СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологические проблемы Беларуси

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе раскрывается одна из злободневных экологических проблем загрязнения атмосферы выхлопами автотранспорта в конкретном регионе. Новизна работы заключается в том, что подобного рода мониторинговые исследования в нашем регионе проводились впервые. В процессе исследования было выявлено влияние антропогенного воздействия на изменение микроклимата в регионе. Информационный продукт рассчитан на учащихся учреждений образования, учителей, жителей региона.

Просмотр содержимого документа
«Экологические проблемы Беларуси»

Отдел образования, спорта и туризма Молодечненского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Полочанская средняя школа Молодечненского района»










Педагогическая разработка. Практический урок

Сохраним климат с помощью простых энергетических решений










Метельский Юрий Михайлович,

учитель географии и биологии













аг. Полочаны 2015 г.

ВВЕДЕНИЕ


Данный урок проводится в процессе изучения темы 3 «Экологические проблемы» в курсе «География Беларуси. 10 класс».

Содержание урока развивает знания, полученные при изучении климата Беларуси. Информационной основой для понимания учащимися причин изменения климата являются полученные ими результаты обработки материалов наблюдений за погодой. Эти условия обеспечивают связь материала урока с ранее изученным и раскрывают его образовательно-развивающий потенциал.

В ходе урока раскрывается взаимосвязь «общество – человек – природная среда», формируются знания о зависимости социальной среды от природной и в то же время – об изменении природной среды человеком, обществом в целом.

Полученные знания о воздействии человека на атмосферу позволят ученикам составить географический прогноз изменения климата определённой местности в недалёком будущем.

Пропаганда мер по охране атмосферного воздуха среди местного населения несёт важную мировоззренческую идею, что позволяет судить о воспитательном потенциале темы урока.















Практический урок

Сохраним климат с помощью простых энергетических решений


Цель: изучить влияние антропогенного фактора на атмосферу и на основании полученных знаний составить географический прогноз изменения климата в будущем.

Задачи:

  • изучить основные геоэкологические проблемы Беларуси;

  • раскрыть причины загрязнения атмосферного воздуха и предложить меры по его охране;

  • разработать экологический проект «Проблема загрязнения атмосферного воздуха выхлопными газами транспорта и возможные пути её решения»;

  • пропагандировать население региона о необходимости охраны атмосферного воздуха.


Планируемые результаты:

учащиеся должны знать:

- важнейшие экологические проблемы Беларуси;

- региональные экологические проблемы и причины их вызывающие;

учащиеся должны уметь:

- выдвигать основные идеи по разрешению экологических проблем;

- составлять экологический проект.

Личная значимость для учащихся: "На человека, как и на любой другой организм, влияют изменения климатических условий. Мы должны знать о возможных последствиях проживания в загрязнённом воздухе".

Методы обучения: эвристический, практический, метод проектов.

Форма организации учебной деятельности: урок-практикум.

Тип урока: изучение нового материала.

Приёмы деятельности учителя: беседа с учащимися, постановка проблемы, её обсуждение. Организация практической работы учащихся.

Деятельность учащихся: осознание проблемы, выдвижение гипотезы, создание проекта, презентация.

Оборудование. Физическая карта РБ, атласы.


Методическая организация урока


  1. Организационный момент урока.

  2. Интерактивный тест.

  1. Так всё-таки кто же человек на Земле: раб или господин природы?

а) если раб – займите место у классной доски;

б) если господин – займите место у противоположной стены;

в) если ни то, ни другое – оставайтесь на своих местах.

  1. Экологические проблемы – это проблемы:

а) если всего человечества - займите место у классной доски;

б) если только экологов – займите место у противоположной стены;

в) если ни тех, ни других – оставайтесь на своих местах.

  1. Зависят ли глобальные экологические проблемы от региональных проблем?

а) если нет - займите место у классной доски;

б) если да – займите место у противоположной стены;

в) если вы затрудняетесь с ответом – оставайтесь на своих местах.

  1. Экология Молодечненского района должна интересовать:

а) если только администрацию района – займите место у классной доски;

б) если всех жителей района – займите место у противоположной стены;

в) если никого – оставайтесь на своих местах.

  1. Безразлично ли вам, в какой экологической среде будут жить ваши дети?

а) если да – займите место у классной доски;

б) если нет – займите место у противоположной стены;

в) если не определились с ответом – оставайтесь на своих местах.


3. Обсуждение актуальности темы урока и его места в курсе географии 10 класса, в теме «Экологические проблемы Беларуси».

