СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эколого-исследовательский, просветительский проект "ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нога человека от природы имеет очень функциональное строение: в процессе развития приобрела форму, позволяющую равномерно распределять нагрузку. Но идеальная стопа встречается меньше, чем у половины человечества. 

Плоскостопие — трудноизлечимая болезнь. Для его устранения порой прибегают к хирургическому вмешательству. Все специалисты единогласны — лечение плоскостопия более трудная задача, чем его предупреждение. Однако много детей страдает от этого заболевания, в связи  не принятыми вовремя мерами профилактики.

В данной работе я выявлю степень распространённости плоскостопия среди детей школьного возраста, установлю его причины, а также способы профилактики и методы лечения.                                                              

Просмотр содержимого документа
«Эколого-исследовательский, просветительский проект "ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ"»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14»
г. Сергиев посад Московская область







Эколого-исследовательский, просветительский проект

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ







Выполнила ученица
8 класса Горечуха Анастасия
Консультант – преподаватель биологии
Сенькина Н.Н.





2017 г.



Содержание работы:

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Основная часть: __________________________________ 3-8

    1. Что представляет собой стопа____________________________4

    2. Плоскостопие, его виды_________________________________4-5

    3. Влияние плоскостопия на общее состояние здоровья организма ребёнка.______________________________________________5-6

    4. Особенности плоскостопия у детей и методы его лечения____6-7

    5. Профилактика плоскостопия у детей_____________________7-8

ГЛАВА 2. Самостоятельные исследования:_____________________8-18

2.1 Анкетирование учащихся школы № 14 с целью установления общего представления о данной проблеме и возможных путях её разрешения.______________________________________________ 9-10

2.2. Практическая работа.__________________________________12-17

Исследование № 1 « Определение плоскостопия методом Штритера»

Исследование № 2 « Проведение сколиоз графического метода на выявление взаимозависимости плоскостопия с другими нарушениями опорно-двигательного аппарата»

Исследование № 3 «Метод беседы, позволяющий получить дополнительные сведения о пациенте и его физических ощущениях»

2.3. Итоги, рекомендации________________________________16-17

ВЫВОД________________________________________________17-18

ПРИЛОЖЕНИЕ__________________________________________19-20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ__________________________________21









Цель проекта: выявить степень распространённости плоскостопия у детей школьного возраста, установить причины плоскостопия, изучить методы его профилактики.

Задачи проекта:

  • проанализировать литературу по данной теме;

  • описать виды плоскостопия;

  • изучить влияние плоскостопия на общее состояние здоровья организма;

  • провести анкетирование с целью установления общего представления о данной проблеме и возможных путях её разрешения;

  • рассмотреть методы лечения и профилактики плоскостопия у детей;

  • разработать рекомендации по профилактике возникновения плоскостопия.

Основополагающий вопрос: у детей с уплощенными стопами нередко отмечаются другие деформации опорно-двигательного аппарата.

Введение.

Выполняя лабораторную работу «Осанка и плоскостопие», я обнаружила, что у тех ребят, у которых было выявлено плоскостопие, у них же было обнаружено

другое нарушение опорно-двигательного аппарата, такое, как сколиоз, остеохондроз, радикулит и прочих тяжёлых заболеваний. Меня заинтересовал этот вопрос, и решила проверить эту закономерность.

Изучая литературу по распространению плоскостопия у детей, выяснила, что эта проблема одна из самых актуальных в системе охраны здоровья детей и подростков.

Нога человека от природы имеет очень функциональное строение: в процессе развития приобрела форму, позволяющую равномерно распределять нагрузку. Но идеальная стопа встречается меньше, чем у половины человечества.

Плоскостопие — трудноизлечимая болезнь. Для его устранения порой прибегают к хирургическому вмешательству. Все специалисты единогласны — лечение плоскостопия более трудная задача, чем его предупреждение. Однако много детей страдает от этого заболевания, в связи не принятыми вовремя мерами профилактики.

