Просмотр содержимого документа
«Экологическая настольная игра»
Настольная игра «Экологическая Азбука»
Автор: учитель биологии и химии Хлебалова Александра Борисовна
МБОУ «Базовая Павловская СОШ» Ореховогорский филиал
Чернушинский район Пермский край
Эта игра относится к категории интеллектуальных игр. Эту игру можно проводить как внеклассное мероприятие на предметной неделе; как сетевое мероприятие на встрече нескольких команд из разных школ. Игра проходит очень быстро и энергично. Детям интересно находить смысл и значение изображений, которые не являются очевидными. Автор проводил подобные игры среди учащихся разных ступеней обучения. В качестве модели использованы методические рекомендации педагогов Центра детского творчества г. Чернушки
Цель игры: создать условия для креативного мышления детей
Задачи:
Формировать навыки работы в команде;
Научить добиваться высоких результатов в процессе мыслительной деятельности;
Привить интерес к решению нестандартных ситуаций;
Способствовать возникновению желания «брать» трудные вопросы и не отступать перед ними;
Современные «Азбуки» проводятся с помощью презентаций. Мне больше нравится настольный вариант. Игра «Экологическая азбука» проводится среди нескольких команд: 2 -3 и более. Возраст участников для этой разработки: 6 – 9 класс. Команды могут быть сборные: в составе команды играют учащиеся из разных классов. Оптимальное число игроков в одной команде – от 4 до 5 человек. Члены команды имеют свои роли:
«Ласточка» - относит ответ, и получают следующий лист с буквой
Капитан – за ним остается последнее слово при выборе верного ответа
«Хранитель времени» - следит за временем работы команды
«Рождающий идеи» - подбрасывает новые идеи для обсуждения ответа
«Аналитик» - проводит обсуждение идей, способствуя выбору верного ответа
Роли устанавливаются спонтанно или тренер (учитель) делает это перед игрой в процессе тренировок. Каждая команда играет за отдельным столом. По сигналу Ведущего (учитель) команда получает лист с фотоизображениями. Надо за 1 минуту подобрать слово, которое одинаково бы подходило для всех изображений. Ответ пишется на отдельном листе бумаги. Через минуту лист отправляется в жюри игры. У каждой команды есть маркировка или название, которые прописываются на листе ответов.
Ответ можно сдать раньше срока. Жюри это обязательно отметит. За каждое правильно найденное слово или словосочетание команда получает 1 балл. За неверные ответы команды не наказывается (баллы у команды не отбираются). На всю игру отводится 20 минут. Мероприятие займет 30 минут с учетом проведения инструктажа перед игрой.
Рефлексия проводится сразу после объявления результатов всей игры и победителей. Высказываются члены жюри и члены команд. Можно провести рефлексию с помощью опросных листов.
Анализ результатов игры проводит тренер (учитель) на следующий день после проведения игры, когда улягутся все «страсти» и утихнет «досада» на другую команду и жюри. Тренер обсуждает результаты за «круглым столом» и, обязательно, указывает на сильные и слабые стороны работы команды. Возможно, придется поменять роли членов команды.
Приложение – некоторые примеры карт
Чернушинский район Пермский край
Буквы и слова игры
А – автотрофы
Б – биосфера
Г – гетеротрофы
Д – демография
З – загрязнение
К – круговорот веществ
М – мутации
Н – ноосфера
О – охраняемые территории
П – природные ресурсы
Р – редуценты
С – селекция
У – урбанизация
Ф – факторы
Э – экологическая ниша
Я – «ядерная зима»