4. Мотивация и определение цели учебной деятельности.

Эвристическая беседа по вопросам, составление схемы «Экологические проблемы Беларуси».

1. Каким образом происходят антропогенные изменения в природной среде?

2. Какая существует зависимость между уровнем развития хозяйства и степенью воздействия на окружающую среду?

3. Для чего необходимо изучать экологические проблемы?

4. Почему ведущая роль в изучении экологических проблем отводится географии?

5. Какие цели на уроке мы должны реализовать, исходя из актуальности темы?

(На доске прописываются цели урока).

5. Первичное осознание нового материала.

В мире насчитывается множество регионов экологических бедствий, но наиболее важными для нас являются проблемы своей страны, района, небольшого региона.

- Какие экологические проблемы сегодня наиболее актуальны для территории нашей республики?

Используя материал на с. 131-136 учебного пособия, составьте схему «Экологические проблемы Беларуси».

Учащиеся выделяют наиболее существенные экологические проблемы Беларуси, составляют схему, указывают возможные пути решения данных проблем.



Загрязнение

территории радионуклидами







Экологические проблемы

Беларуси












6. Осмысление и анализ региональных экологических проблем.

Учащиеся работают в парах (белая и жёлтая карточки) с графическим материалом «Изменение температуры и воздуха и количества атмосферных осадков за последние 10 лет».

Задания для белой карточки.

  1. Рассмотрите таблицу «Температура воздуха за 2005-2014 годы. для аг. Полочаны» (табл.1, с. 11).

  2. Постройте график «Изменение среднегодовой температуры воздуха для аг. Полочаны за 2005-2014 годы» (рис.1, с. 11).

  3. Как изменялась средняя температура воздуха на территории местности за последние 10 лет?

  4. Какой год был самым тёплым? самым холодным?

  5. В чём, на ваш взгляд, причины повышения среднегодовых температур?

Задания для жёлтой карточки.

  1. Рассмотрите таблицу «Среднегодовое количество осадков за 2005-2014 годы для аг. Полочаны.» (табл.1, с. 11).

  2. Постройте диаграмму «Изменение среднегодового количества атмосферных осадков для аг. Полочаны за 2005-2014 годы» (рис, 1, с. 11)

  3. Как изменялось количество осадков за последние 10 лет?

  4. Какой год был самым влажным? самым сухим?

  5. В чём, на ваш взгляд, причины снижения количества осадков?

Взаимоконтроль.

7. Разрыв.

Одним из источников загрязнения атмосферного воздуха на территории нашего региона является автомобильный и другие виды транспорта. Полочанская средняя школа расположена на расстоянии 80 м от автострады Молодечно-Воложин. Автострада довольно оживленная, за час по ней в обе стороны проходит более 100 транспортных средств. Наиболее интенсивное движение приходится на 8 – 10 часов утра и 17 – 18 часов вечера (рис. 2, с. 12). Известно, что один легковой автомобиль в течение суток выбрасывает до 1 кг выхлопных газов, в состав которых входит около 30 г угарного газа, 6 г оксида азота, соединения свинца, сера и другие загрязняющие вещества – более 200 наименований. По проведённым нами подсчётам, выясняем, что уровень загрязнения атмосферного воздуха оксидом углерода в нашем регионе составляет 4,24 мг / м3 (табл. 2, с. 12). При этом надо помнить, что ПДК (предельно допустимая концентрация выбросов автотранспорта) по оксиду углерода равна 5 мг / м ³ [2, с.15].

8. Групповая практическая работа по составлению проекта «Проблема загрязнения атмосферного воздуха выхлопными газами транспорта и возможные пути её решения».

Реализация метода «Ковёр идей».

Оборудование: лист ватмана, маркеры, полоски цветной бумаги, клей-карандаш.

8.1. Постановка проблемы. На листе ватмана большими буквами записывается название проблемы.

8.2. Осознание проблемы (почему такая проблема существует?). На полосках бумаги зелёного цвета каждый член группы записывает причину возникновения проблемы и приклеивает свою полоску на ватман (одна полоска – одна причина). Обмен мнениями между группами.

8.3. Географический прогноз. К чему может привести возникшая проблема, если не начать её разрешать? На полоске бумаге красного цвета ученики записывают прогноз (предвидение будущего) и прикрепляют свою полоску на ватман. Обмен мнениями между группами.

8.4. Выдвижение идей. Что можно сделать, что бы изменить существующую ситуацию? На полоске бумаги синего цвета ученики записывают свои идеи по решению данной проблемы (одна полоска – одна идея) и прикрепляет её на ватман. Обмен идеями между группами.