В данной работе я выявлю степень распространённости плоскостопия среди детей школьного возраста, установлю его причины, а также способы профилактики и методы лечения.

1.1.Что представляет собой стопа.

Человеческая стопа представляет собой сложнейший механизм, который, если верить Чарльзу Дарвину, формировался не одну сотню тысячелетий путем естественного отбора и борьбы за выживание. Известно, что ни у одного животного нет пружинящего свода стопы. По мнению ученых-биологов, появление свода стопы у человека напрямую связано с хождением на двух ногах. Чем больше выпрямлялся первобытный предок, тем заметнее становилась у него выемка на ступне.

Считается, что в продольном направлении образуется продольный свод,

а в поперечном - поперечный. В продольном своде различают наружную, опорную часть и внутреннюю, или рессорную. Костная основа свода, т.е. кости стопы, соединены при помощи суставов и укреплены связками. Свод стопы удерживается длинной подошвенной и пяточно-ладьевидной связками. Следовательно, активная роль в поддержании высоты свода стопы, ее рессорной функции принадлежит мышечно-связочному, костно-мышечному аппарату стопы, мышцам голени, голеностопного сустава.

В стопах также присутствуют и нервы. Главный нерв – большеберцовый, он отвечает за движение мышц стопы и обеспечивает ее чувствительность.

Стопа, как единое целое функционирует по законам биомеханики.

1.2. Виды плоскостопия.

Плоскостопие — заболевание, которое характеризуется деформацией сводов стопы, их уплощением. При развитии плоскостопия свод стопы перестаёт выполнять свою главную функцию — равномерное распределение нагрузки. Происходит нарушение амортизирующих свойств данной стопы.

Как уже было сказано ранее, стопа имеет два свода продольный (внутренний край стопы) и поперечный (образован в передней части стопы головками плюсневых костей). При отсутствии каких-либо нарушений, эти два свода и связочно-мышечный аппарат работают слаженно, равномерно распределяя нагрузку и помогая организму удерживать равновесие.

Однако в силу некоторых нарушений, в работе данной системы происходит дисбаланс. Начинается уплощение продольного свод стопы (продольное плоскостопие) или распластованное по ширине передней части стопы (поперечное плоскостопие). При обнаружении обоих деформаций, говорят о комбинированном или продольно-поперечном плоскостопии.

В зависимости от степени заболевания выделяют плоскостопие:

- I степени; - II степени; - III степени.

1.3. Влияние плоскостопия на общее состояние здоровья организма ребёнка.

Основная функция стопы в нашем организме — это смягчать и амортизировать ударные нагрузки, возникающие при ходьбе или беге. При плоскостопии, воздействие на суставы и позвоночник возрастает в разы и все получаемые при движении удары лишь немного смягчившись, доходят до головного мозга и основательно его встряхивают. Отсюда возникают головные боли.

В организме человека, амортизирующие функции при плоскостопии вынуждены брать на себя позвоночник и все суставы ног. В итоге суставы начинают изнашиваться, болеть и мы получает артроз, остеоартрит и болезни таза, а позвоночник, компенсируя возросшие на него и несвойственные ему нагрузки, пытаясь из последних сил уберечь головной мозг от излишнего травмирующего воздействия, начинает искривляться, что ведет к сколиозу, остеохондрозу, развивается радикулит и возникают межпозвонковые грыжи. Все части нашего организма очень тесно связаны с нашим позвоночником, и любые его нарушения, вызванные плоскостопием, неизбежно начинают влиять на работу всех внутренних органов.

Плоскостопие становится причиной различных нарушений координации движений и равновесия, со временем развивается хромота и все это еще усугубляется застоем крови в ногах, приводящим к такому опасному заболеванию, как варикозное расширение вен. Из-за проблем с кровотоком в ногах происходит нарушение сердечно - сосудистой системы. И это еще далеко не полный перечень всех последствий развившегося продольного и поперечного плоскостопия.

1.4. Особенности плоскостопия у детей методы его лечения.

