинова:

Нам жить в одной семье, Давайте сохраним

Нам петь в одном кругу, Ромашку на лугу,

Идти в одном строю Кувшинку на реке

Летать в одном полете... И клюкву на болоте.

Заканчивается путешествие по тропе «Здоровье» в уютном уголке – зеленом классе, где подводятся итоги. Дети, как всегда, проявляют интерес, задают много вопросов, полны мечтами на будущее. Каждый уже представляет себя маленьким, но квалифицированным врачом своих бабушек, дедушек, мам и пап. Те, кто имеют земельный участок за городом, дачу, имеют возможность создать свой врачебный огород, который не займет много места, но принесет пользу и удовольствие. С детьми проводятся беседы о правильном поведении в природе, умение слушать ее. Их учат, как правильно разжечь костер и заварить целебный чай.

Пример беседы. Замечательный, ароматный букет правильно заваренного чая вкусный и целебный напиток. В нем что-то необычное. Если Вы устали, чай придаст Вам сил, бодрости, развеет сон. Если Вам холодно – согреет, а если жарко, предоставит прохлады. Трудно найти на свете напиток, лучший от свежезаваренного чая из лекарственных растений.

С течением время были забыты старинные рецепты, а сейчас все чаще мы обращаемся к ним. Славяне наряду с квасом и соками принимали напитки из цветов и листьев клубники, смородины, малины, цветов липы, ромашки, зверобоя, чабреца и других. Чай из лекарственных растений – прекрасный терморегулятор, в жару его необходимо пить небольшими глотками. Он улучшает пищеварение, нормализует работу многих органов и выводит из организма радионуклиды.

В зоне отдыха «Березовая роща» экскурсовод рассказывает детям о березе и бережном отношении к ней, обращает внимание на лечебные свойства этого дерева. Во многих песнях, легендах, стихах воспета эта белокорая красавица. Береза достигает 10-20 м высотой, имеет хорошо развитую ажурную крону с поникшими ветвями, Цветки однополые, собраны в сережки. Цветет в апреле-мае, опыляются ветром. Береза издавна известна как лекарственное растение, для лечения используют ее почки и листья.

Демонстрируется коллекция лечебных плодов, корней, семян, листьев, цветов. Проводится практическая работа по составлению лечебных сборов. Дети овладевают техникой заваривания лечебного чая общеукрепляющего действия.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экскурсии на тропе «Здоровье» проводят обычно сами воспитанники кружков. На остановках экскурсанты, могут получить практические задания, принимать участие в интеллектуальном конкурсе или подвижной игре. Экскурсии проводятся по графику. Ежегодно дети собирают лекарственное сырье, например мяту, мелиссу, которые используются в школьной столовой, а также в различных благотворительных акциях. Проводится это мероприятие в виде яркого ярмарке лекарственного сырья. Учебно-валеологической работой охвачено до 500 детей, Она способствует формированию здорового образа жизни, культуры и культуры здоровья. Эколого-валеологическая тропа создана на базе ГБОУ ЛНР «АСОШ №15». Опыт обобщен и во многих школах города создаются эколого –валеологические тропы. Пусть созданная эколого-валеологическая тропа долго служит людям и приносит пользу и здоровье!






СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Бердник В.И. Некоторые аспекты чувствительности детского организма к факторам окружающей среды: материали науч.-практ. конф. Харьков, 24-25 мая 1995, С. 19-20.

  2. Шаповалова Т.Г. Валеологія: Навчально-методичний посібник для керівників гуртків позашкільних закладів еколого-натураоістичного профілю /Т.Г. Шаповалова. – Донецьк: ТОВ «Юго-Восток, Лтд, 2008. – 140 с.

  3. Зарубин Ю.В. Гигиена города / Ю.В. Зарубин – М.: Медицина, – 1986, 272 с.

  4. Качанова Л. Гігієнічні аспекти озеленення навчально-виховних закладів /Л. Качанова // Довкілля та здоров'я №4 , 2004. –С. 71-72.

  5. Курганская С.А. Полезные травы и редкие цветы на садовом участе / С.А. Курганская. – М.: Наука, 1995.

  6. Лучник А.Н. Полезные травы и редкие цветы на садовом участе / А.Н. Лучник – М.: Наука. – 1995.
















Приложения

Приложение 1

Анкета 1

1. Обращаешь ты внимание на уровень озеленения школы? (Постоянно, почти постоянно, иногда, ни)

2. Как ты считаешь озеленения школы: очень хорошим, достаточным, недостаточным?

3. Как ты считаешь, зеленые насаждения школы производят влияние на улучшение самочувствия - в период весна-лето-осень? (Постоянно, часто, иногда, нет)

4. Замечаешь ты, что озеленение школы улучшает микроклимат на территории учебного заведения? (Постоянно, часто, иногда, нет) В какой период пришкольный участок нравится больше? (Весна, лето, осень)

5. Улучшают или зеленые насаждения условия занятий физкультуры и спорта на территории школы? (Постоянно, почти постоянно, иногда, нет)

6. Какое влияние оказывают зеленые насаждения в школе на твое психическое состояние? (Успокаивают, раздражают, оказывают тормозящее действие, никакое)

7. Вызывают зеленые насаждения на пришкольной территории появление эмоций улучшения настроения (да, нет, затрудняюсь ответить)

8. Побуждает ли наличие зеленых насаждений тебя лично участвовать в деятельности по озеленению школы, защита зеленых насаждений (постоянно, часто, иногда, нет)

9. Как ты считаешь, способствуют зеленые насаждения формированию экологического мышления? (да, нет, затрудняюсь ответить)

10. Наличие зеленых насаждений способствуют формированию стремления к здоровому образу жизни? (да, нет, затрудняюсь ответить)

11. Что ты можешь предложить лично по озеленению пришкольной территории, учебных классов, коридоров?

12. Как вы относитесь к созданию клуба «Природа и здоровье» для сотрудничества со школьниками других стран мира? (Хорошо, никак, затрудняюсь ответить)





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!