8.5. Выдвижение собственного «Я». Что лично сделаю «я», для улучшения сложившейся экологической ситуации? На полоске бумаги жёлтого цвета каждый член группы записывает запланированное им действие и прикрепляет её на ватман. После этого готовый «Ковёр идей» вывешивается на классную доску.

8.6. Оценка реалистичности своих намерений. Каждый ученик получает две цветные самоклеющиеся полоски бумаги: красную и зелёную. Красный цвет означает точность выдвинутых намерений (когда-нибудь я это точно сделаю), а зелёный – возможность осуществления выдвинутых намерений (возможно, я это сделаю или попробую сделать). Участники проекта ещё раз перечитывают свои идеи и идеи других участников и прикрепляют свои полоски на выбранных ими формулировках.

8.7. Презентация проекта. Формулировка выводов (рис. 3, с.13)

В процессе реализации данного метода учащимися были вскрыты причины возникновения проблемы загрязнения атмосферного воздуха выхлопными газами транспорта. Этими причинами являются: резкое увеличение количества автомобилей среди жителей региона; приобретение подержанных автомобилей иностранного производства с повышенной токсичностью; плотная застройка улиц; некачественное топливо.

Все эти причины приведут к изменению климата, так как повышенное содержание СО в атмосфере приводит к возникновению парникового эффекта, что в свою очередь приводит к повышению температуры воздуха, зимней оттепели и летней засухе, повышению влажности воздуха и количества пасмурных дней. Только за последние 5 лет среднегодовая температура воздуха в регионе повысилась на 0,6 0С, в первую очередь за счёт повышения зимних температур воздуха.

Для разрешения данной проблемы учащиеся выдвигали следующие идеи: запретить эксплуатацию автомобилей с повышенной концентрацией СО; заменить ископаемые виды топлива на экологически чистые: водородное, гелиотермическое; высаживать вдоль улиц и дорог деревья и кустарники; пропагандировать вопросы охраны атмосферного воздуха средствами массовой информации.

9. Рефлексия.











- В конце урока я задумался о своей роли в решении экологической проблемы локального характера и в будущем постараюсь применить полученные знания на практике.

10. Домашнее задание: на контурной карте отметить экологически неблагоприятные регионы Беларуси; творческое задание (по желанию): составить обращение к человечеству на любую региональную или глобальную экологическую проблему.


Литература

1. Брылеўскі, М. М. ; Геаграфія Беларусі : вучэбны дапаможнік для 10 класа / М. М. Брылеўскі, Г. С. Смалякоў. – Мінск : Народная асвета, 2012. – 368 с.

2. Галай, Е. И. Антропогенные изменения климата / Е. И. Галай // Геаграфія: праблемы выкладання. – 2002. – № 2. – С. 13–20.

3. Мяцельскі, Ю. М. Праграмныя практычныя работы па агульнай геаграфіі / Ю. М. Мяцельскі // Геаграфія: праблемы выкладання. – 2009. – № 5. – С. 54–56.


Приложения


Таблица 1. Изменение средней температуры воздуха и количества атмосферных осадков с 2005 по 2014 гг.

Годы

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Средняя температура

января, 0С

-6,1

-6,2

-5,8

-6,0

-5,7

-6,3

-6,2

-5,9

-5,8

-5,7

Средняя температура

июля, 0С

17,9

18,5

17,7

18,6

19,3

19,4

19,0

19,7

20,1

20,0

Среднегодовая температура, 0С

5,9

6,15

5,95

6,3

6,8

6,55

6,4

6,9

7,15

7,15

Среднегодовое количество осадков, мм

642

638

635

633

627

623

654

620

626

617




Рис. 1. График среднегодовых температур воздуха и диаграмма атмосферных осадков для аг. Полочаны








Таблица 2. Коэффициент токсичности выбросов по типам автотранспорта, г / км [2, с.14]

Тип автомобиля

Коэффициент токсичности (Кт)

Легкий грузовой

2,3

Средний грузовой

2,9

Тяжелый грузовой

0,2

Автобус

3,7

Легковой

1,0

Трактор

0,3









Рис. 2. Динамика движения транспорта по центральной улице аг. Полочаны









Загрязнение воздуха выхлопными газами транспорта транспорта
















Я





Причины возникновения проблемы Реализация идей


Прогноз Конкретное действие


Реализация собственного «Я»:


обязательно сделаю возможно сделаю


Рис. 3. Реализация метода «Ковёр идей»


13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!