В норме свод стопы у детей до двух лет еще достаточно уплощен. Это связано с физиологическими особенностями развития человека – в раннем возрасте костная ткань еще достаточно эластичная и мягкая. Детская стопа в сравнении со стопой взрослого человека имеет ряд отличий: она короткая и широкая, пальцы неплотно прилегают друг к другу. Детские стопы не приспособлены к длительным нагрузкам, они очень быстро устают и более подвержены деформации. Наиболее часто детские стопы подвержены продольному плоскостопию.

Плоскостопие у детей может быть врожденным, что определяется уже в роддоме или на первом приеме у ортопеда, когда ребенку исполняется месяц. Врожденное плоскостопие может быть связано с целым рядом причин: наследственность, пороки развития. При врожденном заболевании лечение следует начинать с того момента, как поставлен диагноз. Для исправления врожденной деформации стоп нередко применяют специальные гипсовые повязки или специальные лангеты. Однако врожденное плоскостопие встречается достаточно редко.

Зачастую, плоскостопие носит приобретенный характер. Существует несколько основных физиологических причин развития плоскостопия у детей в раннем возрасте:

- неокрепшие кости;

- слабый мышечно-связочный аппарат.

Немаловажную роль для лечения плоскостопия в раннем возрасте играет лечебный массаж и лечебная физкультура. Для улучшения кровоснабжения и повышения тонуса мышц используется комплекс закаливающих процедур, например контрастные обливания для стоп.

Особое место в профилактике и лечении плоскостопия у детей занимает использование специальной ортопедической обуви или ортопедических стелек. Но по отношению к модным сегодня супинаторам надо быть осмотрительными. Постоянное их использование может привести к тому, что расслабленные уменьшенной нагрузкой мышцы и связки перестанут удерживать свод стопы и усугубят ее уплощение. С другой стороны, при лечении некоторых форм плоскостопия правильный подбор супинатора позволяет исправить установку стопы.

Ребенку не следует ходить дома босиком, особенно в возрасте до двух лет, так как поверхность пола ровная, а свод стопы еще полностью не сформирован. Зато в летний период прогулки босиком по песчаному пляжу, мелкому гравию или траве, даже полезны.

1.5. Профилактика плоскостопия у детей.

Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможна на основе комплексного использования всех средств физического воспитания - гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

1. Гигиеническая профилактика. Среди гигиенических факторов важным условием предупреждения деформации стоп является гигиена обуви и правильный ее подбор: форма и размеры обуви должны обеспечивать правильное положение стопы. Для занятий физическими упражнениями следует использовать соответствующую обувь с эластичной подошвой, обеспечивающей амортизацию при беге, прыжках и других движениях.

2. Природно-оздоровительная профилактика. Хождение босиком по естественным грунтовым дорожкам (траве, песку, гальке и др.), оборудованным на групповых участках в теплое время года, по искусственным грунтовым дорожкам (ящики с промытой речной галькой) в холодное время года. Закаливающие процедуры для стоп (солевая дорожка, обтирания стоп, контрастное обливание ног, "рижский" метод, интенсивное закаливание стоп) в соответствии с индивидуальными особенностями детей и отсутствием противопоказаний, при наличии врачебного контроля.

ГЛАВА 2. Самостоятельные исследования.

Тема исследования: причины возникновения плоскостопия у детей

Цель исследования: определение основных механизмов и форм плоскостопия у ребят «8Д» класса, имеющих данную патологию разработать программу по устранению, имеющего плоскостопия.

Объект исследования: учащиеся школы №14, возраст детей 14- 15 лет

Гипотеза исследования: у детей с уплощенными стопами нередко отмечаются другие деформации опорно-двигательного аппарата.

Методы исследования: а) социологический опрос; б) проведение метода Штритера для определения степени плоскостопия; в) проведение сколиоз графического метода на выявление взаимозависимости плоскостопия с другими нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В ходе социологического опроса выяснила:

Каковы причины появления плоскостопия у детей?




Рис.1









Рис.2









Рис.3










Рис.4








Практическая работа.

