СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологические задачи по теме "Биоценоз и биогеоценоз"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологические задачи для обучающихся 9 класса используются на уроке обобщения, систематизации и коррекции ЗУН по теме "Биоценоз и биогеоценоз" в разделе "Основы экологии".   

Просмотр содержимого документа
«Экологические задачи по теме "Биоценоз и биогеоценоз"»

Биология, 9 класс

Решение экологических задач по теме «Биоценоз и биогеоценоз, их структура и функционирование»

1. Ученый, который обосновал учение о биоценозах: а) В. Иогансен; б) К. Мебиус; в) Ч. Элтон; г) К. Тимирязев.



2. Биоценоз - это совокупность организмов: а) одного вида, обитающих на определенной территории; б) разных видов, совместно живущих и связанных друг с другом; в) одного вида, обитающих на разнородных участках ареала; г) обитающих в одной биогеографической области.



3. Ученый – основоположник биогеоценологии: а) Э. Геккель; б) В. Сукачев;
в) В. Докучаев; г) К. Тимирязев; д) К. Мебиус.



4. Ученый, который ввел в науку понятие «экосистема»: а) А. Тенсли; б) В. Докучаев; в) К. Мебиус; г) В. Иогансен.



5. Заполните пропуски названиями функциональных групп экосистемы и царств живых существ.

А. Организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие его в новые формы, называют ... .

Б. Они представлены в основном видами, относящимися к ... миру.

В. Организмы, потребляющие органическое вещество и полностью разлагающие его до минеральных соединений, называют ... .

Г. Они представлены видами, относящимися к ... и ... .

Д. Организмы, которые потребляют минеральные соединения и, используя внешнюю энергию, синтезируют органические вещества, называют ... .

Е. Они представлены в основном видами, относящимися к ... миру.



6. Все живые существа на Земле существуют благодаря органическому веществу, в основном вырабатываемому: а) грибами; б) бактериями; в) животными;
г) растениями.



7. Вставьте пропущенные слова.

А. Сообщество организмов разных видов, тесно взаимосвязанных между собой и населяющих более или менее однородный участок, называют ... .

Б. В его состав входят: растения, животные ... и ... .

В. Совокупность организмов и компонентов неживой природы, объединенных круговоротом веществ и потоком энергии в единый природный комплекс, называют ... , или ... .



8. Рассчитайте индекс сходства двух фитоценозов (растительных компонентов биоценозов), используя формулу Жаккара: К = С х 100 % / (А+В) - С, где А – число видов данной группы в первом сообществе, В – число видов данной группы во втором сообществе, а С – число видов, общих для двух сообществ. Индекс выражается в процентах сходства.

Первый фитоценоз сосняк-черничник: сосна обыкновенная, черника, брусника, зеленый мох, майник двулистный, седмичник европейский, ландыш майский, гудиера ползучая, грушанка круглолистная.



Второй фитоценоз – сосняк-брусничник-зеленомошник: сосна обыкновенная, брусника, зеленый мох, ландыш майский, грушанка средняя, зимолюбка, вереск обыкновенный, кукушник, плаун булавовидный.



9. Рассчитайте индекс сходства двух фитоценозов (растительных компонентов биоценозов), используя формулу Жаккара: К = С х 100 % / (А+В) - С, где А – число видов данной группы в первом сообществе, В – число видов данной группы во втором сообществе, а С – число видов, общих для двух сообществ. Индекс выражается в процентах сходства.



1. Первый располагается в заповеднике, другой – в соседнем лесу, где отдыхают люди.



2. Список видов первого фитоценоза: дуб черешчатый, липа, лещина, осока волосистая, мужской папоротник, подмаренник Шультеса, сныть обыкновенная.



3. Список видов нарушенного фитоценоза: дуб черешчатый, яблоня домашняя, липа, одуванчик лекарственный, подорожник большой, осока волосистая, земляника лесная, сныть обыкновенная, крапива двудомная, горец птичий, лопух большой, череда.



10. Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава – заяц – орел). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.



11. Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько понадобится фитопланктона, чтобы выросла одна щука весом 10 кг (пищевая цепь: фитопланктон – зоопланктон – мелкие рыбы – окунь – щука). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.



12. Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько понадобится фитопланктона, чтобы вырос один медведь, весом в 300 кг (пищевая цепь: фитопланктон – зоопланктон – мелкие рыбы – лосось – медведь). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.



13. Если в лесу на площади в 1 га, взвесить отдельно всех насекомых, все растения и всех хищных позвоночных (земноводных, рептилий, птиц и млекопитающих вместе взятых), то представители какой группы суммарно будут весить больше всего? Меньше всего?



14. Вес самки одного из видов летучих мышей, питающихся насекомыми, не превышает 5 грамм. Вес каждого из двух ее новорожденных детенышей – 1 грамм. За месяц выкармливания детенышей молоком вес каждого из них достигает 4.5 грамма. На основании правила экологической пирамиды определите, какую массу насекомых должна потребить самка за это время, чтобы выкормить свое потомство. Чему равна масса растений, сохраняющаяся за счет истребления самкой растительноядных насекомых?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!