Исследование №1 « Определение плоскостопия методом Штритера»

Для проведения исследования, я взяла учащихся своего класса - 14 ребят в возрасте 14 - 15 лет. В исследовании принимали участие 7 девочек и 7 мальчиков. (Таблица 1)

Метод основан на математических вычислениях с использованием отпечатков стоп. Наиболее выступающие точки внутренней части отпечатка соединяются касательной линией, из середины которой возводится перпендикуляр до пересечения с наружным краем отпечатка. Далее расчет производят по формуле. Степень плоскостопия определяется на основе полученных данных по следующим показателям:

а) 1 степень плоскостопия – 50-60%;

б) 2 степень плоскостопия – 60-70%;

в) 3 степень плоскостопия – более 70%.

Таблица № 1

Фамилия, имя

Пол

Возраст

1. Настя Г.

Ж

14 лет.

2. Аракелян Т.

Ж

14 лет

3. Емельянова А.

Ж

14 лет

4. Искакбекова К.

Ж

14лет

5. Михрабова Е.

Ж

15 лет

6. Лихачва Л.

Ж

14 лет

7. Потапова Н.

Ж

15 лет

8. Дармостук Д.

М

15 лет

9. Друговский Я.

М

14 лет

10. Есаков Г.

Ж

14 лет

11. Козырев Е.

М

15 лет

12.Хренов Д.

М

14 лет

13. Попов Е

М

14 лет

14. Шарунов Е.

М

15 лет

Метод Штритера позволяет выявить наличие плоскостопия и его степень. Проведение метода дало следующие результаты, которые представлены в таблице 2.

Таблица №2


Фамилия, имя

Левая стопа %

Правая стопа %

Результат

1

Горечуха А.

69,3

55,5

Двусторон.пл.

2

Аракелян Т.

32,7

50,7

Правосторон.пл

3

Емельянова А.

58,3

62,9

Двусторон.пл.

4

ИскакбековаК.

58,8

75,4

Двусторон.пл.

5

Михрабова Е.

70,1

82,1

Двусторон.пл.

6

Лихачёва Л.

56,6

44,1

Левосторон.пл.

7

Потапова Н.

69,3

71,9

Двусторон.пл.

8

Дармостук Д.

31,3

53,8

Правосторон.пл

9

Друговский Я.

45,5

53,4

Правосторон.пл

10

Есаков Г.

52,7

42,3

Левосторон.пл.

11

Козырев Е.

54,8

56,6

Двусторон.пл.

12

Хренов Д.

52,8

36,3

Левосторон.пл.

13

Попов Е.

61,6

68,9

Двусторон.пл.

14

Шарунов Е.

62,5

59,6

Двусторон.пл.


Таким образом, выявлено, что у детей обоих полов чаще встречается двустороннее уплощение стопы, несколько реже – правостороннее и левостороннее уплощение. Также по полученным результатам можно судить о степени плоскостопия обследуемых.

Из 14 детей I степень плоскостопия имеют 7 человек (из них 2 мальчика и 5 девочек); II степень – 4 человека (2 мальчика и 2 девочки); III степень – 3 человека (все трое мальчики). Результаты по выявлению степени плоскостопия отображены в таблице № 3.

Степень плоскостопия; обследуемые.


I степень


II степень


III степень

Мальчики

2

2

3

Девочки

5

2

---

Итого

7

4

3


Исследование № 2 «Проведение сколиозографического метода на выявление взаимозависимости плоскостопия с другими нарушениями опорно-двигательного аппарата».

Сколиозографический метод позволяет выявить наличие других нарушений опорно-двигательного аппарата. Данный метод заключается в следующем. Фломастером или маркером намечают точки остистых отростков от VII шейного до IV поясничного. Очерчивают контуры лопаток – верхний край, медиальный и нижний. Спереди отмечают передние верхние ости и уровень гребней подвздошных костей. Шнур отвеса, приклеенный пластырем, позволяет судить о нарушении осанки и степени бокового искривления позвоночника.

После совместно проведенного со школьным врачом обследования, в целом, показатели по этому исследованию следующие.

Из 14 детей 7 имеют ярко выраженные нарушения опорно-двигательного аппарата, из них – 2 человека имеют сколиоз, 4 – нарушения осанки, 1 – избыточный вес.

Итоги результатов проведенных методов исследования представлены в таблице 4.

Таблица 4


Фамилия, имя

ребенка.

Степень плоскостопия.

Другие нарушения.


1

Горечуха А.

II

не выявлено

2

Аракелян Т.

I

не выявлено

3

Емельянова А.

II

нарушение осанки

4

Искакбекова К.

III

не выявлено

5

Михрабова Е.

III

нарушение осанки

6

Лихачёва Л.

I

не выявлено

7

Потапова Н.

III

сколиоз

8

Дармостук Д.

I

сколиоз

9

Друговский Я.

I

нарушение осанки

10

Есаков Г.

I

не выявлено

11

Козырев Е.

I

не выявлено

12

Хренов Д.

I

не выявлено

13

Попов Е.

II

избыточный вес

14

Шарунов Е.

II

нарушение осанки


По результатам таблицы можно судить о взаимосвязанности плоскостопия и других нарушений опорно-двигательного аппарата.

Исследование №3 «Метод беседы, позволяющий получить

дополнительные сведения о пациенте и его физических ощущениях»

По ходу исследований я проводила беседу по следующим вопросам (приложение № 1).









Рис.1










Рис.2











Рис.3





Из всего количества обследуемых детей (14), большинство жаловались на боли в ногах (в основном, в голеностопном суставе и в мышцах голени). Боли, по-видимому, связаны с утомлением мышечных групп, изменением нормальной статики, нормальных взаимоотношений в суставно-связочном аппарате и т.д.

У некоторых детей были отмечены незначительные боли в области позвоночника.

2.3 Рекомендации.

Предупреждение плоскостопия у детей проводится в направлении улучшения состояния мышц и связок, выработки правильного режима нагрузки и подборки удобной, функциональной обуви.

Прежде всего рекомендуется проводить общее закаливание организма, воспитывать у детей правильную осанку, научить ходить, не разводя слишком далеко носики стоп. Совершенно необоснованно стремление родителей рано обучать детей стоянию и ходьбе. Необходимо бороться с желанием девочек-подростков рано начинать носить обувь с высоким каблуком, а также с очень узким носиком. При пользовании такой обувью происходит перегрузка переднего отдела стопы. В области головок плюсневых костей недостаточно крепкие ещё связки не могут выдержать чрезмерную нагрузку, они перерастягиваются и окончательно ослабевают. В результате у девочек развивается поперечное плоскостопие.

В качестве профилактический мероприятий рекомендуется ходьба детей босиком по мягкому грунту (рыхлая почва, песок), по неровной поверхности (галька, гравий), при этом стопа рефлекторно «подбирается», происходит активное формирование сводов, укрепляются мышцы-супинаторы стопы. Этому же способствует ходьба босиком по бревну, лазание по канату и т.п.

Не меньшее значение в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор обуви. Обувь должна плотно обхватывать стопу (не быть тесной и не болтаться), иметь небольшой каблук.


ВЫВОД.

С первыми шагами ребенка начинается и процесс формирования его стоп. При правильном развитии в строении стопы появляются продольный и поперечный своды, выполняющие амортизирующую функцию при ходьбе. Если же формированию этих сводов что-то помешало (иными словами, возникло плоскостопие), то увеличивается нагрузка на позвоночник, что в свою очередь может привести к нарушению осанки, болям в спине и шейном отделе, артритам, артрозам, остеохондрозу. Чтобы избежать этих недугов, необходимо проводить профилактику плоскостопия с самого раннего детства.

Не следует забывать, что успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений и родителей.

Родители, педагоги, медицинский персонал образовательных учреждений должны способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата у детей и обращать внимание на самые незначительные отклонения в его развитии в целом, и стопы в частности. Следует внимательно относиться к жалобам ребенка на боли при относительно невысоких нагрузках при ходьбе, беге или стоянии. Необходимо также помнить, что у детей обычно плоскостопие развивается медленно, и они не особенно жалуются на боли в стопах, поэтому с целью предупреждения развития более тяжелой деформации рекомендуется периодически осматривать стопы детей и принимать своевременные меры

сводов стопы у детей, создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а также правильная организация физического воспитания.

Таким образом, в результате эксперимента, проведенного с детьми, гипотеза подтвердилась.

Предлагаю некоторые упражнения, которые помогут ребятам справится с этим недугом.

Физические упражнения.

В положении лёжа на спине:

1. Поочерёдное и одновременное оттягивание носков ног.

2. Согнув ноги и упираясь стопами в пол, разведение пяток в стороны.

3.Скольжение стопой одной ноги по голени другой, как бы охватив её.

4.Согнув ноги и упираясь стопами в пол, поочерёдное и одновременное приподнимание пяток от пола.

В положении сидя:

  1. Поочерёдное и одновременное сгибание ног.

  2. Захватывание обеими стопами мяча и приподнимание его с пола. Можно чередовать мячи большой, маленький

  3. Захватывание и поднимание с пола пальцами ног мелких предметов.

  4. Максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола.

В положении стоя:

1. Приподнимание на носках с упором на наружный край стопы.

2. Повороты туловища при фиксированных стопах.

3. Полуприседания и приседания, стоя поперёк палки.

4. Ходьба по палке.

5. Ходьба по ребристой доске.

6. Ходьба на носках вверх и вниз по наклонной плоскости.

7. Ходьба по поролоновому матрацу.

8. Ходьба по массажному коврику.

9. Лазание по гимнастической стенке (на реки встают серединой стопы)



























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Арсланов В.А. Контроль за состоянием развития свода стопы у школьников. // Двигательная активность и симпатоадреналовая система в онтогенезе: Межвуз. сборник научных трудов. - Казань., 1987., -С. 25-30

2. Бузунов В.П. Формирование осанки и походки у детей. // Теория и практика физической культуры, 2003, № 3. С.

3. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М.: Медицина, 1989. – 128с.: ил. – (Научно-попул. мед. литература).

4. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата): Пособие для инструкторов ЛФК, воспитателей и родителей. М.: Просвещение, 2003. С. 112.

5. Мельников В.С., Алексеева Э.Н. Коррекция нарушений осанки и плоскостопия посредством физических упражнений: Метод указ. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. – 256 с.

6. Недригайлова О.В., Яременко Д.А. Развитие свода стопы у детей. Ортопедия, травматология и протезирование. 1969., N 2., -С.

7. Фонарев М.И. Справочник по детской лечебной физкультуре. М.: Медицина, 1983. С. 360.














ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Уважаемый участник опроса! Обращаемся к вам с просьбой, пожалуйста, ответьте на вопросы анкеты. Благодарим за сотрудничество!

Анкета

  1. Каковы причины плоскостопия у детей?_____________________________________________________________________________________________________________________

  2. Знакомы ли вы с видами плоскостопия?_____________________________________________________________________________________________________________

  3. Какие заболевания, вызванные плоскостопием, вы знаете?____________________________________________________________________________________________________________________

  4. Какие методы профилактики и лечения вам знакомы?__________________________________________________________________________________________________________________




Уважаемый участник опроса! Обращаемся к вам с просьбой, пожалуйста, ответьте на вопросы анкеты. Благодарим за сотрудничество!

Анкета


1. Есть ли жалобы на боли в ногах и позвоночнике?

____________________________________________________________________________________________________________________________


2. Есть ли жалобы на частое подворачивание стоп или вывихи и подвывихи в суставах? ____________________________________________________________________________________________________________________________

3. Если есть, то, как часто это происходит?________________________________________________________________________________________________________________________

19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!